а) Сыном Бога Отца, напри мер: Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам..., Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Иоан. 5:20-21; срав. 14:13; 17:1; Матф. 11:27);    б) Сыном единородным: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16,18; 1:14), и притом -    в) таким, который пребывает в самом лоне Отца: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоан. 1:18);    г) Сыном истинным: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Иоан. 5:20);    д) Сыном собственным: иже Сына своего (δου) Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. 8:32)? Излишне было бы доказывать, что как в этих, так и во всех других местах Священного Писания Господь Иисус называется Сыном Божьим в подлинном смысле, а не каком либо переносном, когда мы уже знаем, что священные книги приписывают Ему и Божеское естество, и Божеские свойства и единосущие со Отцом и Духом (§ 33).    Защищая это учение о личном свойстве Бога Сына от разных превратных толкований еретиков, древние пастыри Церкви старались раскрывать следующие мысли:    1) Сын рождается из существа или естества Отча, а не отинуды (отнеоткуда), не из ничего. Это -    а) следует из самого понятия о рождении: «рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности; так же, как при творении и созидании, наоборот, творимое и созидаемое происходит отвне, а не из сущности творящего и созидающего;» и -    б) подтверждается ясными словами Писания: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (Пс. 109:3). «Если — из чрева: то спрашивается, ужели можно верить, что Сын рожден из ничего?» «Это не значит, что Бог имеет чрево; но поскольку истинные, а не ложные порождения обычно рождаются из чрева родителей, то Бог наименовал Себя в рождении имеющим чрево, к посрамлению нечестивых, чтобы они, хотя помыслив о собственной своей природе, познали, что Сын есть истинный плод Отца, как исходящий из Его чрева».»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

20), бб) в жертвоприношениях ветхозаветного Израиля (в Новом Завете уже Израиля по плоти ст. 18, а не по духу, которого он не уразумел в своем культе жертвенном), с невидимым Богом, принимавшим благоухание жертвы, возносившееся в сожигаемом к небу с жертвенника 431 ; вв) наконец, в высшем жертвоприношении – в новозаветном таинстве тела и крови Христовой (ст. 16) – общение с Самим Богочеловеком, заклавшим за наши грехи Пречистое Свое Тело и пролившим бесценную Кровь Свою. б) Во всех трех отношениях общения это последнее является – таинством как общение в видимом и посредством видимого с невидимым. Но в) отрицается истинность этого таинственного общения в общении с бесами (ст. 20–21), ибо, поистине, нет другого Бога, кроме Единого (8, 4), а, следовательно, г) не исключается истинность такового общения в ветхозаветном культе, хотя по принесении единой истинной жертвы в Новом Завете прообразованной всем ветхозаветным культом, по установлении поклонения Богу духом и истиной ( Иоан. 4:23  срав. 24) признание необходимости такового общения посредством этого культа уже является плотским (ст. 18) И, следовательно, наконец: д) признается истинность, а стало быть и вечность внутреннего существа ветхозаветного культа, имеющего свое всеобъемлющее выражение в идее общения с Богом по Завету. И это действительно истина, которую, как особенно увидим далее, не разрушило, а утвердило новозаветное домостроительство спасения, имеющее целью через уничтожение смерти даровать вновь вечную жизнь в общении с Богом, в Троице славимом (срав. Апок. 22:2  и дал.) Таково Апостольское развитие кратко выраженного Самим Господом утверждения ветхозаветной Заповеди о почитании Единого Истинного Бога. Эту заповедь и с этой ее внутренней стороны могли понимать, и при пособии новозаветного откровения действительно понимали (срав. особенно Марка 12:32–33 ) 432 сами иудеи. Ибо, когда Спаситель ответил на вопрос законника, в чем состоит наибольшая заповедь закона, книжник, теперь уже вразумленный истинностью толкования Господа, заметил: «хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог, и нет инаго, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всей крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв потому и «Иисус, видя, что он разумно ответил, сказал ему: недалеко ты от царствия Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

§ 35. Доказательства из Священного Писания Божества Святого Духа и Его единосущия со Отцом и Сыном Божество третьего Лица Святой Троицы, Духа Святого, и его единосущие с Отцом и Сыном доказывается из Священного Писания тем же самым способом, как божество Сына. Священное Писание приписывает Святому Духу: 1) Божеские именования. Это видно: а) Из прямых изречений Слова Божия. Псалмопевец, сказавши о себе: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева (2 Царст. 23:2,3), и таким образом объясняет, кого он имеет ввиду под именем Духа Господня (срав. Пс. 84:9). Еще яснее Ту же мысль выразил Апостол Петр, обличая Ананию: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?…Ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5:3,4). Смысл речи такой: когда Анания, утаив часть из цены за проданное им село, вздумал скрыть свой поступок от Апостолов, как от людей (утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов , ст. 2), — тогда первоверховный из Апостолов, вразумляя виновного, сказал: «нет, не нам солиал ты, но Духу Святому, в нас обитающему, не людей ты обманул, но думал обмануть Бога.» А не забудем, что под именем Святого Духа, обитавшего в Апостолах, в строгом смысле надобно понимать Лицо , как другого У тешителя , которого послал им Спаситель вместо Себя, и который наставлял их на всякую истину, говорил их устами, управлял их действиями на поприще апостольского служения (Иоан. 14:16,26; 16:13). б) Из сравнения разных мест Священного Писания. Так - а) священный Бытописатель свидетельствует, что сам Всевышний руководил Израильтянами в пустыне: так Господь один водил его (Втор. 32:12); а пророк Исаия объясняет, что ими руководил именно Дух Святой: вложил в сердце его Святаго Духа Своего… Дух Господень вел их к покою (Ис. 63:14; срав. ст. 11); б) Псалмопевец говорит, что Израильтяне в пустыне продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне (Пс. 77:17—18,40—41), равно как и сам Бог устами Псалмопевца вещает: в пустыне , где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое (Пс. 94:8—9); a тот же Исаия Пророк объясняет, что Израильтяне огорчили в пустыне именно Святаго Духа Его (63:10), и Апостол Павел замечает, что именно как говорит Дух Святый … в пустыне... где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет (Евр. 3:7—9);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Божество третьего Лица Святой Троицы, Духа Святого, и его единосущие с Отцом и Сыном доказывается из Священного Писания тем же самым способом, как Божество Сына. Священное Писание приписывает Святому Духу: 1) Божеские именования. Это видно: а) Из прямых изречений Слова Божия. Псалмопевец, ска­завши о себе: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева (2 Царст. 23:2,3), и таким образом объясняет, кого он имеет ввиду под именем Духа Господня (срав. Пс. 84:9 ). Еще яснее ту же мысль выразил Апостол Петр, обличая Ананию: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?…Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян. 5:3,4 ). Смысл речи такой: когда Анания, утаив часть из цены за проданное им село, вздумал скрыть свой поступок от Апостолов, как от людей (утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов, ст. 2), – тогда первоверховный из Апостолов, вразумляя виновного, сказал: “нет, не нам солгал ты, но Духу Святому, в нас обитающему, не людей ты обманул, но думал обмануть Бога”. 635 А не забудем, что под именем Святого Духа, обитавшего в Апостолах, в строгом смысле надобно понимать Лицо, как другого Утешителя, которого послал им Спаситель вместо Себя, и который наставлял их на всякую истину, говорил их устами, управлял их действиями на поприще апостольского служения ( Иоан. 14:16,26; 16:13 ). 636 б) Из сравнения разных мест Священного Писания. Так – а) священный Бытописа­тель свидетельствует, что сам Всевышний руководил Израильтянами в пустыне: так Господь один водил его ( Втор. 32:12 ); а пророк Исаия объясняет, что ими руководил именно Дух Святой: вложил в сердце его Святаго Духа Своего… Дух Господень вел их к покою ( Ис. 63:14 ; срав. ст. 11); б) Псалмопевец говорит, что Израильтяне в пу­стыне продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне ( Пс. 77:17–18,40–41 ), равно как и сам Бог устами Псалмопевца вещает: в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое ( Пс. 94:8–9 ); a тот же Исаия Пророк объясняет, что Израильтяне огорчили в пустыне именно Святаго Духа Его (63:10), и Апостол Павел замечает, что именно как говорит Дух Святый… в пустыне... где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет ( Евр. 3:7–9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Для удобства мы изложим новозаветное толкование в этом отношении по главнейшим моментам самой ветхозаветной истории и сперва, именно, – до начала выделения из всего рода человеческого как потомства Адамова особенного народа – Израильского в лице особого праотца его Авраама. – а) Так уже братоубийство сына Адамова – Каина в связи с жертвоприношением, как первый плод наследственной нравственной порчи 170 , обращает на себя взор новозаветных св. толкователей не только со своей исторической, но и с типической стороны. Срав. Мф. 23:35; Луки 11:51 ; 1Иоан. 3:12 ; Иуды ст. 11; Евр. 11:4; 12:24 ; срав. 4 Мак. 18:11. И вот Сам Господь Иисус Христос выделяет уже в истории Каина и Авеля семя праведное и неправедное, семя спасения и семя погибели – основоположение для всего новозаветного толкования всей дальнейшей истории Ветхого Завета, объясняющее вместе с тем и странную на первый взгляд мысль о предопределении, особенно резко развитую св. апостолом Павлом в Рим. 9–11 . И уже он Сам, Господь наш, указует в этой истории новозаветную тайну величайшего преступления – убийство Его – Мессии нечестивым потомством Каина – его современниками иудеями – родными ему по плоти ( Рим. 9:5 ), как и Каин Авелю, когда говорит своим современникам иудеям: «да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии – сына Варахиина» и пр. (Мф. 23:35 сн. Луки 11:51 ) 171 . Св. апостолы раскрывали только подробнее и яснее ту же мысль как исторической истины убийства нечестивым праведника в виде примера предостережения ( Иоан. 3:12 ; Иуд. ст. 11), так вместе и с отношением к преобразовательному значению этого события, указанному Господом, как это ясно из цитованных выше мест послания к Евреям, где читаем: «верой Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ей получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ей он и по смерти говорит еще» (11, 4) и в другом месте: «вы приступили… к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше нежели Авелева» (12:22,24). Это показывает, что в Авеле он (апостол) находит предвестие и прообразование Иисуса. Сей характер прообразования открывается во всех частях истории Авелевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Духа. Так пророк Исаия, предсказав о Нем, как об Отрасли из корня Иессеева, продолжает: и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (11:2 срав. 3–5), сн. Лук. 1:35 ; Мф. 3:16  и Ин. 1:32–33 с Луки 2:40,52 срав. также 1Кор. 1:24,30 . Затем тот же великий пророк, движимый Духом Христа, дополняет свое изображение Мессии еще следующими чертами, говоря от лица Иеговы: вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него 637 , и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна, курящегося не угасит (гл. 42:1–3 сн. Мф. 12:19–20). Не ясно ли отражаются в этой пророческой картине черты Того, Который говорил о Себе: научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф. 11:29  срав. 5:5) и Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Филип. 2:8  срав. Евр. 5:8  и др.) 638 , Который, подобно агнцу безгласному пред стригущим его, не отверзал уст Своих (Исаии 53:7 сн. Деян. 8:32 )? Не ясны ли здесь черты образа Того, Который является с такими смиренными человеческими свойствами, будучи однако же не изъясним в роде Своем как Бог (сн. Исаии 53:8 и Деян. 8:33 ) 639 ? Изображая смирение и кротость Мессии, Дух пророческий изображает и другие свойства Его: святость и праведность и опять в связи с помазанием от Святого Духа. Из многих изречений ветхозаветного Слова Божия, выражающих эту истину, мы приведем лишь те, которые имеются в виду в Новом Завете. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих, говорит Дух через пророка из сынов Кореевых ( Псал. 44:8  сн. Евр. 1:9 ) 640 . Не видится ли и здесь Незнавший греха ( 2Кор. 5:21 ), а не только что не сотворивший его и не допустивший лести в устах Своих (Пет. 2:22, сн. Исаии 53:9; срав. также Евр. 4:15 ) Христос, Который торжественно взывал к ослепленным плотским пониманием ветхозаветных пророчеств о Нем иудеям: Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Иоан. 8:46 ) … И от этого-то Святого и Праведного 641 они потом отреклись и просили даровать им человека убийцу, а Начальника жизни убити ( Деян. 3:14–15 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Но тут предел буквальному или историческому смыслу ветхозаветного закона, который (смысл) даже в той глубине своей, которую сообщило ему толкование Господа, являет уже более прообразовательное значение ветхозаветного нравственного учения в отношении к новозаветному; ибо новозаветный Законодатель есть уже ходатай лучшего завета, который и утвержден на лучших обетованиях ( Евр. 8:6 ). Самая основная ветхозаветная заповедь о любви к Богу и ближнему есть только прообраз новозаветной заповеди о любви. Все это единственно потому, что новозаветная любовь опирается на той безмерной любви, которой возлюбил Бог и Сын Божий грешное человечество (сн. Рим. 5:5–8 срав. с этим Иоан. 3:16  и 15:12–13). От того-то заповедь, которая есть старая ( 1Ин. 2:7 ), Господь прямо называет и новой, говоря: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. А нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 13:34; 15:13  сн. 12), т. е. такая любовь основывается на бесконечно высокой идее все общего искупления Христом и духовного единства всех во Христе, как братьев в одном семействе Христа, или как членов одного духовного тела Христова 462 . Там, в Ветхом Завете, была даже более рабская любовь к Богу, как бы привязанность, соединенная с непрестанным сознанием близости страшно карающей руки Всемогущего Владыки, здесь же, в Новом Завете чисто сыновняя любовь, ибо мы не приняли духа рабства, а приняли дух усыновления, которым взываем: Авва, отче! ( Рим. 8:15  сн. Галат. 4:6–7 ), а отсюда и любовь к ближним была в Ветхом Завете не как любовь к братьям, не говоря уже о врагах, а как единоплеменным соработникам Богу, а здесь в Новом Завете о Христе для нас братьями являются не только друзья, но и враги, которых мы должны любить по заповеди Христа ( Луки 6:27  и др.), умершего и за врагов наших, как и Ему мы все враги были до крещения в смерть Его. (срав. Рим. 5:10  и др.). Если же таково было основное значение заповедей, на которых утверждался весь закон и пророки, то очевидно, что и «целый характер закона есть преобразовательный: (Ольсгаузен) все в нем лишь на низшей ступени прообразовало собой новозаветный закон, хотя очевидна также и вечная истина, жившая в нем и утверждаемая Самим Господом новозаветным Законодателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Это обетованное Семя является теперь средоточием, стягивающим к себе все другие мессианские обетования. Даже в устах Валаама, обольщенного мздой ( 2Пет. 2:15 ; Иуды ст. 11 сн. Числ. 22:21  и дал.), по воле Бога Оно является как звезда, имеющая воссиять от Иакова, и жезл, имеющий явиться от Израиля ( Числ. 24:17 ). И вот «звездам служащие звездой поучаются поклоняться Солнцу Правды и видеть с высоты Востока» 623 (срав. Мф. 2:1 и дал.) 624 . Иаков передает это обетование о Семени сыну своему Иуде, благословляя его и торжественно, в пророческом духе веры, говоря: не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколю не придет Шило 625 и Ему покорность народов ( Быт. 49:10 ). Так после Иакова Иуде предназначается то, чтобы из его колена воссиял Господь наш ( Евр. 7:14  сн. Апок. 5:5 ) 626 . Колено Иудино сделалось корнем, из которого произошла ветвь дома Давидова (срав. Апок. 5:5 ). И вот Давиду уже в обетовании о сыне его Соломоне ( 2Цар. 7 ) дается обетование о Мессии 627 , а пророк Исаия прямо взывает: и произойдет отрасль от корня Иессеова и Ветвь произрастет от корня его, и почиет на Нем Дух Господень и пр. (11:1–2), провозвещая, таким образом, рождение Сына Божия от семени Давидова по плоти ( Рим. 1:3  сн. 2Тим. 2:8 ; Апок. 22:16 ; Иоан. 7:42  и др.) 628 . Так обетованное, Семя жены вообще, как семя человеческое, в откровении Духа пророческого проходит через точнейшие определения корней, из которых надлежало произойти Ему – Отрасли Праведной ( Иер. 23:5; 33:15 , сн. Деян. 7:52 ) – Солнцу Правды ( Мал. 4:2 ) – Христу 629 . Но вот это откровение уясняется еще тем, что обетование о Семени жены ( Быт. 3:15 ) представляется пророчеством о рождении Семени от жены без мужа, Сам Господь говорит через пророка Исаию: вот Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Исаии 7:14), что значит, поясняет Евангелист, приведши это несомненно прямое предсказание 630 , с нами Бог (Мф. 1:23, сн. Гал. 4:4 ) 631 . Мало этого, возвещается точно и ясно само время такого чрезвычайного рождения, уже предобозначенное в пророчестве Иакова ( Быт. 49:10 ) о рождении Льва от колена Иудина ( Апок. 5:5 ), в конце пророческого периода через пророка Даниила 9:25: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

а) Сыном Бога Отца, например: Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам..., Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ( Иоан. 5:20–21 ; срав. 14:13; 17:1; Матф. 11:27 ); б) Сыном единородным: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан. 3:16,18; 1:14 ), и притом – в) таким, который пребывает в самом лоне Отца: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Иоан. 1:18 ); г) Сыном истинным: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Иоан. 5:20 ); д) Сыном собственным: иже Сына своего ( δου) Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 )? Излишне было бы доказывать, что как в этих, так и во всех других местах Священного Писания Господь Иисус называется Сыном Божьим в подлинном смысле, а не каком-либо переносном, когда мы уже знаем, что священные книги приписывают Ему и Божеское естество, и Божеские свойства и единосущие со Отцом и Духом (§ 33). Защищая это учение о личном свойстве Бога Сына от разных превратных толкований еретиков, древние пастыри Церкви старались раскрывать следующие мысли: 1) Сын рождается из существа или естества Отча, а не отинуды (отнеоткуда), не из ничего. 728 Это – а) следует из самого понятия о рождении: “рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности; так же, как при творении и созидании, наоборот, творимое и со­зидаемое происходит отвне, а не из сущности творящего и созидающего;” 729 и – б) подтверждается ясными словами Писания: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое ( Пс. 109:3 ). “Если – из чрева: то спрашивается, ужели можно верить, что Сын рожден из ничего?” 730 “Это не значит, что Бог имеет чрево; но поскольку истинные, а не ложные порождения обычно рождаются из чрева родителей, то Бог наименовал Себя в рождении имеющим чрево, к посрамлению нечестивых, чтобы они, хотя помыслив о собственной своей природе, познали, что Сын есть истинный плод Отца, как исходящий из Его чрева " ”. 731

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

б) Места, в которых говорится, что Дух Святой есть от Отца и Сына или от Обоих, встречающаяся у святого Епифания. Илария и Кирилла Александрийского . 958 Но – аа) выражение: быть от кого-либо ( τ κ τινς εναι), как заметил еще Марк Эфесский на флорентийском Соборе, 959 не значит непременно исхо­дить от кого-либо или заимствовать бытие, а употребляется на священном языке и в других смыслах, например, в смысле оди­наковости свойств и природы, в смысле посольства от кого-либо и в смысле усвоения чего-либо от другого лица, как в словах Спасителя: вы от мира сего, Я не от сего мира ( Иоан. 8:23 ; срав. 47), или: Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня (42), и еще: от Моего возьмет и возвестит вам (Иоанн. 16:14). Следовательно, и о Духе Святом справедливо можно выражаться, что Он есть от Обоих, от Отца и от Сына, но только в разных смыслах; есть от Отца, как имеющий с Ним одну и туже природу, и как от Него исходящий и посылаемый в мир; есть от Сына, как имеющий с Ним одну и туже природу, как усвоивший от Него учение для проповедания людям, и как от Него по­сылаемый и раздаваемый верующим. И действительно – бб) по­именованные Святые Отцы говорили о Святом Духе, что Он от Обоих, в этих различных смыслах. Святой Епифаний всякий раз, когда выражался, что Дух от Отца и Сына или от Обоих, непре­менно, выше или ниже, пояснял свою мысль словами Спасителя: от Отца исходит ( Иоан. 15:26 ), и от Моего возьмет ( Иоан. 16:14 ), – например: “Дух Святой от Отца и от Сына одного и того же божества, от Отца исходит, а от Сына всегда приемлет,” 960 или: “Дух от Христа или от Обоих, как говорит Христос: который от Отца исходит, и от Моего возьмет. 961 Иларий, выразившись в одном месте, что “Дух Святой должен быть признаваем со Отцом и Сыном причинами,” 962 в другом поясняет, что Сына он называет причиной Святого Духа, собственно как раздаятеля духовных дарований, 963 а в третьем говорит: “от Сына приемлет Дух Святой, ко­торый от Него и посылается, и от Отца исходит,” замечая, что исходить не тоже значить, что принимать, и что приемлемое Духом Святым от Сына означает только или власть, или силу, или учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010