Перечисленные формы единства как будто не достигают своей цели, им чего-то не хватает, словно мы все время куда-то не попадаем (кстати, на древнегреческом грех – это именно промах, непопадание в цель). И вот, вчитываясь в молитву Христову, нельзя не почувствовать, что она – о другом единстве. Дух ее другой. Масштабы иные. И цель – иная. Не исключающая все наши земные формы единства, за которые мы так боремся, а наоборот, включающая, но безмерно превосходящая их все. …Итак, медленно, от слова к слову, сознавая нищету своего понимания, но ища нашим человеческим духом того Духа, Который дышит в евангельских строках, вчитаемся в то заветное, что захотел Христос сказать Своему Отцу накануне Искупления. …чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11). Как едины Отец с Сыном (и Духом)? Как лучи одного солнца, как языки пламени. Едины по природе, различаемы в Лицах. Единство абсолютное – но оно не нарушает «личностного» своеобразия каждой из Ипостасей. И вот так же должны быть едины мы?! Человечество задумано как многоипостасное единство по образу Святой Троицы – об этом говорят богословы. Этого на глубине чает и по такому единству тоскует каждая человеческая душа. Но возможно ли оно, кроме как в тот день, когда будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28)? Ведь для достижения такого единства необходимо сначала достичь единства в себе самом. Нужно, чтобы все мои противоречивые желания, стремления плоти и духа, воюющие между собой, страсти и вся моя любовь устремились к одному единому Источнику – и от Него приняли истинную жизнь (ср. Ин. 14, 19). И чтобы то же самое случилось с каждым человеком… Можно ли достичь этого с помощью богословских диалогов и совместных деклараций, двусторонних встреч, соборов и конференций? Вопрос столь же риторический, как и другой, подобный ему: могу ли я достичь такого единства своего собственного существа своими силами? Очевидно, что и меня сделать единым может только Господь. Все ереси и расколы начинаются во мне. Ересь – «особое мнение» (таково значение этого греческого слова), узкая, эгоистическая точка зрения, противоположная единому и простому, но всеобъемлющему взгляду Божию. Раскол – это разделение моей внутренней Церкви, разлад всех сил души, борьба моей «ветхости» с тем новым и освежающим Духом, который послан в сердца верующих (ср. Гал. 4, 6). Превратить весь этот греховный хаос в гармонию может лишь Дух Единства. Однажды Он уже сделал это, когда носился над водою и творил мир (ср. Быт. 1, 2). Непостижимый акт… Но еще более велико, когда кто-то из нас становится новой тварью во Христе (ср. 2 Кор. 5, 17).

http://pravoslavie.ru/113234.html

Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

Вместе с этим, по отдельным вопросам семьи и брака имеются различные, вплоть до противоположных, мнения. Особенно это касается супружеских отношений в области деторождения. Иначе говоря, физических (сексуальных) отношений между супругами и связи этих отношений с нечистотой и грехом. Так блаженный Августин называет чувство сексуального влечения «недугом телесного вожделения, болезненной страстью» (21). Свт. Григорий Нисский говорит о естественном зачатии детей как о «скотском и бессловесном способе взаимного преемства» (22: 58, 59. Гл. XVII). Свт. Игнатий Брянчанинов считает сексуальное влечение и удовлетворение «наслаждением плотским, скотоподобным» (24: 138). С другой стороны: в Библии воспевается чувство искреннего физического любовного влечения (Прит. 5: 18-20; Песн. 1: 1; 4: 7, 10; 7: 2-11); апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время…» (1 Кор. 7: 5); свт. Иоанн Златоуст так толкует слова апостола Павла: «апостол Павел говорит: каждый пусть пользуется своею женою (ср.: 1 Кор. 7: 2). И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: не лишайте себе друг друга, точию по согласию (1 Кор. 7: 5) ». В настоящей работе не рассматриваются вопросы брака и семьи во всем их многообразии. Здесь лишь сделана попытка осмысления одного из них, а именно — супружеских отношений. Более конкретно, задачей работы является рассмотрение данного, весьма актуального вопроса, с точки зрения библейской, святоотеческой и научной антропологии. Иначе говоря, попытка систематизации и анализа некоторых тематических высказываний, а также определение истоков (причины) негативного отношения ряда авторов к различным аспектам супружеской близости и естественного способа зачатия ребенка. Поскольку вопросы, касающиеся супружеских отношений, тесно связаны с другими антропологическими вопросами, рассматриваемыми в предыдущих выпусках (книгах) серии «Очерки православной антропологии», то, для удобства чтения, в настоящей работе, вместо соответствующих ссылок на указанные книги, приведены необходимые материалы из них.

http://zavet.ru/a/rss_1276697393.html

1. Если Христос Спаситель Сам освятил и благословил брак как Божественное установление (Быт.2:18,22-24; Мф.19:4,5; Ин.2:1-2,11) и если Господь сам так любил малых детей (Мф.19:13-15; Мк.10:14; Лк.18:16), если, далее, святой Апостол учил о честном и непорочном христианском браке (Евр.13:4), проповедовал, что муж и жена христиане сочетаваются во образ союза Христа с Церковью (Еф.5:23-25,31,33) и прямо говорил, что " если женишься, не согрешишь " (1Кор.7:28; ср.: 1Тим.2:15), называя запрещающих вступать в брак " лжесловесниками, сожженными в совести своей " (1Тим.4:2-3), то что удивительного, если в самые первые времена веры нисколько не оспариваемым состоянием церковного клира в рассматриваемом отношении было состояние брачное, к тому же как определенно соответствовавшее иудейскому и, конечно, еще более языческому воззрению на брак. Юная христианская Церковь, состоявшая прежде всего из иудеев и затем из язычников, где состояния безбрачные были единичными исключениями, была заинтересована в данном случае, очевидно, первым образом уже только в том, чтобы определенно покончить с иудейской и языческой полигамией - многоженством и утвердить в церковном христианском обществе начала подлинно христианского брака как христианской моногамии. Только в связи с этой ясною задачею первенствующей Христовой Церкви и можно понимать, согласно святоотеческому толкованию, слова Апостола Павла в его послании к Тимофею (1Тим.3:2,12) и Титу (Тит.1:6) о том, что епископ (а равно пресвитер и диакон) " должен быть мужем единыя жены " , или оценивать, в частности, 4-е правило Апостольское, свидетельствующее о епископах древности, имеющих свои семьи. Не будем здесь повторять, например, мнений блаженного Иеронима и других отцов - мнений о том, что и сами Апостолы имели жен, исключая Иоанна и Павла (Толкование на послание Апостола Павла к Кор.11:2), и подобных: малоясные подробности не уясняют сильнее указанного общего бесспорного положения, которое в данном случае может быть выражено следующим образом: тайна священства догматически (Мф.19:4-5; 1Тим.3:2) ни в каком случае не исключает Таинства Брака (ср.: Епископ Никодим (Милаш). " Рукоположение как препятствие к браку " , стр.46), и потому отречение от брачной жизни в первенствующей христианской Церкви не было вменяемо всем членам клира, в том числе и епископам, в непременную обязанность, - и жизнь семейная не почиталась несовместимой с званием и обязанностями клирика Церкви, в том числе и епископа (ср.: Профессор Н.К.Соколов. " Из лекций по каноническому праву " . М., 1875. С.326).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/302/...

Итак, дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще святого поста, прося оставления согрешений наших у Господа. Будем при этом всегда помнить слова святого апостола Павла: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми... и Бог любви и мира будет с вами (Рим. 12, 18; 2 Кор. 13, 11). Аминь. 1963 г. Слово во вторник 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием О посте и пользе его Се, ныне время благоприятно, се, ныне дни спасения. (ср.: 2 Кор. 6, 2) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, мы с вами вступили в подвиг Великого спасительного поста, который установлен Церковью в подражание примеру Самого Господа Иисуса Христа, ибо Он ради нашего спасения постился сорок дней, не вкушая в это время никакой пищи и не принимая никакого пития. Так и нам, Его последователям, Святая Православная Церковь строго заповедала хранить святое воздержание, духовное и телесное, в течение четыредесяти дней, начиная со вчерашнего дня, называемого Чистым понедельником, и до пятницы шестой, или Вербной, седмицы. Оттого сей наступивший пост называется у нас Святою и Великою Четыредесятницею. Святая Церковь в эти великие покаянные дни облеклась в траурную одежду и особою службою, молитвословиями, песнопениями, постовым колокольным звоном выражает, что она в эти дни сокрушается, сетует, плачет о своих чадах, призывая к этому и нас с вами. Подобно тому как евреи, лишившиеся своего отечества, плакали на реках вавилонских, так и мы призываемся в эти святые дни оплакивать утрату своего Небесного Отечества, которого мы лишились по нашим грехам и беззакониям. Оплакивание грехов Церковь соединила с постом, ибо он окрыляет наше покаяние и возносит его к Престолу Божию. Подвиг поста - дело святое и весьма древнее. " Пост - дар древний, неветшающий, нестареющий, но непосредственно обновляемый, цветущий во всей красоте " , - говорит святитель Василий Великий. Думаешь ли, что древность его считают со времени происхождения Закона? Пост старше Закона. Пост - не новое изобретение, но драгоценность Отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста, он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Первую заповедь принял Адам: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт. 2, 17). А сие не снесте есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Мы, поврежденные грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. Проклята земля: тернии и волчцы возрастит тебе (ср.: Быт. 3, 17-18) - велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И теперь я прошу Вас, Ваше Святейшество, и вас, достойные святители Церкви, помолитесь о мне, грешном и недостойном, да подаст мне Милостивый и Всещедрый Господь всякое даяние доброе и всякий дар совершен (Иак. 1, 17), потребный для прохождения трудного и ответственного поприща, которое ныне предлежит мне по всеблагому и спасительному смотрению Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Аминь.   Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Севастиану, епископу Карагандинскому и Шахтинскому Преосвященный епископ Севастиан! Ныне Всещедрый Бог благоизволил собору епископов возложением рук на твою главу, по действию Святого Духа Утешителя, низвести на тебя дар, подобный огненным языкам, почившим на каждом апостоле в день Пятидесятницы (ср.: Деян. 2, 3). Благодать дарована тебе, дабы ты стал преемником посланников Господних, которым Бог дал способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа (2 Кор. 3, 6). В течение двух десятков лет ты с усердием нес различные послушания в пределах Алма-Атинской епархии. Отныне тебе надлежит совершать свое архипастырское служение в митрополичьем округе в Республике Казахстан — в новообразованной Карагандинской епархии. Учреждение здесь новой кафедры свидетельствует о том, что церковная жизнь в Казахстане активно развивается: растет количество приходов, строятся храмы и монашеские обители, ведется просветительская работа среди молодежи. Всё это и многое другое говорит о происходящем духовном преображении народа, духовном возрождении страны. Тебе надлежит войти в труды (ср.: Ин. 4, 38) твоих предшественников и приумножить плоды их деятельности. Неся бремя епископства, не забывай и о том, что православие исторически сосуществует в Казахстане с другими традиционными для данного региона вероисповеданиями. Поэтому, возглавляя вверенную твоему попечению епархию, будь не только мудрым и чутким пастырем, но и добрым исполнителем заповеди, призывающей: Будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18), проявляй, где нужно, терпимость и сдержанность, а где требуется — решительность и настойчивость. Во всем соизмеряй свои поступки со словами апостола: Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), дабы не дать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12). Выстраивая конструктивный диалог с представителями иных религиозных взглядов и убеждений, а также со светской властью, помни о том, что ваше соработничество направлено в первую очередь на утверждение традиционных духовных ценностей в жизни народа и на созидание нравственно здорового общества.

http://e-vestnik.ru/docs/sostoyalas_hiro...

Согласно Павсанию, вдоль дороги, ведущей из города на Акрокоринф, располагались священные участки, посвященные Исиде Египетской, Исиде Пелагии и Серапису, а также жертвенники Гелиосу и храмы Ананки, Биа и «Матери богов» ( Pausan. Descript. II 4. 6). Помимо этого в Истмии поклонялись Посейдону, храм к-рого служил центром празднеств, связанных с Истмийскими играми, а в соседних с Коринфом Кенхреях, как свидетельствуют археологические находки, были святилища Афродиты, Посейдона, Асклепия и Исиды Египетской (ср.: Apul. Metamorph. 11. 3-5; Pausan. Descript. II 2. 3; Smith. 1977; Rothaus. 2000. P. 69-83). Т. о., в Коринфе рим. времени были культы не только традиционных для этого региона языческих божеств, но и специфические римские, а также верования, сформировавшиеся в др. средиземноморских регионах, прежде всего в Египте (Исида, Серапис), проникшие сюда с торговцами и переселенцами (Нептун, Юпитер, Венера - см.: Engels. 1990. P. 93-105). В таком окружении существовали и взаимодействовали с ними и друг с другом иудейская и христ. общины Коринфа в этот период. Христианская община Коринфа Основание общины Христ. проповедь первых десятилетий истории Церкви была обращена преимущественно к населению крупных городов греко-рим. мира ( Meeks. 1983. P. 10-11). И Коринф наряду с Эфесом и Римом стал одним из основных центров проповеднической деятельности ап. Павла. В кн. Деяния св. апостолов и др. книгах НЗ о начале христианства в Коринфе имеются следующие сведения. В город ап. Павел прибыл из Афин (Деян 18. 1) во время одной из миссионерских поездок, к-рую в исследовательской лит-ре принято называть «вторым миссионерским путешествием». Хотя в кн. Деяния св. апостолов об этом не упоминается (см. Деян 17), согласно 1 Фес 3. 1-5, своего ученика и спутника Тимофея еще из Афин ап. Павел отослал в Фессалонику. Поэтому в город он, по всей вероятности, прибыл один (1 Кор 2. 3-5). Остановился в семье принявших христианство иудеев Акилы и Прискиллы , к-рые недавно переселились в Коринф из Рима, откуда они, как и мн. их соплеменники, были изгнаны по распоряжению имп. Клавдия (Деян 18. 1-3). По мнению комментаторов, они могли быть уже крещены, когда познакомились с апостолом. В Посланиях апостола есть указания на то, что Акила и Прискилла основывали домашние церкви и в др. городах (1 Кор 16. 19; Рим 16. 3-4).

http://pravenc.ru/text/2458661.html

Использование для М. именно мира, т. е. елея, в к-ром варились определенные благовония и к-рый затем был торжественно освящен, типологически связывает М. с его ветхозаветным прообразом - помазанием древнеевр. священников и царей специально приготовленным «миром для священного помазания», к-рым запрещалось помазывать обычных людей (ср. Исх 30. 22-33). Тем самым совершение над новокрещеным М. подчеркивает, что вступающий в Церковь во всей полноте получает те обетования, о к-рых говорилось еще в ВЗ. Ветхому Израилю было сказано: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19. 5-6), но сбылись эти слова уже в Новом Израиле - Церкви: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петр 2. 9-10). В кн. Откровения св. ап. Иоанна Христос воспевается как Тот, Кто «был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему» (Откр 5. 9-10; ср. 1. 5-6). Описанная типология приводится уже в «Тайноводственном слове» свт. Кирилла (и/или Иоанна) Иерусалимского: «Следует же вам знать, что прообраз сего Миропомазания находится в Ветхом Завете (το Χρσματος τοτου τ σμβολον ν τ Παλαι Γραφ [букв. в «Ветхом Писании»] κεται). Ибо когда Моисей передавал Божие повеление своему брату [Аарону] и поставлял его в первосвященника, то после омовения в воде помазал его, и был [Аарон] назван «помазанником» (Χριστς) - по причине [получения] прообразовательного помазания (κ το χρσματος δηλαδ το τυπικο). Тем же образом и первосвященник, возводя на царство Соломона, помазал его после омовения в [источнике]Гихон. Но с ними все это происходило прообразовательно [ср. 1 Кор 10. 11], а с вами - не как образ, но как реальность (ο τυπικς λλ ληθς), поскольку Основанием (ρχ) вашего спасения является Тот, Кто истинно помазан от Святого Духа [т. е. Христос]. Ибо Он - воистину Начаток (παρχ), а вы - замешанное тесто (φραμα); но если «начаток свят» [=Рим 11. 16], то и в замешанное тесто перейдет святость» ( Cyr. Hieros. Mystag. 3. 6; перевод исправлен по изд.: SC. N 126bis. P. 128-130). «Печать» и полнота Крещения

http://pravenc.ru/text/Миропомазание.htm...

Что интересно, языческие авторы и обыватели часто называли христиан именно Chrestianoi (греч.) или Chrestiani (лат.) - именно через «e», а не через «i» (Тацит. Анналы, 15.44; Тертулиан. Апология, 3 и др.). См., например, рассказ о наставлении и крещении Павлом Акилы и Прискиллы в в Синаксаре Константинопольской церкви X века (кодекс Cupмyhдa)Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae. Mensis Februarius//Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 464; также  Maenologium graecorum Basilii Parphirogenetus. Mensis Februarius//PG 117. Col. 312. В частности, G. Lüdemann Early Christianity according to the Traditions in Acts. Commentary. Minneapolis: Fortress Press, 1989. P. 209. Это была наиболее распространенная точка зрения среди эгзегетов и исследователей; нестандартное мнение высказал Г.  Концельман в своем толковании, что Акила, Приска и Павел занимались изготовлением конской сбруи (H.Conzelmann. Acts of the Apostles. Fortress Press, 1987. P. 151), впрочем ничем его не подкрепив. 2 Кор 11:9 (Павел говорит здесь о крайнем недостатке средств у него на жизнь); ср. 1 Кор 4:11-13; 1 Фес 2:9. Прежде всего, по причине его небольшой величины; не исключено, что это была просто однокомнатная или двухкомнатная дешевая квартира на верхнем этаже многоэтажного дома. Именно апостолами вместе и Акила и Прискилла называются в греческом богослужебном последовании (см. в интернете по ссылке - http://analogion.net/glt/texts/Feb/13.uni.htm).   Ссылки на работы, где авторы отстаивают такую точку зрения см. в: А. С. Небольсин, О. В. Венцель. Аполлос //Православная энциклопедия, т. 3. - М., 2002. - С. 72-73. - http://www.pravenc.ru/text/75682.html См., например, G. Lüdemann. Early Christianity according to the Traditions in Acts. Commentary. Minneapolis: Fortress Press, 1989. P. 207-208; См. E. Käsemann. Disciples of John the Baptist in Ephesus//Essays on New Testament Themes. London: SCM, 1964. P. 144. Кстати отметить, взгляды как Кэземана, так и Людемана вполне вписываются в историософскую схему Луки: Иоанн Креститель как олицетворение дохристианской стадии истории спасения и следовательно несовершенного боговедения по сравнению с тем, которое люди приобретают благодаря Христу в эпоху Святого Духа, действующего и подаваемого через Церковь Христову.

http://bogoslov.ru/article/954655

19); И. олицетворяет «народ греха» ( Orig. In Gen. hom. 12. 3). И. является символом всех тех членов Церкви, к-рые любят земные блага, хотят владеть ими или стремятся к земному преуспеянию; всех тех, кто используют веру в Бога, чтобы возрастать в почестях и обрести земное богатство ( Caes. Arel. Serm. 86. 2; Aug. Serm. 4. 12). Так, благословение отцом И. после Иакова (Быт 27. 39-40) символизирует то, что в Церкви терпят и допускают к таинствам злых людей (malis hominibus) ради необходимости сохранять мир (ipsius pacis) (ср.: 1 Кор 11. 29; Aug. Serm. 4. 35). Подчинение И. младшему брату имеет педагогическое значение: неразумный человек должен быть под контролем «мудрого сердцем» (Притч 11. 29) ( Ambros. De Iacob. 2. 3. 11; Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 20). Ненависть И. к брату служит символом гонения на Церковь со стороны иудеев ( Iren. Adv. haer. IV 21. 3). Пророчество о том, что старший брат будет служить младшему, раскрывается, по мнению св. отцов, на примере евреев, к-рые сохранили книги закона Божия для христиан ( Caes. Arel. Serm. 86. 2-3; ср.: Barnaba. Ep. 13. 1-3; Aug. De civ. Dei. XVI 35. 1). Судьба И. служит назидательным примером того, к чему приводит отсутствие умеренности и контроля над желаниями плоти ( Aug. Serm. 207. 2; Basil. Magn. Hom. 11. 41), а также порабощение человека завистью ( Cypr. Carth. De zel. et liv. 3) или ревностью ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 4). Византийский хронист IX в. Георгий Монах возводит в явно уничижительном контексте к имени Исав прозвище имп.-иконоборца Льва III Исавра (в написании хроники Ησαυρος) и название области Исаврия (Ησαυρα) ( Georg. Mon. Chron. P. 735. 13-14 App.). Лит.: Heller B. Der Erbstreit Esaus und Jakobs irn Lichte verwandter Sagen//ZAW. 1926. Bd. 44. N 1. S. 317-320; Maag V. Jacob-Esau-Edom//ThZ. 1957. Bd. 13. S. 418-429; Botterweck G. J. Jakob habe ich lieb - Esau hasse ich//Bibel und Leben. Düsseldorf, 1960. Bd. 1. S. 26-38; Sarna N. M. Understanding Genesis. N. Y., 1966. P. 181-188; Westermann C. Genesis 12-36: A Comment.

http://pravenc.ru/text/674790.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010