Мк. 4:37–39. «И поднялась великая буря… А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина». 8 Срока из стихотворения «Комус» английского поэта Джона Мильтона (1607–1674). 9 Пс. 118:105. «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей». 10 Пс. 75:11. «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь». 11 Ср. Мф. 8:12; Мф. 22:13; Мф. 25:30. 12 Пс.18:2. 13 Ин. 14:8–9. 14 Деян. 17:30. 15 Лк. 23:41. 16 Книга Ф. Бэкона. 17 См. Еф.2:2. 18 См. Еккл. 12:2. 19 Пс. 22:4. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». 20 Ср.. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). 21 Там же. 22 Ср. Ин.1:46: «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» 23 Гал. 1:8. 24 Ср. Пс. 72:25. 25 Пс. 138:18. 26 См. 1 Цар. 3. Речь идет о старом священнике Илии и маленьком Самуиле, которому предназначено было стать великим пророком. Глас Господа, прозвучавший однажды в храме, услышал именно Самуил, а не Илий. 27 См. 1 Цар. 17. Молодой Давид победил великана и воина Голиафа, выйдя на бой с одной пращой без вооружения и доспехов, так как предложенные ему доспехи царя Саула оказались большими и неудобными. 28 См. Мф. 5:25–26. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Кодрант — самая мелкая медная римская монета (грош). 29 Ср. Мф. 10:26; Лк. 8:17, 12:2. 30 См. Лк. 18:10–14. 31 Иов. 2:4. 32 Ин. 20:29. 33 См. Ис. 32:2. 34 Ср. Ис. 28:16; 1 Пет. 2:6; Рим. 9:33; Рим. 10:11. 35 Пс. 15:11. 36 Ср. Ис. 42:3; Мф. 12:20. 37 1 Ин. 4:18. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Это обстоятельство объясняет тот факт, что Святой Дух Своей любовью направляет всю жизнь Иисуса к Отцу во исполнение Его воли. Отец посылает Сына ( Гал.4:4 ), когда Мария зачинает Его действием Святого Духа (ср. Лк.1:35 ). Он же являет Иисуса Сыном Божьим, нисходя на Него при крещении (ср. Лк.3:21–22 ; Ин.1:33 ). Ведет Его в пустыню (ср. Мк.1:12 ). Иисус направляется туда, исполненный Духа Святого ( Лк.4:1 ), затем начинает Свое служение «в силе Духа» ( Лк.4:14 ). Он радуется в Духе, благословляя Отца за Его благоволение (ср. Лк.10:21 ). Избирает Своих апостолов «Святым Духом» ( Деян.1:2 ). Изгоняет бесов Духом Божьим ( Мф.12:28 ). Приносит Себя Самого Отцу «Духом Вечным» ( Евр.9:14 ). На кресте Он предает в руки Отца Дух Свой (ср. Лк.23:46 ), «Которым» Он сошел в преисподнюю ( 1Пет.3:19 ) и через Него воскрес (ср. Рим.8:11 ) и «открылся Сыном Божьим в силе» ( Рим.1:4 ) 288 . Такое действие Духа, совершающееся в самых глубинах человеческого существования Сына Божьего, ставшего человеком, берет начало в том превечном внутритроичном общении, которым характеризуется Дух в Его тайне Дара любви, в Его отношении к Отцу как источнику любви и к Его возлюбленному Сыну. Изначальный характер Лица Духа как вечного Дара любви Отца к Своему возлюбленному Сыну показывает, что Дух, хотя Он и исходит в своей миссии от Сына, является Тем, Кто ставит людей в сыновние отношения Христа к Отцу, ибо только в Нем такое отношение становится Троичным: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ). В тайне спасения и в жизни Церкви Дух делает гораздо больше, чем продолжение дела Сына. В самом деле: все то, что установил Христос – Откровение, Церковь , таинства, апостольское служение и Его учительство – требует постоянного призывания (πκλησις) Святого Духа и Его действия (νργεια), чтобы была явлена «любовь, которая никогда не перестает» (ср. 1Кор.13:8 ) в общении святых в жизни Троицы. 8 сентября 1995 г. 165 Рус. пер.: Фотий, патр. Константинопольский. Окружное послание/Пер.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Евангельская и апостольская истории представляют уже более или менее ясный пример, так сказать, церковного хозяйства. Христос со Своими непосредственными учениками жил милостыней, которую Он получал в особенности от благочестивых женщин (Л/с. 8, 3). Евангелия показывают, на что именно употреблялись деньги, таким способом приобретаемые. Из них делались расходы на пропитание Христа и Его учеников. Один из евангелистов упоминает о запасе, состоящем из пяти хлебов и двух рыб, которые ученики Христа несли с собой во время путешествия Иисуса Христа на проповедь (Мк. 6, 38). Христос, не имевший где главу преклонить, имел, однако, распорядителя, обязанного собирать, хранить и расходовать пожертвования. " А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим " (Ин. 13,29. Ср.: 12,6). Этот стих ясно показывает, что Господь Иисус поручил Иуде хранение подаяний и что последний расходовал их по Его указанию. Из указанного видно, что пожертвования употреблялись для троякой цели: на содержание Господа Иисуса и Его учеников, на вспомоществование бедным и на издержки по устроению пасхальной вечери. Как покажет последующий рассказ, не иначе как для подобных же целей употребляла и последующая Церковь сборы с членов христианской общины. Пример Христа был законом для Его учеников и всей Церкви в этом, как и других случаях. В апостольское время встречаем тот же образ действий. Верующие приносили часть от своих стяжаний и полагали к ногам апостолов (Деян. 5,2), которые и раздавались каждому, смотря по его нужде (Деян. 2,45). Часть подаяний употреблялась на покрытие издержек для совершения таинства Евхаристии (Деян. 2, 46). Апостолы от самого Господа были уполномочены заимствовать средства для своего содержания также из даяний членов Церкви. " В какой дом войдете, - говорил Господь Своим ученикам, - в том доме оставайтесь, ешьте, пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои " (Лк. 10, 7). В чрезвычайных случаях, как, например, по случаю голода, предсказанного Агавом, верующие делают нарочитые сборы и посылают пожертвования к пресвитерам известных церковных общин (Деян. 11, 29-30). Пресвитеры, каким именем в апостольских писаниях нередко обозначаются и епископы, являются главными лицами, ведению которых принадлежит распоряжение церковными суммами. Так как, однако, при раздаче вспомоществований вкрадывались злоупотребления, а апостолы между тем не могли уделять времени на занятие этим делом, отвлекаемые более важным и существенным служением, то в Иерусалиме дело раздачи пособий было возложено на диаконов (Деян. 6,1), хотя апостолы и пресвитеры (епископы) удерживали право высшего надзора в употреблении церковных денег (Деян. 11, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признаёт и страдалец Иов. Он восклицает: «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). А пр. Иеремия так описывает развращённость своих современников: «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5,20 ). В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах ещё более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию ( Мф.4:17 ; Мк.1:5 ). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча ( Мф.3:5–10 ). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них ( Ин.3:36 ср. Еф.2:3 ; Рим.2:5 ). Почему это? – Потому что люди «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:9–23 ), все под клятвою закона ( Гал.3:10 ). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечёт их порочное сердце ( Рим.7:14,19,20,23 ). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия ( Лк.24:47 ; Ин.20:23 ср. Деян.2:38 ; Рим.6:6 ; Гал.5:24 и др.). Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха ( Рим.6:19 ; Тит.3:3 ) и живём под благодатью ( Рим.6:14 ). –Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» ( Иак.3:1–2 ), Ап. Иоанн ещё сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляет Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности перед Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ). И в Откровении написано: «кто не убоится тебя, Господи, и не прославит Имени Твоею? Ибо Ты един Свят» ( Откр.15:4 ср. Мф.27:24 ; Ин.8:46 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15 ; 1Петр.2:22 ). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов.9:30,31,15:14–16 ). Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховного?» ( Рим.7:15–23 ). Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно, путём плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим.5:12 ср. 1Кор.15:21,22,48,49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христиане, члены земной Церкви, подвизающиеся против греха, по слову апостола, не спасенные , а спасаемые : «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян.2:47 ). «Слово о кресте... для нас, спасаемых , сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» ( 2Кор.2:15 ; ср. Деян.15:11 ; Рим 8:24 ). «Спасенные народы будут ходить (в новом святом Городе Иерусалиме), когда явятся (стих 1–2) новое небо и новая земля» ( Откр.21:24 ). Опровержение возражений Сектанты говорят: 1) «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:28 ; ср. Рим.4:3–8 ; Гал.2:16 ), и Церковь не нужна. а) Под «делами закона» апостол Павел разумеет дела закона Моисеева, имевшего временное значение, до пришествия Господа Иисуса Христа ( Гал.3:24–25 ; ср. Гал.5:3–4 ; Евр.10:1–4 и др.), а не дела любви и милосердия, свойственные вере и обязательные для христианина ( Рим.2:13, 13:8–10 ; 1Кор.7:19 ; 2Кор.5:10 ; Еф.2:10, 6:8 ; Тит.2:11–14 ). Вера рассудочная, как признание истинности евангельского учения, но не проникающая во внутреннюю жизнь души, а потому не выражающаяся в делах любви, – эта вера для спасения человека не имеет никакого значения: имеющий такую веру – «ничто» ( 1Кор.13:1–3 ). Рассудочную веру апостол Иаков называет «бесовскою» ( Иак.2:14–26 ). Апостол Павел свидетельствует, что во Христе Иисусе имеет силу не вера рассудочная, «но вера, действующая любовью» ( Гал.5:6 ), т.е. проявляющаяся в любви, творящая добрые дела (ср. 1Фес.5:8 ; 1Тим.1:14, 2:15 ; 2Тим.1:13 и др.); только такую веру, как всецелую преданность Христу своему Спасителю и Богу в мыслях, чувствованиях и делах, и признавал апостол необходимой для спасения, такую веру и подразумевал в указанных местах ( Рим.3:28 ; Гал.2:16 ). 99 При этом нужно помнить, что, по учению православной Церкви, вера и добрые дела – не заслуга человека перед Богом, обязывающая Его воздавать за них вечными наградами, а являются лишь причинами, производящими в душе человека то расположение, которое делает его способным быть причастником вечной жизни, даруемой исключительно по милости Божией. Душа спасается не от дел своих, а оттого, что внутреннее существо ее обновлено и что она всегда с Богом; дела добрые – выражения внутреннего обновления, душевной перемены (ср. Мф.25:33–46 100 ). 101

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Уже самое миротворение соединено в Библии с «добро», – в частности для человека «дыхание жизни» и «душа живая» заключала в себе и блаженство бессмертной жизни в раю. В Новом Завете достаточно указать на связь блага и блаженства с вечной жизнью Царства Небесного в блаженствах, начинающихся нищенством духа и приобретением его в Царстве Небесном, продолжающихся зрением Бога, наследием земли и сыновством Божиим, и оканчивающихся великою наградою на небесах (т. е. вечною и блаженною жизнью в Царстве Небесном (Ср. Лк.14:15 Тит.2:13 Откр.19:9 , – 20:6. А как благ и блажен один только Бог, то Он же один и имеет истинное бессмертие и вечную жизнь 1Тим.6:16 . Ср. Мф.16:16 , – 22:32 Лк.20:38 Деян.14:15 Рим.9:26 Откр.1:18 , – 4:9 др. 2) Вера: сия есть вечная жизнь, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и Коего послал Ты Иисуса Христа Ин.17:3 ср. Лк.10:28 и преимущественно у Ин.3:15–16, 36 , – 4:36, – 5:24–40, – 6:40–47, – 20:31 Рим.1:17, – 2:7 Гал.3:11 Евр.10:38 , – 1Тим.1:16 , – 4:8. 3) Спаситель – Богочеловек Сам есть Жизнь и, как и Бог Отец, имеет жизнь в Себе Самом Ин.1:4 , – 5:26, – 1Ин.1:2 , – 5:20, – вместо райского древа жизни воды из скалы и манны, питавших людей внешне и телесно, Спаситель есть вода и хлеб и виноградная лоза – живые, питающие духовно, в жизнь вечную, и претворяющие человека в новочеловека по Богочеловеку Ин.4:14 , – 6:27 дал. 10:10–28, – 11:25, – 14:6–19, – 17:2, – 1Ин.4:9 , – 5:11–16 Деян.3:15 Рим.5:10–17, 18–21 , – Кол.3:3–4 , – 2Кор.13:4 , – 2Тим.1:1–10 Евр.7:10–25 др. 4) Спасение: вечная жизнь есть конечная цель спасения человека Ин.6:40–44, 55 Рим.6:22–23 , – 1Тим.1:2 , – 3:7, – 6:12–19 др. 5) Церковь – Тело Богочеловека – Спасителя ведет своих членов от земной жизни в Царство Небесное – к жизни вечной: см. отдел о Церкви. Вечная жизнь, вместе с другими основными понятиями, составляет главное содержание евангельского и всего вообще новозаветного учения. Мф.7:14 , – 18:8–9, – 19:17 Деян.2:28 , – 5:20, – 11:18, – 13:46–48, – Фил.2:16 , – 1Петр.3:7 , 2Петр.1:3 , – 1Ин.1:2 , – 2:25, – 3–14 др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

прим. к ст. 40) и вечной смерти в отчуждении от Бога. Глава 3 После общих замечаний о первом обществе христианском в Иерусалиме, дееписатель обращается снова к описанию частных событий в этом обществе, имевших для него особенно важное значение. Таковым было чудесное исцеление ап. Петром хромого от рождения при вратах храма. Выше ( Деян.2:43 ) дееписатель заметил, что через апостолов много чудес совершалось в Иерусалиме; одно из них, особенно разительное и имевшее особенно важное значение для Церкви Христовой, он теперь и описывает. «Другие знамения опустил писатель этой книги, а о том, которое произвело великий ужас и всех поразило, говорит» (Злат., ср. Феофил.). Когда это чудо совершилось, дееписатель не указывает, но кажется, надобно полагать, что довольно долго спустя после дня Пятидесятницы, потому что после сего он делает снова общие замечания о жизни первохристианского общества в Иерусалиме ( Деян.3:32 и д.), чего не нужно было бы, если бы событие случилось вскоре после Пятидесятницы, так как о жизни христиан в это время он уже сделал общие замечания. – Петр и Иоанн шли вместе в храм и пр.: выше дееписатель заметил, что верующие каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян.2:46 и прим.); частный случай, здесь описываемый, разъясняет это замечание: верующие сходились, не все вместе, массой, но порознь, в храм ко времени установленных ежедневных молитв и молились там вместе с народом, расходясь по домам после этих часов молитв. И время и место общественных народных молитв были для учеников Христовых святы и священны, и они держались их до времени при ежедневных религиозных упражнениях своих (см. прим. к Деян.2:46 ). – В час молитвы девятый: троекратные в день молитвы при храме, не установленные в законе, во времена Христа и апостолов были твердо установившимся обычаем. Молились в часы третий, шестой и девятый дня (по-нашему – в 9-й и 12-й часы утра и в 3-й пополудни); первый и последний совпадали с узаконенным утренним и вечерним жертвоприношением. Следы троекратной ежедневной молитвы встречаются, впрочем, в еврейской истории еще давно: пророк Даниил во время плена Вавилонского ежедневно три раза молился на коленях ( Дан.6:10 ); в одном из псалмов Давида указывается на молитву вечером и утром и в полдень ( Пс. 54:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Введение в богословие: курс лекций по догм. богословию. – Клин, 2001. 97 . Alfa Dict. – Alpha. Древнегреческо-русский словарь: [Программа. Версия 2.4 от 26.11.02]. – http://gurin. tomsknet.ru/alpha.html. 7 Текст см. в книге М. Мецгера Канон Нового Завета: возникновение, развитие, значение. Приложение IV. – Мецгер, 2001. – С. 300 – 303. 13 Климент, Стром. II,15:3. Согласно с ним понимают это изречение автор Послания к Диогнету (Диогн.,8) и Игисипп (у Фотия в Тысячекнижнике: Biblioth. Cod. 232). 24 По словам дееписателя первые христиане: они постоянно пребывали в учении апостолов и общении, в преломлении хлеба, и в молитвах»( Деян.2,42 ; ср.:2,46).Здесь перечислены четыре главные компонента первохристианской церковной практики: 1) «в учении апостолов ( τη διδαχη των αποστολων)». Первый компонент указующий на дидактический характер, апостолы наставляли верующих в основах учения. Позднее эта практика усложнится и ляжет в основу института катехумената. И. Левинская удачно отмечает, что под словами «постоянно пребывали ( ησαν δε προσκαρτερουντες – Левинская переводит: «с усердием относились»): «подразумевается не только то, что христиане слушали проповеди, но и то, что на практике следовали апостольскому учению» (Левинская, 1999. – С.142). 2) «в общении ( τη κοινωνια)» – социальный компонент общины, показывающий «единосущие» ( Деян.2,46 ) первых христиан «доходившее до всегдашней неразлучности их друг с другом и до общения имуществ» (Скабалланович, 1995. – С. 18.). 3) «в преломлении хлеба( τη κλασει του αρτου)». Левинская видит здесь указание на обычную трапезу, как она проходила у иудеев: «Здесь речь идет о совместных трапезах, как таковых», – говорит она (Указ. соч. С.143). Это, конечно же, крайность. Здесь уместно сказать следующее: а)древняя Церковь видела в этих словах указание на Евхаристию: Пешитта выражение «преломление хлеба» в Деян.2,42,46; 20,7 прямо называет евхаристией (см. Скабалланович, 1995. – С.18, прим.1); b) Если бы слова τη κλασει του αρτου не имели бы такого особенного значения и не указывали на Евхаристию, то Лука не употребил бы их в 2,42,46 и 20,7 так подчеркнуто указывая на некую традицию и важность этого действия; c) Скабалланович комментирует этот стих наиболее удачно (и наиболее правильно), отмечая, что под преломлением хлеба следует разуметь именно евхаристию, как техническое обозначение этого таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петром, отсутствует это место. Не исключено, что сам Петр из смирения не делал акцента на своем первенстве. 1-43. Ср. Ис 22, 22. 1-44. Лк 13, 32; в этом же смысле можно понимать Мф 26, 61; ср.: Ос 6, 2, а также трехчастное деление периода испытаний у Дан. 1-f. Npomubhuk (арам.) 1-45. В том, что Христос не позволял носить через двор поклажу (ср. Мк 11, 16) и употребил не палку, а бич, свитый из веревок, следует видеть знак Его уважения к Храму: в Дом Божий полагалось входить без посоха. 1-46. Лк 24, 34; 1 Кор 15, 5. 1-47. Деян 1, 8; ср.Ис 43, 10; 44, 8. 1-48. Деян 1, 3. 1-49. Ис 11, 6-9; Мих 4, 1-7. 2-1. Мишна. Санхедрин 1, 6. В Галилее верующих было более 500 человек (1 Кор 15, 6). 2-2. Термин " назаряне " не следует смешивать со словом " назорей " (евр. назир), которое обозначало члена древней Ветхозаветной общины, хранившей традиции пастушеской жизни (Числ. 6, 2). 2-3. Деян 3, 11; 5, 12; ср. Ин 10, 23. Притвор, или портик, Соломонов был расположен вдоль восточной стены Храма. 2-4. Мы имеем в виду апокрифы, которые известны уже со II в. (см. M. R. James. ANT, p. 19ff.), а также свидетельства о Деве Марии, которые имеются в раннехристианской литературе (у св. Игнатия Антиохийского, св. Юстина и др.). Историческое значение этих апокрифов минимально, но они ценны как свидетельства почитания Девы Марии в первые века. А нем же говорит безыскусная надпись в назаретской церкви II в. ( Хайре Мариа, Радуйся, Мария). Немалый свет на понимание роли Девы Марии в I в. проливают сами евангельские рассказы у Мф и Лк. См. G. Graystone. The Mother of Jesus in the Scriptures. NCC, pp. 838-843. 2-5. Мк 3, 21; Ин 7, 3-5. " Братья Господни " были не родными, а либо двоюродными, либо сводными братьями Христа (см.: А. Мень. " Сын Человеческий " ). 2-6. Деян 1, 14; 1 Кор 15, 7; Евангелие от евреев, цитируемое бл. Иеронимом (О знаменитых мужах, 2), сообщает, что Христос явился Иакову в Иерусалиме. 2-7. Мф 27, 3-10 и Деян 1, 17-19 дают две версии гибели Иуды. Версия Деян кажется более условной, поэтому историки считают достовернее сообщение Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

4) Наконец, в рассматриваемом месте, в ряду фактов, из коих слагалась жизнь христианского общества, называются молитвы (π ροσευχα). И это выражение, по справедливому замечанию Гарнака, всего естественнее объяснять по аналогии с другими, уже рассмотренными выше, и разуметь под ним, как ежедневные часы молитвы, которые соблюдаемы были и первыми христианами (Деян.3, 1; —10, 9; 22, 17), так  особенно  общественные  молитвы  и песнопения, которыми сопровождались агапы с преломлением хлеба (Ср. Матф. 26, 26, 27, 30. Деян. 2, 46). Молитвы эти в связи с διακονα του λγοι, в противоположность διακονεν τραπξαις (Деян.6, 2, 4), придавали вечерям характер священный и возводили на степень богослужебного акта согласно учению апостола (1 Тим, 4, 5). Нет сомнения, что апостолы, как председатели общества, заправлявшие ходом вечерей вообще, были главными совершителями молитв: им принадлежало начало в этом деле; и προσευχαΓ, как и διακονα του λγου, они считали своим священным долгом, для которого отказывались от διακονεν τραπξαις. Но и общество не пассивно относилось к этому акту, как это было обыкновенно в храмовом и синагогальном культе, а принимало деятельное участие (Деян. 1, 14). В какой форме выражалось это участие вообще в постоянных молитвенных собраниях, через произношение ли перед молитвою и после молитвы утвердительной формулы: аминь, или в форме антифонной, или в форме ипофонной (т. е. в форме подпевания), — на этот счет нет известий в писаниях новозаветных. Известен только один, особенный, впрочем, случай, ясно показывающий, что общество не стеснялось какой-нибудь формой в этом отношении и громко произносило молитву. Когда Петр и Иоанн, отпущенные первосвященниками, возвратились к обществу христиан, последние «единодушно возвысили голос к Богу, и сказали» и проч., (Деян. 4, 24). По содержанию своему молитвы первых христиан представляли частью изречения, взятые из ветхозаветных псалмов, частью свободное излияние молящегося, славословящего и благодарящего сердца — излияние тех чувств, какие овладевали обществом в данную минуту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010