200. Ремешки, с помощью которых эти украшения прикреплялись к рукам, мне кажется, учат тому, что для возвышенной жизни должно соединять практическую философию с созерцанием, поскольку сердце символизирует созерцание, а руки – дела. 201. Диадема, украшающая голову, обозначает венец, уготованный тем, кто прожил достойную жизнь. Он украшен именем, запечатленным таинственными письменами на золотом щитке ( Исх.28:36 ). Но сандалии тому, кто облачается в такой наряд, носить не должно, чтобы ничем не утяжелять поступь и не замедлять ходьбы ношением мертвых кож, что подтверждает наше истолкование восхождения на гору. Ибо как могла стать украшением ноги сандалия, которая при первом посвящении в таинство была отвергнута как препятствие, мешающее взойти на гору? Золотой телец и разбитые скрижали 202. Моисей, проходя через все степени восхождения, которые были нами последовательно рассмотрены, нес в руках сотворенные Богом скрижали, содержащие в себе Божественный Закон. Но эти скрижали из-за жестокого сопротивления грешников были разбиты ( Исх.32:19 ). Грех этих людей заключался в том, что они сделали идола – статую, изображавшую быка, – и стали ей поклоняться. Этот бык был стерт Моисеем в порошок и растворен в воде, чтобы стать питьем для согрешивших. Таким образом, было полностью уничтожено само вещество, послужившее людям для нечестивой цели. 203. Эта история еще тогда пророчески возвестила о том, что сбылось наяву в наше время. Ибо всяческое заблуждение относительно идолов окончательно исчезло из жизни. Оно поглощено устами тех, кто добрым исповеданием ( 1Тим.6:13 ) уничтожил в себе само вещество нечестия. И установленные в древности мистерии идолопоклонства стали всего лишь бессмысленной проточной водой, которую поглотили уста тех, кто сам был некогда одержим идолами. И теперь, когда ты видишь, что те, кто прежде покорились этому безумию и верили в него, ныне его истребили и уничтожили, разве не очевидно для тебя, что эта история гласит: всякий идол когда-нибудь будет поглощен устами тех, кто от обмана обратится к благочестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Разумеется, факт причисления некоторых видов животных к нечистым нельзя интерпретировать в том смысле, что они осквернены от создания или что сами себя осквернили, преступив через Божий закон . У животных нет нравственного чувства, и поэтому о них нельзя говорить как об осквернивших себя личным грехом (особое место в этом перечне занимают змеи; змей был проклят Создателем, так как именно его устами диавол искусил Еву ( Быт.3:14 ) (см.: Грехопадение )). Деление животных на чистых и нечистых было инициировано с целью утверждения еврейского народа в истинной вере, предохранения его от уклонения в язычество. Так, с одной стороны, отнесение некоторых видов животных к нечистым, ограждало евреев от соблазна обоготворения этих животных и поклонения им, как идолам, по аналогии с практикой, распространенной среди представителей языческого мира. Определение других видов животных, как чистых, служило той же цели. Ведь чистые животные предназначались не только для пищи, но и для установленных обрядовым законом жертвоприношений. Поскольку их позволялось использовать в качестве жертв, посвященных Единому Богу, постольку само это использование служило свидетельством, что этих животных нельзя отождествлять с божеством. Примером того, как евреи могли вознести животное до уровня идола, служит золотой телец, изготовленный ими по заключении Завета с Богом и скреплении его жертвенной кровью ( Исх.32:4 ). С заключением Нового Завета ветхозаветный обрядовый закон утратил силу и значение закона. Что касается нечистоты нечистых животных, однажды Бог, чудесным образом представил некоторых из них апостолу Петру, а затем повелел ему их заколоть и употребить в пищу. На возражение смущённого апостола, что, мол, он никогда не ел ничего скверного и нечистого, Бог ответил, чтобы тот не почитал нечистым то, что уже очищено Богом ( Деян.10:11-15 ). Как соответствует христианскому отношению к браку и рождению детей то, что женщина считается нечистой в течение 40 дней после родов? «Положение» о нечистоте женщины в послеродовой период, циркулирующее в христианской среде, исторически связано с нормами ветхозаветного обрядового закона, отмеченными в Книге Левит:

http://azbyka.ru/nechistota

I, 376). 2) Основание для мнения о неегипетском происхождении у израильтян золотого тельца исследователи находят – далее – в том, что «в рассказе как о тельце Аарона ( Исх.32:4:8 ), так и о тельцах в культе Иеровоама ( 3Цар.12:28 ), вол является образом божества, выведшего из Египта израильтян 395 , а «думать, что изведение из Египта было приписываемо израильтянами какому-либо египетскому богу, противно здравому смыслу 396 . Сущность этой аргументации состоит в том, что если золотой телец был сделан израильским народом по подражанию египтянам, то он должен был изображать египетское божество, а это исключается словами поклонников золотого тельца, приписывающих Богу отцов своих изведение из Египта. Но дело здесь в том, что заимствование символической формы не всегда неизбежно соединяется с заимствованием и содержания этой формы. Как ни тесно связано с изображением божества в образе вола языческое понятие о божестве, как натуралистической силе, производящей или уничтожающей, тем не менее зоолатрия не соединяется необходимо с такой формой изображения, как с несомненностью это показывает употребление ее в финикийском и других культах, чуждых, по исследованиям 397 , обоготво- ; рения животных. Если, по словам Моверса, «зоолатрию и зооморфизм и нельзя совершенно отделять» 398 , то несправедливо было бы и сливать их до такой степени, чтобы с заимствованием у египтян формы соединять заимствование и самого божества, изображавшаяся у египтян в этой форме.: Мотивы, по которым различные народы древности (кроме египтян индусы, персы, финикияне, греки) вводили образ вола в свою мифологию и религиозную пластику, соединяя или не соединяя с этим обожание самих животных, могут быть с большой вероятностью, на основании этой аналогии, приписаны и евреям – поклонникам золотого тельца: по исследованиям, вол был избираем древними язычниками для изображения мужеского производительного начала природы, как образ силы и энергии; подобно этому и евреи из виденных ими в Египте изображений богов могли избрать это изображение столь известного им животного, как вполне соответствовавшее их представлению о силе и могущества Бога, выведшего их из Египта, и влияние при этом египетского культа могло состоять в том, что вследствие всеобщности культа Озириса в Египте и особенного его господства в Нижнем Египте евреи привыкли всего чаще видеть это символическое изображение, с которым, в связи с могуществом египетского народа, могло прочно соединиться у них представление о могуществе божества, означавшегося этим символом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ [евр.    ,     греч. χρυσ δμαλις], термин, к-рым в Свящ. Писании ВЗ обозначаются литые идолы, воздвигнутые в разное время представителями евр. народа и посвященные Яхве, но затем ставшие символом идолопоклонства (3 Цар 12. 28). Др. название З. т.- «литой телец» (евр.    ,     греч. μσχος χωνευτς - Исх 32. 4). Согласно Исх 32. 1-6, во время длительного пребывания прор. Моисея на горе Синай народ, не дождавшись его возвращения, упросил первосвящ. Аарона «сделать... бога, который бы шел» перед ними (Исх 32. 1). Аарон, собрав золотые украшения, к-рые по его просьбе принесли люди, сделал литого тельца, который был обработан «резцом» (Исх 32. 2-4a). После этого весь народ признал в идоле того бога, к-рый вывел их из Египта (Исх 32. 4b). Перед идолом был поставлен жертвенник, и народ «сел... есть и пить, а после встал играть» (Исх 32. 6). Господь в беседе с Моисеем не признал в З. т. Своего изображения (Исх 32. 7-8), назвал поведение народа «развращением», а поклонение З. т.- идолопоклонством, решив уничтожить всех выведенных из Египта людей и произвести новый народ от Моисея, но по молитве последнего не сделал этого (Исх 32. 9-14). Поступок народа стал знаком нарушения недавно заключенного Завета (см.: Исх 20. 4), поэтому Моисей, сойдя с горы, разбил скрижали Завета (Исх 32. 15-19) и затем, уничтожив литого тельца, приказал представителям колена Левиина убить 3 тыс. наиболее активных зачинщиков идолопоклонства (Исх 32. 26-28). Кроме того, Сам Господь «поразил» народ, наказав его за сделанного тельца (Исх 32. 35). Повторный рассказ об этом событии содержится во Втор 9. 11-19. Позднейшие библейские авторы расценивали это событие как пример уклонения евр. народа от Господа, ослушания Его воле, а помилование Господом народа как величайшую милость Божию (Пс 105. 19-23; Неем 9. 16-19; Деян 7. 40-41). Золотой телец. Клеймо иконы «Св. Троица в деяниях». 2-я пол. XVI в. (ГТГ)

http://pravenc.ru/text/199981.html

Продвигаемся дальше. Вот место, где Бог дал народу Своему манну с неба. А вот место, означенное именем Аарона. Здесь остановился народ израильский в своем шествии к горе, огромный стан двенадцати колен, около двух миллионов человек в общей сложности. Сорок дней ждали здесь Моисея ( Исх.24:18 ), поднявшегося на гору (до вершины по вертикали тут еще 700 метров). Кончается каменистая пустынная земля. Пики Хорива уносятся ввысь. Моисей там. Что с ним? Никто не знает. А здесь, внизу, золотой телец. Мы стоим на том месте, где ел, пил и играл народ перед золотым тельцом, заменившим ему Бога ( Исх.32:3–6 ). Того тельца давно уже нет. Его уничтожил сам Моисей. А мир всё пляшет и пляшет вокруг золота и не сомневается, что это и есть бог, который выведет из рабства и нищеты Египта. Разве не золотом решаются все проблемы в мире?! Того золотого идола нет, но на скале мы видим четко отпечатавшийся каменный рельеф, напоминающий тельца. То ли время и ветры его изобразили, то ли человеческая рука посодействовала, – мы того так и не поняли, но напоминание об этом грехе людей Израиля видели своими глазами. И вот монастырь святой Екатерины. По преданию, ангелы схоронили тело пострадавшей в городе Александрии святой мученицы на вершине самой высокой горы Синайского полуострова, видной с горы Божией Хорив, с Джебель Муса. Там эти мощи были обретены монахами, и теперь они в святом монастыре, ее честная глава и кисть левой руки с перстнем. Когда мы были в храме за богослужением, где все причастились святых Таин Христовых, эта драгоценная святыня была изнесена, что происходит не всегда, и мы имели радость и счастье приложиться к ней. Так невеста Христова Екатерина и нас уневестила своему Небесному Жениху. На память все, конечно, закупили себе освященные перстни в благословение от монастыря святой Екатерины. У этого монастыря есть интересная особенность. Внутри него находится мечеть. А история ее такова. Конец VII века, по пустыням через всю Святую Землю несутся воины Аллаха, неся смерть и разрушение. Монахи Екатерининского монастыря, предуведомленные о скором нападении измаильтян, быстро строят у себя в обители мечеть. И когда воины-арабы прибывают, они их встречают хлебом-солью и приглашают помолиться в мечеть. Это так расположило к ним пришельцев, что через некоторое время сам пророк Мухаммед дал собственноручно фирман монастырю, на все времена обеспечивающий его безопасность и неприкосновенность. В мечети, кроме того единственного раза, так никогда и не было мусульманской службы, а обитель выстояла во всех перипетиях истории и является с некоторыми другими синайскими обителями автономной Православной Архиепископией.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

51 Нашествие саранчи, град, буря – суть кары, посылаемые Богом на людей за грехи их; опустошительная война, уничтожение народа (Содом) или мира (потоп), погубление всех злых (последний суд) опять таки ни что иное, как суды Божии над людьми грешными. Все эти события, повидимому столь различные, означают одно и то же: Бог есть праведный судия; и меньшие из этих событий могут служить символами самых гланых. Буря напоминает Псалмопевцу о потопе (пс. XXVIII), нашествие саранчи служит для пророка прообразом осуждения Божия над избранным народом посредством войн, а над всем миром – в конце времен. 52 Иудеи понимали буквально это место, и признают доныне долину Кедрона носящей имя долины Иосафатовой за место последнего суда. 53 Искали указания на Мессию в главе II, ст. 23, где слова «дождь в меру или по правде», могут быть переведены, как перевел их Лютер, словами: «Учитель правды». Но первый перевод более сообразен с контекстом. 55 Этот золотой телец был не образом иноземного Бога, а символом творческой силы Божией. Поэтому Аарон, увлеченный заблуждением, призывал народ на празднество этого идола словами: Завтра праздник Господу ( Исх.32:5 ). 58 На Дамаск: Бикгаф-Авен должен быть городом Солнца, Баалбеком: и Кир, откуда вышли Сирияне (IX, 7), и куда они должны возвратиться ( 4Цар.16:9 ) есть по одним, страна в Ассирии, – по другим Кир или Кур в Армении. Относительно Едома и Тира см. Иоиля III, 4–6; 2 Парал. XXVIII. 17. 18. Относит. братского союза с Тиром, см. 3Цap. IX, 13 . 59 История не сохранила воспоминания о всех войнах Едома и Аммона против Израиля; эти строки доказывают, как они были часты и жестоки. 61 IV, 1) Телицы жирные или Васанские суть вельможи и богатые люди в Ефремовском царстве, люди изнеженные и расслабленные, также и жены их. 2) Бросьте все убранство чертогов, по другим ваших (идолов) Раммона ( 4Цap.V, 18 ) или вы будете уведены в Гарммону (Армению). 62 Этот остаток Иосифов, к которому относятся все пророчества, подразумевающие Мессию, является здесь, и у Иоиля II – 32, в перый раз. Мы находим повторение о том же в Михее II – 12; V – 3, 7, 8. Исайя о нем не мало упоминает в I – 9; X – 22; XVII, 6 и проч., также в Иеремии XXXI – 7, в Езекииле VI – 8, в Захарии XIII – 8, 9. Срав. С Puмл. IX – 27; XI – 4, 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

d. Ait. Tesm . I, 135) и мн. других. Это понимание рассматриваемых слов Исх. 32 не единственное однако в современной библейской литературе. По другим исследованиям, в этих словах множественное число глагола и местоимения не изначальное в библейском тексте, а позднейшее, привнесённое иудейскими учёными под влиянием той мысли, что под Элогим, изображением которого был золотой телец, нужно разуметь языческое божество, которое в библейском языке отличается употреблением при Элогим глагола во множественном числе (Geiger, Urscbrift u.Uebersetxungen d. Bibel. 285), вследствие чего множественное число в рассматриваемых словах 32 гл. Исход может, понятно, служить выражением не библейского собственно воззрения, a мнения об этом позднейших иудейских учёных. Возможности предполагаемого Гейгером позднейшего происхождения множественной формы глагола в рассматриваемом месте отрицать, вообще, нельзя как в виду того наблюдения над ветхозаветным текстом, что первоначально в нем не писался знак ( ) 3-го лица множ. числа прош. времени (Д. Хвольсон. Покоящиеся буквы... в Христ. Чт., июль – авг. 1881, стр. 176), так и в виду указанных выше особенностей в сирском и арабском переводах рассматриваемых слов и наконец в виду употреблённого, при передаче тех же слов, единств. числа глагола и местоимения в кн. Неемии 9(см. ниже), на чем обосновывает особенно Гейгер своё предположение. Но при всем том, определяя степень вероятности предположения Гейгера о первоначальном тексте этих слов, нельзя оставлять без внимания одной особенности, состоящей в том, что в ст. 4 и 8 Исх. 32 слово «Элогим» определено местоимением =сии: если и допустить, что теперешнее: шли, вывели писалось в первоначальном тексте: , без знака множ. числа, то находившееся, конечно, и в первоначальном тексте употребляющееся обыкновенно в ветхоз. книгах в значении множ. числа, должно было служить выражением множественности, какую здесь соединял сам бытописатель с именем Элогим (в виду именно этого Dillmann в Exodus u. Levit.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

И, наконец, по мере увеличения апостасии (отступления от Бога), теократия принимает наиболее опосредованную из всех дотоле существовавших ее форм – теократическую монархию. Причем сам переход к этой форме теократии не обошелся без некоей «демократической процедуры». Иудейский народ, не без оглядки на соседние языческие народы, обратился к судии Израиля Самуилу с просьбой поставить над ним царя. «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1Цар. 8, 4-7). Этот эпизод священной истории далеко не единственный, свидетельствующий о том, что на протяжении веков демократия служила инструментом отвержения воли Божией грехопадшим человечеством. Вот еще некоторые ключевые примеры народного волеизъявления. В Вавилоне народ задается целью сделать себе имя, для чего берется за сооружение башни, возносящейся до небес (Быт. 11, 4-9). Все жители Содома, от мала до велика, с похотью приступают к жилищу Лота, в котором останавливаются ангелы в образе странников (Быт. 19, 4-11). В то время как Моисей пребывает в богообщении на Синае, народ собирается у подножия горы, чтобы отлить себе золотого тельца (Исх. 32, 1-10). И, наконец, Израиль во главе со старейшинами сходится во дворе Понтийского Пилата, и в ожесточении требует от представителя римской власти смерти Спасителя. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас», — сказал премудрый Соломон (Еккл. 1, 9-10). История повторяется. Демократические чаяния древних, некогда пресекаемые божественными велениями, сбываются. Вновь отлит золотой телец – материальное благосостояние, учрежденное критерием развитости того или иного народа. Созидается новая вавилонская башня – прогресс, объявленный важнейшим делом постхристианской цивилизации. Содомиты, некогда стяжавшие небесный огонь и серу, провозгласили права сексуальных меньшинств.

http://pravoslavie.ru/42786.html

О том, что все людские пути кривы и превратны, с отеческой печалью возвестил Сам Господь Бог, Создатель человеков. На самой древней летописной скрижали времён, а таково Священное Писание, написано: И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их было зло [в серб.: были злыми. – Пер.] во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем ( Быт. 6:5–6 ). За это попустил Бог всеобщий потоп, от которого спаслись только праведный Ной [со своей семьёй], чтобы продолжился род человеческий на земле. Однако ни после всемирного потопа, ни спустя ещё тысячи лет люди так и не научились оставлять свои кривые пути и ходить путём Господним. Никто не может этого доказать и удостоверить лучше иудеев. Бог избрал еврейский народ, чтобы стал он подсвечником, на котором Господь будет держать зажжённой великую свечу [букв.: великий свет. – Ред.] истины пред людьми всех остальных народов. Но сей подсвечник мало-помалу увязал в грязи, погружаясь в [мутную] воду. Ни один народ в хронике звёздной вселенной не видел столько Божиих чудес, грандиозных и страшных, как народ еврейский, – и однако же всё это было тщетно: сей народ ежеминутно оставлял пути Господни, сворачивая на свои собственные людские беспутья, тёмные и срамные и смрадные. Даже и то первое поколение евреев, воочию лицезревшее Божии чудеса, творимые через Моисея в Египте, и прошедшее через расступившееся море как по суше, и наблюдавшее, как в пустыне из скалы потекла вода, и евшее небесный хлеб, манну, ежедневно ссыпаемую Богом с неба, как муку, – увы, даже это поколение, видевшее всё это своими глазами и слышавшее своими ушами, не хотело идти по пути Господню, но при первой возможности бежало на собственные мрачные и срамные тропы – как жена, изменяющая своему мужу. Итак, то самое поколение, которое было свидетелем оных небывалых чудес и в первое мгновение воспевшее Господу Богу песнь благодарения за своё избавление из египетского рабства, – оно, стоило Моисею лишь ненадолго отлучиться от него, слило золотого тельца и поклонилось золотому идолу вместо Бога, восклицая: Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской ( Исх. 32:8 )! То есть, [по его понятию,] золотой телец вывел его из Египта и одарил толикими чудесами в Египте и в пустыне! Есть ли у вас разум – у вас, которые так поступаете? «Есть, конечно есть, – как бы отвечали люди, – говорим мы с полным сознанием, что из Египта вывел нас и освободил из рабства не некий другой Бог, а этот золотой телец».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В книге Числ мы читаем такое печальное повествование: «пришельцы между ними (евреями) стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом» ( Числ. 11, 4 ). Тоска по Египту, должно полагать, возникла у евреев под влиянием пришельцев из египтян. По еврейскому преданию и золотой телец был, прежде всего, делом пришельцев, т. е., понятно пришельцев из египтян. Но, конечно, не все пришельцы были плохи, как и не все истинные сыны Авраама были хороши. Мы говорили о взаимоотношении народов при посредстве браков – о возможном миссионерском влиянии евреек, но Библия показывает нам, что браки иногда заключались так, что в еврейскую общину вступала не иноплеменница, а иноплеменник, и именно мы имеем такое свидетельство о египтянине. У Шешана, читаем мы в 1 Паралипом. 2, 34–35, не было сыновей, а только дочери. У Шешана был раб египтянин, имя ему Иарха; Шешан отдал дочь свою Иархе (рабу своему) в жены, и она родила ему Аттая»... Если египтяне входили в домы евреев, то значит и евреи могли входить в домы египтян. Может быть, было не мало печальных случаев, что евреи и еврейки приобщались к египтянам и в своих потомках забывали Бога своих отцов. Но, прежде всего, несомненен тот факт, что взаимообщение евреев и египтян давало последним полную возможность узнать Бога евреев, т. е. истинного и не только узнать учение об истинном Боге, но им трудно было и не видеть тех дел, которые явил Бог на еврейском народе. И лучшие египтяне, конечно, не могли остаться глухи и слепы к тому, что им говорили о Боге, и к тем делам, которые являл Бог. В период пребывания евреев в Египте (430 лет, вероятно около 400) евреи были для египтян носителями откровения. Но в это время откровение сохранялось еще не у одних евреев. Свидетельства Библии не оставляют в нас сомнений относительно этого. Прежде всего, они утверждают нас в том, что истинное Богопознание и Богопочитание сохранялось в ветви мадианитян. Бежавший из Египта Моисей нашел себе приют, а затем и жену у мадиамского священника Иофора ( Исх. 3, 15 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010