Борьба между добром и злом, семенем жены и диаволом, начавшаяся с момента познания добра и зла нашими прародителями, первым проявлением коей было братоубийство, – непрерывно и поступательно проникает всю мировую историю. Ее наиболее яркие проявления – в средине и конце мира. При рождении Спасителя – избиение невинных младенцев царем Иродом. Искушение Спасителя диаволом в пустыне в начале спасительного служения Христа и страдания Его –в конце. Так в продолжение всей истории христианства – до последнего и жесточайшего проявления мирового зла в лице антихриста. После многочисленных предшественников своих ( Мф.24:4–5,11,23–26 , – 1Ин.2:18–22 , – 4:3, – 2Ин.7 ) появится наконец, пред вторым пришествием Христа сам антихрист, о чем главная речь во 2Сол.2:1–13 и Откр.13 гл. (ср. 14:9, –16:13–14, –17:3–8, – 19:20, – 20:7). Самое имя ντχριστος показует, что это не ψευδχριστος, не лжехрист, лживо выступающий во имя Христа, но действующий против Христа, как многочисленные его предшественники –лжехристы и лжепророки ( Мф.24:24 , – 1Ин.4:1 и сотрудник самого антихриста Откр.16:13 , – 19:20 и 20:10). Напротив, это – вместохристь, открытый и принципиальный противник и отрицатель Христа и всего христианства. Эта точка зрения должна быть руководственною при толковании новозаветных мест об антихристе. Его эпоха называется ποστασα – отступлением, т. е, от Христова учения и начал христианства – любви, всепрощения, смирения, веры в богочеловечество, вечную жизнь, – идеализма, – и противопоставление им ненависти, мстительности, гордыни, неверия в духовное, идеальное, богочеловечество – девиз материализма, временной жизни, «будем есть и пить, ибо завтра умрем». Антихрист «откроется – ποκαλυφϑ», он уже существует, но скрыто, а тогда будет явно открыт, – подобно тому, как «Сын Человеческий откроется, когда настанет день Господень» ( Лук.17:30 ср. 2Сол.2:2 др.), и открылся, когда пришла полнота времени ( Гал.4:4 ): речь о предсуществовании антихриста, подобном предсуществованию Христа, как Сына Божия, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Послания ап. Павла в частности 760 § 22. А. Послания, написанные до заключения ап. Павла в узы. (послания к Солунянам, Галатам, Коринфянам и Римлянам) I. К Солунянам Начало письменной деятельности ап. Павла относится ко времени второго великого апостольского его путешествия 761 . Во время этого путешествия ( Деян. 15–18 ), которое началось 51 или 52 года, ап. Павел, прошедши чрез многие малоазийские страны (Сирию, Киликию, Ликаонию, Фригию, Галатию), в первый раз посетил Европу, и основал в Македонии церкви в Филиппах ( Деян. 16, 11 и дал.) и Солуни ( Деян. 17 ), откуда чрез Берию и Афины прибыл в Коринф ( Дeяh. 18, I и дал.) и отсюда написал свои два послания к Солунянам 762 . В Солунь или Фессалоники 763 Павел прибыл в сопровождении Силы и Тимофея ( Деян. 17, 1 и дал.) из Филипп, где он претерпел много бедствий за проповедь Евангелия ( Деян. 16, 19 и дал. 1. Сол. 2:2). Три субботы сряду являлся он здесь в синогоге, даказывая, что Христос есть обетованный Мессия. Некоторые из иудеев убедились его проповедью, а особенно многие из прозелитов и язычников. Так возникла христианская церковь в Солуне ( Деян. 17, 2–4 ), которой апостол дал и предстоятелей ( 1Сол. 5:12 ). Павел желал остаться среди своей дорогой паствы на продолжительное время; но иудеи, жившие в Филиппах, раздраженные быстрым распространением и утверждением Евангелия между язычниками, возмутили народ против Павла, что и побудило его оставить Солунь после трех – или четырехнедельного здесь пребывания ( Деян. 17, 5–9 ). Он направил свой путь сначала в Берию, а оттуда в Афины ( Деян. 17, 10–16 ), тщетно выживая благоприятного времени, чтобы возвратиться снова в Солунь ( 1Сол. 2:18 ). Для укрепления в вере юного общества и для получения от него каких-либо известий, он отправил из Афин 764 Тимофея, который, возвратившись с известиями оттуда, нашел апостола уже в Коринфе ( Деян. 18:3 ). Среди бедствий церковь солунская твердо держалась Евангелия и его исповедания, так что ее вера и ее любовь сделались образцом для стран отдаленнейших; но ей в большом торговом городе угрожала опасность от нецеломудрия ( 1Сол. 4:3 ), излишнего корыстолюбия в торговле (4:6), от расположения некоторых к праздности, которая соединялась с мнимо-благочестивым настроением (4, 11 ср. 2Сол. 3:10 ). Между тамошними христианами находились люди детски веровавшие ложным пророкам, которые, для утешения Солунян в их страданиях, предсказывали близость пришествия Господа и некоторые частные его обстоятельства. Распространяя этот слишком поспешный и неоткрытый в самом Евангелии слух, они хотели узнать самое время и час этого пришествия (5, 1. 2Сол. 2, 1 и дал.); другие, напротив, увлекались до того, что отвергали и пренебрегали всякое пророчество (5, 19–21). Это состояние Церкви и ее потребности имеет в виду апостол в своем первом послании к Солунянам, которое вызвало было указанными обстоятельствами и написано в Коринфе 765 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Поэтому, говорит он: «слово Христово» 730 , " Своё слово в проповеди , вверенной мне по повелению, то есть проповедание. Оно, это благовестие, заключало в себе всё – и настоящее, и будущее, жизнь, благочестие, веру, всё вместе» ( Тит. 1:3 ) 731 . Значит, учение Господа и проповедь Евангелия святой Иоанн Златоуст называет «догматами» и «догматами истины», или «божественными догматами», «правильными догматами», «догматами Церкви» и «догматами Христовыми» 732 . Необходимо подчеркнуть, хотя это само собой разумеется, что для святого Иоанна Златоуста и всего святоотеческого богословия нашей Церкви «догматы» имеют весьма широкое значение. Мы найдём их как слова Божии, как спасительные «истины веры» и «догматы жизни вечной» 733 , как живоначальные принципы спасения 734 , как «правила новой твари» (ср. Гал. 6:16, 15 ) 735 . Догматы являются тем же самым, что и Евангелие Христово: сила Божия ко спасению всякому верующему ( Рим. 1:16 ; ср. 1Кор. 1:18, 24 ). «Догматы, – говорит святой Златоуст, – являются основанием нашей жизни; из них наша жизнь берёт своё существование» 736 . Они «составляют основание ( τ κεφλαιον – основной капитал) нашего спасения» 737 . Догматы – объявленные Богом истины (факты, события) Христовой Икономии спасения. Во всех этих приведённых выше определениях, которые мы встречаем у апостола Павла и святого Иоанна Златоуста , выражена, в сущности, одна и та же вещь: правильная и истинная вера, или вера Истины (ср. 2Сол. 2:10, 12, 13 ), которая дана нам для спасения и вечной жизни 738 . Речь идёт о тех Господних словах жизни вечной ( Ин. 6:68 ; ср. Евр. 6:5 ), которые всецело представляют собой «веру нашу, истинную и апостольскую» 739 , то есть всецелую кафолическую веру Церкви. В этой и в такой вере мы существуем, живём и спасаемся в Церкви как христиане 740 . Всё то, что мы привели ранее, святой апостол и святой Златоуст выразят одним единственным словом, и это слово – благочестие ( εσβεια – благочестие, богопочитание), или «полное благочестие» ( πηρτισμνη εσβεια) 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

День Господень: ниже он называется днем Божиим (ст. 12), следовательно, день Господень и день Божий одно и то же наименование. Так он называется и в Ветхом и в Новом Завете (ср. Иоил. 1:15 ; Ис. 2:12 ; Иез. 13:5 ; Иак. 5:7 ). В Новом Завете говорится также о дне Христовом ( 2Сол. 2:2 ), о дне Господа Иисуса ( 2Кор. 1:14 ). – Этот день придет, как приходит тать (вор) ночью: этот образ речи употреблял Сам Христос, когда говорил о наступлении этого дня ( Мф. 24:43 ; Лк. 12:39 ), и апостол Павел ( 1Сол. 5:2 ), а равно и апостол Иоанн в Апокалипсисе ( Откр. 3:3, 16:15 ). Тать приходит обыкновенно ночью, когда обыкновенно люди спят, чтобы никто его не заметил, а потому обыкновенно неожиданно и внезапно для людей, а потому сопутствует ему страх и тревога. Для тех, кто духовно не дремлет, а бодрствует, внимателен к своему духовному состоянию и понимает признаки времени ( Мф. 16:3 ), день этот будет, конечно, страшен и поразителен, но вместе и радостен ( Лк. 21:28 и прим.) и не будет совсем неожидан, ибо предсказан (ср. 1Сол. 4:16 ). При этом образе речи, как побочная мысль представляется та, что погруженные в сон греховный и беспечность при этом решительном событии потеряют все то, что приобрели и имели, ибо тать похитит все это и погубит ( Мф. 13:12 ; Ин. 10:10 ). – Ночью: слово не значит, что событие случится ночью, то есть пришествие Христово и суд, ибо это будет день; слово ночью относится к татю и сопрягается с этим словом, а не со словом приидет. – Небеса с шумом прейдут: слово с шумом употребляется, когда говорится о сильном ветре или буре, о грохочущей колеснице, о ревущем водопаде или волнующемся грозно море, о рыкающем звере, о ревущем пожаре, о разрушающемся здании, – о всем, что действует с шумом чрезвычайным и непомерным. – Прейдут: минуются; то же слово употребляется Господом Самим в том же смысле ( Мф. 24:35 ; ср. Ис. 34:4 ; Апок. 20:11 ).– Стихии, разгоревшись, разрушатся: стихии – простейшие основные составные части природы, или элементы; само собою разумеется, что элементы принимаются не в смысле новейшей химии, а в смысле древних представлений, по которым основных элементов было, как известно, четыре: огонь, вода, воздух и земля (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Господь Бог, по действию Своей промыслительной премудрости, пошлет в мир дьявола, даст ему полную свободу действия (ср. Иов., Иез. 38:10 ) для того, чтобы дать полную возможность обнаружиться и добру и злу ( 2Сол. 2:11 ; Рим. 1:24–26 ), чтобы совершенные заслужили высшие награды, а грешники оправдали на себе своим нечестием правду Божия суда и возмездия 1492 . Сатана выходит, т.е. открыто 1493 проявляет себя обольстителем земных народов (ср. 9:11; 13:1). В 7 ст. обольщаемые народы названы Гогом и Магогом. «Значение этих имен, – пишет блаж. Августин, – в переводе таково: Гог – «кровля», Магог – «из-под кровли», как будто дом и тот, кто выходит из дома. Итак, это те народы, в которых заключен, как бы в бездне, дьявол» 1494 . По Андрею кесар.: «Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы; скифские, или, как мы называем их, гунны, самые воинственные и многочисленнейшие из всех народов; или же, – говорит он, – лучше: сими именами обозначается или собрание народов или их превозношение». С именами Гога и Магога мы встречаемся и в свящ. Писании Ветхого завета. Магог, это – имя одного из сыновей Иафета ( Быт. 10:2 ) и страны ( Иез. 39:6 ), царем которой был Гог ( Иез. 38:15, 16 ). Едва ли можно найти 1495 какое-либо соотношение между нашим местом и Быт. 10:2 ; всего естественнее сближать с Иез. 38 и 39 гл. По пророчеству этих глав Гог, как предводитель народа Магога, был орудием гнева Божия, обращенным против израильтян за их согрешения; но потом, за свою жестокость и нечестие, он сам сделался предметом отмщения того же гнева Божия. Название Гога нужно рассматривать не как указание на свирепого и броненосного властелина 1496 или на Антиоха Епифана и антихриста 1497 , но как указание на представителя народа, бывшего орудием Божией казни. Этого требует общий смысл 7 ст., по изображению которого народы Гога и Магога, по попущению Божию, являются для борьбы против святых и возлюбленного города (ср. Иез. 38:15–16 ), хотя и для борьбы безуспешной (ср. Иез. 39:4, 6 ). Таким образом, названия Гога и Магога должны говорить нам о воинственности и жестокости этих народов, о их враждебных намерениях против царства Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

в) Вера спасает кающегося, обращая его внимание на крохи любви в нем самом и на бездну любви в Господе Иисусе Христе, Односущном Отцу и Духу Святому. Она побуждает его взыскать прощения грехов у Спасителя в Таинстве Крещения, сама здесь принимает благодать и приводит крещеного чрез Христа Спасителя в Бога. После того крещеный отвечает на ощущенную им Божию любовь личною любовию. «Глубина сочетания Господа с сердцем крещеного – от силы веры, ее чистоты и сопряженной с нею решимости на соответствующие дела. Умаляется чистота веры или соответственная ей жизнь – умаляется и сближение с Господом и, по мере того, блаженство сердца... Отклонением от Господа взора веры расстраивается в (крещеных и) образ Его, и действительное воображение Его в них чрез жизнь». «Без веры в Господа Иисуса Христа и труды наши для спасения – ничто. Очистительную и живительную силу они получают единственно от веры» и благодати. Спасение каждого верующего есть лично Сам Спаситель, почему Ему в церковно-богослужебных молитвах воссылаются такие мольбы: «Христе! Озари меня светом спасения», «спаси меня Твоим сиянием», ибо «Ты – существенное спасение человека» и Звезда спасения. В Своем воплощении Ты наше «спасение, повиваемое в яслях». «Ты идешь подать благодать, спасти образ Свой (то есть человека) и уничтожить его разложение» 18 осиянием. «Святые вследствие усыновления Духом (Твоим) всегда суть как плод чрева для Тебя, Христа, как и для Отца». Изложенные нами мысли о спасении в Самом Христе и Его духодвижном осиянии, порождающем огнь человеческой природной любви, утверждаются на следующих изречениях Священного Писания: Христос – «Спасение» есть, " Свет для откровения народам " (ср. Лк.2:30, 32 ). «Да получат избранные спасение во Христе Иисусе со славою вечною» (ср. 2Тим.2:10 ). «Бог от начала избрал вас ко спасению, к которому и призвал для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» (ср. 2Сол.2:13–14 ). «Возлюбленные! Назидая себя на святейшей вере вашей... сохраняйте себя в любви Божией " ( Иуд.1:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

– Господь: Сын Божий до воплощения, второе Лицо Пресвятой Троицы, – в том же смысле разумеется здесь, как и в ст. 5, и у апостола Павла 1Кор. 10:1 и далее, и Которому в Его воплощении весь суд дал Бог Отец ( Ин. 5:22 и прим.). Он, Судия мира от начала мира и до конца его, совершал и будет совершать суд над всеми, и над теми, которым и о которых пророчествовал и Енох, и над всеми бывшими и будущими нечестивцами. – Се, идет с тысящами, или тьмами, святых и проч.: под святыми разумеются здесь, во-первых, Небесные Силы – Ангелы, которые и в других местах священных книг представляются, как воинство около царя, присутствующими при суде над миром в тех или других случаях, особенно при всеобщем всемирном суде; во-вторых – святые и праведные души, которые будут сопровождать Господа на таковом суде (ср. Дан. 7:10 ; Мф. 24:31, 25:31, 33 ; 2Сол. 1:10 ; ср. Зах. 14:4–5 ; Мф. 19:28 ; 1Кор. 6:2–3 ; Апок. 19:14 и др.).– Совершить суд и проч.: о суде здесь излагается общее представление и не указывается частных черт, какими бы особенно характеризовалось общее представление о суде, но вместе с тем общее обозначение предметов суда очень точное. Суд, как Божественное определение, или решение, имеет совершаться над всеми ( 2Кор. 5:10 ) без исключения, как грешниками нечестивыми, так и праведниками, для воздаяния каждому по делам его. Суд будет происходить для обличения, для дознания и открытия и общего торжественного указания дел всех людей (ср. Мф. 25:31 и далее и прим.), в особенности для обличения между всеми ими людей нечестивых, которые со времен Каина шли по пути Каина (ст. 11) и всегда шли, и во времена апостолов шли, и в последние времена будут идти. В пророческом созерцании Еноха все нечестивцы всех времен представляются в общем виде. На таковом суде нечестивые изобличаются и изобличатся: во-первых, во всех делах, которые произвело их нечестие, в действиях и поступках, как внутренних, так и внешних, совершенных и ими самими, и чрез них и по действию их – другими, действиях нечестия и нечестивых (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

4. Разнообразный смысл и значение слова «церковь» Слово « церковь » употребляется в Св. Писании и у отцов церкви в чрезвычайно разнообразных значениях. В виду этого представляется необходимым, указав различные значения слова « церковь », точнее определить понятие церкви Христовой или, что тоже, церкви спасающей. Слово « церковь », по переводу с греческого языка (κκλησα), означает собрание, соединение, общество. Так изъясняет это слово и св. Златоуст в первой беседе на 1-е послание к Коринфянам: «Церкве имя, – говорит он, – не разделения, но соединения и согласия есть имя». Но так как собрание, или общество может быть неодинаково как по числу, так и по достоинству своих членов, то и слово « церковь » может употребляться и в более широком и в более узком значениях, в приложении к людям благочестивым и людям нечестивым. Так, прежде всего, «церковь» означает совокупность всех разумносвободных существ, «яже на небесех и яже на земли», соединенных под единою Главою, Господом Иисусом Христом ( Еф. 1:10 ; ср. Еф. 1:20–23 ; Кор. 1:17–20). Это – самое широкое понятие церкви. Менее широкое, но вместе с тем наиболее употребительное в слове Божием то понятие церкви, по которому в состав ее входят все истинно-верующие, пребывающие здесь на земле. О такой церкви – речь в послании к Рим. 12:4, 5 ; 1Кор. 12:13 , ср. ст. 1Кор. 12:27, 28 ; Еф. 5:23–27 ; Кол. 1:24 и др. Далее церковию называется общество верующих одной какой-либо местности, града, даже дома или семейства. Так – в слове Божием упоминается церковь Иерусалимская ( Деян. 8:1 ), Антиохийская ( Деян. 13:1 ), Лаодикийская ( Кол. 4:16 ), Солунская ( 1Сол. 1:1 ; 2Сол. 1:1 ), домашняя церковь Акилы и Прискиллы ( 1Кор. 16:19 ), церковь Нимфана ( Кол. 4:15 ) и др. Иногда церковию именуются одни только пасомые или одни только пастыри. В первом смысле слово « церковь » употреблено, например, в гл. XX «Деян. Апостольских» ( Деян. 20:28 ), где ап. Павел увещевает Ефесских епископов быть внимательными в деле спасения «церкви Господа Бога» (Ср. 1Тим. 3:4, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

11). В Послании к Римлянам спасение во Христе Иисусе, открывшееся для всех народов, он называет тайною, леты вечными умолчанною, явлъшеюся же ныне, по повелению вечнаго Бога, в послушание веры во всех языцех погнавшеюся ( Еф. 14, 24, 25 ). И в других местах Новозаветного Писания (напр. Кол. 1, 26–28 ; Еф. 3, 9–11 , ср. Деян. 2, 23 ) Предвечный СоветБожествао спасении человеческого рода именуется также тайною, сокровенною от век и от родов, потому что до времени воплощения Христова тайна спасения нашего была открываема с постепенностию, домостроительно предначертанною от премудрости Божией. Не прежде, как по совершении спасения Иисусом Христом и по сошествии Святаго Духа, апостолы начали во всеуслышание проповедовать сокровенную премудрость Божию, дабы просветити всех, что есть смотрение тайны сокровенныя от веков в Бозе ( Еф. 3, 9 ; ср. 1Кор. 2, 10 ). В частности, на благоволительное определение в предвечном совете спасти людей чрез Единородного Сына Божия указывается в словах евангелиста: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имат живот вечный ( Ин. 3, 16 ; ср. Пс. 39, 7–10 ; Ин. 17, 4 ; Еф. 2, 4–7 ; Гал. 4, 4 ). И Сам Господь наш Иисус Христос , говоря о деле Домостроительства спасения рода человеческого, воспринятом Им на Себя, называет сие дело заповедию Отца Небесного ( Ин. 4, 34; 10, 17, 18; 14, 31 ). Святой апостол Петр, выражая мысль о предвечном предопределении нашего спасения кровию Христа, именует Его Агнцем непорочным и пречистым, предуведенным прежде сложения мира, явльшимся же в последняя лета ( 1Пет. 1, 19, 20 ), а святой апостол Павел приводит слова Псалмопевца, в которых предызображено явление в мир этого непорочного и пречистого Агнца в такой речи Сына Божия к Богу Отцу: жертвы и приношения не восхотел ecu, тело же совершиил Ми ecu, всесожжении и о гресе не благоволил ecu; тогда рех: се иду; в главизне книжней написася о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже ( Евр. 10, 5–7 ). На принятое от века Духом Святым участие в Домостроительстве нашего спасения указывает святой апостол Павел в словах, обращенных к Солунским христианам, где спасение предназначенных и избранных ко спасению от вечности поставляется в связи с освящающим действием Святаго Духа на спасаемых: избрал есть вас Бог от начала во спасение, во святыни Духа и веры истины ( 2Сол. 2, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

«Эта высоко драматическая борьба, начавшись с момента Грехопадения наших прародителей, проходит через всю мировую историю и имеет завершиться лишь в царстве славы полным торжеством добра, когда, по слову Писания, будет Бог «всяческая во всех» ( 1Кор.15:28 ; ср. Ин.12:32 )». (Лопухин А.П. Толковая Библия. Т. 1. Пятокнижие Моисеево. Сп6, 1904. С. 28.) По отношению ко злу, воплощением которого является диавол, проклятие указывало на вечное и непрестанное отчуждение его от любви Божией ( Иуд.6 ); обречение же диавола на пресмыкание указывало на его полное унижение (ср.  Пс.71:9 ). В начале этого будущего унижения диавола Сам Господь указывает на внутреннюю оппозицию, которая существует между добром и злом между светом и тьмой ( Ин.3:19-20, 7:7 ; 1Ин.2:15 ). Под змием и его семенем разумеются все низменные грехи и пороки человеческие, все враги царства Божия на земле, то есть, во-первых, диавол и все ангелы его, во-вторых, люди нечестивые, которые в Священном Писании называются «порождениями ехидны» ( Мф.3:7, 12:34, 23:33 ), «чадами диавола» ( 1Ин.3:10 ), и в-третьих, наконец, Антихрист, последний враг рода человеческого ( 2Сол.2:3 ). Под «семенем жены» Церковь понимает сынов Царства Божия, то есть людей благочестивых, которых Господь называет «чадами Божиими» ( Ин.1:12-13 ) и Самого Христа Спасителя, Который родился от жены ( Гал.4:4 ). Конечным результатом борьбы, положенной Богом между семенем змия и жены, будет совершенная победа над диаволом: «Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.3:15 ), то есть благодатная жизнь в Божественной любви окончательно торжествует. Исполнение этого обетования можно видеть только в искупительной смерти Христа Спасителя, который пришел на землю, чтобы «разрушить деда диавола» ( 1Ин.3:8 ) и связать «змия, змия древнего иже есть диавол и сатана» ( Откр.20:2 ). Таким образом, Господь, как любящий Отец, сразу же дал человеку спасительную надежду на победу в борьбе. «Если это божественное обетование о победе над диаволом служит живым источником утешения и радости для нас, то каким же лучом животворной надежды было оно для наших прародителей впервые услышавших из уст Самого Бога эту радостнейшую весть? Поэтом у данное обетование вполне заслуженно и именуется «Первоевангелием», то есть первой благой вестью о грядущем Избавите от рабства диаволу».

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010