И, так как эта последняя, в основе своей, подрывается неправильным судом; то на него Господь и обращает особенное внимание народа Божия, как на главный камень нравственного претыкания евреев (сравн. Ам. 5:7 ; Втор. 1:17 ) 143 . И, так как, затем, от неправильного суда больше всего страдают люди бедные и беспомощные, то Господь и говорит: вдовы, сироты, пришельца и бедного не обижайте 144 , – и, вообще, друг на друга не умышляйте зла в сердце вашем (ст. 10); потому что, если человек не может знать того, что в человеке (см. 1Кор. 2:11 ), то, напротив, Бог испьитует сердца и утробы человеческие (см. Пс. 7:10 ; Откр. 2:23 ), – И мерзость Господеви и помысл неправедный (см. Притч. 15:26 ). Но они (отцы ваши), говорит Господь, не хотели внимать, и оборотились упрямою спиною, и уши свои заградили, чтоб не слышать, и сердце свое сделали адамантовым, чтобы не покоряться закону и словам, которые посылал Иегова воинств Духом Своими, посредством пророков прежних, – за что и пришел на них великий гнев от Иеговы воинств (ст. 11–12). Таким образом, евреи не случайно и, вследствие слабости человеческой, впадали в преступления закона Божия, но по упорству и ожесточению сердечному. Поэтому, если гнев Господень на них выразился только попущением подвергнуть их плену и рассеянию; то на это выражение гнева Божия на избранный народ нужно смотреть, как на милость Божию, которая вела упорных к покаянию (сравн. Иез. 18:23, 32; 33:11 ; 2Пет. 3:9 ; Пс. 102:8–19 ). Впрочем, и эта мера Божественного исправления иудеев мало принесла пользы им в нравственном отношении. И было слово Иеговы вомнств и сказано: так говорит Иегова воинств: возревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим жаром возревновал Я о нем ( Зах. 8:1–2 ). То есть, Иерусалим снова сделается возлюбленным городом Моим, и, притом, таким, о котором Я буду заботиться больше, чем заботится муж о любимой жене своей, но не потому, чтобы иудеи в то время были лучше отцов своих, а потому, как говорит Иегова, что Я возвращусь в Сион, и буду жить среди Иерусалима; и назовется Иерусалим градом истины, и гора Иеговы воинств будет горою святости (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

[Медный змей – Числ. 21:8–9 .] В последний год странствования евреев в Аравийской пустыне, когда они в Селмоне стали роптать и возмущаться против распоряжений Божиих, в гневе своем «Господь послал на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых». Тогда Моисей обратился к Господу Богу с просьбою о помиловании уже раскаявшегося избранного народа и сказал Господь Моисею: «сделай себе змея (медного) и выставь его на знамя и ужаленный (если змей ужалит), взглянув на него, останется жив»; и поступил так Моисей, и оставались живыми ужаленные, взглянувши на медного змея ( Числ.21:8–9 ). Тайну этого прообразования отчасти проразумевали и древние иудеи, веровавшие, что «обративыйся, не вещию зримою целяшеся, но Тобою всех Спасителем» ( Прем.16:7, 10–11 ). Со всею же ясностию эту тайну раскрыл Господь Иисус Христос в беседе с Никодимом, сказавши: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). По учению св. Церкви, дерево, на котором был повешен медный змей, было образом древа Креста Христова. « Возложи Моисей на столпе врачество, тлетворимого избавление и ядовитого угрызения (избавлявшее от смертоносного и ядовитого уязвления): и древу образом Креста, пресмыкающегося по земли змия привяза (привязав поперек на древе образ Креста – змия...), лукавый в сем обличив вред (восторжествовал чрез то над бедствием): тем Христу поим Богу нашему яко прославися » (кан. Воздвиж. 1 п. 2 троп.). Что вознесение змея на дерево пред очами всего Израиля в пустыне было прообразом распятия Иисуса Христа на Кресте пред всем народом, на это указывают многия песнопения. « Змия Моисей на древо вознес, образоваше Тя, Иисусе, на Кресте волею вознесена и лукавого ядовитую злобу изгнавшего, к себе же человеки привлекша » (3 седм. Четыред. сред. утр. 9 п. 1 троп.). « На древо вознес первее Моисей змия, Спасе, воображаше Твое воздвижение, еже на Кресте, Преблагий » (5 седм. Четыред. пят. утр. 9 п. 2 троп.; сравн. 5 седм. по Пасхе вт. утр. 2 п. 4 троп.). Исцелением угрызенных ядовитыми змеями чрез воззрение на медного змея предызображено исцеление угрызенных духовным змием (Ап.13:9) – сатаною чрез воззрение с верою на вознесенного на Крест Иисуса Христа. « Твою страсть прообразуя Слове, великий Моисей вознесе древле медного змия на древо, отъемляй зрящия от ядовитого угрызения змиина: ибо, Владыко, распяту бывшу Ти, вреждения змииного богомерзкого вси вернии избавихомся » (Окт. гл. 6, пятн. утр. кан. кресту 6 п. 2 троп.; сравн. Окт. гл. 4 пятн. утр. кан. 1, п. 1, троп. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Почему пророк, оставив то, что было во время наказания, обращает речь к тому, что имело произойти в день беззакония» 305 , и представляет такие очевидные признаки этого дня, что только люди совершенно развращенные, для которых не оставалось никакой надежды на спасение, по их нравственному упорству и ожесточению сердечному, и которые, следовательно, по всей справедливости имели подвергнуться описываемым выше бедствиям, не могли приметить этого дня. И будет в тот день, не будет света во время ясного солнечного дня, – будет небывалое, беспримерное солнечное затмение, так как оно будет служить для упорных, неисправимых иудеев и знамением невозвратимой будущей гибели их (сравн. Ис. 8:22 ; Ам. 5:18 и друг.); потому что с этим днем окончательно уничтожатся все надежды их на внешнее величие и могущество, – так как все великое, на что прежде, обыкновенно, надеялись люди, как то, богатство, знатность, военная сила и доблесть, сделается с этого дня маловажным ( Зах. 14:6 ) 306 . И будет это день единственный (Иегове он известен), не день и не ночь, – «ибо, если пожелаю назвать его днем, говорит блаж. Феодорит, удерживает меня от сего полуденная тьма, – потому что, как свидетельствует Евангелист, от шестого часа тьма бысть по всей земли до часа девятого ( Мф. 27:45 ); а, если вознамерюсь, по причине тьмы, наименовать ночью, воспрещает сие свет, бывший до шестого часа и по часе девятом» 307 , как говорит и пророк: и в вечернее время явится свет ( Зах. 14:7 ). Но, служа предвестником будущей гибели жестоковыйных иудеев, этот единственный в истории Церкви Божией день будет, в то же время, для верующих источником спасения: и будет в тот день: выйдут, живые воды из Иерусалима, – т. е., начиная от Иерусалима (см. Ин. 4:22 ), где Искупитель мира принесет Себя в жертву, имеющую произвести такой необыкновенный нравственно-религиозный переворот, спасительное учение Христово постепенно распространится по всему миру ( Ин. 4:21, 23–25 ), образовав из себя целые моря живой воды ( Ин. 4:10 ), текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ), которая обнимет сперва восток, а потом разольется по западу, как говорит пророк: половина их (вод живых) к морю восточному, и половина их к морю западному (сравн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Следовательно, ясно, что речь идет у пророка о Мессии, Господе нашем Иисусе Христе, такими, именно, чертами изображаемом у евангелистов. Он спасет людей Своих, читаем в евангелии, от грехов их (Мф. 1:21); потому что будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца ( Лк. 1:32–33 ). По дальнейшему изображению пророка Захарии, описываемая в его книге, чудная отрасль представляется камнем, который Иегова полагает перед первосвященником Иисусом для того, чтоб убедить его, что и Церковь ветхозаветная зиждется на той же Божественной отрасли, как краеугольном камне ее (см. Ис. 8:14; 28:16 ; сравн. Рим. 9:33; 10:11 ; 1Пет. 2:6–8 ; Пс. 117:22 ), а не на священстве Израилевом, которое само милуется только ради той же отрасли 77 . Этот драгоценный, крепко утвержденный Камень, имеет семь очей, через которые он наблюдает за целостью и неприкосновенностью Церкви Своей и под которыми, без всякого сомнения, разумеются те семь даров Св. Духа, которые, по изображению св. пророка Исаии, почиют на отрасли от усеченного древа Иессеева ( Ис. 11:1–2 ) с тем, чтобы составить потом основное жизненное начало Церкви 78 . Вот Я Сам вырезал, что надлежало вырезать на нем – этом дивном камне, говорит Иегова воинств. То есть, Иегова предоставит обетованной Им отрасли все средства к тому, чтобы ей исполнить цель, ради которой она ведется на землю. А цель эта состоит в том, чтобы через эту Божественную отрасль изгладить порок земли в один день 79 . Но, для достижения этой цели, действительно, нужно, чтобы как Отец имеет жизнь в Самом Себе: так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин. 5:26 ), да всякий, верующий в Него, не будет постыжден ( Рим. 9:33 ; сравн. Ис. 28:16; 8:14 ). Цель эта – не личная цель, обетованной Богом, отрасли, но от века предопределенная воля Иеговы о спасении рода человеческого; поэтому Спаситель и говорит о Себе: Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин. 5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Сомнительная альтернатива. «…Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам». – Лк. 10:19 . «Уныние… заставляет посмотреть в окно, побуждает производить стук и топот ногами». – прп. Иоанн Лествичник . Слово 13. Весьма популярное в наши дни слово нирвана на санскрите означает угасание . «Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма!» – Мф. 6:23 . «Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни». – прп. Иоанн Лествичник . Слово 5. Поэма Дж. Байрона. Сравн.: «Прямым Онегин Чайльд Гарольдом/Вдался в задумчивую лень…» Роман И.В. Гёте, «Страдания молодого Вертера». «Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим». – Деян. 2:28 , Пс. 15:11 . «…Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её» – Мф. 16:24-25 . Автор писем не упоминает о мутации природы человека за счет грехопадения. «Люди стали греховными не потому, что они разделяли вину Адама… а потому, что были причастны к его природе, подпавшей закону греха». – Свт. Кирилл Александрийский . На Послание к Римлянам, V . «Через преступление Адама вошел в природу человека грех… Для человеческой природы, неразрывно связанной по своей воле узами зла, не было надежды на спасение». – Прп. Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию, XXI. – Сравн. сказанное во Введении: «Помните, что злому духу свойственно лгать: не принимайте всех его слов за чистую монету…» «Всякая душа, рождающаяся во плоти, заражена скверною греха». – Ориген . Омилии на Книгу Левит, VIII. – См. примечание 6. «…Безупречные страсти хотя и не греховны сами по себе, тем не менее представляют благоприятную почву для развития в падшем человеке страстей греховных» . – Прот. Олег Давыденков . Догматическое богословие. Часть третья, Раздел III, 1.2.2. – См. примечание 6. «Грехи прорастают у нас в душе с большей легкостью, чем добродетели; они быстрее впитывают в себя энергию нашего естества». – Святейший Патриарх Кирилл. Из проповедей. – См. примечание 6.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-iz-preisp...

Хотя выражение “Царство Божие” и не встречается в Ветхом Завете, тем не менее, его идея постоянно чувствуется в писаниях пророков. О Боге часто говорится как о Царе Израиля: “Господь будет царствовать во веки и в вечность.” ( Исх.15:18 ) Смотри также: Чис.23:21 ; Втор.33:5 ; Ис.43:15 ; и всей земли ( 4 Цар.19:15 ; Ис.6:5 ; Иер.46:18 ; Пс.28:10; 96:1; 98:1-4 ). Несмотря на то, что Бог всегда правит миром как Царь, в других местах говорится о дне, когда Он станет Им и начнет править Своим народом. Смотри, например, у Исайи: “И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его [будет] слава” ( Ис.24:23 ). Смотри так же: Ис.33:22; 52:7 ; Соф.3:15 ; Зах.14:9-11 . Исходя из этого можно сделать вывод, что, хотя Бог — Царь, полнота правления Его еще должна прийти. Таким образом, представление о Царстве Божьем в Ветхом Завете диалектично. В будущем должно наступить Царство добра и справедливости, которое пророки связывали с пришествием Царя-Мессии. Сравн., напр.: “И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века”. ( Мих.4:7 ) Пророк Иеремия предрекает воцарение отрасли Давидовой (23:5) “Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду Иногда в Ветхом Завете употребляется выражение “Царство Яхве”, но оно означает вполне определенное историческое понятие — Иудейское царство (см., напр.: 1Пар.28:5 ; 2Пар.13:8 ) Выражение “Царство Небесное” (малькут шамаим) впервые встречается в раввинистической литературе спустя полвека после земной жизни Господа Иисуса, а именно у раввина Иоханана бен Заккая около 80 г. н.э. В этом термине нет указания на грядущее Божие правление миром будь то на небе или в будущей жизни. Эта идея передавалась термином будущий век (Сравн. Мф.12:32 “если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ou;te evn nu/n aivw/ni ou;te evn me,llonti [ни в сем веке, ни в будущем] ”).

http://azbyka.ru/apokalipsis/cvyashchenn...

11, 12:13). Потом, в последней части видения (15–17) Захария представляет всех ложных Мессий, которые являлись до Иисуса Христа и в особенности после него, и из которых самым значительным был Бар-Кохеба, предавший своих сограждан мечу Адриана. Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание, народ еврейский, который с настоящего времени (1, 2–6; VII) носит в себе зародыши своей окончательной гибели, и который должен быть некогда истреблен внешним врагом, народом Римским (V, 1–4). И здесь пророчество прибавляет еще подробность к картине социального и политического состояния Иудейского народа перед временем его погибели: Иудеи будут процветать, но находиться под властью иноплеменников. Паси это стадо, которое продавцы его (Римляне) избивают и не становятся по этому виновными, ибо Всевечный не хочет иметь более жалости к нему (5) и предал его в их руки в наказание за его преступление ( Uep. L, 6, 7 в сопоставлении с II, 3; сравн. XXV, 9; XXII, 7); а купившие его (Ироды например) говорят: благословен Господь; я разбогател! И сами их туземные пастыри, их собственные священники и сановники (Фарисеи, Саддукеи, не жалеют о них более; ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближняго его (угнетения, внутренние раздоры, междоусобные войны) и в руки царя его иноземного (Иоанн. XIX, 15), который займет место персидского царя, владычествовавшего во время Захарии над Иудеями; и эти иноземцы будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их. Эти две причины гибели: внутренние разногласия и междоусобные войны указаны равным образом VIII, 10; Uep. XIX, 9 ; Uc. IX, 7, 18, 19; III, 4 , и история Иозефия доказывает вполне достаточно, что это двойное пророчество исполнилось действительно. 5–6. И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец по истине бедных, вас, истинные Израильтяне, которые чувствуете ваше бедственное положение, призываете в ваших мольбах доброго пастыря и одни заслуживаете еще для вашего народа милосердие Бога, свидетельствующего это милосердие тем, что посылает меня к нему (II; Ueз. XXXIV, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

1 Фесс. 5, 1–2. «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью». Объясн. Здесь – обличение для тех, которые, утверждая – сами не зная что, выдавая себя за пророков, говорят, что до пришествия Христа осталось столько-то и столько-то лет, месяцев и дней, что Господь придет тогда-то. Христа должны мы ожидать всегда: Мф. 24, 42 , чтобы всегда быть готовыми встретить Его: Мф. 25, 1–12 , но о временах и сроках мы не должны ни гадать, ни пророчествовать, так как Отец положил их в Своей власти: Деян. 1, 7 . Откр. 1, 7 . «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь». Объясн. Эти слова относятся ко второму славному пришествию Господа на землю; сравн. Мф, 23.39. Время этого пришествия нам не открыто: Мф. 25, 13 ; Мрк. 13, 32 . О «гонениях» Мф. 6, 11 . «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Объясн. Блаженны изгнанные за правду, а не за ложное вероучение; лжеучители хотя и были (когда-то) гонимы, но вера их не сделалась истинной; Деян. 5, 36–37 . Мф. 10, 17–22 . «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас... И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». Объясн. За вероучение религиозное гонимы были не одни св. апостолы, но за ложь в этом вероучении страдали и разные негодные люди; Деян. 5, 36–37 , и от этого страдания вера их не сделалась истинною, потому что «если кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться»: 2Тим. 2, 5 . Иоанн. 16, 2. «Изгонят вас из синагог: даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Объясн. Эти слова Евангелия относятся к св. апостолам и последователям истинного Христова учения, которых действительно преследовали за имя Христа язычники и иудеи, но кого преследуют не за имя Христово, а за своеволие и преступление, к тому не может относиться это изречение, а справедливее подходит вот какое: Иуд. 23 ; 1Тим. 6, 3–4 ; Тит. 1, 10–11 . К тому же сектантов не изгоняют из храмов, а сами они не идут туда. Сущность сектантства

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

194 Преосв. Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. Киев. 1889. Т. IV. Стр. 151–153. 195 Грамоты царская и вселенских патриархов с изложением православного исповедания восточно-кафолической церкви. Стр.52–53. Сравн. Пространный христианский катехизис. 1883. Стр. 127–128. Сравн. Макарий. Православно-догматическое богословие. С.-Петербург. 1852. Т. IV. Стр. 82–91. 196 Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. Киев. 1889. Т. IV. Стр. 175–176. Сравн. Макарий. Православно-догматическое богословие. С.-Петербург. 1852. Т. IV. Стр. 22–46. 198 Грамоты царская и вселенских патриархов... Стр. 54–55. Сравн. Пространный христианский катехизис. 1842. Стр. 128. 201 Грамоты царская и вселенских патриархов... Стр. 30–31. Сравн. Пространный христ. катехизис. Москва. 1883. Стр. 35–36. Сравн. Макарий. Православно-догматическое богословие. С.-Петербург. 1852. Т. IV. Стр. 50–58. Сравн. Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. Киев. 1889. Т. IV. Стр. 195–201. 206 Fond du-lac tracts 1. The Church of the New Testament. By the Bishop of Fond-du-lac. Pg. 3–8. 214 Hall. Op. cit. Volume III. Pag. 28–30. Сравн. Stone. Op. cit. Pg. 109. Сравн. Percival. A digest of theology... Pag. 36–37. Сравн. Fond-du-lac tracts... 1. Pg. 8–9. 21–22. Сравн. Церковный Вестн. 1903. 43. Стр. 1348. 218 Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 32–34. Сравн. Stone. Op. cit. Pg. 114–115. Сравн. Percival. А digest of theology... Pg. 37. Сравн. Fond-du-lac tracts. 1. Pg. 21. 219 Stone. Op. cit. Pag. 115–117. Сравн. Hall. Op. cit. Vol. III. Pag. 35–37. Сравн. Percival. A digest of theology... Pag. 37. 220 Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 38–40. Сравн. Stone. Op. cit. Pg. 117–122. 307–308. Сравн. Percival. Op. cit. Pg. 37. Сравн. Fond-du-lac tracts. 1. Pg. 20–21. 223 Stone. Op. cit. Pg. 140–145. Сравн. Percival. Op. cit. Pg. 41–43. Сравн. Церк. Вестн. 1903. 43. Стр. 1349. 230 Percival. The invocation of saints treated theologically and historically. 1896. Pg. 110–133. 239 Еще решительнее ту же мысль выражает известный англиканский богослов Бурнет, заявляя в своем сочинении: An exposition of the XXXIX articles of the Church of England, что в книгах Гомилий св. Писание понимается согласно воззрениям тогдашнего времени, без должного крититизма, что поэтому толкование составителя Гомилий каждой страницы Библии необязательно для верующих, что исправления возможны и проч. Ту же мысль, по взгляду представителей американской церкви, высказывают: англиканский богослов Браун (Brown), в сочинении: An exposition of the XXXIX articles historical and doctrinal заявляющий, что „нельзя с уверенностью сказать, что содержащееся в Гомилиях учение есть всюду здравое учение»; епископ Монтагю (Montagu) в сочинении: An Appeal to Caesar признающий, что „Гомилии содержат в себе истинно добрые и здравые увещания к тому, чтобы подвигнуть народ к почитанию и поклонению всемогущему Богу, но не содержат общепризнанных догматических определений, которые были бы утверждены англиканскою церковью»..

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

(Филарет. Православно-догматическое богословие. Чернигов. 1865. Ч. II. Стр. 379–380). 277 Филарет. Пространный Катехизис. Стр. 75. Сравн. Макарий. Правосл.-догматическое богословие. Т. III. Стр. 319–320. 278 Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. III. Стр. 266–267. Сравн. Филарет. Правосл.-догмат. богословие. Ч. II. Стр. 407–412. 280 Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. III. Стр. 267–268. Сравн. Филарет. Православно-догматическое богословие. Ч. II. Стр. 415–417. 281 Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. III. Стр. 268–269. Сравн. Филарет. Правосл.-догмат. богословие. Ч. II. Стр. 418–422. 282 Никанор. Разбор о видимом (папском) главенстве в церкви. Казань. 1871. Сравн. Сушков. Против лжеучения о вселенском главенстве римской церкви. С.-Петербург. 1891. Сравн. Н. Беляев . 1) О католицизме. Казань. 1889; 2) Догмат о папском главенстве в сопоставлении с фактами истории. Сравн. Guettée. La papauté hérétique. Paris. 1874. Сравн. А. Востоков. Об отношениях римской церкви к другим христианским церквам. С.-Петербург. 1857. Ч. I–II. Сравн. Муравьев: 1) Правда вселенской церкви о римской и прочих патриарших кафедрах. С.-Петербург. 1841; 2) Слово кафолического православия римскому католичеству. Сравн. Сильвестр. Опыт правосл.-догм. богословия. Киев. 1889. Т. Стр. 227–320. Сравн. Филарет. Правосл.-догмат. богословие. Чернигов. 1865. Ч. II. Стр. 422–428. 283 Грамоты царская и вселенских патриархов. Стр. 39–40. Сравн. Простр. Катехизис. Стр. 69. Сравн. Макарий. Правосл.-догм. богословие. Т. V. Стр. 114–122. Сравн. Филарет Черн. Правосл.– догмат. богосл. Ч. II. Стр. 430–437. Сравн. Сильвестр. Опыт правосл.-догм. богословия. Т. V. Стр. 144–174. 284 Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr. tom. XXXV. col. 1193: «σ δ μς ποπτεοις νωϑεν λεως, κα τν μτερον διεξγοις λγον κα βον, κα τ ερν τοτο πομνιον ποιμανοις, συμποιμανοις, τ τε λλα εϑνων ς ον τε πρς τ βλτιστον, κα τος βαρες λκους ποπεμπμενος, τος ϑηρευτς τν συλλαβν κα τν λξεων....»; col. 1128: „ατς δ νωϑεν μς ποπτεοις λεως, κα τν λαν τν δε δεεξγοις τλειον τελεας τς Τριδος προσκυνητν».... Сравн. Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr. tom XXXI. col. 507–508: „μαρτρων μνμης τς ν γνοιτο κρος τ φιλομρτυρι; διτι πρς τος γαϑος τν μοδολων τιμ πδειξιν χει τς πρς τν κοινν Δεσπτην τν ενοας».... Сравн. Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. XXXV. col. 1847: «quippe ad ipsam mensam non sic eos commemoramus quemadmodum alios, qui in pace requiescunt, ut etiam pro eis oremus, sed magis, ut ipsi pro nobis, ut eorum vestigiis adhaeremus»…..

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010