2408. Свт. Амвросий приводит истолкование термина (Еф. 4. 16). 2409. См.: Еф. 2. 21–22. 2410. Ср.: Еф. 1. 21. 2411. Ср.: Еф. 4. 15. 2412. См.: Еф. 4. 16. 2413. Связью воздействия при действии в свою меру (ср.: Еф. 4. 16). 2414. См.: Еф. 2. 21, 22. 2415. Ср.: Еф. 4. 17, 18. 2416. Ср.: Еф. 4. 25. 2417. Ср.: Еф. 3. 23–24. 2418. Ср.: Еф. 4. 26. 2419. Ср.: Еф. 4. 27; Откр. 13. 2, 4. 2420. Ср.: Ин. 13. 27. 2421. Ср.: Пс. 73. 6. 2422. Ср.: Еф. 4. 28, 25. 2423. Ср.: Еф. 5. 14. 2424. Ср.: Еф. 5. 18. 2425. Ср.: Еф. 5. 25. 2426. Ср.: Еф. 6. 13, 18. 2427. Адресатом письма является клир Медиоланской Церкви. 2428. Ср. у Теренция, heaut. 143: faciundo facile sumptum exercirent suom. Аллюзия на это место встречается у свт. Амвросия в Nab. 9. 15; interp. lob. 1. 3. 6; off. 2. 15. 69 (см.: Courcelle P. Recherches sur saint Ambroisë «vies» anciennes, culture, iconographie. P., 1973. P. 42). — Примеч. ред. 2429. Меньший пример, так как здесь уже речь идет о трудах человека, ап. Павла. 2430. См. 4Цар 4. 34. 2431. См. 2Тим. 2. 11; Рим. 6. 8. 2432. См.: Рим. 6. 3, 4. 2433. См.: 4Цар. 4. 34. 2434. Ср.: Евр. 1. 7; Исх. 24. 17. 2435. См.: Сирах. 6. 24–25 (о послушании Божественной Премудрости). 2436. См.: Екк. 4. 13. 2437. Ср.: Лк. 6. 20–23. 2438. Ср.: Пс. 67. 14. 2439. Ср.: Прем. 2. 15. 2440. См.: Пс. 99. 2; 134. 3. 2441. Оронциан — пресвитер, которого крестил и рукоположил свт. Амвросий, не принадлежал к медиоланскому клиру. 2442. Свт. Амвросий дает подробное толкование восхождения души в Песни песней в своем трактате «Об Исааке или душе». — Примеч. ред. 2443. Пророк Михей призывал иудейский народ к покаянию, возвещал пришествие Избавителя из Вифлеема. 2444. Ср. у блж. Иеронима Стридонского (in Mich. 2, 5. 2). 2445. Ср.: Мих. 1. 1. Морасфа (Морешеф–Геф) — селение в Иудейской долине, евр. «владение, наследие». 2446. См.: Мф. 21. 38. 2447. Очевидно, душа иудейского народа, отступившего от Бога. — Примеч. ред. 2448. См.: Мих. 5. 11. 2449. См: Ис. 5. 2, 7. Виноградником пророк называет дом Израилев.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Исходя из этой мистики, мы призваны сотрудничать с делом Божиим. Поступая так, мы сможем расширить Церковь, вывести за пределы чисто человеческой общины, замкнутой на себя. Песнь Даниила включает в странствующий народ Божий все создания. Экология, предлагаемая учительством Папы, основана на этой библейской духовности. Отнюдь не бросаясь в бездну идеологического катастрофизма, она побуждает нас верить, что своим ответственным действием мы можем способствовать восстановлению и сохранению общего дома. В единстве со всем творением мы продолжаем путь, с заботой и уважением к Земле, движимые надеждой на лучшее будущее. Хвала Господу помогает не замыкаться в пессимизме перед лицом кризиса, а верить в то новое, что прорастет из нашего сотрудничества с силой Божией. ПРИМЕЧАНИЯ: Франциск, Laudate Deum (LD), 1. В связи с этим напомним, что Папа Франциск в диалоге с раввином Авраамом Скоркой провел четкое различие между лидером неправительственной организации и лидером общины или Церкви. Ключевое слово для понимания разницы между ними и между этими уровнями — «святость», открытость для «трансцендентного» измерения: ср. J. M. Bergoglio — A. Skorka, On Heaven and Earth. Pope Francis on Faith, Family, and the Church in the 21st Century, London, Bloomsbury, 2013, 38 сл. Ср. LD 1. Ср. LD 61–73. Ср. LD 62. Там же, процитирована энциклика Папы Франциска Fratelli tutti (FT), 68. Ср. LS 83. Ср. LS 100; LD 65. Ср. P. Teilhard de Chardin, La mia fede, Brescia, Queriniana, 1993, 173. Ср. LD 14. Ср. P. Teilhard de Chardin, Il fenomeno umano, Brescia, Queriniana, 1995, 75. Ср. там же, 161 сл. Поэтому появление человека во вселенной представляет собой «революцию» в эволюции и в судьбе вселенной: ср. его же, Il posto dell’uomo nella natura. Il gruppo zoologico umano, Milano, Il Saggiatore, 1970, 46 сл. Ср. его же, Il fenomeno umano, цит., 275. Ср. там же, 249; его же, Il posto dell’uomo nella natura…, цит., 21–23. Ср. LS 68; 118; 119; 208. Ср. LS 222. Ср. LD 13. Ср. LD 21–25. Ср. LD 6. Ср. FT 34; 54. Ср. H. de Lubac, Il pensiero religioso del padre Teilhard de Chardin, Milano, Jaca Book, 1983, 274 сл. Ср. A. Spadaro, «“Abitare la casa terrena abbracciando il cielo”. Il viaggio apostolico di Francesco in Mongolia», в Civ. Catt. 2023 III 517-530. Андреас Гонсальвес Линд SJ 29 марта Источник: La Civiltà Cattolica Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

62 Ср. Пс. 17:30: “С Богом моим восхожу на стену”. В славянском переводе (“Богом моим прейду стену”), так же как и в Септуагинте, речь идет о прохождении “через” стену, о преодолении стены как некоей преграды. 63 Выражение “море жизни” (слав. “житейское море”) встречается у Оригена, Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. авторов. Однако преп. Симеон здесь скорее всего имеет в виду литургический текст: “Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею...” (ирмос канона 6 гласа). 64 Ср. Быт. 2:8—9; Апок. 2:7. Отсюда начинается длинный ряд аллюзий на библейские тексты, в которых преп. Симеон находит отражение своего внутреннего опыта. 65 Ср. Исх. 16 (рассказ о манне небесной). 66 Ср. Числ. 20:8—11 (рассказ о Моисее, который извел воду из скалы). 67 Ср. Исх. 3:2—4 (рассказ о Моисее, которому Бог явился в пламени горящего куста; слав. “неопалимая купина”). 68 Ср. Исх. 3:5. 69 Ср. Исх. 14:21—28 (повествование о Моисее, который провел народ по дну Чермного моря). 70 Ср. Исх. 15:23—25 (рассказ о том, как Моисей превратил горькие воды Мерры в сладкие, бросив туда бревно). 71 Ср. Втор. 32:13. 72 Ср. Исх. 16. 73 Ср. Числ. 17:2—8. 74 Ср. Лк. 1(слова ангела Богородице). 75 Ср. Ин. 9(слова Иисуса слепому). 76 Ср. Ин. 11:38—44 (рассказ о воскрешении Лазаря). 77 Ср. Мф. 27:66. Упоминание о “печатях” (слав. “знамения”) встречается в пасхальных богослужебных текстах. Ср. Пасхальный канон: “Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба” (песнь 6, тропарь). 78 Гимн написан политическим пятнадцатисложником. 79 Здесь и далее на протяжении всего гимна преп. Симеон использует однокоренные слова monachos (монах), monos (один, одинокий), monazon (одинокий, уединенный), monazo (уединяться), memonomenos (отъединенный, отделенный). Передать эту игру слов в переводе не всегда удается. 80 Быт. 2:24. Ср. Мф. 19:5. 81 Ср. 1 Кор. 2:16. 82 Ср. Мф. 5:16. 83 Ср. Ин. 1:9. 84 Ср. Ин. 3:3. 85 Согласно трактату “О небесной иерархии”, приписываемому Дионисию Ареопагиту, все небесные бесплотные силы подразделяются на девять чинов: престолы, серафимы, херувимы, власти, силы, господства, начала, архангелы и ангелы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

83. По словам Чедвика, это изречение в византийских флорилегиях приписывается Плутарху; см. у преп. Максима Исповедника ( Migne J.-P . PG. XCI. 784D. 86а. Интересно сопоставить с 371; см. слова Сократа: Ксенофонт . Воспоминания о Сократе. I.5.4; Philo Alexandrinus . De somniis. I.124; Клим. Алекс . Стром. VII.70. 1. 86b. t_loj eЩsebëaj filprXj QeTn. 89. ­­ 210b. Ср.: Мф 7:12. 90. Ср.: 121а; Epict . Enchiridion. 5. 91b. Cp.: 15. 92. ­­ 404. Ср.: 128. 93. Ср.: 153. 96. Ср.: 11, 23, 102. 97. Ср.: 24. 98. aЩm_rkeian _skei ­­ 334; ср.: 120. 99. Ср.: 128. Недолжное — _topoj. 102. Ср.: 23. 107. оЩ calepXn ™p_ тХ аЩтХ gen_sqai m_ Одно из самых проблематичных изречений. Руфин прибегает к исправлению текста и меняет смысл на противоположный. Чедвик интерпретирует его так: «не раздражайся, когда грешники собираются вместе для целей не греховных». Возможен и следующий перевод греческого изречения: «не трудно, чтобы грешники сошлись во мнениях, не погрешая ». 109. Цитируется Оригеном (Против Цельса. VIII.30. Ср. тж.: блаженный Диадох Фотикийский . Подвижническое слово, разделенное на 100 глав деятельных. 44. /Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Т. 3. 110. Ср.: Мф 15:11,17—18. 113—114. Ср.: Платон . Государство. 379b, 617e. 117. оЩ g_gonaj ™ntruf " swn тН тоа Qeoa paraskeuH. 118. Ср.: 128. 119. Ср.: 19, 276. 120. megaloyuc:a — собственно, не великодушие, а скорее «величие души». Ср.: Аристотель . Никомахова этика. 1123b слл.; Плотин . I.6.6; святитель Иоанн Златоуст . Беседа на 1 Кор. XI.1 ( Migne J.-P . PG. LXI.89. 125—126. Ср.: 290; Клим. Алекс . Какой богач спасется. 3; Ксенофонт . Воспоминания о Сократе. II.1.19—20. 127. Руфин заметно меняет смысл изречения и переводоит: Non oportet contemni ea quibus etiam post depositionem corporis indigemus. 128. Ср.: 92, 99. 129. Ср.: 34, 82е. 130. Ср.: 17. 131. Ср.: 197. 135. Ср.: 58, 59. 138. Чедвик отмечает, что себялюбие Филоном и Климентом Александрийским рассматривается как начало греха. Аристотель различает хорошее и дурное себялюбие (Никомахова этика. IX.8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3914...

361 См. Danielou. Op. cit. P. 290; 293; Braun. Op. cit. P. 204. Следует отметить, что в полемике с Гермогеном, утверждавшим существование наряду с Богом вечной материи и, таким образом, уравнивавшим их в этом отношении, Тертуллиан совершенно отрицал наличие каких-либо степеней в Божестве, ибо Оно есть Наивысшее (summum), а значит, единственное: Divinitas gradum non habet, utpote unica (Adv. Herm., 7). Но в полемике с модалистом Праксеем Тертуллиан выдвигает принцип необходимого порядка наследования единой Божественной сущности для обоснования различия между Лицами Св. Троицы. 362 Tres autem non statu, sed gradu; nec substantia, sed forma; nec potestate, sed specie: unius autem substantiae, et unius status, et unius potestatis; quia unus Deus, ex quo et gradus isti et formae et species, in nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti deputantur. 363 Ita Trinitas per consertos et connexos gradus a Patre de currens et monarchiae nihil obstrepit et oekonomiae statum protegit. 364 Весьма вероятно, что формулу unitas substantiae «единство сущности» Тертуллиан заимствовал из огласительной практики своего времени (см. Braun. Op. cit. P. 151). Это единство не нумерическое (numeri singularitas, Adv. Ргах., 25), но общность сущности, тождество природы, факт совместного обладания одной сущностью (см. Braun. Op. cit. P. 148–150; 189). Возможно видеть в этом определенное влияние стоического учения о пневме (см. выше), служащей объединяющим принципом всех вещей на разных уровнях мирового бытия (ibid. Р. 149; Seneca, Ер. 102.6; Pomponius, Dig., 41.3.30). После Тертуллиана формула unius substantiae «единой сущности» использовалась латинскими богословами IV–V вв. как аналог греческого термина μοοσιος «единосущный», хотя впоследствии была вытеснена термином consubstantialis «единосущный», который встречается в этом значении уже у Тертуллиана (Adv. Herm., 44), правда, не в отношении Лиц Св. Троицы. (В тринитарное богословие его впервые ввел в середине IV века Марий Викторин). Следует отметить также, что Тертуллиан под влиянием стоической физики и тех тварных аналогий, к которым он прибегает, понимает это единосущие Св. Троицы в чисто материальном отношении, подобно единосущию воды в источнике, потоке и реке или древесины в корне, стволе и побеге. «Материальное первоначало (materia mamrix-мamepuhckuй ствол·) остается целостным и невредимым, – настаивает Тертуллиан , – даже если ты заимствуешь у него многие отростки свойств» (plures traduces qualitatum, Apol., 21; ср. Adv. Ргах., 8: Nihil tamen a matrice alienatura qua proprietates suas ducit). В трактате De praescriptione Тертуллиан использует термин materia для обозначения двух природ Христа – Божественной и человеческой (De praescr., 20). О материальном характере терминов substantia и unitas substantiae у Тертуллиана см. также Schlossmann S. Tertullian im Lichte derJurisprudenz//Zeitschrift fur Kirchengeschichte, 27. Gotha, 1906. P. 407–416; Braun. Op. cit. P. 151; 182–183; 190; 194.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

434 De dif. essen. et hyp. 1–3; Ad Graec.//GNO. III. 1. P. 20–21; 32; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 40–41; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 165; C. Eun. I.1.479.1; II.1.133.5; III.5.43.1; Ad Eust.//GNO. III.1. P. 14.20. 438 Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 90.31–91.4; cp. C. Eun. I.1.231–232; I.1.276.5–6; II. 1.475.1–4; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 55.13–16; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 133.22–23. 444 См. C. Eun. II.1.166.9–10; II.1.582.6; III.5.57.1; 58.1; 59.3; 60.2–9; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 43.1–20; De beat. VI//PG 44. Col. 1269A. 447 См. C. Eun. I.1.571–573; II.1.149.4–152.3; II.1.353; II.1.476; Ref. conf. Eun. 124.9–125.6; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 44.7–10; De beat. VI//PG 44. Col. 1268B– 1269B; In Cant. XI//GNO. VI. P. 334.7–8; 335.1; 339.7–8; De op. hom. 6; См. также Meredith. P. 95. 451 См. C. Eun. II.1.582.4–585.5; 149.6–150.1; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 44.14–45.1; Ad Graec.//GNO. III.1. P. 22.4–6; Ad Eust.//GNO. III.1. P. 15.1. 453 C. Eun. I.1.276.1–277.1; cp. C. Eun. I.1.208.5–9; 234–235; Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 92.16–25. 468 См. Adv. Ar. et Sab.//GNO. III.1. P. 71.1–11; 85.19–23; Ad Eust.//GNO. III.1. P. 5.10–14; cp. C. Eun. I.1.499.4–500.3; II.1.14.6–15.6; о незыблемости в Боге Троицы Лиц см. Ad Graec.//GNO. III.1. P. 24.14–24. 470 De op. hom. 5; Or. Cat. 1; Ad Simpl.//GNO. III.1. P. 64.23–65.8; C. Eun. III.6.29.1–6; Ref. conf. Eun. 58.2. 480 См. De dif. essen. et hyp. 2.1–30; Ad Graec.//GNO. III.1. P. 30.20–32.5; Ad Abl.//GNO. III.1, P. 40.5–23; 54.1–4. 486 См. Ad Abl.//GNO. III.1. P. 38.13–15; 40.24–41.7; 46.14–16; Ad Graec.//GNO. III.1. P. 19.15–16; 20.27–21.15; 22.13–24; 26.1–4; 29.9–11; 33.2–5; De dif. essen. et hyp. 4.2–21; 83–87; Ep. 5.9; См. также Cross. 2002. P. 280–281. 490 См. Or. Cat. 1–2; C. Eun. I.1.498.2; II.1.353.9; II.1.356.3; II.1.538.8; III.8.25.5–9; De dif. essen. et hyp. 3.5–12; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 40.16–20; 54.2; De or. Dom. III//Oehler. S. 264.54. 491 См. C. Eun. I.1.277.8–278.2; De dif. essen. et hyp. 4.38–44; Ref. conf. Eun. 12.4–13.8; De or. Dom. III//Oehler. S. 262.19–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

У св. отцов и учителей Церкви доникейского периода представления о Д. еще не оформились в целостное учение. В писаниях мужей апостольских понятие Д. раскрывается в рамках библейского учения о праведной жизни - Д. праведности (ρετ δικαιοσνης - Herma. Pastor. II 1; III 6. 1). Так, в «литературе двух путей» ( «Дидахе» , Каноны святых апостолов , Варнавы апостола Послание и др.) путь Д. отождествляется с «путем жизни», или «путем света», состоящим в соблюдении библейских заповедей любви к Богу и ближнему и воздержании от пороков, и противопоставляется «пути смерти», или «пути тьмы», означающему нарушение этих заповедей (Didache. 1-6; Καν. Απ. 4-14; Barnaba. Ep. 19-21; Herma. Pastor. II 1-12; ср.: Lact. Div. inst. VI 3). Здесь перечисляются такие Д., как любовь, простота, смиренномудрие, целомудрие, чистота, кротость, терпение, милосердие, благоразумие, справедливость, негневливость, нелицеприятие и др. (Didache. 3; Καν. Απ. 11, 19-20; Barnaba. Ep. 19; Herma. Pastor. II 6. 2). В Ерма «Пастыре» впервые ясно выражена идея взаимосвязи Д.: башня, изображающая Церковь, поддерживается 7 женщинами, символизирующими 7 Д.: веру и последовательно рождающиеся от нее воздержание, простоту, незлобие (κακα), чистоту (σεμντης), знание и любовь (I 3. 8). У мужей апостольских часто встречаются призывы к стяжанию различных Д. Так, сщмч. Климент , еп. Римский, обращаясь к коринфским христианам, воздавал достойную честь их «вседобродетельной и твердой вере» (τν πανρετον κα βεβααν πστιν - Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 1) и обосновывал идеал добродетельной жизни (ϒαθοποια) указанием на то, что «все праведные украсились добрыми делами; и Сам Господь радовался, украсив Себя делами» (Ibid. 33). Сщмч. Игнатий Богоносец призывал христиан к стяжанию 2 важнейших Д.- веры и любви, в к-рых заключается «целиком все (совершенство.- Авт.)» (τ λον - Ign. Ep. ad Smyrn. 6). Сщмч. Поликарп , еп. Смирнский, развивал учение ап. Павла о т. н. теологических Д.: «Данная вам вера (πστις) есть матерь всех нас, за ней следует надежда (λπς), а впереди шествует любовь (ϒπη) к Богу, ко Христу и к ближнему. И если кто-нибудь пребудет внутри их, он исполнил заповедь праведности, ибо имеющий любовь далек от всякого греха» ( Polycarp. Ad Phil. 3. 2-3). Он также призывал следовать примеру Господа и быть твердыми в вере, взаимной любви, единстве, терпении и кротости, чтобы «получить похвалу за добрые дела» (Ibid. 9-10). «Стремиться к добродетели и избегать порока, являющегося предшественником наших грехов»,- призывал автор «Второго послания Климента Римского к Коринфянам» ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 10).

http://pravenc.ru/text/178658.html

Кроме того, триадология Тертуллиана разрабатывалась в ходе полемики с еретическими учениями, прежде всего монархианством. В целом, в тринитарном учении Тертуллиана можно выделить две основные стороны: генетическую и онтологическую. В первой рассматривается происхождение Лиц Св. Троицы и Их особые свойства, а во второй – соотношение в Боге единой сущности и Трех Лиц. h11 2.3.2. Генетическая сторона: происхождение Лиц Св. Троицы и Их особые свойства Эта сторона триадологии Тертуллиана всецело определяется понятием οκονομα (divina dispositio, dispensatio, distributio «икономия», «расположение», «распределение») 320 . По словам Тертуллиана , «Таинство икономии располагает Единицу в Троицу, производя Трех – Отца, Сына и Святого Духа» (Adv. Prax., 2) 321 . В триадологии Тертуллиана это ключевое понятие означает особую внутреннюю «организацию» Божественного бытия, внутреннее «расположение», «распределение» единой Божественной сущности по трем Лицам, исключающее ее разделение (divisio, separatio, см. Adv. Prax., 3; 4; 5;13; 16 и др.) 322 . Подобно большинству доникейских богословов, Тертуллиан часто называет единым Богом (unicus Deus, unus Deus, solus Deus) Бога Отца (ibid., 2; 5; 11; 16; 18; Adv. Herm., 45 и др.), Который есть первое Лицо (prima persona) Св. Троицы (Adv. Ргах.,18) 323 . Это Бог невидимый, безначальный (non habens initium), нерожденный (innatus), ни от кого не происшедший, даже от Самого Себя (ibid., 11 324 ; 19 325 ; Adv. Herm., 18). Изначально Бог был один, поскольку ничего не было кроме Него. Впрочем, по мнению Тертуллиана , даже тогда Он был не один: «Он имел с Собою Свой Разум (ratio), Который имел в Самом Себе. Ведь Бог разумен (rationalis), и Разум был в Нем изначально, и именно таким образом от Него все [произошло]. Этот Разум есть Ум (sensus) Божий. По-гречески Он называется Λγος. Мы же переводим этот термин как «Слово» (sermonem)... Хотя скорее следует считать Разум более древним, [нежели Слово], так как Бог еще прежде начала является разумным (rationalis), а не словесным (sermonalis).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Laert. – Диоген Лаертский. Жизнеописания знаменитых философов Epiph. Panar. – Епифаний Саламинский. Панарион Eus. De mart. Pal. – Евсевий Кесарийский . О Палестинских мучениках Eus. НЕ – Евсевий Кесарийский . Церковная история Eus. Praep. evang. – Евсевий Кесарийский . Предуготовление к Евангелию Greg. Tur. Mir. – Григорий Турский . О чудесах Hdt. – Геродот. История Herrn. Mand. – Герм. Пастырь. Установления Herm. Sim. – Герм. Пастырь. Подобия ier. Vita Pauli – Иероним Стридонский . Житие Павла монаха Hipp. Ref. – Ипполита Римский . Опровержение всех ересей Hom. Od. – Гомер. Одиссея Ign. Ер. Eph. – Игнатий Антиохийский . Послание Эфесянам Ign. Ер. Pol. – Игнатий Антиохийский . Послание Поликарпу Ign. Ер. Rom. – Игнатий Антиохийский . Послание Римлянам Ign. Ер. Smyrn– Игнатий Антиохийский . Послание Смирнянам los. AJ – Иосиф Флавий. Иудейские древности Iren. АН – Ириней Лионский . Против ересей Iren. fr. – Ириней Лионский . Фрагменты lust. Apol. I – Юстин Философ. I Апология lust. Apol. II – Юстин Философ. II Апология lust. Dial. с. Tryph. – Юстин. Диалог с Трифоном luv. – Ювенал. Сатиры Lact. De mort. pers. – Лактанций . О смерти преследователей Lib. Orat. – Либаний. Речи Luc. De dea Syr. – Лукиан. О Сирийской богине Luc. De mort. Per. – Лукиан. О смерти Перегрина Luc. Herm. – Лукиан. Гермотим Luc. Iup. trag. – Лукиан. Юпитер трагический 4 Масс. – 4 Книга Маккавеев Macr. Sat. – Макробий. Сатурналии Mart. Agapae – Мученичество Агапы Mart. Apoll. – Мученичество Аполлония Mart. Carpi gr. – Мученичество Карпа (греческая версия) Mart. Carpi lat. – Мученичество Карпа (латинская версия) Mart. Cononi – Мученичество Конона Mart. Dasii – Мученичество Дасия Mart. Epigr. – Марциал. Эпиграммы Mart. Eupli – Мученичество Эвпла Mart. Lugd. – Мученичество Лионских мучеников Mart. Mont. – Мученичество Монтана Mart. Pionii – Мученичество Пиония Mart. Pol. – Мученичество Поликарпа Mart. Pot. et Bas. – Мученичество Потамиены и Василида Mart. Seil. – Мученичество Скилитанских мучеников Mart.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

43 Сюда относится спор, веденный главами партий Георгием Маиором и Амсдорфом. Когда первый в сочинениях своих утверждал, что, хотя человек оправдывается одною верою, однако ж он не может спастись без добрых дел: то АмсдорФ обличал его в Папизме, в отступлении от учения Лютера, в ереси. Сего мало; он в 1559 году издал в свет сочинение, которого заглавие от слова до слова гласит так: Положение, что добрые дела вредны ко спасению, есть верное, истинное, Христианское, проповеданное святыми Павлом и Лютером. АмсдорФ жил и умер в чести, а Маиор скончался в бесславии. См. Walchii Bibliotheca Theolog. 1758, tom. 11 pag. 623. 44 Так сами Протестанты называют Хр. Церковь , и конечно нельзя придумать точнейшего наименования для их общества. «Hoc opere» говорит Герард а Мастрихт о сочинении Миллия, «reipublicae Christianae prodesse voluit». Proleg. N. T. pag. 26. 45 1. Audax hominum genus criticorum natio est: nihil vel profanum vel sacrum est, quod violentas ipsorum manus evadat… ut non minora in Mosen et Davidem, in Petrum et Paulum avsi sint, quam in Polybium et Livium, in Aristophanem et Plautum. Immo integras odas, integros libros haec pestis adoritur, eosque critico veru crudeliter transfixos expungit. Herm. Witzius Miscell. Sacr. tom. 11. pag. 947. 2. Multi e λξει et φpσει Exoticorum scriptorum sacros Dei amanuenses importuna, inofficiosa aut intempestiva sua crisi dijudicant; quae deprehendimus in criticis αθελγοις qui saepe parum fundati in sacris , interpretandi scripturas autoritatem sine vocatione sibi sumunt, quique sola linguarum fiducia freti hoc negotium aggrediuntur. Abr. Calovius in proleg. bibl. Muster, pag. 18. 3.Multi philosophico fastu inflati, rationis suae ulna, quamvis curta, cuncta sibi metienda sumunt. Et quod philosophiae, quam quisque pro captu sibi suo fingit scitis minus consentaneum videtur, id mox, ut Deo indignum rejiciunt, tametsi disertissimis verbis a sanctis Dei hominibus inculcatum sit. Herm. Witzii Miscellan. tom 11. pag. 948. 4. Prodierunt integra systemata profanorum ac detestabilium philosophematum per modum demonstrationum Mathematicis usitatarum… ad incautos implicandos studiose adornata, luxata omni divini verbi avtoritate, soluto omni societalis vinculo et sanctissima fide prostiluta atque irrisa. Camp. Vilring. in Esa. tom. 11. pag. 915.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ob-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010