На сие указывая и пророк Давид сказал: онемех и умолчах от благ, и болезнь моя обновися ( Пс.38:3 ). И действительно, без молитвы делается в сердце какая-то болезненность и холодность к Богу. Кто оставляет молитву, того объемлют желания бесполезные для души и влачат его, как узника, от одного дела к другому, еще более суетному и душевредному. Но кто не отступает от молитвы, тот побеждает всякое злое хотение и обретает упокоение в едином Боге, с Давидом вещая: мне же прилеплятися Богови благо есть ( Пс.72:28 ). Итак, возымеем же ныне всю заботу и приложим все старание к тому, чтобы соединиться с Богом умом и сердцем, и через то избавимся от мысленного борения, освободимся от скорбей, получим отпущение грехов, достигнем душевного мира и сердечной радости, а с тем вместе и Божественного озарения, – укрепления веры, утверждения надежды и запечатления в сердце беспредельной любви к Богу. Будем знать, что в словах, которые произносим мы пред Богом, заключается таинственная сила, освобождающая душу от земных тревог и преобразующая ее в существо небесное. Даже и в словах обыкновенных заметно, что-то действует на душу, производя в ней то огорчение и скорбь, то радость и упокоение, – потому и Господь будет судить за всякое слово, сказанное не на пользу души; но особенно, когда слово сказано бывает от сердца, с твердою верою, тогда такую оно имеет силу, что может, – как Господь говорит, – и горы подвигать ( Мк.11:23 ). Вот до какой степени делается сильным слово человека, проникнутого Божественною верою, человека, не простого, но Божьего собеседника! Посему-то и сказано нам: вся, елика аще молящеся, просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам ( Мк.11:24 ). После сего может всякий рассудить: какая неизреченная быть может польза от молитвы! Итак, вкусите, христолюбцы, Божественной благодати, происходящей от молитвы, и увидите, – сколь благ Господь! Ибо благ Он, как сказано, и многомилостив бывает ко всем призывающим Его во истине ( Пс.144:18 ). И испытавшие сие на деле, усердно молящиеся знают, что человек может от слов своих оправдаться (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

368 Впрочем, в надпис. Пс. 122, 131 и 133 не во всех списках. В надп. Пс.127 и 132 (по евр. 126 и 133) и по некот. спискам 123 (124) те же указания писателей находятся и в Вульгате. Есть такого рода указания и в сирском переводе; но надписания этого перевода, обыкновенно очень распространенные, с указаниями исторического и духовного, и в последнем случае большею частью христианско-таинственного смысла псалмов, носит на себе ясные признаки происхождения от какого-либо из христианских богословов не ранее 4 в., и потому могут быть указываемы лишь как частные мнения древних христ. толкователей Псалтири, а не как древне-исторические предания церкви ветхозаветной. 369 См. Напр. Hitziga – die Psalmen ubersetz und ausleg Einleit… Этого же взгляда держится отчасти и Delitzsch в die Psalmen См. его замеч. на Давидовы псалмы в 4 и 5 книгах Псалтири по евр. разд. 372 За исключением псалмов 25, 26, 27, 28, 35, 37, 103, 138, 144, (по евр.), где в еврейском стоит одно только – и 122, 124, 131 и 133, где оно соединяется с , имеющим относительно позднейшее происхождение. 379 Кто был этот Куш (), положительно сказать нельзя. 70, также Златоуст, Августин, Гр. Нисский принимают за Хусия (Χουσ) друга Давидова; но он в истории называется Архитянином (), а не сыном Вениаминовым ( 2Цар.15:32–37 ), да и самое имя его по евр. пишется иначе . Может быть это собственное имя какого-нибудь недоброжелателя Давидова из колена Вениаминова, каких у Давида во времена Саула, да и после, но все продолжение его царствования, было не мало ( 1Цар.22:7, 24:10, 26:19 ). См. Delitzsch на этот псалом. Но очень вероятно, что слово Куш употреблено здесь не как собственное имя, а в значении нарицательного ( Эфиопянин, чернокожий, почему в немецком переводе den Mohren), как символическое имя человека низкого, черной души. Подобный символ употребляется у Иер.13:23 и Ам.9:7 . В этом случае под Кушем можно разуметь вообще врага Давидова и, всего лучше, самого Саула, на черную неблагодарность которого и несправедливые гонения заметны в псалме довольно ясные намеки. Ср. особенно Пс.7:4–5 с 1Цар.24:7,12,14 и 26:8–10; ст. 9–10 с 24:13,16 и 26:10,23,24. Так объясняют: Тартум и многие Иудеские толкователи, бл. Иероним, из позднейших – Hengstenberg, Tholuck, Gerlach и наш отечественный толкователь Ириней Архиеп Псковской (см. изд. Свят. Синод. Толк. псалмов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

(Сл. II, 65–6, ср. III, стр. 466). – Если взять человека в соотношении с другими, то опыты показывают, что другие люди «препятствуют надежде на самого себя: они часто или не способствуют нашему благополучию, или даже вредят оному. Следовательно, здесь, чтобы «перемочь многих, человеку нужно иметь качества, превосходные перед каждым из остальных, превосходить каждого и всех умом, – искусством, силой, словом, всеми возможными совершенствами. Но вообразить такого человека существующим есть мечтание, а вообразить таким самого себя есть безумие. Итак, очевидно, что в надежде на самого себя заключается безумие» (там же, стр. 467). 2) Безрассудно возлагать надежду на другого человека. «Всякий другой также человек ограниченный и несовершенный». Следовательно, «если в надежде на самого себя заключается безумие, то найдется оно также и в надежде на другого человека». Кроме того, если чтущие Бога возлагают надежду на других людей, то впадают в тяжкое преступление, именно – оскорбляют величество Божие, потому что, не возлагая надежды на Бога, они тем самым «не воздают должной чести Божию могуществу, премудрости и благости», а потому и заслуживают строгого Суда Божия ( Иер.17:5, 6 ). – (Ibid. 468, ср. Катех. 106). 3) Наконец, суетна надежда «на разные вещи и обстоятельства, напр., на богатство, знатность родовую, преимущества звания, приобретенные в обществе» и т. п. Давно уже опытный Соломон нашел суету во всем этом ( Еккл.1:2 ), что подтверждают многие примеры. Так, Навал Кармильский среди самого богатства, на которое надеялся, умирает смертью страха и отчаяния; Ахитофел Галамонийский, при надежде на свою важность при дворе иерусалимском ( 2Цар.16:23 ), сам себе присуждает смерть отчаяния (Сл. III, стр. 468). Итак, остается одно из двух: или отчаяние, или надежда на Бога. 4) Надежда на Бога есть единственно твердая и спасительная надежда. «Если человек возложил надежду свою на Бога, то положил ее на основании непоколебимом и обеспечил свое благополучие, поскольку Бог всегда будет иметь довольно благости, чтобы попещись о его благе, довольно Премудрости, чтобы изобрести для сего средства, довольно милосердия, дабы и в том случае, когда человек своим неблагоразумием и злоупотреблением свободы сам поколеблет свое благополучие, по его раскаянии и молитве, вновь прийти к нему на помощь и восстановить его падшую скинию» ( Пс.144:18, 21:5, 6, 9:2, 61:9 ), (там же, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Термин «истязатели» (сир. qestonare, калька с греч. kouaistionarioi, заимствованного, в свою очередь, из латыни) указывает на людей, демонов, диких зверей и пресмыкающихся, о которых шла речь в пункте 6 настоящей Беседы. 566 Букв. «с помощью , которая — от благодати». 567 Сир. herga — «размышление», «медитация». 568 Сир. renya d–hayye — «мысли о спасении» (букв. «мысли о жизни»). 569 Букв. «этого телесного служения». Сир. pulhana — «делание», «служение», «трудничество». 570 Или «единого», «единичного», «интегрального». 571 Букв. «против этих . 572 Букв. «сладость». 573 Или «духовным поведением» (сир. dubbara ruhana). 574 Сир. d–agona w–taktoša. Термины являются синонимами. Первый из них — калька с греческого agon (борьба). 575 Еф.3:18. 576 Еф.1:8. 577 Букв. «блуждает по ним». 578 Сир. ida " ta d–su " rane соответствует греческому gnosis pragmaton (знание вещей, объектов, действий). 579 Ср. преп. Марк Подвижник. О думающих оправдаться делами, 144. 580 Синтаксис этого предложения сложен для перевода. Преп. Исаак как бы продолжает размышлять над словами преп. Марка Подвижника: «Знание вещей (действий) дается в соответствии с исполнением заповедей, а знание истины — по мере надежды на Христа» (О думающих оправдаться делами 145). 581 Смысл не вполне ясен. 582 В оригинале перед этой фразой стоит слово lam, соответствующее кавычкам в современных языках и обычно указывающее на цитату. Неясно, кого цитирует преп. Исаак и где кончается цитата. 583 Вар. «от открытия на практике вещей, принадлежащих Ему». 584 Преп. Исаак повторяет классическое утверждение святоотеческой литературы о невозможности видения природы (сущности) Божией, но возможности созерцания Его «славы» («откровений», «энергий»). Выражение «облако ( " arpella) славы» основано на Исх.20:21 (Пешитта). 585 Ср. Пс.103:4. 586 Т.е. грубостью материальной природы. 587 Вар. «хотя они в Его действиях, насколько это возможно в жизни духа». 588 Букв. «душевная жизнь» (т. е. в отличие от жизни духа). 589 Вар. «что это достижимо для них». 590

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Я рад относительно тебя, любезное мое чадо Виссарион, так как ты стал достоянием Божиим среди братий твоих. Вообще, стремившийся к прекрасному и дерзновенный за истину, ты, как золото в пещь, вошел в темницу, ты образцово подвизался, заключен в темницу, принес исповедание. А мученики что же сверх этого совершили? Разумеется, умерли за Христа. Но и ты сделал то же произволением, ибо всегда подвергаешься опасности смерти в темнице. Слава (246) прославившему тебя Богу 545 до такой степени! Благодарение Призвавшему тебя в такую славу! Горе отрекшимся несчастному Оресту и Афрату. Они отпали от Христа ради малого удовольствия, лишившись ныне образа [монашества], и в будущем веке 546 будут отвергнуты Христом, от Которого отреклись. Так поступили они, ибо были плевелами издавна. А ты, чадо мое, соверши свой путь, терпя печаль, готовый умереть кровавой смертью, чтобы ликовать с мучениками и чтобы таким образом ради тебя и я, грешный, получил добрую славу. Да, чадо мое, до конца мужайся, как и начал, молясь и обо мне, грешном. Приветствует тебя брат Николай. 129. К чадам Титу и Филону Я опять письмом навещаю вас, чада мои любезные, желая узнать, как вы себя чувствуете, как переносите заключение за Господа. Благодарение Богу за то, что вы явились исповедниками Христа, столпами и утверждениями Церкви; ибо хотя вы малы среди братий ваших и не вменяетесь ни во что у благочестивых, но у Бога вы велики и причислены ко святым. Итак, братия, обратите внимание на ваше призвание, какова высота, сколь велико дарование; с терпением будьте верны (πομεναντες υπομενατε) Господу (ср. Пс.39:2 ), ожидая со дня на день Его милости; по-братски относитесь друг к другу. Смотри, Тит, брат мой, смотри, Филон, чадо мое, вы терпите заключение за Бога и с Богом. Имея с собою Христа, не падайте духом. Когда изволит Христос, вы выйдете из темницы, как золото из плавильни, совершенно чистые, почтенные, славные, увенчанные. (247) Памятуя о такой цели, будьте довольны, терпеливы, радостны, ибо близ Господь ожидающим Его ( Пс.144:18 ). Молитесь обо мне, смиренном отце вашем, да спасусь. Брат Николай приветствует. 130. К чаду Игнатию 547

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

106. Ничто из совершаемого нами добра не соделывает ум столь страшным для бесов, как постоянная и упорная молитва: удостаивая его близости к Богу (ибо говорит [псалмопевец]: " Близ Господь призывающим Его " [Пс.144,18]), она делает его трудноприступным для врагов. 107. Таким же образом, как соприкосновение с огнем делает железо недотрагиваемым, частые молитвы производят боёльшую крепость ума. Поэтому бесы изо всех сил стараются внушить нам косность к усидчивой молитве, зная, что молитва замышляет против них и поборает уму. 108. Мы научены Божественным Писанием, что молитва является добродетелью [из] добродетелей, ибо она, ближе всех добродетелей предстоя Богу, просит помочь им в строю стоящих против страстей и бесов. Пусть убедит тебя [в этом] Моисей, молитвой укрепивший воинов Израиля и воздеянием рук обративший вспять Амалика (ср. Исх.17,8 - 16). 109. Поучение изречениям Святого Духа истребляет вещество худых помыслов, порождая умный огонь, по написанному: " В поучении моем разгорится огнь " (Пс.38,4). Этот огонь, согревая ум, вызывает в нем напряжение к молитве и разумное познавание своих прошений к Богу. 110. Тот, кто утруждает себя поучением Божественных Писаний ради голого научного знания (logomaqeaj yilAj neka), дает помыслу тщеславия повод войти в него. А кто подвизается с благоговением в изучении священных речений ради уразумения и исполнения воли Божией, тот привлекает к себе силу Святого Духа, которая дает ему крепость претворить познанные слова в дела и, кроме того, являет его знатоком неписаных речений и божественнейших тайн Бога. 111. Любой доказывает подлинность поучения в божественных речениях тогда, когда при наступлении искушения он из памяти, словно из колчана, мечет вперед, наподобие стрел, выученные им слова, бросает копья против бесов и страстей и отражает противоречием бездейственные помыслы, внушаемые теми против добродетелей. 112. Как отличие солдата в войнах доказывает трудолюбивую учебу в стрельбе из лука в мирное время, так отсутствие страха у монахов при искушениях свидетельствует об упражнении в поучении Писаниям ради угождения Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/684/...

106. Ничто из совершаемого нами добра не соделывает ум столь страшным для бесов, как постоянная и упорная молитва: удостаивая его близости к Богу (ибо говорит [псалмопевец]: « Близ Господь призывающим Его» [Пс.144,18]), она делает его трудноприступным для врагов. 107. Таким же образом, как соприкосновение с огнем делает железо недотрагиваемым, частые молитвы производят боёльшую крепость ума. Поэтому бесы изо всех сил стараются внушить нам косность к усидчивой молитве, зная, что молитва замышляет против них и поборает уму. 108. Мы научены Божественным Писанием, что молитва является добродетелью [из] добродетелей, ибо она, ближе всех добродетелей предстоя Богу, просит помочь им в строю стоящих против страстей и бесов. Пусть убедит тебя [в этом] Моисей, молитвой укрепивший воинов Израиля и воздеянием рук обративший вспять Амалика (ср. Исх.17,8—16). 109. Поучение изречениям Святого Духа истребляет вещество худых помыслов, порождая умный огонь, по написанному: « В поучении моем разгорится огнь» (Пс.38,4). Этот огонь, согревая ум, вызывает в нем напряжение к молитве и разумное познавание своих прошений к Богу. 110. Тот, кто утруждает себя поучением Божественных Писаний ради голого научного знания (logomaqe…aj yilAj ›neka), дает помыслу тщеславия повод войти в него. А кто подвизается с благоговением в изучении священных речений ради уразумения и исполнения воли Божией, тот привлекает к себе силу Святого Духа, которая дает ему крепость претворить познанные слова в дела и, кроме того, являет его знатоком неписаных речений и божественнейших тайн Бога. 111. Любой доказывает подлинность поучения в божественных речениях тогда, когда при наступлении искушения он из памяти, словно из колчана, мечет вперед, наподобие стрел, выученные им слова, бросает копья против бесов и страстей и отражает противоречием бездейственные помыслы, внушаемые теми против добродетелей. 112. Как отличие солдата в войнах доказывает трудолюбивую учебу в стрельбе из лука в мирное время, так отсутствие страха у монахов при искушениях свидетельствует об упражнении в поучении Писаниям ради угождения Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

134. Иногда демоны внушают тебе помыслы, и снова побуждают тебя молиться об их одолении или прекословить им, и добровольно отступают от тебя, чтобы, обольстившись, подумал ты, что начал препобеждать помыслы и устрашать демонов. 135. В молитве о преодолении страсти или демона, тревожащих тебя, вспомни того, кто говорит: «Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дóндеже скончаются: оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима» ( Пс.17:38–39 ) и так далее, но скажи сие благовременно, вооружаясь на сопротивников смиренномудрием. 136. Не думай, что приобрел ты добродетель, если прежде не боролся за нее до крови, ибо, по слову божественного Апостола, должно до смерти стоять «противу греха» ( Евр. 12:4 ) подвижнически и неукоризненно. 137. Если сделаешь одному пользу, то потерпишь вред от другого, чтобы, понесши обиду, сказал 12 или сделал ты что-либо несообразное и худо расточил, что хорошо тобою собрано. В этом и состоит цель лукавых демонов. Потому должно тебе быть разумно внимательным. 138. Ожидай демонских на тебя устремлений, заботясь о том, как не впасть к ним в рабство. 139. Ночью демоны сами домогаются смущать духовного учителя, а днем через людей окружают его бедами, клеветами и опасностями. 140. Не отказывайся терпеть от этих сукновалов: если они, попирая ногами, бьют и, растягивая, терзают, то чрез это чувство твое делается светлее. 141. Пока не отречешься от страстей и ум твой противится добродетели и истине, до тех пор не найдешь благовонного фимиама в недре своем. 142. Желаешь ли молиться? Переселившись от всего здешнего, всегда жительствуй на Небесах, не голым только словом, но ангельскими деяниями и Божественным ведением. 143. Если только при безуспешности воспоминаешь о Судии, сколько Он страшен и нелицеприятен, то не научился ты еще работать «Господеви со страхом», и радоваться «ему со трепетом» (ср. Пс. 2, 11 ). Ибо знай, что во время духовных отдохновений и пиршеств наипаче должно служить Ему с благоговением и чествованием. 144. Благоразумен тот, кто прежде совершенного покаяния дает в себе место скорбному памятованию о грехах своих и об осуждении на вечный огонь в наказание за них.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

4. Вопреки этим, которые надежду Давида на Бога считали напрасною, он сам выражает твердую веру в Бога как единственно надежного заступника в несчастии: Ты же, Господи, будешь моим заступником (ср.: Пс. 27, 7), прославишь меня («слава моя») и дашь мне смелость, в радости о дарованном Тобою спасении, поднять голову, склонившуюся под тяжестью горя. «Что ся умножиша» сказано вместо – «что умножишася». 5. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. 6. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. 7. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. 5. Давид уверен в спасении, потому что и прежде в подобных случаях Господь всегда милостиво внимал его молитвам: «Гласом моим ко Господу воззвах, — говорит он, — и (Господь) услыша мя от горы святыя Своея», т. е. от горы Сион, которую Бог благоволил избрать для невидимого Своего пребывания в храме (3 Цар. 8, 16). Но если Господь внимал прежде, то внемлет и теперь молитве, ибо «близ Господь всем призывающим Его (на помощь)… во истине», т. е. в правом деле (Пс. 144, 18). 6–7. В твердой надежде на помощь Божию я (говорит о себе Давид) спокойно ложился спать и спал и, несмотря на близкую опасность, спокойно вставал, потому что («яко») Сам Господь — мой заступник. Так и на будущее время: уповая на Бога, не буду иметь страха от десятков тысяч («от тем») людей, со всех сторон («окрест») нападающих на меня. 8. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. 9. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. 8. Высказав твердую надежду на помощь Божию, пророк Давид молит Бога не умедлить и явить ему Свою помощь теперь же: восстань («воскресни»), Господи Боже мой, т. е. яви силу Твою, и спаси меня от врагов моих. Полное спасение возможно только тогда, когда уже не будет врагов, способных причинять страдания, посему Давид и молится, чтобы это спасение было соединено с ослаблением силы врагов: «Спаси меня, ибо Ты (и прежде) поражал всех враждовавших против меня напрасно, без всякого повода («всуе»), ибо Ты (и прежде) сокрушал силу («зубы») грешников», злых и лютых, подобно диким зверям (враги Давида сравниваются здесь со зверями, у которых сила в острых зубах).

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-shestops...

Радуйся, честнейшее мое чадо Стефан. Да умножатся тебе от Бога благодать, милость [и] мир. Братья сообщат о причине, почему я замедлил с посещением. Всегда, даже если и не пишу, имею тебя в сердце. Итак, мужайся и укрепляйся о Господе, мужественно перенося ради будущих благ нынешние печальные обстоятельства. Благодушно день за днем шествуй по правому пути Божию, отгоняй страсти, очищай сердце, благоугождай Богу, Которому ты принес себя в жертву, ради Которого подвергся бичеванию и изгнанию. Если до конца терпеливо будешь ожидать Его, Он воздаст тебе в качестве награды Царство Свое. Молись о нас. Приветствует [тебя] находящийся при мне брат. Господь с тобою. 349. К чаду Симеону (486) Радуйся, чадо мое Симеон. Вот опять к тебе [мое] слово, а почему несколько поздно, расскажут братья. Как ты чувствуешь себя, как живешь? Смотри, чадо, на деле Божием, которое тебе даровано Им, созидай доброе обращение, надежду, долготерпение, твердость в заключении. Я слышал, что ты делаешь выходы, и опечалился, ибо это не есть воля (θλημα) Божия и не полезно для души твоей. Христос призвал тебя на мученичество, а не на врачевание тел, на то, чтобы сидеть [на одном месте] и очищать себя от всякого зла, а не на то, чтобы блуждать и гоняться за несбыточным. Не огорчайся, чадо мое, что делаю тебе замечание, а блюди себя отныне, благоугождай Богу и молись обо мне, грешном. Брат Николай приветствует тебя. Господь с тобою. 350. К чаду Парфению Радуйся, желанное мое чадо, добрый Парфений, сын истинного света (ср. Ин.12:36 ). Опять беседую с тобою через письмо, опять вижу и обнимаю тебя. Причину опоздания сообщат братья. Но память о тебе не исчезает у меня из сердца. Молюсь, чтобы ты пребывал целым, уготованным на всякое благое дело. Как прекрасен твой путь исповедание Христа. Как похвально твое терпение, ибо оно дарует Царство Небесное. Не падай же духом, сын мой, потерпи еще немного. Господь близок к ожидающим Его (ср. Пс.144:9; 18 ). Как велика будет твоя радость (487) при разлуке с местом или телом. Но теперь кто достоин второго? Бойся Бога, будь к себе внимателен, ненавидь наслаждение как [явление] очень болезненное. Люби Бога как единственную радость, и Он да соблюдет тебя в целости до конца. Молись обо мне, грешном. Приветствует тебя находящийся при мне брат. Господь с тобою. 351. К чаду Игисиму

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010