В стихах 9–18 даются некоторые правила касательно справедливости, честности, милосердия и любви к ближним. На первом месте ограждается право бедных, с которыми сопоставляются и пришельцы – чужеземцы, живущее среди Израиля. С великою гуманностью требует законодатель, чтобы эти люди не были забыты собственниками и владельцами при сборе хлеба, винограда, конечно, и других произведений земли (ср. Лев.23.22 ; Втор 24.19–21 ). Размер части, уделяемой бедным – край недожатого поля (peah), оставшееся или забытое в поле и винограднике, предоставлялся усмотрению каждого, великодушию и состраданию. В Мишне, где данному пункту посвящен целый тракт. «Пеа», minimum упомянутых пожертвований (в частности недожинаемого края) определяется в 1/60 всего достояния хозяина. Лев.19:11 .  Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Лев.19:12 .  Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]. Лев.19:13 .  Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. Напоминается 8-я заповедь десятисловия, и предупреждаются преступления против нее – присвоение чужой собственности во всех видах этого греха: тайное похищение, явное с насилием (грабеж), хитрый обман с ложною клятвою, несправедливая задержка платы поденщику (ср. Втор 24.14–15 ; Иер 32.13 ; Мал 3.5 ; Иак 5.4 ). Лев.19:14 .  Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]. Лев.19:15 .  Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. Насмешка и злоба против лиц, имеющих тяжкие физические недостатки – глухоту и слепоту, обнаруживают недостаток страха Божия в человеке и сознания всеведения Божия; притом несметные обиженные лишены были возможности искать возмездия обидчикам. Посему грозное проклятие Божие (см. Втор 27.18 ) против обидчиков должно было охранять беспомощных. С другой стороны и в отношении к слабым, каковы бедняки, воспрещается всякое лицеприятное послабление (ср. Исх 23.1–3,5–8 ), недопустимое в отношении сильных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

9 . Итак, первосвященник «возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко-истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу» ( Лев.16:12 ). Прежде всего, уясним, на что указывает буквальный смысл, а затем исследуем, о чем говорится здесь в смысле духовном. В скинии собрания или в храме Господнем есть два святилища. В первом находится «жертвенник со всесожжением» (ср. Исх.29:25 ), на котором разожжен неугасимый огонь, и в этом святилище дозволено стоять, исполнять служение и совершать обряды жертвоприношений только священникам; ни левит, ни кто иной не может войти сюда. Второе святилище – внешнее, отделенное от первого завесой. За ней находится «ковчег завета» и «престол милости» (ср. Исх. 26:33–34 ), над которым располагаются «два херувима» (ср. Исх.25:18 ) и «ковчег откровения» (ср. Исх.30:6 ). В это святилище «однажды в год» ( Исх.30:10 ; Лев.16:34 ) первым, принеся прежде жертву умилостивления, о которой мы говорили выше, входил тот, кто был первосвященником, наполнив обе руки, одну – горящими угольями, а другую – благовонным мелко истолченным курением (ср. Лев.16:12 ); и как только входил он, дым восходил от углей и положенного на него благовония и наполнял все святилище, так что «облако курения» (ср. Лев.16:13 ) скрывало от взора священные предметы, явленные при его вхождении. Если ясна тебе древняя традиция жертвоприношений, посмотрим теперь, что содержится в этом согласно мистическому пониманию. Ты слышал, что было два святилища: одно как бы видимое и открытое священникам, а другое словно бы невидимое и недостижимое; и за исключением одного лишь первосвященника все прочие были вне его. Мне думается, что это первое святилище можно понимать как ту церковь , в которой мы теперь находимся во плоти, где священники служат у жертвенника «со всесожжением» (ср. Исх.29:25 ) и где разожжен огонь, о котором Иисус сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). Не хочу, чтобы ты удивлялся, что это святилище доступно только священникам. Ибо все, помазанные миром священного помазания, становятся священниками, как и Петр говорит, обращаясь ко всей Церкви: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет.2:9 ). Таким образом, вы – священнический род и поэтому приступаете к святилищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но заметь милость Божью и постигни ее полноту, которой учит Павел. В послании к Евреям он говорит: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу» ( Евр.5:1 ), и немного ниже сказано: «Закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи» ( Евр.7:28 ), чтобы могли они приносить жертвы и за свои слабости, и за слабости народа. Посмотри на премудрость Божию. Она ставит священниками не тех, кто ни коим образом не может грешить – иначе они не были бы людьми, – но тех, кому надлежит подражать Тому, Кто «не сделал никакого греха» (ср. 1Пет.2:22 ) и «Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа» (ср. Евр.7:27 ). Но что прежде всего поражает в таком священнике? Не то, что он не грешит – этого он не может, – но что он признает и понимает свой грех . Ибо тот, кто считает, что не грешит, никогда не исправляется. И к тому же тот, кто испытывает укоры совести вследствие своих немощей, может скорее простить грех другого. Какую жертву приносит священник «за грех»? Сказано: «Тельца во всесожжение» (ср. Лев.4:3,7 ). Во вторую очередь мы находим, что первосвященник приносит тельца один раз во всесожжение и один раз «за грех». Но телец, принесенный в жертву, сжигается «на жертвеннике» всесожжения (ср. Лев.1:3,5 ), а тельца, принесенного «за грех», «и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его» предписано вынести «вне стана на чистое место» ( Лев.4:11–12 ), и только тук и почки сжигаются на жертвеннике (ср. Лев.4:9 ). И хотя не в наших силах объяснить, и не в ваших – услышать, как разделить и отличить одно от другого, что-то мы все же попытаемся вам истолковать. Итак, посмотри, не является ли Иисус, Который, по словам Павла, Кровию Креста Своего примирил с Собою все, «и земное и небесное» (ср. Кол.1:20 ), тем же тельцом, принесенным на небе, разумеется, не «за грех», но в жертву; и на земле, где грех царствовал «от Адама до Моисея» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

8 . Сказано: «И возьмет горящих угольев полную кадильницу» ( Лев.16:12 ). Не все очищены огнем, взятым «с жертвенника» (ср. Лев.16:12 ). Этим огнем очищены Аарон и Исайя и прочие подобные им; другие же, к которым я причисляю и себя, очищены будут другим огнем, боюсь, тем, о котором написано: «Огненная река выходила и проходила пред Ним» ( Дан.7:10 ). Этот огонь не «с жертвенника». Огонь «с жертвенника» – огонь Господень; а тот, который вне жертвенника, – не Господень, но горит во всех грешниках, о которых сказано: «Червь их не умрет, и огонь их не угаснет» ( Ис.66:24 ). Итак, их огонь тот, который они сами разожгли, как сказано в другом месте: «Идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами!» ( Ис.50:11 ). Таким образом, Исайе назначен не его огонь, а огонь с жертвенника, который «коснулся уст» его (ср. Ис.6:7 ) и о котором сказано: «И возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и смеси благовонного мелко истолченного курения полные горсти» ( Лев.16:12 ). Что Господь наш и сотворил во всей полноте. Ибо взял Он «полные горсти благовонного курения», о котором сказано: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое» ( Пс.140:2 ). Потому наполнил Он руки Свои священными деяниями, за род человеческий совершенными. Но почему сказано «смеси курения»? Потому что есть не один вид деяний, но они совершаются из справедливости и из благочестия, из воздержания, из рассудительности и из всех подобных добродетелей, которые примиряют с Богом. Однако следует уразуметь, что и выражение «мелко измельченного» добавлено не случайно. Ведь не может стремящийся к совершенству понимать слово Божие грубо и по-плотски, но должен он искать в нем простой и тонкий смысл, чтобы, когда услышит он написанное: «Не заграждай рта у вола молотящего», понял, что это сказано не о быках – «о волах ли печется Бог?» ( 1Кор.9:9 ) – но об апостолах. Увидеть тончайший замысел Божьего Провидения и означает взять «смеси благовонного мелко истолченного курения полные горсти» (ср. Лев.16:12 ). А кто из нас ревностный и подготовленный настолько, чтобы войти «во Святое Святых» и принести Первосвященнику «смесь благовонного мелко измельченного курения»? Поэтому необходимо, чтобы каждый из нас приносил жертву в скинию Бога, в одеяниях первосвященника, которая рукой первосвященника возносилась бы Самому Богу в «приятное благоухание» (ср. Лев.2:9 ). И наш Первосвященник Господь и Спаситель протягивает нам Свои руки и хочет от каждого из нас принять благовонное курение; нам необходимо исследовать виды благовоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Лев.2:3 .  а остатки от приношения хлебного Аарону и сынам его: это великая святыня из жертв Господних. Первый род хлебного приношения состоит в муке, политой елеем (не приготовленной путем варенья или печенья). Кроме части (горсти муки), сожигаемой на жертвеннике, остальное количество муки отдавалось " сынам Аарона», священникам (прямым потомкам Аарона и родственным с ним священническим фамилиям). Об участии приносителя в употреблении части жертвы не сказано: отсюда – название «великая святыня» (qodesch qodaschim) для хлебного приношения. «Великою святынею» назывались жертвы, от которых приноситель не вкушал, а всецело передавал Господу, а Он уже отдавал приношение священникам Своим; притом и священники могли вкушать их лишь при входе в скинию. Напротив, »святынею» (qodesch) называлось жертвоприношение, соединявшееся с трапезою, в которой принимал участие и приноситель; этого рода трапезы могли съедаться на всяком чистом месте (ср. Лев.6:17–18, 7:1, 6, 24:9, 22:11–13, 23:20 , Чис. 18:17 ). Бескровная жертва возносилась «в память», евр. azkarah, гр. μνημσυνον (ср. Деян 10.4 ), Vulg.: memoriale – преимущественно пред кровавыми жертвами избранный род жертвы. Лев.2:4 .  Если же приносишь жертву приношения хлебного из печеного в печи, то приноси пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные, помазанные елеем. Лев.2:5 .  Если жертва твоя приношение хлебное со сковороды, то это должна быть пшеничная мука, смешанная с елеем, пресная; Лев.2:6 .  разломи ее на куски и влей на нее елея: это приношение хлебное [Господу]. Лев.2:7 .  Если жертва твоя приношение хлебное из горшка, то должно сделать оное из пшеничной муки с елеем, Называются 3 вида хлебной жертвы из приготовленных на огне продуктов: а) испеченное в печи (tannur, – во время странствования у евреев были подвижные печи, а по поселении в Ханаане – вырытые в земле и обложенные кирпичом со сводами и трубами) пресные хлебы и лепешки с елеем; б) печенье, также пресное, из пшеничной муки с елеем, поджаренное на сковороде (machabat, Vulg.: sartago) или, наконец, в) печенье из горшка (marcheschet, Vulg.: craticula, слав.: « огнище» – вероятно глиняная, в форме горшка, печь, по раскаленным стенкам которой совершалось печенье теста, как и доселе у арабов), также приправленное елеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О таком человеке апостол Павел говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем» ( 1Кор.2:14–15 ). Поэтому тот, кто назван «душой», не может пожертвовать всего, так как не способен всего исследовать. Он жертвует только тонкую пшеничную муку и пресный хлеб, то есть обыденную жизнь, посвященную, например, сельскому хозяйству или мореплаванию или другому занятию повседневной жизни. И все же она является приношением Богу, даже если сказано, что оно – всего лишь тонкая пшеничная мука, смешанная с елеем. Ибо всякая душа нуждается в Божественной милости, и никто не может уйти от земной жизни, если не будет у него елея небесного милосердия. Во вторую очередь должно приносить «дар от первых плодов» (ср. Лев.2:14 ), иными словами, начатки урожая. Если вы помните, закон предписывает совершать это приношение в день Пятидесятницы (ср. Исх.23:16 ; Втор.16:9 и далее), и повеление это дано им как «тень» (ср. Евр.10:1 ), но нам предуготовлена истина. Ибо в день Пятидесятницы, после того, как принесены жертвы молитв, Апостольская Церковь обретает первые плоды пришествия Духа Святого (ср. Деян.2:4 ). И поистине они молодые, ибо новые; поэтому сказано, что «они напились молодого 7 вина» (ср. Деян.2:13 ). «Сожжены огнем». Ибо огненные языки «почили по одному на каждом из них» (ср. Деян.2:3 ). И «разломлены пополам». Ибо они были разломлены надвое, когда буква отделилась от духа. И «хорошо очищенное» (ср. Лев.2:14 ). Ибо присутствие Святого Духа очищает всю мерзость, даруя прощение грехов. На эту жертву возливается также и елей милосердия и возлагается ливан, посредством которого мы соделываемся Христовым благоуханием (ср. 2Кор.2:15 ). Затем говорится о спасительных жертвах, приносимых из животных, то есть быков или «овец или коз» (ср. Лев.3:1 и далее), и в эту жертву нельзя приносить ничего другого, даже птиц, о которых было сказано выше, что ими можно заменять жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Сначала был жертвенник, на котором совершались жертвоприношения; но когда пришел истинный Агнец и «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» (ср. Еф.5:2 ), все прочее, как бы временное, перестало существовать. Тебе не кажется, что согласно с тем образом, о котором мы говорили выше, сделанные прежде как бы из глины модели обрели свою истинную форму? И, наконец, по промыслу Божьему, и город, и храм, и все прочее подобное было разрушено, чтобы тот, кто еще «младенец, питаемый молоком» веры (ср. Евр.5:13 ; Рим.14:1 ), не пришел в восторг от самого вида многоразличных образов, когда увидел их, и не застыл бы в немом изумлении и восхищении от самого устроения богослужения во время совершения обряда жертвоприношения. Но Бог, нисходя к нашей немощи и желая умножить Своею Церковь , сделал так, что все это было разрушено и полностью упразднено, чтобы с прекращением всего этого мы, не колеблясь, уверовали, что истинным образам предшествовали эти прообразы. 2 . Поэтому мы должны сказать еще несколько слов тем, кто, будучи под властью закона, должен соблюдать иудейский пост; и прежде всего приведем слова Павла, сказавшего, что если кто хочет исполнить одно повеление, «должен исполнить весь закон» (ср. Гал.5:3 ). И тот, кто соблюдает этот пост, «три раза в году» должен восходить в Иерусалим и «являться пред лице Владыки, Господа» (ср. Исх.23:17 ), чтобы предстать перед священником; ему нужен жертвенник, лежащий в пыли разрушения, чтобы принести жертвы в отсутствие первосвященника. Ибо написано, что постящийся народ принесет в жертву «двух козлов» (ср. Лев.16:5 ), над которыми должны бросить жребий, чтобы того из них, на которого «выпал жребий для Господа» (ср. Лев.16:9 ), принести в жертву Господу, а другого живым «отослать в пустыню», «чтоб он понес на себе беззакония» народа (ср. Лев.16:10 ). Все это необходимо тебе надлежащим образом исполнять, если хочешь соблюдать пост согласно предписанию закона; все это мы, как смогли, обстоятельно объяснили выше. Но так как преизобильно слово Божье и, по мнению Соломона, не единожды, но и дважды и «трижды будешь хранить его в сердце твоем» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мы, однако, говорим это не для того, чтобы ослабить узду воздержания христианина; ибо у нас есть освященный сорокадневный пост и четвертый и шестой день недели, когда мы постимся в соответствии с установлением. И, разумеется, христианин может поститься в любое время, не для соблюдения установленных правил, но ради добродетели воздержания. Ведь как сохранить безупречную непорочность, если не подкреплять ее жесткими опорами воздержания? Как посвятить себя Писаниям, как обретать знания и мудрость? Разве это не ограничение живота и горла? Как стать такими, как те, «которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» ( Мф.19:12 ), если не избегать обилия яств, если не прибегать к помощи воздержания? Ибо таково устроение христианского поста. Но есть еще и другой благочестивый способ поститься, которому воздается хвала в апостольских писаниях; так, сказано: «Блажен постящийся для того, чтобы накормить голодного». Такой пост весьма угоден Богу и действительно достойный. Ибо таковой подражает тем, кто полагает «души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Зачем же к ветхим одеждам приставлять заплаты из новых тканей? К чему в старые мехи наливать новое вино (ср. Мф.9:16–17 )? «Древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ) через Христа Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ; Откр.1:6 ). Гомилия XI О написанном: «Будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» ( Лев.20:7 ) 1 . Сейчас в церкви во всеуслышание были прочитаны слова, сказанные Богом: «Будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» ( Лев.20:7 ). Должно, однако, внимательнее рассмотреть, что означает слово «святой» или что оно выражает в Божественных Писаниях, с тем, чтобы, когда узнаем силу этого слова, смогли мы исполнить его дело. Если мы соберем все примеры из Божественных Писаний, где использовано слово «святой», то обнаружим, что «святыми» называются не только люди, но и бессловесные скоты (ср. Исх.13:2 ); найдем мы, что «святыми» именуются и сосуды для богослужения (ср. Исх.40:9 ), и «одежды» (ср. Исх.28:2 ), и даже места в городах и пригородах, предназначенные для священников (ср. Чис.35:1 и далее). И действительно, закон повелевает, чтобы из бессловесных скотов в жертву Господу приносились «первенцы» от тельцов и мелкого скота, и сказано: «Не делай на них никакой работы, ибо они освящены Господу». Некоторые из сосудов, находящихся в скинии собрания, – «кадильницы, чаши» и прочие подобные вещи – именуются священными (ср. Исх.25:29;40:9 ). Также и одеяния – «льняной хитон», «кидар» и иные облачения – суть «одежды священные» (ср. Лев.16:4,32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Итак, сказано: «Если женщина примет семя и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней» (ср. Лев.12:2 ). «Если же она родит младенца женского пола, то» нечиста она вдвойне и, как сказано, «будет нечиста две недели» (ср. Лев.12:5 ). 4 . Но при этом «младенец мужеского пола» «в восьмой день обрежется», и родившая его женщина чиста будет. Довольно трудно за такое короткое время охватить все, поэтому ограничимся лишь кратким обзором. Неделю можно рассматривать как время настоящей жизни, ибо за семь дней сотворен мир. И пока мы пребываем в плоти, мы не можем полностью очиститься, пока не придет восьмой день, то есть пока не наступит время будущего века. В тот день мужественный мужчина немедленно очищается самим наступлением века грядущего, и чистой соделывается родившая его мать; ибо через воскресение плоть очищается от пороков. Если же нет в ком никакого мужества, чтобы противостать греху, но слаб и женственен он в поступках своих, то грех его таков, что «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (ср. Мф.12:32 ), и проводит роженица одну и другую неделю в нечистоте своей, и, наконец, начинается третья – неделя очищения от нечистоты, когда она исцеляется. Жертвы, которые повелевается приносить за такую нечистоту, разделяются на две части. Сначала должно «принести однолетнего агнца без порока во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех» (ср. Лев.12:6 ). «Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех» ( Лев.12:8 ). Потому и чудесным видится, что Мария приносит не первую жертву, то есть однолетнего агнца, но вторую, как будто Она «не в состоянии» принести первую. Написано о Ней так: пришли родители Его принести за Него «в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк.2:24 ). Этим подтверждается истинность сказанного, что Иисус Христос, «будучи богат, обнищал ради вас» (ср. 2Кор.8:9 ). По этой причине Он избрал бедную мать, от Которой надлежало Ему родиться, и бедную родину, о которой сказано: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ты между тысячами Иудиными» ( Мих.5:2 ) и прочее. Но мы вынуждены лишь упомянуть все это и не рассматривать подробно каждое написанное утверждение, ибо должно нам поспешить и хоть немного обсудить закон о прокаженных, о котором нам читалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Страх заставит жителей страны искать спасения в укрепленных городах. 4 лев... истребитель. Ср. 2,15; 6,26. 4 препояшьтесь вретищем, плачьте и рыдайте. Ср. Иона 3,5 . 4 в тот день. Т.е. в судный день, когда все пророчества отойдут в прошлое (ср. Ис. 2,11.12 ). 4 не для веяния... не для очищения. Этот ветер не принесет никакой пользы. 4 облакам... вихрь... орлов. Заимствованные из мира природы образы отображают мощь и стремительность врага. 4 Долго ли..? Возглас скорби и отчаяния (см., напр., Пс. 13,1 ). 4 народ Мой глуп. Эти слова могут в равной степени принадлежать как Богу, так и самому Иеремии, поскольку пророк отождествляет себя не только со своим народом, но и с Богом (см. также Притч. 1,7 ). умны на зло. Злу учатся так же, как и всему остальному, и оно становится хорошо усвоенной привычкой (ср. 9,5). 4 разорена и пуста ... небеса и нет на них света. Ср. Быт. 1,2.14.15 . Суд Божий как бы отменяет само творение. 4 нет человека. Ср. Быт. 2,5 . Творение возвращается к первоначальному хаосу. 4 Кармил пустыня. Благословения завета сменяются проклятием ( Втор. 8,7–16 ). 4 одеваешься... обрисовываешь. Образное сравнение Иудеи с блудницей. любовники... ищут души твоей. В этой фразе раскрывается самообман иудейского народа. 4 дочери Сиона. Дочь Сиона является персонификацией Иерусалима (см. Плач. 1,6 ). Глава 5 5 не найдете ли человека. Этот стих, заключающий в себе аллюзию на слов Авраама, просившего Бога помиловать Содом ( Быт. 18,22–32 ), содержит ответ на моление Иеремии о спасении погрязшего во грехе (см. 7,16) Иерусалима. 5 лица свои сделали они крепче камня. Упорное нежелание народа иудейского покаяться более всего печалит пророка (ср. Иез. 3,7–9 ). 5 лев... волк... барс. Вопиющее нарушение завета навлекает на народ проклятие ( Лев. 26,22 ). отступничества. См. ком. к 2,19. 5 Как же Мне простить тебя за это? См. ст. 1. Я насыщал их, а они прелюбодействовали. Причины, толкнувшие иудеев к поклонению ложным божествам, коренились в ошибочной вере в то, что боги земли Ханаанской могли сделать ее плодородной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010