С одной стороны, Иисус Христос по отношению к людям — Один из них, Подобный им во всём, кроме греха (ср. Евр 4:15); Он подобен им также и в том, что молится Единому Богу как Творение — Творцу. С другой же стороны, Он открывается тем, кто умеет толковать Его слова и знамения, ни больше ни меньше как Сам Бог. Например, когда Он при книжниках и фарисеях, которые приволокли уличённую в прелюбодеянии, дабы побить её камнями, начинает молча писать на песке и благодаря этому внушает им, сведущим в Писании, такой ужас, из-за которого они ударяются в бегство, при этом даже забыв увести с собой и женщину (Ин 8:3–11), это вряд ли можно объяснить иначе, нежели как тем, что они опознали в пишущем пальце Господа ту руку, которая высекала текст на скрижалях Завета (Исх 31:18, ср. 32:16), точно так же как и писала менетекел на стене в царском дворце Валтасара (Дан 5:5), а теперь, по слову пророка, записывает на песке их собственную участь 6 . Или же вот: Тот же Господь посылает в Иерусалим десять взывающих к Нему прокажённых из пограничной области Галилеи и Самарии (Лк 17:11–19), чтобы они прошли там у священников утомительную и обстоятельную ритуальную процедуру провозглашения их чистыми (Лев 14), для того чтобы высказать порицание тем девяти, которые исполнили Его наказ, а похвалить лишь одного, который вернулся с пути, чтобы пасть ниц перед Ним, Господом, и в Его лице восхвалить Бога 7 , вместо того, чтобы идти в Иерусалим, — что же это, если не Самооткровение Господне, преподанное в виде знамения, и не повествовательная передача его в Евангелиях, так что Божественность Иисуса Христа явлена и поучает нас с такой изумительной и проникновенной выразительностью, на которую неспособен ни один богословский трактат, пусть сколь угодно остроумный и речистый? Бывает ли ещё короче и ещё доходчивее? Да, в одном-единственном стихе (Лк 8:39) 8 . 5. Божественное “Мы” Но эта весть требует ушей, которые слышат, глаз, которые видят, — и сердца и разума, которые могут устоять в конфликте, пусть кому-то он и кажется неразрешимым и скрывает в себе то, что Человек Иисус Христос явлен как Сам Бог, идентичный с Единым Богом, и одновременно — как Бог, Ему Противополагаемый. Разве в состоянии монотеист — безразлично, иудаист или кто-то иной — обычным для себя путём представить своего Бога как Единого, как Монаду, и в то же время воспринять Его как соответствующее себе и стимулирующее “Я”, — а именно это и является для христианина высочайшим счастьем и глубочайшим образом потрясающим его переживанием: его Бог выходит к нему как Множественность, как “Мы”, и провозглашает: верующий должен быть един с себе подобными, как Мы едино (Ин 17:22). И именно в качестве “Мы” Бог наполняет Собой его сокровенное: и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23).

http://pravmir.ru/iz-naslediya/

Суд далек от Иудеев (гов. ст. 9), потому что (ст. 7 – 8) они нечестивы и злы и проливают кровь невинную. Поэтому они напрасно ожидают света и озарения: злых окружает мрак (Ср. Ин. 3и наши заметки в изуч.). В ст. 10 высказано, что народ слеп; это есть подобие, переносящее нас как к видению Исаии VI, 10, так и к временам Господа, когда Он глаголал о фарисеях и народе, что „они слепые, ведущие слепых“ ( Мф. 15:14, 23:16–19 и ср. Ин. 9:41 ). Понятно, что при таком состоянии души, окруженной безвыходным мраком, отчаяние может овладеть душею, что и рисует пророк в стихе 11-м. В стихах 12–15 пророк продолжает говорить от имени народа своего, но сам он выделяется из него произнесением сердечного покаяния и истиной дышущего вопля о грехах Израиля; он сознается, что истины нет среди его соотчичей, что царство лжи и обмана водворилось, и что всякий удаляющийся от зла подвергается оскорблению. Тогда полный глубокой скорби, он восклицает, что Господь увидел это, и противно это очам Его. Таково было состояние душ большинства современников Исаии; таково оно было и во времена Иеремии (ср. Иер. 8и др.) и позже при Иезекииле и наконец во времена Господа нашего. И действительно, все стихи изучаемого нами отдела вполне приложимы в Иудеям, видевшим плотскими очами воплощенного Господа, но „сомкнувшим очи свои“ ( Ис. 6:10 ; Мф. 13:15 ). Да! они ждали света и тосковали об нем, но, когда свет появился, они не пошли к нему и отвернулись от Того, которым свет внесен в мир. Что суд был далек от них, доказывает беззаконное судилище над Агнцем Божиим; во время его и пред Пилатом Иудеи отреклись и от Царя своего Бога, признав Кесаря единственным царем своим 1759 . Очевидно, как говорил пророк: „суд отступил назад и правда стала вдали; ибо истина преткнулась на площади и честность не может войти; и не стало истины.“ (14 – 15). „Се оставляется дом ваш пуст! сказал Господь, прибавив однако, по неизмеримому милосердию Своему: „не увидите меня отныне, доколе не воскликните: благословен грядый во имя Господне“! ( Мф. 23:38–39 и Лк. 13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Jackman D. The Message of John " s Letters, BST (IVP, 1988). Thompson M. M. 1–3 John, IVPNTC (IVP, 1992). Stott J. R. W. The Letters of John, TNTC (IVP/UK/Eerdmans, 1988). Marshall I. H. The Epistles of John, NICN (Eerdmans, 1978). Law R. The Tests of Life (Baker Book House, 1968). Smalley S. S. 1, 2, 3 John, WBC (Word, 1984). Содержание 1:1–4 Пролог 1:5 – 2:6 Общение с Богом 2:7–17 Новая заповедь 2:18–27 Христианин и антихрист 2:28–3:10 Дети Божьи 3:11–18 Любовь друг к другу 3:19–24 Уверенность 4:1–6 Дух истины и дух заблуждения 4:7–21 Бог есть любовь 5:1–5 Победа веры 5:6–12 Свидетельство о Сыне 5:13–21 Знание вечной жизни Комментарий 1:1–4 Пролог Эти стихи, составляющие одно сильно сжатое и сложное предложение на греческом языке, – форма пролога ко всему посланию в целом. Здесь Иоанн передает основные идеи, которые далее будет рассматривать более подробно. 1 Греческое слово, открывающее послание, – о том, что – это местоимение среднего рода. Таким образом, повествование больше напоминает Евангелие, чем личное послание. Далее Иоанн говорит о слышании, видении и даже осязании, что заставляет нас задуматься об Иисусе. Все это связано с выражением о Слове жизни, и хотя это словосочетание может означать Благую весть, мы не должны также забывать, что Иисус назван как «Слово», так и «жизнь» ( Ин. 1:1; 14:6 ), кроме того, сказано, что «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин. 1:4 ). Это необычное начало напоминает нам как о Евангелии, так и Том, Кто является основой этой Благой вести. Слова от начала говорят о том, что Благая весть не была замыслом, возникшим позже. Она всегда было в Божьем плане. Далее Иоанн переходит к главной мысли – к фактической стороне этого дела. В Евангелии идет речь не о некой призрачной фигуре, какие обычно описывались в греческой мифологии, а о гениальной исторической личности. Его видели, слышали и осязали (ср.: Лк. 24:39 ; Ин. 20:20, 24–27 ). Здесь делается особый акцент на реальном существовании Иисуса. Иоанн обращается не столько к зрительному, сколько к физическому восприятию. Поэтому он говорит: что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши. Мы используется довольно часто в этом послании (как утверждает Браун, в 105 стихах оно появляется 51 раз; Epistles of John, p. 158). Переход от мы к руки наши может быть не более чем стилистическим приемом, но, возможно, здесь подчеркивается именно физический контакт, то есть то, что совершали руки наши.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа. Поскольку в греческом тексте стоит один определенный артикль к обоим словам, эта фраза утверждает Божество Иисуса. 1 в познании Бога и Христа Иисуса. Тема «познания» занимает значительное место в послании; вероятно, здесь можно видеть полемику против лжеучителей и их увлечения эзотерическим тайным знанием. Петр, похоже, употребляет здесь термин «эпигносис» (познание) только применительно к основоположному и спасительному познанию Бога, приобретенному при обращении (1,3.8; 2,20). Познание Бога и Христа Иисуса связаны, поскольку Бог познается только во Христе и через Него ( Мф. 11,27 ). 1 соделались причастниками Божеского естества. Верующие не поглощены Божеством, не становятся божеством сами. Они приняли Духа Святого и стали сынами Богу ( Ин. 1,12 ; Рим. 8,9–21 ). В этом качестве они уподобляются Христу ( Рим. 8,29 ) и образ Божий в них обновляется истинной праведностью. 1:5–8 Порядок перечисленных здесь добродетелей произвольный. Петр использует здесь риторический прием, создавая нарастающий ряд перечисляемых элементов. Однако начальное и конечное звено ряда имеют особое значение. Нередко раннехристианские перечисления добродетелей начинаются с «веры» (отправной точки христианской жизни) и заканчиваются «любовью» ( Рим. 5,1–5 ; ср. 1Кор. 13 ). 1 братолюбие. Греч.: «филадельфия». Привязанность верующих друг к другу братьев и сестер в семье Божией ( 1Пет. 1,22 ; Рим. 12,10 ; Евр. 13,1 ). 1 А в ком нет сего. Петр говорит о людях, именующих себя христианами, но таковыми не являющимися (подобных лжеучителям и их последователям). Они должны бы обладать свойствами, перечисленными в ст. 5–7; на деле же этого нет. тот слеп, закрыл глаза. Петр имеет в виду умышленное нежелание видеть истину. Образ телесной слепоты часто употребляется для описания неспособности постичь духовную истину ( Ис. 42,19 ; Ин. 9,39–41 ; 2Кор. 4,4 ). 1 делать твердым ваше звание и избрание. Божие избранничество твердо и несомненно ( Еф. 1,4–6 ), но для отдельного христианина оно не сразу становится очевидным. Уверенность в призвании Божием свидетельствуется явным действием Духа Святого как внешними обстоятельствами жизни (ст. 5–7), так и внутренним удостоверением Духа в сердцах верующих ( Гал. 4,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Так это было, и я рассказал вам о страдании в той уверенности, что вы желаете знать об этом по сострадательности. Что же после того? Тягчайшая угроза и строжайшее заключение. Ибо под страхом бичевания [приказано] и стражам, и надзирателю, чтобы мы даже не говорили шепотом, не только что не писали бы никому. Итак, убоимся ли мы и будем молчать, из страха повинуясь людям, а не Богу (ср. Деян.4:19 )? Конечно, нет; но доколе Господь не отверзет нам дверь, мы не перестанем исполнять должное, сколько возможно для нас, трепеща и боясь угрожающего суда за молчание. Если кто поколеблется, говорит Господь, не благоволит к тому душа Моя. И еще апостол: мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души ( Евр.10:38–39 ). Скорби ради Христа подражание Ему Поэтому я и посылаю настоящее письмо свое ко всем братиям рассеянным и со скорбью испытывающим гонение, особенно же к вам, исповедникам Христовым. Будем терпеть, возлюбленные мои братия, еще более укрепляясь, а не теряя мужества в страданиях. Мы плоть; не будем же щадить ее, будем радоваться, подвергаясь мучениям ради Христа. Кто изобилует подвигами, тот пусть более радуется, как имеющий преимущество в наградах; кто боится испытать страдания от бичей, тот пусть отражает страх, помышляя о вечных мучениях. Ибо их удары в сравнении с теми сон и детские стрелы. Так прошу, умоляю: будем услаждаться скорбями ради Христа, хотя они и весьма горьки для плоти; будем взирать на будущее и постоянное, а не на настоящее и преходящее. Охотно решимся смешать кровь свою с кровью мучеников, часть нашу с частью исповедников, дабы ликовать [Col. 1233] вместе с ними вечно. Кто благоразумен? Кто мудр? Кто хороший стяжатель, чтобы отдать кровь и получить дух 1067 , презреть плоть и получить Царство? Любящий душу свою погубит ее, сказал Господь, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ). Внемлем словам Его, последуем за Ним. И где (528) Я, говорит Он, там и слуга Мой будет ( Ин.12:26 ). А где Он? На кресте. И мы, смиренные, как ученики Его, там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

подобно тому, как и человеческий ум, зная все, проявляет во вне, через произносимое слово, например, желания души, коей принадлежат и ум, мысленно представляемый и называемый как нечто другое от неё отличное, по природе же не будучи другим, но как часть всего (всей души), находящаяся в душе и из неё считающаяся происходящей. Но божественная и неизреченная Природа конечно выше этого примера, хотя бы в нем сравнение и было выражено тонко ( Ин.14:25–26 ). Дух Святый один... Сын обладает Духом Родителя, благим по своей природе, живым и ипостасным (γαϑν φσεως δας, ζν κα νυπστατον), как без сомнения и Отец ( Ин.1:1 ). b. 32, – Псалмопевец ( Пс.138:7–10 ) называет Духа лицом Сына (πρσωπον το ιο) ( Ин.14:11 ). b. 211. Г., Дух Святый в отношении ко Христу как воплотившемуся Сыну Божию. Воплощение Сына есть дело также и Святого Духа, как и Отца, ибо во всем всегда действует все Божество и вся Святая Троица, – все от Бога чрез Сына в Духе ( Ин.6:57 ). 59. Духа Святого принимает Христос как собственного Своего Духа, Коего Он дает Сам Себе, ради нас, для освящения Своей плоти, – принимает Его как человек, а как Бог и Сам дает Его Себе ( Ин.17:18–19 ). 98 ср. 100, – получает Духа от Себя Самого ( Ин.16:14 ). Единородный говорит, что дано Ему Самому данное Его собственной плоти, конечно данное от Отца через Него в Духе, ибо нет другого образа единения с Богом даже и для Христа, поскольку Он есть Человек, в Коем через единение с Духом плоть освящается неизреченным образом соития и так восходит к неслитному единению с Богом Словом и через Него с Отцом, очевидно по усвоению (единению с Словом), а не по природе ( Ин.17:22–23 ). 113–114. Животворной деятельности Духа Христос представляет исполненным Свое тело, называя ( Ин.6:63 ) Духом плоть, причем конечно отнюдь не отрицает того, что она есть плоть, но по причине совершенного единения с Ним и облечения во всю Его животворную силу она должна уже называться и Духом ( Ин.6:63 ). б, – чтобы обновить в нашей природе утраченное прежнее благо (образ Божий, сообщенный человеку в „дыхании жизни ( Быт.2:7 ) или Духе Святом), ради нас, по человечеству, первый получает Духа воплотившийся Сын Божий ( Ин.1:32–33 ). 190, – ( Ин.7:39 ). 215, – ( Ин.14:20 ). 263–264, – ( Ин.17:18–19 ). 94, – ( Ин.20:22–23 ) ср. 20. 22–23. 263. Дух Христов, данный нам ( Ин.15:26–27,20:22–23 ). 269, – Христа ( Ин.14:18,21,25–26, 16:12–13 ), – мир Христов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. Иисуса Христа во время Его земной жизни Представленная в Евангелии генеалогия рода царя Давида говорит об Иисусе Христе как об истинном царе (Мф 1. 1-16); евангелист приводит офиц. список наследников царского престола; наследование происходило в пределах рода (ср.: Basil. Magn. Ep. 236), не обязательно от отца к сыну; к роду Давидову принадлежал не только прав. Иосиф, офиц. признавший Иисуса своим сыном, хотя Он и не был ему сыном по крови (ср.: Мф 1. 20-25), но и Дева Мария ( Sym. N. Theol. Or. 45. 9; см. ст. Богородица ); Он неоднократно именуется «сыном Давидовым» (Мф 9. 27; 12. 23; 15. 22; Мк 11. 9; Лк 1. 32); волхвы искали Его как Царя Иудейского (Мф 2. 2). Предста царица. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГМЗРК) Предста царица. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГМЗРК) В то же время В. Иисуса Христа не ограничивается земными представлениями о царской В. (ибо, «если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему?» - Мф 22. 42-45; Лк 20. 41-44), Он является носителем В. Божия посланника: Он учит «как власть имеющий» (Мф 7. 29; Мк 1. 21; Лк 4. 32; ср.: Ин 13-18), Он обладает В. «над всякою плотью» (Ин 17. 2), имеет В. (ξουσα) над силами природы и «ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему» (Лк 8. 22-25; Мк 4. 39, 41; ср.: Пс 106. 23-30), В. над бесами (Мф 5. 2-18; Мк 5. 1-20; Лк 4. 36; 8. 26-39), над болезнью (Мф 8. 8 и слл.; 9. 20-22, 27-29; Мк 2. 11; 5. 25-34; Лк 5. 17 слл.; 8. 46-50), Его В. давать физическое исцеление является свидетельством еще большей В.- даровать духовное освобождение от грехов: Он «имеет власть прощать грехи» (Мф 9. 6 слл.; Мк 2. 10; Лк 5. 24; ср.: Ин 8. 11), Ему дал Бог «власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин 5. 27 слл.). «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф 12. 8; Мк 2. 23-27; 3. 1-5): ветхозаветная заповедь «помни день субботний» приобрела множество второстепенных предписаний по поводу того, что не позволялось делать в субботу, Христос не следует этим предписаниям, однако не отвергает самого требования соблюдать субботу, но заявляет о Своем праве толковать запреты субботнего дня. Иисус Христос имеет В. над смертью, Он Господин жизни и смерти («Я есмь воскресение и жизнь» - Ин 11. 25): Христос воскрешает дочь Иаира (Мф 9. 18-19, 23-26; Мк 5. 21-23, 35-42; Лк 8. 41-42, 51-55), сына вдовы из Наина (Лк 7. 11-17), Лазаря (Ин 11. 1-44). Наконец, Он имеет В. над собственной жизнью: «Никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10. 18).

http://pravenc.ru/text/155023.html

Перед первым чтением евангелиста диакон произносит возглас: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед вторым или третьим чтением того же евангелиста возглас: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...» не произносится, но только: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста означенные молитвословия повторяются, т. е. со слов: «И о сподобитися нам...», и далее порядок тот же. После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются. По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так: Понедельник На 3-м часе – Мф., зач. 1–66 (1, 1 – 16, 12). На 6-м часе – Мф., зач. 67–116 (16, 13 – 28, 20). На 9-м часе – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). Вторник На 3-м часе – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). На 6-м часе – Лк., зач. 1–38 (1, 1 – 8, 39). На 9-м часе – Лк., зач. 39–82 (8, 40 – 16, 18). Среда На 3-м часе – Лк., зач. 83–114 (16, 19 – 24, 53). На 6-м часе – Ин., зач. 1–26 (1, 1 – 7, 36). На 9-м часе – Ин., зач. 27–46 (7, 37 – 13, 32). Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее , то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке: Понедельник На 3-м часе – Ин., зач. 1–7 (1, 1 – 2, 25). На 6-м часе – Ин., зач. 8–12 (3, 1 – 4, 46). На 9-м часе – Ин., зач. 13–18 (4, 47 – 6, 13). Вторник На 3-м часе – Ин., зач. 19–25 (6, 14 – 7, 13). На 6-м часе – Ин., зач. 26–30 (7, 14 – 8, 30). На 9-м часе – Ин., зач. 31–34 (8, 31 – 9, 38).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

7-10). В НЗ А. вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники ВЗ. Авторы НЗ признают значение А. в истории спасения Израиля (Мф 8. 11; Мк 12. 26; Лк 16. 22-24; 19. 9; отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с А.: Лк 1. 55, 73) и то, что Израиль есть семя А. (Лк 13. 16; 16. 24; 19. 9 и др.), но эта причастность к детям А. отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин 8. 33; Мф 3. 9; Лк 3. 8), ибо Господь Иисус больше А. (Ин 8. 52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком А. по плоти («семя Авраама», Ин 8. 33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела А., суть подлинные дети А. Благословение А. и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян 3. 25). Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с А. (Мф 1. 2), чтобы показать, что Мессия Иисус не только сын царя Давида , но и истинный потомок А. (Мф 1. 1), на к-ром сбылись пророчества ВЗ. Евангелист Лука упоминает А. не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк 3. 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян 3. 13; 7. 32; 13. 26; ср. 7. 2-8, 16-17). Ап. Павел подчеркивает исторические привилегии Израиля также с помощью выражения «семя Авраама» (Рим 9. 7; 11. 1; 2 Кор 11. 22;), однако настоящее эсхатологическое сыновство признает только за детьми обетования (Рим 9. 7-9; Гал 4. 22-31), т. е. за теми, кто принял веру. Именно вера А. имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. А.- прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим 4). Св. ап. Павел подчеркивает именно обетование А. и его веру: еще необрезанный А. оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим 4. 13-15). Согласно Гал 3, благословение А. народам понимается как весть об оправдании язычников (Гал 3. 7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя А. и наследники обетования (Гал 3. 29). Подчеркивается спасительное преимущество обетования А. перед Законом Моисея (Гал 3. 17-18), ибо обетование А. рассматривается как «завет о Христе», а под «семенем» ап. Павел понимает Самого Христа (Гал 3. 16), но тем самым и всех верующих во Христа, являющихся членами единого Тела Христова (1 Кор 6. 15; 12. 27). Иак 2. 21-24 называет А., получившего оправдание по его делам, образцом покорности воле Бога (ср. Ин 8. 39-40).

http://pravenc.ru/text/62850.html

Крещение должно совершать: а) в воде: Иисус отвечал: истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Филипп отверз уста свои и, начав от сего писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот вода; что препятствуем мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха. ( Деян.8:35–39 ). Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа ( Деян.10:47 ); б) чрез погружение троекратное; это видно из того, что крещение представляется в Священном Писании под образами: · потопа: 1Петр.3:19–22 ; · бани водной: Еф.5:26 . Ср. Тит.3:5 ; · гроба: Кол.2:12 . Эти образы необходимо предполагают совершение крещения чрез погружение крещаемого в воду. На это же указывают и выражения о крещении евнуха: И сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха ( Деян.8:38–39 ) и о крещении Господа: И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. ( Мф.3:16 . Ср. Мк.1:10 ); в) с призыванием слов Спасителя: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. ( Мф.28:19 ); г) совершать таинство крещения Господь поручил только апостолам и их преемникам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:19–20 ). Это же подтвердил Господь и тогда, когда для крещения Корнилия повелел призвать апостола. ( Деян.10:3–5 ), а не кого-либо из верующих братий; также и уверовавших учеников в Ефесе никто не мог крестить, пока не пришел апостол Павел и сам крестил их ( Деян.19:1–5 ). К чему обязывает возложение на крещаемого креста? Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною ( Лк.9:23 ). Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. ( Лк.14:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010