О, человеколюбивый и Божественный глас! „Мне, говорит, ты постилаешь одежды, когда одеваешь ими бедных, – Меня согреваешь, когда избавляешь их от жестокого страдания, от холода». Станем же постилать Ему одежды, дабы у нас явилось дерзновение восклицать вместе с детьми: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне ( Матф. 21:9 ). Благословен грядый простереть на кресте руки Свои и собрать к Себе все народы ( 1Тимоф. 3:16 ). Благословен грядый показать ад связанным, разрешить Адама от уз и поднять от падения ( Евр. 2:15 ). Благословен грядый погубить державу мучителя и даровать свободу переносившим величайшие страдания. Благословен грядый упразднить адовы жилища и наполнить небесные обители многочисленным сонмом спасаемых. Благословен грядый принести Себя в жертву за нас ( Ефес. 5:2 ), очистить все грехи ( Евр. 2:17 ) и примирить со Отцем ( 2Кор. 5:18 ). Благословен грядый разрушить смерть ( 2Тимоф. 1:10 ), возродить нам воскресение ( 1Петр. 1:13 ), избавить от рабства ( Евр. 2:15 ) и даровать в наследие усыновление ( Ефес. 1:5 ). Ибо Тебе, Создатель, принадлежит – сотворить нас из небытия и создать, и в Твоей власти – восстановить и воссоздать нас, падших и сокрушенных, Твоему человеколюбию свойственно искать заблудившегося ( Матф. 18:12 ), обратить от ложного пути ( Иак. 5:20 ) и удостоить древнего наследия. Ибо мы – людие Твои и овцы пажити Твоея ( Псал. 78:13 ), и все находимся под Твоею властью, и Тебе славу и благодарение воссылаем вместе со Отцем и Святым Духом, единосущной, животворящей и вседержавной Троице, ныне и присно и во веки веков. Аминь 173 . 173 Настоящая беседа переложена на русский язык с греческого текста изданного г. С. Аристархасем в официальном органе Константинопольской патриархии κκλησιαστικη λϑεια (1883 г., 34, стр. 328–331); по мнению издателя, эта беседа была произнесена патриархом Фотием 27-го марта 880 года. Сравн. „Церковные Ведомости“ 1899 г., 15, стран. 609–614. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 2. – 905, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Далее, по мысли апостольской, – что мы увидим опять-таки из той же речи ап. Павла ( Деян.20:27–31 ), – епископство и вообще пресвитерство (последнее наименование у ап. Павла нередко означает всех лиц, которые Духом Святым поставлены пасти Церковь Христову), или точнее – священство, на все времена в Церкви Христовой должно пребыть таким же самым, каким оно было во времена апостольские; ибо, как ап. Павел уверяет, по отшествии апостолов воры, разбойники и лютые волки (хищные), каковые и до пришествия Спасителя приходили к Богоизбранному стаду – ветхозаветной церкви ( Мф.7:15 ; сравн. Ин.10:8 ), – непрестанно будут нападать и на очищенное и омытое учением и таинствами новозаветное стадо – Церковь апостольскую; помимо истинных проповедников учения Спасителя (евангелия Царствия Божия) будут и лживые проповедники, которые будут как бы исходить от той же самой истины, но цель их проповедничества будет совершенно противная, именно: превратить истинное благовествование Христово (сравн. Гал.1:7 ). Господом нашим Иисусом Христом возвещено истинное учение для спасения мира: это учение, по мысли Самого Законоположника Христа, должно пребыть на все времена до скончания сего мира в распоряжении законных Его служителей (пастырей Церкви) путеводящим средством верных к царствию небесному. Но и враг нашего спасения не дремлет; как враг всякой истины, как лжец, как исконный человекоубийца ( Ин.8:44 ) он стремится не допустить, чтобы истинное средство ко спасению рода человеческого действовало во всей силе; он похищает чистые семена истины, посеянные Христом на ниве сердец человеческих ( Мф.13:19 ); и между семенами пшеницы (разумеется чистое учение), посеянными Христом, сей враг всегда щедрою рукою посевает плевелы (лукавство) (ниже 25 ст. ср. Мк.4:15 ); в противоположность истине, возвещенной Спасителем мира, он измышляет ложь, которая бы способна была впутать человека в новые грехи и снова убить его нераскаянностью во грехах; обольщенных человеков он избирает ( 2Кор.11:13, 14 ) проповедниками этой лжи; внушает своим проповедникам не вдруг, но исподволь (постепенно) в разных местах подтачивать то величайшее вселенское здание (Церковь Христову земную), которое, имея основанием своим Христа, зиждется и будет непрерывно созидаться до всемирного суда имеющего оправдать совершенных сынов Царствия Божия и осудить сынов века сего ( Еф.4:11, 12, 13, 14, 15 , и особенно 16 ст.). А поскольку враг человеческого спасения никогда не дремлет в мире сем, почему и называется мироправителем тьмы века сего ( Еф.6:12 ), но постоянно ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Пет.5:8 ), – то и необходимы постоянные стражи, охранители человеков, которые и имеют пребыть в мире сем всё время, пока будет действовать в этом же мире и враг человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Служение апостолов По получении Святого Духа в день Пятидесятницы ( Деян.2:1–4 ) апостолы приступили к совершению своего служения с сознанием своих полномочий на то от Самого Господа Иисуса Христа, а не от какой-либо общины христианской, и ответственности не перед нею, но перед Богом. «Петр, апостол Иисуса Христа» ( 1Пет.1:1 ). «Павел – апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» ( Гал.1:1 ; ср. Рим.1:1 ). «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых» ( 1Кор.4:1 ). «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ; ср. Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ). «Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде» ( 2Кор.10:8 ). «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди... судия же мне Господь» ( 1Кор.4:3–4 ; ср. Деян.4:19 ). Апостолы, облеченные Господом иерархическою властью, вначале одни учили, совершали богослужение и управляли ( Деян.2:14–47, 5:1–12; 6:2–3, 8 ); с возрастанием же Церкви они (по божественному повелению) поставляли лиц, избранных из среды верующих, сами, а не община ; поставляли через особое священнодействие – возложение рук, соединенное с молитвой, на то или другое служение Церкви. Апостолы через возложение рук поставили а) диаконов (δικονος – слуга) поставили семь мужей на службу: «пещись о столах» (διακονεν τραπζαις) и на служение при священнодействиях. Их поставили (верующие) пред апостолами, и сии ( а не община ), помолившись, возложили руки» ( Деян.6:2–6 ; ср. Деян.21:8 ). б) Пресвитеров (πρεσβτερος – старший, сравн. степ. от πρσβυς – старый). «Послав собранное к пресвитерам» ( Деян.11:30; 15:2–6, 22–23, 16:4 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Апостол предписывает Титу ставить пресвитеров с известными качествами ( Тит.1:6 ) так, чтобы они могли стать с течением времени епископами ( Тит.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Они также, как показывает избрание первых семи диаконов ( Деян.6 ), поставлялись чрез преподавание им даров Св. Духа. Это преподавание на все три степени священства должно совершаться, по учению Апостолов, чрез возложение рук на избранного. Так преподавали дары Духа Святого сами Апостолы ( 1Тим.4:14 ), также заповедали и своим преемникам. Рук ни на кого не возлагай поспешно, пишет апостол Павел ученику своему Тимофею, не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ). С тою же подробностию говорят Св. Апостолы о других Таинствах. В дополнение к учению Христа Спасителя они указывают и значение и способ совершения их. Так, говоря о Таинстве Св. Крещения, Апостолы указывают, что оно предъизображено было переходом Израильтян чрез Чермное море ( 1Кор.10:2 ), что оно близкое имеет отношение к ветхозаветному обрезанию, только выше сего последнего ( Кол.2:11 ), что чрез него человек как бы спогребается Христу и совоскресает с ним ( Рим.6:4 ), получает прощение грехов, омывается, освящается ( Еф.5:26 ), оправдывается, возрождается ( Тит.3:5 ), облекается во Христа, становится членом тела Христова и сыном Божиим ( Гал.3:26–27 ). За крещением следовало, по учению Апостолов, преподавание даров Святого Духа. Оно везде выставляется, как отдельное от крещения священнодействие. Так, хотя Самаряне и были крещены диаконом Филиппом, тем не менее для преподавания даров Духа Святого к ним отправлены были Апостолы Петр и Иоанн ( Деян.8:14–15 ). Это преподавание даров Св. Духа совершалось двумя способами: чрез возложение рук ( Деян.8:17, 19:6 ) и чрез помазание ( 2Кор.1:21–22 ). Какое высокое значение имеет помазание, о том в писании апостола Иоанна говорится так: Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему научило оно вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:27 . Сравн. Евр.6:1–5 . Еф.4:30 ). О Таинстве Святого Причащения Апостолы, в полном согласии с евангелистами, говорят, что оно установлено было Христом Спасителем в ночь пред страданиями Его, что приступать к нему должно после испытания себя, и прибавляют: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней ( 1Кор.11:23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

5) Спасение человека-грешника совершается с 2-х сторон: со стороны самого человека: приидите ко Мне... и со стороны Бога милосердного ко приходящим к Нему. Бог спасает человека не насильно, не без его воли или желания; так как человек создан с свободною волею, то и в деле спасения ему представляется выбор: Сир. 15:14–17 ; Втор. 30:19–20 . 6) Для спасения человека грешника нужны со стороны этого челов., кроме желания спастись, еще искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и – как свидетельство веры – добрые дела. А со стороны Бога нам нужна Его спасающая благодать. 7) Что такое благодать Божия? Благодатью называется дар Божий или невидимая сила Божия, сохраняющая весь мир и всякого человека и направляющая их к конечной цели бытия. Благодать «промыслительная» управляет жизнью и движением всего мира... Если бы Господь на одну минуту или секунду отнял от мира Свою благодать промыслительную, то весь мир во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез без следа: Псал. 103:24–30 ; сравн. Деян. 17:28 . – Это по отношению ко всему миру вообще. 8) По отношению же к каждому человеку грешнику, кроме промыслительной общей для всего мира благодати, есть еще благодать, обращающая его на путь спасения, если только этот человек не утерял совсем способность к восприятию благодати: Евр. 6:4 –б. Благодать Божия побуждает ум волю и сердце человека к покаянию, но не насильно. Рим. 2:3–4 . 9) Благодать Божия для души человека то же, что воздух для тела его, и эта благодать дается в таинствах Церкви: Крещении: Иоан. 3:5 ; Причащении: Иоан. 6:55 , Покаянии: Мф. 18:18 и друг. ( Иак. 5:16 ). 10) Сектанты, как не имеющие законных домостроителей тайн Божиих: 1Кор. 4:1 , самообольщаются, когда говорят, что они уже спасены... что де они на суд не придут. Говоря так, они очевидно не верят апостолу, сказавшему: всем нам должно явиться пред судилище Христово: 2Кор. 5:10 . 11) Итак, где нет законного священства, там нет и святых таинств в которых подается грешникам благодать Божия, а где нет благодати, там нет и спасения, ибо «мы веруем, учит св. ап. Павел, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся ( Деян. 15:11 ). XVI. О спасении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1) «Все мы много согрешаем», -говорит апостол Иаков 3:2 . Поэтому все мы непрестанно должны сокрушаться пред Еогом о своих грехах. «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс. 50:19 ; сравн. Иоиль 2:12–13 ; 2Кор. 7:9 ). Но такового покаяния еще не достаточно для получения прощения грехов. Мы должны исповедовать грехи не в молитве только, но в особо установленном Самим Богом таинстве пред лицом Богом поставленного пастыря. Так повелел Господь Израильтянам каяться и очищаться от грехов ( Лев. 5, 13; 6, 6–7 ; Числ.5:6–8 ; 1Цар. 2:25 ). Так поступали Израильтяне, как это мы видим из примеров ветхозаветных мужей. «И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех , что мы поступили глупо и согрешили» ( Числ. 12:11 ). «И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их. Теперь же сними с меня грех мой, и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу (Богу твоему)» ( 1Цар. 15:24, 25 ; 2Цар. 12:13 ; Матф. 3:5–6 и др.) «И сказал Давид Нафону: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» ( 2Цар. 12, 13 ). «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:5–6 ). Христос Спаситель пришедший, установил таинство покаяния, даровав апостолам, а в лице их, и преемникам их, пастырям Церкви, право и власть «вязать и решить» (Иан. 20:21–23; Мф. 18:18, 28:20 ). Пастыри Церкви, в силу полученной им власти, и разрешают грехи кающихся «силою Св. Духа» ( Иоан. 20:22 ) «властью Божиею» (2 Кор, 10:8). Ссылка сектантов на Евангелие от Марка (2, 7), что никто не может прощать грехи, кроме Бага – неосновательна. Православная Церковь учила и учит, что пастыри православные отпускают грехи на исповеди не сами собой, не собственной властью, вяжут и решат грехи людские, но властью, данной от Господа Иисуса Христа ( Иоан. 20:22–23 ), Который имеет право отпускать грехи ( Лук. 5:24 ; Мф. 28:18 ). Притом, ссылаясь на Евангелие от Марка, где говорится, что книжники и фарисеи так думали, сектанты уподобляют себя ими, врагам Христовым. Что же касается молитвы Господней ( Мф. 6:12 ), то Православная [ Церковь всегда учила и учит, что нужно обращаться с молитвой к Господу о помиловании; но она также исполняет повеление Господне уча о том, что кроме молитвы нужна и исповедь пред священником.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Епафродит мог бесспорно принести большую пользу церкви Филиппийской; и, следовательно, смело мог быть послам предвестником Апостола, чтобы приготовить для него путь. Апостол восхваляет его не менее Св. Тимофея. Если же ранее он сказал, что не имеет, кроме Св. Тимофея, кого послать к ним, то это нимало не служит в укоризну Епафродиту. Апостолу нужно было послать такого, который возвратился бы к нему с вестями о Филиппийцах. Епафродит же, как можно понять из общего хода речи Апостола, намерен был остаться в Филиппах, не возвращаясь к Апостолу. Апостол, принимая во внимание сильное желание Епафродита и Филиппийцев свидеться, и, главным образом, то, что такой человек может быть очень полезен церкви, не удерживает его при себе , а спешит возвратить его к своим, давая об нем притом такой похвальный отзыв, который прямо побуждал Филиппийцев внимать его наставлению. Кто был Епафродит, мы знаем очень мало. Нет основания считать его за одно лицо с Епафрасом ( Кол.1:7; 4:12 ; Флм.23 ); последний был Колоссянин, а первый Филиппиец. Апостол выставляет пять похвальных черт его, из коих первые три показывают отношение его к Апостолу, а остальные к церкви. δελφς разумеется ν Κυρ. Συνεργς – ( Флп.4:3 ; Кол.4:11 ; 1Кор.3:9 ) сотрудник в проповеди евангелия; συστρατιτης ( Флм.2 ; 2Тим.2:3–5 ) по Св. Златоусту более чем συνεργς. “Ибо может быть кто-нибудь в делах легких и был сотрудником (συνεργς), но в брани и бедах не был. А словом στρατιτης показал (Апостол) и это”. Συστρατιτης – это духовный воин Христа, который, ходя во плоти, не по плоти воинствует, оружия воинствования которого не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь. (Сравн. στρατεα 2Кор.10:3, 4 ). Назвав Епафродита не στρατιτης только, но и συστρατιτης, Апостол тем самым в глазах читателей возвышает его до себя, приписывает ему достижение в мужа совершенна. ( Еф.4:13 ), обладание высокими нравственными силами, христианской зрелостью. Не имея прямых данных, мы можем только предположить (для объяснения названия его συνεργς и συστρατιτης), что Епафродит помогал Апостолу в насаждении веры Христовой в Филиппах, продолжал это дело Апостола после его отшествия оттуда и способствовал тому, что церковь Филиппийская была так предана Апостолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

И Господь 57 дал увидеть мне, говорит пророк, великого священника, стоящего пред Ангелом Иеговы, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы обвинять его 58 (ст. 1). Клевета диавола на людей, в особенности, благочестивых и влияющих на других, явление обычное (сравн. Иов. 1:6 и след.; Откр. 12:10 ; 1Пар. 21:1 ), – но здесь она, очевидно, касается не лично первосвященника Иисуса, а, в лице его, целого народа Божия 59 , так как причиной оправдания Богом первосвященника поставляется благоволение в то время Иеговы к Иерусалиму 60 , и в будущем обещается всему народу Божию, если только он будет послушен Иегове, не только внешнее благоволение, но внутреннее очищение грехов его и, следовательно, всецелое оправдание (см. ст. 2, 9). Судьей, которому принесена была сатаною жалоба на Иисуса, является Ангел Иеговы (ст. 1), который потом называется Иеговой (ст. 2), и, как Бог , прощает вину первосвященника (ст. 4), и в котором, поэтому, нельзя не узнать Того, сидящего на престоле, Который есть Альфа и Омега, Начало и Конец всего существующего ( Откр. 21:5–6 ; сравн. Ин. 1:3 ), в Котором Бог примирил с Собою мир (см. 2Кор. 5:18–21 ), и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать ( Ин. 1:16 ). По еврейскому обычаю, Судья, во время допроса, представляется в видении, сидящим на особо приготовленном судейском месте (см. ст. 4, 8; сравн. Пс. 9:5, 8 ; Иоил. 3:12 ), окруженный Ангелами (ст. 4; сравн. Дан. 7:9 и след.; Пс. 121:5 и след.; 3Цар. 7:7 ); перед ним стояли, как обыкновенно, перед судом, обвинитель-сатана – по правую и обвиняемый-первосвященник – по левую сторону 61 . Сущность обвинения, очевидно, состояла в том, что народ Божий недостоин того благоволения Иеговы, какое явлено было ему в устроении Иерусалима, храма и, вообще, всего царства иудейского; потому что, несмотря на близкий пример кары Божией за нечестие 62 , Израиль по-прежнему беззаконствует: его священники приносят нечистые жертвы (см. Мал. 1:6 и след.; Неем. 13:4, 5, 30 ); судьи не заботятся о праведном суде и милосердии к ближним ( Зах. 7:9; 8:16–17 ; сравн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Яко в простоте и чистоте, т. е. мы (Апостолы) ничего не делали (и не проповедовали) коварно, или лицемерно, или притворно (иронически), ни из ласкательства, или злонамеренно, или для обмана и обольщения, ни по другим подобным побуждениям: но поступали всегда со всякою свободою, простотой, истиною в чистоте и незлобии сердца, искренно от души; ибо не имели ничего, что нужно было бы прикрывать, ничего зазорного или подозрительного. Не в мудрости плоти , т. е. без коварства и лукавства, без изысканных слов и хитросплетённых умствований (софизмов). Златоуст 3 беседа на 2Кор.12 . сравн. также на стихи 18–22 в той же беседе. 2Кор.2:17 . срав. 4:1–3, 5:1; Фес.2:3–6, 10–12. и читай толкования Св. Златоуста на все сии и подобные места, также 44–46 беседы на Евангелие от Матфея. Особенная сила , особенный дух спасительности зависит от того, когда всякое слово Церковное освящено именем Господа Иисуса, и всё направлено, равно как всё истекает из догмата об Искупителе. Мы должны знать, и знаем опыты, что иногда одно это выражение: «Господь наш Иисус Христос», – часто повторяемое в беседе, даёт ей преимущественную назидательность. Сила спасительности особеннейшая происходит от того, когда слова Церковные, кроме общего отношения к догмату искупления, имеют частное отношение к страданиям и крестной смерти Господа, – т. е. когда они, не смотря на различие предметов, всюду проникнуты живою верою и живою мыслью о сих страданиях и смерти. Не судих ведети что в вас, точию Иисуса Христа (вообще), и сего распята (в особенности) 1Кор.2:2 . Срав. 1:23, 15:3. Флп.2:5–11; 3:8–11 и проч. Срав. § 42. Св. Ап. Павел говорит о самом себе, что он исполняет в себе лишение страстей Христовых, носит язвы и мертвость Господа в плоти своей: а в посланиях его разве не видим, что отличительный характер их есть тон глубокострадальческий , или спостраждущий, некая живоносная мертвость ? Как нет иного имени под небесами, о нём же подобает спастись, кроме имени Христа Спасителя, так и церковному собеседованию негде взять духа спасительности, кроме живого сродства с учением об Искупителе. И как в самом этом учении самое спасительное есть – страдание и смерть Господа: то и в проповеди дух спасения тем плодотворнее, чем более она проникнута помышлением о страданиях и смерти Спасителя. Сие-то и сообщает ей дух собственно Христианский , – дух спасения.

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

«Бог дал нам Духа Святого, а мы изгоняем Его нечистотою. Как же после этого мы не оскорбляем и Давшего и Дарованного?» (Экумений). К сему преосв. Феофан присовокупляет мысль и об оскорблении Апостолов, которые говорили не от себя, но от Духа Святого научаеми (МФ. 10:20). Почему, кто им противится, тот не человеком согрешает, но Богу (Деян, 5:4). Оскорбляется же Он больше всего нечистотою, почему, в другой раз, Апостол в побуждение к чистоте выставляет особенно то, что христиане суть храм живущего в них Святого Духа ( 1Кор. 6:19 ). 31 О братолюбии Апостол не распространяется много, находя, что оно достаточно проявляется в них, как в их взаимных отношениях, так и по отношению к жителям всей Македонии, разумея вероятно общее христианское влияние. И однако, Апостол заповедует преуспевать и в любви, ибо дело любви слишком велико, чтобы можно было скоро усовершенствоваться в нем вполне. Св. И. Златоуст говорит: «что значит, что Апостол – основание всякой добродетели – любовь как-бы отлагает в сторону, говоря: нет нужды писать о том. Это проистекает из великого благоразумия и духовной его мудрости. Ибо, предполагая, что они ведут жизнь праведную, хотя бы они и не жили так, и потому не побуждая их к тому, он скорее приводит их к такой жизни... Смотри, какую он воздает им честь, говоря, что Сам Бог их учит сему. Вам не нужно, говорит, учиться у человека. Об этом и пророк говорит: и вся сыны твоя научены Богом ( Ис. 54:13 . Сравн. Ин. 6:45 ). Это служит сильным побуждением исполнять долг любви». Блаж. Феодорит говорит, что «Апостол указал здесь щедрость в денежных подаяниях». Любовь к ближним в этой форме часто заповедовал Апостол и похвалил за сие ( Рим. 12:10 . Евр. 14:1 ); посему и в заповеди о преуспеянии можно видеть этот же урок общения благодати, который и принес потом такие обильные плоды, что Апостол счел необходимым поставить их в пример Коринфянам ( 2Кор. 8:3–5 ). «Духовному взаимообщению Фессалоникийских христиан с другими Македонскими братьями по вере, без сомнения, много содействовало и самое местоположение и административное значение Фессалоники, как главного города Македонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010