Так пусть, если это необходимо, впадем мы в немилость вашу, ибо Церковь , обратившаяся ко Христу Господу, знает истину слов Божьих, сокрытую под покрывалом буквы. Ибо Апостол говорит: «Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:16–17 ). И поэтому мы должны умолять Самого Господа и Самого Духа Святого, дабы рассеялись туман и мрак, все, что затмевает видение нашего сердца мерзостью греха, чтобы обрести нам чудесное и духовное знание Его закона, согласно сказавшему: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» ( Пс.118:18 ). Давайте, насколько это в наших силах, слегка коснемся немногого из многого, сосредоточиваясь не столько на объяснении отдельных слов – ибо так делает пишущий на досуге, – сколько на том, что служит наставлению Церкви, чтобы дать возможность слушающим самим нас понять вместо того, чтобы поражать их богатством толкований, как и сказано: «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее» ( Прит.9:9 ). 2 . Итак, в начале книги Левит сказано: «И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания», чтобы он возвестил сынам Израилевым законы жертв и приношений. Сказано: «Когда человек из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из быков и мелкого скота» ( Лев.1:2 ), то есть «из овец или из коз» (ср. Лев.1:10 ); «если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей» ( Лев.1:14 ). «Если же», сказано далее, не человек, но «какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного из печеного в печи, то приноси пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные, помазанные елеем» ( Лев.2:1, 4 ). Затем нас научают, что к алтарю Божьему не должно приносить ничего «квасного» и что ни коим образом нельзя примешивать к приношениям «меду», но, как сказано, «соли солью» все пожертвования и приношения. Во вторую очередь повелевается нам приносить «в дар от первых плодов», жертвовать Господу «свежее, печеное и хорошо очищенное» 1 (ср. Лев.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2Пар.29:33 .  Других священных жертв было: шестьсот из крупного скота и три тысячи из мелкого скота. 2Пар.29:34 .  Но священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, и помогали им братья их левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники, ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники. 2Пар.29:35 .  Притом же всесожжений было множество с туками мирных жертв и с возлияниями при всесожжении. Так восстановлено служение в доме Господнем. 2Пар.29:36 .  И радовался Езекия и весь народ о том, что Бог так расположил народ, ибо это сделалось неожиданно. Последующим моментом было восстановление регулярного храмового богослужения. Последнее открылось великой жертвой о грехе (стихи 21–24) именно за всего Израиля (ст. 24), а не за два только колена царства Иудейского, так как ко времени Езекии падение десятиколенного царства Израильского было только вопросом времени и скоро фактически осуществилось (ср. 4Цар.17:3–6,18:9–12 ), так что Езекия мог и жителей Израильского царства рассматривать, как членов единого Израиля (отсюда затем он призывает их в Иерусалим на праздник Пасхи, ( 2Пар.30:5–11 )). Сам обряд жертвы за грех в данном случае отличался особой, чрезвычайной торжественностью, превосходя числом жертв указанную в законе норму (ср. ( Лев.4 ), «Толковая Библия», т. I, с. 418–421). Возложение рук царя и собраний на козлов жертвы греха (ст. 23), составляя общую принадлежность жертвенного ритуала ( Исх.29:10 ; Лев.4:4 ), ближе всего напоминает возложение рук первосвященника на козла отпущения в день очищения (( Лев.16:21 ); «Толковая Библия», т. I, с. 463–465) Еще большей торжественностью отличалось совершение важнейшей из жертв – всесожжения (ст. 24–29). Кроме обычного, определяемого законом Моисеевым для этой жертвы ритуала (( Лев.1 ); «Толковая Библия», т. I, с. 409–413), совершение ее в данном случае аккомпанировалось оркестром храмовой музыки и пением – по уставу Давида и пророков Нафана и Гада ((ст. 25); см. ( 1Пар.23:5 ) и др). Устав Давида и двух приближенных к нему пророков здесь ставится в качестве равноценного, богодухновенного добавления к установлениям закона Моисеева о богослужении и жертвах (об употреблении инструментальной музыки и пения при богослужении и жертвах закон Моисеев не дает обязательных постановлений: постановления о трублении в трубы ( Лев.25:9 ; Чис.10:10 ) относятся к исключительным случаям); после плена вавилонского музыка сделалась постоянною принадлежностью ежедневного богослужения и жертвы ( Сир.50:18,20 ). По поводу сказанного в ст. 25 о Давиде блаженный Феодорит замечает: «это обличает неразумение ( τν φροσνην) иудеев, которые не допускают себе назвать великого Давида пророком, ибо здесь Писание, упомянув трех, присовокупило: ибо по повелению Господню был устав сей через пророков Его» (Quaestiones in II Paralipomenon. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. T. LXXX. Col. 850–852).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее сказано: «Сгоню лютых зверей с земли вашей» ( Лев.26:6 ). Плотские звери не добрые и не злые, но нечто среднее; ибо они – бессловесные животные. А иные злые звери – духовные, которых Апостол называет «духами злобы поднебесными» (ср. Еф.6:12 ). И таковой есть злой зверь, о котором в Писании сказано: «Змей был умнее всех зверей на земле» ( Быт.3:1 ). Как видим, он – «лютый зверь», один из тех, которых Бог обещал согнать с нашей земли, если будем исполнять Его заповеди. А хочешь увидеть другого лютого зверя? Сказано: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» ( 1Пет.5:8–9 ). Но если хочешь узнать о зверях больше, тебя наставит пророк Исайя, который в видении четвероногих в пустыне пророческим духом говорит о зверях: «Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят потомки аспидов и летучих змей; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесет им пользы» ( Ис.30:6 ). Может ли кому-то, даже большим приверженцам буквального понимания, показаться, что сказанное хоть каким-то образом относится к плотским зверям? Ибо как могут «лев и детеныш льва» или «летучие змеи» нести богатства свои на ослах и верблюдах? Напротив, ясно, что пророк, исполненный Духа Святого, перечисляет силы злейших демонов и показывает, как полагают они «богатства» лжи своей на слабые и злые души, которые он образно сравнивает с ослами и верблюдами. И чтобы душа не была отдана этим зверям, боящийся Бога молит: «Не предай зверям душу горлицы Твоей» ( Пс.73:19 ). Сказано: «Сгоню лютых зверей с земли вашей, и война 86 не пройдет по земле вашей» ( Лев.26:6 ). Много войн проходит по земле нашей, если не соблюдаем мы закон Божий и не исполняем его установлений. И пусть каждый обратится к своей душе и исследует себя внутренним воспоминанием и увидит, как нашу землю, то есть нашу плоть, то теснит дух блуда, то дух гнева и ярости, то ее поражают змеиные жала жадности, то разжигают стрелы зависти, то колют шипы страстей, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал.5:17 ), и всегда ее раздирают внутренние брани. Но что сказать мне о той битве помыслов, которую враг разжигает в нашем сердце, чтобы отторгнуть нас от веры во Христа и надежды на наше призвание? Ибо когда он воздвигает тесноту искушений и напастей века сего, тогда внушает нам мысли, что бессмысленно и нелепо противостоять им ради Христа и что намного лучше вести безмятежную жизнь, не подвергаясь преследованиям. Зная об этом, апостол Павел сказал: «Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор.10:4–5 ). Поэтому тот, кто поступает «по уставам» Божьим и заповеди Его хранит и исполняет их (ср. Лев.26:3 ), не подвергается битвам и войнам, но Бог убирает их «с земли» его и не допускает, чтобы они проходили через душу праведного.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Итак, есть три способа приготовить жертву – «в печи», «в горшке» и «на сковороде». Мне видится, что «печь», по причине своей формы, обозначает нечто более глубокое, неизъяснимое в Божественных Писаниях. «Горшок» олицетворяет то, что можно понять и объяснить, если об этом часто и подолгу размышлять. А «сковорода» – то, что хорошо известно и понятно без объяснений. Ибо мы часто говорим, что существует три уровня понимания Божественных Писаний: исторический, нравственный и мистический; под этим мы разумеем тело, душу и дух. И эти три уровня понимания отражают три способа приготовления жертв. Однако в других местах, а именно в тех, о которых мы говорили, когда вспоминали о жертвах, упоминается священная корзина совершенства (ср. Лев.8:26 ), в которой повелевается хранить три хлеба. Видишь, как согласуются формы всех жертв? А что еще понимать под «корзиной совершенства», в которую должно положить три хлеба, как не Божественные Писания – пищу, трижды подаваемую слушающим? Хочешь, мы приведем примеры той же тайны из Евангелий? Вспомним слова Господа, когда Он рассказывает о том, как некто пришел к своему другу «в полночь», постучал к нему и сказал: «Дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему» ( Лк.11:5–6 ). Здесь, говоря вкратце, «ночь» – время этой жизни (ср. Рим.13:12 ), а три хлеба суть те, из которых один готовится «в печи», другой – «в горшке», а третий – «на сковороде». 6 . Затем сказано: «И всякое приношение хлебное, смешанное с елеем и сухое, принадлежит всем сынам Аароновым, как одному, так и другому» ( Лев.7:10 ). Что значит приношение, «смешанное с елеем» или «сухое»? «Жертву спасения» надлежит приносить, смешанную с елеем, а «жертву за грех» – без елея, сухую. Ибо сказано: «Пусть не льет на нее елея, ибо это жертва за грех» ( Лев.5:11 ). А посему, раз это «жертва за грех», она не помазывается «елеем радости» (ср. Пс.44:8 ), и сладость ладана не возлагается на нее. Ибо Апостол говорит о согрешающих: «Буду оплакивать многих, которые согрешили прежде и не покаялись» ( 2Кор.12:21 ). Такое «благоухание» не «приятное» (ср. Лев.2:9 ), ибо сказано о грешнике: «Смердят, гноятся раны мои от безумия моего» ( Пс.37:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

По д отец тебе – Бог, а мать – «небесный Иерусалим» 65 (ср. Гал.4:26 ). Узнай об этом из свидетельства пророков и апостолов. Сам Моисей написал про это в песни: «Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?» ( Втор.32:6 ). Апостол говорит о небесном Иерусалиме так: «Он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ). Таким образом, во-первых, Отец твой – Бог, Который породил твой дух и Который говорит: «Я воспитал и возвысил сыновей» ( Ис.1:2 ). И апостол Павел говорит: «Мы должны покориться Отцу духов, чтобы жить» ( Евр.12:9 ). Другой отец твой – отец по плоти, чьим служением ты был рожден во плоти и пришел в этот мир, который носил тебя «в чреслах» своих, как сказано о Левии: «Он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его» (ср. Евр.7:10 ), «когда он возвращался», «и благословил его» и принял от него «десятую часть из всего» (ср. Быт.14:17 и далее). И так как звание отца столь священно и столь почитаемо, тот, «кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» ( Лев.20:9 ). Такое же достоинство определено и для матери, которая своим трудом, заботой и служением родила и вскормила тебя. И должен ты, как утверждает Апостол, в равной мере быть благодарным своим родителям (ср. Рим.1:3 ). Ибо если будешь бесчестить своего отца по плоти, его унижение взойдет к «Отцу духов» (ср. Евр.12:9 ); и если оскорбишь свою мать по плоти, то это оскорбление обрушится на матерь твою – «небесный Иерусалим» (ср. Гал.4:26 ). Также и раб, если непочтителен к своему хозяину, то оскорбляет он Бога славы (ср. Пс.28:3 ) через своего земного господина, ибо Он дал Свое наименование плотскому господину. Потому нельзя человеку ни прекословить своим родителям, ни противоречить им. Он – отец, она – мать. И как сочтут они нужным, так пусть и решают, так и поступают, так и говорят; они сами знают. И сколь бы послушны мы ни были, никогда мы не сможем в полной мере отблагодарить их за то, что они нас родили, носили, пролили на нас свет, кормили нас, а, может, и дали нам образование и обучили нас достойному ремеслу. Возможно, через виновников нашего рождения мы узнали о Боге и пришли в Церковь Божию и услышали слова закона Божьего. Поэтому тот, «кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» ( Лев.20:9 ). Но если такое наказание установлено в отношении земных родителей, что же тогда делать тем, кто своим злоречивым языком раздражает Бога Отца? Кто отрицает, что Он – Творец мира или что «небесный Иерусалим – матерь всем нам» (ср. Гал.4:26 ), и утверждает, что эти пророческие слова относятся к земному городу?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Затем, как сказано, «наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» ( Исх.23:16 ). Этот день – Пятидесятница – наступает через семь недель после Пасхи, когда повелевается: «Очищая святыни дома моего» (ср. Исх.29:36 ). Затем, в седьмой месяц отмечаются другие праздники. «В первый день месяца» отмечается новомесячье труб (ср. Чис.29:1 и далее), как сказано в псалме: «Трубите в новомесячие трубою» ( Пс.80:4 ). А «в десятый день седьмого месяца» (ср. Лев.16:29 ) наступает день умилостивления. Только «в сей день» первосвященник облачается во все священнические одежды, тогда возлагает «явление и истину» (ср. Исх.28:30 ), тогда входит он в место неприступное, куда дозволено входить ему «однажды в год» (ср. Исх.30:10 ), то есть «во Святое Святых» (ср. 2Пар.4:22 ). Ибо «однажды в год» первосвященник, оставив народ, входит туда, где находится «престол милости», а над ним – два херувима, где «ковчег откровения» и «жертвенник» (ср. Исх.25:18–21;27:1;29:37 ), куда закон никому не позволяет входить, кроме первосвященника (ср. Ерв.9:7). Если бы я рассматривал то, как истинный Первосвященник, Господь мой Иисус Христос (ср. Евр.4:14 ), будучи во плоти, был с народом весь год, тот год, о котором Сам Он говорит: «Господь помазал Меня благовествовать нищим, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего» ( Ис.61:1–2 ), я бы указал на то, как однажды в этот год, в «день мщения» Он входит «во Святое Святых» (ср. 2Пар.4:22 ), то есть когда, исполнив должное, проходит небеса (ср. Евр.4:14 ) и восходит к Отцу, чтобы ходатайствовать за всех верующих в Него, дабы Отец стал благосклонным к человеческому роду. Об этом Его примирении, которым люди умилостивляют Отца, знает апостол Иоанн, сказавший: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.2:1–2 ). И Павел упоминает об умилостивлении, когда говорит о Христе: «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру» ( Рим.3:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Прежде показаны виды греха, теперь же повелевается очищать их жертвоприношениями (ср. Лев.6:6 ). Пусть осознают наученные буквой немощные и неспособные воспринимать глубокие тайны, что если кто-то «пренебрежет наставлениями Господа и солжет ближнему в том, что ему поручено, или в общении, или им похищено» (ср. Лев.6:2 ), он считается виновным в совершении тяжкого греха. И пусть таковой будет вне Церкви Божьей, ибо не поверю я, что есть в этом собрании святых кто-то, кто поступит столь опрометчиво, что отвергнет то, «что ему поручено» ближним, или разрушит общение обманом или кого ограбит или возьмет похищенное у другого и поклянется наперекор своей совести. Боже сохрани, говорю я, чтобы я подумал так о ком-нибудь из верных. Ибо я утверждаю, что вы «не так познали Христа» и не так «в Нем научились» ( Еф.4:20–21 ). Кроме того, сам закон не устанавливает эти предписания для святых и верных. Хочешь узнать, что это сказано не о святых и праведных? Послушай, какое различие делает Апостол: «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорных, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери» ( 1Тим.1:9 ) и прочих подобных им. Именно для таковых, по словам Апостола, «закон положен», а Церковь Божия, оставив букву, возводится духом к еще большей святости, и Боже сохрани ей оскверниться подобными согрешениями. 3 . Посмотрим теперь, что есть то, что «поручено» (ср. Лев.6:2 ) каждому верному. Я полагаю, что нам поручены Богом как залог сами наши душа и тело. А хочешь знать, какой еще больший залог ты получаешь от Бога? Он поручает твоей душе Свой образ и подобие (ср. Быт.1:26 ). И потому ты должен вернуть этот залог неповрежденным, таким, каким получил его. Ибо если ты «милосерд, как и Отец [твой] милосерд», то носишь в себе образ Бога и хранишь «добрый залог» (ср. 2Тим.1:14 ) невредимым. Если ты совершенен, «как совершенен Отец [твой] Небесный» ( Мф.5:48 ), залог образа Божьего остается в тебе. И так же во всем прочем, если ты благочестив, если справедлив, если свят, если «чист сердцем» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Точно также при жертве благодарности, кроме жертвенных опресноков, приносился и квасной хлеб, но он отдавался священнику ( Лeb. VII, 13–14 ). 599 (Ст. 3–4). Из сравнения Лeb. XVI, 4 , видно, что омовение заключалось не только в омывании рук и ног, как то требовалось перед каждым священнодействием от всех священников ( Исх. ХХХ, 19 ), но в полном омовении всего тела. Это же омовение требовалось от Первосвященника в великий день отпущения (Лев. loco citato), дабы очистить себя от всякой скверны плоти и духа и совершать святыню в страхе Божием ( 2Kop. VII, 1 ). И здесь омовение, которое совершал Первосвященник перед вступлением в священство и ежегодно перед жертвой отпущения, было преобразованием крещения Господа нашего Иисуса Христа, «Первосвященника непорочнаго» ( Ebp. VII, 26 ), который, однако, «чтобы исполнить всякую правду» (Матф., III, 15), принял крещение Иоанново. 600 (Ст. 5–6). Об одеждах смотри предыдущую главу, в 40;III, Лев. 8 , более подробно описано облачение Аароново, и прибавлено: «возложил наперсник.... и на наперсник положил Урим и Туммим» (ср. пр. 26 предыдущей главы). 601 (Ст. 7). Здесь только вкратце даются указания о тех важнейших действиях, которые составляют существенную часть обряда возведения в сан Первосвященника. Из более же подробного исторического описания исполненного обряда (Лев. 40;III), мы видим, что священным елеем (составление его описано Исх. ХХХ, 23– 25 ) Моисей сперва помазал скинию и покропил на жертвенник и потом возлил священный елей на голову Аарона (Лев. 40;III, 12). Заметим, что хотя о простых священниках ничего не сказано здесь, чтобы они были помазаны, но в кн. Исх., в глав. XX40;III, 41, и в особенности в глав. XL, 15, положительно указано, что сыновья Аароновы помазаны как и отец их, но не великим помазанием (см. in loco в Лев. 40;Ш, 30, примечание, а также следующее примечание). 602 (Ст. 8–9). В стихе 21 наст. главы и в стихе 30, главы 40;III, кн. Левит сказано, что после жертвоприношения «взял Моисей елея помазания и крови, которая на жертвеннике, и покропил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним; и так освятил Аарона, и одежды его, и сынов его, и одежды его с ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Когда речь идет о склонности, любви или, напротив, о неприязни и отвращении, испытываемых человеком, эти чувства нередко описываются как действия или состояния его Д. Так, о любви Сихема, сына Еммора Евеянина, к дочери Иакова Дине говорится: «И прилепилась душа его (    ) к Дине» (Быт 34. 3; ср.: 34. 8). Еще отчетливее эта идея выражена в Книге Песни Песней Соломона, где влюбленные говорят друг о друге: тот, «которого любит душа моя», или та, «которую любит душа моя» (       - Песн 1. 6; 3. 1, 2, 3, 4). Связью человеческих душ являются также отношения 2 друзей или отца и сына. О чувствах Ионафана к Давиду говорится: «...душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар 18. 1; ср.: 18. 3; 20. 17). В кн. Второзаконие встречается выражение «друг твой, который для тебя, как душа твоя» (Втор 13. 6(7)). Когда Иосиф вынудил своих братьев, принимавших его за егип. вельможу, привести к себе Вениамина и захотел хитростью оставить его при себе, то один из братьев, Иуда, сказал ему: «...если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его (        ), то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб» (Быт 44. 30-31). Высказывания о Д. как о субъекте любви или неприязни могут приобретать и богословский смысл. Любовь человека к Богу или, напротив, греховное пренебрежение Его заповедями и законами осмысляются как деятельность Д.: «...к Тебе прилепилась (  ) душа моя...»- говорит, обращаясь к Творцу, псалмопевец (Пс 62(63). 9); «...если душа ваша возгнушается (  ) Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой...» (Лев 26. 15); «...их душа отвращается от Меня» (       - Зах 11. 8). Нередко и Божественные любовь и ненависть описываются в тех же терминах «душевных движений», что и человеческие чувства: «Я оставил дом Мой,- говорит Яхве прор. Иеремии об Израиле,- покинул удел Мой; самое любезное для души Моей (    ) отдал в руки врагов его» (Иер 12. 7); «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (       - Иер 15. 1); «Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась (  ) от тебя» (Иер 6. 8; ср.: Иез 23. 18); «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит (  ) душа Моя» (Ис 1. 14); «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит (  ) душа Его» (Пс 10(11). 5; ср.: Притч 6. 16); «...и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается (  ) вами» (Лев 26. 11, ср.: 26. 30; ср.: Иер 14. 19); «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит (  ) душа Моя» (Ис 42. 1; ср.: Мф 12. 18). К этой же группе значений относятся случаи употребления слова   в составе устойчивого выражения   «всей душой»: «...люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею...» (Втор 6. 5; ср.: 30. 6).

http://pravenc.ru/text/180712.html

«Кто ударяет тебя в (одну) щеку, обрати к нему и другую» (ср.: Мф. 5:39). Этим утверждает, что то (сказанное древним) изречение: «удар за удар» (ср.: Исх. 21:23–25), несовершенно, поскольку то, что совершенно и истинно, установил во дни благодати, говоря: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Итак, тем сказано было: «не убивай» (Исх. 20:13), — вам же: «не гневайся» (ср.: Мф. 5:22); тем: «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), — а вам: «не вожделей» (ср.: Мф. 5:28); там: «зуб за зуб» (Исх. 21:24. Лев. 24:20. Втор. 19:21), — а здесь: «кто ударяет тебя в щеку, обрати к нему и другую» (ср.: Мф. 5:39). И иным образом тому же учит: «если ты хочешь принести дар твой на алтарь твой, то оставь дар твой и пойди примириться» (ср.: Мф. 5:23–24), — что сказал для того, дабы никто не сомневался, справедливо или нет пренебречь Божественным жертвоприношением и оставить без отмщения преступников. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев» (Мф. 5:20). Поскольку, если закон повелевает: «не собирай колосьев после жатвы твоей, и не сбивай маслин твоих два раза, и не подбирай ягод в винограднике твоем, но пусть остается это бедным» (ср.: Лев. 19:9–10), — если сие сказано тем, которые живут под законом, то что повелевается христианам, которым Господь сказал: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в Царство Небесное» (Мф. 5:20)! «Вы слышали, что сказано " не убивай " , ибо кто убивает, подлежит суду. А Я говорю вам: кто говорит брату своему: " безумный " » (ср.: Мф. 5:21–22). Потому что это имя («безумный») также оскорбляет человека по причине (выражаемого им) пренебрежения. Человек, хотя и простой, понимает течение времени, мудрый же понимает течение помыслов [если люди простые или необразованные умеют наблюдать течение времени, то мудрые понимают и течение помыслов, и потому могут умерять и подавлять движения гнева и вызывающие обиду слова]. Итак, совершенных хотел привести к совершенным, то есть совершенных — к Ангелам. У Господа праведники виновны, дабы и сами признавали себя виновными друг перед другом. Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, дабы тот властвовал над желанием, — как и Бог, имеющий (это) по (самой) Своей природе. И примет, как и Бог, хотя уже всем владел по природе, однако свободно подверг Себя изменчивостям человеческой жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010