Будучи еще 16-летним отроком, Ориген уже укреплял своего отца Леонида-исповедника и сам стал бы добровольно мучеником, если бы не был насильственно удержан от этого матерью, которая, не надеясь на свои уговоры, прятала его одежду. Не имея поэтому возможности выходить из дома, он писал в тюрьму своему отцу и просил не тревожиться за будущность его большой и материально бедной семьи. Когда Леонид был обезглавлен за исповедание Христа, 16-летний Ориген начал преподавать и стал опорой матери и шести младших братьев. Для таких, каким был юноша Ориген, не могла быть опасной языческая школа. И у нас духовное воспитание детей должно стать основным средством для сбережения их от влияния атеизма из лженауки и литературы. Укрепляя веру наших детей всеми доступными нам способами (Таинства, молитва, духовная среда и духовное чтение), мы можем рассчитывать на обетование Спасителя для уверовавших в Него: «И если что смертоносное выпьют, не повредит им»  (Мк. 16, 18). Глава 14 Сохранение от пристрастий мира Не сотвори себе кумира. Втор. 5, 8 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Так предупреждает нас Господь. Маммона — золотой телец — один из кумиров падшего человечества. Пристрастием к земным благам могут заразиться наши дети и заразиться от нас, их родителей, если мы не свободны вполне от этого порока. Собирание материальных ценностей под каким-либо предлогом — это недоверие Богу, это нарушение заповедей Господних. Копление — это ограбление тех бедных и нуждающихся, которые могли бы изжить свою нужду при помощи скопленных ценностей. Это прямое нарушение повеления Спасителя «продавайте имения ваши» (Лк. 12, 33). Поэтому страшно богатство для души христианина, по словам Господа  (Мф. 19, 23). Но не только маммона — богатство, пристрастие к роскоши и комфорту — является кумиром современного человечества. Для многих таким кумиром, заменяющим Бога, стали достижения науки и прогресс техники. Вот то, что, по мнению многих современников, может сделать человечество счастливым, чему следует отдавать все свои силы и все свое внимание, во что можно верить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Были также затронуты и проблемные вопросы. Один из главных – это материальная поддержка миссионерской деятельности. К сожалению, многие миссионеры сетовали на то, что не получают никакой финансовой поддержки от епархии. Церковные средства идут куда угодно, только не на миссию. Выступавшие священники обратились к Патриархии и Миссионерскому отделу Церкви с просьбой взять этот вопрос под пристальный контроль. Зачастую, вся миссия в епархиях держится на энтузиазме нескольких священников и мирян, тогда как сектанты вкладывают громадные деньги в проповедь своего учения, не скупясь ни на рекламу, ни на благотворительность, ни на подарки. Я выступал на конференции одним из последних и коснулся темы, которая не была озвучена ни на секции, ни на пленарных заседаниях. Я напомнил слова Христа о последних временах: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». (Мф.18:7). Соблазны должны были прийти, и они пришли. Не осталось ни одной области человеческой жизнедеятельности, которую не затронул порок. Золотой телец проломил все стены. Но обратим внимание на вторую часть слов Господа: горе тому, через кого соблазн приходит. Когда Спаситель совершал Свое служение, Его страшно боялись руководители еврейского народа: саддукеи и фарисеи. Он обличал их за то, что они своей трактовкой Писания, своим законничеством извратили Божьи заповеди и внесли соблазн в свой народ. Вот за это правдивое обличение и ненавидели законники простого проповедника, и, боясь популярности Христа, пытались схватить Его в уединении. При этом вспомним, что Господь обличал их совсем не политкорректно (как бы сейчас сказали): «Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?», «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того», «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» и т.д. Не удивлюсь, если бы современная лингвистическая экспертиза обнаружила в этих словах признаки экстремизма.

http://pravoslavie.ru/38097.html

Во-вторых, неужели, Господи, Ты вывел их из земли Египетской силою великою и рукою крепкою только для того, чтобы египтяне-идолопоклонники, десять раз сердце свое против Тебя ожесточившие, посмеялись, что Ты вывел Свой народ на погибель в горах, чтобы истребить их с лица земли. Это было бы досадное, нелепое посмешище идолов над Богом Живым, египтян – над народом Божиим! Это будет хохот утопленных в Чермном море над по­гибшими в Синайских горах. И, в-третьих, о Адонай, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, вспом­ни, как Самим Собою, не имея никого иного, Ты клялся праотцам нашим, что умножишь, как звезды небесные семя их и отдашь потомкам их землю Ханаана. Моисей при этом, возможно, и взглянул в глубину ночного неба над вершиной Синайской горы. И что же? Где Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Израиля? – Его нет! Он теперь только Бог Моисея. Семя Авраама, Исаа­ка, Израиля исчезло – его нет. Останутся только потомки Лота, Исмаила-Презорливого, Исава-Пренебрегшего всем. Останутся только те, кому Он, Ягве Бог вовсе и не нужен. Не исполнятся обетования, данные отцам. Нару­шится клятва Бога, да и где будешь Ты Сам, Господи Боже, ведь клялся Ты Собою?!... Страшный борец стоит перед Богом. И отменил Ягве зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. 1136 Победа! Народ Израильский не сгинет в Синайских горах. Народ Израильский будет жить. Это была великого Моисея брань первая. Со скрижалями в руках он спускается к народу. Он знает – народ будет жить. А то, что Моисей увидит, вызовет теперь уже не гнев Божий, а гнев его. Он увидит пляски вокруг золотого тельца. Молниеносная вспышка гне­ва пророка – и скрижали Завета разбиты вдребезги под горой. Их уже не соберет никто никогда. Однако этим дело не обошлось. Понадобилась и брань вторая. Золотой телец сожжен, стерт в прах, прах рассеян по воде. Левиты посвя­тили руки свои Ягве Богу, поразив острием меча около трех тысяч человек. Пролилась кровь за грех . Бог отменил зло, которое хотел навести на народ Свой, истребив его в горах полностью. Но простил ли Он грех народу? Что ожидает израильтян впредь? Разбредутся ли Богом забытые племена по го­рам и пустыням, растворившись в водовороте племен и языков, скоро уподо­бившись прочим племенам идолопоклонников, – или все-таки, прощенные Богом, они войдут в Обетованную Землю, унаследовав обетования и благо­словения отцов? И понял Моисей, что борьба еще не кончена.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью. (Иуд. 1:22-23) …знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. (Откр. 3:15-17) Из десяти крещенных в православной вере русских людей только один регулярно посещает храм. В живом слове Евангелия в наше время нуждаются не внешние, а верные; и общество, не знавшее Христа, превратилось в равнодушное к Нему. Проблема православной миссии стала одним из самых больных мест церковной жизни. «Для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» или «стяжать дух мирен, чтобы вокруг спаслись тысячи»? Как вернуть в Церковь тех, кто по доброй воле стал ее членом, но забыл про свой духовный выбор? Вопросы, на которые нужно давать ответы уже сейчас, ибо от этого зависит будущее не только России, но и всего мира. О своем опыте и понимании церковной миссии рассказывает главный миссионер одной из самых больших епархий Русской Церкви – Архангельской и Холмогорской – протоиерей Евгений Соколов: – После 70-ти лет тотального атеизма мы с большим трудом возвращаемся к своим духовным истокам. Достаточно взглянуть на современное общество, чтобы понять: евангельское пророчество о пришествии соблазнов в мир сбывается во всей своей полноте. Возьмем любую сферу общественной жизни, например, спорт. Казалось бы, все просто: кто первым показал лучший результат, тот и победил. Это снаружи, а что внутри: допинговые скандалы, нечестность судейства, покупка спортивных результатов. В науке идет воровство идей, используются подложные факты, продаются диссертации, появляются «ученые» – шарлатаны вроде Гробового, Левашова и Фоменко. В области искусства уже стало традицией заранее договариваться, кто станет лауреатом конкурса и т.д. Золотой телец проломил все стены, и нужно честно признать, что нравственность повсеместно попирается именно теми соблазнами, которые пришли в мир.

http://pravoslavie.ru/37731.html

Ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль отведен будет пленным из земли своей. И сказал Амасия Амосу: провидец! уйди» (или «пойди») «и удались в землю Иудину; там живи и там пророчествуй. А в Вефиле больше не пророчествуй; ибо он святыня царя и дом царства.    Есть притча или, вернее, правило Соломона: «не обличай злых, да не возненавидят тебе» (Притч. 9:8). И наоборот, относительно добрых он внушает: «обличай премудра, и возлюбит тя» (там же). Также в другом месте он говорит: «обличаяй человечы пути благодать имать паче языком ласкающего» (Притч. 28:23). Таким образом и Амос говорил в народу с целью исправления его и обращался к нему, по повелению Божию, с страшными угрозами, чтобы он, принесши покаяние, обратился к Богу и оставил идолов. Тогда священник из Вефиля, в котором находился золотой телец, поставленный Иеровоамом, сыном Наватовым, и [поддерживавшийся] другими преемниками его, посылает к Иеровоаму, внуку Ииуеву, вестника, чтобы сказать ему: «Амос произвел возмущение против тебя» или устраивает сборища и сходки среди твоего царства израильского и говорит такое, что земля царства твоего не может терпеть слов его. Осмеливается же посылать в царю израильскому он в качестве первосвященника, опасаясь утратить преимущества священства, если народ снова будет служить Богу. Он слышал о двух вещах: будут разрушены высоты идольские или жертвенники смеха и уничтожены будут святыни или обряды Израилевы, и восстану с мечем против дома Иеровоамова, так что идолы, главным священником которых был Амасия, совершенно будут истреблены и против Иеровоама восстанет Бог с мечем, если тот не покается; но он не говорит о своем оскорблении, чтобы показать, что он сокрушается лишь об оскорблении, наносимом царю. «Ибо так», говорит он, «говорит Амос». Ошибаешься, клеветник. Ибо во всех своих речах пророк не говорит от своего имени, но всегда во главе их ставит слова: «так говорит Господь». Таким образом то, что сказал Господь, он приписывает пророку Амосу, чтобы более склонить царя в отмщению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Каждый из нас желает, чтобы благо от Бога немедленно обнаружилось в нашей жизни. Мы как бы торопим Бога, думая, что можем и опоздать. Наши молитвенные призывы к Богу иногда напоминают ультиматум. Мы как бы требуем и говорим: «Ты должен! Ты обязан нам помочь!» Но в действительности Бог никому ничего не должен, и, более того, все люди должны Ему! Сказано: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» ( Еккл.5:1 ). Вот это выражение: «Бог на небе, а ты на земле» – подсказывает нам, что Бог лучше нас знает и видит, в чем мы действительно нуждаемся, а что для нас будет и во вред. Мы видим только лишь свое настоящее и свое прошлое, но не видим, куда нас может привести цепь внешне случайных событий. Для Бога же наше прошлое и наше будущее ясно и прозрачно, как и само наше настоящее, ибо Он никак не ограничен: ни временем, ни пространством. С другой стороны, иудеи ожидали Мессию более как военно-политического лидера, менее же – как целителя и врачевателя тел и душ. По их представлениям, Мессия должен был свергнуть власть язычников (римлян) и соделать их, евреев, царями и священниками над всеми народами, племенами и языками. Таким образом, их чаяние воцарения Мессии, «сына Давидова» (Бен Довид), было соединено с их сугубо эгоистическими устремлениями. Истинный Храм Божий они подменили «храмом» своих собственных политических амбиций и сугубо земных (материалистических) интересов. Таким образом, незаметно для них самих, их «богом» оказался золотой телец. «Мессия-плотник», конечно, не устраивал их и не подходил под их стандарты и представления о благе земном и человеческом счастье. «Мессия страдающий», разумеется, их также не устраивал, шокировал и даже оскорблял! Ведь в их понимании, Мессия Сам должен был стать источником страдания для язычников, неким царем-воином. Точно так же и современные россияне сегодня ожидают перемен в своей жизни из секуляризированного мира, мира большой политики. Нам кажется, что только на поприще политической активной борьбы мы и сможем обеспечить счастье для себя и своей страны. Мы более уповаем и надеемся на «град земной», нежели на Град Небесный. И здесь мы терпим поражение за поражением, не понимая того, что наше Царство – не от мира сего; а «царство и град» этого мира – всего-навсего очередная «вавилонская башня», для которой наши души, тела и судьбы – всего лишь «кирпичики». Пророк Исаия восклицает: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» ( Ис.2:22 ) Эти слова могут быть отнесены ко всем формам управления, существующим на земле. И, более того, Писание учит и о несовершенстве и вреде человеческого управления, хотя в нем, конечно, своя польза существует. Сказано: «Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» ( Еккл.8:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мы должны четко понимать, что все эти интеллектуалы, которые обучают наших детей, обучают их непонятно чему. Мы так легкомысленно отдаем ребенка в школу. А надо поинтересоваться, что за программа в этой школе? Вы знаете, что сейчас многие школы сами решают, по какой программе заниматься. Мы же ребенка отдаем в университет какой-нибудь, в институт, сейчас огромное количество открылось институтов, университетов. А для чего все это? Открываются и открываются новые учебные заведения. Чтобы головы наших детей затуманить ложной бесовской идеологией. И эти мудрецы, интеллигенты, работают как раз на дьявола. И мы читаем предпоследний стих 9 главы, 20 стих: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» ( Откр.9:20 ). Мы должны изгнать дух идолопоклонства из своего сердца. Поклонение золоту, поклонение серебру. Сейчас как главная национальная идея для России предлагается идея обогащения и взаимной конкуренции. Погоня за золотым тельцом – опасное явление. Я вам часто говорю, что мы вышли из коммунистического Египта, не успели дойти до православного Ханаана, а нам в этой духовной пустыне подсовывают золотого тельца. Помните, как с евреями было? Они еще не дошли до Ханаана, а у них уже золотой телец. И они хороводить вокруг него стали. Апостол Павел пишет: «Все это происходило с ними (с иудеями – О.С.), как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). И с нами то же самое происходит, смотрите. Все хотят, чтобы мы хороводили вокруг золотых тельцов, нам навязывается культ доллара, культ материального благополучия. Не нравится доллар? Вот тебе культ евро – еще более привлекательно, поближе даже к нам. Это не понравится, еще чего-нибудь подсунут. А для кого-то его идол – это секс, для кого-то идол – это наркотики, для кого-то его истукан, кумир, – бутылка водки, которая постоянно стоит в его сознании.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не убивай. Каждая человеческая жизнь священна, и человек не должен отнимать ее у другого. Так же не должен он покушаться и на свою жизнь, потому что, прервав ее, человек нарушает то, что задумал Господь. Не деритесь, никого не обижайте и никого не ругайте. Старайтесь помогать друг другу. Не прелюбодействуй. То есть не развратничай, не ругайся плохими словами, не слушай и не пой плохие песни. Не кради. Никогда не бери ничего чужого. Грех! Нехорошо и меняться так, чтобы взять у товарища хорошую вещь, а ему отдать плохую. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. То есть не ябедничай, не сплетничай, не скрывай свои плохие поступки – говори всегда правду, если сделал что-нибудь плохое. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Не только не бери ничего чужого, но даже и не желай иметь то, что тебе нравится у других. Не завидуй никому и за все благодари Бога. Что мы видим, когда читаем этот завет, этот договор Бога с людьми? Мы видим, что Бог не требует от человека ничего дурного, ничего сверхъестественного. Более того, эти законы нужны, чтобы между людьми был мир и согласие. Золотой телец Моисей по велению Божию взошел на гору Синай и пробыл там сорок дней и сорок ночей. В это время он получил от Бога две каменные скрижали (то есть доски), на которых написаны были десять заповедей и наставление, как устроить скинию (то есть подвижный храм). А евреи, не видя долго Моисея и не зная, как им лучше чтить Бога, вылили из золота статую тельца и начали поклоняться ему, говоря: «Вот тот бог, который вывел нас из Египта!» Потом они принесли этому идолу жертву и стали пировать и плясать около него. В это время Моисей сходил с горы, держа в руках скрижали заповедей. Увидев тельца, он в гневе бросил скрижали и разбил их, потом сжег тельца на огне, а главных виновников идолопоклонства наказал смертью. Не поняли люди смысла завета, оказались недостойны его. Что же было делать Моисею?

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Около 15 сентября оканчивалось у евреев собирание плодов от гумна и от точила ( Втор.16:13 ). Поэтому праздник Кущей был вместе благодарностью Богу за собрание плодов. В продолжение его все израильтяне носили в руках своих, как памятники благодеяний Божиих, ветви дерев. «В первый день, говорит закон, возьмите себе ветви красивых дерев, – ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Иеговой, Богом вашим, семь дней» ( Лев.23:40 ). С ветвями евреи ежедневно в продолжение праздника обходили кругом жертвенника, а в последний день, в воспоминание хождения кругом Иерихона, семь раз, возглашая хвалебные песни из псалма (117:25). Между различными духовными песнями, ежедневно петыми, многократно возглашали: осанна, и особенно в седьмой день; отчего праздник Кущей иудеи называли: осанна. Ветви в праздник Кущей и восклицание: осанна, служили выражением величайшей радости и высокого торжества ( Мф.21:9 . Ин.7:18 ) 63 . В благодарность за собранные плоды приносимы были в праздник Кущей, кроме ежедневного всесожжения и приношения хлебного, в великом обилии всесожжения и дары Богу с жертвою о грехе. Праздничных всесожжений было 70; начинаясь 13 тельцами, двумя овнами, 14 однолетними агнцами и соразмерным числу животных приношением хлебным, они постепенно уменьшались в числе, в течение праздника, и в седьмой день состояли из семи тельцов, 2 овнов и 14 однолетних агнцев. В восьмой день, названный нарочито святым и свободным от дел, также как и первый, приносим был во всесожжение один телец, один овен и 7 однолетних агнцев и один козел в жертву за грех ( Чис.29:12–39 ). Между тем, кто хотел, тому не возбранялось совершать данные Богу обеты. К обрядам праздника Кущей, предписанным в законе, присоединялось возлияние на алтарь воды вместе с жертвою возлияния. В последний день праздника священник, сопровождаемый левитами и народом, ходил к источнику (впоследствии Силоамскому) и наполнял золотой сосуд водою, при пении: «почерпите воду с веселием» ( Ис.12:3 ), которую, при беспрерывном игрании на семи трубах и непрестанном пении великого аллилуйя ( Пс.109–118 ), изливал на восточную сторону жертвенного алтаря, что было чувственным изображением дождя и благодеяний Божиих 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Они же в честь золотых идолов, изваянных в виде тельцов, совершали торжественные празднества, восклицая: «Вот, боги твои, Израиль!» Эти праздники отправлялись с особенной пышностью и особенно часто в Вефиле, на высокой горе, где стоял золотой телец. Сюда, поэтому, святой Амос приходил наиболее часто и, возвысив голос к народу, устрашал его грядущими наказаниями Божиими, умолял и увещевал оставить безбожие, но мало кто слушал пророка. Был тогда в Вефиле жрец, служивший помянутому тельцу; видя, что пророк Божий Амос хулит идола, ругаясь жертвам, приносимым тельцу и отвращая людей от скверных празднеств указанием грозного суда Божия над поклонявшимися, жрец клеветал на него царю Израилеву Иеровоаму: «Амос, — доносил он, — производит возмущения против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его, ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей». Таким доносом жрец Амасия хотел возбудить гнев в царе на пророка Амоса, но царь мало обращал внимания на слова жреца: хотя и идолопоклонник, он все же почитал пророка Божия и не хотел ему досаждать. Жрец, убедившись, что он не может восстановить царя против человека Божия, сам начал с насилием гнать его: неоднократно он бил святого Амоса и отгонял от Вефиля, запрещая приходить на празднества в честь золотого тельца и отвращать народ от праздничных жертв и веселия: святой же пророк пренебрегал запрещениями жреца и ранами, получаемыми от него; он снова приходил в Вефил и снова обращался к народу с пророческим учительным и увещательным словом, и снова жрец схватывал его и подвергал побоям. Однажды лукавый жрец с мольбой сказал святому Амосу: «Провидец! Пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он — святыня царя и дом царский». И отвечал Амос, и сказал Амасии: «Я — не пророк и не сын пророка, я был пастух, собирал сикоморы Но Господь взял меня от овец и сказал мне: иди, пророчествуй к народу моему Израилю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010