252 Из числа других отрывков, которые создают подобное впечатление, см. De Inst. Coen. 12.8 и Conlat. 11.13 в которых спасение связывается с нашим подражанием Христу. См. также Conlat. 21.32 где благодать связывается со стремлением к более высокой моральности, нежели моральность закона, и Conlat. 24.26 где сыновство по усыновлению связывается с отречением от мира для исполнения монашеского призвания. 253 Напр., Conlat. 3.10 где авва Пафнутий ссылается на Божий призыв к Аврааму как на модель для монашеской жизни. Ср. Conlat. 3.19 255 Подобное представление о благодати как о Божьем содействии также подтверждается тем, что в Кассиановом учении о молитве весьма заметную роль играют слова из Пс. 69:2 (69:1 – в Vulg.). Это представление о благодати как о содействии еще более заметно у Кассиана, когда он учит о молитве словами из этого Псалма: «Поспеши, Боже, избавить (assist) меня». См. Conlat. 10.10 256 Ср. De Inst. Coen. 6.5 и De Inst. Coen. 12.13 где подчеркивается, что способность человека преодолевать порок и достигать добродетели зависит от содействующей ему благодати Божьей. Ср. также De Inst. Coen. 5.16 и Conlat. 7.8 7.23 где утверждается, что Божья благодать с торжеством сражается за нас против порока и сатанинских сил. 257 Напр., Amann, ‘Semi-Pélagiens’, 1805; Holze, Erfahrung und Theologie im frühen Mönchtum, 155; Pristas, ‘The Theological Anthropology of John Cassian’, 144–8. 258 Ср. De Inst. Coen. 12.11 где говорится, что Бог прощает нас в ответ на исповедание в грехе, и особенно Conlat. 20.8 где описываются различные способы обретения прощения грехов. 259 Ср. De Inst. Coen. 12.11 где Кассиан пишет, что по Божьей благодати изливается дар преизобилующего прощения там, где произносится хотя бы одно слово исповеди. Amann, ‘Semi-Pélagiens’, 1804–5, отмечает, что в этом заключается главная идея Кассианова учения о благодати. 262 Brand, ‘Le De incarnatione Domini de Cassien’, 59. С другой стороны, Codina, El Aspecto Christologico, 187, утверждает в противовес Брану, что в представлении Кассиана аскетизм и мистицизм привязаны к личности Христа. Похожим образом утверждает и Azkoul, ‘Peccatum originale’, 40, говоря, что Кассиан отталкивается от христологических оснований, хотя под «христологическими» он подразумевает, что тот сохранил соответствующий синергизм между Божественным и человеческим действиями в личности Христа и в человеческом спасении. Это ставит Эзколя в один ряд с Лосским, Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, 199, хотя Лосский не применяет слово «христологический» в отношении к синергическому пониманию спасения у Кассиана.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

3) Корей и Асаф были руководителями хора (см.: 1Пар. 6:31–33,39; 15:16; 16:4–7 ). Сборник псалмов «сынов» Кореевых, прославляющих гору Сион, составляют псалмы 41 – 48, 83, 86. Книга Асафа, представленная псалмами 49, 72 – 82, посвящена теме Божьего суда и Его пастырской заботе о Своем народе. 4) Упоминаются также, хотя и гораздо реже, начальник хора Идифум ( Пс. 38, 61, 76 ), Ефам Езрахит ( Пс. 88 ), Эман Езрахит ( Пс. 87 ; ср.: 3Цар. 4:31 ) и Моисей ( Пс. 89 ). Большинство же псалмов приписывается Давиду (3 – 31; 33 – 40; 50 – 64; 67 – 69; 100, 102, 107–109; 121; 130; 132; 137, 138, 139 – 144). 5) Существует особое мнение о важности надписания псалмов. Одно время считалось, что большинство псалмов относится к маккавейскому периоду израильской истории (I в. до н. э.), и предпосланные им заголовки просто убирались волевым решением редакторов. Позже псалмы стали датировать временем, предшествовавшим вавилонскому плену (хотя мнения о том, какие псалмы могли относиться к периоду Израильских царей, разделились). Это согласуется с предположением, что надпись «Давида» означает его авторство. Однако мало кто разделяет точку зрения М. Гулдера (Goulder M. G. The Prayers of David: Psalms 51 – 72, Studies in the Psalter II, JSOTS 102, Sheffield, 1990) и принимает авторство Давида всерьез. Но нет и серьезных оснований не делать этого. Конечно, эти заголовки были добавлены в результате редакторской работы над Псалтирью (на что указывает использование формы третьего лица), но уже ко времени Септуагинты (II или III вв. до н. э.) многие использованные здесь термины были непонятны, и никто не может с уверенностью сказать, как далеко зашли редакторские поправки. Эти надписания дошли до нас как часть масоретского еврейского текста (где они являются первым стихом конкретного псалма), а в Новом Завете Иисус Христос , апостолы Петр и Павел оперируют ими как достоверными аргументами. Доводы против принятия всерьез этих надписаний сводятся к тому, что факты из жизни Давида, на которые даются указания в ряде псалмов (напр.: Пс. 3, 7, 17 и др.), представляются не более чем догадками редакторов, и неизвестно, была ли реальная связь между этими событиями и данными псалмами. Оставляя в стороне соображение, что древний автор вряд ли мог действовать так грубо и небрежно, отметим, что подобное обвинение само по себе приводит к отрицанию природы псалмов как медитации, ставя их в разряд простого повествования, констатации фактов. В каждом конкретном случае можно удостовериться, что именно Давид озвучил их либо непосредственно в данном эпизоде, либо в последующих размышлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

…Рек, и в объятия сильные Зевс заключает супругу. Быстро под ними земля возрастила цветущие травы, Лотос росистый, сафран и цветы гиакинфы густые, Гибкие, кои богов от земли высоко поднимали. Там опочили они, и одел почивающих облак Пышный, златой, из которого светлая капала влага… (Илиада, XIV, 346–351; пер. Н.И. Гнедича) Здесь все дано ясно, пластично и образно: лотос и гиакинфы уже не слиты с ликами и плотью божественной четы, они расцветают не на главе Зевса и не на груди Геры, но вокруг их ложа, оказываясь всего-навсего аксессуарами и атрибутами, обстановочной декорацией действия. Чтобы представить мистерию соития богов с полной ясностью и четкостью, пришлось отделить его от той самой вселенской жизни, которую оно должно символизировать. Именно поэтому рисуемая Гомером картина отмечена тонкой фривольностью, которая абсолютно чужда столь, казалось бы, необузданным и страстным излияниям ветхозаветного поэта. Песнь песней не то чтобы серьезна и возвышенна (это греки придумали делить вещи и слова на высокие и низменные!), но ее топика не отделена от всего, что не есть она, не осознана как особая эротическая или какая-либо иная частная топика, а потому не подлежит превращению в безделушку, в тонкую скабрезность. Не случайно на Песнь песней тысячелетиями писали мистические толкования: по самой природе своего поэтического слова она открыта для любых интерпретаций предельно конкретного или предельно вселенского, предельно плотского или предельно сакрального характера, ибо ее образность разомкнута и дает жизнь как нечто принципиально нечленимое. Здесь даже нельзя говорить о всеединстве, ибо всеединство – понятие философское и, следовательно, греческое (v και πν). А каковы описания мирового целого в библейских псалмах! Холмы там непременно скачут, как агнцы ( Пс. 113:4, 6 /114, ст. 4 и 6), горы тают, как воск ( Пс. 96:5 /97, ст. 5), море убегает ( Пс. 113:3, 5 /114, ст. 3 и 5), Иордан течет вспять (там же), небеса приклоняются к земле ( Пс. 143:5 /144, ст. 5), и над всем господствуют образы мрака и пламени ( Пс. 17:12–13 /18, ст. 12–13; ср. описание видения в 1-й главе Книги пророка Иезекииля). Мир дан в состоянии катастрофы и чуда, выводящих вещи из тождества себе; вместо ясного света, выявляющего очертания, господствует тьма, скрывающая очертания, и огонь, в котором каждая вещь должна сгореть или расплавиться. Свет, в котором все может быть познано, – сквозной символ греческой культуры; огонь, в котором все может обновиться, – сквозной символ библейской культуры 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

7–9. Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех: одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву и злак на службу человеком: дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающим Его. Обращаясь к хору певцов-левитов, псалмопевец приглашает их исполнять и его псалмы. – Начинайте петь Господу во исповедании, или – в этом громком славословии посредством пения во всеуслышание. Пойте Богу нашему в гуслях, – под сильные и приятные звуки гуслей (– в роде той-же псалтири). Пойте, ибо Бог наш одевает небо или покрывает твердь небесного свода облаками. Понижая облака, Он собирает их в тучи, кои содержат в себе дождь для земли, которую и орошают в изобилии. Посредством такого дождя Он произращает не только в долинах, но и на горах траву и вообще всякий злак на службу людям, – или для питания, или для врачевания, или для украшения и пр. – Так Он дает и стадам скота их пищу, т. е. разнообразные злаки и травы. Дает пищу и птенцам ворона, которые взывают к Нему или призывают Его, быв оставлены на Его попечение. Разумеется, тем более Господь имеет свое попечение о вдовах и их детях, бесприютных сиротах ( Пс.144:15–16 ; Пс.145:9 ; Иов.38:41 ). 10–11. Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его. Как Промыслитель, Господь не в силе констей восхощет. – не пожелает спасать того, кто надеется на силу коней и колесницы: не пожелает спасать и того, кто надеется на свои лыста – лядвеи, или вообще на крепость своих ног. Но благоволит Господь к теме, кто боится Его и уповает на милость Его. То есть: в опасных обстоятельствах войны, или в решительной битве, Господь помогает не тому, кто надеется на коней и колесницы, и не тому, кто надеется спастись бегством, рассчитывая на крепость своих ног, нет: ибо таковые люди забывают о помощи Божией, а Господь помогает именно тем, кто надеется на Его милость и помощь. Так Он спас Израильтян, шествовавших с посохом в руках, и погубил Фараона и его войско с конями и колесницами (ср. Пс.19:8–9 ; Пс.32:16–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

мы недостойны и причислиться к вам, по множеству своих грехов. Впрочем, пока мы еще держимся. Как возлюбленные отвергли [еретическое предложение] и как думающие о себе высоко поступили наоборот? Их нет нужды перечислять. Их и так знает твоя святость. Я прибавил бы: и враги человеку домашние его ( Мф.10:36 ). Авессалом 1017 не одинок: [таких] много. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ( 2Тим.3:13 ). Пещеры полны гонимых, великое таинство благочестия (ср. 1Тим.3:16 ) подвергается осмеянию, издеваются над изображением Христа, Его Матери и слуг. Об этом ли не жалеть и не плакать? Но, священнейший, простри руку в молитве о разгромленной Церкви, дабы Господь, восстав как бы от сна (ср. Мф.8:24 ), запретил мысленной буре и послал тихую миротворящую погоду. Молись и о твоем сыне и также о состоящем при мне брате, приветствующем тебя, чтобы мы спаслись о Господе. 372.К патриции Ирине 1018 Зачем я утруждаю тебя, боголюбивая покровительница монахов? Твои подарки превышают мое достоинство. Достаточно было бы прежних и предыдущих они часты (504) и обильны. К чему же и эти? Ты уподобилась пиявице Соломоновой ( Притч.30:15 ), не знающей пределов в благодеяниях и для напитания других как бы источающей свою кровь. За тобой известно не одно это, но вместе с этим и много других свойств: ревность, пламенность, любовь к Богу. Хотя мы немного поскользнулись, но нужно покаяться и продолжать идти путем Господним. Отложи печаль, воспринимай духовную радость, ибо близок Господь ожидающим Его (ср. Пс.144:9, 18 ), так что, когда мы еще говорим слова молитвы, Он [уже] отвечает: «Вот, Я здесь». Госпоже Ирине, от которой я получил милостыни, да будет мир от Бога. Надеюсь, что она взойдет на высокую ступень монашеского жития, когда Господь превратит бурю в тихий ветерок. 373. К чаду Павлу 1019 Я прочел, чадо, твое письмо и, прочитав его, возблагодарил Господа, узнав о твоем душевном и телесном здравии. Хорошо сделал ты [вообще], написав, особенно сообщив, что твой ум утвержден в вере; да будет таким же и на деле. Поэтому будь внимателен к себе, избегая видеть женщин 1020 , избегая всякой дерзости, как погибели для души. Удаляйся и лукавых помышлений, как пожара и гибели для сердца. Бойся Бога и в страхе работай Ему, по чину совершая псалмопения и бдения. Не оставайся без дела, но пребывай в труде. Не предавайся смеху, но плачь. Не будь празднословом, а говори [лишь] полезное.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Царственные псалмы названы так из-за их содержания, а не потому что они представляют собой независимый литературный жанр. Последний может варьироваться, в зависимости от обстоятельств написания псалма. Он может иметь природу гимна хвалы ( Пс.17 ), или песни благодарения ( Пс.20 ). Псалом 71 – это молитва от имени царя. Псалом 44 назван в заголовке песней любви. Точнее, он похож на царскую свадебную песню. Определяющий фактор царственных псалмов – возвышение царя, как центральной фигуры. Псалмы мудрости – категория, которую некоторые отвергают (Crenshaw), но которая, тем не менее, может быть выделена по стилю явленному в двух основных формах: краткие утверждения или притчи, которые коротко выражают всеобщую истину и короткие рассказы. Пример последнего – Псалом 1, который рисует яркий контраст между благословением набожного человека и отчаянием нечестивого. Как понять, в чем состоит настоящий успех в жизни – тема Псалма 1, как и других книг мудрости в Писании. Псалом 72 – это противоположность Псалма 1: плач о том, почему злые процветают, а праведные страдают. Это – переопределение смысла того, как Бог «благ» к Израилю (а, следовательно, и ко мне)! Псалом 36 – афористичный по своему стилю, также упоминает о кажущемся процветании злых, но затем советует набраться терпения, утверждая, что такое процветание будет продолжаться недолго: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут» (36:1:2). Псалом 32 – это гимн хвалы (Берлингер поместил его в категорию гимнов общего содержания), и, тем не менее, он содержит лаконичные фразы, которые хорошо подошли бы книге Притчей. Великий Псалом 118 включен в категорию псалмов мудрости из-за прославления Торы. Псалмы мудрости часто возвеличивают тему «страха (благоговения) перед Богом» и иногда включают слово «Блажен...» ивр., ашрей; ср. Пс. 126:5; 127:1 ). Иногда, если псалом хвалы (такой как Псалом 144) написан в форме акростиха, его называют псалмом «мудрости» (так поступает Уилсон, но Берлингер называет его гимном общего содержания).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Притворство, порицаемое еще ветхозаветным псалмопевцем ( Пс.9:3 ), тем более, разумеется, несовместимо с возвышенною христианскою точкою зрения (ср. Лк.20:20 и др.). Только беззаконники, – по христианскому учению, – «наслаждаются обманами своими» ( 2Пет.2:13 ). «Обманщики будут преуспевать во зле» ( 2Тим.3:13 ) (ср. Рим.3:13 ; Иак.1:22 и др.). Речь Исократа напоминает то, что говорил по адресу своих слушателей пророк – обличитель Иеремия «каждый обманывает своего друга, и правды не говорит, приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). «О чем стыдишься открыться явно», – говорит Исократ, – «однако, желаешь сообщить некоторым своим друзьям, предложи речь твою так, как» если бы разговор шел «о чужом деле, таким путем узнаешь ты и из мысли, и не обнаружишь себя» 144 . Комментарии к таким жизненно-практическим советам излишни. в) Разрешая «кипрскому царю Никоклу» войны, Исократ советует ему в данном случае руководиться только принципом «выгоды» 145 . На вид выдвигается, следовательно, корыстное, грубо эгоистическое начало, достаточно характерное для выяснения Исократовских взглядов по вопросу об отношении к ближним вообще. Совершенно иная христианская точка зрения уже отмечалась выше. г) «Похвала от толпы (нарда) – του πληθους – лучше больших богатств», – говорит Исократ, который поэтому и советует занимающим «общественные должности» лицам приобретать себе вышеотмеченную «славу», а не «обогащаться», – предполагается, – незаконным путем 146 . Последний совет хорош, конечно, – но рекомендовать стремиться к приобретению народной похвалы – дело не христианское. Христианство знает и рекомендует одну только «похвалу» «свидетельство совести нашей» ( 2Кор.1:12 ). Когда последнее будет налицо, когда наши «сердечные намерения» будут чисты, тогда в свое время получим «похвалу» и «от Бога» ( 1Кор.4:5 ). «Людская " -же «похвала» не должна в наших глазах иметь руководящего значения (ср. Рим.2:29 ) 147 . Людской похвале Исократ придает большое значение, если говорить, что для «добродетельных» есть нечто «ужасное – жизнь, сопровождаемая бесславием» (αδοξια), 148 как будь то внешнее бесславие, являющееся часто незаслуженно со стороны слепой толпы или злых, завистливых людей, а не внутреннее спокойствие совести, независимое от окружающей среды, только и ценно, только и должно быть ценно в глазах человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

1 . Приявшим священническое достоинство свидетельствами и руководством служат начертанные правила и постановления, которые охотно приемля, воспеваем с Богоглаголивым Давидом, ко Господу Богу глаголюще: на пути свидений Твоих насладихся, как о всяком богатстве ( Пс. 118:14 ). Такожде: заповедал еси правду, свидения Твоя во век; вразуми мя и жив буду ( Пс. 118:138,144 ). И если пророческий глас повелевает нам вовек хранить свидения Божия и жить в них, что явно есть, как пребывают оные несокрушимы и непоколебимы. Ибо и боговидец Моисей тако глаголет: к сим не подобает приложить и от сих не подобает отъять ( Втор. 12:32 ). И Божественный Апостол Петр, хвалясь ими, вопиет: в это желают Ангелы проникнуть ( 1Пет. 1:12 ). Такожде и Павел вещает: если мы, или Ангел с небес благовестит вам более, еже благовестили вам, анафема да будет ( Гал. 1:8 ). Понеже сие верно, и засвидетельствовано нам: то, радуясь о сем, подобно как обрел бы кто корысть многу, Божественные правила со услаждением приемлем и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от святых Вселенских Соборов, и поместно собирающихся для издания таковых заповедей, и от святых отцов наших. Ибо все они, от единого и тогожде Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем; а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучением, тех и мы отлучаем; кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо восшедший до третьего неба и слышавший неизреченные глаголы, Божественный Апостол Павел ясно вопиет: не сребролюбцы нравом, довольные сущим ( Евр. 13:5 ). Ср. правила: IV Всел. 1; VI Всел. 2; Карф. 1. 2 . Поскольку мы в псалмопении обещаем Богу: во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих ( Пс. 118:6 ): то и всем христианам сие сохранять есть спасительно, наипаче же приемлющим священническое достоинство. Сего ради определяем: всякому имеющему возведену быть на епископскую степень непременно знать псалтырь, да тако и весь свой клир вразумляет поучаться из оные. Такожде тщательно испытывать его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читать священные правила, и святое Евангелие, и книгу Божественного Апостола, и все Божественное Писание, и поступать по заповедям Божиим и учить порученный ему народ. Ибо сущность иерархии нашей составляют Богопреданные словеса, то есть истинное ведение Божественных Писаний, как сказал великий Дионисий. Если же колеблется и не усердствует тако творить и учить: да не рукополагается. Ибо пророчественно рек Бог: ты разум отверг, отвергну и Я тебя, да не послужишь Мне ( Осии 4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010