В первой части статьи А.Л. Чернявского, посвященной проблемам христианского богословия последних двух столетий, рассматривается возникновение и трактовка в традиционном богословии проблемы, касающейся неведения Христа относительно времени конца мира, что противоречит христологическому догмату. В первой части статьи А.Л. Чернявского, посвященной проблемам христианского богословия последних двух столетий, рассматривается возникновение и трактовка в традиционном богословии проблемы, касающейся неведения Христа относительно времени конца мира, что противоречит христологическому догмату. Возможно ли согласование христианского учения о грехопадении с современной научной картиной мира? В попытке найти ответ на этот вопрос А.Л. Чернявский осуществляет обзор рассматриваемой проблемы, обращаясь за ответами к православному богословию и богословию Пауля Тиллиха. В книге Ольги Седаковой «Апология разума» о новой рациональности говорится по большей части в контексте поэзии, хотя иногда автор также иллюстрирует свою мысль примерами из святоотеческой литературы. Александр Леонидович Чернявский в данной публикации предлагает подумать о новой рациональности и в контексте богословия, которое является не менее интересным сплавом откровения и рационального мышления, чем поэзия. Проблема применения евангельских заповедей в общественной жизни – это проблема преодоления амбивалентностей морального закона, прежде всего связанных с исторической обусловленностью моральных норм. В попытке примирить возникающие противоречия автор статьи обращается к тем формулировкам Льва Толстого, Семена Франка и Альберта Швейцера, которые могут поспособствовать поиску ответов на многочисленные вопросы, встающие сегодня перед христианином при решении этических и нравственных задач. Развитие представлений об Иисусе Христе как о Спасителе, о соотношении божественной и человеческой природ во Христе, о Церкви как месте, где осуществляется спасительное действие Святого Духа, – именно эти вопросы были жизненно важными в первые века христианства, когда формировалось догматическое учение. Об этом писали и спорили неизмеримо больше, чем о вопросах нравственности. Так этика незаметно отступила на второй план. И не случайно нравственное богословие сформировалось как самостоятельный раздел христианского богословия лишь в XVI веке. Но каковы результаты нравственного богословия? Можно ли найти в нем богословское обоснование того, что для спасения необходимы не только вера в Таинства, но и нравственное совершенствование?

http://bogoslov.ru/person/1239138

XLIII 140 (длинная медная игла, по-видимому, обыкновенная швейная), г) Медная тарелочка у скел. XX 75, у него же 84 круглая, медная крышечка, с ушком, д) У шеи скелета XVIII найдена горсть каких-то семян, по видимому, бывших завернутыми в тряпицу, от которой остался один прах; некоторые семена отвердели, а некоторые будто еще сохранили жизнь. Когда г. Алабин семь таковых семечек посеял в горшки с разною землею: то три семечка взошли и достигли высоты полутора вершка, дав по шести совершенно похожих на коноплю листиков, хотя форма семян не имела сходства с семенами конопли 11 . Вещи неизвестного значения (о коих впрочем мы скажем впоследствии) суть следующие: при скел. II 11 у левого бока какая-то медная вещь, несколько похожая на ключ, с сквозным отверстием, и 16 какая-то медная вещь в форме колокольчика с сквозным отверстием в верхней части, совершенно подобная изображенной у Фундуклея на листе XVII под буквою е) вещице, которую он, несправедливо впрочем, принимает за принадлежность лука; при скел. XVII 53 какая-то медная вещица, имеющая вид луны, посаженная на стержень с винтообразным нарезом и сквозным внутри отверстием, 54 у левого бока какая- то узорчатая медная вещица с сквозною дырочкою, и 55 на груди, близ предыдущей, такая же вещица; у скел. XX 83 какой-то медный рожок, бывший когда-то насаженным на древко с остатками того дерева; у скел. IX–XI 30 медный крючок, в роде ручки от современной трости, с изображением головы какого-то длинноносого зверя с прижатыми ушами; скел. XXIII 85 у правого бока медная вещь, со всех сторон покрытая каким-то особым беловатым сплавом, очень отчетливо сделана и с лицевой стороны представляет изображение, кажется, того же зверя, который изображен в крючке, описанном под 30, с продолговатой мордою и прижатыми ушами, только тут (?) он изображен в большем виде, притом с лапами и раскрытою пастью, как пожирающий другое гораздо меньшей величины животное, схватив его лапами; сзади эта вещь гладкая и имеет большое ушко. Дабы дать понятие о положении и украшении хотя одного костяка в Ананьинском Могильнике, за сим мы помещаем вполне описание у Алабина остатков более прочих богатого и знатного (д.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Никто еще не создал живой повести о древней жизни. Сейчас я говорю об этом вскользь. Мне важно другое: общество обязано всем этим установлению, которое играет главную роль в первых, самых увлекательных сказках науки. Мало кто отрицает сейчас, что почти всю науку некогда создали жрецы. Уэллса и других современных писателей не обвинишь в этой слабости - любви к священнослужителям, но они признают, что жрецы немало сделали для древних искусств и наук. Самые темные из просвещенных людей и не сомневались, что священники всегда стояли на пути прогресса. Один политик сказал мне, что я противлюсь современным реформам, как древний жрец противился применению колеса. Я ответил, что, вероятно, древний жрец сам изобрел колесо. Еще вероятнее, что древний жрец тесно связан с изобретением письма; не случайно об этом свидетельствует слово " иероглиф " , которое сродни слову " иерей " . Исповедовали эти жрецы довольно запутанный политеизм, о котором я скажу позже. Одно время они действовали вместе с правителем, потом правитель победил их, потом они его победили и стали править сами. Но мир должен сказать им спасибо за многое из того, без чего обойтись не может; создатели самых нужных, простых вещей вправе занять свое место среди героев истории. Если бы мы довольствовались истинным язычеством, а не просто сердились на христианство, мы воздали бы языческие почести безвестным благодетелям. Мы поставили бы статуи тому, кто добыл огонь, и тому, кто выдолбил лодку или укротил коня. Приносить им жертвы и цветы много разумнее, чем портить города безобразными статуями нудных политиков или филантропов. Но с приходом христианства ни один язычник уже не может оставаться человечным; и это - одно из непостижимых свидетельств нашей веры. Однако сейчас мы говорим о том, что властители Египта - цари или жрецы - все больше и больше нуждались в объединении государства, а в этих случаях не обойтись хоть без какого-то насилия. В защиту самовластия всегда говорили, что без него нет и развития. Может быть, это так, может быть, не так, но уж точно не так, что люди переходили от самовластия к свободе. Неверно, что племя начиналось со страха перед вождем, его копьем и престолом; в Египте, скорее всего, тираном был не Старик, а тот, кто пришел ему на смену. Копье становилось все длиннее, престол - все выше, по мере того как страна становилась сложней и просвещенней. Потому я не согласен с обычным, обыденным мнением, что страх может править лишь в начале, а не в конце. Мы не знаем, что было в начале с более или менее феодальным сплавом землевладельцев, крестьян и рабов, живущих общинками вдоль Нила. Зато мы знаем, что по мере развития общинки теряли свободу; что абсолютная власть была для них не пережитком, а новшеством. Они шли вперед и в конце дороги нашли самодержца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1979...

Есть в Бору семнадцать семей кетов (смешанные браки). Знакомые о. Сергия — из них. На первый взгляд — совершенно русские, и антропологически, и этнографически. Языка, конечно, не знают. “Бабушка (по матери) знала”. Этих, по паспорту, кетов, к кетам, безусловно, относить нельзя. 17.07. 23:00.  На берегу Подкаменной Тунгуски, приблизительно в 38 км от устья. У костра. Неожиданные приключения. В 16:15 выехали на лодке с пристани Бор. Нас повез бесплатно Тутундаков Анатолий, у которого мы оставили часть вещей. Преодолев 7 км, вошли в устье П. Тунгуски. Деревня П. Тунгуска невелика, домов 20. От нее до Суломая 75 км и ни одного селения. Поднимались с полчаса, как нагнала туча, правда дождик лишь слегка вскрапнул. Радостно было ехать. На 35 км вдруг заглох мотор. Причалили. Два часа заводили по очереди, но без толку. Решили: Анатолий отправляется сплавом назад (течение 4 км в час) и к утру доберется. А мы дальше двинемся пешком. Набили донельзя рюкзаки (взяв и сосуды, и подрясник о. Сергия, и почти всю литературу) и пошли. Берег был издали очень красив, а вблизи ужасен: острые камни, сплошные камни и камни. И если бы только они. Тут и там с высоких берегов стекают ручьи и бегут они не только по камням, но и под камнями. Ступаешь на камень, а он погружается под ногой в зыбкий песок и воду. А близ самой реки — настоящая топь, проваливаешься в ил по колено. Устья некоторых ручьев заросли сплошь осокой и кустарником. Пробирались босиком, сняв обувь, то по острым камням, то сквозь кусты, временами почти по колено погружаясь в грязь. И все же было очень весело. Мы вырвались из плена цивилизации, последним знаком которой была оставленная позади лодка. Свобода и созерцание природы радовали нас. И когда позади вдруг взревел мотор, я невольно воскликнул: “Ах, зачем же он ее завел!”, а о. Сергий устыдил, сказавши: “Не надо так говорить”. И мотор замолк и больше уже не взвизгивал. Двинулись дальше, потеряв из виду нашу лодку. Фотографировались, стоя в иле по колено. Весело шутили. И внезапно шуткам пришел конец. На плотном прибрежном песке мы увидели свежие медвежьи следы, за ними метров через 50 еще. И скоро еще. Следы, как показалось, были свежими. Вокруг заросли. Медведь, видимо, ходил к реке и вдоль реки по зарослям. Может, их было несколько. Может быть, медведь… в двух шагах. Жуткое чувство. Мы оказались беззащитными в чужих владениях, в которых внезапно могли повстречать хозяина. И Господь дал очень сильную молитву, из глубины. Шли молча, насколько можно тихо, молились молча. Наконец вышли на ровный берег с высокими отвесными скалами. Страх немного прошел. Оглянулись и вдали увидели что-то бурое прямо у воды. Что это было? Бревно, которое не заметили, идя сюда, или он, хозяин?

http://pravmir.ru/igumen-arsenij-sokolov...

Юркевич окончил Киевскую духовную академию, где ещё слушал Авсенева (архим. Феофана). Был оставлен при академии для преподавания философии. Считался одним из самых крупных представителей Киевской богословской школы (Зеньковский, 1991, т. 1, ч. 2, с. 117), В 1861 г. в Московском университете после десятилетнего перерыва была открыта кафедра философии, для преподавания на которой и был приглашен Юркевич. С 1863 г. он – её заведующий, а с 1869 г. – декан историко-филологического факультета. «Юркевич написал не очень много, но все его работы очень значительны» (Зеньковский, 1991, т. 1, ч. 2, с. 117). «Язык физиологов и психологов» – третья статья из цикла работ, посвященных анализу важнейших проблем философии и психологии. В первой статье – «Из науки о человеческом духе» (Труды Киевской духовной академии. 1860, 4) – он произвел подробный критический анализ сочинения Н. Г. Чернышевского «Антропологический принцип в философии» (особенно в тех его частях, которые относились к психологии). Несмотря на однозначное отвержение им материалистического подхода Чернышевского к психологии, к опытной психологии он относится весьма позитивно: «Мы уверены, что науки богословские особенно нуждаются в точных психологических наблюдениях и верных теориях душевной деятельности» (цит. по: Юркевич Л. Д. Философские произведения. М., 1990, с. 109). Вторая его статья – «Материализм и задачи философии» (Журнал министерства народного просвещения. 1860, т. 108) – явилась обобщающим исследованием о месте и роли материализма в западноевропейской мысли XIX в. Особое место в его творчестве занимает работа «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия» (Труды Киевской духовной академии. 1860, 1). Задуманная автором в стиле «науки о человеческом духе», она явилась одновременно сплавом богословия и психологии – одной из первых работ по библейской психологии (переизд. см.: Философские произведения. М., 1990, с. 69–103). К теме сердца в русской богословско-философской литературе обращались и раньше Юркевича.

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

Но не только людей охватила тревога, она распространилась вообще на все живое. Никогда волки и медведи не разбойничали так дерзко, как теперь, никогда лисицы и филины не завывали так устрашающе, никогда столько овец не пропадало в лесу, никогда болезни так не косили дорогостоящий скот. Тому, кто хочет разгадать суть и взаимосвязь различных явлений, следует покинуть город и поселиться в уединенной хижине на опушке леса. Пусть ночи напролет он сторожит яму для выжигания угля, пусть в течение целого месяца он не покидает длинных озер, наблюдая за медленным сплавом леса к Венерну, — и тогда он научится подмечать все, что происходит в природе, и поймет, насколько неодушевленные предметы зависят от одушевленных. И он тогда убедится, что тревога среди людей нарушает покой и неодушевленного мира. В народе знают об этом. Вот в такие времена леший и гасит огонь в угольных ямах, русалка разбивает лодки, водяной насылает болезни, домовой изводит коров. Так было и в тот год. Никогда еще весеннее половодье не причиняло так много бедствий. Не одни мельницы и кузницы Экебю сделались жертвами разъяренных вод. Небольшие речушки, которые в пору самого большого разлива едва могли унести пустой сарай, смывали теперь целые усадьбы. Никогда не бывало, чтобы грозы так свирепствовали до Иванова дня. А после Иванова дня не выпало ни капли дождя. Наступила засуха. За все лето не было ни одного дождя. С самой середины июня и до начала сентября солнце заливало окрестности Лёвена своими горячими лучами. Дождь не хотел идти, земля не хотела родить, а ветры не хотели дуть. Одно лишь солнце не скупясь посылало на землю потоки лучей. О прекрасный, живительный солнечный свет, как рассказать мне о твоих преступлениях? Солнечный свет — это все равно что любовь: всякий знаком с ее злодеяниями, но не в силах о ней забыть. Солнечный свет — это Йёста Берлинг: он радует каждого, и поэтому каждый забывает о том зле, которое он причиняет. В любом другом месте, кроме Вермланда, засуха не была бы столь губительна, но в Вермланде в том году весна пришла поздно. Трава вырасти не успела, а рожь осталась без влаги, когда колосья только начали созревать. Жалкие колоски ржи поднимались над землей едва на четверть локтя, — а ведь это был хлеб вермландцев. Поздно посеянная репа так и не взошла; и даже картофель не находил в окаменевшей почве хоть сколько-нибудь влаги.

http://predanie.ru/book/218190-saga-o-ye...

обеспечивает лагеря и колонии продуктами питания, реализуя продфонд, выделяемый Госпланом СССР. 3 . Обозно-вещевой отдел обеспечивает контингента лагерей и колоний предметами вещдовольствия, хозобихода и обозной упряжью, организует пошив, реставрацию и ремонт вещдовольствия и контролирует его расход 4 . Торговый отдел обеспечивает снабжение продовольствием и промтоварами вольнонаемного состава лагерей и колоний. 5 . Отдел подсобных хозяйств планирует развитие подсобных хозяйств, обеспечивает их семенами, руководит их работой и распределяет между лагерями и колониями полученную продукцию. 6 . Ревизионно-инструкторский отдел организует ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности контор снабжения, отделов общего снабжения и торготделов ИТЛ, УИТЛК, ОИТК и инструктирует по вопросам их деятельности. Для успешной реализации выделяемых правительством фондов в разных республиках, краях и областях организована сеть контор, подчиненных Управлению снабжения ГУЛАГа. Особое место в ГУЛАГе занимает Управление исправительно-трудовых колоний Управление исправительно-трудовых колоний (УИТК) через соответствующие УИТЛК/ОИТК НКВД/УНКВД республик, краев и областей руководит производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью исправительно-трудовых колоний. Для выполнения этих задач в составе УИТК имеются 9 отделов: Промышленный отдел разрабатывает производственные планы промпредприятий УИТК, организует новые производства и руководит ими. Технический отдел разрабатывает техническую документацию и технологический процесс на новые виды продукции и руководит обменом опыта между предприятиями УИТК. Отдел главного механика руководит рациональным размещением и использованием энергетического, технологического оборудования и автотранспорта. Лесное отделение руководит заготовкой, вывозкой и сплавом леса. Отделение капитального строительства определяет размер средств на капиталовложения УИЛТК, ОИТК и лагерей, контролирует выполнение плана капстроительства и оказывает по этому вопросу местам организационно-техническую помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для того чтобы сделать Библию общедоступной, мощностей синодальных типографий не хватало. Библейскому обществу пришлось произвести небольшую технологическую революцию. Для печатания Библии в России впервые была применена технология печати со стереотипных досок. Особенность этой технологии заключается в том, что текст сначала набирается обычным способом, а затем набранная форма заливается специальным сплавом и получается монолитная наборная доска, с которой можно напечатать несколько сот тысяч экземпляров, а не две-четыре тысячи, как это бывало при обычном наборе. «Сие искусство, — говорится в Отчете Российского Библейского общества за 1814 год, — не бывшее еще никогда в употреблении в России, введется ныне и у нас и может со временем послужить для печатания и других книг; но первая книга, напечатанная стереотипом, будет Библия; первый плод сего изящного искусства, коего способности человеческие достигли для пользы просвещения и словесности, будет в России употреблен для распространения истинного Света и Слова Божия». Благодаря деятельности Российского Библейского общества славянский текст Библии стал более или менее доступным. За десять лет, с 1814-го по 1824 год, вышло 15 изданий Библии общим тиражом 118 тыс. экземпляров. Сюда следует прибавить еще 140 тыс. экземпляров Нового Завета. Сохранилось архивное дело, относящееся к первым годам деятельности Общества, в котором содержатся списки храмов, не имеющих Библии. В эти храмы общество посылало экземпляры Священного Писания бесплатно. Литературный эксперимент Наиболее известным деянием Библейского общества стал перевод Нового Завета и Псалтири на русский язык. Эти переводы значительно опередили свое время, и судьба их была печальной. В конце XVIII — начале XIX века в России шли ожесточенные споры о том, каким должен быть русский литературный язык. Одни литераторы (их обычно называют «новаторами») считали, что образцом для русского должны стать современные европейские (прежде всего французский) литературные языки. Другие («архаисты») придерживались мнения, что литературным языком должен стать лишь немного упрощенный церковнославянский.

http://pravmir.ru/kniga-ne-dlya-chteniya...

Метод колокололитейного ремесла разрешал объективно-значимыми средствами проблему художественной практики человека – и в этом его непреходящий смысл 512 . Т.Б. Шашкина. Колокольная бронза Настоящая статья ставит своей целью сообщить результаты исследования колокольной бронзы, проведенного с позиций физического металловедения и выявившего такие особенности этого сплава, которые имеют непосредственное акустическое значение и указывают на особые эффекты электронно-атомной структуры и химической связи. Лучшим колокольным сплавом в настоящее время считается бронза, содержащая 78–80% меди, 20–22% олова и не более 1–2% примесей (в ответственных случаях не более 1%) 513 . Внешне сплав такого состава кажется ничем не примечательным – обычная оловянистая бронза, отличающаяся от других бронз (скульптурной, монетной, медальной, технической) только высоким содержанием олова. В то же время исторически колокольная бронза предстает одним из самых загадочных из известных человеку металлических сплавов, окутанным клубком мифов и легенд, многие из которых живы и сегодня. Напомним некоторые из этих легенд. Во-первых, это легенды, связанные с восприятием звучания ударных музыкальных инструментов и их многообразными функциями 514 . Независимо от условий возникновения и проявления в рамках самых различных культур, с колокольным металлом традиционно ассоциировалась вера в очистительную, охранную, катартическую, заклинательную, профилактическую или апотропеическую силу. Наиболее устойчивый тип психологических переживаний, вызываемых звоном металла, – обращенность в силам природы, к небу, к высшему идеалу, к активному доброму началу. Отсюда одна из основных функций – защита от бесов и злых духов 515 . Другой тип ассоциаций – посвященность, избранность, колокольный звук – «музыка царей и критерий мировой гармонии» 516 , использование колоколов или колокольчиков поэтому скорее всего позволялось избранным – жрецам, прорицателям, знахарям. Звучащий предмет (колокол, колокольчик, бубен, тамбурин) мог служить также для предсказания судьбы, включаться в систему шаманской практики в качестве экстатического и оргиастатического инструмента, использоваться в погребальном обряде, вотивном приношении, в различных церемониальных обрядах, но прежде всего являлся музыкальным инструментом, использовавшимся в культовой практике.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Её неизменный фаворит Сенмут был призван во дворец и получил приказание отправиться в гранитные каменоломни у первых порогов за двумя гигантскими продолговатыми глыбами для обелисков. Он набрал принудительным образом нужных рабочих и приступил в начале февраля пятнадцатого года правления царицы к работе. В начале августа, спустя ровно семь месяцев, он извлёк из каменоломни огромные глыбы; воспользовавшись быстро прибывавшей в то время водой, он спустил их по реке и доставил в Фивы прежде, чем наводнение начало спадать. Царица выбрала затем необычное место для своих обелисков, а именно тот самый перистильный зал Карнакского храма, воздвигнутый её отцом, где её муж Тутмос III был назван царём по повелению Амона, несмотря на то, что для этого потребовалось удалить все кедровые колонны её отца из южной половины зала и четыре из числа находившихся в северной половине, не говоря, разумеется, о том, что пришлось снять потолок, бывший над залом, и разрушить южную стену для пропуска обелисков. Они были богато покрыты сплавом золота и серебра, над чем потрудился Тутии. Хатшепсут говорит, что она отмеривала драгоценный металл целыми мерами, как мешки зерна, и это странное утверждение поддерживается Тутии, свидетельствующим, что по царскому повелению он насыпал в пиршественном зале дворца не менее двенадцати четвериков сплава золота и серебра. Царица с гордостью описывает их красоту: «Их вершины из наилучшего сплава золота и серебра, какой только можно найти, видимы с обеих сторон реки. Их лучи затопляют Обе Страны, когда солнце восходит между ними, поднимаясь на горизонте неба». Они возвышались так высоко над залом Тутмоса I, с которого была снята крыша, что царица сочла нужным высечь длинную клятву, где зовёт всех богов в свидетели того, что каждый обелиск сделан из одного куска. Это были, поистине, величайшие обелиски, когда-либо воздвигавшиеся в Египте до того времени; они имели девяносто семь с половиной футов в высоту и весили каждый около 350 тонн. Один из них стоит ещё и поныне, вызывая всеобщее удивление современных посетителей Фив.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010