Контаминация из разных источников оказывается особенно востребованной в хайретизмах акафиста: «Радуйся, добрый воине Христов, во вся оружия Божия облеченный и вся языки в послушание Христово покоривый» (ср.: Еф. 6: 11 – «Облецытеся во вся оружия Божия»); 2 Кор. 10: 5 – «И пленяюще всяк разум в послушание Христово»). Что касается повествовательных зачинов в кондаках и икосах, для них характерно перифрастическое цитирование, например, во втором икосе: «Посем, восприим жребий апостольства от руки Господни и крещение водою и Духом от Анании блаженнейшаго, явился еси предивно сосуд избранный благодати»(ср.: Деян. 9: 17–18). Составитель акафиста воспользовался многочисленными агиографическими и биографическими контекстами, имеющими в тексте-источнике прямое отношение к апостолам Петру и Павлу. Примеры в основном сопряжены с Посланиями. Например: «Странное чудо и неудобь разумеваемое явился еси, Петре, мудрствующим земная, яко незнатна мира и уничижена избра тя Господь, и посрамил еси мудрыя» (ср.: 1 Кор. 1: 28 – «И худородная мира, и уничиженная избра Бог»; 1 Кор. 1: 27– «Да премудрыя посрамит»). В заключение проанализированы хайретизмы, адресованные сразу обоим апостолам. Разнохарактерное цитирование присутствует в пяти икосах, то есть довольно часто, причем как в форме аллюзий, так и форме трансформации. См.: «Радуйтеся, Павле и Петре, весь мир между вами разделившии, во еже овому убо быти апостолу языков, другому же проповедати народу избранному» (икос 6. Ср., напр.: Гал. 2: 8 – «Ибо споспешествовавый Петру в послание обрезания, поспоспешествова и мне во языки»); «Радуйтеся, Петре и Павле, Христа Бога в себе верно вообразившии (икос 9. Ср.: Гал. 4: 19 – «Дондеже вообразится Христос в вас»). Кроме того, присутствуют краткие формулы, также отсылающие к апостольскому тексту, который может и не относиться к апостолам: «Радуйтеся, Павле и Петре, даже до смерти мученически Господу послужившии» (икос 8. Ср.: Флп. 2: 8 – «Смирил себе, послушлив быв даже до смерти»). Следовательно, акафист святым Петру и Павлу, по мнению М.Ю. Новак, унаследовал древние традиции свободного цитирования Священного Писания.

http://pravoslavie.ru/33020.html

Из того же Послания известно и о социальном статусе большинства коринфских христиан. Как и в др. общинах, среди них было немного знатных и богатых (ср.: 1 Кор 1. 26-29). И хотя Коринф был центром эллинского образования (ср.: Dutch. 2005. P. 131-138; Pausan. Descript. II 4. 5-6; 10. 1, 6), судя по всему, средний образовательный ценз ранних христиан был невысоким (ср.: 1 Кор 2. 1-8). Первое послание к Коринфянам. Послания ап. Павла. Кон. XI — нач. XII в. (Lond. Brit. Lib. Add. Ws. 5116. Fol. 30v) Первое послание к Коринфянам. Послания ап. Павла. Кон. XI — нач. XII в. (Lond. Brit. Lib. Add. Ws. 5116. Fol. 30v) В Коринфе П. прожил полтора года. Причинами такой долгой остановки могли быть разные обстоятельства, однако ап. Лука объясняет ее откровением Божиим: «Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе…» (Деян 18. 9-11). Таких откровений было немало в жизни П. (ср.: 2 Кор 12. 1), и именно они были главной движущей силой его миссии. Ночное откровение в Коринфе должно было укрепить П. в решимости продолжить миссию в этом городе. Оно имело особый смысл в преддверии нового конфликта, к-рый должен был развернуться вокруг личности и проповеди П. Как и в предыдущих случаях, инициаторами конфликта становятся иудеи, обвинившие П. и привлекшие его на суд к проконсулу Юнию Аннею Галлиону (Деян 18. 12-17). Галлион упоминается в ряде источников. Будучи старшим сыном Сенеки Старшего, братом философа Сенеки Младшего и дядей поэта Лукиана, он принадлежал к рим. политической и интеллектуальной элите ( Tajra. 1989. P. 51-54). Время его проконсульства в Ахаие (Ахайе, Ахее) устанавливается благодаря упоминанию о нем на каменной плите, найденной в Дельфах: мн. ученые датируют его прибытие в Коринф маем 51 г., а отбытие из Коринфа - периодом между маем и ранней осенью 52 г. (см.: Keener. 2012-2015. Vol. 3. P. 2760-2763). Упоминание о Галлионе, т. о., дает важный хронологический ориентир, касающийся времени пребывания П. в Коринфе и его 2-го миссионерского путешествия в целом (см. в ст. Коринфянам послания ).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

1), помогает, с одной стороны, аскетически противостоять миру (ср.: 1 Кор 7. 29-31), к-рый «лежит во зле» (1 Ин 5. 19), а с др.- в соработничестве с Богом (1 Кор 3. 9) вести его к преображению, преодолевая в нем злое начало. Уверенность в парусии и ее ожидание в значительной мере определяют жизненную ориентацию христианина, ибо перед лицом непосредственной близости В. п. его намерения, слова и поступки преломляются сквозь призму вечности. Христианин знает, что «каждого дело обнаружится, ибо день (парусии.- М. И.) покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор 3. 13). Чтобы «иметь… дерзновение и не постыдиться… в пришествие» Иисуса Христа, нужно жить с Ним и в Нем (1 Ин 2. 28), и тогда Он «утвердит» верных Ему «до конца» (1 Кор 1. 8). Ожидание парусии помогает преодолевать испытания, постигающие христиан в их жизни. Радуйтесь, утешает ап. Петр тех, кто участвует «в Христовых страданиях», «да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр 4. 13). Те, в ком «живет Христос» (Гал 2. 20), не только верят в Его В. п. и ждут его, но и молятся о скорейшей встрече с Господом (ср.: Откр 22. 20), ибо надеются, что им «готовится… венец правды, который даст… Господь, праведный Судия, в день оный» (2 Тим 4. 8). Святоотеческое учение о В. п. Пасха, прославившая Сына Человеческого, в сознании христиан не заслонила великого и славного Его В. п. Уже «Дидахе» призывает учеников Христа бодрствовать, дабы не погасли их светильники веры «в последнее время», когда «умножатся лжепророки и губители и превратятся овцы в волков и любовь превратится в ненависть». Времена «превращений» и подмен окажутся наиболее благоприятными для «обманщика мира», т. е. для антихриста, к-рый «явится наподобие Сына Божия». Что касается пришествия Самого Сына Божия, то оно будет сопровождаться 3 «знамениями истины»: «первое знамение - разверзется небо, потом знамение гласа трубного и третье - воскресение мертвых… Тогда узрит мир Господа, грядущего на облаках небесных» (Didache.

http://pravenc.ru/text/Второе ...

325 Интерполяция, по мнению Кройманна. 326 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Бог не только к жизни вызвал человека». 327 Restitutum. 328 Ср.: Иез. 18:23; 33:11; 2 Петр. 3:9. 329 Institutum. 330 См.: Пс. 104 103:4. Любопытно, что Тертуллиан употребляет здесь слово apparitor «младший чиновник, низший технический служащий (ликтор, писеци т. п.)». В Вульгате используется слово minister «слуга». 331 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Его». 332 «дыхание» — πνο (ср.: Быт. 2:7), «дух» — πνεμα (ср.: Быт. 1:2). 333 Ср.: «Но настоящее исследование побуждает меня назвать душу духом, так как дышать приписывается другой сущности (т. е. духу). Поскольку мы считаем это свойством души, которую мы признаем однородной и простой, необходимо, чтобы мы объявили ее духом при определенном условии: не из-за состояния, но из-за действия, не как сущность, но как дело, потому что она дышит, а не потому, что она, собственно, есть дух. Ведь и дуть значит дышать. Таким образом, и душу, которую мы определяем. исходя из ее своеобразия, т. е. как дуновение, мы объявляем здесь духом по необходимости; как бы то ни было, вопреки Гермогену, который заявляет, что она состоит из вещества, а не из дуновения Бога, мы ее рассматриваем как, собственно, дуновение. Ибо он, пренебрегая свидетельством самого Писания, дуновение превращает в дух, чтобы считалось, что душа состоит скорее из вещества, чем из духа Божьего, поскольку невероятно, чтобы дух Божий дошел до греха, а потом до суда. Поэтому мы и там утверждаем, что душа есть дуновение, а не дух, согласно Писанию и согласно различению духа, и здесь объявляем ее духом неохотно, в соответствии со сходством дыхания и дуновения. Там стоит вопрос о сущности; ведь дышать есть действие сущности» (Tert. Dean., 11,1—2). 334 Adflatus. 335 Spiritus. 336 Aurula. 337 Интерполяция, по мнению Кройманна. 338 Ср.: Ин. 4:24 (πνεμα θες). 339 Т. е. человека. 340 Вставка Кройманна. В рукописи: «также и дыхание, т. е. образ». 341 Ср.: Быт. 2:7. 342 Ср.: Евр. 1:14. 343 Ср.: 1 Кор. 6:3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Конечно, мы понимаем, что в силу экономических причин трудовую миграцию не остановить. Наши деревни в ближайшем будущем опустеют еще больше. Нет работы, поэтому все стремятся в город. Это естественные процессы урбанизации XXI века. Но ведь так хочется хоть что-то лучшее сохранить для будущих поколений – хотя бы древние храмы. Хочется вселить надежду в жителей деревни, укрепить дружбу среди верующей молодежи. И в чем же здесь апостольство? Мы ни в коем случае не претендуем повторить подвиги первых апостолов. Но удивительно то, что в наших экспедициях можно было пережить почти то же самое, о чем 2000 лет назад говорил Христос Своим ученикам и писал в своих посланиях апостол Павел. Это касается и того, что сеять надо доброе слово везде, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет (Ин. 4: 37). И того, что, входя в то или иное селение, надо сперва узнать, кто пользуется почетом и хорошей репутацией в деревне и затем в его доме оставаться, пока не окончится миссия (ср.: Мф. 10: 11). И того, что бывают селения, жители которых подобны капризным детям, которым мы играли на свирели, а они не плясали, пели им печальные песни, а они не рыдали (ср.: Мф. 11: 16–17), так что, выходя из таких сел, и прах, прилипший к обуви, хочется отрясти (ср.: Мф. 10: 14). Но были и такие деревни, где слушали нас со вниманием и провожали на своих машинах до границы района, подобно тому, как пресвитеры из Милита провожали апостола Павла вплоть до уходящего в море корабля (см.: Деян. 20: 38). Понимаю, что сам я являюсь далеко не идеальным пастырем. В моих речах есть многое неудобовразумительное (ср.: 2 Пет. 3: 16), есть и свое «жало в плоть», телесные немощи (ср.: 2 Кор. 12: 7). Я везу молодежь на Север, но на самом деле совсем не вращаюсь в среде молодежной культуры. Не играю в футбол со студентами, не пою с молодежью песни под гитару, не умею хорошо пошутить. Напротив, как жандарм, слежу, чтобы была чистота и порядок, чтобы все шло строго по расписанию. Подрясник я, как монах, не снимаю и вообще предпочитаю уединенную тихую жизнь. Вряд ли меня можно назвать «молодежным» священником. Скорее, чиновником-администратором, который хочет, чтобы молодежь общалась между собой и создает для этого все необходимые технические условия (проезд, жилье, еда). Но раз Господь меня как-то подтолкнул пойти послужить – не ради себя, а ради молодежи и местных людей, – я просто выполняю это призвание. Верю в то, что, когда надо, Господь даст уста и премудрость (Лк. 21: 15). Верю в то, что Божия сила совершается в немощи (ср.: 2 Кор. 12: 9).

http://pravoslavie.ru/96484.html

Adv. haer. V 9. 4; V 32. 2). В то же время в аскетической лит-ре получило широкое распространение аллегорическое истолкование, понимающее под землей человеческое тело с его страстями: дух подвижника, укрепившись в кротости и воздержании, сможет завладеть мятежной землей нашего тела (ср.: Пс 36. 11, 29 - Ioan. Cassian. Collat. XII 6). Наиболее сложное психологическое изъяснение этой заповеди представлено свт. Григорием Нисским, к-рый показывает, что евангельское понятие кротости не имеет ничего общего с обиходными представлениями о ней. Он делает акцент на том, что кротость не означает «тихость и медленность», поскольку подвижническая жизнь предполагает во мн. случаях «скорость в движении». Кротость характеризуется отсутствием кичливости и надменности и означает скорее умеренность, осознание пределов своих сил, умение укротить действие страстей и помыслов, что подразумевает активную деятельную борьбу с ними, а не пассивное бесстрастие (ср.: Флп 3. 14; 1 Кор 9. 24 - Greg. Nyss. De beat. 2//GNO. Vol. 7. Pars. 2. P. 92-94). IV. Мф 5. 6 (ср.: Лк 6. 21). Духовная жажда, представленная в этой заповеди, была предызображена еще в ВЗ (Пс 16. 5; 41. 3), а под понятием правды свт. Григорий Нисский, как и др. авторы, понимает не только любой вид добродетели, но и истинную добродетель, к-рой является Сам Бог Слово, к Нему обращено полное исполнение этих слов (ср.: Пс 33. 9; Ин 14. 23; Гал 2. 20 - Greg. Nyss. De beat. 4//GNO. Vol. 7. Pars. 2. P. 120-123; Chromat. Aquil. Tract. in Matth. 17. 5. 2). Посредством слова о правде «Господь предложил в снедь слушающим Самого Себя» ( Orig. Fragm. in Matth. 83//GCS. Bd. 41. S. 49) Ориген сопоставляет это блаженство со словами о духовной жажде Бога из Псалтири (Пс 41. 2-3), а также с рассказом о колодце Иакова и с беседой Господа с самарянкой (Ин 4. 5-15 - Orig. In Ioan. comm. 30. 21-25). Блж. Августин, обращаясь к этим словам, сопоставляет их с 1 Кор 1. 30, где Христос также назван «правдой», или «праведностью [δικαιοσνη, как и в Мф 5. 6] от Бога» ( Aug. In Ioan. 26. 1), и замечает: «Если ты голоден, то Бог становится твоим хлебом, если жаждешь - твоею водой» (Ibid. 13. 5). Эта заповедь побуждает верующих всегда «чувствовать потребность творить дела правды» ( Hieron. In Matth. 5. 6); испытывающие голод и жажду чувствуют сострадание и проявляют его к другим, кто также претерпевают страдания (ср.: Пс 110. 9 - Ambros. Mediol. In Luc. V 65). Достижение праведности не может быть основано на простом желании, необходимо, чтобы верующие со всей страстью стремились к ней, испытывая голод и жажду ( Chromat. Aquil. Tract. in Matth. 17. 5. 1; Ioan. Chrysost. In Matth. 15. 4).

http://pravenc.ru/text/Нагорная ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010