XVIII 52. 84; ср.: In Evang. 29. 6). В воплощении наш Искупитель остался Богом, как Отец, и для нашего искупления стал смертным, как мы (In Ezech. I 2. 17). Он «един из двух и в двух природах» (unus ex utraque et in utraque natura), поскольку, будучи Богом прежде веков, Он стал человеком в конце веков (Ibid. I 2. 17; I 8. 24; ср.: Moral. XVIII 52. 85; In Evang. 16. 4; Reg. epist. XI 67). Соединение двух природ во Христе святитель не совсем удачно сравнивал с электром, сплавом золота и серебра (In Ezech. I 2. 14; 2. 17; 8. 25), или с медовыми сотами, сочетающими в себе мед и воск (In Evang. 24. 5). Однако, как постхалкидонский богослов, он пояснял, что в Искупителе две природы, т. е. божество и человечество, соединились и сочетались друг с другом неслитно и нераздельно (inconfuse ac inseparabiliter - In Ezech. I 8. 25). Из-за этой неслиянности и нераздельности двух природ слава Его божества через человечество могла быть доступной для человеческих глаз, а человеческая природа через Его божество прославилась, возвысилась и обрела сияние, превосходящее ее сияние при творении (Ibidem). В Единородном Сыне Божием в соединении природ человечество возросло в славу Его Величия. Если бы, по мнению Г. В., неизменная божественная природа захотела явиться нам такой, какова она есть, то она скорее сожгла бы нас блеском, нежели обновила. В воплощении Бог умерил мощь Своей славы для наших очей, чтобы наша немощная природа по Его подобию просияла в Его Свете и благодаря обретенной благодати как бы изменила «цвет своей внешности» (suae habitudinis colorem - Ibid. I 2. 14). Обе природы Христа были истинными (Moral. XVIII 52. 85). II. Сотериология. В соответствии с вост. богословием Г. В. полагал, что спасение, оживотворение человека, обновление и прославление его природы произошли уже в самом факте Боговоплощения и соединения двух природ в едином лице Богочеловека Христа (Ibid. I 4. 2). Подобно мн. вост. и зап. св. отцам, Г. В. рассматривал спасение, совершенное Христом, как своего рода обман грабителя-диавола, как обманывают рыбу, ловя ее на крючок с помощью насаженной на него приманки.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Собака была согласна и помирать… Она только теснее прижималась всем телом к хозяину и жалобно моргала. А он сидел и все смотрел на почерневшую реку, на глухой лес, зеленой стеной уходивший на сотни верст туда, к студеному морю, на чуть брезжившие горы в верховьях Студеной, – смотрел и не шевелился, охваченный своей тяжелой стариковской думой. Вот о чем думал старик. Родился и вырос он в глухой лесной деревушке Чалпан, засевшей на реке Колве. Место было глухое, лесистое, хлеб не родился, и мужики промышляли кто охотой, кто сплавом леса, кто рыбной ловлей. Деревня была бедная, как почти все деревни в Чердынском крае, и многие уходили на промысел куда-нибудь на сторону: на солеваренные промыслы в Усолье, на плотбища по реке Вишере, где строились лесопромышленниками громадные баржи, на железные заводы по реке Каме. Старик тогда был совсем молодым, и звали его по деревне Елеской Шишмарем, – вся семья была Шишмари. Отец промышлял охотой, и Елеска с ним еще мальчиком прошел всю Колву. Били они и рябчика, и белку, и куницу, и оленя, и медведя, – что попадет. Из дому уходили недели на две, на три. Потом Елеска вырос, женился и зажил своим домом в Чалпане, а сам по-прежнему промышлял охотой. Стала потихоньку у Елески подрастать своя семья – два мальчика да девочка; славные ребятки росли и были бы отцу подмогой на старости лет. Но Богу было угодно другое: в холерный год семья Елески вымерла… Случилось это горе осенью, когда он ушел с артелью других охотников в горы за оленями. Ушел он семейным человеком, а вернулся бобылем. Тогда половина народу в Чалпане вымерла: холера прошла на Колву с Камы, куда уходили на сплавы чалпанские мужики. Они и занесли с собой страшную болезнь, которая косила людей, как траву. Долго горевал Елеска, но второй раз не женился: поздно было вторую семью заводить. Так он и остался бобылем и пуще прежнего занялся охотой. В лесу было весело, да и привык уж очень к такой жизни Елеска. Только и тут стряслась с ним великая беда. Обошел он медвежью берлогу, хорошего зверя подглядел и уже вперед рассчитал, что в Чердыни за медвежью шкуру получит все пять рублей. Не в первый раз выходил на зверя с рогатиной да с ножом; но на этот раз сплоховал: поскользнулась у Елески одна нога, и медведь насел на него. Рассвирепевший зверь обломал охотника насмерть, а лицо сдвинул ударом лапы на сторону. Едва приполз Елеска из лесу домой, и здесь свой знахарь лечил его целых полгода; остался жив, а только сделался уродом. Не мог далеко уходить в лес, как прежде, когда ганивал сохатого на лыжах верст по семидесяти, не мог промышлять наравне с другими охотниками, – одним словом, пришла беда неминучая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Он пообещал дать нам завтра проводника и приказал подмести единственную в деревне четырехугольную хижину. Еще одна особенность французской колонии: в каждом поселке было нечто вроде заезжего двора для путешественников. Затея эта была бы еще счастливее, если бы путешественники заходили сюда почаще, а так эти заезжие дворы (обычно расположенные не как в Коинье, а чуть поодаль от поселка и окруженные изгородью) почти всегда приходили в полное запустение: дверь зарастала паутиной, крыша проваливалась, очаг лежал в развалинах, зола в нем давно застыла. Коинья была расположена достаточно далеко от обычных маршрутов французских колониальных чиновников, и местные жители пользовались заезжим двором сами, поэтому там было чисто и ухожено. Едва мы устроились в хижине, как начался торг. Предметом купли и продажи было абсолютно все. Обмениваться дарами здесь не было принято. Преподнесение даров, хотя и стало удобным способом вымогать деньги, родилось из желания проявить любезность, оказать гостеприимство, выразить щедрость — качества, совершенно чуждые душе современного мандинго. Весь мусор цивилизации был выкинут в эту деревню, словно гнилые водоросли, намытые волнами на прибрежный песок. Здесь можно было получить фаянсовые горшки и ведра, ножи, грубо отделанные сплавом серебра с медью, чтобы привлечь жадный до блеска глаз чужеземца. Даже обычный кривой нож, которым прочищают путь в зарослях, и тот был разукрашен; рукоятку покрывал сплав из наполеоновских монет, зато лезвие было тупо, как деревянное. Производить эти вещи мог заставить только голый торгашеский инстинкт (ведь белых путешественников здесь не видали и два раза за десять лет). А может быть, тут работала никому не ведомая фабрика, поставлявшая все эти безделушки на продажу в Конакри, Дакар и даже Париж, и мы наткнулись на промышленный центр, спрятанный в самом дальнем углу этой малоизвестной французской колонии. Носильщики были в пути всего полдня, но они поели до выхода из Зорзора, и атмосфера была накаленной. Они дулись и не подходили к моей хижине, а Бабу и Ама громко и сердито с ними переругивались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=181...

   Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как то: 1. точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.2. высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола,3. толщиною стен колокола,4. правильным подвешиванием колокола,5. правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.   Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его. Русский колокол от западноевропейского колокола в первую очередь и отличается тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободнокачающимся, ударом которого и производится звук.    Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом.    Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда «времени уже не будет» (Откр.10:6).    Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь днем и ночью, и большею частью с высоты при храмах Божиих, колокольный звон сам собою напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанные через ветхозаветного пророка Исаию: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью..., напоминая о Господе» (Ис.62:6). Не случайно язычники часто слыша колокольный звон, говорили: «это голос христианского Бога слышен!»...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

( Так строго и благоговейно защищали св. исповедники поклонение св. иконам. А ожесточённые имяборцы требуют от нас отказаться от поклонения Имени Божию, которое освящает святые Таинства, в том числе Таинство Евхаристии – Пречистое Тело и Кровь Христовы и самые иконы . – Схим. Георгий, имяславец афонский). Св. Иоанн Кассиан Римлянин . Никому не дозволялось молиться с отлучёнными. «С отлучёнными от участия в молитве, до тех пор, пока не принесёт публично покаяние и настоятель не простит ему вину в проступке пред всеми братиями, никто не может молиться, потому что почитают его преданным сатане ; а того, кто по неразумной ревности сообщается с ним в молитве прежде прощения старцем, почитают соучастником в его осуждении, произвольно предающим себя также сатане, и обвиняют его более потому, что, вступая в разговор или молясь вместе с отлучённым, усиливает в нём надмение и подаёт ему повод упорствовать. Ибо доставляя ему утешение, он может более ожесточить сердце его, так что, не уважая определений настоятеля, он не будет заботиться о прощении прощения» 1524 . Общность греха. «Иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен» ( Иак. 2:10 ). Св. Ефрем Сирин . «Слава христиан, похвала и спасение – веры исповедание и еже не снисходити и любитися с противная мудрствующими, но хранити заповеди и залог несквернен, непорочен и непременен всякой ереси, до пришествия Господа нашего Иисуса Христа» 1525 . Св. Василий Великий . «Скверною плоти будет сообщение с теми, которые делают запрещённое, а скверною духа будет равнодушие к тем, которые подобное сему думают или поступают. Чист же от сего будет человек, когда повинется Апостолу, сказавшему «С таковым ниже ясти» ( 1Кор. 3:11 ). Св. Василий Великий . «И будут оставшии честнее паче, нежели злато нежженное: и человек честен будет паче, нежели камень, иже от Суфира». По наведении великих искушений, по нашествии оружеборцев, опустошающих вселенную, и по смирении всякой гордыни, из многих найдутся люди, не повредившие души в сообщении с беззаконными, но дознанные тысячами искушений и испытаний , показавшие точный опыт своего произволения; и они будут честнее всякого нежжённого золота и всякого драгоценного камня, который, как думают, отыскивается в Суфире, а Суфиром, кажется, наименована некоторая страна из Индийского народа, в которой обыкновенно родятся драгоценные камни. Нежжённое же золото – не содержащее в себе никакой примеси постороннего вещества, но с первого взгляда удостоверяющее о себе, что оно доброкачественно и не смешано с медью и другим каким сплавом» 1526 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Возможно, именно Рублев писал икону Георгия из Деисусного чина и некоторые иконы из праздничного чина, ведь недаром так долго считалось, что семь из них принадлежат ему. Всем им свойственно иное колористическое решение, чем у Феофана, отсутствуют и характерные для кисти Феофана блики. Но иконопись отличается и от манеры Прохора с Городца - рядом с этими иконами творения Прохора выглядят сумрачными и скучными по живописи. Иконы круга Рублева объединены в некий цельный живописный ансамбль, где красный цвет то напряжен, как в сцене " Воскрешение Лазаря " , то становится мажорным, праздничным, как в " Рождестве " или " Сретении " . Цвет столь тонко нюансирован, что краски кажутся эмалевым сплавом. Переходы от света к тени постепенны. Какой-то серебристо-зеленой дымкой окрашены сцены " Крещения " и " Преображения " . Голубые пробелы появляются как неотъемлемый признак рублевского письма. Безупречное чутье в колористическом и композиционном решении выявляют здесь руку не только вполне сложившегося мастера, но и крупнейшую творческую индивидуальность: вот почему так трудно поверить, что это иконы не самого великого мастера. В " рублевском " ряду " благовещенских " икон над живописной трактовкой преобладает линеарная, что станет основной чертой живописи всего будущего XV столетия. Но главное, что характерно именно для Рублева и его круга, - это высокая одухотворенность образов, сочетающаяся с мягкостью, лиризмом и поэтичностью. В сценах " Рождества " , " Крещения " , " Сретения " выражено чувство задушевности, покоя, умиления. Всему ряду этих икон свойствен некий единый ритм, всё находится в теснейшей взаимосвязи, что свидетельствует о монументальном даре, чувстве ансамбля. Благовещенский собор - замечательный памятник русской архитектуры, один из лучших храмов конца XV - начала XVI в. Недооценка этого памятника в нашей науке - результат недостаточно глубокого изучения его архитектуры, включающей ряд более ранних фрагментов и позднейших наслоений. Московская архитектура второй половины XV в.

http://sobory.ru/article/?object=03383

Соединение двух природ во Христе свт. Григорий сравнивает с электром, сплавом золота и серебра (In Ezech. I 2. 14; 2. 17; 8. 25). Др. сравнение, к-рое приводит святитель,- это медовые соты, сочетающие в себе мед и воск (In Evang. 24. 5). Однако, как постхалкидонский богослов, он поясняет, что в Искупителе две природы, т. е. божество и человечество, соединились и сочетались друг с другом неслитно и нераздельно (Ibid. I 8. 25). Из-за этой неслиянности и нераздельности двух природ слава (claritas) Его божества через человечество могла быть доступной для человеческих глаз, а человеческая природа через Его божество прославилась, возвысилась и обрела сияние, превосходящее ее сияние при творении (Ibid. I 8. 25). В Единородном Сыне Божием наша природа соединилась с природой Божества, и в самом этом соединении человечество возросло в славу Его Величия (in majestatis gloriam). По мнению свт. Григория, если бы неизменная божественная природа захотела явиться нам такой, какова она есть Сама по себе, то она скорее сожгла бы нас своим блеском, нежели обновила. Поэтому в В. Бог умерил мощность Своей славы для наших очей, чтобы наша немощная природа по Его подобию просияла в Его Свете (Ibid. I 2. 14). XV. Свт. Фульгенций Руспийский, принимавший активное участие в теопасхитских спорах, в своих сочинениях ясно учит о единстве Лица Иисуса Христа, ибо, по его словам, Сын Божий в вечности родился от Бога Отца по божеству и во времени родился от Св. Девы по плоти, сохранив Свою вечность, бесстрастие и бессмертие (De fide. 8). То, что из Лиц Св. Троицы только Сын воплотился, свт. Фульгенций доказывает тем, что иначе во Св. Троице произошло бы смешение личных свойств (proprium), поскольку не было бы особым свойством Сына то, что Он Сам не рождает, но рожден (Ibid. 7). Один и Тот же Бог Сын, одно Лицо из Св. Троицы (una ex Trinitate persona), ради нас стал истинным и всецелым человеком, ибо имел истинную человеческую природу, состоящую из плоти и разумной души (Ibid. 10; 15; 17; 54 (56)-56 (58)).

http://pravenc.ru/text/155236.html

На нас, зарубежниках, лежит долг перед Православной Русью, – по принуждению умолкнувшей, – отражать это нападение на истинную Церковь . Величайшая ответственность падет на тех русских людей, которые продолжают поддерживать угодного нынешней Москве митрополита Евлогия. Они помогают темной силе играть именами отколовшихся от Архиерейского Собора иерархов, которых масоны, – основываясь на признании их паствой, – выдают за представителей Русской Церкви. Не простит евлогианам этого соучастия в заговоре Россия, страждущая за чистоту Православия. «Мусия» – ее судьбы в России 57 Мозаика, в широком значении слова, – рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого-либо твердого тела, подобранных соответственно представленному в ней изображению, плотно пригнанных один к другому и скрепленных как между собою, так и с общим грунтом, в который они вставлены с помощью цемента, воска, особого рода мастики или клея. Бывает она из разных веществ. В более тесном смысле так называется работа, исполненная из цветных кусков обожженной и эмалированной глины, естественных камней различных пород или стекла, окрашенного сплавом с ним металлических солей (так называемая смальта). Употреблялась мозаика в глубокой древности; указания на нее можно встретить в Библии . С Востока мозаичное искусство перешло в Грецию, оттуда к римлянам. Особый расцвет она получила в Восточно-Римской империи, где не скупились пользоваться золотом и серебром, в особенности первым. В Италии мозаичные произведения постепенно ухудшались, но с XI-XII вв. начали улучшаться под византийским влиянием. С конца XIV в. в Италии мозаика почти прекращается, за исключением Венеции, и заменяется фресковою живописью, превращаясь вместе с тем в копировку произведений кисти. В XVI и XVII вв. мозаикой украшался новый собор Святого Апостола Петра в Риме. Создалось папское мозаичное заведение, мастера которого проявляли большое искусство, передавая с особенной точностью оригиналы и применяя огромное число цветов и оттенков смальтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Занятие жителей состоит преимущественно в земледелии, – фабричное производство незначительно. Кроме земледелия крестьяне Ямбургского уезда занимаются дровяными промыслами и лесными заработками, извозом, рыбной ловлей, нагрузкою и сплавом судов, отхожими промыслами. Большое подспорье для жителей Ямбургского уезда составляет кормленье детей Воспитательного дома. В пределах уезда их бывает постоянно более 5 тысяч. Для них устроены два лазарета. А) Городские церкви 1. Ямбургский Екатерининский собор Город Ямбург находится в 129-ти вер. от Петербурга. Сперва назывался Ям (с эстон. яз. почтовая станция), а окончание „бург” прибавлено, вероятно, в 17 в., когда город, по столбовскому миру (1617) перешел к шведам. Город разделяется Лугою на две неравные части. Меньшая называется „заречною”. В древности у обеих частей было по храму: в 15 в. упоминается в Яме „ церковь Пресв. Богородицы, на посаде, на Новгородской стороне” (меньшая часть) и Спасская, при жен. монастыре, на посаде, на Копорской стороне (бóльшая часть). Обе церкви были деревянные. Они разрушены, вероятно, при господстве шведов. Когда Ямбург, в 1703 г. взяли русские, церкви в честь Богородицы здесь не было, монастырь был разрушен. На место их, по указу Петра В., достроен деревянный собор, в честь Архангела Михаила; одновременно с собором упоминается церковь Петра и Павла. В половине 18 в., при архиепископе Сильвестре Кулябке, собор заменен новым, также деревянным. Собор, по указанию старожилов, находился в стенах крепости. Нынешний собор построен при Екатерине 2-й; на сохранившемся в соборе деревянном кресте написано, что собор освящен в 1782 г., 5 апреля, протоиереем Сергием. При скудости собств. средств собор, вероятно, построен на счет казны; он крестообразный, из кирпича, в строго Византийском стиле; концы креста закруглены. На углах креста – круглые, глухие башни, выдающиеся над крышею средней части. На средине здания – купол, с 8-ю окнами. Длина храма – 14 саж. 2 ар., ширина – 12 саж., высота от полу до центра купола – 15 саж. Храм стеснен от того, что солея слишком выдается в средину церкви. Солея, в 3 ступени, сделана в 1848 году, а прежняя солея, не возвышаясь над полом церкви, отделялась полукруглою деревянною решеткою. Нынешняя решетка чугунная, бронзированная.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Внутренняя площадь вместимости заключает в себе до 25 кв. саж. Потолок подшит досками и подштукатурен, пол деревянный, стены и потолок окрашены масляною краскою. К отоплению церковь не приспособлена. Клиросы устроены на солее, возвышенной на одну ступень. Иконостас нового устройства, покрашенный в белый цвет, с золочеными карнизами и рамами, состоит из 4 икон, расположенных в один ряд. Ризница помещается в притворной части. Необходимые утварные вещи имеются, но все они малоценны, за исключением только двух серебряных потиров. Священнических облачений, годных к употреблению 10, в том числе шесть полных приборов – все облачения малоценны. Евангелий богослужебных, в листе, два: одно в бронзовом окладе, посеребренное с финифтями, а другое в таковом же окладе золоченое, два малых Евангелия с верхними бронзовыми досками. До полного круга богослужебных книг недостает месячной минеи, нотного обихода и краткого часослова. В архиве церковном метрические книги хранятся с 1822 г., а исповедные ведомости с 1840 г. Церковь огорожена с трех сторон высоким забором, а с фронта штакетом, покрашенным масляною краскою желтого цвета. В колокольне находится четыре колокола: в 5 пудов, 2 ½, 2 пуд. и в 20 фунтов. Кладбищ в приходе пять; на двух из них устроены часовни, а на Лапичском – кладбищенская церковь во имя Задонского Святителя и Чудотворца Тихона. В состав прихода входят село Лапичи и 8 деревень, самый дальний пункт прихода в 15 верстах. Прихожан числится муж. пола 925 душ, а жен. 945 душ; большинство из них крестьянского сословия, занимаются земледелием и отчасти выделкою леса и сплавом оного в г. Кременчуг. В религиозно-нравственном отношении прихожане находятся в удовлетворительной степени, каждое селение имеет нарочитый праздник, в который ежегодно совершается крестный ход и служатся молебны. По штату при сей церкви положен одноклирный причт, состоящий из настоятеля и псаломщика. Во время составления сего описания настоятельское место было вакантно. Дохода церковного в течение года бывает до 100 руб. Причт, кроме штатного жалованья и кружечного дохода, пользуется церковным помещением и землею.

http://sobory.ru/article/?object=28459

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010