Ср.: «Тела наши сотворены для наслаждения духовного ... они низошли к сочувствию наслаждениям скотоподобным по причине падения ... они могут возвратиться к сочувствию наслаждениям духовным посредством истинного покаяния» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О чистоте//Творения. Т. 1. С. 348); «От земли было взято тело человеческое, но сотворено не для земли. Оно ниспало в тление, – сотворено было не для тления. Сотворенное, благоукрашенное Создателем для вечности и вечным, оно, немедленно по сотворении восхищено с земли в светлый рай для пребывания в нем, для духовной деятельности, для духовного наслаждения; для плотских наслаждений оно было неспособно» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в пяток 1-й недели Великаго поста. О теле человеческом//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1886. С. 73). Ср.: Пс. 83:3 в церковнославянском переводе. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 31. Помимо чисто аскетического и апофатически-гносеологического. Как уже упоминалось, свт. Игнатий рассматривает этот опыт как иллюстрацию слов Лествицы: « воззвах всем сердцем моим ( Пс. 118:145 ), т. е. телом и душою, и духом» ( Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 28: 61. СПб.: Светословъ, 1996. С. 242) – т.е. как проявление холистической молитвы. Игнатий (Брянчанинов), свт. Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы//Творения. Т. 1. С. 305. Ср.: На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф. 2:22). Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 11. Потому что он имеет ощущение собственного существования. Мы не смогли найти этой фразы по ссылке святителя на III гл. («Об Ангелах») второй книги «Точного изложения Православной веры» (См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 2, гл. III: Об Ангелах. М.: Сибирская Благозвонница, 2015. С. 83-89). Игнатий (Брянчанинов), свт. Судьбы Божии//Творения. Т. 2. С. 88-89. Ибо и человеческий дух, будучи един, тройствен по своим силам, проявляющим его существование (см.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О образе и подобии Божиих в человеке//Творения. Т. 2. С. 129).

http://bogoslov.ru/article/6176871

26 Во дворех Твоих, т. е. по храме Твоем. Дворы Господни неоднократно упоминаются в псалмах, напр.: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил, желает и скончавается душа моя во дворы Господни ( Пс.83:3 ; ср. 83:11, 95:3). «Прилично любящим Бога таковое желание – говорит св. Кирилл Иерусалимский : они бегут в дом Божий, в котором совершают служение ангелы и предстоят Божественному жертвеннику, – в котором прославляется Христос и учит там, чрез что может сделаться кто-либо святым и участником неувядаемой славы. Дворы Господни суть и добродетели, в которых водворяется Слово и всякий последующий Слову». 27 Вечер и утро и полудне, т. е. вечером, утром и в полдень. Выражением этим начинается священническая молитва входа на вечерне. Оно взято из Пс.54:18 : Вечер и заутра, и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой – и указывает на три времени молитв и молитвенных собраний: эти времена установлены были еще в Ветхом Завете (см. Дан.6:10 : в три же времена дне бяше преклоняя колена своя, моляся) и соответствуют нашим богослужебным чинопоследованиям, которые также разделяются на вечерние, утренние (или всенощные) и дневные. 29 Вторично упоминается о преклонении колен. Быть может, упоминание это находится в связи с древним церковным преданием, по которому коленопреклонения при церковных молитвах прекращались от Недели Пасхи во всю пятидесятницу и возобновлялись в самый день Пятидесятницы. «Вся пятидесятница, – говорит св. Василий Великий , – есть напоминание о воскресении, ожидаемом в вечности. Ибо единый и первый оный день (Воскресения Христова) седмикратно умноженный на число седмь, производит седмь седмиц священной пятидесятницы... В сию-то пятидесятницу церковные уставы научили нас предпочитать прямое положение тела в молитве, сим ясным напоминанием как бы переселяя наш ум из настоящего в будущее. Но и каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле показываем, что чрез грех пали мы на землю, и человеколюбием Сотворшего нас воззваны на небо» (О Св. Духе, гл. 27). «Пострадавший по плоти добровольною страстью и воскресший из мертвых Господь совоскресил с Собою и нас умерших грехом и разрушил власть диавола. Поэтому до Пятидесятницы (от Пасхи) мы на молитве не делаем земных поклонов, воспевая победу над нашими врагами: тии спяти быша и падоша: мы же востахом и исправихомся ( Пс.19:9 ). Но при явлении нам в огненных языках Духа Святого мы преклоняем колена, не вынося этого зрелища и показывая, что чрез Святого Духа мы познали совершенное поклонение Святой Троице, потому что Дух есть Бог и Иже кланяется Ему – духом и истиною достоит кланятися ( Ин.4:24 )» (Блаж. Феофилакт Болгарский )

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

167 Псалмы 41 и 42 очень близки по смыслу, в них повторяются одни и те же припевы (ср. пс. 41:6, 12 -пс. 42и пс. 41– пс. 42:2), что позволяет рассматривать эти псалмы как единое целое. В них изливается скорбь и тоска человека, лишенного родины и храма и окруженного недругами. Пророк Давид произносит этот псалом от лица иудеев-левитов, за грехи свои находящихся в вавилонском плену (597–538 гг. до Рождества Христова) и с сердечным желанием стремящихся к тому, от чего отступили прежде, – к служению Богу. 168 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...в поучение –надписание говорит о назидательном содержании псалма; ...сынам Кореевым – речь идет о семействе левитов, потомков Корея (см.: Исх. 6:16–24 ), которые из рода в род несли службу привратников – сначала при скинии, а затем при храме; имя сыновей Корея стоит в заголовках пс. 41:43–48, 83, 86; в евр. тексте оно употреблено в том грамматическом сочетании, какое обозначает авторов песни, однако в греч., а затем и в славян. переводах сыновья Корея указаны не как составители, а как исполнители псалмов. 170 Псалмопевец мысленно переносится в Иерусалим, в храм Соломонов, во внутреннюю, священную его часть. 172 Речь идет о завоевании Палестины (земли Ханаанской) древними евреями, об их победах над племенами ханаанеев, филистимлян, моавитян и других народов в XIII – X вв. до Рождества Христова. 173 Речь идет о завоевании Палестины (земли Ханаанской) древними евреями, об их победах над племенами ханаанеев, филистимлян, моавитян и других народов в XIII – X вв. до Рождества Христова. 174 Речь идет о завоевании Палестины (земли Ханаанской) древними евреями, об их победах над племенами ханаанеев, филистимлян, моавитян и других народов в XIII – X вв. до Рождества Христова. 175 ...спасение Иакову – под Иаковом подразумевается израильский народ, ведущий свое начало от двенадцати сыновей Иакова. Имя Израиль (букв. «князь Божий» или «с Богом») было дано Иакову Самим Богом (см.: Быт. 32:28 ). 177 В 722–21 гг. до Рождества Христова древние евреи были переселены в Ассирию, а в 597 и 587 гг. они были уведены в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

гі. Там падоша вс длающїи беззаконїе: изриновни быша, и не возмогутъ стати. 13. там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать. 13 . Однако сила веры и упования псалмопевца тотчас же рассеивает только что возникшее представление опасности положения его и всех вообще верующих, и просветленный пророческий взор его созерцает уже полное поражение и его личных врагов, и угрожающего миру зла, и нечестия, к полному торжеству истины и благочестия (Зигабен; толк. под им. бл. Иеронима). Там пали делающие беззаконие низринуты и не могут встать. Там, т. е. в известном отдалении от настоящего – на созерцаемом пророком месте совершения праведного суда Божия ( Рим.2:5 ; ср. Зигабен) пали, т. е. совершенно погибли, нечестивые (ср: Пс.1:4–6 ): – пал в войне с филистимлянами Саул со многими враждебными Давиду своими единомышленниками и, – в воспетой ему Давидом надгробной песни слышится, хотя и в другом тоне, как бы отголосок его настоящего пророческого наречения, несколько раз повторяющий слова: как пали... ( 2Цар.1:19, 25:27 ); там, в брани с Агнцем ( Апок.17:14 ) пали, совершенно низложенные, все враги Христа и Его Церкви (Толк. киевск. Псалт., и наше толк. на Пс.2 , – стр. 83, 87–88); там, в последний великий день второго страшного пришествия Христова, падет последний враг добра антихрист и падут осужденные на вечные мучения и низринутые во ад все делающие беззаконие ( 2Сол.2:8–12 ; Апок.19:15–20:3 ; Мф.7:23 ; ср. Толк. киевск. Псалт.). И новозаветный тайнозритель, предвозвещая поражение Христианством язычества и вообще нечестия под образом падения Вавилона, выражается почти сходно с словами псалмопевца: пал, пал Вавилонъ, великая блудница ( Апок.18:2; 14:8 ), повержен... и уже не будет его ( – 18:21). Определение вси в слав.-греч. т. пред словами длающїи беззаконїе – нет в евр.-халд., в Син. код. и в лат. переводах и, вероятно, оно не читалось в первоначальномъ греческом переводе, но прибавлено при последующих его редакциях в соответствие чтению других мест св. Писания, как Пс.5:6; 6:9; 13:4 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вечерня начиналась с psalmus lucernaris (букв.- псалом при светильниках, иначе lucernarium, ср. одно из греч. названий вечерни - λυχνικ, т. е. светильники); обряд возжжения вечернего света - одна из древних черт кафедральной вечерни во многих вост. традициях. Далее читались 5 псалмов из числа Пс 109-117, 119-132, 134, 136-141, 143-147, распределенные по дням недели, пелась песнь Богородицы (Лк 1; см. Magnificat ). В конце вечерни читались «4 стиха псалма» из Пс 8, 14, 30, 36, 76 и 91 (кроме воскресений). Повечерие, как и Laudes, состояло из 6 псалмов: Пс 4; 30. 1-7; 90; 132; 133 и 116 (ср. Шестопсалмие ), песни прав. Симеона Богоприимца (см. Nunc dimittis, Ныне отпущаеши ) и чина покаяния (ср. с чином прощения в конце визант. повечерия). В целом порядок служб оффиция соответствовал зап. (в первую очередь рим.) монашеской практике, за исключением нек-рых частей, сохранявших следы древнего кафедрального богослужения часов. Обряд люцернария (возжжение вечерних светильников) Особенности литургического года А. о. тесно связаны с тем, что в Медиолане было 2 соборных базилики, отдельный баптистерий , ц. св. Лаврентия, часовня Св. Креста и др. храмы, что, как и в др. городах со священной топографией, предполагало стациональное (связанное с определенными храмами и местами города) богослужение . Во времена свт. Амвросия древней или малой (vetus, minor) называли базилику, находившуюся, вероятно, на месте совр. готического собора (il Duomo) в честь Рождества Пресв. Богородицы , а новой (nova) - базилику в честь св. Феклы , построенную ок. 350 г. неподалеку от первой. Впосл. Большой (maior) или летней (aestiva) ц. стал называться собор в честь Пресв. Богородицы, а наименование зимней (hiemalis) или Малой (minor), вероятно, перешло к ц. св. Феклы, что подтверждается уже ранними Сакраментариями (H. Jenner). По Берольду, в XII в. от Пасхи до праздника Освящения Большой ц. (см. ниже) богослужение совершалось в ней, в остальное время - в Малой ц. По большим праздникам предписывалось служить 2 мессы, по одной в каждом из соборов. В 40-х гг. XVI в. ц. св. Феклы была разрушена (ее остатки изучены археологами в сер. XX в.- Краутхаймер. С. 79-83).

http://pravenc.ru/text/114338.html

71 Ср.: Мф. 24, 15. 72 См. Житие преподобного Саввы Освященного. 73 Исх. 19, 18. 74 Ср.: Исх. 3, 12. 75 Ср.: Пс. 54, 10. 76 Притч. 6, 5. 77 Документ, подтверждающий и регламентирующий права мо­наха на жизнь в афонской келье. Выдается монастырем, на террито­рии которого келья расположена. Под «кельей» в этом и подобных случаях имеется в виду небольшое отдельно стоящее здание, часто с храмом, где обычно живут от одного до пяти монахов. В настоящем издании слова «келья» и «калива» за незначительностью различий между ними употребляются как синонимы. 78 См. Старец Паисий.  Отцы-святогорцы и святогорские исто­рии. 79 Выражения самого Старца. 80 Ежегодно избираемый насельник скита, которому поручаются ключи от соборного храма и заведование общими скитскими делами. 81 См. Старец Паисий Святогорец.  Слова. Т. IV. 82 Ин. 2, 25. 83 Эта каливка сохранилась до сих пор: возле старого соборного храма Иверского скита, в нескольких метрах от источника основа­теля скита — святого преподобномученика Иакова. 84 Письменное разрешение Священного Кинота Святой Горы на сбор милостыни в афонских монастырях, скитах и кельях. 85 В данном случае: монастырь, расположенный на частной зем­ле и пользующийся почти полной независимостью от епархиаль­ного архиерея. 86 См. Старец Паисий.  Отцы-святогорцы и святогорские исто­рии. 87 См. Старец Паисий.  Отцы-святогорцы и святогорские исто­рии. 88 Город в Фессалии. 89 Произнесено 23 июня 1984 года. 90 Выборный орган, координирующий действия двадцати афон­ских общежительных монастырей. 91 См. Старец Паисий.  Отцы-святогорцы и святогорские исто­рии. 92 Высокое деревянное кресло с подлокотниками, в котором мож­но как стоять, так и сидеть. 93 Феотокарион  — сборник богослужебных канонов в честь Пресвятой Богородицы, составленный преподоб­ным Никодимом Святогорцем и впервые изданный в 1766 году. Со­держит шестьдесят два канона, написанных двадцатью двумя песнописцами разных эпох. 94 Ср.: Пс. 87, 7. 95 См. Старец Паисий Святогорец.  Преподобный Арсений Каппадокийский.

http://pravmir.ru/249925/

    1:69. Рог символизирует силу, потому что с его помощью животное одерживает победу в схватке с врагом. Выражение «рог спасения» синонимично «скале», «твердыне» и «шиту» в Пс. 17:3. Таким образом, отрок издома Давидова будет их избавителем (ср.: Пс. 131:17).     1:70—75. По завету, заключенному Богом с Авраамом, Бог обещал патриарху и его потомкам избавление от врагов. Этот отрывок целиком построен на образах Ветхого Завета.     1:76. Выражение «приготовить пути Ему» восходит к Ис. 40(о глашатае нового исхода) и, возможно, к Мал. 3(вероятно, в связи с Илией в 4:5); ср.: Лк. 3:4.     1:77. Грядущее «спасение» у Исайи включает освобождение от политического гнета; но, как и здесь, оно основывается на возвращении Израилю Божьей милости через прощение.     1:78. Выражение «Восток свыше», вероятно, связано с именованием Бога «Солнцем правды» в Мал. 4(ср.: Пс. 83:12). Некоторые комментаторы усматривают здесь игру слов в греческом оригинале: Мессия отождествляется в Ветхом Завете с «отраслью» или «звездой».     1:79. Хотя здесь, как и в других местах этой главы, преобладают аллюзии на Книгу Пророка Захарии, этот стих, несомненно, восходит к мессианскому пророчеству Ис. 9(см. также: Ис. 9:6,7).     1:80. Заключительный стих обнаруживает несомненную связь с 1 Цар. 2и 3:19, где описывается возмужание пророка Самуила. Пустыня была тем местом, где, согласно ожиданиям евреев, должен был явиться Мессия и свершиться новый исход; некоторые религиозные группы, взыскующие большей чистоты, удалялись от традиционного иудаизма в пустыню. Состоял ли Иоанн в какой-либо из этих сект, точно неизвестно, однако, учитывая, что его престарелые родители могли умереть, когда он еще не достиг совершеннолетия, это не исключено (известно, что ессеи принимали и воспитывали детей с десятилетнего возраста).     2:1—7 Путешествие в Вифлеем    Начиная с 6 г. н. э. широкомасштабная перепись населения проводилась каждые четырнадцать лет; до этого времени такие переписи были нерегулярными. Перепись, инициированная императором Августом с целью упорядочения взимания налогов, подчеркивает контраст между преходящей земной славой кесаря и небесной славой Христа во 2:1—14.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сказано: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мф.19:17 ). «Благ Господь» ( Пс.99:5 ; Наум.1:7 ). «Благ Господь ко всем..., и благ во всех делах Своих» ( Пс.144:9, 17 ). «Господь дает благодать» ( Пс.83:12 ); «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ; 1Пет.5:5 , Притч.3:34 ) 91 . Благодать от Благодетеля Бога. «Благодатью, во-первых, называется самое пришествие на землю Сына Божия, Его воплощение и все великое дело нашего искупления, совершенное Им без всяких, с нашей стороны, заслуг: " весте, – говорит Апостол, – благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся» ( 2Кор.8:9 ), и в другом месте: «егда благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго» ( Тит.3:4–5 ). Благодатью, «во-вторых, называются чрезвычайные дарования, которые даются Богом разным членам Церкви, также без всякой, с их стороны заслуги, на пользу Церкви, для ее распространения, созидания, благоустроения, каковы: дар про-поведания слова Божия на разных языках, дар чудотворений, пророчеств и проч. ( 1Кор.12:4–11 ; Мф.2:22, 23 )» 92 . «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). Закон и благодать даны от Бога, тот ниспослан чрез раба Его Моисея, а благодать от Него Самого чрез Сына Его 93 . «Закон Моисеев предписывал заповеди, неудобоисполнимые во всей их полноте, и поражал преступника проклятием... Благодать Христова снимает с человека проклятие законное, оправдывает пред Богом, примирив с Ним (ср.: Гал.3:13 ; Рим.5:9–10 ); прощает и очищает грехи и, сообщая многоразличные дары духовные по мере веры ( 1Кор.12:1 и дал.), дает силы исполнять новозаветный закон так, что он кажется игом благим и бременем легким (ср.: Ин.1:9 ; Мф.11:30 ). С пришествием Иисуса Христа на землю, с исполнением на Нем всех обетований и заветов, закон ветхозаветный должен был уступить свое место закону новому, благодатному. «Тени проходят, их место заступает истина», – говорит святитель Григорий Богослов » 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

и в светильнах Октоиха 3-го и 5-го гласов, а их парафраз - во 2-м и 6-м воскресных Е. и в светильне Октоиха 2-го гласа. Парафраз тех же слов, но с использованием греч. глагола καταπμπω (в форме κατπεμψον, также переведенной в церковнослав. тексте как  ), содержится в светильнах Октоиха 6-го и 7-го гласов. Во всех указанных случаях форма глагола ξαποστλλω или καταπμπω связывается, как и в Пс 42, с темой света. Можно заметить, что тема света присутствует и в Е. важнейших минейных служб: Рождества Христова, Богоявления, Преображения. Все эти текстуальные параллели, возможно, свидетельствуют о том, что основой и воскресных Е., и светильнов гласа, несмотря на их различные названия и структуру, и в самом деле является указанный стих Пс 42. Можно предположить, что первоначально гимны исполнялись со стихом этого псалма (на что может указывать троекратное повторение Е. в дни важнейших праздников и на Страстной седмице; ср.: Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 295-296) или же следовали за ним (как, напр., тропари в начале утрени, следующие за стихами «Бог Господь» ). Именно такую структуру - поочередное пение со стихами - имеет песнопение «Свят Господь Бог наш» (Пс 98. 9, 2), в древности называвшееся «Е.». Стих Пс 42. 3а, если он действительно исполнялся в этот момент службы (что невозможно подтвердить по причине недостаточности ранних источников), очень подходит для данного момента богослужения как возвещающий о наступлении рассвета и перекликающийся с фразами следующих за Е. хвалитных псалмов (            ) и великого славословия (                    ). Можно также отметить, что тема света присутствует и в священнических молитвах кафедральной утрени (напр., 2, 3, 4, 9 и 12-я утренние молитвы совр. Служебника - Арранц. 1979. С. 73, 79, 83, 87; 1-я молитва верных из 3-й ч. песненной утрени - Он же. 1997. С. 61). Е. в православном богослужении Однако уже в ранних примерах смешанных редакций визант. уставов, сочетающих кафедральную и монастырскую практики, упоминаются те или иные Е.

http://pravenc.ru/text/189659.html

Псалом 83 Блажен постоянно пребывающий в храме Господнем. 1. В конец, о точилех, сыном Кореовым. Псалом сей назначен в конец, то есть для исполнения или употребления при богослужении во храме. Выражение о точилех указывает, что псалом написан во время сбора винограда, когда население обыкновенно бывало в полном радостном настроении, ибо точила наполнялись вином в винограднике каждого семейства. (Ср. Пс.8:1 ). Писателем псалма был один из числа левитов, сынов или потомков Корея. 2. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Находясь вне Иерусалима, псалмопевец молитвенной мыслью переносится в святой город, во храме И если он, живя в Иерусалиме, как видно, любил посещать храм, то тем более теперь, издалека стремился он ко храму Божию всей душой. Представляя все благолепие обстановки, при которой совершалось богослужение во храме, псалмопевец воспоминает самый свой молитвенный восторг и восклицает: «как возлюбленны селения – места Твоего обитания, Господи сил!» – именно, – Святое святых, святилище и даже дворы храма, эти видимые места обитания невидимого Бога (ст. 3). Разумеется, они безмерно любезны боголюбивой душе псалмопевца, для нее они ни с чем не сравнимы: ибо здесь в них обитает Господь сил, здесь престол Его окружен небесным воинством – ангелами, подобно тому, как престолу земного царя предстоят войска его. И эти воинства бесчисленны, и они служат воле и власти Господа Вседержителя, как то созерцали пророки, в своих таинственных видениях, Исаия, Иезекииль и другие. 3. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Что любит человек, к тому он естественно и стремится. – «Моя душа, говорит псалмопевец, сильно желает посетить дворы Господни или место обитания Господа», т. е. храм, с его дворами – внутренним и внешним, где обыкновенно и стоял молящийся народ во время богослужения. Желание псалмопевца здесь быть весьма сильно: скончавается душа моя, говорит он, – не посещая храм, томясь скорбью, я готов уже умереть... «Сердце мое и плоть моя в радости стремятся к Богу живому», – представляя Бога живого, а не идола, сердце с восторгом стремится к Нему, а восторженная радость, приводи в волнение кровь, передается даже и телу, и оно как бы ощущает ее восторг и разделяет ее блаженство. И это потому, что во храме не только сердце находило себе отраду, но и плоть приобщалась источнику вечной жизни (ср. Пс.15:8–9 ; Пс.21:20–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010