Были восстановлены полуциркульные ниши в юж. и сев. портиках, однако Монферран отказался от декора фриза и антаблемента. В 1836 г. приступили к сооружению внутренних перекрытий. Полуциркульные своды 3 нефов выкладывались из кирпича, стропильные конструкции выполнялись из металла. В 1837 г. было сделано основание барабана купола, к 1839 г. купеческий сын В. Яковлев установил 24 колонны центрального барабана и 32 колонны малых куполов. Доставка материалов была значительно облегчена за счет строительства 1-й железной дороги в С.-Петербурге - от пристани у наплавного Исаакиевского моста до строительной площадки (1837, на средства гжатского купца С. И. Молчанова). Проект купола был утвержден в 1838 г., работы были окончены в 1850 г.; малые купола были сооружены в 1839-1843 гг. Как и в соборе св. Павла в Лондоне (1675-1708) К. Рена, купол И. состоит из 3 частей: внутренней сферической, средней конической и наружной параболической. Все 3 оболочки имеют в основе металлические конструкции, дешевые, прочные и легкие, что стало новшеством в рус. архитектуре. Каждая из двух образована 24 чугунными фермами, причем световой фонарь поддерживают опорные конструкции конического свода, а наружный легкий купол лишь определяет пропорции собора. Для утепления здания и улучшения акустики в пространство между фермами заложили ок. 100 тыс. керамических пустотелых цилиндров (гончаров). Параболическая часть облицована медными листами с 3-кратным покрытием амальгамой (сплавом золота и ртути; 1835-1841) с последующим выпариванием ртути над жаровнями. 2244 стекла для барабанов были изготовлены в 1841-1844 гг., громоотводы безвозмездно спроектировал в 1839 г. акад. Э. Х. Ленц. Архитектура собора И. с. является символом С.-Петербурга и славы Российской империи. Это важнейшая градостроительная доминанта, определившая панорамы 3 площадей: Исаакиевской, Сенатской и Мариинской. Окружающее собор открытое озелененное пространство, а также близость Невы позволяют в полной мере оценить его масштаб и формы.

http://pravenc.ru/text/674760.html

Покрытие золотом серебряных и медных О. икон, крестов, богослужебных книг и др. предметов на протяжении столетий производили традиц. способом амальгамного золочения. В XVI-XVII вв. в мастерские Московского Кремля из царской казны поступали для этих целей золотые монеты, как правило «угорские» (венгерские), т. е. такие, к-рые были чеканены по стандарту венг. дуката ( Ширяков И. В. Золотая монета в России XV-XVII вв.: АКД. М., 2000. С. 10; Зверев С. В. Золотые и позолоченные монеты - привески к почитаемым иконам в храмах Московского Кремля//Царский храм: Благовещенский собор Московского Кремля в истории рус. культуры. М., 2008. С. 267). Мелко разрубленные и нагретые докрасна частицы золота растворяли в ртути, а затем густой смесью этих металлов (амальгамой) с помощью щетинной кисти покрывали лицевую поверхность предварительно очищенного и протравленного в кислом квасе или клюквенном соке серебряного оклада (об амальгаме: Рус. золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1967. С. 47). После нанесения амальгамы серебряный предмет нагревали над жаровней с горячими древесными углями до испарения ртути (отсюда другое название способа - «через огонь»). Амальгамное покрытие было прочным, но дорогим; ложилось оно неравномерно, кроме того, наносило вред здоровью. В 1-й пол. XVII в. московские мастера часто применяли более рациональный прием золочения «через огонь» для нанесения прочного и равномерного слоя позолоты. Гладкие серебряные пластины басмы покрывали ртутью, а сверху накладывали тончайшие листы сусального золота, к-рые после испарения ртути прочно соединялись с поверхностью пластин. Остатки ртути удаляли нагреванием на горячих древесных углях. Затем на пластинах оттискивали орнамент. Для таких работ мастерам из царской казны выдавали листы сусального золота: напр., кормовому мастеру Серебряной палаты басманщику А. Фалееву в июне 1624 г.- 1000 листов, в апр. 1625 г. ему же с 8 товарищами - 1800 листов на золочение О. царских дверей и киота к чудотворному образу Пресв. Богородицы, «что у государева старого двора» ( Троицкий. 1930. С. 132). Для изготовления листа сусального золота слиток драгоценного металла многократно проковывали, отжигали и снова многократно проковывали через прочную мембрану (напр., бычий кишечник). Мастера использовали специально приготовленные «открасы», позволяющие изменить цвет или оттенок золочения. В XIX в. технология амальгамного золочения уступила место гальваническому.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

409. Слово о исходе души праведников и грешников. 1831.       XLIII. 123. Св. Иоанна Златоустого †404 I. Слова: 410. На новый год. 1822. V. 54. 411. Огласительное, в день Св. Пасхи. 1832. XLVI. 3. 412. В неделю Святой Пятидесятницы. 1841. II. 184. В похвалу Св. Апостолу Павлу: 413. Первое 1822. VIII. 253. 414. Второе 1822. VIII. 268. 415. Третье 1822. VIII. 279. 416. Четвертое 1841. II. 358. 417. Похвальное Иулиану мученику. 1834. IV. 115. 418. В похвалу Египетским мученикам. 1835. I. 25. 419. Похвальное Св. Священномученику Игнатию Богоносцу , Архиепископу Антиохийскому. 1835. III. 231. 420. Похвальное Мелетию, Архиепископу Антиохийскому. 1836. II. 117. 421. Похвальное Евстафию, Архиепископу Антиохийскому. 1842. I. 196. 422. Похвальное Св. Мученикам Ювентину и Максиму. 1842. III. 323. 423. Похвальное всем Св. Мученикам. 1838. II. 288. 424. На перенесение мощей Св. Мучеников из Константинопольского собора в церковь Св. Апостола Фомы. 1829. XXXIII. 66. 425. Говоренное на другой день после перенесения мощей Св. Мучеников из церкви великой в церковь Св. Апостола Фомы. 1838. III. 152. 426. О молитве. 1835. III. 3. 427. О молитве. 1829. XXXIV. 17. 428. О праведном Аврааме. 1825. XVIII. 154. 429. О кротости. 1839. III. 27. 430. О богатстве и нищете. 1840. IV. 153. 431. О священстве (перевод И. Д. Колоколова) первое 1830. XL. 127. второе 1831. XLI. 113. третье 1831. XLII. 4. четвертое 1831. XLIV. 3. пятое 1831. XLIV. 245 шестое 1832. XLVII. 316 432. О непостижимом, против Аномеев: первое 1841. III. 463. второе 1841. IV. 36. третье 1841. IV. 165. четвертое 1841. IV. 190. пятое 1842. I. 17. 433. О том, что кто сам себе не делает обиды, того никто обидеть не может. 1824. XIII. 3. 434. О том, что не должно предавать анафеме ни живых, ни мертвых. 1825. XIX. 48. 435. О том, что не должно пренебрегать Церковью Божиею и Святыми Тайнами. 1840. IV. 35. 436. Против оставляющих церковные собрания, о крещении Спасителя, о недостойно причащающихся и о выходящих прежде конца Литургии. 1811. I. 33.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Герасим Петрович Павский – определен к придворному собору 1829 года апреля 3 дня на место Николая Стефанова с тем, чтобы во время отлучки или болезни О. Духовника, служил в малой церкви. В 1835 году 24 января перемещен к церкви Таврического дворца, но с тем, чтобы при соборном служении он сохранял старшинство, какое до ныне имел в придворном соборе. Умер 1861 года. Антипа Гаврилович Гаврилов – протоиерей Преображенского собора определен ко двору 1829 года сентября 6 дня, на место Михаила Иванова. Исидор Артемьевич Канашевич – духовник государя-цесаревича Константина Павловича, обер-священник бывшего отдельного Литовского корпуса, протоиерей, определен к придворному собору 1831 года августа 6 дня на место Песоцкого, с производством из государственного казначейства 1400 руб., в сравнении с окладом по званию обер-священника, и с пенсионом по званию духовника цесаревича 300 руб. Петр Иванович Турчанинов – по Высочайшему повелению 1831 года 9 февраля получал из кабинета 1600 руб., ко Двору определен 1833 года мая 1 дня. В 1835 году 24 января перемещен к церкви Мраморного дворца, с прежним содержанием. В 1835 году февраля 12 дня переведен в Стрельну к тамошней придворной церкви. Гавриил Филиппович Полянский – определен к придворному собору 1835 года 24 января из протоиереев Таврического дворца на место Павского; а впоследствии перемещен в Конюшенную церковь . Василий Иванович Моисеев – протоиерей лейб-гвардии Егерского полка, определен к придворному собору 1835 г. марта 1 дня. Умер 1841 года 6 октября. На место Моисеева 1841 года октября 18 определен ко Двору пресвитером Илья Петрович Никольский, в 1849 году перешедший в Конюшенную церковь . Николай Алексеевич Мещерский – из петергофской придворной церкви перемещен к придворному собору 1835 года 24 января на место Левитского. Петр Андреевич Евланов – из священников лейб-гвардии драгунского полка переведен ко Двору 1850 года 27 февраля. Умер в 1851 году. Александр Иванович Лебедев – из священников (1830 года 10 августа) Кексгольмского собора переведен ко Двору 1838 года 5 января. Умер в 1861 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

39) Волыно-Житомирская 1) Стефан, с 1813 по 1828 год, из архимандритов Троицкого Каменецкого монастыря, переведен в Вологду; 2) Амвросий, с 1828 по 1832 год, из оренбургских епископов, перемещен в Нижний Новгород; 3) Иннокентий, с 1832 по 1840 год, из курских епископов, переведен в Орел; 4) Никанор, с 1840 по 1842 год, из минских архиепископов. С 1842 года волынской епархией стали управлять варшавские архиепископы. 40) Пермская 1) Дионисий, с 1823 по 1828 год, из архимандритов Донского монастыря, уволен на покой; 2) Мелентий, с 1828 по 1831 год, из киевских викариев, перемещен на иркутскую кафедру; 3) Аркадий, с 1831 по 1851 год, из оренбургских епископов, переведен в Олонец; 4) Неофит, с 1851 по 1855 год, из вятских епископов. Томская 1) Агапит, с 1834 по 1841 год, из ректоров черниговской семинарии, уволен на покой; 2) Афанасий, с 1841 по 1853 год, из ректоров с.-петербургской семинарии, переведен в Иркутск; 3) Парфений, с 1853 по 1855 год, из ректоров казанской духовной академии. 42) Пензенская 1) Ириней, с 1825 по 1830 год, из архимандритов кишиневского Курковского монастыря, переведен в Иркутск; 2) Иоанн, с 1830 по 1835 год, из ректоров с.-петербургской духовной академии, перемещен на нижегородскую кафедру; 3) Амвросий, с 1835 года, низведен из нижегородских епископов, умер в 1854 году; 4) Варлаам, с 1854 по 1855 год, из архангельских епископов. Саратовская 1) Моисей, с 1828 по 1832 год, из епископов вологодских, переведен экзархом в Грузию; 2) Иаков, с 1832 по 1847 год, из ректоров екатеринославской семинарии, перемещен в Нижний Новгород; 3) Афанасий, с 1847 по 1855 год, из подольских викариев. 44) Харьковская 1) Виталий, с 1826 по 1832 год, из архимандритов лубенского полтавского монастыря, переведен в Астрахань; 2) Иннокентий 1-й, с 1832 по 1835 год, из ректоров смоленской семинарии, перемещен в Иркутск; 3) Мелетий, с 1835 года, из иркутских архиепископов, умер в 1840 году; 4) Смарагд, с 1840 по 1841 год, из могилевских архиепископов, переведен в Астрахань; 5) Иннокентий 2-й, с 1841 по 1848 год, из вологодских епископов, перемещен в Херсон; 6) Елпидифор, из воронежских викариев, управлял епархией менее года и переведен в Подольск; 7) Филарет, с 1848 по 1855 год, из псковских викариев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

38. Сергей Галахов (твер. сем.), магистр спб. акад. 1833 г.; по окончании курса, не получил назначения, но потом поступил учителем Ал. -невского училища; в 1834 г., согласно желанию, определен в семинарию лектором, по кл. словесности. В октябре 1835 г. сделан сверхштатным профессором греч. языка, в низш. отдел. и св. Писания. С 1836 г. сделан библиотекарем и временным преподавателем нем. языка, который преподавал и после. В окт. 1839 г. определен на кафедру Богословско-исторического учения о св. отцах церкви, состоя в тоже время, с 1837 г. и преподавателем греч. языка в высш. отд.; в 1840 г. временно преподавал философию. Рукоположен во священника к церкви Императ. Воспитательного дома, где сделан законоучителем, и в конце 1841 г. вышел из семинарии. Впоследствии протоиерей Скорбященской церкви, (на Воскрес. проспекте). † 1876 г. 39. Иван Крылов (костром, сем.), магистр спб. акад. 1835 г.; назначен, по окончании курса, профессором словесности по 1-му отд. В начале 1836 г. ему временно поручено было преподавание граждан. истории; в 1841 г. преподавал и еврейский яз. В окт. 1836 г. сделан секретарем и помощником инспектора, но в начале 1840 г. отказался от этой должности, по выходе с казенной квартиры. В 1837 г. исправлял должность ректора Ал. -невского учил. и инспектора семинарии; в сентябре 1841 г. определен и библиотекарем, но в том же году рукоположен во священника и уволился сначала от преподавания евр. яз. и от библиотекарства, потом в дек. 1841 г. вышел из семинарии к морскому Никол. Богоявленскому собору. В 1870 г. отчислен за штат, по болезни. 40. Константин Боголюбов (новг. сем.), магистр спб. акад. 1835 г.; из профессоров тверской сем. назначен Комиссией дух. уч. в спб. на граждан. историю и нем. яз., в 1836 г. В 1838 г. перешел на кафедру словесности, но в августе этого же года переведен бакалавром отечественной истории в спб. дух. академию; в 1842 г. вышел во священники. Ныне протоиерей церкви при Министерстве иностранных дел. 41. Димитрий Успенский (олонец. сем.), кандидат спб. акад. 1837 г.; по окончании курса, определен учителем финского яз. (на основании свидетельства из Министерства иностранных дел) и греческого – в низш. отд. Оставался в семинарии после 1841 г. (см. о нем ниже, пер. 2-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV. Правила и наставления: 257. Вступление к пространному изложению правил. 1834. I. 3. 258. Привила, пространно изложенные по вопросам и ответам. 1834. I. 117, 233. II. 3, 115, 229. III. 3, 115, 231. IV. 3. 259. Нравственные правила. 1823. X. 3. 260. Наставление юношам, как пользоваться языческими писателями. 1829. XXXIII. 3. 261. Наставления аскетам. 1835. I. 3. Зинона, Епископа Веронского †380 262. О том, как должно понимать слова Апостола: Егда предаст (Иисус Христос) царство Богу и Отцу. 1838. II. 13. 263. О Надежде, Вере и Любви. 1843. II. 349. 264. Об Иове. 1843. II. 369. 265. О пророке Ионе. 1843. II. 378. Преподобного Арсения Великого †384 266. Наставление и увещание. 1828. XXXI. 250. Св. Кирилла Иерусалимского †386 267. Беседа на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и на Симеона Богоприимца. 1840. I. 115. Св. Григория Богослова †389 I. Слова: 268. На Св. Пасху. 1822. VI. 3. 269. На Пасху и о своей медленности. 1841. II. 48. 270. О любви к бедным. 1824. XV. 245. 271. На Св. Крещение. 1831. XLI. 3. 272. На Св. Пятидесятницу. 1831. XLII. 243. 273. На рукоположение Епископа Евлалия. 1831. XLIV. 42. 274. Похвальное Маккавеям и мученикам. 1832. XLVII. 145. 275. О блаженстве, к Евагрию иноку. 1835. II. 135. 276. На Богоявление или Рождество Спасителя. 1840. IV. 295. 277. Первое защитительное, о том, каков сан Священства и каков должен быть Епископ. 1840. II. 125, 146. 278. О Богословии, против Евномиан пять слов. 1841. I. 329. 1841. II. 157. 1841. II. 322. 1841. III. 13. 1841. III. 159. 279. Из речи против Юлиана. 1840. I. 97. II.      Дorмamuчeckoe учение: 280. Предварительные замечания. 1828. XXXI. 134. 281. Учение о Боге и опровержение Евномия и его последователей. 1828. XXXI. 149. 282. Учение о Троице. 1828. XXXI. 254. 283. Учение о соединении во Иисусе Христе Божеского и человеческого существа. Опровержение Аполлинаристов. 1828. XXXII. 60. 284. О человеке и спасении человека. 1828. XXXII. 160. 285. О мире и Ангелах, о бессмертии и судьбе по смерти. 1828. XXXII.268.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дав такое объяснение, он просил преждеиздержанные им 612 р. 50 к. выдать ему, а вновь израсходованной (660 руб.) сумме счет прекратить, за исключением счета по новой гостинице, который в состав сего расхода не входит. Журналом 2 мая 1835 года Учрежденный Собор признал отчет о. депутата весьма неудовлетворительным и постановил отчет приобщить к делу в ожидании правильного объяснения 751 . —84— Между тем иеромонах Филарет, как видно из дела, другого отчета в Собор не представлял, а 5 августа 1835 года репортовал в Собор, что указом 12 февраля 1835 года 80 752 , Собором предписано ему иметь хождение, где следует, о постановлении границ на площади вокруг Лавры по силе распоряжения князя Прозоровского и просил на расходы по сему предмету прислать ему на Троицкое Сухаревское подворье 200 рублей, каковые деньги Собором и посланы были ему 22 августа 1835 года. Кроме того Иеромонах Филарет, получив 15 сентября 1835 г. еще 100 руб., 17 октября того же 1835 г. просил прислать на то же подворье 200 руб. Вследствие сего Собор журналом 18 октября 1835 г. определил выдать ему кружечный его доход, состоявший из 200 руб., с оговоркою, что они награждаются доходом за службу в церкви Божией, а он, иеромонах Филарет, за дело вне церкви 753 . —85— Затем иеромонах Филарет, согласно просьбе, получил 13 февраля 1836 г. из средств Собора 200 рублей 754 , а 18 мая 1836 г. просил выслать ему 200 руб., Собор же 27 мая того года постановил выдать ему 100 руб., 6 июля 1836 года о. депутат просил выдать еще 300 руб., но Собор 19 июля того года выдал 150 руб., оговорив в указе о. казначею, что выдача сия производится по дозволению Его Высокопреосвященства. Доселе дело, как видим, шло более или менее гладко; иеромонах Филарет с успехом выполнял возложенные на него поручения, а Учрежденный Собор удовлетворял его денежные претензии, и наместник Антоний сохранял к нему дружественные чувства. Но вот 6 февраля 1837 года о. казначей Лавры иеромонах Анастасий, в бытность свою в Москве, неожиданно объявил иеромонаху Филарету словесное приказание о. Наместника, чтобы он оставил порученное ему дело без исполнения и возвратился в Лавру на жительство 755 . Получив это приказание, иеромонах Филарет рапортом 11 февраля 1837 г. объяснил Собору, что дело поручено ему для исполнения на основании резолюций Его Высокопреосвященства, согласно указного предписания, а потому он не может основываться на словесном приказании о. Наместника тогда, когда имеет письменное его приказание, чтобы ничем не смущаться и ни о чем не

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как то: 1 . точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом. 2 . высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола, 3 . толщиною стен колокола, 4 . правильным подвешиванием колокола, 5 . правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим. Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его. Русский колокол от западноевропейского колокола в первую очередь и отличается тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободнокачающимся, ударом которого и производится звук. Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком , уподобил этим звон колокола живому голосу . Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами . Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом. Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда «времени уже не будет» ( Откр.10:6 ). Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь днем и ночью, и большею частью с высоты при храмах Божиих, колокольный звон сам собою напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанные через ветхозаветного пророка Исаию: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью, напоминая о Господе» ( Ис.62:6 ). Не случайно язычники часто слыша колокольный звон, говорили: «это голос христианского Бога слышен!»...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

168 ЦИАМ. Ф. 617, оп. 1, д. 3, л. 1–6. Два письма старца Зосимы 1832 года к благодетелю Семену Лонгиновичу Лепешкину (автографы). 169 «В исполнение указа Московской Духовной консистории от 19 числа сентября 1855 года за 8162, завещанный покойным почетным гражданином Семеном Лонгиновичем Лепешкиным билет Сохранной казны в десять тысяч рублей серебром в пользу сестер общежития от сына завещателя Василия Семеновича Лепешкина получен и по монастырским документам записан под 22-м 1856 года июня 12 дня» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 640, д. 153]. 173 Начиная с 1835 года в исповедальных росписях села Руднева указаны «господ Верховских крестьяне»: Никита Андреев (31-летний в 1835 г.), жена его Ульяна Андреева и трое детей: Параскева (8 лет в 1835 году), Дарья (3 лет в 1835 году) и Иван (род. в 1836 году). Кроме этой семьи в 1835 году поименована еще одна крестьянская семья из четырех человек, а в 1836 году – другие четыре семьи из 16 человек [ЦИАМ Ф. 203, оп. 747, д. 1262 (1835 г.), 1286 (1836 г.), 1309 (1837 г.), 1330(1838 г.), 1352(1839 г.), 1374(1840 г.), 1396(1841 г.)]. Параскева Никитина, в возрасте 41 года в 1870 году, числилась в списках послушниц Троице-Одигитриевского монастыря, живущих «по виду» [ЦИАМ. Ф. 1368, оп. 1, д. 15, л. 1 ], т. е. не утвержденных еще указом из консистории. Сама о себе она свидетельствовала в 1872 году так: «Я привезена с благословения старца Изосимы – покойную матушку игумению Веру посылал за послушание привезти себе в кучера моего родителя в 1833 году. Они и сейчас живут на конном дворе. Меня привезли 5 лет. Покойная игумения Вера выучила и 26-ти лет накрыла. Тринадцать лет покрыта рясофором отцом наместником... [Подпись] – Клавдия Никитина» [ЦИАМ. Ф. 1368, оп. 1, д. 39, л. 48]. 174 «Жизнь в Бозе почившаго блаженной памяти схимонаха Зосимы» и «Изречения старца схимонаха Зосимы и извлечения из сочинений его» (две книги в одном переплете). М., 1860. 175 Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженный памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. М., 1889. В 2-х частях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010