К грехам против Духа Святого относятся излишне дерзкое упование на милосердие Божие, т. е. когда кто не имеет надежды на милосердие Божие (так согрешил Иуда-предатель), беспечное пребывание во грехе, нерадение о покаянии до смертного часа, застарение в злобе, а также зависть к духовным совершенствам других ( 1Кор.12:4, 28–31 ). В числе смертных грехов против Духа Святого в Евангелии указывается хула на Духа Святого, грех, который «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:31–32 ). К этому греху относятся явное, сознательное и упорное противление Божественной истине и богоборчество, дерзкое отвержение Божественной истины, несмотря на самые очевидные доказательства, отвержение Божественной истины не по недостатку оснований, а вопреки всяким основаниям, единственно по упорству и ожесточению сердца, соединенному с отвращением от всего, что свято и богоугодно. К этому греху относится явное и сознательное противление истине и правде о Иисусе Христе, как Сыне Божием, которые становятся очевидными для людей силою и действием Святого Духа. Противление чудесным делам Христа и Его последователей, совершаемых силою Божиею и др. Однако и грех против Святого Духа не прощается не потому, чтобы он превышал бесконечное милосердие Божие, но потому, что такие грешники при своем ожесточении, упорстве и нераскаянности не способны принять прощение и воспользоваться средствами спасения ( 2Сол.2:10 ) 23 . К третьему виду смертных грехов относятся грехи, вопиющие на небо ( Иак.5:4 ), чем объясняется особая тяжесть этих грехов, каковы: умышленное убийство, содомский блуд ( Рим.1:22–32 ), обида нищих, вдов и сирот, удержание платы у работников, оскорбление и непочитание родителей и неблагодарность к благодетелям, святотатство. Грехи несмертные, иначе простительные, по противоположности со смертными, суть те, которые не погашают духовной жизни, не отдаляют человека от Бога, не изменяют центра его деятельности, так что человек может без смущения обращаться к Богу и искренно беседовать с Ним в молитве. Таких грехов очень много, и от них никто не свободен, кроме Иисуса Христа и Пречистой Богородицы (ср.: 1Ин.1:3, 3:3 ; Притч.24:16 ; Еккл.7:21 ). К таким грехам относятся, например, грехи невинного неведения, ненамеренной неосмотрительности, легкого неблагоразумия и неприличия и другие грехи, в которых не участвовало намерение и желание сделать что-то недоброе. Несмертность греха зависит главным образом от внутреннего расположения духа, а не от одной маловажности поступка. Вообще все легко худое, совершаемое без сознания худости, есть грех простительный. Кто, увидев в себе такого рода грехи, осудит их в сердце и загладит покаянным чувством, тому они прощаются от Бога по Его человеколюбию и без исповеди перед духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В Дан.7:11,12 говорится действительно о суде над царствами, но какой это суд, есть ли это исключительно последний суд над ними, который произнесет Сын человеческий при втором своем пришествии? Очевидно нет. Тогда как хульный рог поражается до смерти и тело его предается огню, конечно, той реки огненной, которая течаше исходяще пред судом, у прочих зверей только отнята власть и им, хотя на время и до срока, но даровано продолжение жизни. Следовательно, по такому суду эти символические звери не идут прямо в муку вечную, но обнажаются только от своего значения и власти и продолжают свою жизнь. Такого решения не будет при втором пришествии Иисуса Христа, когда будет произнесен окончательный приговор, в силу которого одни будут вечно блаженствовать, а другие вечно мучиться. Если так, то здесь нужно разуметь не 2-е, а 1-е явление в мире Искупителя, Сына Божия, не Царство Славы Его, а царство благодати. Но, с другой стороны, судя, во-первых, потому, что царство Сына человеческого представляется вечным ( Дан.7:14: 27 ), во-вторых, в этом царстве, после известного срока господства малого рога ( Дан.7:25 ), примут участие святые Вышнего, овладеют этим царством ( Дан.7:22 ), и наступит такое время, когда все властители будут служить и повиноваться Сыну человеческому ( Дан.7:22: 27 ), тогда как срок, данный 3-м зверям для продолжения их жизни, кончится ( Дан.7:12: 25 ); наконец, имея в виду то обстоятельство, что первые три царства одно за другим будут низлагаться, а владычество малого рога (по толкованию св. отцов, напр., св. Ефрема Сирина , Антиох служит прообразом антихриста), который прямо поглощается вечною смертью , – естественным оказывается, что здесь речь у пророка не только о первом пришествии Иисуса Христа, но и о втором Его явлении в мире, явлении не в уничижении, а в славе и это тем более справедливо, что такое пророческое понимание Даниила подтверждается всем, как ветхозаветным, так и новозаветным, Св. Писанием ( Дан.12:3 ср. 1Кор.15:25–28 ; Рим.14:10 ; 2Кор.5:2–10 ; 2Сол.1:5–9 ; Откр.20:11–15 и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Отличительный характер послания к Филиппийцам состоит в особенной нежности и теплоте чувства Ап. Павла, видимо глубоко тронутого добрыми вестями о преуспеянии Филиппийцев. Ни в чем не укоряя их, он отечески-радостно, с удовольствием, высказывает им несколько существенных мыслей, руководствующих их к дальнейшему преуспеянию. Беседуя, как отец с детьми, он резко-откровенно высказывается о еретиках (называя их псами). Передавая же Филиппийцам глубочайшие свои стремления и взгляды на свое служение, он возбуждает их своим примером к наибольшей ревности о Боге. Только полнейшею взаимностию можно объяснить ту откровенность и задушевность, с которою ведется здесь беседа, как бы живая, устная, а не письменная, и потому не имеющая довольно обычного у Апостола разделения на две части (догматическую и нравственную). Здесь, как в живой беседе, постоянно сменяются нравственное учение догматическим (во 2-ой гл.), и догматическое – нравственным (в 3-ей гл.), причем связующим все является основное чувство духовной радости о преуспеянии (Филиппийцев) и скорбях (Апостола), о которых Апостол радуется потому, что и Сам Христос смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, почему и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (2:9–10). Вообще, послание это «полно жизни и силы не земной». «Уста Апостола говорили от избытка сердца, а известно, чем полно было сердце Апостольское. На самые простые предметы он смотрит оком веры, как бы при свете лица Божия». По всему этому, не смотря на некоторую особенность в изложении мыслей и чувств, послание это во всем существенном представляет великое сходство с прочими посланиями Ап. Павла. Здесь та же сильная, свободно текущая и вместе возвышенная и многознаменательная речь, как и в других посланиях Ап. Павла, и те же богодухновенные мысли о правде благодатной в вере во Христа, о противоположности ее мнимой праведности Иудейской (какие излагаются особенно в посланиях к Римлянам и Галатам). Здесь нет ничего несообразного ни с временем, к которому относится послание, ни с лицом, которого имя носит; напротив, все в нем приличествует Ап. Павлу, в особенности же его пламенная любовь к своим духовным чадам (сравн. 1:7–8 и 1Сол. 2:7–8:11 ), указание на себя, как на образец (ср 3:17 и 1Кор. 11:1 ), обычное заключительное приветствие, как особый знак подлинности послания (сравн. 4:23; 2Сол. 3:17 ) 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Иудеям вверена Быша словеса Божия ( Рим. 3:2 ) с тою целью, чтобы они, научаясь им сами, учили тому же и язычников. И история показывает, что деятельность народа иудейского в этом отношении не была бесплодною. С глубокой древности среди иудеев являются так называемые прозелиты, т. е. язычники, принявшие иудейскую веру. Правда, не все иудеи с одинаковым усердием и успехом выполняли это назначение. Но за то некоторые выдающиеся между ними избранники (патриархи и пророки) поистине были мечем и острою стрелою, покорявшими язычников закону Божию. Таковыми по преимуществу можно назвать пр. Иону, который проповедью своею убедил нечестивых ниневитян исправиться и тем отвратил от них угрожавшую гибель ( Ион. 3:5–10 ), и пр. Даниила, который за свою святость прославлен был от Бога великими чудесами и этими чудесами убедил гордых царей вавилонских воздать прославление Истинному Богу ( Дан. 2:46–47; 3:21–24, 95–96; 6:16–27 ). О таковых же стрелах Всевышнего говорит и Псалмопевец: стрелы Твоя изощрены, Сильне: людие под Тобою падут ( Пс. 44:6 ) и еще: стрелы Сильнаго изощрены со угльми пустынными ( Пс. 119:4 ). «Но из многих таких стрел самою лучшею и превосходнейшею, как по достоинству, так и по силе действенности, был Иисус Христос» (бл. Иероним). Иисус Христос может быть назван мечем и стрелою в том смысле, что Он словом Своего обличения и осуждения смертельно поражал всех врагов Божиих (ср. Ис. 11:3–4 ; 2Сол. 2:8 ; Апок. 1:6; 6:1–2 ), а словом благодатного утешения ( Мф. 5:3–12; 11:28–30 ) уязвлял любовью сердца обращающихся к Нему. Подобное пророчество об Иисусе Христе имеется и у пр. Захарии (9:14). – И действительно, слово Иисуса Христа было живо и действенно и острейше паче всякаго меча обоюду остра ( Евр. 4:12 ). Об этом засвидетельствовали сами враги Иисуса Христа, которые говорили о Нем, что Он учит, яко власть имеяй, а не якоже книжницы и фарисеи ( Мф. 7:29 ). Слова: под кровом руки Своея скры мя и: в туле Своем скры мя – имеют одинаковое значение: своею всемогущею рукою Бог как бы неким покровом или в колчане укрывал меня от опасности. Эти слова пророка одинаково относятся и к евреям и к Иисусу Христу. Народ еврейский действительно пользовался особенным Божиим покровительством. Это видно из всей его истории. Еще родоначальника евреев Авраама промышление Божие покрывало как бы некоторым покровом. Он, по повелению Божию, пришел из страны халдейской в землю ханаанскую и странствовал по ней из конца в конец со своим семейством и стадами; окруженный со всех сторон довольно сильными ханаанскими народами – и никто из последних не тревожил его. Это ясно свидетельствует о том, что Бог покровительствовал ему. ( Быт. 15:1 ). Покровительство Божие народу еврейскому ясно выразилось затем в чудесном избавлении его от египетского рабства, в чудесном проведении чрез пустыню к земле обетованной и в столь же чудесном завоевании этой земли, и во многих других обстоятельствах последующей жизни евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

«Таким образом, как во время потопа последовало разрушение чрез воду, так и теперь предлежит разрушиться всему чрез огонь... Две главные стихии вселенной – вода и огонь, от которых получают бытие еще две стихии – воздух от испаряющихся вод, и земля от вод сгущающихся, испарение же сие и сгущение производятся огнем... Итак, если две только стихии, и первое истребление нечестивых было чрез воду, то совершенно необходимо, говорит (апостол), чтобы второе погубление нечестивых совершилось через огонь» (Феофилакт).– Все, таким образом, зависит от действия Божественного всемогущества; если по слову Божию составлена земля из воды и водою и допотопный мир погиб водою, то по тому же слову Божию весь мир, не только земля, но и небеса, то есть вся вселенная, может быть разрушена, и будет разрушена огнем. И это будет действительно: ибо нынешние небеса и земля сберегаются огню. – Сберегаются сохраняемые, по подлинному тексту. Слово сбережение означает заботливое охранение сокровища; смысл этого сбережения указывает отчасти на то обетование, которое даровал Бог непосредственно после потопа ( Быт. 9:15 ); отчасти на то, что небеса и земля суть поистине чýдное дело рук Божиих ( Пс. 103:24 ); отчасти на искупление мира Христом, так как он драгоценен в очах Божиих по драгоценной крови Христа. – Сохраняемые: сберегаются, как драгоценность, но сохраняются на погибель, – сильное по мысли и выражению сопоставление. – Огню: огонь как всегда был и есть орудие суда для мира, так он же будет орудием разрушения мира при последнем суде (ср. Быт. 19:24 ; Ам. 7:4 ; Ис. 66:15 ; Дан. 7:9 ; 2Сол. 1:8 ; Мф. 3:12, 25:41 ; Апок. 19:20, 20:10 ). 8–9. Одно т не должно быть сокрыто и проч.: от насмешников сокрыто то, что апостол сказал относительно устроения небес и земли от начала и о нынешних небесах и земле, сокрыто от них, ибо они не веруют тому, не зная истины о сем. И для верующих это – тайна веры, но для них – нечто, и не сокрыто, и не должно быть сокрыто, тогда как от насмешников неверующих сокрыто именно, что Господь не медлит исполнением обетования, как иные думают, а делает то по долготерпению Своему, хотя для Него время не так измеряется, как измеряется оно для людей, считающих время как медленное и как скорое.– День один, как тысяча лет и проч.: самого краткого периода времени, как наш день, для Бога достаточно для того, чтобы совершить такие дела, для исполнения которых по нашему счету времени нужен такой продолжительный период времени, как тысяча лет, и самый продолжительный период, например в тысячу лет, идет для Господа так быстро, как у нас один день.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Что обладание имуществом сверх настоятельных нужд, или богатство соединено с нравственными искушениями и опасностями, это признано давно. «Хотящии богатитися впадают в напасти, и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубителство и погибель: корень бо всем злым сребролюбие есть, егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим» ( 1Тим.6:9–10 ). Признано равным образом и то, что своего рода искушения и опасности связаны и с бедностью или нищетой, т.е. с отсутствием необходимых средств для существования или крайней скудостью их. В последнем случае человек становится склонным к зависти, малодушию, обманам, коварству, хищничеству и разным низостям и подлостям. Поэтому наиболее благоприятствующим нравственному развитию человека следует считать среднее материальное состояние. В книге Притчей Соломона читаем такое моление ко Всевышнему: «Двое прошу у Тебе: не отими от мене благодати прежде умертвия моего: суетно слово и ложно далече от мене сотвори, богатства же и нищеты не даждь ми: устрой же ми потребная и самодоволная, да не насыщься ложь буду, и реку: кто мя видит? или обнищав украду и кленуся именем Божиим» ( Притч.30:7–9 ). Нравственно оправдываемые средства приобретения имущества суть труд, бережливость и правильное домохозяйство. На труд, как на источник пропитания и материального благосостояния, указывает Ап. Павел солунским христианам, в среде которых развивались праздношатание и тунеядство ( 2Сол.3:6–12 ; ср. Еф.4:28 ). Возможны также унаследование имущества и получение подарков, в силу любви, соединяющей двух лиц и производящей такую передачу вещественных благ. Позволительно и имеющееся у нас имущество делать средством для приобретения нового имущества и отдавать деньги на проценты (это разрешал и Ветхозаветный закон; см. напр., Втор.23:20 ; Исх.20:25 ; Пс.11:5 ). Но ростовщичество, как пользование денежным затруднением ближних, и взимание чрезмерно больших процентов, безусловно непозволительно. Непозволительно также пользоваться для приобретения имущества и азартными играми.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

1Кор5:3 Кол.2:14 . Иез.4:8–9 , – Плут. Тимол. γνω ζν xaϑ’ αυτν κ μσον γενμενος) – не дана необходимо мысль о насильственном держании антихриста или существовании какого-то препятствия, с уничтожением коих он появится, – можно разуметь только устранение или прекращение, но не уничтожение того, кто и что держит антихриста. Что же это? – He государственно-политическая власть (общераспространенное в древности мнение – Ирин. Терт. мн. Араб. пер.). Апостасия в смысле анархии невозможна среди людей душевно здоровых. Сам ад есть строго организованное царство зла во главе с сатаною ( Мф.12:25–26 ), владеющим всеми царствами ( Лк.4:5–7 ), – деятельность антихриста –  зверя и дракона в тесном союзе с царями и народами, он организует их для войны со святыми ( Откр.13:2–7 , – 16:14, – 17:10, – 19:19). Нельзя и отказываться от объяснения этих изречений в виду того, что содержащееся в них названо таинством, ибо таинство состоит не в неуразумеваемости его верою, а в недопустимости его познанию рассудка (ср. Евр.11:3 . и 1Тим.3:9–16 ). Притом Фессалоникийцы знали эту тайну, как видно из слов: разве не помните, что, еще будучи у вас, это говорил я вам? И вот (теперь) знаете, что содержит (его), чтобы открылся он в свое время, ибо тайна беззакония (противоположность тайн веры, благочестия, Божьей, Христовой и пр.) уже совершается (антихрист уже существует и действует, но скрыто), только дотоле, пока содержащий теперь будет отстранен (перестанет держать у себя). И тогда (после прекращения этого держания) откроется (как существующий уже и действующий скрытно, явится открыто) беззаконник. Противоположение сему дерзаем применить к антихристу. В темных глубинах ада и смерти ( Откр.2:21 , – противоположность небесному царству света и жизни) царит сатана с диаволом, – исконным человекоубийцею и лжецом природным, потому что (как) лжец и отец его сатана ( Ин.8:44 отец не по существу κаτ» οσα, a по энергии κаτ» ργειа 2Сол.2:9 ), – смертью ( Откр.1:18 , – 20:13–14) и сонмом бесовских духов нечистых, их исчадий (из рта дракона, зверя и лжепророка Откр.16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Михаил) (13). д. Вскъ творй грхъ, и беззаконїе торитъ: и грхъ есть беззаконїе. (5, 17. Іак. 2, 10. Рим. 4, 7 ). 4 . Грех – (μαρτα) – значит собственно «ошибка, недостаток, заблуждение» и, в этом смысле, преступление закона – грех; беззаконие – (νομα) – «сознательное нарушение законов и непризнание их», беззаконие (νομα) употребляется даже прямо вместо «отступление» (ποστασα). (14) Если Апостол Павел сознательного и самого ожесточенного последнего противника Христа, – явного беззаконника ( 2Сол. 2, 8 ) называет человеком греха ( 2Сол. 2, 3 ); то, не потому, что смешивает два совершенно различные понятия, – сам же он в другом месте строго разграничивает их: Рим. 4, 7 . – Антихрист называется человеком греха не по жизни и действиям, а по происхождению, как порождение первородного греха, как беззаконник ( 2Сол. 2, 8. 4 ), имеющий выйти из среды язычества, где еще царствует грех (Ср. примеч. к 19 ст. 2 гл.). – Делающий грех употреблено в противоположность выражению 2, 29. – делающий правду; делает беззаконие – в противоположность выражению 3-го ст, очищает себя. – Всякий делающий грех и не удаляющийся от греха, зная что Господь для того и приходил на землю, чтобы избавить нас от грехов и взять их на Себя, будучи Сам безгрешен (5 ст.), да правдою поживем ( 1Петр. 2, 21. 22. 24 ) – сознательно противится воле Божией (2, 17) – Божественному домостроительству спасения нашего, и – грех вменяется ему как беззаконие, – как преступление, которому он подвергся без борьбы, существенная необходимость которой известна и очевидно сознана. Так объясняет сам Апостол изречение свое о грехе и беззаконии в следующем 5-м стихе. е. И всте, к нъ вис, да грх наш возметъ: и грха въ немъ нсть. (ст. 8. 1, 7. 1Петр.2, 24 . Іоан. 8, 46. 2Кор. 5, 21 ). 5. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. 5 . См. примеч. к 4 ст. – Взять грехи: (ιρειν) не «понести,» (φρειν), в смысле жертвы за грех, как у Иоанна в другом месте ( Иоан. 1, 29 ), а «отнять», «уничтожить» (Феоф. 181) (15). Ср. 1, 7. – Слова: и что в Нем нет греха – 3 ст. 2, 29. – связывают настоящий стих с последующим, показывая основание мысли 6-го ст. (Meyer). – «Грех даже и неуместен в вас, ибо Христос явился для разрушения греха, и как Сам был непричастен греху, так и вам, соединившимся с Ним и утвержденным верою в Него, не остается уже места грешить. Это и означают следующие слова: всякий пребывающий в Нем, не согрешает (6 ст.)» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Борьба между добром и злом, семенем жены и диаволом, начавшаяся с момента познания добра и зла нашими прародителями, первым проявлением коей было братоубийство, – непрерывно и поступательно проникает всю мировую историю. Ее наиболее яркие проявления – в средине и конце мира. При рождении Спасителя – избиение невинных младенцев царем Иродом. Искушение Спасителя диаволом в пустыне в начале спасительного служения Христа и страдания Его –в конце. Так в продолжение всей истории христианства – до последнего и жесточайшего проявления мирового зла в лице антихриста. После многочисленных предшественников своих ( Мф.24:4–5,11,23–26 , – 1Ин.2:18–22 , – 4:3, – 2Ин.7 ) появится наконец, пред вторым пришествием Христа сам антихрист, о чем главная речь во 2Сол.2:1–13 и Откр.13 гл. (ср. 14:9, –16:13–14, –17:3–8, – 19:20, – 20:7). Самое имя ντχριστος показует, что это не ψευδχριστος, не лжехрист, лживо выступающий во имя Христа, но действующий против Христа, как многочисленные его предшественники –лжехристы и лжепророки ( Мф.24:24 , – 1Ин.4:1 и сотрудник самого антихриста Откр.16:13 , – 19:20 и 20:10). Напротив, это – вместохристь, открытый и принципиальный противник и отрицатель Христа и всего христианства. Эта точка зрения должна быть руководственною при толковании новозаветных мест об антихристе. Его эпоха называется ποστασα – отступлением, т. е, от Христова учения и начал христианства – любви, всепрощения, смирения, веры в богочеловечество, вечную жизнь, – идеализма, – и противопоставление им ненависти, мстительности, гордыни, неверия в духовное, идеальное, богочеловечество – девиз материализма, временной жизни, «будем есть и пить, ибо завтра умрем». Антихрист «откроется – ποκαλυφϑ», он уже существует, но скрыто, а тогда будет явно открыт, – подобно тому, как «Сын Человеческий откроется, когда настанет день Господень» ( Лук.17:30 ср. 2Сол.2:2 др.), и открылся, когда пришла полнота времени ( Гал.4:4 ): речь о предсуществовании антихриста, подобном предсуществованию Христа, как Сына Божия, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

е. нечестивый) и Феодотиона (у св. И. Злат.: «да взыщется...»), заключается также мысль о совершенном истреблении нечестивых: «если взыщешь грех лукавого, то не обрящется; потому что лукавый погибнет от греха» (св. Афанасий); «он не может устоять, но погибнет, исчезнет, скроется совершенно, когда будут исследованы дела его“ (св. И. Злат.=бл. Феодорит и Зигабен). Подобная мысль в Пс.36:36 ; Ис.41:12 ; Иов.20:8–9 ). лз. Гдь црь во вкъ и въ вкъ вка: погибнете, зыцы, земл єг. 37. Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. 37 . Верным ручательством за исполнение молитвы о прекращении злодейств и насилия язычников и вообще нечестивых (ср. Иер.9:26 ; Иез.16:3 и сл.) в земле израильской служит псалмопевцу убеждение, что Господь есть вечный царь Израиля (ср. Исх.15:18 ). Часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его ( Втор.32:9 ); один Иегова ( – 12) имеет в нем всегдашнее и неотъемлемое право владычества; а не может допустить владычествовать над ним язычникам; а вели так, то язычники, временно поработившие народ Его, как и все вообще нечестивые угнетатели верных рабов Его, неизбежно должны исчезнуть с земли Его, т. е. из земли израильской, которую Он, благоволивши избрать в удел народа Своего ( Числ.34:2 и сл.), тем самым по преимуществу сделал Своею землею (ср. Втор.32:43 ). Но вместе с тем слова эти могут иметь и более обширный смысл пророчественного предуказания на откровение на земле, с пришествием Христа Спасителя, вечного всемирного царства Божия (св. Афан. и Зигаб.), с распространением которого рано или поздно язычники должны исчезнуть с земли ( Мф.28:18 ), или побеждённые верою Христовою ( Рим.9:24 и сл. 10:12–13; 11:25 и др.), или же пораженные гневом Божиим за неверие и противление ( Рим.1:18 и сл. Еф.5:6 ; 2Сол.2:8–12 ; Апок.19:15–21 ; ср. бл. Феодор.). ли. Желанїе убогихъ услышалъ єс, гди, уготованїю сердца ихъ внтъ ухо тво. 38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, л. Сд сир и смирен, да не приложитъ ктом величатис человкъ на земл. 39. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле. 38–39. Твердо уверенный в помощи Божией, псалмопевец заключает свою скорбную песнь мольбою к Господу, благосердно внимающему желаниям смиренных рабов Своих, укрепить разбитые скорбью сердца пострадавших от вражеского насилия упованием на помощь Его и праведным судом Своим восстановить права угнетённых и усмирить угнетателей их, чтобы они, помня немощную природу созданного из земли человека ( человкъ на земл, – букв. с евр.: «немощный из земли», ср. Пс.8:5 и 9:20–21) не смели более надмеваться своею силою и тем наводить страх на смиренных рабов всемогущего Царя Израилева (ср. ст. 37), престол которого на небесах ( Пс.10:4 ; ср. Ис.33:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010