Помощник Поликарпа, солдат Авдей, был противоположного характера. Он был горяч, вспыльчив и страстно предан штунде, которой научился в бытность свою на юге России, в Николаеве. Разумностью Авдей не отличался. Зато он мог с силой выкрикивать разные возражения против Православной Церкви, – чем и покорял сердца своих неразборчивых «братьев». Подойдя к столу, сектанты поклонились нам и стали вынимать из карманов маленькие евангельица. Народ притих. О. Герасим пригласил всех пропеть «Царю небесный». Пели и сектанты. Потом он объявил, что беседа будет о крещении младенцев. Просил православных слушать внимательней, а сектантов умолял быть кроткими, терпеливыми и безпристрастными, – без чего нельзя рассуждать о предметах веры ( 1Пет.3:15 , ср. 2Тим.2:24–25 ). Беседу начал я речью о всеобщей греховности людей пред Богом. «Дорогие братья! – сказал я. – Бывают минуты, когда страсти плотские утихают в нас и голос совести раздается особенно громко в душах наших. Что мы тогда чувствуем? Не поражает ли сердце наше скорбь о своей нечистоте и греховности пред Богом? Не готовы ли мы бываем в такие святые минуты воскликнуть вместе с блудным сыном: «Отче! Согрешили мы против неба и пред тобою, и уже недостойны называться сынами твоими " … ( Лк.15:18–19 ). И если нас – христиан, порою, зазирает так совесть, – что сказать о древних, необлагодатствованных людях? Они, бедные, погибали во грехах своих. По свидетельству кн. Бытия, уже в допотопном мире «велико было развращение человеков... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» ( Быт.6:5 ). От этой греховности не омыли людей и волны всемирного потопа. После жертвоприношения Ноя, Сам Господь сказал: " не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческаго – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). В позднейшее время, св. царь Давид исповедал, что пред очами Всевидящего Бога люди все «равно непотребны; нет делающаго добро, нет ни одного» ( Пс.13:2–3 , ср. 142:2 и др.). То же слышим из уст Премудрого Соломона: «нет человека на земле, который не грешил бы» ( 3Цар.8:46 ), или по другому его выражению: «нет человека праведнаго на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 , ср. Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признает и страдалец Иов. Он восклицает: " кто бо чист будет от скверны ни кто же. аще и един день житие его на земли» ( Иов.14:1–5 ). А пр. Иеремия так описывает развращенность своих современников: «каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его? " ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Помощник Поликарпа, солдат Авдей, был противоположного характера. Он был горяч, вспыльчив и страстно предан штунде, которой научился в бытность свою на юге России, в Николаеве. Разумностью Авдей не отличался. За то он мог с силой выкрикивать разные возражения против Православной Церкви, – чем и покорял сердца своих неразборчивых «братьев». Подойдя к столу, сектанты поклонились нам и стали вынимать из карманов маленькие евангельца. Народ притих. О. Герасим пригласили всех пропеть «Царю небесный». Пели и сектанты. Потом он объявил, что беседа будет о крещении младенцев. Просили православных слушать внимательней, а сектантов умоляли быть кроткими, терпеливыми и беспристрастными , – без чего нельзя рассуждать о предметах веры ( 1Петр.3:15 ; ср.: 2Тим. 2:24–25 ). Беседу начал я речью о всеобщей греховности людей пред Богом. Дорогие братья! – сказал я. Бывают минуты, когда страсти плотские утихают в нас и голос совести раздается особенно громко в душах наших. Что мы тогда чувствуем? Не поражает ли сердце наше скорбь о своей нечистоте и греховности пред Богом? Не готовы ли мы бываем в такие святые минуты воскликнуть вместе с блудным сыном: «Отче! согрешили мы против неба и пред тобою, и уже недостойны называться сынами твоими...» ( Лк. 15:18–19 ). И если нас христиан, порою, зазирает так совесть, – что сказать о древних, необлагодатствованных людях? Они, бедные, погибали во грехах своих. По свидетельству кн. Бытия, уже в допотопном Мире «велико было развращение человеков... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» ( Быт.6:5 ). От этой греховности не омыли людей и волны всемирного потопа. После жертвоприношения Ноя, Сам Господь сказал: «не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). В позднейшее время, св. царь Давид исповедал, что пред очами Всевидящего Бога люди все «равно непотребны; нет делающего добро, нет ни одного» ( Пс.13:2–3 ; ср.: Пс.142:2 и др.). Тоже слышим из уст Премудрого Соломона: «нет человека на земле, который не грешил бы» ( 3Цар.8:46 ), или по другому его выражению: «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 ; ср.: Прит.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признает и страдалец Иов. Он восклицает: «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). А пр. Иеремия так описывает развращенность своих современников: «каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ; ср.: Дан.9:5,20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

5–10 ст. Следует объяснение такого странного повеления. Выслушав повеление – запечатать откровение, «пророк увидел двух таинственных мужей, стоящих по ту и другую сторону реки (5 ст.), из которых один вопрошал третьего, одетого в льняную одежду и стоящего поверх воды: когда будет конец чудес, о которых ты сказал (6 ст.)? В ответ на этот вопрос муж, стоящий над водами, поднял руки к нему (в знак клятвы – ср. Быт. 14:22 ), поклялся именем Божиим (клятся живущим во веки), что все это узнают по скончании времени, времен и полвремени, когда совершится рассеяние силы народа святого (7 ст.). Не понимая вполне значения сего ответа, пророк и сам предложил вопрос: «Господин, какой конец всего этого» (8 ст.) – и получил в ответ повторение того, что уже слышал раньше: «сокрыты и запечатаны слова эти даже до конца времени» (9 ст. ср. 4 ст.), с присовокуплением, что все это уразумеют не все. а лишь те избранники, которые путем испытаний очистятся, подобно тому, как металлы очищаются огнем, для нечестивых же беззаконников это останется сокрытым» (10 ст.). Се два инии стояху, один на одном берегу, а другой – на другом (5 ст.), т. е. другие два кроме упоминаемого ниже облеченного в ризу льняную, иже бяше верху воды речныя (6 ст.). Этот последний был тот самый муж из горнего мира, который явился пророку близ реки Тигра (ср. 10:4–6). Подобно сему и иные два были также обитатели мира духовного. – Воздвиже (муж стоящий вверху воды) десницу свою и шуйцу свою на небо (ср. Быт. 14:22 ) и клятся живущим во веки, яко во время и во времена и в полвремене, егда скончается (совершится) разсыпание руки (в русск. – «силы») людей священных, и уведят сия вся (7 ст.). Подобно пророку и св. ап. Иоанн видел в видении ангела, стоящего на море и на земле, который, подняв руку к небу, клялся живущим во веки веков, т. е. Богом, сотворившим небо, землю и море, и все, что в них ( Апок. 10:5–6 ). Так для уверения в истине употребляют клятву и ангелы, и даже Сам Господь ( Ис. 49:18 ; Евр. 6:13 ). В данном случае предметом клятвы ангела было уверение пророка в той истине, что бывшее ему откровение, которое повелено запечатать, сделается для всех известным (уведят сия вся) по миновании времени, времен и полувремени, именно – когда совершится (егда скончается) рассеяние силы (руки) народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Глава 3 Руфь просит у Вооза брака во имя закона ужичества. Руф.3:1 .  И сказала ей Ноеминь, свекровь ее: дочь моя, не поискать ли тебе пристанища, чтобы тебе хорошо было? Ноеминь начинает хлопотать об устроении судьбы Руфи, о доставлении ей того «покоя» (евр. manoach), которого она давно желала обеим невесткам ( Руф. 1:9 , menuchah), – супружества и жизни под защитой мужа. Руф.3:2 .  Вот, Вооз, со служанками которого ты была, родственник наш; вот, он в эту ночь веет на гумне ячмень; Руф.3:3 .  умойся, помажься, надень на себя [нарядные] одежды твои и пойди на гумно, но не показывайся ему, доколе не кончит есть и пить; Руф.3:4 .  когда же он ляжет спать, узнай место, где он ляжет; тогда придешь и откроешь у ног его и ляжешь; он скажет тебе, что тебе делать. Ноеминь намерена устроить брак Руфи с Воозом на основании закона родства, или ужичества (ср. Чис. 27:1–11, 36:1–9 ), – так называемый брак левиратный (ср. Втор. 25:5–10 ), от которого, по ее мнению, Вооз не должен был отказываться (юридически) и не мог сделать этого (нравственно) ввиду известного обращения с Руфью (гл. II). Мера для сближения с Воозом, указанная ею Руфи, всецело отвечает правовым и нравственным понятиям древнееврейского уклада жизни, санкционированным законом, и никоим образом не может быть оцениваема с точки зрения европейских христианских понятий. (Ср. блаженного Феодорита , вопр. 2 на кн. Руфь: «Иные порицают и Ноеминь и Руфь, первую за то, что внушила, а последнюю за то, что послушалась и исполнила, т.е. спала у ног Воозовых»). Хотя буква закона ( Втор. 25:5–10 ) не говорит прямо об обязанности других родственников – не братьев – восстанавливать семя бездетно умершему путем левиратного брака, однако дух закона, без сомнения, налагал эту обязанность и на них, хотя позднейший буквализм раввинов не распространял этой обязанности даже на брата, родившегося после смерти умершего бездетным брата его (Мишна, Иевамот II, 1–2). Веяние хлеба в Палестине (ст. 2) в древности и теперь происходит перед вечером, так как около 4-х часов пополудни обычно дует благоприятный для сего ветер с Средиземного моря (W. Nowack, Hebraische ArshaoIogie, Bd, I, leipzig. 1894, S. 233–234). Омовение, умащение тела и возложение торжественных одежд (вместо, вероятно, «одежды вдовства» (ср. Быт. 38:14 ); по Мидрашу, S. 44, Руфь надела одежды субботние или праздничные) – эти действия Руфи по совету Ноемини аналогичны приготовлениям невесты к браку (ср. Иез. 16:9–13 ) и в данном случае были расчитаны произвести наиболее выгодное впечатление на Вооза. Той же цели имело служить, по мысли Ноемини, свидание Руфи с Воозом после трапезы последнего, когда «развеселится сердце его» (ст. 7), т.е. в хорошем расположении его духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(1) В ответ на огромные потрясения – гибель Северного Царства в 722г. до н.э., причину которой JG видит в отступничестве Израиля (эта мысль получает выразительное повествовательное воплощение в истории о золотом тельце), и завоевание земель ассирийцами, а также их дальнейшие территориальные претензии (ассирийская пропаганда обосновывала свои притязания с помощью указаний на бога Ассура) – JG вырабатывает противоположную концепцию: Яхве, заключив завет с Израилем, передал Израилю в собственность землю, чтобы Его почитали там в качестве единственного и истинного Бога Израиля. Таким образом, JG становится программным текстом для «воинственного» почитания единого Бога Яхве («нетерпимая монолатрия»; ср. обоснование запрета на почитание чужих богов в Исх.34:14 : «Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Яхве; потому что имя Его – “Ревнитель”»; это определение Яхве дополняет богословие имени Бога Исх.3:13–14 , также пришедшие из JG!). В культовой и сакрально-правовой направленности преимущественного права Иерусалимского исторического произведения можно увидеть два момента, на основе которых можно делать предположения о датировке: 1. чудесное спасение Иерусалима, места дома Яхве, от ассирийцев в 701г. до н.э. и 2. религиозная политика, которая со времени вступления на престол Манассии (699г. до н.э.) стала приобретать все более синкретический характер ( 4Цар.21:7 : «И поставил Манассия истукан Астарты, который сделал, в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: “в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю Имя Мое навек”»; ср. Исх.32:4 , об Аароне: «Он сотворил из них истукан, и сделал из них литого тельца…» 33 ). Мы видим, что JG – продолжение и подтверждение истории завета Яхве с Его народом – направлено как против реальной и/или идеологической угрозы, исходящей от ассирийской империи (ср. также определение границ земли в Быт.15:18 ), так и против смертельной (ср. гибель Северного Царства) опасности отступничества самого Израиля (ср. Манассия), а потому есть основания датировать JG временем правления Манассии (699–643 гг. до н.э.) или, лучше, первыми годами царства Иосии (641–609).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

«Я посреди вас», т.е. Я не отделяюсь от вас, не ставлю Себя на пьедестал (ср. Мк.10:45 ). «Как служащий», т.е. как обыкновенный раб, служащий за столом. Конечно, это выражение только символ самоуничижения Христа в отношении к людям. Лк.22:28 .  Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, Впрочем, Господь не отрицает, что апостолы имеют действительные заслуги, которыми они стоят выше других людей. Но эти заслуги их состоят только в том, что они переносили вместе со Христом различные испытания, которым Он подвергался во время Своего смиренного служения человечеству (ср. Евр.2:18, 4:15 ). Лк.22:29 .  и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, «И Я завещаваю...» Т.е. и Я, со Своей стороны, в награду за вашу верность завещаю или назначаю вам (ср. 2Пар.7:18 ; Быт.15:18 ) Царство или господство, владычествование ( βασιλεαν без всякого определения), как и Мне Отец Мой предназначил господство. Конечно, то и другое – и владычество Христа и владычество апостолов – будут иметь место в Мессианском Царстве (ср. 1Кор.4:8 ; 2Тим.2:12 ). Лк.22:30 .  да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. «Да ядите и пиете...». Это цель, с какой дает апостолам Христос их владычественные права. Они должны вкушать на трапезе Христовой, как здесь вкушали с Ним. Это указывает на теснейшее общение их со Христом в Мессианском Царстве (ср. Лк.13:29 ; Мф.8:11 ). «Сядете...» (см. Мф.19:28 ). Слово «двенадцать» здесь опущено по сравнению с содержащимся в Евангелии Матфея изречением, потому что тут уже Христос мыслит не 12, а 11 апостолов (без Иуды). Лк.22:31 .  И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, Предсказание об отречении апостола Петра евангелист Лука излагает в оригинальной форме, не руководясь ни Евангелием Марка, ни Евангелием Матфея, и затем помещает его не на том месте, какое отведено ему в первых двух Евангелиях, т.е. относит не ко времени по выходе с вечери, а еще ко времени пребывания в горнице, где происходила вечеря. Думать (как еп. Михаил), что Господь не раз повторил изречение об отречении Петра, нет никаких оснований, и потому можно сказать, что евангелист Лука просто нашел нужным согласно плану, какой он имел в уме, поместить это предсказание раньше, чем первые два евангелиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

90:7). Когда же удалился и отступил в бездну, место убежища своего, то и здесь также (Господь) подверг его преследованию, когда освободил связанных там и вывел заключенных. Догадываясь об этом, он побудил распинателей говорить: «сойди, сойди, чтобы мы видели и веровали в Тебя» (ср.: Мк. 15:32), дабы таким образом он, как ветер пылающий и губительный, мог оставаться спокойным в твердыне своей. «Видел Я сатану, спадшего с неба, как молния» (Лк. 10:18), — не так, как если бы он (на самом деле) был на небе; сего отнюдь не обозначает (и то), что говорит: «выше звезд небесных положу престол мой» (ср.: Ис. 14:13); но видел, говорит, сатану от своего величия и от своей власти и господства с неба падающим как молния. Не с неба спал, потому что и молния, которая происходит из облака, падать с неба не может. Итак, почему сказал: «с неба спал как молния»? Потому что сатана во мгновение ока повержен был пред победоносным Крестом! После того, как ничтожные люди были помазаны и получили посольство Пославшего их, и пошли с необычайными знамениями для изгнания болезней, скорбей и других печальных бедствий, присовокупляется, что сатана внезапно, как молния из облака, пал от своей власти. И как молния, исшедшая из своего места, никогда не возвращается обратно, так и сатана упал и никогда не восстанет вновь в своей власти, Поскольку правда попустила змию жалить [буквально: «подбегать»] в пяту (Быт. 3:15), то милосердие посредством Креста возвысило пяту, дабы, получив обратно силу, она преодолевала змия. Сие объясняет следующими (словами), говоря: «и на всю силу вражию» (Лк. 10:19), которая сокрушена Крестом. Далее говорит: «вот дал вам власть наступать на змей и скорпионов» (Лк. 10:19), потому что разрушил заблуждение, царствовавшее чрез змия, дабы воцарилась истина Того, Кто дал власть наступать на змия и скорпионов, то есть на царя их (сатану). Поскольку он поразил пяту Евы, то попрала его нога Марии. «Благодарю Тебя, Отец небесный (в греческом тексте говорит: «Благодарю Тебя, Отче, Господи неба и земли»), что утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (ср.: Лк. 10:21). Так как мудрые восстают против веры и не принимают (ее) в простоте, то она утаена от них. «Никто не знает Отца… кроме Сына» (Мф. 11:27). Ибо кто знает Мысль, как не Слово, происходящее из Нее? А Сын есть Слово, превосходящее всякое разумение, и все движения помыслов, какие возникают, оказываются ниже Его. Если бы познание происходило (только) при помощи зрения и слуха, то необходимо было бы, чтобы всякий, кто однажды видел Господа, знал бы Его. «Если бы, — говорит, — познали, то не возвели бы Его на Крест» (ср.: 1 Кор. 2:8). И Сам сказал: «Отче, прости им, ибо не знают» (Лк. 23:34). Так же и солнце, и луна, и деревья [ср. Мф. 21619, где рассказывается о проклятой смоковнице], и камни видимо воздали Ему честь, но не имели о Нем никакого познания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Апостол также высказывает нечто сходное, когда говорит: «Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного» ( Гал.4:1–2 ). Таким образом, он – ребенок, «питаемый молоком», и «несведущ в слове правды», он не может принимать твердую пищу Божественной премудрости и знания закона (ср. Евр.5:13–14 ), не способен сопоставить «духовное с духовным» ( 1Кор.2:13 ). Он еще не может сказать: «А как стал мужем, то оставил младенческое» ( 1Кор.13:11 ) и поэтому «ничем не отличается от раба» ( Гал.4:1 ). Но, «оставив начатки учения Христова» ( Евр.6:1 ), он возносится к совершенству и ищет «горнего, где Христос сидит одесную Бога», о горнем помышляет, а не о земном ( Кол.3:1–2 ), и смотрит «не на видимое, но не невидимое» ( 2Кор.4:18 ), и в Божественном Писании следует не букве, которая убивает, но духу, который животворит (ср. Кор.3:6). Исходя из всего этого, он, несомненно, будет тем, кто не принимает «духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но» принимает «Духа усыновления, Которым взывает: “Авва, Отче!”» ( Рим.8:15 ). 6 . Итак, Агарь пошла и «заблудилась в пустыне» ( Быт.21:14 ), и поднял вопль отрок, а Агарь отошла от него и села поодаль, сказав: «Не хочу видеть смерти отрока» ( Быт.21:16 ). И когда он был уже оставлен, как умерший, и стенал, ангел Господень воззвал к Агари, и открылись «глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою» ( Быт.21:19 ). Как можно эти слова соотнести с историческими событиями? Ибо где мы находим, что Агарь закрыла глаза и позже они открылись? Разве духовное и мистическое значение этих слов не яснее светлого дня, что люди, «рожденные по плоти», оставлены и страдают от голода и жажды, однако испытывают они «не голод хлеба и не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ), до тех пор, пока глаза иудеев не откроются? Это – то, что Апостол назвал «тайной»: это ослепление «произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется» ( Рим.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2.1. Послушаем, однако, что Божественное слово говорит Моисею. Написано: «И сказал Господь Моисею, говоря: вот, Я взял левитов из среды сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых; левиты должны быть Мои, ибо все первенцы – Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь» ( Чис.3:11–13 ). Левиты взяты вместо первенцев, притом что сами первенцами не являются. Ведь Левий рожден Лией третьим; первый – Рувим, Симеон – второй, а Левий – третий (ср. Быт.9:32–33 ). Теперь же те, кто не есть первенцы, взяты как первенцы. 2.2. Следует ли нам верить, что все это написано в законе Божьем бесцельно? Разве не научает это нас тому, что у Бога первенцы не те, кто суть первые по плотскому рождению, но те, кого Сам Бог , исследовав устроение их ума, принимает в число первенцев? Так, Иаков, рожденный позднее, был признан Богом первенцем и вследствие слепоты отца принял по Божественному произволению благословение первородства (ср. Быт.27:1 и далее). Ибо по устроению его сердца, открытого Богу, «когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого» ( Рим.9:11 ), Господь говорит о них: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» ( Мал.1:2–3 ). Таким образом, сыны Левия не первенцы по плоти, но взяты вместо первенцев, и потому быть взятым вместо первенцев – участь много слаще, чем родиться первым. 2.3. Сказано: «Вот, Я взял левитов из среды сынов Израилевых» ( Чис.3:12 ). Скажи просто: «Я взял левитов из сынов Израилевых». Зачем прибавляешь «из среды» сынов Израилевых? Из какой же «среды»? Как мы сказали выше, Левий – третий из сынов Израиля. И потому я хочу знать, из какой «среды» взяты левиты. В Писании я нахожу, что благословенная сонамитянка, взявшая некогда на себя заботу о пророке, твердо ответила израильскому царю, хотевшему что-то сделать для нее, сказав: «В среде своего народа я живу» ( 4Цар.4:8–13 ). И еще более чудесным видится мне написанное в Евангелии о Господе нашем и Спасителе, когда Иоанн говорит: «Стоит в среде вашей Некто, Которого вы не знаете» ( Ин.1:26 ). И потому я думаю, что можно сказать «стоит в среде» о Том, Кто никогда не сворачивал «ни направо, ни налево» (ср. Чис.20:17 ), Кто «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:22 ). А так как Он стоит всегда, сказано, что Он «стоит в среде»; и если кто-то подражает Ему, как все святые, как та благословенная женщина, о которой мы говорили выше, то о нем не говорят, что он «стоит» – ведь не может быть, чтобы он никогда не сворачивал «ни направо, ни налево», ибо никто не «родится чистым от нечистого, даже если дней жизни его – один» ( Иов.14:4–5 ), но говорят, что он живет «в среде своего народа» ( 4Цар.4:13 ). Поэтому и левиты взяты «из среды сынов Израилевых» ( Чис.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3. Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. (Тлением истлеет земля, и расхищением расхищена будет земля: уста бо Господня глаголаша сия). Совершив разрушение и расхищение на земле, Господь не восстановит прежней жизни, напротив, все предаст полному, совершенному тлению посредством меча, огня и знойного ветра пустыни (ср.13:5–6,9; 17:13; 19:4–7; 21:14–15; 23:13; Иер.4:11–13 и др.). И это исполнится непреложно, потому что таково есть определение воли Божией, высказанное «устами Господа», т.е. боговдохновенным пророком ( Плач.1:18 ). 4–5. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. (Восплакася земля, и растленна бысть вселенная, восплакашася высоцыи земли. Земля бо беззаконие сотвори живущих ради на ней, понеже преступиша закон и измениша заповеди, разрушиша завет вечный) . Поверхность земли будет представлять плачевный вид, потому что покроется прахом развалин, подобно тому, кто, оплакивая невозвратимую потерю, покрывает свою голову прахом. Тогда будут оплакивать свое безвыходное положение все «высокие на земле», а именно – жрецы, властелины, продавцы, заимодавцы (ст.2) и всякие люди, стоящие выше других по своему общественному значению (ст.21; ср.2:12–17). Прах развалин на земле будет образом проклятия Божия на ней за то, что на земле совершилось беззаконие живущими на ней, потому что люди нарушали всякий закон – как естественный закон ума и совести, так и сверхъестественное откровение воли Божией, выраженное в заповедях; а вместе с тем нарушили и завет вечный, основанный на истинной вере в единого Бога, в противоположность безумию идолопоклонства, и на вере в грядущего Искупителя-Христа (ср.ст.15–16,18; ср. Быт.6:5–7,11–13,17–18; 9:8–11 и сл.). 6. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей. (Сего ради проклятие пояст землю, яко согрешиша живущии на ней: сего ради убози будут живущии на земли, и останется человеков мало).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010