Они –жалкие рабы своей среды, рабы мира грешного, во зле лежащего. Но если хочешь, христианин, идти за Христом и войти в славу Его, ты должен непременно следовать за Ним, исполнять Его заповеди, смиряться, молиться, любить Его, страдать и терпеть. Т. II. С. 124, 125 892. Пост – драгоценный дар Бога, Он с любовью служит благодатью Своей истинно постящимся Что такое Великий пост ? Он есть драгоценный дар нам Спасителя Нашего, Который Сам постился 40 дней и ночей, не ел и не пил, дар по истине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. И с какою любовью, какими Божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их просвещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями и с невидимыми врагами, – с начальствами и властями, и миродержителями тьмы века сего (ср.: Еф. 6:12 ); научает всякой добродетели и возводит к совершенству, к нетлению и горнему блаженству. Испытали и испытывают это на себе все истинно постящиеся. Т. II. С. 135 893. Помощь бедным, но не тунеядцам, а безработным и больным Люди богатые должны служить бедным, не тунеядцам, конечно, кои не хотят трудиться, а хотят даром есть хлеб; ибо «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Сол. 3:10 ), – говорит Апостол, но тем бедным, кои и хотели бы, но не могут трудиться, или у коих труд нисколько не спорится, труд изнурительный и неблагодарный, или – тем, коим нигде нельзя добыть дела. Т. II. С. 137 894. С Великой Среды и до конца Седмицы – особенно хранить сердце свое для Господа, чтобы спострадать Ему сокрушением и получить от Него мир небесный Нынешний день (Великая Среда) есть день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Души верные, умеющие ценить и чувствовать величайшее самопожертвование для нашего спасения, общего всем нам Господа и Друга! Храните преимущественно с нынешнего дня сердце ваше самым тщательным образом для Него Единого, и не давайте овладевать собою ничему мирскому, тленному, никакой страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

У ап. Павла можно находить не менее определенные и, при том, еще более многочисленные указания на то, что и по его взгляду, именно, сердце человека в его душевной жизни занимает центральное положение, – более центральное, чем его воля, которая, как и у ап. Иоанна, является лишь как бы функцией сердца, особой формой деятельности этого последнего, наряду с нашей познавательной деятельностью. И, действительно, сердце человека, по ап. Павлу, не только является носителем и корнем испытываемых им разнообразных чувств, как, например, чувства печали ( Рим.9:2 ; 2Кор.2:4 ), радости ( Еф.5:19 ; 2Кор.6:11 ), утешения ( Еф.6:22 ), душевного мира ( Кол.3:15 ; Флп.4:7 ), любви, благоволения ( 1Тим.1:5 ; Рим.10:1 ; 2Кор.7:3 ; ср. 1Сол.2:17 ) и т. п.; не только здесь, именно, т. е. в сердце, дана основа интеллектуальной деятельности ( Рим.1:21, 10:6 ; 2Кор.3:15 ; Еф.1:18 и др.; см. выше), – но сердцу человека ап. Павел нередко приписывает и чисто волевые функции и, таким образом, за сердцем признает также значение психического седалища человеческой воли. Так, например, ап. Павел говорит о сердечных намерениях человека ( 1Кор.4:5 ), о похотях человеческого сердца ( Рим.1:24 ), о твердости и непреклонности сердца человеческого (доброго: 1Сол.3:13 ; 2Сол.2:17 ; 1Кор.7:37 ; или злого: Еф.4:18 ), о покорном или непокорном сердце ( Еф.4:5–6 ; Кол.3:22 ) и т. п. (Подробно о воззрениях ап. Павла на значение сердца человека, как центра всей его душевной жизни, см. у Феодора Симона: «Психология Апостола Павла», русский перевод епископа Георгия [Москва 1907], стр. 22–26). Правда, в священных новозаветных книгах иногда, по-видимому, доминирующая роль в душевной жизни человека усвояется не его сердцу, а уму (νος). Особенно часто такого рода места попадаются в посланиях ап. Павла. Ближайшее рассмотрение существа дела показывает, что в подобного рода случаях нам приходится иметь дело лишь с недостаточно устойчивой терминологией священных новозаветных писаний, а не с самопротиворечиями и неустойчивостью в понятиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

А – Богочовека и Христа и Антихриста? О, они располажу огромном, божанском силом. Слободом: да се слободно определе за Христа или Антихриста, за Богочовека или А пред сав Бог , истинити Бог са Вечном Божанском Истином, Вечном Божанском Правдом, Вечном Божанском Вечним Божанским Добром, Вечним Божанским Животом, човека, од свакога греха, од сваке смрти, од сваког и уводи их у Царство у чудесну божанску вечност кроз Богочовечност=кроз Цркву; и пред – сав са лажним истинама, лажним правдама, лажним лажним добрима, иза сав пакао, са са са сваком хулом и сваким злом. Но тебе, нема власти да примора ни Богочовек ни слобода – то врховна човече! Христа или Антихриста, Богочовека или Избор зависи од тебе, само од тебе. Веровати истини, или не веровати, зависи од тебе ( 2Сол.2:12 ). А вера у истину, она и спасава Духом Светим од зла, од греха, од од од Антихриста. Вера у истину? То живот у истини и ради истине. А истине нема мимо Истину, мимо истинитог Бога и Господа, нам Собом донео сву Истину свих светова, из се све истине у човечанском свету нису лажне. Сва Истина=сав Богочовек у Цркви „стуб и истине“ ( 1Тим.3:15 ). А живот у Цркви сав у Духу Светом, у благодати Свете Та благодат, вере и осталих светих врлина и светих удружена са слободом и свето а свето и свето као благодатни поток потекло Духом Светим на дан Свете Педесетнице, и све Христове вере носи у вечни живот, тече и отиче у живот вечни (ср. 2Сол.2:15 ; Ин.4:14, 7:38–39 ). 1:1–12 2Сол.1:1–12:1 Павле и Силуан и цркви у Богу Оцу нашем и Господу Исусу Христу: 2 благодат вам и мир од Бога Оца нашега и Господа Исуса Христа. 3 Дужни смо свагда Богу за вас, као што право, вера ваша веома расте, и множи се свакога од вас вама, 4 тако да се ми сами хвалимо вама по црквама због вашег и вере ваше у свима вашим и подносите. 5 То доказ праведнога суда да се царства за и страдате. 6 праведно у Бога да врати муке онима вас муче, 7 а вама муче с нама кад се Господ Исус с неба с силе 8 у пламеноме, да казни оне не Бога и оне не Господа нашег Исуса Христа. 9 Они бити вечном погибли од лица и од славе силе 10 кад у дан да се прослави у светима и да буде диван у свима га вероваше, сте поверовали сведочанству нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Поэтому вслед за указанием на милость, истину и правду Божию, псалмопевец обращается к прославлению одной только милости Божией: как драгоценна (ср. слав. к умножилъ єс) милость Твоя, Боже! (ст. 8 а ). Милости () или по новозаветному словоупотреблению, благодати Божией, он приписывает и все блага, получаемые спасаемыми. Блага эти: а) душевное спокойствие, в твердом уповании на божественную защиту от всех искушений и бед: под охраною Божией благодати сыны человеческие, как птенцы под сенью крыл своей матери, могут быть спокойными ( надтис имтъ), вполне уверенные в своей безопасности (ст. 8 б ; ср. Пс.90:1–4 ). Твердый в своем уповании на Бога псалмопевец опытно изведал этот дар благодати Божией (ср. Пс.56:2–4 ), почему и окруженный врагами мог говорить: спокойно ложусь я и сплю: ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности ( Пс.4:9 ; ср. 3:6–7). Так и искупленные Иисусом Христом верующие в Него прияли от Бога благодатный дар душевного мира ( Рим.5:1; 14:17; 15:13 ) и всегдашнего твёрдого утешения ( Евр. 6:18 ; 2Сол. 2:16 ), так что могут хвалиться не только надеждою славы Божией, но и скорбями ( Рим.5:2–3 ), ибо по мере умножения страданий Христовых в нас, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор.1:5 ). б) – чувство духовной радости и наслаждения в живом ощущении близости общения своего с Богом (ст. 9). Псалмопевец изображает это под чувственным образом постоянного участия в пиршествах, устрояемых во дворе скинии по принесении мирных жертв, когда участвующие в них приятно веселились, обильно угощаемые лучшими кусками мяса (ср. 1Цар.9:23–24 ) от тучных жертв и сладким вином (ср. Втор.12:7 и 12; 14:23 и 26–29; 27:7; 1Пар. 16:2–3 ; Неем. 8:10 и 12), потому что участие в подобных религиозных пиршествах, так же как к постоянное посещение дома Божия ( Пс.26:4; 25:8; 62:2–3 ) было для него видимым выражением живого общения его с Богом и исполняло его сердце истинным духовным наслаждением и радостию о Господе (ср. Пс.15:8–9; 32:1–3; 64:5; 121:1 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Господ веран – вери нам дао кроз Божанско у вери сва Божанска Истина и Правда и и Живот и у сав Он – Бог Логос, Господ Исус Христос, Богочовек. Зато чудесни Господ веран свима држе ту веру Вечни увек веран свему Свом и свима А су сви држе веру вечном Божанском Истином и Правдом. Господ нас позива на са истинитим Богом и Господом; и Он веран да испуни сва нам у Своме (ср. 1Кор.1:9 ; Евр.10:23 ; 1Сол.5:24 ); и да нас утврди до самога у Истини у Правди у у Вечном Животу Свом, те нас на начин учини богочовечански вечнима и Себи савечнима (ср. 1Кор.1:8 ). А кад вас Он утврди у Свом божанском добру, ко вас раставити од ко отргнути? ко ко завести? Утврдивши вас у Свом Божанском Добру, у Истини, у Правди, у Свом Божанском Животу, Он вас самим тим сачувати од свакога зла, и од свих зала скупа, и од самог врховног творца и началника зла у свима световима – у правом и савршеном смислу зао= πονηρς. Господ вас и може избавити од лукавога, од нечастивога, зато нам и наложено у Молитви да Му се молимо: „и избави нас од лукавога“ – π το πονηρο; зато вас Од и може сачувати од свакога зла, и од Свезла – Само истинити Бог и Господ Исус Христос, кроз свете и свете врлине живи у вама, може вас сачувати од нечастивога, и од сваког зла (ср. Ин.17:15 ). само обучени у „у све ви „погасити све стреле нечастивога“ – το πονηρο ( Еф.6:16 ), он на вас кроз кроз грехе, кроз страсти, кроз сласти. И не само то, него: Господом „у речи и делу добром“ ( 2Сол.2:17 ), и ( Кол.2:9–10 ), ви надвладати и самог Нечастивог – τν πονηρν, и сва зла што су у од и иза ,(ср. 1Ин.2:13–14 ). У светом од Оца кроз Сина у Духу Светом, ми знамо, ако будемо живели у свету као духовни и благодатни синови нас дохватити Нечастиви (ср. 1Ин.5:18 ), Бог наш у нама, Бог наш што свако зло. И када Сатана „са сваком силом“ удари на вас кроз наопаке и зле веран Господ да вас избави од наопаких и злих су и у злу постали „синови нечастивога“=ο υο το πονηρο ( Мф.13:38 ). Господ кроз свету почео у вама добро дело, ваше вечно добро дело, вас одвести у вечно Царство славе Он га и довршити у вама до дана Страшнога суда (ср. Флп.1:6 ; 1Кор.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

14. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается. Ст. 14 ср. Ис.35:10; 51:11 ; Ин.16:22 . Чада Сиона, видя пришествие Господа, возрадуются сердцем своим, и кости их прозябнут подобно зелени. Но откровение силы Господа, радостное для рабов Его, вместе с тем будет страшно для врагов Его. Словам: и ксти ваш к трава прозбнтъ бл. Феодорит даёт такой смысл: «Чрез Своих проповедников Я не только доставлю вам всяческое утешение относительно настоящей жизни, но исполню вас всяческой радости и в небесном граде, даруя воскресение из мёртвых». Указание на воскресение бл. Феодорит находит в сравнении прозябания костей с травой (ср. Иез.37 ). єі. Се бо, гдь к гнь прїидетъ, и к бр колєсницы єг, воздати ростїю мщенїе сво и прещенїе во пламени гненн: 15. Ибо вот, придёт Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнём. Ст. 15. Для возмездия врагам Своим, Господь придёт в огне и с колесницами, подобными вихрю (ср. Пс.49:3 ). Бл. Феодорит относит эти слова ко времени славного пришествия Христова (ср. Мф.24:30 ; 2Сол.1:8 ). Но и о первом Своём пришествии Христос Спаситель говорит: огн прїидохъ воврещ на землю ( Лк.12:49 ); не мните, к прїидохъ воврещ миръ на землю: не прїидохъ воврещн миръ, но мечь ( Мф.10:34 ). Под колесницами Господа бл. Иероним разумеет здесь ангельские власти (ср. Пс.17:11 ). Вместо=в р.-с, в огне, 70 читали: , почему: ς πρ= к огнь. гнемъ бо гднимъ сдитис бдетъ вс земл, и мечемъ єг вска плоть: мнози звени бдтъ гда. 16. Ибо Господь с огнём и мечом Своим произведёт суд над всякою плотью, и много будет поражённых Господом. 17. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут, говорит Господь. Ст. 17. Тогда погибнут отступившие от Господа и закона Моисеева иудеи, совершавшие суеверное очищение в садах, евшие свиное мясо (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Ст. 15. Для возмездия врагам Своим, Господь придет в огне и с колесницами, подобными вихрю (ср. Пс. 49:3 ). Бл. Феод. относит эти слова ко времени славного пришествия Христова (ср. Мф. 24:30 ; 2Сол. 1:8 ). Но и о первом Своем пришествии Христос Спаситель говорит: огня приидох воврещи на землю ( Лк. 12:49 ); не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч ( Мф. 10:34 ). Под колесницами Господа бл. Иерон. разумеет здесь ангельские власти (ср. Пс. 17:11 ). Вместо =в р.-с. в огне 70 читали: , почему: ς πρ=яко огнь. Ст. 16. Господь будет судить плотское человечество посредством огня и меча ( 2Петр. 3:3 ; 1Кор. 3:13 ), и много будет пораженных Господом ( Иер. 35:33 ; Апок. 19:21 ). Слав. сл. вся земля=πσα γ не им. с. соотв. в евр. м. т. Ст. 17. Тогда погибнут отступившие от Господа и закона Моисеева иудеи, совершавшие суеверное очищение в садах, евшие свиное мясо (ср. 65:4), червей и мышей. Евр, сл. =в р.-с. един за другим, в гр. т., а посему и в слав. т. ост. без пер.; а евр. сл. =в слав. в преддверии=ν τος προϑροες (собств. по средине) ост. без пер в р.-с. пер. Ст. 18. Отвергая народ иудеев, как преступный, Господь грядет собрать к Себе все племена и языки: они придут и увидят славу Его ( Апок. 7:9 ). Ст. 19. Господь положит знамение Свое на избранниках из народа иудейского (т. е. апостолах), и пошлет их с проповедью к народам, обитающим вдали от св. земли, не слышавшим прежде о Господе и не видевшим славы Его, – с тем, чтобы они проповедали о славе Его. Под знамением, которое положит Господь, бл. Феод. разумеет образ спасительного креста Его. Упоминаемые здесь страны и народы располагают по берегам Средиземного моря и греческого архипелага. О Фарсисе ср. 23:1. Вместо евр. =в р.-с. Пулу, 70 читали: , почему φοδ (ср. в Езек. 27:10)=слав. Фуд, под которым бл. Феод. разумеет весь язык ликийцев, бл. Иерон. – всю Африку до Мавританского моря, где в его время протекала река Фуд и вся страна около нее называлась “фудскою” (phuthensis).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Скачать epub pdf Увод 2 у Цркви зна се вредност и смисао времена, Црквом време прави смисао свога Ради чега време? Да нас уведе у вечност, – одговара Црква. Само повезано с у Богочовечанском телу Христовом, време праву вредност и оправдани, богодани смисао. А где Богочовек – ту сва божанска вечност. Време у Цркви, то време у вечности, у богочовечности. том том време и вечну вредност и открива богодани вечни смисао: и оно саздано Логосом и ради Логоса (ср. Кол.1:16 ; Ин.1:3 ). Отуда и логика и логос времена у Богу Логосу; у се измирило време са божанском са се било и грехом и и (ср. Кол.1:20 ; Еф.1:10–23 ). Нама земнородним се на живот у времену, да нас време причести и Христовом искрца на обалу божанске вечности. Крштени Црквом у име Оца и Сина и Светога Духа, ми овде на у времену и простору, живимо божанском и кроз благодатну богочовечност како у нама живот вечни. Духовна чула ми то непрестано свете богочовечанске врлине: вера, нада, молитва , пост, смиреност, и остале. Вера искрцава наше на обалу Христове вечности кроз Христову благодатну богочовечност. Тако исто и богочовечанска искрцава наше на обалу вечности; тако и свака богочовечанска врлина; тако и свака богочовечанска света почевши са светом нас и уводи у све остале свете и свете врлине. Уствари, сваки у времену живи вечним, живи богочовечним. А све што Христово – вечно И ми у Христу и Христом, уствари себе, отимамо га од сваке смрти и свега смртног, га отимамо од сваког греха и од свега греховног. У сваком греху по смрт. А смрт и наше вечности, наше богочовечности. Отуда сав живот нас на – борба за живот вечни, стална борба са сваким грехом, са сваком са сваким (ср. 1Тим.6:12 ; Еф.6:10–18 ). А та борба – то поворка непрекидних мука и и Сваки грех ради тога живи: да нас намучи, и да нам украде из душе нешто вечно, нешто Христово, нешто богочовечно. И смрт ради тога живи, и бори се с нама: да нам украде, ако сву бесмртност, све бесмртно што нам Господ Христос непрестано кроз свете и свете врлине. Кроз ту непрекидну борбу за живот вечни ми гредимо ка Царству Вечнога, и кроз све муке и ране у борби (ср. 2Сол.1:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Рим.8:35 дал.). Так как по отношению к главным сторонам духа вера соответствует уму ( Евр.11:3 др.), надежда – сердцу ( Рим.15:13 , – 2Сол.1:3 , – 2:16 Тит.2:2 ), а любовь – воле ( 1Кор.1:24 Флп.2:13 др.): то ясно, что эта нераздельная и единосущная троица проявлений и жизнедейственности духа человеческого или человеческого Я, его духовной особности или атомности (если позволительно в таком смысле толковать ν τμ 1Кор.15:52 ), остается и в жизни вечной, как врожденный человеку отобраз Триипостасного Божества, – служившая у древних сравнением при уяснении учения о троеличности Божества: Отец –любовь, воля, начало, – Сын – Логос-разум, посредник, рожден от Отца, – Дух – Утешитель, исходит от Отца чрез Сына. «Так (νν – логическое, теперь, поэтому, таким образом, – в отличие от врем. ρτι – в настоящее время, ныне ст. 12-го в соотв. ττε – в жизни будущей) пребывает (μνει – остается постоянно, всегда, и в настоящей, и в будущей жизни) Вера – Надежда –Любовь – Троица эта (нераздельная и вечная): большая же в ней Любовь » ( 1Кор.13:13 ), как действенная сила и исходное начало Веры и Надежды, как Отец больше Сына ( Ин.14:28 ) и Духа (14:26) и вообще всего (10:29 ср. «Любовь всему верит, всего надеется» ст. 7, – «дело – ργον т. е. предмет – веры и труд – κπος – действенность – любви и терпение – πομον, постоянное ожидание, надежда 1Сол.1:3 ср. 5:8, – «вера действуемая любовью», т. е. любовь действует чрез веру Гал.5:6 ), потому что Сам Бог есть не только Бог любви и надежды ( 2Кор.13:11 ), любовь и вера и надежда не только от Бога, но и Сам Бог есть Любовь ( 1Ин.4:7–8, 16 ), и пребывающий в любви, в Боге пребывает ( 1Ин.4:16 ) и во Христе и Его царстве ( Ин.15:9–10 . Кол.1:13 ), – след. любовь, в конце концов, столь же велика или также «больше всего» и также вечна, всемогуща и пр. как Сам Бог. По тесной связи человеческого духа с телом, а чрез тело – со всем миром, мы не можем представить жизнь и историю человечества совершающеюся вне и отдельно от мира, без соответствующих влияний на него и отражений в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

26 . Если помысл скажет тебе: «Приготовь для праздника побольше кушания», не слушай его: иначе будешь проводить праздник, как иудеи. Они обыкновенно приготовляют их, а у монахов удобрение праздника – плач и слезы. 27 . Если услышишь, что кто-нибудь злословит тебя или поносит, пошли ему малое благословение по силе своей, чтоб в час молитвы мог ты с дерзновением говорить: остави нам, Владыко, долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (ср.: Мф.6,12 ). 28 . Если есть у тебя келия, хоть такая, что покрывает только рост твой, отнюдь не ищи другой, в желании в ней иметь простор и широту. 29 . Если продаешь или покупаешь что, лучше понеси себе небольшой ущерб, а не торгуйся долго, чтоб, желая добиться до настоящей цены, не впасть тебе в любопрение. 30 . Если придешь куда и заметишь, что у тебя слабеют плач и сокрушение, скорее возвратись в келию свою и восприими прежнее устроение, чтоб тебе совсем не отогнать их от себя. 31 . Если придут к тебе братия, то, едва только увидишь их издали, стань на молитву и скажи: «Господи, избави нас от оговоров и осуждений»; затем с миром прими их и проводи. 32 . Если желаешь приобрести истинный плач и смирение, сделай, чтоб все вещи, нужные тебе, были у тебя бедны, как у нищих, сидящих на рынке и просящих милостыню. 33 . Даже книг и икон ценных не держи у себя в келий. 34 . Вещи серебряной или золотой, даже какой-нибудь самой малой, пусть ища поищут и не осязают руки твои в келии твоей. 35 . Одежда новая да не взыдет на тело твое, и кукуллий – на главу, если он красив на вид. 36 . Не имей мягкого утиральника и не вешай его на поясе своем, ибо все такое отгоняет плач. 37 . Когда увидишь какую хорошую вещь у брата своего, не пожелай ее, чтоб не впасть в большее зло, ибо желающий малого и большего пожелает, и согрешит. 38 . Если имеешь какой сосуд, или нож, или другое что и чувствуешь к нему пристрастие, отбрось то далеко от себя, чтоб научить помысл свой ничего решительно не любить, кроме единого Бога. 39 . Если ночью поленишься встать на правило свое, не давай себе пищи в тот день, ибо Апостол говорит: аще кто не хощет делати, ниже да яст ( 2Сол.3,10 ). Думай о сем так: что в мире вор или другой какой преступник, то, в числе ищущих спасения пред Богом, не встающий в должное время на молитву, без крайней немощи и болезни. Впрочем, и от больного Бог потребует молитвы – сердечной, которая и без стояния телесного может быть возносима к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010