Древности 18. (63). 3. 3); ср. формулировку в Деян.2:22 ). Господь Иисус Христос даровал зрение слепым ( Мф.9:27–31, 20:30–34 ; Мк.8:22–26 ), слух глухим ( Мф.11:5 ; Мк.7:32–37 ), способность ходить лежачим больным ( Ин.5:1–15 ), очищал прокаженных ( Лк.5:12–16, 17:11–19 ), исцелял от лихорадки или горячки ( Мф.8:14–15 ; Мк.1:29–31 ; Ин.4:43–53 ), водянки ( Лк.14:1–6 ), паралича руки ( Мк.3:1–16 ), останавливал кровотечение ( Мф.9:20–22 ; Мк.5:24–34 ), приживлял отрубленное ухо ( Лк.22:51 ). Причем в некоторых случаях особо отмечается бессилие профессиональных врачей ( Мк.5:26 ; Лк.8:43 ). В Евангелиях повествуется о трех случаях воскрешения Господом Иисусом мертвых ( Мф.9:18–19, 23–26 ; Мк.5:35–43 ; Лк.7:11–17, 8:49–56 ; Ин.11:41–42 ). В последнем случае – спустя 4 дня после смерти. Исцеления часто сопровождались или состояли в изгнании из человека духов нечистых, которые являлись причиной болезни ( Мф.17:14–18 ; Мк.9:14–27 ; Лк.9:37–43, 13:11 ). Примеров экзорцизмов нет только в Евангелии от Иоанна. Все исцеления, кроме двух случаев ( Мк.8:22–26 ; Ин.9:1–7 ), совершались мгновенно, даже когда Он находился на расстоянии от больного ( Мф.8:5–13, 15:21–28 ; Ин.4:46–53 ). Конечно, каждый случай исцеления, описанный в Евангелии, по-своему уникален и требует отдельного рассмотрения, что невозможно в данной обзорной статье . В целом, место и значение чудес исцеления в контексте земного служения Господа вполне очевидно. Эти чудеса очень тесно связаны с проповедью Царства ( Мф.4:23, 9:35 ; Лк.6:18, 9:2, 11, 42–44 и др.), что не имеет аналогов в Древнем мире. Они знаменовали наступление эры спасения, возвещенной ветхозаветными пророками ( Ис.26:19, 29:18–19, 35:5–6, 61:1 ; также см. Ис.53:4 ; ср. Мф.8:16–17 ). В историях об исцелениях открывается Его Богосыновство и предсказывается Воскресение. Исцеления указывают на то, что больной человек не проклят и не отлучен от общения с Богом. Через врачевание болезней Христос восстанавливает принадлежность ритуально нечистых и грешников к народу Божию.

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

Латинский перевод первых 34 бесед, выполненный, по всей видимости, испанским гуманистом Педро де Валенсиа (1555–1620), по рукописи Uppsal. graec. 3: Pedro de Valencia 2002. Русские переводы Славянские переводы издавались с 1627 (Вильна) до 1904 г. (не менее 15 изданий). Подробнее см.: Klostermann R. 1950 и Dörries-Klostermann-Kroeger 1964, LI (вопрос нуждается в дальнейшем исследовании с привлечением каталогов старопечатной литературы; отсутствие сводного каталога книг после 1800 г. сильно затрудняет работу). Указываем некоторые из них: 1) иеромонаха Германа (СПб., 1775); 2) иеромонаха Моисея Гумилевского 1363 ; 3) в журнале «Христианское чтение» за 1821, 1825, 1827, 1829, 1834–1837, 1846 годы; 4) в Московской духовной академии 1364 ; 5) в составе «Творений Ефрема Сирина » 1365 ; 6) в составе творений Марка Подвижника 1366 . Дополнительные «Семь бесед» 1367 CPG 2412; TLG 2109/4 Беседы II, 51–57 были впервые изданы Марриоттом по давно известной оксфордской рукописи (Bodl. Barr. 213, XIV-XV в.) (D) только в 1918 г.: Marriott 1918a, 19–48 (см. также Marriott 191gb-c·; по-видимому, о них же, а не о выдержках Метафраста, идет речь у Marriott 1921), переизд.: ВЕПΕΣ 42 (1971), 11–34. Исправления (самого Мариотта): Baker 1971. Эти беседы содержатся также в Московской рукописи 177 (М). Часть бесед имеется в рукописях других типов: с типом III параллельны слова II, 52, 55 (подлинность их бесспорна также из-за совпадений фрагмента из слова 52 с одним из пунктов Иоанна Дамаскина и слова 55 с I, 5, 5); с арабской коллекцией TV – слова II, 51; 53, 1–7.13b-18; 55. II, 50 имеет параллели с II, 51 (Marriott 1920). Начало II, 53 дошло в эфиопской версии под именем «Петра, отца аввы Ефрема» (ср. с греческой традицией, приписывающей ряд слов Макария/Симеона Ефрему Сирину ). Готовится новое издание, учитывающее дополнительные рукописи. Неподлинны: II, 54 – отрывки из Лавсаика (гл. 47 и 58), СМ. Marriott 1917a; II, 57=8 греческому письму Аммона (ср. рукопись Mosqu. 177, f. 20/v)=10 письму Аммона на сирийском языке (PO X, 595–598). Отрывки из II, 56 имеются в анонимных схолиях к «Лествице» прп. Иоанна Синайского (§ 1=PG 88, 1124 C, схолия 27; § 4=ibid., 1104 C, схолия 11 под именем Исаака). Из печати должна была выйти статья: Deppe K. Ammonas und die 57. Homilie des Makarios//Erkenntnisse und Meinungen II, hrsg. v. K. Deppe. Wiesbaden. Эфиопский перевод под именем Аммона: Arras 1963, 238 [текст], 166–168, 239 [перевод], 121–123. Армянский перевод под именем Аммона: Vitae patrum. Venetiis, 1855 (оригин. титул приведен у Лурье 2000a, 195; лат. перевод изд. в 1974 г. L. Leloir), p. 597, ср. Outtier 1971, 343. II, 56 и II, 53, 8b-12 сильно отличаются по стилю от других творений Макария и не засвидетельствованы нигде, кроме HA, поэтому гарантий их подлинности мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Даже Лука, священный историк, взятый в отдельности, еще не дает полноты. Она дана в четверице Евангелий. – Вечное в его земном выражении – у синоптиков; предельное откровение вечного – у Иоанна. С. Безобразов. 1 Подробности можно найти в имеющихся Введениях в Новый Завет , напр.: Moffamm. An Introduction to the literature of the New Testament. Edinbourgh. 1911 (прекрасная библиография) или Jülicher, Einleitung in das Neue Testament. 5–6 Aufl. (4 Abdr). Tübingen 1921. В эти введения не вошли работы, появившиеся за последние годы. Примерный характер моего обзора освобождает меня от необходимости излагать новейшие теории. О них см. в книге Мс. Neile. An Intruduction to the Study of the New Testament. Oxford. 1927. 3 Вторая половина стиха 38 прямо говорит о сохранении старых мехов, но эти слова в лучших рукописях отсутствуют. Можно предполагать, что они перенесены переписчиком из текста Евангелия от Матфея (IX. 17). 5 Нельзя не признать, что порядок событий во второй части вызывает некоторые недоумения. Если путь Иисуса Христа ведет из Галилеи в Иерусалим, то указание XIII, 31 заставляет предполагать, что Он был в этот момент в пределах досягаемости Ирода, т. е., очевидно, все еще в Галилее (ср. III. 1), что ж подтверждается замечанием XVII. 11. С другой стороны, и наставления семидесяти в X гл. находятся в тесной связи с путем Христовым (ср. X, 1), и непокорные города, которым Иисус Христос при этом возвещает горе (X. 13, 15), расположены в Галилее, т. е., надо полагать, первая половина гл. X тоже относится к Галилее. Между тем, указание IX. 51–56 позволяет предположить, что Иисус Христос Галилею уже прошел и вступал в Самарию, а сопоставление X. 38–42 с Иоанн. XI. 1 допускает отожествление села Марфы и Марии с Вифаниею, находившеюся в 15 стадиях от Иерусалима (Иоанн. XI. 18). Создается впечатление нарушения исторического порядка, которое некоторые толкователи пытаются устранить допущением двух или даже трех путешествий Иисуса Христа в Иерусалим (ср., напр., M. J. Lagrange. Evangile selon Saint Luc. Etudes Bibliques. 2 éd. Paris 1921. стр. 387). С таким решением вопроса согласиться очень трудно ввиду ясности указания IX. 51. Но в нем нет и никакой необходимости. Привлечение Евангелия от Иоанна для более точного изображения внешней обстановки Евангельских событий представляется неосторожным, если мы примем во внимание внеисторический характер его изложения. Между тем, вполне естественно предположить, что вестники IX. 52 посланы были, как и семьдесят (X. 1), пред лицом Господним, и это приготовление пути Христова совершалось заблаговременно. Таким образом, хотя впечатление некоторой неясности и остается, но возникающее недоумение получает удовлетворительное разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Kourtesidou, 62, line 1461). Ср. выражение Григория Назианзина , с которым свт. Филофей естественным образом сопоставляет Паламу (см. сн. 14): «Бог есть высший Свет, недостижимый и неизреченный...; второй свет (δετερον φς) есть ангел» (Слово 40.5; ed. Moreschini C. Paris, 1990. P. 204 [Sources Chrétiennes; 358]). Возможно, Коккин ознакомился с этим учением самостоятельно, прочтя труды свт. Григория Богослова , а также прп. Иоанна Дамаскина : «Они являются вторыми умными Светами (φτα δετερα νοερ), получающими освящение от того первого, безначального Света» ( Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение 2.3; ed. Kotter B. Berlin, 1973. P. 46 [Patristische Texte und Studien; 12]). Ср.: Октоих, глас 1, понедельник (Последование бесплотным силам), Вечерня, тропарь 1 на «Господи, воззвах». 40 Григорий Назианзин , свт. Слово 40.5 (SC 358:204). 41 Григорий Палама , свт. Триады 1.3.9 (ed. Chrestou 1:419, lines 1–3). 42 Утреня, песнь 9, тропарь 1 третьего канона (ed. Kourtesidou, 44, line 1270); ср. стихи на помазание елеем от лампады святого, тропарь 4 (ed. Kourtesidou, 51, line 1442). 43 Григорий Назианзин , свт. Слово 28.31 (ed. Gallay P. Paris, 1978. P. 172 [SC; 250]). 44 Утреня, песнь 3, тропарь 4 третьего канона (ed. Kourtesidou, 20, lines 551–52). 45 Небесная иерархия 13.3 (ed. Aland K. and Mühlenberg E. Berlin, 1991. P. 46, lines 5–11 [Patristishe Texte und Studien; 36]). 46 Утреня, песнь 3, тропарь 4 третьего канона (ed. Kourtesidou, 20, lines 549–554). 47 Утреня, песнь 9, тропарь 1 третьего канона (ed. Kourtesidou, 45, lines 1275–76). 48 Коккин. Канон всем святым, песнь 3, тропарь 5 (ed. Kourtesidou, 60, lines 53–54). Этот язык внутреннего присутствия и даже изоляции имеет сильные отзвуки идеи Воплощения. Именно Дева Мария Первой стала Божественной «свыше» par excellence (см. напр.: Коккин. Канон просительный к Иисусу Христу и Богородице, песнь 8, тропарь 4 [ed. Kourtesidou, 155, line 161–63]; Молитва Богородице I [ed. Kourtesidou, 251, line 7]; Молитва Богородице II [ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Апостольские постановления 7, 41. 41 Апостольские постановления 7, 43. 42 Апостольские постановления 7, 45. 43 Ср. Афанасий Александрийский. Апология против Ариан 11. PG 25, 268 A: «Не подобает выставлять Таинства напоказ перед оглашенными и тем более перед язычниками… чтобы язычники по незнанию не осмеяли их и чтобы оглашенные, будучи любопытны, не соблазнились». 44 Иоанн Златоуст. Слова огласительные 1, 4. (Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 257.) 45 Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 1, 2–8. 46 Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 1, 9. 47 Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 2, 2. 48 Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 2, 3. 49 Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 2, 4. 50 Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 3, 1. 51 Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 3, 3. 52 Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 3, 4. 53 Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии 2, 2, 2–5. 54 Крещальной купели-баптистерию. 55 Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии 2, 2, 7. 56 Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии 5, 1, 6. 57 Тертуллиан. О Крещении 19. 58 Василий Великий. Беседа 13, 1. PG 31, 424 D–425 A. 59 Григорий Богослов. Слово 40, 24. SC 358, 250. (Творения. Т. 1. С. 558). 60 Тертуллиан. О Крещении 19. 61 Григорий Богослов. Слово 40, 13. SC 358, 224. (Творения. Т. 1. С. 551). 62 Тертуллиан. О Крещении 2. 63 Тертуллиан. О Крещении 3. 64 Тертуллиан. О Крещении 3. 65 Тертуллиан. О Крещении 3. 66 Тертуллиан. О Крещении 6. 67 Тертуллиан. О Крещении 4. 68 Григорий Богослов. Слово 40, 7. SC 358, 210. (Творения. Т. 1. С. 547.) 69 Василий Великий. Беседа 13, 2. PG 31, 428 AB. 70 Василий Великий. Беседа 13, 1. PG 31, 425 А. 71 Григорий Богослов. Слово 40, 7. SC 358, 212. (Творения. Т. 1. С. 547.) 72 Иоанн Златоуст. Слова огласительные 2, 5 (Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 270). 73 Григорий Богослов. Слово 40, 41. SC 358, 292. (Творения. Т. 1. С. 571.) 74 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 3, 9. 75 Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 2, 4. 76

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Там же. С. 167. Иерофей, архим. Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской губернии (1866). С. 47. Много материала по этому вопросу содержится во вкладных книгах, см., напр.: Вкладные книги Антониева Сийского монастыря. Изд. А. Изюмовым, в: Чтения. 1917. 1. Материал по этому вопросу дают и монастырские обиходники. Рождественский. Служилое землевладение. С. 87; Павлов. Очерк секуляризации. С. 150. Авраамий Палицын, впоследствии знаменитый келарь Троице-Сергиева монастыря, поступая в обитель, внес свою деревню, богослужебные книги и золото. Шумаков. Сотницы, в: Чтения. 1902. 2. С. 226. Павлов-Сильванский. Феодализм в удельной Руси, в: Соч. 3. С. 338. Во вкладных записях часто встречается формулировка: «а жить мне в той вотчине до скончания живота». Ср.: Рождественский. Служилое землевладение. С. 104–107. Павлов-Сильванский. Ук. соч. С. 389; Рождественский. Ук. соч. С. 107, 105. Ср. мнение Ключевского о монастырской торговле, в: Боярская Дума (1884). С. 288. I Всел. Собор, 17-е правило; VI Всел. Собор, 10-е правило и Лаодикийский Собор, 4-е правило. Эти правила содержатся и в Номоканоне Иоанна Схоластика, который был известен в Московской Руси. В 1416 г. митрополит Фотий направил послание псковскому духовенству, в котором он сурово осуждал это бесчинство. АИ. 1. 22, а также: Стоглав. Казанское изд. С. 345; Уложение 1649 г. Гл. 10. В 1727 г. духовенству было разрешено по истечении срока ссуды взимать по 6% годовых. Милютин. Ук. соч., в: Чтения. 1859. 4. С. 101. Это разрешение было подтверждено указом от 13 мая 1754 г. ПСЗ. 10235. Из многочисленных документов XV–XVI вв. видно, что монастыри и монахи лично брали проценты. Ср.: АЮ. 15, 71, 232, 238, 241, 243, 245, 248, 255, 267 и др.; ДАИ. 1, 51, 55. Подробнее об этом см. мою статью в: Kyrios. 4 (1939). S. 29–38. Отдельные примеры: АЮ. 234, 236, 237, 241 (все три по Кириллову монастырю), 254; АИ. 1. 104, 106, 163; ДАИ. 1. 157; АИ. 3. 138; 5. 32 и др. ААЭ. 2. 42 (1646); 4. 26 (1648); ДАИ. 1. 21, 113 и др. АЮ. 108. В Уложении 1649 г. (гл. 16, § 4–5) была сделана попытка запретить такие обмены, но она не имела успеха.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

642)  Августин. О природе и происхождении души. 3.9.12. Мартин Турский укрылся в церкви и был посвящен в катехумены в десять лет, против воли родителей-язычников. См. Сульпиций Север. Житие св. Мартина Турского. 1. 643)  Августин. Об оглашении необученных. 2.3. 644)  Августин. Об оглашении необученных. 10.14–15. 645)  Августин. Об оглашении необученных. 13.19. 646)  Августин. Об оглашении необученных. 26.51. 647)  Августин. Исповедь. 9.4.8. 648)  Августин. Об оглашении необученных. 5.9. 649)  Августин. Об оглашении необученных. 4.8. 650)  Никита Ремезианский. О пользе гимнов. 13–14. 651)  Неизвестный. Житие Цезария Арльского. 1.27. Четвертый Карфагенский собор (398?). Правило 24: “Покинувший храм во время проповеди пресвитера да будет отлучен”. 652)  Августин. О крещении, против донатистов. 4.21.28; Гиппонский собор (393 г.). Правило 19. 653)  В древности обряд “дуновения” проводили непосредственно перед крещением. См. главу вторую. О проведении этого обряда в Риме ок. 500 г.: Иоанн Диакон. Послание к Сенарию. 3//PL 59.402; Геласиев служебник//PL 74.1084. Амвросий Медиоланский (О таинствах. 4.20) упоминает только о печати креста. На таинство соли, возможно, ссылается Игнатий Антиохийский: “Осолитесь в Нем, дабы никто из вас не совратился” (Магнезийцам. 10). 654)  Августин. О заслугах, оставлении грехов и крещении младенцев. 2.26.42. 655)  Августин. Проповеди. 32.13; 97А.3; 301 А.8; Рассуждения об Евангелии от Иоанна. 3.2. Ср. Феодор Мопсуэстийский. Книга для крещаемых. 13.17. 656)  Августин. Рассуждения об Евангелии от Иоанна. 11.3. 657)  Августин. Проповеди. 301А.8. 658)  Августин. Незаконченный труд против Юлиана. 3.199. 659)  Иоанн Диакон. Послание к Сенарию. 3; ср. еще более позднее описание Исидора Севильского (†636): О церковных установлениях. 2.21.3//PL83.815A. 660)  Третий Карфагенский собор (397 г.). Правило 5. 661)  Ильдефонс Толедский (†667?). О смысле крещения. 26//PL 96.122. 662)  Августин. Незаконченный труд против Юлиана. 6.5.11. 663)  Августин. Исповедь. 1.11.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Пс. 69, 2-3. 23 Пс. 113, 9. 24 Монахиня Амвросия (Ключарева) – бывшая помещица, владелица имения близ деревни Шамордино, где трудами преп. старца Амвросия была устроена женская Шамординская обитель. 25 Лк. 21, 19. 26 Пс. 33, 20. 27 Пс. 31,10. 28 Пс. 59,9. 29 Мф. 7, 5. 30 Пс. 69, 3-4. 31 Пс. 91,8. 32 Пелынь, пелунь и пелун – полынь. (См. Даль В. И. Толковый словарь... Т. 3. С. 29.) 33 2 Кор. 12, 10. 34 Пс. 31, 10. 35 Пропущены зачеркнутые в рукописи слова, которые не удалось восстановить. 36 Преп. Моисей (Путилов) (15/28.01.1782 - 16/29.06.1862) - оптинский старец. 37 Ср. Пс. 67, 14: ...криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата... 38 Ин. 1,1. 39 Рим. 13, 7. 40 Притч. 9, 8. 41 Ср. Притч. 9, 7: Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличали же нечестиваго порочна сотворит себе... 42 Скобелев Михаил Дмитриевич (17/29.09.1843 - 25.06/7.07.1882) -русский военачальник, полководец, герой Плевны, освободитель балканских славян в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. С его именем связано также присоединение Туркестана (Средней Азии) к России. 43 Пс. 74, 3. 44 Ср. Ин. 10, 38: ...Мне не веруете, делам (Моим) веруйте... 45 Евр. 13, 8. 46 В рукописи зачеркнуто. 47 См. 1 Кор. 13, 4: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится... 48 Юлиан Отступник – римский император (361 – 363). Род. в 331 г. Убит в 363 г. 49 Мф. 25, 36. 50 Пс. 38, 9 - 10. Борится – по-видимому, от церк.-слав. «борити» – воевать, нападать. 51 Пс. 37, 13. 52 Вода из древнего колодца, найденного старцем преп. Амвросием летом 1891 г. при обустройстве им Рудновской дачи [бывшее владение покойной м. Амвросии (Ключаревой)] в Шамординском монастыре. «К этому колодцу батюшка посылал потом некоторых больных обдаваться из него водою, также раздавал из него воду и глину, которые оказались целебными» (Агапит (Беловидов), архим. Житие преп. Амвросия, старца Оптинского. С. 454). 53 Иак. 2,10. 54 Свт. Иоасаф (Иоаким Горленко), еп. Белгородский (1705 — 1754). Канонизация и открытие мощей святого состоялись 4.10.1911. 55

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Акиндин, полемизируя с Варлаамом, называл божественный свет нетварным, а полемизируя с Паламой, — тварным. При этом он пояснял, что таинственным и нетварным был только Фаворский свет, виденный тремя апостолами, а всякий иной свет — пусть и являющийся созерцателям — отличен от него и есть тварный. См.: Επστολ προς Αθανσιον Κυζκου, 8, Π. Χρστου, σ. 418–419 ( прим. изд.). 106 См.: Συνοδικς Τμος A, PG 151, 691D–692A. 107 Там же, PG 151, 692А. 108 Там же, PG 151, 691D. 109 Там же, 3, PG 151, 680В. 110 Там же, 51, PG 151, 691С. 111 Там же, 52, PG 151, 691D–692A. 112 1 Тим. 3:15. 113 Мф. 16:18. 114 Варух. 4:2. 115 Мал. 4:2. 116 Мф. 13:9, 43; Мк. 4:9, 23. 117 2 Ин. 10:11. 118 Еф. 5:11. 119 Рим. 3:23. 120 Откр. 3:15–16. 121 Иак. 4:7. 122 Цитата не идентифицируется. 123 Цитата не идентифицируется. 124 Числ. 1:3; 3:15; 4:23, 27, 29, 32; Сирах. 7:24. 125 Имеется в виду трактат «О божественном соединении и разделении». 126 О понимании термина «разделение» применительно к Богу см. прим. 1 к вышеуказанному трактату. 127 Ин. 10:30. 128 Ин. 14: 28. 129 Евр. 10: 29. 130 Ис. 10:1–3. 131 с. 93:1. 132 Григорий Богослов, Письмо 101, PG 37,181 AB. 133 Ср.: Минея, 6 августа, стихира самогласна, глас 5 на Полиелее утрени 134 Преображения Господня: «Божества Твоего, Спасе, малу зарю обнажив совосшедшим с Тобою на гору». 135 Мф. 25: 31. 136 Палама говорит здесь о третьей «Триаде в защиту священнобезмолвствующих». 137 Иер. 23:18. В славянской Библии «ν ποστματι» переводится как «в совете», следуя Вульгате, где эти слова переведены как «in consilio», но словарь Lampe дает следующее значение: «πστημα=πστασις in sense of substance», что более соответствует настоящему контексту. 138 Григорий Богослов, Слово 28,19, PG 36, 52В. 139 Ис. 28:15. 140 Пс. 139:3 141 Дан. 13:42. 142 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 5,1, с. 402. 143 Мф. 13:43. 144 Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365В. Ср. также: тропарь 9 песни канона на утрени Преображения: «да вышний Бог явишися, стоя посреде богов апостол на Фаворе» (Минея 6 августа). 145

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

364 Арх. Свят. Синода д. 1764 г. 51. Ср. Кн. штатов, отд. III, стр. 47. (П. С. З. Р. Имп. XLIV). 368 Арх. Мин. Юст. Патр. Каз. Прик. прих. кн. 71 (1671 г.), л. 581–603; 74 (1672 г.) л.л. 626–651; кн. 198. (Прих. книг. мит. Тихона казанского 1706 г., где Сызранская десятина с 40 церквами значится в числе десятин Казанской епархии). Перетяткович. Поволжье, стр. 234–236. 373 Арх. Мин. Юст. каз. патр. пр. прих. кн. 97 (1679 г.), 110 (1683 г.), 121 (1686 г.), л. 898. 374 И. Д. Беляев . О сторожевой, станичной и полевой службе на польской украине Московского государства до царя Алексея Михайловича. Чтен. Москов. Общ. Ист. и Древн. Рос. 1846 г. 4, стр. 8, 11–12. Тут подробнее перечислены сторожевые пункты. 378 Д. И. Багалей, История колонизации, I, 38–42. С построением городов, закончившимся возобновлением Курска, быстро усилилось значение всей польской украины, в состав которой в 1616 г. входили Воронеж, Ливны, Елец, Лебедянь, Оскол, Валуйки, Белгород и Курск. Название украины «польской» объясняется характером её местности. Она представляла из себя равнину, отчасти покрытую лесами, но больше степной травой – «поле». 379 Там же, 42–52. Тут подробнее о Царево-Борисове. Царев-Борисов некоторые считают за два отдельные города Царев и Борисов, но это один город. В нем было две церкви Троицкая и Борисоглебская. В одной из них предполагалось ежедневное богослужение. Город скоро запустел и служить было некому и негде; причина запустения кроется в смутном времени. К XVII в. город возобновлен. В смутное время значительно пострадал и Белгород. 380 В начале царствования Михаила Феодоровича в 1615 г. все украинские города разделялись на 5 отделов. 1-й отд. собственно украинские: Кашира, Серпухов, Алексин, Калуга. 2-й отд. рязанские: Переяславль-Рязанский, Зарайск, Михайлов, Пронск, Ряжск, Шацк, Сапожок, Гремячий, Коломна, Серпухов, Алексин, Венев, Епифань, Дедилов, Данков, Боровск, Ярославец Малый, Лихвин, Перемышль, Белев, Болхов, Орел, Карачев, Чернь, Козельск, Мещовск. 3-й отд. северские: Брянск, Новгород Северский, Стародуб, Рыльск, Путивль. 4-отд. степные: Курск, Ливны, Воронеж, Елец, Лебедянь, Валуйки, Белгород, Оскол. 5-отд. низовые: Терки, Астрахань, Царицын, Самара, Казань, Тетюши, Курмыш, Алатырь, Касимов, Кадом и Темников. Беляев. О станичной, сторож. и полевой сл., стр. 18–39. Источники, 40–42. Багалей, Истор. Колониз., 52 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010