2901. См.: Флп. 2. 21. 2902. Ср.: Пс. 118. 76. 2903. Ср.: Флп 3. 8. 2904. Ср.: Флп. 1. 21. 2905. Город Forum Cornelii, ныне Имола, находится недалеко от Клатерны. 2906. По мнению М. Цельцер, возможно, здесь содержится намек на резню при Адрианополе в августе 378 г. (см.: Zelzer. Т. 2. Р. 18, not.). 2907. Образ ловушки для птиц. — Примеч. ред. 2908. Ср.: Втор. 19. 14. 2909. Ср. у Вергилия, ecl. 1. 75: uiridi proiectus in antro. 2910. Сабин, епископ г. Плаченцы. Ему адресованы также письма 27, 32–34, 39. — Примеч. ред. 2911. Ср. у Вергилия, Aen. 6. 159: et paribus curis uestigia figit. 2912. Ср. названия посланий ап. Павла: к римлянам, к коринфянам и др. 2913. См.: 2Кор. 10. 10. 2914. См.: 2Кор. 2. 7. 2915. О Евсевии см. примеч. к epist. 26. Написано в конце марта 392 г. (см.: Zelzer. Т. 2. Р. 23, n. 1). Поскольку о лицах, упоминаемых в данном письме, известно очень мало, не все упоминаемые в нем имена, характеристики и факты можно прокомментировать. 2916. То есть брат и сестра, Амвросий и Амвросия. 2917. Речь идет, вероятно, о сыне и внуках Евсевия, нравственные качества которых распределились следующим образом: отца (Фавстина–старшего) отличает доблесть, сына (Фавстина–младшего) — смирение; Амвросий и Амвросия по характеру представляют нечто среднее между отцом и младшим сыном. 2918. Об Амвросии известно, что она избрала путь посвященной девственницы (см. примеч. к epist. 26, а также: inst. u. 1). 2919. Ср.: Быт. 8. 11 и след. 2920. Ср.: Быт. 9. 9. 2921. Ср.: Быт. 9. 20–23. 2922. Амвросий, старший сын. 2923. Ср.: Быт. 9. 23. 2924. См.: Быт. 9. 26; 10. 1 и след. 2925. См.: Гал. 3. 29. 2926. Ср.: Быт. 18. 18. 2927. Ср.: Быт. 9. 27, а также у Иеронима (nom. hebr. 7). 2928. Ср.: hymn. 5. 29: geminae gigas substantiae. 2929. Ср. у Вергилия, georg. 3. 58: et faciem tauro propior. 2930. См. примеч. к epist. 27, 32–34, 37. Свт. Амвросий извещает Сабина о событиях в Медиолане. 2931. См. примеч. к epist. 32. 2932. Обращение не к адресату письма, а к оппоненту в споре. 2933. В Синод, пер.: которые в существе не боги.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Размышляя об устремленности писаний апостола Луки к торжеству нового небесного жительства, можно заметить, что его эсхатологические чаяния проявляются в настойчивой проповеди Царствия Божиего, которое должно завершить и заменить существующее мироустройство. Вглядимся в это внимательнее: в Евангелии от Луки есть приблизительно 39 прямых ссылок на Царство Божие, 8 — в Деяниях. Причем большинство из них уникальные, встречающиеся только в писаниях апостола Луки. Вот основные места, подтверждающие это: • Архангел Гавриил говорит о Царстве, у которого не будет конца (ср.: Лк. 1, 33); • Господь должен проповедовать Царство, так как на то Он был послан (ср.: Лк. 4, 43); • бедные ожидают своей награды в Царстве (ср.: Лк. 6, 20), где даже самые меньшие будут больше, чем пророк и креститель Иоанн (ср.: Лк. 7, 28); • Христос проходит города и селения, проповедуя благую весть о Царстве Божием (ср.: Лк. 8, 1) и открывая ученикам его тайны (ср.: Лк. 8, 10); • некоторые из слушающих слова Христа не умрут, пока не увидят Царство Божие (ср.: Лк. 9, 27); • Христос учит людей искать Царство, которое даст им Отец (ср.: Лк. 12, 31–32); • верующие имеют огромное желание присоединиться к ветхозаветным патриархам и пророкам за трапезой в Царстве (ср.: Лк. 13, 28–29) и вкушать там хлеб (ср.: Лк. 14, 15); • Сам Христос не будет есть пасху до тех пор, пока она не будет совершена в Царстве, и при этом Он не будет пить от плода виноградной лозы, пока это Царство не наступит (ср.: Лк. 22, 16–18); • фарисеи хотят знать, когда наступит Царство Божье, но Спаситель отвечает, что оно не придет приметным образом, поскольку находится внутри верующих (ср.: Лк. 17, 20–21); • хотя некоторые и жаждут богатства более, чем наступления Царства, есть те, кто способен оставить дома и семьи ради Царства (ср.: Лк. 18, 24–29); • раскаявшийся разбойник просит распятого Господа помянуть его во Царствии Его (ср.: Лк. 23, 42); • Иосиф Аримафейский также ожидает Царствия Божиего (ср.: Лк. 23, 51). Важным аспектом является и то, что ожидание Царства тесно связано с понятием ученичества. Это важно, потому что на апостолов возложена главная эсхатологическая функция: сердца двенадцати, зажигаясь от Спасителя, должны подхватить огонь Божественного света и передать его другим. Эта подготовка к встрече с Царством Божиим передается от поколения к поколению. Апостолы вкладывали свою жизнь в служение Царствию, это и есть ученичество в лучшем виде. Почему? Потому что только жизнь, посвященная людям, приумножает плод для Божиего Царства. Это и пытался донести ученикам Спаситель, что подтверждается целым рядом мест в тексте Евангелия от Луки.

http://e-vestnik.ru/history/imena_vashi_...

III. Дух. Познание Бога дарует «помазание от Святого» (1 Ин 2. 20, 27). Поскольку об этом помазании говорится персонифицированно, экзегеты видят здесь слова о Св. Духе, Который в Первом Послании ап. Иоанна называется Истиной (1 Ин 5. 6) и Которого Бог даровал верующим в Него (1 Ин 4. 13). Поскольку личное обладание Духом сразу ставит под вопрос необходимость иного внешнего авторитета или посредника для общения с Богом, мн. исследователи предполагали гностическое происхождение этого образа и самого термина χρσμα. Однако более вероятно, что основанием для этого образа послужило событие Сошествия Св. Духа на Иисуса Христа при Крещении на Иордане (Деян 10. 38; Лк 4. 18; ср.: Ис 61. 1). Поэтому 1 Ин 2. 20, 27 может быть также истолковано как метафорическое описание Крещения или даже указание на один из обрядов, связанных с Крещением (помазание елеем). В пользу последнего говорит тот факт, что со II в. помазание часто упоминается в составе чина Крещения. Но существовал ли этот обряд в I в., ни доказать, ни опровергнуть невозможно. «Помазание» как отличительный знак верных можно также рассматривать в связи с упоминанием «антихристов» (1 Ин 2. 18, 22; 4. 3; ср.: 2 Ин 7). Если верные обладают Духом истины, то еретиками руководит дух заблуждения (1 Ин 4. 6). Этот дуализм не носит гностического характера, но является продолжением межзаветной традиции (ср.: 1QS 3. 13-4. 26; Test. XII Patr. Sim. 3. 1; Reub. 2. 1; 3. 2, 7; ср.: 2 Фес 2. 8-12). IV. Христианская жизнь. Верующие во Христа часто называются в Посланиях ап. Иоанна детьми Божиими (1 Ин 3. 1-2). Этот образ, с одной стороны, продолжает ветхозаветную традицию, в к-рой пребывание с Богом в Завете описывается как усыновление Им (ср.: Исх 4. 22; Втор 32. 5; Прем 12. 19), с другой, имеет христологическое основание (Пс 2. 7; Деян 13. 33). Он дополняется многократным указанием на «рождение от Бога» верующих в Него (1 Ин 2. 29; 3. 9; 4. 7; 5. 1, 4, 18). В верующих, рожденных от Бога, пребывает «семя Божие» (1 Ин 3. 9). Несмотря на попытки связать и этот образ с гностической традицией, его истоки следует искать скорее в евангельской традиции (ср.: семя, понимаемое как Слово Божие в Мк 4. 14: «Сеятель слово сеет»). Возможно, здесь также присутствует крещальная тематика (ср.: 1 Петр 1. 23).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

   Евангелие от Иоанна предпосылает свидетельству очевидца (Ин 1:14, Ин 19:35, Ин 21:24) утверждение (Ин 1:1—18), что Иисус является вечным божественным Логосом (Словом), участником акта творения и источником жизни и света (Ин 1:1—5,9). Став «плотью», Логос открылся как Сын Божий источник «благодати и истины» (Ин 1:14), «Единородный от Отца» («Единородный Бог» именно так сказано в тексте лучших греческих рукописей Евангелия от Иоанна, Ин 1:18). Это Евангелие содержит множество изречений Иисуса, начинающихся словами «Я есмь» утверждениями, имеющими особое значение, поскольку слова «Я есмь» (греч.: «эго эйми») использованы в греческом переводе Ветхого Завета (Исх 3:14) для передачи имени Божия. Поэтому во всех случаях, где, согласно Иоанну, Иисус произносит «Эго эйми», присутствуют косвенные утверждения Его Божественности. Примерами этому являются стихи Ин 8:28,58 и семь заявлений Иисуса, согласно которым Он:    1) хлеб жизни, податель духовной пищи (Ин 6:35,48—51),    2) свет миру, изгоняющий тьму (Ин 8:12, Ин 9:5);    3) дверь овцам, открывающая доступ к Богу (Ин 10:7—9);    4) Пастырь добрый, ограждающий от опасности (Ин 10:11—14);    5) воскресение и жизнь, побеждающие смерть (Ин 11:25);    6) путь, истина и жизнь, ведущие к общению с Отцом (Ин 14:6);    7) истинная виноградная лоза, залог плодородия (Ин 15:1,5).    И как кульминация всего исповедание Фомы. «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28), после которого Иисус произнес благословение на всех, кто разделяет веру Фомы (Ин 20:29—31).    Павел говорит об Иисусе, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9 ср. Кол 1:19); прославляет Иисуса как Сына по образу Отца и как соработника Отца в сотворении и сохранении всего сущего (Кол 1:15—17); объявляет Его Господом, к Которому каждый должен обращать свои молитвы о спасении, как обращали их к Яхве (Иоиль 2:32, Рим 10:9—13); называет Его «сущим над всем Богом» (Рим 9:5), «Богом и Спасителем» (Титу 2:13) и молится Ему лично (2 Кор 12:8—9), взирая на Него как на источник божественной благодати (2 Кор 13:13). Вывод однозначен: вера в Божественность Иисуса основа богословия и религии Павла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Из сих обстоятельств очевидно, что послание к филиппийцам написано в Риме. То же можно заключать из ясных указаний в самом послании, а именно, а ) писатель в сем послании трижды упоминает об одержащих его узах за Христа ( Фил. 1:7, 13, 16 ); б ) говорил, что сии узы его послужили к славе Евангелия, так – что оно сделалось известным всей претории ( Фил. 1:13 ), в ) приветствует филиппийцев от лица уверовавших придворных Кесаря ( Фил. 4:22 ). Таким образом поскольку в послании к филиппийцам Апостол изображает свое состояние точно так, как оно изображено в конце последней главы книги Деяний ( Деян.30:31 ; сн. Фил. 1:12, 13 ) и поскольку он надеется скоро получить свободу и увидаться с филиппийцами ( Филип. 2:24 ), то, очевидно, это послание написано в Риме под конец первых уз, около 62 года по Р. Х. § 119. Отличительный характер, содержание и разделение Послание к филиппийцам, в отличие от прочих посланий Апостола Павла, может быть названо благодарственным. «Видно, что он пишет к ним с особенным почтением и нигде не употребляет ничего укорительного говорит святой Златоуст (Бесед. 1 на пос. к Филип, стр. 5). Обрадованный усердием филиппийцев и преспеянием их в вере. Апостол изъявляет им живейшую любовь свою; рассказывает об успехах проповеди Евангелия; просить продлить его радость постоянством в вере, единодушием и неусыпным бодрствованием среди соблазнов, распространяемых проповедниками иудейства; хвалить благочестивую щедрость филиппийцев и молить Бога о даровании им всякого блага. Порядок изложения мыслей в послании к филиппийцам есть следующий. После краткого приветствия (1:1, 2) Апостол выражает филиппийцам свою благодарность за участие в Евангелии и свою искреннюю любовь к ним (1:3–11), которая побуждает его сообщить им все подробности о себе, Желательно мне, говорит Апостол, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к успеху Евангелия; ибо узы мои возбудили многих к проповеданию оного. Не все, правда, проповедуют с хорошим намерением (некоторые для того, чтобы навести большую печаль узам моим); но какая мне до того нужда? Для меня дорого одно, чтобы был проповедуем Христос, чтобы возвеличился Христос жизнью ли или смертью моей: мне бо еже жити Христос и еже умрети приобретение есть; впрочем я верно знаю что останусь в живых для вашего успеха и радости в вере, когда вторично приду к вам (1:12–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

250 Так мы передаем греческое migades (“разночинцы”). 251 Букв. “в руке Которого дыхание всего существующего”. Ср. Дан. 5:23. 252 Букв. “в блаженной нищете”. 253 Ср. Мф. 5:18. 254 Ср. 1 Кор. 9:2. 255 Речь идет о таинстве Евхаристии (Причащения). 256 Ср. Мф. 23:26—27. 257 Ср. Ин. 13(слав. “и тотчас по хлебе вниде в онь сатана”). 258 Ср. 1 Тим. 4:2. 259 Т.е. в храм. 260 Ср. Мф. 10:26; 1 Кор. 4:5. 261 Здесь игра слов: кто возлюбил Христа (christon) и отринул золото (chryson). 262 Симония, т.е. взимание денег за рукоположение в священный сан, являлась одним из наиболее распространенных пороков высшего духовенства разных эпох. Ср. 29-е Апостольское правило: “Если епископ или пресвитер или диакон получит это достоинство при помощи денег, да будет извержен и он, и тот, кто его поставил, и да будет отсечен от общения, как Симон-волхв (был отлучен) Петром”. 263 Церковные каноны (8-е правило Ефесского Собора, 9-е правило Антиохийского собора и др.) запрещают епископу одной епархии вмешиваться в дела других епархий. 264 Епископ, священник или диакон, употребивший “влияние мирских начальников” для получения священного сана, по церковным канонам, должнн быть извержен из сана (см. 30-е Апостольское правило, 3-е правило Никейского собора). 265 Т.е. Евхаристию. 266 Ср. 1 Ин. 2:15. 267 Ср. Мф. 16:25. 268 Это аллюзия на молитву, читаемую во время Литургии священником: “Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемлемый и раздаваемый, Христе Боже наш...” 269 Ср. Мф. 8:20. 270 Переводя так, мы следуем чтению Дионисия Загорейского. 271 Византийская юридическая практика предусматривала тюремное заключение за неуплату долгов. 272 Т.е. седьмого тысячелетия “от сотворения мира”, по византийскому календарю. Согласно этому летоисчислению, Христос родился в 5508 г., а время жизни преп. Симеона приходилось на 6457—6530 гг., т.е. середину седьмого тысячелетия. 273 Ср. Мф. 18:10; Лк. 9:48. 274 Т.е. этого смиренного человека, который велик перед Богом. Ср. Лк. 1:52. 275 Ср. Мф. 23:26. 276 Букв. “вы украшаете внешний облик”. В этом тексте облик (agalma — изображение, статуя) противопоставляется образу (eikon — образ, икона).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Блаж. Иероним замечает: «когда пишет: ни чрез человека, указывает в Иисусе Божество; когда же говорит: «воскрешеннаго из мертвых», показывает вочеловечение» 20 . Для учителей лжи словами о вескресшем Христе апостол говорит, что он видел Иисуса Христа также, как и другие апостолы и призван к апостольству прославленным начальником веры Фил. 2:8 . Деян. 5:30. 31 . Ст. 2. Апостол пишет приветствие галатам не от себя одного, но говорит: и иже со мною вся братия. Этим указывает он на участников в апостольском служении его. В другом месте ( Фил. 4:3. 22 ) различаются у апостола: иже со мною братия от всех святых, иначе всех христиан. сл. Деян. 4:22; 20, 4 . 1Кор. 1:1 . Замечание о участниках в служении прибавлено для того, чтобы показать, что с Павлом согласны в мыслях и желаниях и другие служители слова Божия. Церквам галатийским. Те, к кому писано послание, – не частные лица, а целые общества. Так как галаты состояли из трех кельтских племен 21 , то могло быть, что во время апостола были три главные церкви в Галатии. Апостол не сказал: возлюбленным или святым, как это бывало в других случаях. Это – знак, что он скорбит за галатов, не доволен ими. Ст. 3. Благодать и мир. Это приветствие употребляется ап. Петром ( 1Пет. 1:2 . 2Пет. 1:2 ) и Иоанном ( 2Ин.1:5, 3 Ин. ст. 5), а св. Павлом во всех посланиях. Что оно значит? Благодать – совокупность даров, необходимых для спасения. Ин.1:17 , 1Кор.1:4,5 . Мир – шалом – обыкновенное приветствие евреев, желание здравия и счастия. 2Цар. 18:29 . 1Цар. 25:26 . но апостол Христов следовал примеру Господа; он желает не того мира, который обещает мир Ин. 14:27 . он желает мира Божия, утверждающего умы и сердца во Христе Иисусе Фил. 4:7 . Какая благодать необходима для того, что бы быть с силами для исполнения воли Божией; так мир нужен для того, чтобы душа беспрепятственно пользовалась дарами благодати, не развлекаемая и не возмущаемая движениями немощной души. От Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Податель благодатных благ есть Бог Отец Иак. 1:14 . равно и Сын, Ин. 1:16 . 2Кор. 13:13 . Так учит откровение Божие! поскольку же ниспослание благодати людям есть дело Божества, а не твари: а подателями благодати поставляется наравне Бог Отец и Иисус Христос : то нельзя не видеть, что по учению апостола, и Сын есть Бог, или иначе в Христе Иисусе обитает Божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

В том же послании апостол приписывает Иисусу Христу τν νεργιαν το δυνσθαι και ποτξαι αυτ τ πντα силу покорить себе все – всемогущество ( Фил. 3:21 ). В первом послании к коринфянам, у которых еще недавно были глаголемии бози мнози и господие мнози, пишет: но нам един Бог Отец, из него же вся и мы у Него ( εις αυτν): и един Господь Иисус Христос , из же вся к мы тем ( 1Кор. 8:6 ). Здесь: а) само противоположение глаголемых владык единому Владыке показывает, что сей Господь есть Тот, Которому единому принадлежит небо и земля; б) слова δι υ τ πντα – которым все т. е. управляется ( Деян. 17:28 ), прямо говорят, что Господь Иисус есть истинный Владыка – Бог, и в) если тем, что Сын Божий Иисус называется: един Господь, не отнимается господство у Отца; но и тем, что об Отце сказано: един Бог, не лишается Сын имени и славы Божией, как замечал еще св. Златоуст аномеям. 196 В том же послании апостол пишет: тем же прежде времени ничтоже судите, дóндеже придет Господь иже во свете приведет тайная тьмы (осветит сокрытое во мраке) и объявит советы сердечныя (4, 5). а) Господом грядущим судить апостол обыкновенно называет Иисуса Христа ( 1Кор. 11:26 , 2Кор. 5:10 . Рим. 14:10 ). б) Ему же он усвояет знание советов сердечных, – без чего конечно нельзя быть и Судьей всех людей; а это тоже значит, что Сын Божий – всеведущ, – качество истинного Бога ( Иер. 17:9, 10 ). Тоже самое читаем о Сыне Божием в послании к евреям, где Он назывался Творцом веков (1, 2. 10) т. е. всего существующего во времени, всего мира ( Екк. 3 , Ирем. 13:19), сиянием славы и образом ипостаси Божьей, изображением совершенств и сущности божества, правителем всего мира (ст. 3), Богом и Господом (ст. 8. 10), Которому воздают поклонение ангелы Божии (ст. 6),·вечным и неизменным (ст. 12). 197 Таким образом апостол Павел называет Иисуса Христа Богом ( Рим. 9, 5 . Евр. 1, 8 ), образом божества ( Кол. 1:15 . Фил. 2, 6 . Евр. 1, 3 ), приписывает Ему всю полноту божеств. совершенства ( Кол. 2 , Евр. 1:3 . Фил. 2:10 ), в частности вечность ( Кол. 1:15. 17 . Евр. 1, 12 ), неизменяемость ( Евр. 1, 12 ), всемогущество ( Фил. 3, 21 ), всеведение ( 1Кор. 4:5 ), усвояет Ему дела истинного Бога – сотворение мира ( Кол. 1, 17 . Евр. 1:2 ), промышление о мире, именно: хранение мира ( Кол. 1:17 . Евр. 1, 3 ), управление миром ( 1Кор. 8:6 ). Наконец апостол говорит о Сыне, что надобно воздавать Ему поклонение подобающее Богу ( Евр. 1:6 . Рим. 1:4, 9 . Кол. 1:16 ). § 51. Разрешение недоумения о божестве Сына Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

24). В речах о спасении Иисус Христос часто использует язык образов. Он сравнивает Себя с дверью, через к-рую овцы входят в овчарню и обретают спасение, т. к. здесь они находятся в безопасности (Ин 10. 7, 9). Своих учеников Он уподобляет виноградной ветви, к-рая привита к лозе, т. е. таинственно соединяется со Христом (Ин 15. 1-6): «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин 15. 4). Единство верных со Христом подобно тому, как Отец в Нем и Сам Он в Отце (Ин 17. 21-23). Спасение представляет собой не единичное событие в прошлом, но продолжающийся процесс: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5. 17). Верующий в единении со Христом - Сыном Божиим становится «чадом Божиим» по благодати (Ин 1. 12-13). На этом базируется центральная идея правосл. учения о спасении как о всеохватывающем преображении человека и приобщении к любви (Ин 15. 9), радости (Ин 15. 11), славе (Ин 17. 22, 24), жизни (Ин 1. 4; 5. 26; 6. 63; ср.: 5. 40) Божией. Эти образы на языке евангельского богословия передают то, что в дальнейшем было раскрыто в учении об обожении. Тайная вечеря и крестная смерть Божественная любовь к людям - «...так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3. 16) - раскрывается во Христе, Который «до конца (т. е. до крестной смерти.- Авт.) возлюбил их» (Ин 13. 1). Христос, становясь посредством крестной жертвы Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира (Ин 1. 29, 36), испивает до дна «чашу» (ср.: Ин 18. 11), предназначенную для Него Отцом (ср.: Ин 17. 11), но по Собственной воле (Ин 10. 17-18) претерпевает крестные страдания, чтобы все спаслись по вере (Ин 3. 15-16). Тайна спасения во Христе раскрывается в событиях земной жизни Спасителя: воплощении, крещении, преображении, распятии, воскресении, вознесении. Господь совершил наше спасение «учением Своим, жизнию Своею, смертию Своею и воскресением» ( Филарет (Дроздов), митр. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1911. С. 39).

http://pravenc.ru/text/344423.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010