63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

И можно обобщить: те, кто ради Христа проводят здесь жизнь в большой скорби и великих искушениях, будут там со Христом и будут зреть Христа лицом к лицу, беседуя с Ним сладко-сладко, подобно тому как любящий отца сын беседует с любящим сына отцом. Итак, Христос станет для них всяким утешением и всякой радостью. Потому что там они уже не будут алкать, как алкали здесь ради заповеди Христа, которая гласит: Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь И насытятся они не едой и питьем, но славою Христовою, как говорит и божественный пророк Давид: Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей И жаждать там они уже не будут, как добровольно жаждали здесь, дабы причинить скорбь телу. И они уже не будут опаляться пламенем скорбей и искушений, как опалялись скорбями и искушениями здесь, подобно золоту в горниле, и таким образом являли истинную любовь ко Христу, любовь, сияющую сильнее, чем раскаленное и семикратно очищенное серебро. Потому что Христос, Добрый Пастырь овец, там, в Своем Царстве, будет пасти их и приведет на райские и всегда цветущие и благоуханнейшие луга, откуда истекают потоки сладости и прохладные источники приятнейших вод бессмертной жизни. Ибо снова говорит возлюбленный Иоанн в своем Апокалипсисе: Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди Престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их Дал бы и нам Бог когда-либо в этой жизни великую скорбь и обильные слезы в очах наших, чтобы там, в Его Царстве, с очей наших была отерта всякая слеза и сердце наше радовалось истинной и вечной радостью. Этой радости да сподобимся в Самом Христе и Боге нашем. Ему же слава и держава во веки веков. Аминь. См.: Мф. 11, 30. Ср.: Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5. Ср.: Мф. 20, 28. Лк. 10, 21. Пс. 83, 3. Пс. 113, 4. Пс. 83, 8. Флп. 4, 13. Гал. 2, 20. Ср.: Евр. 11, 38. См.: Мф. 14, 25-33. Пс. 102, 5. Флп. 3, 13. Откр. 7, 9. Гал. 3, 27. Откр. 7, 14. Ср.: Ин. 16, 33, 20. Ср.: Мф. 5, 11. Лк. 6, 21.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

80. Опять Давид говорит: " Они смотрели на меня, они разделили между собою мои ризы и об одежде моей бросали жребий " (Пс. 19). Ибо при Его распятии воины разделили Его ризы, как у них было в обычае, и разорвали одежду Его и таким образом разделили. Но о хитоне, так как он был сверху соткан и не сшит, они бросили жребий, чтобы тот, на кого он упадет и получнл его (ср. Ин. 23 сл.). 81. И опять пророк Иеремия говорит: " И взяли тридцать сребренникон, цену оцененного, которого оценили от сынов Израилевых, и дали их за землю горшечника, как повелел мне Господь " (Иерем. XXXII, 6 сл.; ср. Мф. XXVII, 9 - 10). Ибо Иуда, который был из ученикон Христа, дал обещание иудеям и условился с ними, когда увидел, что они хотели умертвить Его, и поскольку он был наставлен Им (ср. Ин. XII, 4 сл., Мф. 8 - 16), он взял тогда тридцать сребренников, местную монету, и предал им Христа, но затем раскаялся в том, что сделал, и возвратил сребро начальникам иудеев, а сам повесился. Они же не признали приличным вложить их в сокровищницу, потому что это была цена крови, и купили на них поле, принадлежавшее горшечнику, для погребения странников (Мф. 14 сл., XXXVII, 3 сл.). 82. И после того, как Его распяли, когда Он просил пить, Ему дали для питья уксус с желчью (ср. MфXXVII, 34), и это именио сказано было Давидом: " И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом " (Пс. XVIII, 22). 83. И что Он, воскресши из мертвых, вознесется на небо, об этом Давид говорит так: " Колесниц Божиих тьмы тем, тысячи управляющих ими, среди них Господь, на Синае, во святилище. Он восшел на высоту, пленил плен; Он принял, одарил людей дарами " (Пс. LXVII, 18 - 19). Под плененными он разумеет уничтожение господства возмутившихся ангелов. Он указывает также и место, где Он должен взойти от земли на небо. Ибо он говорил: " Господь восшел от Сиона " . Ибо по Своем воскресении из мертвых Он собрал Своих учеников на Масличной горе против Иерусалима и подтвердил им относящееся к царству небесному; и здесь они видели, как Он вознесся на небо и как отверзлись небеса и приняли Его (ср. Дн. 4 - 12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/676/...

2. «Возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне» – «Возжада» буквально значить: возжаждала, стала жаждать, начала испытывать чувство жажды. «Коль множицею» – равно как и соответствующее слово греческого текста – значит «сколько раз», «как часто». У LXX толковников было, очевидно, в этом месте пред глазами другое еврейское слово, нежели то, которое читается в теперешнем еврейском тексте и которое переводится глаголом «томиться»: «по Тебе томится плоть моя». Смысл от этого не изменяется, ибо в славянском и греческом текстах после слов: «как часто», очевидно, подразумевается опять глагол «возжада» (из предыдущего предложения), который также может быть переведен глаголом «томиться». Сначала говорится о стремлении к Богу души, затем та же мысль выражается еще сильнее: «и плоть моя томится по Тебе»; этим указывается на стремление всего человека к Богу (ср. Пс.15:9 : «От того воздрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании; Пс.43:26 : «Душа наша унижена до праха, утроба наша прильпнула к земле»; Пс.83:3 : «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому»). Общий смысл всего места таков: все мое существо (и дух, и тело) томится по Тебе так, как томится по воде человек, находящейся в безводной пустыне. Подобный же образ встречается в Пс.41:2–3 : «Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе Боже: Возжада душа моя к Богу крепкому живому: когда прииду и явлюся лицу Божию» (т.е. когда-то я приду и явлюсь пред лицо Божие!). Ср. также Пс.142:6 : ...душа моя, яко; земля безводная Тебе». 3. «Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою» – так (т.е. с таким же сильным стремлением к Тебе) я приходил к Тебе (собственно являлся к Тебе, показывал себя Тебе, а по-еврейски: так я видел, созерцал Тебя) во святилище Твоем (т.е. в скинии или храме), чтобы видеть силу Твою и славу Твою. Относительно сочетания «Явихся видети» – «являлся, чтобы видеть» см. объяснение к Пс.102 , прим. 22-е. Смысл этого места не вполне ясен как в греческом переводе, так и в еврейском подлиннике. Некоторые толкователи предполагали, что следует переставить одну половину стиха на место другой и связать стих третий с предыдущим. «Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя... чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище» (синодальный перевод). Однако большинство переводчиков и толкователей считают такую перестановку произвольною. Преосвященный Порфирий (Успенский) переводит: «Так бы и явился Тебе во святилище, дабы видеть силу Твою и славу Твою»; при таком понимании получается смысл, весьма близкий к смыслу приведенной в предыдущем примечании выдержки из Пс.41:2–3 («Когда прииду и явлюся лицу Божию»); однако, по-видимому, ни еврейский, ни греческий тексты не дают твердых грамматических оснований для такого перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

И Исаия: И всех гордых погублю 83 ( Ис. 1:25 ). И Псалмопевец: Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестем своим ( Пс. 72:6 ) и: исчезоша, погибоша за беззаконие свое( Пс. 72:19 ). И еще: гордыня ненавидящих Тя взыде выну ( Пс. 73:23 ). Посему они прилагают всякое усердие, чтобы священные места Твои погубить и святыни Твои опустошить. Но протяни руки Твои на гордыню их до конца ( Пс. 72:6 ), да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на нас ( Пс. 118:78 ). Ибо всегда гордые, как и отцы их в пустыне (ср. Ин. 6:31 ), сильно беззаконствовали, раб же Твой Давид от закона Твоего не уклонился ( Пс. 118:51 ), гордым оком и несытым сердцем, с сим на ядях( Пс. 100:5 ), ни вообще не живяше посреде дому моего помысел, творяй гордыню ( Пс. 100:7 ). И Приточник: Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых ( Притч. 8:13 ), и продолжает: Елико велик еси, толико смиряйся и пред Господем [ Col. 1573 ] обрящеши благодать ( Сир. 3:18 ) и: не возносися, да не падеши ( Сир. 1:30 ), потому что ненавистен Богу и человекам всяк гордый. И Иаков: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4:6 ). И прибавляет: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас ( 1Пет. 5:6 ). Посему убоимся, братия, и всяким хранением будем хранить свое сердце от смертоносного духа гордости. Потому что когда он возобладает над жалкой душой, [то поступает,] как некий жестокий тиран: захватив град великий и высокий, весь его разрушает и разоряет [до основания]. И самое достойное жалости то, что сей проклятый бес стремится низвергнуть в особенности совершенных, как было сказано, и взошедших на высоту добродетели и не допустить их возвратиться к покаянию. И как покаются те, которые всего диавола принимают в себя через гордость и делают противником себе Бога? Посему мы посредством смиренномудрия отразим беса гордости, приговаривая сами про себя слова Апостола, когда исполним какую-нибудь добродетель: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15:10 ); и опять-таки: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего ( Рим. 9:16 ). И Господом сказано: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). И тогда сможем услышать вновь от Господа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью ( Лк. 10:18–19 ). Ему же, Благому, подобает слава во веки. Аминь. 80 Древняя римская традиция триумфального шествия предполагала ведение пленников вслед за победителями для лицезрения граждан. 82 Страсть гордости (как, впрочем, и всякая другая порочная страсть) не прирождена человеческому естеству, но является противоестественной. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

И блажен тот народ, у которого Господь есть Бог (Ср. Пс.143:15 ); блаженна та страна, которая просветилась верою во Христа; ибо там утвердил Господь благословение Свое и жизнь на веки (Ср. Пс.132:3 ). Но должны ли мы потому оставаться беспечны, и для спасения своего ничего не делать? Как лань ищет потоков вод, – взывал пророк Давид, – так душа моя ищет Тебя, Боже!... Пошли свет Твой и истину, да ведут и приведут они меня на святую гору Твою ( Пс.41:2; 42:3 ). Блажен муж таких желаний! Блажен, кто имеет душу, жаждущую жизни Божией, или, как говорит апостол Павел, – жить со Христом в Боге ( Кол.3:3 ). Он, подобно Давиду, любит приметатися к дому Бога своего более, нежели жить посреди селений грешничих ( Пс.83:11 ). Но не таков тот, кто к упованию всех концов земли не стремится душою, Бога Спасителя своего не ищет; он и вблизи дома Божия живет и, однако ж, едва когда заходит в него. Горе такому человеку: он сидит во тьме и свет истины еще не облистал его! Долго ли же мы, брат, будем оставаться с сидящими во стране и тени смертной? Почто не просим Господа, чтоб Он послал душам нашим свет Свой и истину Свою, чтоб они вели нас на святую гору Его? Вот удаляющиеся от Тебя гибнут, – взывал пред Господом Давид, – а мне благо приближаться к Богу ( Пс.72:27, 28 ). Блажен человек, которого Ты избрал и приблизил Себе ( Пс.64:5 ). Но мы не разумеем сего и чуждаемся пути к блаженству, пути спасения своего. Как во дни всемирного потопа, в одном только ковчеге уготовано было Ною и его семейству спасение от потопления, так и среди греховного погубления душ в одном или от одного только дома Господня подается спасение от вечной смерти. Ибо в храме Господнем только, а не в ином месте, приносится жертва за грехи, о которой сказано: аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ). Так и апостол сказал: если мы произвольно оставляем церковные собрания, то не остается нам более жертвы за грехи. Слушай и еще, что говорит Господь устами пророка Своего: избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Напротив же, без молитвы ослабевает всякая добродетель, уменьшается вера, водворяется в душе попечение о земном, и уничтожается всякое помышление о Боге, – духовная жизнь прекращается в человеке. И Златоуст потому говорит: «не может быть, чтоб без молитвы могла быть жизнь добродетельною. Молитва же приводит человека в состояние, высшее всякого земного состояния и творит его равным ангелам». Проходя долиною плача, идущие к горнему блаженству ныне говорят: как очи рабов обращены на руку господ их, так очи наши к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас ( Пс.122:2 ). И приходя от силы в силу, являются пред Богом (Ср. Пс.83:8 ), с благодарением взывая: просвещаешь Ты дивно от гор вечных ( Пс.75:5 ). Великого просвещения духовного достигает человек молитвою – прилежною и продолжительною; даже и при начале усердный молитвенник чувствует в себе некий свет ума и говорит, как и Давид пророк: Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою ( Пс.27:29 ). Чтобы освободиться нам от тьмы и войти в чудный свет Божий, или, что тоже, выйти из-под власти сатаны ( Деян.26:18 ) и водвориться в Царствии Божием, нужно усердно вразумлять себя псалмами, славословиями и песнопениями духовными... и стараться о сем со всяким постоянством ( Еф.5:19; 6:18 ). Нужно всегда молиться и не унывать ( Лк.18:1 ), чтобы мы могли противостоять козням дьявольским, потому что борьба у нас с миродержителем тьмы века сего, с духами злобы поднебесными ( Еф.6:12 ). Сей же род, – как Господь говорит, – ничем не побеждается, как только постом и молитвою (Ср. Мф.17:21 ). Посему и говорит нам Писание: трезвитеся в молитвах ( 1Пет.4:7 ), трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш дьявол , яко лев рыкая ходит, некий кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). Если бы понимали мы хотя мало опасность духовной своей жизни, то не было бы и нужды говорить о важности и необходимости молитвы; ибо кто хотя мало поразмыслит, тот увидит, скольким опасностям подвержена жизнь души нашей. Гибельная наклонность от юности ко злу (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

—  «Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Пс.83:3). «Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои» (Пс.62:6). Стратоник, смотря на такие нечеловеческие мучения святого Ермила, своего друга, и на растерзание утробы его, начал плакать. Увидев это, некоторые из окружающих тотчас донесли царю, говоря: — Темничный сторож Стратоник не скрывает своего участия в христианском заблуждении и своей дружбы с Ермилом, потому что жалеет и плачет о нем. Царь, призвав Стратоника, спросил: «друг ли ты Ермилу?» Стратоник, не желая, как ученик истины, говорить неправды, и видя, что настало для него время совершить подвиг, назвал себя другом Ермила и христианином, обличил бездушие идолов и безумие поклоняющихся им и прославил единого Бога, Творца неба и земли. Разгневанный царь приказал обнажить Стратоника и бить его палками по всему телу. Среди мучений, страдалец возводил очи к своему другу, святому Ермилу, и говорил: — Молись обо мне Христу, Ермил, чтобы Он помог мне твердо и непоколебимо соблюсти веру и возвыситься над своими мучителями. При этом он убеждал Ликиния перестать покланяться слепым и бездушным идолам и бояться наказания от истинного Бога, в руки которого впасть страшно (Евр.10:31). Святого били до тех пор, пока он не замолчал в изнеможении от ран. После этого царь приказал обоих, и Стратоника и Ермила, заключить в темницу. Святой Стратоник молился и говорил: —  «Не помяни грехов моих предков» (Пс.78:8). И оба взывали к Богу: —  «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего» (Пс.78:9). В ответ на это, послышался Божественный голос, который говорил: — Вы совершили течение, сохранили веру, и вам уготован венец правды (ср. 2 Тим.4:7–8), который получите по утру. С наступлением утра, Ермил был снова приведен на судилище, и Ликиний спросил его: — Принесешь ли жертву богам? — Что прежде говорил тебе, — отвечал святой, — то повторю и теперь. Жги, секи, и — как хочешь — мучь меня, ибо я привык не бояться убивающих тело, души же не могущих убить (ср. Мф.10:28).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ревекка также «спустилась с верблюда» ( Быт.24:64 ), то есть оставила пороки, отбросила неразумные чувства, и соединилась с Исааком. Ибо достойно, что Исаак переходит от добродетели к добродетели (ср. Пс.83:8 ). Тот, кто является сыном добродетели, то есть Сарры, соединяется с терпением, то есть с Ревеккой. Это и значит переходить от добродетели к добродетели, «от веры в веру» ( Рим.1:17 ). Но давайте обратимся и к Евангелиям и посмотрим, где Сам Господь ищет отдохновения, «утрудившись от пути». Сказано: «Иисус… сел у колодезя» ( Ин.4:6 ). Видишь, как тайны повсюду согласуются друг с другом? Видишь, как гармонируют образы Нового и Ветхого Заветов? Тот, кто приходит к колодцу и воде, находит там невесту; так и Церковь соединяется со Христом в купели с водой. Видишь, какой груз тайн давит на нас? Мы не можем сами справиться с тем, что раскрывается перед нами. Однако это должно по меньшей мере побуждать нас слушать, собираясь вместе. И даже если мы ради краткости торопимся и что-то упускаем, ты можешь, когда прочитаешь текст еще раз и поразмыслишь над ним, и сам раскрыть тайну и увидеть, если, конечно, будешь настойчиво исследовать эти вопросы, что Слово Божье, встречающее тебя у воды, может возвысить тебя и соединить с Собой, чтобы стал ты «один дух» ( 1Кор.6:17 ) с Ним во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XI. О том, как Авраам взял в жены Хеттуру и как Исаак пребывал у колодца видения 1 . Святой апостол Павел всегда предоставляет нам возможность для духовного понимания и показывает ревностным знаки, по которым во всем можно увидеть, что «закон духовен». И хотя этих знаков немного, они, тем не менее, необходимы. В одном месте Писания, размышляя об Аврааме и Сарре, он говорит: «И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении» ( Рим.4:19 ). Об этом человеке, тело которого в возрасте ста лет омертвело и который породил Исаака более силой веры, нежели способностью своего тела, сказано в Писании, что он взял жену именем Хеттура и породил еще сыновей, когда ему было, по всей вероятности, сто тридцать семь лет (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

102 См. тексты в догматических руководствах: у м. Макария, т. I, Providence в Diet de Th. dogm. cath. и др. 105 Вот несколько текстов: Ис. 46, 10 11 «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю. Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны исполнителя определения Моего. Я сказал и приведу это в исполнение, предначертал и сделаю» Ср. 14, 24, 27. Пс. 138, 16 «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Прем. И. c. Сир. 39, 25–26 : «Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его. Он прозирает из века в век, и ничего нет дивного пред Ним». Прем. Сол. 6, 7 «Господь сотворил и малого, и великого, и одинаково промышляет о всех». 12, 13 «Бога, который имеет попечение о всех». 107 Cp. интересную работу 3. Stufler. Gott, der erste Beweger aller Dinge. Innsbruck. 1936. Разбор разных воззрений по этому вопросу требовал бы монографического исследования, не вмещающегося в план настоящей работы, но можно сказать, что по линии этого вопроса пролегает основная ось современного католического богословия. 108 После более, чем полувекового обсуждения в комиссиях и конгрегациях «de aiuxiliis», совещание кардиналов 28 VII 1697 г. приняло предложение папы Павла V относительно того, что суждение по вопросам о разногласиях томизма и молинизма следует отложить, пока время не даст ясности, причем желательно в полемике избегать резкости. В таком виде вопрос остается и теперь, – добрый пример, как следует относиться к трактованию вопросов догматической сложности и трудности (ср. статью Molinisme в Dict. Theol. Cath. X, 2, 2164–5). 109 Вот некоторые основные тексты: Самое общее соотношение свободы и необходимости выражается так: Liberum arbitrium est causa sul motus, quia homo per liberum arbitrium seipsum movet ad agendum. Non tamen hoc est necessitate libertatis, quod sit prima causa sui id, quod liberum est... Deus igitur est prima causa movens et naturales causas et voluntares (S. Th. Ima. Q. 83, a. l).Ipse actus liberi arbitrii reducitur in Deum sicut in causam (Q. 23, a. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010