Втор.16:13 ), скажешь: «Я хочу только сделать подношение Церкви или только для того, чтобы удовлетворить нужды бедных либо иноземцев, то если потом из того, что пожертвовал, возьмешь часть себе, то «не с гумна твоего» собираешь, но оскверняешь освященное Богом. Потому-то и «сеть для человека – поспешно освящать что-либо», то есть посвящать Богу, а затем, испытывая раскаяние, возвращать себе то, что посвящено Богу. И если мы сами освящаемся и посвящаем себя Богу или если посвящаем Ему других, то будем остерегаться попасть в эту «сеть», чтобы после того, как мы посвятили себя Богу, не оказаться нам порабощенными человеческими потребностями или стремлениями. Но каждый дает обет Богу, подобно, например, тому, как делали назареи, посвящая себя храму Божьему на три или четыре года или сколько им хотелось лет, в точности исполняя все, что предписано назареям: во все время посвящения «бритва не должна касаться головы» давшего обет, ему не позволяется пить вина и «ничего, что делается из винограда», и надлежит соблюдать все прочие повеления (ср. Чис.6:5,4 ). Но и иной может посвятить кого-то Богу, как Анна посвятила Самуила; прежде чем родить его, она принесла его Богу, говоря: «Отдам его Господу в дар на все дни жизни его» ( 1Цар.1:11 ). Все эти примеры ясно показывают, что каждый из нас, кто хочет быть святым, должен посвятить себя Богу и больше не заниматься делами или совершать поступки, которые не имеют ничего общего с Богом. 2 . Затем сказано: «Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас» ( Лев.20:8 ) и добавлено: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» ( Лев.20:9 ), и после многих других указаний, к которым даны наказания за их нарушение, в заключение сказано: «Соблюдайте все уставы Мои и все суды 64 Мои и исполняйте их» ( Лев.20:22 ). Поэтому мне кажется логичным исследовать, на что указывает каждый из них. Насколько я могу судить, «устав» есть повеление, данное, например, в десяти заповедях: «Не убивай.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Попробуем, однако, рассмотреть этот отрывок и раскрыть его смысл. Мы не можем сомневаться, что злословить Бога есть больший грех, чем упоминать Его имя. Остается показать, что принять грех и «понести» его есть более серьезное наказание, чем смерть. Смерть как наказание за грех очищает от самого греха, за который оно назначено. Таким образом, наказание смертью освобождает от греха, и не остается ничего, что можно было бы найти в Судный день и покарать вечным огнем. Но если кто-то принимает и несет в себе грех, то вина за него, не смытая наказанием, остается на нем и после смерти; а так как здесь он не расплачивается за совершенный грех временным наказанием, то там он претерпевает вечную кару. Ты видишь, насколько серьезней «понести грех», чем быть наказанным смертью. Ибо здесь смерть дается за провинность, а «Господь, праведный Судия» (ср. 2Тим.4:8 ), как говорит пророк, дважды за один и тот же грех не наказывает (ср. Наум.1:9 ); но, где нет освобождения наказанием, остается искупить грех только вечным неугасимым огнем. И чтобы показать тебе, что это так, мы можем привести свидетельства из Божественных книг о том, как патриархи Рувим и Иуда говорили со своим отцом Иаковом, когда они хотели взять с собой Вениамина и вести его в Египет, исполняя обещание, данное ими брату Иосифу (ср. Быт.42:20 ). Рувим говорит отцу так: «Убей двух моих сыновей, если я не приведу его [Вениамина] к тебе» ( Быт.42:37 ). Иуда же говорит: «Если не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни» ( Быт.43:9 ). Их отец Иаков, зная, что то, что пообещал Иуда, сказавший: «Останусь я виновным пред тобою», намного серьезней того, что сказал Рувим: «Убей двух сыновей моих», не поверил сыну своему Рувиму (ср. Быт.42:38 ), потому что он выбрал себе наказание легче. Иуде же поверил (ср. Быт.43:13 ), зная, что избрал он себе наказание более тяжкое (ср. Лев.24:15 и далее). Хочешь и из Евангелия узнать о том, что кто «понес грех свой» в этой жизни, тот уже больше не несет за него наказание; и, наоборот, для того, кто не «понес» его здесь, он остается там? Оно учит нас на примере нищего «именем Лазарь» и богача, которому патриарх Авраам сказал «в аде»: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:20–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ты видишь, как апостол Павел понимает закон общности. Послушай также, что в том же духе говорит Иоанн: «Наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин.1:3 ). И апостол Петр пишет: «Вы соделались причастниками Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ), иными словами, общниками. И снова апостол Павел говорит: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор.6:14 ). Если «общение» света с тьмою невозможно, то может быть «общение» света со светом. Таким образом, если дано нам «общение» «с Отцем и Сыном» и Святым Духом, должно нам наблюдать, как бы через грех не отвергнуть это святое и Божественное «общение»; ибо если совершаем мы «дела тьмы» (ср. Рим.13:12 ), то, несомненно, отвергаем «общение» со светом. Но Апостол также говорит нам об общении со святыми (ср. Кол.1:12 ), и неудивительно; ведь если сказано, что мы находимся в «общении» «с Отцем и Сыном», то как же тогда и не со святыми? И не только с теми, кто на земле, но и с теми, кто на небе? Ибо Христос «Кровию креста» Своего примирил с Собою все, «и земное и небесное» ( Кол.1:20 ), чтобы земное могло иметь общение с небесным. На это Он указывает, когда говорит о том, какая бывает радость «об одном грешнике кающемся» (ср. Лк.15:10 ), и еще говорит, когда возвещает, что воскресшие из мертвых «пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ), и когда твердо обещает людям Царствие Небесное (ср. Мф.13:11 ). Итак, разрывает и отвергает это «общение» всякий, кто отделяется от этого единства своими дурными делами и помыслами. После этого сказано о хищении (ср. Лев.6:2 ). Похитители бывают добрые и злые. Добрые, без сомнения, те, о которых Спаситель говорит: «Употребляющие усилие восхищают» «Царство Небесное» (ср. Мф.11:12 ). Но есть и злые похитители, о которых сказано пророком: «Награбленное у бедного – в ваших домах» ( Ис.3:14 ). Однако Апостол однозначно утверждает: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   Как ты, червь и тля, смеешь говорить: «Долго нет второго пришествия, а уже пора ему быть»? Как можешь ты устанавливать срок Владыке и Создателю, о Котором написано: очи Господни яснее солнца в сотни миллионов раз, и следят за всеми путями человеческими, и видят все тайное (Ср.: Сир. 23:25—28), Он определяет число дней и сроки жизни, Он внушил страх всякому живому существу, дал человеку разум и искусство, проник оком Своим в сердце его, показал ему великолепие дел Своих.    Не говори: «Скроюсь от Господа и среди множества людей останусь неузнанным, и кто вспомнит обо мне, — что такое душа среди бесчисленной твари?» Ведь небо небес и бездна и земля, горы и основания земли трепещут и трясутся в страхе пред Ним. Ты же бесстыдно извращаешь смысл Писания и провозглашаешь безумно: «Вот уже тысяча пятьсот лет прошло после Христа, а второго пришествия Его всё нет, хотя уже пора ему быть».    Священное Писание, показывая человеческую худость и немощь, так говорит о человеческом естестве: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня... Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением... Ты гонишься за мною, как лев» (Иов. 10:8—11, 15, 16). Ты запечатал беззакония мои в мехах (Ср.: Иов. 14:17; Ос. 13:12); когда я кажусь себе стоящим твердо, тогда окончательно погибаю (Ср.: Притч. 16:18, 18:13); как сон проходит, так и я отойду, как мечтание ночное, так и я исчезну (Ср.: Иов. 20:7—8). И еще говорит: «Не ведомо мне ничего выше небес, и ничего глубже ада я не знаю, и неизвестно мне ничего пространнее меры земной или шири морской» (Ср.: Иов. 11:8, 9). И если я вопрошу землю, ничего мне не поведает; если заговорю с четвероногими, ничего мне не скажут; и если буду допытываться у птиц небесных, не ответят мне; если обращусь к рыбам морским, они останутся безмолвными (Ср.: Иов. 12:7—8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если же хочешь принести ее в жертву Господу, то соблюдаешь ее чистой и незапятнанной и возлагаешь ее «к дверям скинии собрания», то есть туда, где она может слушать Божественные книги. Твое приношение должно быть «мужеского пола», не знать женщины, отвергать вожделение, остерегаться слабости; не должно ей стремиться ни к чему распутному и малодушному. Возложи «руку свою на голову жертвы всесожжения», чтобы она была принята Господом, и заколи ее «пред Господом» (ср. Лев.1:3 и далее), то есть наложи на нее узду воздержания и не снимай с нее руку учений, подобно возложенной на свою плоть тем, кто сказал: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). И заколи его «пред Господом», без колебаний умерщвляя свои «земные члены» (ср. Кол.3:5 ). «Сыны же Авраамовы, священники» (ср. Лев.1:7 ) приносят в жертву его кровь. Священник и сыны его есть ум в тебе и его восприятие, которые справедливо названы священником и сынами священника, ибо только они воспринимают Бога и способны к познанию Бога. Поэтому Божественное слово желает, чтобы ты принес в жертву Богу свою плоть в чистоте и рациональным пониманием, как и Апостол говорит: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим.12:1 ). Принести в жертву кровь на алтаре через священника или сынов священника значит соделаться чистым и телом, и духом. Есть и такие, кто приносит свою плоть в жертву всесожжения, но не через священника. Они совершают жертвоприношения бессознательно и не согласуясь с законом, который в устах священника, и поэтому они чисты телом, но не духом. Либо они осквернены вожделением человеческой славы, либо запятнаны страстью жадности, либо поражены бесплодием зависти и злобы, либо мучаются безумием ненависти и неистовством гнева. Таковые могут быть чистыми телом, однако они не приносят свою жертву всесожжения через руки и служение священника. Ибо не имеют в себе проницательности и рассудительности, чтобы исполнять пред Богом обязанности священника, но подобны тем пяти неразумным девам, которые, безусловно, хранили целомудрие и были чисты телом, однако не знали, как хранить «в сосудах своих» «масло» мира и любви и всех прочих добродетелей; и поэтому их не допустили на брачный пир.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Посмотрим, о чем говорится в прочитанном нам. «И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» ( Лев.10:8–11 ). Как священникам, так и старшим священникам надлежит, приступая к жертвеннику, воздерживаться от вина и прочих напитков, от которых можно опьянеть; в Божественном Писании они по обыкновению называются общим наименованием «крепкие напитки». Таким образом, Божественное слово хочет, чтобы священники Господа были трезвы во всем, чтобы те, кто приступают к жертвеннику Бога и молятся за свой народ (ср. Лев.9:7 ), препятствовали проступкам других, те, кто не имеют удела в земле, но «их часть» – Сам Господь. В Писании сказано о них так: «В земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой» ( Чис.18:20 ). Итак, Бог хочет, чтобы те, чьей частью Он является, были трезвы, непрестанно постились и бодрствовали, особенно когда приступают к жертвеннику, молятся Господу и приносят пред Ним жертвы. Эти повеления сохраняют свою силу и должны строго исполняться, до такой даже степени, что и Апостол подтверждает их в новозаветном законе (ср. 1Тим.15:23 ). Подобным же образом, устанавливая правила жизни для священников и старших священников, он говорит им, чтобы они не «порабощались пьянству» и не были пьяницами (ср. Тит.1:7; 2:3 ). Трезвость – мать всех добродетелей, также как, напротив, пьянство – мать всех пороков. Ибо Апостол наставляет, прямо утверждая: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Ефес. 5:18 ), показывая этим, что пьянство порождает разврат, словно своего первенца. Кроме того, Спаситель, Своей властью как Господь и Царь устанавливая законы и уставы, как для священников, так и для народа, говорит: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались опьянением 42 и пьянством и заботами житейскими, и чтобы не постигла вас внезапная погибель 43 » ( Лк.21:34 ). Вы слышали воззвание вечного Царя. Вы узнали, к какому печальному концу приводит опьянение или пьянство. Если бы какой-нибудь искусный и мудрый врачеватель, наставляя тебя, сказал: «Смотри, как бы кто, например, не упился тем или иным зельем, потому что тогда постигнет его внезапная смерть», не сомневаюсь, что каждый, заботясь о своем здоровье, стал бы выполнять его предписания и внимать его предупреждениям. Но теперь Господь, Который есть врач душ и телес, повелевает избегать, как смертельной отравы, порока пьянства и опьяняющего зелья, равно как и попечений о мирских делах. Я не знаю, есть ли среди нас хоть один, кто не обременен, если не сказать поглощен, ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Создание крупных землевладений разрушало экономические и социальные устои аграрного общества, поскольку укрупнение и обогащение одних хозяйств происходило за счёт умаления, обнищания и исчезновения других. С развитием в монархическую эпоху такого рода примитивного «капитализма» нарушался главный принцип землевладения в Израиле, где в домонархический период, при родоплеменной военной демократии земля была разделена между коленами, родами и семействами (Нав. 13:1–21:45). Эти межи не имели права передвигать ни «князья», ни новоявленные «барины» (ср. Ис. 5:8, Ос. 5:10). Такое не было позволено даже царям, что превосходно иллюстрирует история с виноградником Навуфея (3 Цар. 21), особенно ответ Навуфея царю Ахаву: «Сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих» (3 Цар. 21:3). Наследство предков считалось неприкосновенным, неотчуждаемым. Земельный надел, бывший семейной собственностью и передававшийся из поколения в поколение, в правосознании древних евреев был священен. См. Лев. 25:10 (ср. Лев. 25:12), Числ. 26:52–56, 27:1–11, 33:54, 36:1–12, Нав. 18:10. Поэтому после обвинений в притеснении бедных и у Исайи, и у Михея следует приговор. У Михея он звучит так: «Посему так говорит Господь: вот, Я помышляю навести на этот род такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей... В тот день произнесут о вас притчу, и будут плакать горьким плачем и говорить: “мы совершенно разорены поля наши уже разделены иноплеменникам”» Мих. 2:3–4 (ср. Ис. 5:9 и дал., 10:3 и дал.). Жирующих на чужой беде расхитителей самих ждёт бедствие — у них расхитят всё, что ими «нажито непосильным трудом» . Это бедствие, словно ярмо, захватчики-ассирийцы возложат на шеи тех, которые закабаляли своих братьев. Возможно, здесь также содержится намёк на плен — уводимые в изгнание пленники, бывшая элита, не смогут от этого ярма освободиться, не смогут свергнуть его со своих вый. Оно согнёт их так, что им нельзя будет выпрямиться . Амос для изображения божественной кары использовал ещё более брутальный образ: «Вот, Я придавлю вас, как давит телега, нагруженная снопами» (Ам.

http://bogoslov.ru/article/6174492

21), и дарует спасение душам их (ст. 23), между тем как нечестивых рано или поздно постигает грозный гнев Божий (ст. 17) и концом их беззаконной жизни бывает неизбежная погибель (ст. 22). чи Гдни на првны, и уши єг въ молитв ихъ. 16. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их. 16 . Очи Господни (обращены) на праведников см. выше Пс.32:18 стр. 455; и уши Его, то есть «милостивое внимание» (св. Иоан. Дамаскин – точи. изл. прав. веры) к воплю (=евр., бл. Иер.), то есть к приносимым с воплем и слезами ( Евр. 5:7 ) молитвам их (почему слав.-греч.-лат. и халд. въ молитв ихъ); иначе сказать: Господь милостиво слушает усердные молитвы людей богобоязненных и всегда готов сделать для них все, что может служить к их истинному благу (ср. Пс.26:6 , стр. 227). зі. Лице же Гдне на творщы єже потребити земл памть ихъ. 17. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. 17 . Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память их. Не теряет Господь из виду и грешников, хотя они, предаваясь беззаконным делам своим, и забывают о присутствии Его, успокаивая себя мыслью, что Бог не видит их или не обращает ва них внимания (ср. Пс.9:34–35; 93:7 ; Сир.16:16–17 ). Взирает Господь и на них, только не с благоволением, как на праведников, «но взором грозным и строгим» (Зигабен; ср. халд.: лице Господне гневается, почему в русск. Библ. Общ. и у Амфилохия: грозное лицо; Испанский: гнев=русск., Пс.20:10 и Иер.3:12 ; см. толк. на эти места), как праведный судия, осуждающий тяжких ( Лев.17:10; 20:3–5 ; Иер.21:10; 44:11 ) и нераскаянных грешников, подобно как нечестивых обитателей первого мира ( Быт.6:12–13 ) или Содомлян ( – 18:21), на совершенное истребление, так чтобы следа их не оставалось на земле и забыто было о самом их существовании (ср. Пс.9:4–6; 36:10, 36 ; Иов.18:17 ). Правда, в настоящей жизни Господь по долготерпению Своему не всегда карает нераскаянных грешников; но эта праведная кара непременно совершится при последнем славном явлении Господа на суд всего мира, когда все они неизбежно предстанут пред лицем Его, чтобы услышать приговор вечного осуждения (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Насколько можно понять из сказанного в этом отрывке, сделать зло – значит противостать кому-либо и не позволить ему сделать то, что он хочет. И поэтому, когда мы приходим к Богу и посвящаем себя служению Ему в чистоте, то устами исповедуем (ср. Рим.10:9 ) и даем клятву обуздывать свою плоть или делать ей зло и даже порабощать свое тело (ср. 1Кор.9:27 ), чтобы могли мы спасти дух, ибо такую клятву дал сказавший: «Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню» ( Пс.118:106 ). Дух, без сомнения, стесняет и подавляет плоть, голос которой говорит: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» ( Рим.7:15 ), ибо «плоть желает противного духу» (ср. Гал.5:17 ). И если дух не будет делать зла плоти, чтобы подавлять и ослаблять ее, то не сможет он сказать: «Когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12:10 ). Поэтому если кто-то «поклянется сделать что-нибудь худое» плоти, которая «желает противного духу», сокрушить и истощить ее, и не сделает этого, то он виновен в том, что поклялся распять и поработить свою плоть и не сделал этого. Однако той же клятвой он решает и делать добро духу, ибо когда он делает худое плоти, то совершает доброе по отношению к духу. Таким образом, если кто-то даст клятву и не сделает то, в чем поклялся, то виновен он во грехе. А хочешь знать, что невозможно сотворить добро одному, не сделав зла другому? Послушай, как Сам Господь говорит: «Я умерщвляю и оживляю» ( Втор.32:39 ). Что умерщвляет Бог ? Разумеется, плоть. А что оживляет? Без сомнения, дух. И далее продолжает: «Я поражаю и Я исцеляю» ( Втор.32:39 ). Что Он поражает? Плоть. А что исцеляет? Дух. Для чего это делается? Для того, чтобы ты был «умерщвлен по плоти, но [ожил] духом» (ср. 1Пет.3:18 ), чтобы как-нибудь не стал ты служить «закону Божию» не «умом», но «плотию», то есть, не умертвив ее, стал служить «закону греха» (ср. Рим.7:25 ). Итак, если ты пообещал следовать этому установлению, но не смог, послушай, чему научает закон: «Если он виновен в чем-нибудь из сих», то пусть «исповедается, в чем он согрешил» ( Лев.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его, 4 . Одно лишь томит душу псалмопевца, – это удаление от дома Божия, т. е. скинии, между тем как он всегда о том только и молил Господа и того только и желает теперь, чтобы пребывать ( жити) в Его доме (т. е. точнее при доме или вблизи его, так как скиния в собственном смысле не была и не могла быть чьим-либо жилищем кроме Самого Господа) во все время жизни своей, созерцать (зрти) красоту Господню, т. е. благолепие устройства скинии и всего совершаемого в ней богослужения (ср. Пс.25:8 ), и с раннего утра возносить молитвы во святилище (ср. Пс.5:4; 60 :, 2–3; 1Пар.23:30 ; Сир.47:12 ). Слав.-русск. посщати храмъ стый єг, т. е. Господа – соответствует грек.-лат. (=сирск.); но кажется, значение посещать дано переводчиками евр. слову (леваккер) вследствие смешения его с сходным с ним в письме словом (лефаккед), потому что после выражений: пребывать в доме Господнем и созерцать красоту Господню, – такое значение является неуместным и излишним и по евр. т. не вяжется с следующим за ним дополнением храм, как стоящим с префиксом – (бегейхало), что зн. во храме Его (ср. Пс.10 евр. 11:4). По употреблению в Лев.27:33 ; 4Цар.16:15 ; 1Ездр.4:19; 5:17 ; Иез.34:12 и Притч.20:25 правильнее бы было слово перевести значением: размышлять (бл. Иероним: attendam) или еще лучше, – в сопоставлении его с значением производного от него слова (бокер) – утро (как Абен Езра и Соломон Рати по Гейеру и Деличу), передать славянским выражением: треневати, т.е. совершать утреннюю молитву ( Пс.62:2 ), или – ранним утром предаваться благоговейному размышлению о Боге ( Ис.26:9 ; ср. Сир.39:6 . Ср. русск. пер. Библ. Общ. и Лонд. рано посещать. Амвросия 3. Кам. и Амфилохия: посещати заутра). Слово свтый читается только по Александр., Альд. и Комплют. Библиям и в толковании бл. Феодорита, и внесено в т. в соответствие параллельным выражениям Пс.5:8; 10:4; 22:2 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010