Анализ Цель, стоявшая перед Иоанном, предопределила выбор и расположение материала. План четвертого евангелия более понятен и систематичен, чем планы синоптических евангелий. Иоанн подчеркивает все возрастающее противоборство веры и неверия, света и тьмы и шаг за шагом подводит нас к великой кульминации креста и завершающему восклицанию Фомы: «Господь мой и Бог мой!». Hilgenfeld, Einleitung, p. 696). В приведенном ниже аналитическом плане разделы, которые присутствуют только у Иоанна, отмечены звездочкой. Пролог. Тема евангелия – Логос, вечно являющий Бога: 1 . Во взаимоотношениях с Богом, Ин. 1:1–2 . 2 . Во взаимоотношениях с миром. Главное откровение, Ин. 1:3–5 . 3 . Во взаимоотношениях с Иоанном Крестителем и иудеями. Особое откровение, Ин. 1:6–13 . 4 . Воплощение Логоса и влияние этого события на учеников, Ин. 1:14–18 . II. Явление воплощенного Логоса в слове и делах, Ин. 1:19 – 12:50 . Предварительное свидетельство Иоанна Крестителя, указывающее на Иисуса как обещанного и ожидаемого Мессию, как Агнца Божьего, берущего на Себя грех мира, Ин. 1:19–37 . Призвание первых учеников, Ин. 1:38–51 . Первое знамение: превращение воды в вино в Кане Галилейской, Ин. 2:1–11 . Первое посещение Капернаума, Ин. 2:12 . Первая за время публичного служения пасха и путешествие в Иерусалим, Ин. 2:13 . Очищение храма, Ин. 2:14–22 . (Описание этого события есть и у синоптиков, хотя они помещают его в конец публичного служения.) Служение среди иудеев в Иерусалиме, Ин. 2:23–25 . Беседа с Никодимом, представителем боязливых учеников из высших слоев иудейского общества. Рождение свыше как условие вхождения в Царство Божие, Ин. 3:1–15 . Любовь Бога, Который послал Своего Сына, чтобы спасти мир, Ин. 3:16–21 . (Иерусалим.) Служение Иисуса в Иудее. Свидетельство Иоанна Крестителя: «Ему должно расти, а мне умаляться», Ин. 3:22–36 . (После ареста Иоанна Иисус удаляется в Галилею, Ин. 4:1–3 ; ср. Мф. 4:12 ; Мк. 1:14 ; Лк. 4:14 .) Служение в Самарии по дороге из Иудеи в Галилею. Самарянка; колодец Иакова; вода живая; поклонение Богу Духу в духе и истине; нивы созрели для жатвы, Ин. 4:4–42 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Открывая нам пресвятую тайну Троичного Божества, Новый Завет ясно показывает, что Бог триипостасен и Сам по Себе, и в Своем отношении к миру. Это ипостасное различие между Божественными Лицами непрестанно проводится и подчеркивается в Святом Откровении. Об этом различии и личностной самостоятельности Божественных Лиц говорит Сам Спаситель: «Изыдох от Отца и приидох в мир, и паки оставляю мир, и иду ко Отцу» 28 ( Ин.16:28 ). Богочеловеческая деятельность Спасителя есть, по существу, одновременная деятельность Отца и Сына как двух различных Лиц: «Отец мой доселе делает, и Аз делаю» ( Ин.5:17 ; ср.: Ин.9:4 ); «Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела» ( Ин.14:10 ). При всем различии Лиц сохранено единство Божественной сущности: «Аз и Отец едино есма» ( Ин.10:30 ); «Никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын» ( Мф.11:27 ; ср.: Ин.10:15 ). Хотя Сын Божий стал человеком, Он всегда пребывал едино с Богом Отцом: «Един несмь, но Аз и пославый Мя Отец» ( Ин.8:16 ; ср.: Ин.3:13, 18 ); «Любяй Ми, возлюблен будет Отцем Моим» ( Ин.14:21 ). Никакие страдания не могли ослабить или разрушить единосущие воплощенного Сына Божия с Богом Отцом. Живя в поруганном и страдальческом человеческом теле, Сын молится Отцу: «И ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе Самаго славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть» 29 ( Ин.17:5 ). О различии между Лицом Отца и Лицом Сына свидетельствуют также все новозаветные места, которые говорят о Господе Иисусе Христе как об истинном, едином и Единородном Сыне Божием (см. Ин.3:16, 18, 1:14, 18 ; 1Ин.4:9 ; Мф.3:17 ; Рим.8:32 ; Кол.1:13 ; 1Ин.5:20 ). Проводя различие между Своим Лицом и Лицом Бога Отца, Спаситель ясно подчеркивал такое различие и в отношении к Лицу Бога Духа Святого. На Тайной вечери Он говорит Своим последователям: «Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною... И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины» 30 ( Ин.14:6, 16–17 ); «Утешитель же, Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему» 31 ( Ин.14:26 ). Как самостоятельное Божественное Лицо Дух Святой наделяет, по Своей власти и воле, различными духовными дарами (см. 1Кор.12:11 ; Деян.20:28 ; 2Пет.1:21 ; Деян.1:16, 2:4, 1:5, 11:15, 19:6 ; 1Кор.3:16, 6:19 ; Рим.8:9 ; Гал.4:6 ). § 24. Божество и единосущие Лиц Святой Троицы

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Так! крест Христов убедительнее всяких других доказательств и наставлений громогласно проповедует каждому из нас: „Христианин! люби ближнего твоего; он не только брат твой, но и собрат Христу, который, усыновив вас крестом ( Гал. 4:5 ) всеверховному Отцу, даровал вам право быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ), удостоил высокого и достолюбезного имени братии своей ( Евр. 2:11 ), соделал вас наследниками Богу и сонаследниками Ему самому – Христу ( Рим. 8:17 ). Ближний ли, дальний ли ( Еф. 2:17 ) брат твой, да будет он близок к твоему сердцу! Помни: Христос, умиротворив все, и небесное и земное, кровью· креста Своего ( Кол. 1:20 ) примирил и вас обоих во едином теле Богови крестом, убив вражду на нем ( Еф. 2:16 ), и сказал вам: вы друзи Мои есте ( Ин. 15:14 )! Как бы ни был мал и презрителен в очах мира ближний твой, да будет он велик и достолюбезен в твоих очах! Вспомни: его ради Христос умре ( 1Кор. 8:11 ) на кресте. Блюди же, да не погибнет из-за тебя брат и друг твой по Христу. Цени его благо, временное и вечное, дороже всех сокровищ в мире. Ведай: он куплен не истленным сребром или златом, но честною кровью яко агнца непорочна и пречиста Христа ( 1Петр. 1:18,19 ), кровью, оросившею святой крест Господа твоего. Смиряй себе, по заповеди: смиренномудрием друг друга честью больша себе творяще, не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте ( Фил. 2:3,4 ), гоняясь токмо за почестью вышнего звания Божия о Христе Иисусе ( Фил. 3:14 ). Размысли: за тебя, горделивого и непокорного, сам Сын Божий смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя; темже и Бог Отец Его превознесе ( Фил. 2:8,9 ), – для тебя же, уничиженного, – чтобы в Его только превознесении ты находил утраченную тобою некогда, твою истинную славу – с чувством самоуничижения, смирения глубокого! – А отложив всякую гордость, с распростертыми любовью ко всем объятьями, терпением теки на предлежащий тебе подвиг, как бы ни казался он трудным, тяжким, скорбным, уничиженным. Взирай на начальника веры и совершителя Иисуса! Вместо предлежащия Ему радости, Он претерпел крест, о срамоте нерадив, радея о твоем единственно спасении, и одесную престола Божия седе ( Евр. 12:1,2 ). Воссядешь с Ним и ты на том же превознесенном престоле; не выпускай только из рук твоих креста Христова; стань до крове, подвизаясь противу греха ( Евр. 12:4 ), решись быть готовым положить живот свой за други своя ( Ин. 15:13 ). Переноси с истинным благодушием и совершенным незлобием самые жестокие оскорбления, причиняемые тебе другими. Помяни: Христос на кресте молился Отцу Небесному о Своих распинателях, – о тебе самом, который грехами своими так часто распинал, а может быть, и ныне второе распинаешь Христа, Сына Божия! Словом: стяжи любовь, яже вся любит, милосердствует, не завидит, не ищет своих си, не превозносится, не гордится, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, николиже отпадает ( 1Кор.13:4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О Григории как проповеднике и ораторе см. Donders. Homilet; Gugnet. Orateur. 589 См. Слово 1 и Слово 45. 590 Ср. Сл. 45, 2; PG 36, 624=1.662. 591 Ср. начало Слова 1–го. 592 Ср. начало Слова 38–го. 593 Ср. Сл. 41, 5, 1; SC 358, 324=1.578. 594 Слова 38–41. 595 Пс. 95:1. 596 Пс. 95:11. 597 Ср. 1 Кор.15:47. 598 Ср. Ис. 9:2. 599 2 Кор.5:17. 600 Ср. 2 Кор. 3:6 и Рим. 13:12. 601 Ср. Евр. 7:3. 602 Мф. 3:3. 603 Сл. 38, 1, 1–2, 18; SC 358, 104–106=1.522. 604 В настоящее время Богоявлением называется праздник Крещения Господня. 605 Ср. Еф. 4:22–23. 606 Ср. 1 Кор. 15:22. 607 Сл. 38, 3, 1–4, 7; 108–110=1.522–523. 608 Сл. 38, 4, 17; 110=1.523. 609 Сл. 38, 14, 35–41=1.529. 610 Ин. 1:29. 611 Мр. 1:10. 612 Мф. 4:23. 613 Сл. 38, 16, 1–19; 140–142=1.531. 614 Сл. 38, 4, 13–14; 110=1.523. 615 Сл. 38, 5, 1–6, 7; 110–112=1.523–524. 616 Григорий имеет в виду твердую никейскую позицию Петра Александрийского, главы египетских епископов. 617 Ср. Втор.10:16. 618 Григорий напоминает о том, как в него бросали камни в начале его епископского служения в Константинополе. 619 Т. е. в наказание за вкушение запретного плода в раю. 620 Ср. Мф. 27:48. 621 Сл. 38, 18, 4–24; 146–148=1.531–532. 622 См. Лауенштайн. Мистерии, 52. 623 Ин. 1:9. 624 Куреты — семнадцатилетние юноши, танцевавшие с оружием в руках во время элевсинских мистерий: см. Лауенштайн. Мистерии, 140–144. 625 Корибанты ( " танцоры " " ) - куреты. 626 Триптолем и Келей — имена посвященных Деметры, упоминаемые в 5–м Гомеровском гимне, который исполнялся во время элевсинских мистерий. По сюжету этого гимна, девица Персефона была похищена Плутоном и увезена в Гадес (ад). Ее мать Деметра, приняв облик старухи, блуждала в поисках дочери среди людей. Четыре дочери царя Келея, встретив скорбящую Деметру у колодца, ввели ее в дом Метаниры, где она стала воспитательницей Демофонта. Деметра хотела наделить младенца вечной молодостью, для чего погружала его в огонь, однако Метанира помешала ей. Разгневанная Деметра в течение года не позволяла семенам на полях взойти, после чего испуганные боги умолили Плутона отпустить Персефону. Для примирения с Деметрой они послали Рею, после разговора с которой гнев Деметры против богов угас. Свой гнев против людей Деметра смирила, установив священные обряды (teletai) или оргии (orgiai). Первым мистом Деметры, получившим подробное наставление о порядке совершения мистерий в Элевсине, становится Триптолем. См. Лауэнштайн. Мистерии, 223–225. 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Своей проповедью спас=7. а. πασαν γην δε о Χριστος=7. а.=А Христос освободил=7. а. ελυτρωσατο τε=6. в.=От погибели за грех=7. а. και ωλην οικουμενην=7. в.=Мир весь, всю вселенную=7. а. παντα ημιν εν προφηταις=8. в.=Чрез пророков известив=7. а. δηλωσας ηλϑε πληρωσαι=8. в.=Наперед все о Себе=7. а. Он пришел исполнить то=7. а. Строфа двадцать первая: νικην παρεχων τοις ταπεινοις=9. а.=Чтоб победу кротким дать=7. а. (с.). δικην τροπαιου φερων=7. в.=Крест на раменах неся=7. а. (с.). επι ωμων τον σταυρον=7. а.=Как трофей побед Своих=7. а. (с.). εξηλϑε σταυρωϑηναι=7. в.=Шествует вперед Христос=7. а. (с.). Строфа двадцать вторая: οξος εποτισαν την πηγην=9. а.=Уксус дали пить Тому=7. с. (а.). —45— των γλυκερων ναματων=7. в.=Кто – Источник сладких вод=7. с. (а). και χωλην επεδωκαν=7. с.=И желчь поднесли Тому=7. с. (а.). μαντα νετισαντι=7. с.=Кто дал манну, как бы дождь=7. с. (а.). και το μαννα εκ της πετρας πηγασαντι=12. c.=И Кто воду из скалы=7. а. Чудным образом извлек=7. а. Выписываем в заключение самую последнюю строфу перевода: υμνησον τουτον ω γηγενης=9. а.=Земнородный, восхвали=7. а. αινεσον τον παϑοντα=7. в.=И воспой, воспой Сего=7. а. και ϑανοντα δια δε=7. в.=Кто страдать благоволил=7. а. και ζωντα μετ’ ολιγον=7. в.=И кто умер за тебя=7. а. ϑεωρησας τη ψυχη=7. а. И когда Он оживет=7. а. δεξαι ηδονη=5. а.Радостно прими Его=7. а. του ταφου γαρ μελλει=6. в.=Устремясь к Нему душой=7. а. εξανιστασϑαι Χριστος=7. а.=Ибо явится Христос=7. а. και καινιζειν σε ανϑρωπε=8 (7) с.=Вновь от гроба и тебя=7. а. ψυχην ουν καϑαραν=6. а.=Обновит, о человек!=7. а. (лучше: восстановит тебя от гроба и обновит, о человек! Ср. выше). αυτω ετοιμασον=6. а.=Итак, душу чистую=7. с. ιν’ ενταυϑα ουρανου=7. а.=Приготовь Ему, дабы=7. а. κατοικον ποτε σε=6 (а). в.=В небе поселил тебя=7. а. ποιηση βaσιλευς σου=7. в.=Грядет скоро твой Господь=7. а. ηξει ταχεως χαρας τε=8. в.=И исполнит радостью=7. с. εμπλησει την εκκλησιαν=8. в.= Церковь , Им созданную=7. c. ινα χορευη (о) Αδαμ=8. а.=Веселись, ликуй Адам!=7. а.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

712 Ср. Н. Глубоковский . Благовестие... т. 2, 683: «Душой всех христианских уверений великого Миссионера Эллина (ап. Павла) было учение о вере – вере Христовой, в которой он нашёл своё спасение и ключ ко всем тайнам мира от века. Это – догматически неизменный фундамент надежд и мыслей апостола. Всё имеет свой корень в этой точке и от этого развивается». Ср. и свт. Феофан (Затворник). Толкование на Послание к Римлянам, т. 1, стр. 74: «В домостроительстве Евангелия всё от веры: верой начинается, верой продолжается, верой завершается, и когда достигает конца – стоит на вере». 713 Слово ( πστασις ­ ипостась) у апостола Павла ( Евр. 1:1; 3:14; 11:1 ) древние отцы-экзегеты (свв. Златоуст, Феодорит, Максим, Дамаскин, Икумений, Зигабен) понимают в онтологическом значении бытия, в то время как последующие экзегеты придают ему (кроме Евр. 3:14 ) этическое и психологическое значение (ср. П. Трембелас, ϒ πμνημα, т. 3, 155 и 60). Св. Златоуст, толкуя веру как «ипостась будущей реальности (вещей)», говорит: «Предметы надежды представляются не имеющими действительности (ипостаси), но вера доставляет им действительность (ипостась), или, лучше, не доставляет, но в этом и состоит их действительность (сущность)» (Омилия 21, 2 на Послание к Евреям (63, 151). 714 Эта истина ясно проистекает уже из самих слов Господа, обращённых к Петру после его исповедания Христа ( Мф. 16:16–18 ). Ср. св. Златоуст. Омилия 21 , 1 на Евангелие от Иоанна (59, 128): «Поскольку вера Петра была полной ( ς πηρτισμνης ­ комплексной ­­ совершенной), Христос сказал, что построит Церковь на его исповедании» (ср. и PG 58, 534: 61,611). Ср. и св. Максим Исповедник (PG 90, 93): «Кафолической Церковью назвал Господь истинное и спасительное исповедание веры». 715 Сам Господь назвал Себя – Истина ( Ин. 14:6 ). У св. Игнатия Антиохийского Христос назван «Волей Отчей» ( γνμη ­ мысль, хотение, вера), то есть «Верой» (Послание к Ефесянам 3:2; ср. 14:1; 20:1–2), а в другом фрагменте он говорит «совершенная вера ( τελεα πστις) – Иисус Христос» (Послание Смирнянам 10, 2. ΒΕΠΕΣ 2, 256.281). Св. Максим Исповедник пишет: «А о Христе говорим, что Он – ипостасная вера ( τν νυπστατον πστιν)» (PG 90, 332). Тот же св. Максим в Послании к Евреям 11, 1 под словом ипостась подразумевает «Христа как ипостась будущих благ» (PG 90, 336.1213.1141). У апостола Павла, как мы дальше увидим, отождествляются Христос, вера и истина. Ср. 1 Послание к Тимофею 2, 3–7: Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (ср. Фил. 3 ­­ познать Христа). Ибо един Бог и един и Посредник... Христос Иисус... для чего поставлен я, апостол и проповедник, истину говорю о Христе, не лгу, учитель народов в вере и истине. Следовательно, апостол научает, благовествует, проповедует веру и истину, то есть Христа. См. также: чтобы я благовествовал Его (Христа) ( Гал. 1:16 ; Деян. 17:18 ), а мы проповедуем Христа ( 1Кор. 1:23 ; 2Кор. 1:19 ; Флп. 1:15 ) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Но необходимо заметить, что апостол вместо «добродетелей» обычно говорит о праведности как совокупности всех добродетелей и о плодах Духа: и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4:24 ); или: исполнены плодов праведности Иисусом Христом ( Фил. 1:11 ); или: приемлющие обилие благодати и дар праведности ( Рим. 5:17 ); или: не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере ( Фил. 3:8–9 ). А также: Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим. 14:17 ). И снова: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал. 5:22–23 ). И в другом месте опять: потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине ( Еф. 5:9 ). Всеми этими выражениями апостол хочет сказать, что христианские добродетели являются не просто человеческими достоинствами (добродетелями), как например, у философов-стоиков или им подобных, но преимущественно плодами искупления и оправдания во Христе, то есть плодами Духа Святого в верующих во Христа, которые начинают жить обновлённой жизнью во Христе и в Церкви. Те обычные достоинства, человеческие, философские, представляют собой человеческое достижение, в то время как христианские добродетели – «плод Духа Святого» или «духовный плод» 873 , «плод света» (энергии, благодати) Божьего ( Еф. 5:9 ) или «плод оправдания» (праведности) Иисусом Христом» ( Фил. 1:11 ; Кол. 1:6 ; ср. Ин. 15:2–16 ) 874 . Поэтому святой Златоуст добавляет: «Ведь неразумно, если вы совершаете ( ργζεσθε – осуществляете) правду (оправдание, праведность) не для Христа, и не через Него» 875 . Всё наше существо, и жизнь в Церкви, обретает свою ипостась от Христа и от тайны искупления, оправдания ( Рим. 5:17–21 ) 876 и спасения, которые нам Христос Спаситель, «Царь Правды» и «Сама Правда» ( ατοδικαιοσνη), даровал (ср. Евр. 7:2–3 ) 877 . Апостол Павел благовествует нам не какую-то этическую истину, он проповедует Евангелие спасения во Христе, и поэтому говорит, что Сам Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением ( 1Кор. 1:30 ). А искупление нашей природы во Христе, и оправдание и праведность, состоит не просто в освобождении от грехов, но и в даровании Духа Святого ( 1Кор. 6:11, 19 ; Гал. 4:4–6 ) 878 . Ибо, как говорит святой Иоанн Златоуст : «без Духа Святого душа человеческая мертва. Как тело тогда умирает, когда душа оставляет его лишённым своей силы, так и душа тогда умерщвляется, когда Дух Святой оставляет Её без Своей силы» 879 . И поэтому справедливо говорят святые Отцы, что «грешит ли душа или нет, без Духа Святого – мертва, и вообще не может жить вечной жизнью» 880 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Выбор материала есть право писателя, и основания выбора для нас не всегда ясны. Оговорка Иоанна, описавшего, по его свидетельству, только часть чудес Христовых ( Ин.20:30 , ср. Ин.21:25 ), относится и к синоптикам, прежде всего, потому, что у каждого из трех синоптиков, кроме общих чудес, есть и чудеса, опущенные в параллельных повествованиях (ср., напр., Мк.9:27–33 , Мк.7:32–36 , Лк.17:11–19 ). Не надо преувеличивать и того влияния, которое Иоанн приписывает чуду воскрешения Лазаря на события Страстной недели. «Этот Человек много чудес творит» ( Ин.11:47 ), так, по свидетельству Иоанна, понимали иудейские начальники положение вещей. Воскрешение Лазаря было только последнею каплею. Оно не вызвало бы выступления иудейских начальников, если бы Христос до того не совершил других чудес. Но последнею каплею было оно. И поставленный вопрос остается в силе: Что заставило Иоанна приписать такое значение именно тому чуду, мимо которого без внимания прошли синоптики? Начнем с того, что самоочевидно. Целый ряд фактов, упоминаемых у Иоанна, нашел свое место в Евангелии несомненно потому, что в этих фактах раскрывается высший духовный смысл. Чудо насыщения пяти тысяч ( Ин.6:1–14 ), вызывающее в памяти народа ветхозаветную манну в пустыне ( Ин.6:31 ), является исходной точкой для поучения Христова о хлебе животном, сшедшем с небес, в котором раскрывается глубочайшая сущность христианской Евхаристии ( Ин.6:26–64 ). Упоминание Пасхи ( Ин.6:4 ) и отдельные подробности (ср. Ин.6:12 и Чис.6:12 ) делают эту связь особенно ясной. В последний день праздника Кущей Христос говорит о потоках воды живой, и Евангелист толкует эти слова, как обетование Святого Духа ( Ин.7:37–39 ). О рождении от воды и Духа Спаситель учит Никодима ( Ин.3:5 ). Связь воды и Духа вытекает и из беседы Господа с самарянкою ( Ин.4:7–19 ). Христос исцеляет слепого от рождения ( Ин.9:1–7 ) и, обличая жестоковыйных иудеев, соблазняющихся этим чудом, говорит о невидящих, которые узрят, и видящих, которые станут слепы ( Ин.9:39–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

— Да, начальник. — Ну, и какая ж она была? — Право, не могу сказать, начальник, какая она была, — говорит Фил, подумав. — Так почем ты знаешь, что это была деревня? — Должно быть, потому, что там была трава. А на траве — лебеди, — отвечает Фил, опять подумав. — А что же лебеди делали на траве? — Щипали ее, надо полагать, — отвечает Фил. Хозяин снова начинает шагать взад и вперед, а слуга снова принимается готовить завтрак. Его работа не должна бы затягиваться — ведь нужно только очень незатейливо накрыть стол для завтрака на двоих да поджарить ломоть свиной грудинки на огне, разведенном на ржавой решетке камина; но за каждой вещью Филу приходится идти окольным путем, чуть не вокруг всей галереи, причем он никогда не приносит двух вещей сразу, так что все это берет довольно много времени. Наконец завтрак готов, и когда Фил объявляет об этом, мистер Джордж, постучав трубкой по выступу в камине, чтобы выбить из нее пепел, ставит ее в уголок и садится завтракать. Он накладывает себе еду на тарелку, и лишь после этого Фил, который сидит за длинным узким столиком напротив хозяина, следует его примеру; но он ставит тарелку себе на колени, то ли из скромности, то ли, чтобы не бросались в глаза его почерневшие руки, или просто потому, что привык есть таким манером. — Да, деревня, — говорит мистер Джордж, орудуя ножом и вилкой. — А ты, Фил, ее, наверно, и не видывал? — Болото видел как-то раз, — отвечает Фил, с удовольствием уплетая завтрак. — Какое болото? — Просто болото, командир, — объясняет Фил. — Да где ж ты его видел? — Не помню где, — говорит Фил, — только я его видел, начальник. Плоское такое. И все в тумане. Фил называет хозяина попеременно то начальником, то командиром, выражая этим равную степень уважения и почтительности, и так называет только мистера Джорджа. — А я родился в деревне, Фил. — Да что вы, командир? — Да. Там и вырос. Фил, подняв свою единственную бровь, с почтительным интересом смотрит на хозяина и делает огромный глоток кофе. — Я знаю, как всякая птица поет, — говорит мистер Джордж, — не много найдется в Англии таких трав или ягод, каких я не мог бы назвать, не много найдется деревьев, на какие я не сумел бы влезть. Когда-то я был настоящим деревенским мальчуганом. Моя матушка жила в деревне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

С почтением Джошуа Смоллуид». Что ты на это скажешь, Фил? — Беда, хозяин. — Почему? — А потому, — отвечает Фил, задумчиво разглаживая поперечную морщину на лбу ручкой малярной кисти, — что, когда с тебя требуют деньги, это всегда значит, что быть беде. — Слушай, Фил, — говорит кавалерист, присаживаясь на стол. — Ведь я, можно сказать, уже выплатил половину своего долга в виде процентов и прочего. Отпрянув назад шага на два, Фил неописуемой гримасой на перекошенном лице дает понять, что, на его взгляд, это не может улучшить положения. — Но слушан дальше, Фил, — говорит кавалерист, опровергая движением руки преждевременные выводы Фила. — Мы договорились, что вексель будет… как это называется… переписываться. И я его переписывал множество раз. Что ты на это скажешь? — Скажу, что на этот раз переписать не удастся. — Вот как? Хм! Я тоже так думаю. — Джошуа Смоллуид, это тот, кого сюда притащили в кресле? — Он самый. — Начальник, — говорит Фил очень серьезным тоном, — по характеру он пиявка, а по хватке — винт и тиски; извивается как змея, а клешни у него как у омара. Образно выразив свои чувства и немного подождав дальнейших вопросов, мистер Сквод обычным путем возвращается к недобеленной мишени и громким свистом объявляет во всеуслышание, что он должен вернуться и скоро вернется к некоей воображаемой деве. Джордж, сложив письмо, подходит к нему. — Командир, — говорит Фил, бросив на него хитрый взгляд, — а все-таки есть способ уладить дело. — Уплатить долг, что ли? Чего бы лучше — да не могу! Фил качает головой. — Нет, начальник, нет… не такой плохой. Но способ есть; смотрите, как надо поступить! — говорит Фил, делая мастерской мазок своей кистью. — Ты хочешь сказать — «произвести побелку», то есть объявить себя несостоятельным должником? Фил кивает. — Ну и способ! А ты знаешь, что тогда будет с Бегнетами? Ты знаешь, что они разорятся, выплачивая мои долги? Так вот ты какой честный, Фил, — говорит кавалерист, разглядывая его с немалым возмущением, — хорош, нечего сказать! Стоя на одном колене перед мишенью, Фил горячо оправдывается, подчеркивая свои слова множеством аллегорических взмахов кистью и оглаживая большим пальцем края белой поверхности: оказывается, он совсем позабыл о поручительстве Бегнета, — но раз так, делать нечего, и пусть ни один волосок не упадет с головы любого члена этого достойного семейства; а пока он оправдывается, за стеной, в длинном коридоре, раздается шум шагов, и слышно, как кто-то веселым голосом спрашивает, дома ли Джордж.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010