Лука упоминает о крещении Иисуса как о событии, уже случившемся ранее. Евангелист хочет заострить внимание читателей на том, что Иисус молился во время крещения, а сразу после этого получил Божественное откровение. Лука отмечает два момента. Во–первых, на Него сошел Святой Дух, чтобы поддерживать в Нем силы для исполнения Его подвига в качестве Пророка (ср.: Ис. 61:1 , цит. в Лк. 4:18 ), Мессии (см.: Ис. 11:1–5 ) и Раба Божьего (см.: Ис. 42:1 ). Во–вторых, голос с неба возвестил о том, что Он – Сын Божий (ср.: Быт. 22:2 и Пс. 2:7 ). Это один из важнейших моментов, показывающий благословение Иисуса силой и властью исполнить то, что Ему предстояло. Немедленный результат этого описан в Лк. 4:1 . 3:23–38 Родословие Иисуса (см.: Мф. 1:1–17) Перед нами отрывок, который в современной книге был бы несомненно помещен в примечаниях. Лука приводит родословие Иисуса Христа, чтобы подтвердить Его законную принадлежность к роду Давидову (ср.: 1:27,32,69) по линии Иосифа, Его приемного отца, а также для того, чтобы вновь подчеркнуть принадлежность Мессии к роду человеческому. Лука не ставит своей целью показать, что Иисус был Сыном Божиим, потому что Он был потомком Адама, ведь это верно в отношении всех потомков Адама. То, что Лука прослеживает происхождение Иисуса Христа по линии Иосифа, не ставит под сомнение факт непорочного зачатия (см.: примечания к 2:27). Родословие Христа в Евангелии от Луки отличается от родословия Его в Евангелии от Матфея. Оно приведено в обратном порядке и идет дальше Авраама – к Адаму. Таким образом, родословие Иисуса рассматривается в более универсальном плане, нежели у Матфея. Но, кроме того, в нем содержится совсем другой и более длинный список имен между Давидом и Иисусом, и только два из них (Зоровавель и Салафииль) присутствуют в обоих вариантах. Оба евангелиста прослеживают родословие Иисуса от Его названного отца Иосифа Обручника (был, как думали, сын Иосифов; 23). Существует мнение, что Лука хотел написать родословие Иисуса Христа по материнской линии, а не по отцовской, но это маловероятно. Есть и другая теория: евангелист Матфей упоминает всех потомков Давида по царской линии (то есть каждого, кто мог быть наследником трона в любом из промежутков указанного времени), Лука приводит именно ту линию, к которой принадлежал Иосиф. Однако даже в этом случае остаются проблемы, и при отсутствии более полной информации попытки объяснения и согласования версий Луки и Матфея неразрешимы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Предлагаемый Международной Богословской Комиссией документ содержит в себе полезный и действенный разъяснительный инструментарий к пониманию и углублению всей проблематики, несомненно содержащей в себе вопросы не только вероучительной, но пастырской необходимости, ответ на которые должен быть дан как с теоретической богословской, так и с практической душепастырской точки зрения. СОДЕРЖАНИЕ Введение (1–7) 1 . История и герменевтика католического учения (8–41 ) 1 .1. Библия (8–10) 1 .2. Восточные Отцы Церкви (11–14) 1 .3. Западные Отцы Церкви (15–20) 1 .4. Средневековая Схоластика (21–25) 1 .5. Новое Время. Эпоха после Тридентского Собора (1545–1563) (26) 1 .6. От Первого до Второго Ватиканского Собора (27–31) 1 .7. Проблемы герменевтики (32–41) 2 . Inquirere vias Domini: Богословские Принципы (42–69) 2 .1. Универсальная спасительная воля Божия, реализованная единым посредничеством Иисуса Христа в Духе Святом (43–52) 2 .2. Всеобщность греха и всеобщность необходимости спасения (53–56) 2 .3. Необходимость Церкви (57–60) 2 .4. Необходимость сакраментального Крещения (61–67) 2 .5. Надежда и молитва о всеобщем спасении (68–69) 3 . Spes orans: Основания Надежды (70–103) 3 .1. Новые контексты (70–79) 3 .2. Человеколюбивое милосердие Божие (80–87) 3 .3. Солидарность со Христом (88–95) 3 .4. Церковь и Общение Святых (96–99) 3 .5. Lex orandi, lex credendi (100–101) 3 .6. Упование (102–103) Введение 1 . Апостол Петр призывает христиан всегда быть готовыми дать ответ в своем уповании (ср. 1Пет.3:15–16 ) 651 . Предметом настоящего исследования является тема христианской надежды на спасение детей, умирающих некрещеными. В тексте рассматривается то, каким образом эта надежда формируется в последние десятилетия, на чем она основывается, и каким образом она может быть обоснована в случае необходимости. Несмотря на кажущуюся маргинальность данной темы по отношению к другим богословским вопросам, ее правильное решение, в наши дни ставшее особенно неотложным по причине пастырской необходимости, зависит от рассмотрения глубоких и сложных проблематик.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

2) Как и творения ап. Петра, молитвы весьма сильно обвеяны духом священной ветхозаветной поэзии, отличаются большою изобразительностью в отдельных словах и выражениях, художественностью сравнений и ритмическим благозвучием. В частности, можно указать на вторую строфу первой молитвы (стр. 28–46) и строки 21–26, 45, 53, 61–62, 81–82 третьей молитвы, – места, по своей поэтичности напоминающие вторую главу второго послания ап. Петра. 3) Молитвы повсюду и глубоко проникнуты заимствованиями из Ветхого Завета, большею частью в виде рефлексов, претворенных в собственный стиль поэта, пишущего языком ветхозаветной поэзии. В этом отношении рассматриваемые пийютимы сходствуют не только с посланиями и речами ап. Петра, но и, особенно, с поэтическими новозаветными творениями в первых двух главах евангелия Луки, – и не только по заимствованиям из ветхозаветных поэтических творений, но и по самой внешней форме своей. В частности, можно указать из первой молитвы строки: 1. 4. 10. 11. 12. 18. 19. 20. 24. 25. 26–30. 69. 70. 75. 76, – второй молитвы четвертая строка, а третья молитва вся состоит из таких заимствований, особенно стр. 39–40. 66. 67. 68. 4) Столь же нередки, как и в творениях ап. Петра, прямые указания на Ветхий Завет , в виде ли примеров, или цитат, каковы в 1 молитве: 39–46. 64–65. 73. 79 и в 3-й молитве: 38. 54. 67. 68. 73–75 и 89. 5) То же надо сказать об употреблении причастий, эпитетов, синонимов, повторений: 1 мол. 1–6. 9–11. 21–26. 53–63. 66–68. 71–72. 89–96, – 2 мол. 1–2. 9–13, – 3 мол. 3–4. 9–12. 23–30, –12, 49–50 и 72, –14 и 33, –7, 35, 51, 52 и 82, –18, 41 и 53 др. 6) Параллели противоположениям (не ... но), сложному условию и множественному абстрактных представляют: 1 мол. 20–21, 74 и 95, 28–38 ср. 2 П 4–8 и др. 7) Наконец, в качестве более частных сближений можем указать: 1 мол. 20 и 3, 32 ср. 2Пет. 2:2. 3 и 2Пет. 3:9 (ср. примечания к первому месту), – 1, 12 и 1Пет. 2:12 , – идея славы Божией постоянно предносится созерцанию и творца пийютимов 1, 5. 17. 27. 83, – 3, 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Теперь мы готовы утвердить основной принцип перехода от убежденности учеников к историческим явлениям Воскресшего Иисуса. Серьезные основания в поддержку переживания учениками явлений Воскресшего Иисуса в совокупности с провалом альтернативных тезисов, даже по критическим стандартам, указывают на то, что наиболее вероятный сценарий произошедшего тот, что ученики ДЕЙСТВИТЕЛЬНО видели Воскресшего Иисуса. Кроме того, чем больше проблем возникает с натуралистическими гипотезами, тем более вероятными становятся исторические явления Воскресшего Иисуса. Кратко этот принцип можно сформулировать как математическое уравнение – учитывая необходимость рационального объяснения, опыт учеников плюс провал альтернатив равняется историческим явлениям Воскресшего Иисуса. Такой вывод становится возможным, потому что из-за провала альтернативных гипотез, внушительные свидетельства в пользу переживаний учениками явлений Воскресшего Иисуса, подтвержденные как ничто другое в Новом Завете, становятся также впечатляющими свидетельствами в пользу самих исторических явлений. Говоря короче, переживания учениками явлений должны быть признаны тем, чем были на самом деле – а именно самими явлениями Воскресшего Иисуса. Уникальность трансформации учеников Иисуса Сегодня многие готовы умереть за свои религиозные и даже политические убеждения – от коммунистов до мусульман и христиан, примеры нам хорошо известны. Однако, в течение истории, многие пропагандировали и ложные убеждения. Что же отличает в таком случае учеников Иисуса? Является ли их перемена в любом случае уникальной? Фактически никто не оспаривает радикальную перемену учеников. Перед тем, как Иисус умер, Его покинули ученики и даже отреклись от Него (несколько примеров можно найти в Мф.26:56, 69-74 , Мк.14:50,66-72 , Лк.22:55-72 , Ин.18:25-27 ). Напротив, после Воскресения остаток их жизни бесспорно и радикально изменился. Они были готовы умереть за свою веру, и многие закончили жизнь мученически (см. Деян.2:41-47; 4:1-4, 8-21, 29-31; 5:17-32, 40-42 , готовность умереть Ин.21:18-19 , Деян.7:57-60; 12:1-3; 21:13; 25:11 ; Рим.14:8 , 1Кор.15:30-32 , 2Кор.4:7-14; 11:23-32 ; Филп.1:20–24, ср. 2Пет.1:13-15 . У нас есть ранние свидетельства о мученичестве Петра и Павла в Послании Клемента Римского к Коринфянам (95 г.), гл. 5 и два свидетельства о мученичестве Иакова, брата Господня – Иосиф Флафий, Древности 20:9:1, Гегсипп у Евсевия Кессарийского в Церковной истории 2:23, еще Евсевий сообщает, что Иаков, брат Иоанна, Петр и Павел умерли за свою веру, Церковная история 2:9, 25).

http://azbyka.ru/voskresenie-iisusa-fakt...

46 Великие Минеи-Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, дни 1–12. СПб., 1897. Столб. 200. То же по спискам ОЛДП (изд. ОЛДП. СПб., 1881. С. 4), только после “но ясно” вставка: “и не косно”. В списках Волоколамского сборника Московской Духовной академии (далее — ВС МДА) сокращено — “и Божиим книгам учився” 640. Л. 99); “и Божиим книгам научився” 634. Л. 96). 48 Славяно-русский Пролог. Ч. I. С. 197. Ср. Митрополит Макарий (Булга­ков). Указ. соч. Прил. 3. C. 308. 51 Повесть о Стефане, епископе Пермском (по сб. XVI в. Синодальной библиотеки)//ПамСРЛ. C. 121; Митрополит Макарий (Булгаков). Указ. соч. Прил. 18. С. 342. По списку ВС МДА “вдан бывает учитися божественным писанием, возрасту пришедшему бысть разумен зело и скоро грамоту извыче” 640. Л. 133 и об.). 62 Там же. С. 28; то же по: Митрополит Макарий (Булгаков). Указ. соч. Прил. 20. Только вместо “да разумеет” поставлено (и, по-видимому, правильнее) “разумеяше”. Ср. рукопись МДА 634. Л. 3 об.–6; Великие Минеи-Четии. Сентябрь, дни 25–30. СПб., 1883. Столб. 1404–1463. 65 Житие Алексия, митрополита Московского (по спискам Императорской Публичной Библиотеки)/Изд. ОЛДП. IV. СПб., 1877–1878. С. 26–27. То же по сокращенному списку ВС МДА 634. Л. 170: “та же времени бывшу и книжному учению вдан бывает”. 69 Сказание помещено в ПСРЛ. T. I. СПб., 1846. С. 207. Ср. Житие, изданное Московской Синодальной Типографией в 1798 г. Л. 4. 71 По рукописи ВС МДА 632. Л. 32. То же по списку Софийской библиотеки XVI в. в: Повесть о Ионе, архиепископе Новгородском//ПамСРЛ. С. 28 и по списку в: Великие Минеи-Четии. Ноябрь, дни 1–12. Столб. 163–164. 72 Житие Арсения, издания по “древним рукописным книгам” и “из напечатанных” Тверского Желтикова монастыря. Житие святителя Арсения Тверского. Тверь, 1852. 74 Великие Минеи-Четии. Сентябрь, дни 25–30. Столб. 2269. То же в: Славяно-русский Пролог. Ч. I. С. 28. 75 По списку Солов. Библиотеки, напечатанному в Православном Собеседнике. 1859. С. 354. Но в тексте жития, изд. Московской Синодальной Типографией (1830 г.), заимствованном из Четиих Миней и “древних в монастыре обретающихся харатейных книг”, просто: “и воспитан отрок в книжном учении”. — Л. 9 об.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

26. De baptismo VI.24,39. PL Т.43. Col.196,197-198. Cfr. II.14,19. - Ibid. Col.138-139; Contra Cresconium II.33,41. - Ibid. Col.391. 27. De baptismo I.2,3. - Ibid. Col.110; Contra Cresconium I.22,27. - Ibid. Col.460. 28. Contra Cresconium IV.21,26. - Ibid. Col.563. Cfr. I.26,31. - Ibid. Col.462. 29. De baptismo I.9,12. - Ibid. Col.116. 30. Sermo ad Caesareensis Ecclesiae plebem. - Ibid. Col.692-693. 31. De baptismo I.12,18. - Ibid. Col.119. 32. De baptismo I.12,19. - Ibid. Col.119,120. 33. De baptismo I.13,21. - Ibid. Col.121. 34. De baptismo I.15,13. - Ibid. Col.121,122. 35. Contra Cresconium II.14,17. - Ibid. Col.477. 36. De baptismo I.10,14. - Ibid. Col.117. 37. См.: Ириней. Против ересей. I,31; Ипполит. Contra haeres. Noeti, а также Philosoph. IX,12. PG. T.16. Pars 3. Col.3386A-B. Ср. еще замечания: I. Dollinger: Hippolytus und Kallistus, oder die Romische Kirche in der ersten Halfte des dritten Jahrhunderts. Regensburg, 1853. S.102; Прот. А.М. Иванцов-Платонов. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. С.93-94. Прим.44. 38. Слово богослов. 1. - Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч.3. М., 1844. С.14. Творения св. отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Т.3. 39. Слово богослов. 3. - Там же. С.61,76. 40. Против Евномия. Кн.1. - Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч.3. М., 1846. С.29. Творения св. отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Т.7. 41. Деяния Вселенских Соборов. Т.1. Казань, 1809. С.680. 42. А.П. Лебедев. Вселенские Соборы IV и V веков. 2-е изд. СПб., 1904. С.69. Ср.: с.175. 43. Epist. I ad Serapionem. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч.3. Сергиев Посад, 1903. С.26. 44. Там же. С.31. 45. Письмо к брату Григорию. - Творения иже во святых отца нашего Василия Великого... Ч.6. М., 1847. С.101. (Творения св. отцов в русском переводе... Т.10.) Вообще, весь относящийся сюда материал собран в цитированном сочинении проф. Лебедева. С.64-73,172-175. Мы заимствовали наиболее краткие и типичные места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/217/...

12 Лев 3, 17; 17, 10, 12—14; Втор 12, 16. 13 Исх 24, 3—8; Зах 9, 11; ср.Евр 9, 16—21. 14 Песахим, X,5. 15 Прощальная беседа Христа с учениками на Вечери и после нее содержится в Ин 13, 31—38; 14, 1—31; также в Мф 26, 30—35; Мк 14, 26—31; Лк 22, 31—38. Самое раннее свидетельство о Евхаристии приведено в 1 Кор (ок.57 г.). Вариации в «установительных словах» показывают, что первые христиане придавали большее значение духу таинства, нежели точности словесных формул. 16 Песахим, X,4.   Глава шестнадцатая 1 Беседа Христа с учениками на пути в Гефсиманию приведена в 15—17 гл. Ин. У синоптиков ее нет. Иоанново предание отразило те стороны учения Христа, которые в синоптическом — не сохранились. О причинах этого см. с. 2 Само слово «Гефсимания» (евр.Гат—шеманим) означает «Масличное точило». Вероятно, в саду находилось устройство для выжимания оливкового масла. 3 Мф 26, 36—46; Мк 14, 32—42; Лк 22, 40—46; Ин 18, 1—2. 4 Мф 26, 47—56; Мк 14, 43—50; Лк 22, 47—53; Ин 18, 3—11. 5  Флавий И. Иудейская война (древнерусский перевод), IX,3.   Глава семнадцатая 1  Флавий И. Арх.ХХ, 9,1. 2 Согласно Ин 18, 12, в Гефсиманию была отправлена когорта под командованием офицера (трибуна). Из этого следует, что арест согласовали с Пилатом. 3 Христос был сначала отведен к Анне (Ханану), что явствует из Ин; однако и в других Евангелиях есть указания на два допроса, из которых второй был утром в помещении Синедриона (Мф 26, 57—68; 27, 1—2; Мк 14, 53, 55—65; 15, 1; Лк 22, 54, 63—71; 23, 1; Ин 18, 12—14; 19—24). 4 Рассказ об отречении Петра содержится у всех четырех евангелистов. Из него можно заключить, что допрос Кайафы и суд Синедриона происходили в одном и том же дворце (Мф 26, 69—75; Мк 14, 66—72; Лк 22, 54—62; Ин 18, 15—18, 25—27). 5 Великий Синедрион состоял из 70 членов. В римскую эпоху он был целиком во власти саддукеев ( Флавий И. Арх.ХХ,2,1). Малый Синедрион созывался в экстренных случаях. Он состоял из 23 человек (см.Санхедрин, 1,1—6). 6  Флавий И. Арх.ХХ,9,1. Мегиллат Таанит, 10. Напомним, что Талмуд отражает главным образом принцип фарисейского права.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

140 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1993, Антоний 34, с. 17; Илия 8, с. 69; последний текст более позднего происхождения – по-видимому, его следует отнести к шестому веку, так как он повествует о монахе из обители св. Саввы в Палестине); Пимен 90, с. 146. 141 Life of St. Sabas 21: ed. Schwartz, p. 105, 19. 142 Meadow, 52 (PG 87, 2908A), tr. Wortley, 42). 143 Questions and Answers, ed. Schoinas, §164; ed. Regnault and Lemaire, §68: здесь мы встречаем дублет «затворники» (enklestoi) и «исихасты». Полная публикация (следуя списку Regnault and Lemaire) см. критическое издание греческих текстов Варсануфия и Иоанна, Questions and Answers, ed. by Francois Neyr and Paula de Angelis-Noah, Sources Chretiennes, 426—427 (Paris, Serf, 1997—98). См. также неполное критическое издание Derwas J. Chitty, in РО 31: 3 (1966) 144 Novella 5, 3 (AD 535): ed. von Lingenthal, 63, 17) здесь идет речь «об анахоретах и исихастах» Аналогичное употребление понятия «исихия» см. в документах Собора в Трулле (AD 692), канон 41. 145 On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150, 1333D); tr. Philokalia, 4: 278. 146 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1993, Руф 1, с. 171. 147 Достопамятные сказания... Моисей 6, с. 114. 148 Там же, Арсений 11, с. 19; ср. Ср. Ираклий, 1, с. 69—70. 149 Там же, Антоний 10. О связи между безмолвием и кельей см. также Евагрий, The foundations of the monastic life, 8 (PG 40, 1260C). 150 Достопамятные сказания... Аммон 4, с. 34—35. 151 Quaest et resp. (ed. Schoinas), § 73; (ed Regnault and Lemaire), §142. 152 Достопамятные сказания... анонимные речения. 153 Otto Meinardus, «The Hermits of Wado Rayan», Studia Orientalia Christiana, Collectanea No. 11 (Cairo 1966), p. 308. 154 Цит по: Игумен Харитон, «Умное делание. О молитве Иисусовой». Издание Ново-Валаамского монастыря, 1991, с. 130. 155 Лествица, 27 (PG 88, 1097В). 156 Ер. 2 (PG 32, 228А). 157 Творения аввы Исаака Сириянина (Слова подвижнические), Сергиев Посад, 1911; репринтное издание Донского монастыря и издательства «Правило веры», М, 1993; слово 2, с. 10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

Wortley, 42).    Questions and Answers, ed. Schoinas, §164; ed. Regnault and Lemaire, §68: здесь мы встречаем дублет «затворники» (enklestoi) и «исихасты». Полная публикация (следуя списку Regnault and Lemaire) см. критическое издание греческих текстов Варсануфия и Иоанна, Questions and Answers, ed. by Francois Neyr and Paula de Angelis-Noah, Sources Chretiennes, 426—427 (Paris, Serf, 1997—98). См. также неполное критическое издание Derwas J. Chitty, in РО 31: 3 (1966)    Novella 5, 3 (AD 535): ed. von Lingenthal, 63, 17) здесь идет речь «об анахоретах и исихастах» Аналогичное употребление понятия «исихия» см. в документах Собора в Трулле (AD 692), канон 41.    On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150, 1333D); tr. Philokalia, 4: 278.    Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1993, Руф 1, с. 171.    Достопамятные сказания... Моисей 6, с. 114.    Там же, Арсений 11, с. 19; ср. Ср. Ираклий, 1, с. 69—70.    Там же, Антоний 10. О связи между безмолвием и кельей см. также Евагрий, The foundations of the monastic life, 8 (PG 40, 1260C).    Достопамятные сказания... Аммон 4, с. 34—35.    Quaest et resp. (ed. Schoinas), § 73; (ed Regnault and Lemaire), §142.    Достопамятные сказания... анонимные речения.    Otto Meinardus, «The Hermits of Wado Rayan», Studia Orientalia Christiana, Collectanea No. 11 (Cairo 1966), p. 308.    Цит по: Игумен Харитон, «Умное делание. О молитве Иисусовой». Издание Ново-Валаамского монастыря, 1991, с. 130.    Лествица, 27 (PG 88, 1097В).    Ер. 2 (PG 32, 228А).    Творения аввы Исаака Сириянина (Слова подвижнические), Сергиев Посад, 1911; репринтное издание Донского монастыря и издательства «Правило веры», М, 1993; слово 2, с. 10.    Своими дальнейшими рассуждениями я во многом обязан фундаментальному исследованию I. Hausherr, " L " hesychasme. Etude de spiritualite, Orientalia Christiana Periodica xxii (1956), pp. 5—40, 247—85. Эта работа была переиздана в сборнике статей о. Иринея (Хошера) «Hesychasme et Priere», Orientalica Chrisitiana Analecta 176 (Romë Pontificium Institutum Studiorum Orientalium, 1966), 163—237.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

Ст. 25 Я сказал вам, и не верите — хотя Иисус прямо назвал Себя Мессией только в разговоре с самарянкой (4:26), во всеуслышание Он достаточно говорил о Своём особом и единственном отношении к Отцу для того, чтобы не осталось сомнения, — и у избранных в самом деле сомнений нет (6:69). Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне — Его дела свидетельствуют лучше слов, потому что они совершены не как проявление Собственной власти, а во имя Отца. Ст. 26–27 см. ст. 3, 5, 14–15 и дальше 12:39. Ст. 28 И Я даю им жизнь вечную — о даре вечной жизни здесь сказано прямо ( parrhs…v), а не в виде образов воды, хлеба, света или пажити, как в других частях Евангелия. И не погибнут вовек — выражение вовек ( e„j тХп а„опа) означает у Иоанна, по-видимому, не больше, чем усиление отрицания, ср. 11:26; 13:8. Никто не похитит — тот же глагол, что в ст. 12 (волк расхищает). Ст. 30 Я и Отец — одно. Ср. 1:1–2; 17:11. Здесь язык Евангелия от Иоанна, как и в Прологе, только внешне приближается к языку греческой метафизики и космологии. На самом же деле это не философские идеи, а истины Откровения: слова и дела Иисуса — это слова и дела Бога Отца, Который полностью открывает Себя в воплощённом Сыне. Их единство нередко выражается в терминах морального долженствования: Иисус, Который послан Отцом, действует в полном соответствии с Его волей и, таким образом, единство по существу проявляет себя как единство послушания и любви. Ст. 31 Тут опять Иудеи схватили каменья — побивание камнями было наказанием за богохульство, однако иудейское законодательство безоговорочно запрещает “суд Линча”. Попытка беззаконной расправы могла иметь место, тем более что нормы, позднее кодифицированные в Мишне, не обязательно соответствовали реальной практике в первой половине I в. по Р. Х. Ст. 32 Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего — эти добрые дела были даром Отца (5:36). В предыдущем тексте Ин рассказано не о многих чудесах (всего о шести), но это Евангелие обращено к читателю, уже знакомому с первохристианским преданием, отражённым у синоптиков; в 20:30 Иоанн говорит, что чудес было гораздо больше, чем описано в книге. Прилагательное kalTj ‘добрый, прекрасный, совершенный’ в этой главе используется пять раз (три раза о пастыре и два раза о делах) и только один раз — в других частях Евангелия (2:10, о вине).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010