5:1 и дал.), обыкновенно в защиту своей гипотезы указывают на употребление в Пс. слова (ст. 9), утверждая, что будто бы под именем этих святых или избранных нельзя никого более разуметь кроме Асидеев Маккавейского времени ( 1Мак.2:42,7:13 , 2Мак.14:6 ). Но имя это, как мы видели уже при рассмотрении Псс. 73, 78 и 43, употреблялось и в древнейшие времена в значении людей благочестивых или всего народа Израильского, а чтобы в приведенном месте следовало понимать его в значении Асидеев, – на это псалом не дает ни малейшего основания. Мнение о происхождении псалма в древнейшие времена встречается только у тех из толкователей, которые сынов Кореевых не признавали писателями псалмов и приписываемые им псалмы усвояли Давиду или современным ему певцам: Асафу, Еману и Ефану (см. напр. Cramer s, Einleit in die Psalm c 3), или же которые всю Псалтирь считали произведением Давида, каковы напр. Св. Амвросий, бл. Августин, Феодорит и др. Но они в этом случае основываются только на названии Псалтири Давидовой или на надписании этих псалмов в некоторых переводных списках именем Давида, но не указывают никаких внутренних оснований своего мнения в самом содержании псалмов. 1411 Именно, следующие 43 псалма: 65, 66, 90–99, 101, 104–106, 110–120, 122, 124, 125, 127–129, 133–136 и 145–150. 1418 О значении этих и других подобных терминов, как свидетельств древности, см. выше о Псс. Давида стр. 148 и д. Употребление и тем больше обращает на себя внимание, что первое из них встречается в Псалтири 55 раз, последнее 71 раз и, за исключением настоящих двух анонимных псалмов, всегда только в псалмах, надписывающихся именем Давида и певцов его (см. Делича на Пс. 3 и 4). 1421 См. надписания этих псалмов. В нынешнем греческом и славянском тексте, равно как в Вульгате и других известных списках нет, но, по свидетельству Калмета, в некоторых древних списках оно находилось. Какие это были списки, латинские или греческие или другие, этого Калмет не указывает. Comm in h Ps Ср выше примеч. на стр. 289. 1422 Как св Иларий и Евсевий Кесар, также Calmet о Пс. 65 , Belanger о Пс. 66 (в Scr S curs compl T 15 p 688–689, 701), Hengstenberg; у нас: Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

239 Избавившись от бедствий и рабства в чужой земле, Евреи, в первое время по возвращении, продолжали в своём отечестве испытывать остатки гнева Божия. Они терпели бедность, внутренние беспорядки и нападения врагов ( Нм.1:3 ; Аг.4:6 ; Ез.4:1 ); поэтому псалмопевец, сознавая некоторую виновность народа, просил: чтобы Господь, выведя народ Свой из плена, изменил бы его внутренно, так как без этого невозможно им не подвергаться постоянному гневу Божию, а при гневе Божием они никогда не могут начать жить полной, самостоятельной жизнью (ср. Пс.76:8 ; Иер.3:4:5 ), тогда как, напротив, когда Господь окажет полную свою милость к людям, тогда Он облагодетельствует их всеми благами, так что людям останется только прославлять Его милость. 240 Теперь певец обращается уже к себе, располагая свою душу к надежде на содействие Божие в устройстве жизни своего народа, восставшего, как бы от смерти, и надеющегося достигнуть спокойной жизни единственно при помощи Божией. Далее псалмопевец не говорит о совершившемся устройстве жизни возвращенного из плена народа, но он утешается сам и утешает всех радостью боле несказанною, именно радостью о грядущем Господе Славы, Который должен явиться и жить среди Израиля. Это еще было далекое счастье, но перед пророчески-озаренными очами псалмопевца оно представлялось близко, как явление Христа во втором храме представлялось близким пророку Аггею, который утешал этой вестью сожалевших о первом Иерусалимском храме. 241 Обратившись к далекому будущему, ко времени Спасителя, псалмопевец видит пророчески: как тогда правосудие Божие найдет Себе полное удовлетворение, не касаясь грозно людей, а наделяя их одной великой милостью, как тогда, через принятие Христом на Себя виновности всех, справедливость и истина соблюдутся и, в тоже время, не нарушатся спокойствие и милость, потому что не будет никто страдать из людей за себя, как это было во время псалмопевца. Тогда Сама Истина явится на землю и справедливость снизойдет с неба, и оправдает наши грехи, взявши всю вину нашу на Себя. В этом явится верх Божественной доброты и любви Божией к нам грешным, а с тем вместе это будет самым лучшим плодом земли, самой угодной Богу жертвой за грехи людские. Псалмопевец далее говорит, что Спаситель, явившись на землю, обойдет ногами Своими пути земли Своей. Мы, христиане, знаем, что все предсказанное здесь сбылось, мы уже слышали о пришествии Христа на землю и знаем: как Он постоянно повсюду, в земле Евреев, проповедовал истину, и потому она как бы ходила, с Ним и перед Ним (ср. Прит.13:3 ; Пс.33:19, 144:18,19 ; Зах.8 ; Пс.45:8 ; Втор.21:4 ; Пс.66:7 ); как Он Сам называл Себя Истиной и как, наконец, на кресте Он явил людям полнейшую милость, удовлетворив правосудию Божию; поэтому мы должны еще больше надеяться на милосердие Божие, нежели псалмопевец.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

506. προσππτω – припадать, особ. к ногам, просить. Пс. 71, 9. 507. πλα – в древности, т. е. в Ветхом Завете ( παλαι οιακη). 508. Вв. 28, 19. Имеется в виду «молитва (песнь) Аввакума» (Авв. гл. 3). 509. РВ. 52, 102. 510. РБ. 50, 81. 511. βρτειος – смертный, человеческий, прим. 225; др. – слав. «земна». 512. РБ. 89,330. 513. νος – новый, молодой; с чл. – юноша. 514. РБ. 60, 168. 515. РБ 50, 81. 516. ВК. 92, 642. 517. РБ. 66,187. 518. Против гностиков. 519. προσλαμβνω – брать к себе или с собою, присоединять. 520. δρακντιο; – принадлежащий дракону; δρκωи – дракон (мифологический змей), змей. Так называется диавол в Апокалипсисе. Здесь имеется в виду змей, соблазнивший Еву. 521. ВК. 77, 450. Ядоточныя железы змеи помещаются в полости рта. 522. γω – веду. 523. Вв. 687. 524. πεφυχς – прим. 414. 525. σλας – свет, сияние, блеск (огня, молнии, светил, оружия); ср. тропарь. 526. След. мрачных (м. б. северных), ведущих – в страну мрака, в ад чрез дела мрака (Римл. 13, 12; 1Сол. 5, 5 – 9). 527. ВК. 34, 39. 528. Прим. 460 529. βεβυομνος – погруженный; прич. сов. общ. з. от неупотр. βθω­βυθζω – погружать; поздн. и очень редкое слово. 530. Прим. 345. 531. λεроς – гибель, смерть (ускоренная, насильственная – от эпидемии, заразы). 532. ρδην (αρω – поднимать) подняв вверх, высоко, в высшей степени, совершенно. Др. – слав. «всячески». 533. δυσμες (δος – противоположительная частица, μνος – сильное желание) – враждебный, злонамеренный (хранящий неодолимую ненависть к близкому человеку). Ср. ВК. 69, 346. 534. Прим. 334; повел накл.: «поднимите»; др. – слав.: «возносите»; в таком случае весь тропарь представлял бы обращение. 535. χρτος – хлопанье, рукоплескание; ср. Пс. 46, 1. 536. φμνιον – пение после гимна, припев к гимну, призыв; здесь д. б. прилагательное – «следующий за гимном, песнью», «сопровождающийся ими». 537. σβω (чаще в общ. зал.) – благоговеть, почитать, поклоняться. 538. Единобожие. 539. Ср. 3 ирм. 2 кан. 540. Прим. 387. 541. φιχνομαι – приходить, прибывать (с указанием на достигнутую цель движения, чем отличается от ρχομαι – приходить, указывающего более на процесс движения); в поэзии обыкн. χνομαι без предл. π который вносит мысль об ожидании прихода: приходить туда, где ждали).

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

13–20 Личная хвала. Личный опыт посвящения (13–15), молитва (17), святость (18) и получение ответа на молитву (19) – все это отличное свидетельство для церкви (16). Время скорби (14; ср.: ст. 10–12) вызывает ассоциации с обетом Господу, обязательством, которое ныне символически выражается в жертве всесожжения (13) – образе полной самоотдачи ( Быт. 22:2,12 ). Но такой обет не подразумевает каких–то условий, которые ставятся Богу (как бы сделки), и избавление, когда оно приходит, не означает выполнения Богом этих условий, но это ответ Его на нашу молитву. Истинная молитва , словесное выражение наших нужд (17, устами моими) всегда готова обратиться в хвалу (17, превознес… языком моим). Такая молитва требует очищения сердца (18), нельзя лелеять грех в своей душе. В свою очередь, молитва , получившая ответ, как бы перетекает в славословие (20), являя собой живое свидетельство того, что Бог не отвратил Своей милости от меня. Псалом 66. Урожай Этот восхитительный псалом исполнялся как хвалебная песнь благодарения за урожай. В ст. 2–4, 6–8, вероятно, звучит голос ведущего богослужение и ответ всего собрания. Таким образом, отделяется стержневой ст. 5 (который произносится всеми вместе?) с пожеланием, чтобы все народы признали Бога Израиля своим Властелином. Это впечатление усиливается, когда мы читаем в ст. 5: «судишь… управляешь», а в ст. 7: «дала» урожай. 2 Ср.: Чис. 6:24–26 . Израиль был избранным народом Божьим. 3 Но для народа Божьего благословение только для себя никогда не было конечной целью. Они радовались не только благословению Аарона, но и Авраама ( Быт. 12:2–3 ), в котором было благословение всем племенам земным. Этот народ был благословлен, чтобы через него благословились все другие народы. 4–6 Заключенный между повторяющейся молитвой ст. 5 подчеркивает, что счастье для всех народов может наступить, только если все племена восхвалят Бога как своего Царя и Пастыря. Судишь (не означает здесь «вершишь суд») – осуществляешь справедливое правление, как истинный Царь мира. Управляешь (ср.: Пс. 76:21 ) – выполняешь роль пастыря. 7–8 Урожай снова созрел на земле. Хвала Богу звучит не только за великие избавления ( Пс. 64, 65 ), но и как ежегодная дань благодарения за дела Его Провидения. Речь идет прежде всего о дарованной Богом милости как великом благословении Божьем (76), а затем (8), поскольку урожай – метафора, – о благословении народов, собранных по всей земле ( Ис. 27:12–13 ), когда все пределы земли созреют (8; Отк. 7:9–10 ). Псалом 67. Историческое шествие: череда воспоминаний и ожиданий

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Е.А. Авдеенко Кафизма XI Псалом 77 (78) в большей части посвящен событиям Исхода. Пс.77:8             И не будем, как отцы наши –                         род, упорствующий и мятежный, –                         род не уготовил сердца своего                         и не был верен Богу духом своим. «Род упорствующий и мятежный» – ср.: «Он – Правитель (мошал) вечный, очи его над народами наблюдают, упорствующие да не возносятся пред Ним» ( Пс.66 /65:7). Чтобы «упорные и мятежные» (иудеи) не возносились, за этим «наблюдает» Мессия (Правитель мошал). Пс.77:18             И искушали Бога в сердце своем,                         прося пиши душам своим. «Искушали Бога» – глагол ниса . В Священной Истории читаем об искушении от Бога и о том, как человек искушал Бога. Искушения от Бога занимают исключительное место, это – испытание тяжелое, событие редкое (см. Пс.26 /25:2). Смысл подобного рода искушения дан во Второзаконии: «искушает Господь Бог вас, чтобы узнать, или да, [или нет] вы – любящие Господа Бога всем сердцем вашим и всей душой вашей» ( Втор.13:4 ). Искушение от Бога – это испытание «да или нет». Но может и человек искушать Бога, и это грех: это значит проверять, есть Бог или нет. Во Второзаконии сказано: «не искушайте Господа Бога вашего, как вы искушали его в Массе» ( Втор.6:16 ). «Масса» означает «искушение». Народ в Массе «говорил: » или да, Яхве среди нас, или нет " » ( Исх.17:7 ). На «да или нет» искушал диавол Иисуса, чтобы Он испытал, Бог с Ним или нет: «бросься вниз». Диавол получил от Христа ответ из Писания: «не искушай Господа Бога твоего» ( Мф.4:5–7 ); Втор.6:16 ). «Искуситель» ( Мф.4:3 ) в пустыне приступил к Иисусу, чтобы Иисус искусил Бога о Себе. Поэтому диавол зачинает дважды: «Если Ты Сын Божий» ( Мф.4:3,6 ) – Ты ли Сын Божий, Божий ли Ты Сын. Диавол есть «искуситель», прежде всего, потому, что он побуждает человека – Бога искушать. Кто «искушает Бога» – есть Он или нет, – тот отвергает Его. Псалом говорит, что люди в Исходе «искушали Бога в сердце своем» – в глубине помыслов усомнились, с ними Господь или нет, значит, они отвергли Его. Это был первичный импульс, от него родилось то, что люди «просили пищи душам своим».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Р.Б. 120, 3. Слав. «багр» – темно-красный цвет; семитического корня, евр. baker, араб. bakr – рассвет; турецк. bacr, татарск. pachr – красный. 299. греч.: «воссоздал» Р.Б. 50, 81. 300. Р.Б. 66, 187. 301. В.К. 33, 9. 302. μνολγος – составитель гимнов; поэт. редкое сл. 303. συγκροτω – вместе хлопать, рукоплескать, набирать к.-л. общество, составлять, вымуштровывать. 304. θασος – собрание, совершающее религ. процессию, празднество, пир (так назывались особенно процессии вакхантов). 305. греч. «живущ(ч)ий». 306. φθονος – соб. независтливый; обыкн.: щедрый, обильный. 307. ср. с прим. 265. 308. подкрепи; ср. прим. 266; а также в подражание песне Анны. 309. В.К. 131, 18. 310. ср. прим. 266 (участники процессий носили венки). 311. прим. 131. 312. νυμφοστλος – отводивший невесту из родительского дома к жениху, сват. 313. Р.Б. 54, 181: слав. «чертог» – внутренняя комната, спальня, особ. брачная; старо-слав. «невестник». 314. παστς – портик, колоннада, галерея; поэт. – спальня, особ. невесты. 315. καθαρς – чистый (очищенный ритуально) огнем, γνς – очищенный водою. 316. прим. ?7. 317. Р.Б. 100, 412. В греч. эти три прилагательные могут относиться и к «чертог». 318. В.К. 49, 174. 319. Р.Б. 52, 107, старослав.: «скача». 320. κραζω – кричать, восклицать. 321. Р.Б. 72, 231. 322. прим. 180. 323. παρστημι – ставить (ср з:с??ять) подле; так и в Пс. 44, 10. 324. Так у LXX и в Пс. 44, 16, хотя разумеется дворец (евр.: чертог). 325. прим. 211. Усиление: прим 283. 326. Тропарь еще глубже предыдущего заглядывает в корни празднуемого события, до первых корней его. На такую даль былого влияло поселение пресв. Девы в доме Божием, приготовившее из Нее Богородицу. 327. Р.Б. 52, 107. 328. στρατηγα – должность полководца, стратега, у римл. – претура, главное начальство (над войском), стратегическое искусство; у LXX – войско, армия. 329. прим. 282. 330. прим. 76. 331. Подражание песне Анны, матери Самуила. 332. в заповедях Божиих. Соотношение с воспитанием пресв. Девы во храме. 333. В этом безмерно-трудном и могучем утверждении ручательство за то, испрашиваемое.

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

    16:14,15. Эта тесная связь проявляется в том, что Иисус делится с ними всем, что имеет Отец, как в идеальной дружбе в древности (см. коммент. к 15:15); в данном контексте, однако, определяющим является то, что Бог откроет верующим в Иисуса Свое сердце, как прежде Он открывал пророкам Свое слово (Быт. 18:17; Ам. 3:7).     16:16—33 «Вскоре увидите Меня»    После Своего воскресения Иисус возвратится к ученикам, чтобы дать им жизнь (14:18,19) и остаться с ними навсегда через дар Своего Духа (20:19—23).     16:16—22. Женщины часто умирали при родах. Пророки обычно использовали метафору родовых мук, изображая страдания, особенно посланные в наказание (Ис. 13:8; 21:3; 26:17; 42:14; Иер. 4:31; 6:24; 13:21; 22:23; 30:6; 40:22—24; 50:43; Мих. 4:9,10; ср.: Пс. 47:7). В некоторых ветхозаветных текстах эти мукисимволизировали рождение новой, мессианской эры (Ис. 66:7—10; Мих. 5:1—4; ср.: Ис. 9:6; 53— 54:1; 62:5; Ос. 13:13,14).    В раннем иудаизме метафору родовых мук относили к периоду скорби, предшествующему концу света и воскресению мертвых. Гроб Иисуса был чревом Его воскресения, а само Его воскресение знаменует собой начало нового века; воскресение Иисуса означает, что жизнь грядущего мира ныне уже доступна Его ученикам (см. коммент. к 3:16).     16:23,24. См. коммент. к 14:12—14, особенно об использовании «имени» в молитве.     16:25—28. Еврейские учителя, следуя традиции ветхозаветных книг мудрости, часто использовали в процессе обучения притчи и загадки. Хотя ученики еще не готовы полностью осознать сущность новых отношений с Богом, о которых говорит Иисус (16:12), Он подготавливает их к этому.     16:29,30. В контексте четвертого Евангелия способность Иисуса предугадывать вопросы прежде, чем они прозвучат, свидетельствует о Его необыкновенной проницательности; см. коммент. к 1и 2:24,25.     16:31,32. Предсказание «рассеяния», возможно, связано с Зах. 13(ср.: Мф. 26:31). В Ветхом Завете часто упоминается рассеяние Божьей паствы в отсутствие верного пастыря (ср., напр.: Ис.53:6; Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Такой суровый конец напоминает Книгу Откровение и притчи о суде, неотступно звучащие у Исайи, начиная с видения в гл. 6. 65:1–16 Принятые и отвергнутые. 1–2 Еврейский оригинал полностью поддерживает Рим. 10:20–21 , относя ст. 1 к язычникам, а ст. 2 – к Израилю. В переводе NIV еврейская фраза «народу, не именовавшемуся именем Моим» (то есть язычникам) заменена на народу, не призывавшему имя Мое (это по–прежнему может быть Израиль). В то время как такое прочтение может претендовать на поддрежку древних текстов, неизмененный еврейский текст (как в AV и RV) совершенно определенно указывает, что это ответ язычников на пренебрежительное отношение Израиля в 63:19б, а не простое подражание 64:7. В таком случае язычники будут приняты, а отступники–иудеи отвергнуты (1–7); однако ст. 8–10 подтверждают обещание об «остатке» праведных израильтян (см. коммент. к 10:20–23). Определенно Господь проводит разделяющую черту не между язычниками и иудеями как таковыми, но между «взыскавшими» и «забывшими» (10в–11а), которые соответственно благословятся и будут проклинаемы, о чем говорится в ст. 13–16. 3–7 О запрещенных ритуалах ср.: 57:3–10. Если предыдущие отклонения от веры были безнравственными, то нынешние носят провокационный характер, поскольку теперь отвергаются алтари Господа (3б, 7б; ср.: Втор. 12:2–7 ), люди занимаются некромантией (4а; ср.: Втор. 18:11 ), не скрываясь, поедают мясо нечистых животных (4б; ср.: 66:17; Втор. 14:3,8 ) и утверждают, что становятся святыми, занимаясь магией (5а букв, означает «потому что я свят для тебя»). Об оскорблении, венчающем этот перечень, см.: ст. 11. 8 Образ сока в виноградной кисти относится к теме «остатка» из метафоры испорченного виноградника в гл. 5; для уточнения смысла могло использоваться начало песни о сборе винограда, поскольку Не повреди ее может быть взято из названия мелодии в заголовках Пс. 56 – 58. 10 О долине Ахор, ее горестном прошлом и светлом будущем см.: Нав. 7:26 ; Ос. 2:15 . 11–12 Счастье и Рок, Гад и Мени, были языческими божествами, культ которых существовал в Сирии и в других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Благодарственные псалмы представляют собой реакцию на (индивидуально и конкретно) пережитое спасение от беды, описываемой в псалмах-жалобах и просьбах, и как жанр первоначально были связаны с семейными жертвоприношениями в локальных святилищах или в Иерусалимском Храме (ср. указания на т.н. «жертву Тода (благодарения)» в Пс.22:26 слл.; 66:13, 116:13–19). Что же касается гимнов, то они прославляют величие и несравненность Яхве, ибо Он есть «Царь над всеми богами» и добрый, заботливый Царь своего народа и всего творения, но также и потому, что Он избрал для своего жительства и как место для своего Храма Сион, откуда Он ведет борьбу с хаосом, творит право и справедливость и учредит свое эсхатологическое Царство универсального мира. (5) Псалмы Сиона – это культовые гимны (предположительно исполнявшиеся хором), которые изображают Бога, находящегося в Храме на Сионе или в Иерусалиме как Граде Божием и ведущего оттуда борьбу с хаосом. В основном эти псалмы разделены на строфы и содержат храмовое богословие в гимнической форме (примеры: Пс.46, 47, 48, 76 ). (6) Царские псалмы первоначально были обрядовыми композициями, связанными с различными торжествами Иерусалимского Царства (интронизация, бракосочетание, юбилей), и развертывали царское богословие. Бросается в глаза их тесная связь с царским богословием Египта и Ассура (примеры: Пс.2, 45, 72, 110 ). (7) Псалмы премудрости – строго говоря не молитвы, а медитации об удаче в человеческой жизни, о судьбе доброго и злого (псалмы-теодицеи), о творении и о законе (примеры: Пс.1, 49, 73, 112 ). Если даже большинство дошедших до нас псалмов возникли в качестве «послекультовых», все же они вдохновляются в своей молитвенной динамике и формульном языке теми жанрами, которые первоначально возникли в культе, но эти жанры подвергаются искусному видоизменению, поэтому экзегеза псалмов не может, с одной стороны, отказаться от учета результатов, достигнутых в исследовании жанров, а с другой стороны, не должна забывать о том, что каждый псалом имеет свою специфическую форму и свою индивидуальную «биографию», которые и подлежат разработке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

В Псалме повторяется первое обетование Аврааму: «создам тебя народом (гой) великим… и благословятся в тебе все племена (мишпахот) земли» ( Быт.12:2,3 ) 147 . Пс.17:45             По одному слуху они послушались меня;                         сыны чуждые лукавствовали мне. «По одному слуху» – букв.: «по слуху уха». «По слуху послушались» – оборот внутреннего содержания говорит о силе евангельской проповеди:        всякий, кто впустил в ухо слово о Христе, стал Ему послушен. Иное поведение у тех, кто не хочет впускать в свое ухо слово Божие, это – «сыны чужие», отнюдь не «иноплеменники». Это те, кто начал лгать и полюбил ложь (ср. Пс.4:3 ). «Лукавствовали» – понять глагол кахаш можно только из основ библейского мировоззрения. 1) Исходное значение глагола – истощаться, лишаться: «плоть моя лишилась тука» ( Пс.109 /108:24). 2) То, что опустошается от доброго, заполняется негодным. Отсюда значение – отрекаться, лгать ( Быт.18:15 ). 3) Ложь и притворство может стать манерой поведения, когда слабый перед сильным «лукавит, заискивает, притворяется, изворачивается, раболепствует». Так ведут себя враги Яхве перед лицом Его силы: «по множеству силы Твоей заискивают (лукавят) пред Тобою враги Твои» ( Пс.66 /65:3). 4) Ложь может проникнуть в самую природу человека; вынужденная манера поведения – заискивания и лжи, лавирования и лукавства – может стать неотчуждаемой, войти в естество. Образом такого человека и народа в Писании является лоза или плодовое дерево, которое не дает ожидаемого плода, – о таком говорят, что оно кахаш – «изменило, обмануло, солгало» ( Ос.9:2 ; Авв.3:17 ). Те сыны Израиля, которые «изменили» своему назначению и не принесли желаемого плода, «солгали» Яхве, стали готовы на вековечное притворство и лавирование. Оттоле они называются «сыны чуждые». Образом таких людей в Новом Завете стала бесплодная смоковница. Рассказывается, что Иисус, «возвращаясь в город (Иерусалим), взалкал; и, увидел при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». ( Мф.21:18,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010