Ссылаясь на эти свидетельства (а по сути дела - на единственное летописное свидетельство), Г.З. Елисеев писал в 1851 г. в ответном письме А.И. Невоструеву: «Летописи говорят, что в Москву послана не подлинная икона Божией Матери, а список с неё. [...] Мы не имеем никакого права не доверять этим показаниям летописей, тем более, что есть основания думать, что эти показания рассказаны в летописи очевидцем, или внесены в неё слов очевидца [...]».(75) Однако, к сожалению, он не пояснил, в чём заключаются сии «основания». По сути дела, на этом аргументе строилась практически вся система доказательств Г.З. Елисеева, И.М. Покровского, А.А. Дмитриевского и других. Вместе с тем, священник Н.А. Романский, полемизируя с И.М. Покровским, счёл свидетельства Никоновской (Никоновой) летописи и «Летописи о многих мятежах и О разорении Московского Государства от внутренних и внешних неприятелей и от прочих тогдашних времён многих случаев...» слишком краткими, а потому не имеющими значения без связи с другими историческими документами. Вслед за А.И. Невоструевым священник Н.А. Романский обратил внимание на то, что принесённая в 1611 г. под г. Москву Казанским ополчением из г. Казани икона в других местах указанных источников фигурирует как «образ», а не как «список». В ответ на это И.М. Покровский достаточно эмоционально ответил: «Он, как будто, не знает, что русские летописи всюду очень кратки. Если в летописи раз сказано, что в Москву из Казани был принесён список, то постоянно напоминать, когда заходила речь об этой иконе Казанской Богоматери, что она " список " , для летописцев представлялось совершенно излишним. Поэтому в других местах они называют её просто образом Пречистыя Богородицы, или образом чудотворным, после того, как эта икона, бывшая в полках Трубецкого, Заруцкого и Пожарского, прославилась чудесами в гетманском бою и при освобождении Москвы от поляков. [...] Поэтому нет ничего удивительного, что в этом, сравнительно подробном, повествовании Московская казанская икона Божией Матери не называется " списком " , а только " Образом Пречистыя Богородицы Казанския " , от которого многие чудеса быша».(76)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Казанская Витебская икона Божией Матери Святыня древнего Маркова Свято-Троицкого монастыря Витебской епархии, возведённого в XVII веке в селе Марково. Во время русско-польской войны 1654–1667 годов Витебск и Полоцк на некоторое время перешли к Московскому государству, в связи с чем монастырь стал подчиняться Московскому Патриархату. В 1656 году патриарх Московский и всея Руси Никон от имени царя Алексея Михайловича подарил монастырю список Казанской иконы Божией Матери, который стал главной святыней обители. Вскоре от иконы стали проистекать чудеса. Так, в тех же серединных годах XVII столетия по молитвам перед чудотворной иконой в Витебске была прекращена эпидемия (эпидемия какой болезни летописи не сохранили). А в 1867 году перед иконой исцелилась жена витебского губернатора В. Н. Верёвкина. После того, как в 1772 году после первого раздела Речи Посполитой Витебск окончательно вошёл в состав Российской империи, Свято-Троицкий Марков монастырь на многие годы стал оплотом Православия на западных рубежах России. В 1812 году монастырь подвергся разорению войсками Наполеона. Почти всё ценное имущество было вывезена захватчиками, но чтимую Казанскую икону Божией Матери монахам удалось спрятать в лесу. После окончания войны разорённый монастырь был восстановлен усилиями жертвователей. Очередное разорение обители произошло в самые первые годы советской власти. Возродился монастырь в 2000 году. Чтимая Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе была возвращена в обитель и теперь выносится на крестные ходы в дни великих праздников. С 2014 года Казанская Витебская икона Божией Матери включена в официальный церковный календарь для общецерковного почитания. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2014-10-11, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2014-10-11. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Витебская " .

http://pravicon.com/info-3772

Список Казанской иконы Божией Матери, во время войны вывезенный в Германию, вернулся в Россию 17 августа 2009 г. 12:18 В воскресенье 16 августа в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости» на Большой Ордынке произошло знаменательное событие. Представители бенедиктинского монастыря Мюнстершварцах, Германия, передали Русской Православной Церкви список Казанской иконы Божией Матери, в годы Великой Отечественной войны оказавшийся в Германии. В 1943 году во время боев в городе Мценске Орловской области немецкий солдат Йозеф Бертрам нашел эту икону на развалинах церкви и, чтобы сохранить ее, увез с собой в Германию. Незадолго до своей смерти в 1989 году он завещал братии монастыря Мюнстершварцах в Баварии возвратить спасенную им икону в Россию, как только для этого возникнут благоприятные условия. Теперь последняя воля Й. Бертрама исполнена, и икона вернулась на Родину. Церемония передачи состоялась по окончании Божественной литургии, которую совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион . Передавая икону, аббат монастыря Мюнстершварцах отец Фиделис сказал: «Находясь здесь, мы испытываем глубокое волнение по двум причинам. Первая причина скорбная, вызывающая сильную душевную боль. Как немцам, нам хорошо известно о тягостном прошлом в отношениях между Германией и Россией. Мы знаем, сколько горя и несчастий принесли России и ее населению немецкие солдаты и немецкая политика. Мы знаем об этом, и это знание наполняет болью наши сердца. Поэтому мы просим у вас прощения за все то горе и все те страдания, которые принесли немцы народу России… Вторая причина нашего волнения — это переполняющие нас радость и чувство благодарности. Мы возвращаем назад в Россию святой образ Божией Матери, вывезенный во время войны одним немецким солдатом… Йозеф Бертрам пришел на эту землю как вражеский солдат. Но поскольку он был верующим человеком, эта икона стала для него связующей нитью между его верой и верой людей в России. Тем самым она стала для бывшего солдата символом покаяния и примирения… Ваше Высокопреосвященство, я передаю Вам эту икону как символ покаяния и примирения. И да возрастает дух примирения, согласия и любви между нашими народами, нашими Церквями и всеми людьми! И да сподобимся мы жить вместе как братья и сестры Единого Отца, дабы в мире преумножалась вера и крепло в нас Царствие Божие!».

http://patriarchia.ru/db/text/563103.htm...

Чтимый список Казанской иконы Божией Матери, вывезенный в Германию во время войны, возвращен в Россию Москва, 17 августа 2009 г. В воскресенье храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке произошло знаменательное событие. Представители баварского бенедиктинского монастыря Мюнстершварцах передали Русской Православной Церкви список Казанской иконы Божией Матери, оказавшийся в годы Великой Отечественной войны в Германии. Немецкий солдат Йозеф Бертрам нашел этот образ на развалинах храма во время боев в городе Мценске Орловской области в 1943 году и, чтобы сохранить икону, увез ее с собой в Германию. Незадолго до смерти в 1989 году он завещал братии монастыря Мюнстершварцах в Баварии возвратить спасенную им икону в Россию, как только для этого возникнут благоприятные условия. Теперь последняя воля Й. Бертрама исполнена, и икона перенесена на Родину, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Церемония передачи состоялась в храме на Большой Ордынке по окончании Божественной литургии, которую совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион. Передавая икону, аббат монастыря Мюнстершварцах отец Фиделис сказал: «Находясь здесь, мы испытываем глубокое волнение по двум причинам. Первая причина скорбная, вызывающая сильную душевную боль. Как немцам, нам хорошо известно о тягостном прошлом в отношениях между Германией и Россией. Мы знаем, сколько горя и несчастий принесли России и ее населению немецкие солдаты и немецкая политика. Это знание наполняет болью наши сердца. Поэтому мы просим у вас прощения за все те горе и страдания, которые принесли немцы народу России… Вторая причина нашего волнения – переполняющие нас чувства радости и благодарности. Мы возвращаем назад в Россию святой образ Божией Матери, вывезенный во время войны Йозефом Бертрамом, который пришел на эту землю как вражеский солдат. Но поскольку он был верующим человеком, эта икона стала для него связующей нитью между его верой и верой людей в России. Тем самым она стала для бывшего солдата символом покаяния и примирения… Ваше Высокопреосвященство, я передаю Вам эту икону как символ покаяния и примирения. И да возрастает дух примирения, согласия и любви между нашими народами, нашими Церквями и всеми людьми! И да сподобимся мы жить вместе как братья и сестры Единого Отца, дабы в мире преумножалась вера, и крепло в нас Царствие Божие!»

http://pravoslavie.ru/31584.html

В Казанский Чимеевский монастырь Курганской епархии возвращена обновленная икона Божией Матери с. Чимеево, 7 ноября 2019 г.      31 октября 2019 года обновленный образ Чимеевской Божией Матери был торжественно передан в Казанский Чимеевский мужской монастырь Белозерского района Курганской области. Святыня была доставлена митрополитом Курганским и Белозерским Даниилом накануне праздника Казанской иконы Божией Матери — престольного праздника обители, который отмечается 4 ноября, сообщает Патриархия.ru . Перед новообретенным образом владыка Даниил в сослужении духовенства Курганской епархии и братии монастыря в священном сане совершил молебен Божией Матери. По окончании богослужения архиерей поздравил присутствовавших со знаменательным событием: «Сегодня, в этот снежный день, мы привезли сюда список Чимеевской иконы Пресвятой Богородицы. Теперь он будет находиться здесь, от него и через него люди будут снова получать Ее милость. Это для нас радостно и утешительно… Хотел бы поблагодарить святую братию, которая молилась и ждала этого момента, и людей, которые здесь находятся, особенно Сергея Николаевича Муратова за его труды. Каждому из нас я желаю заступничества и покрова Пресвятой Богородицы, чтобы Она всегда нас одаряла своей милостью и любовью». Глава Курганской митрополии также подчеркнул, что в обитель вернулся образ Богородицы, а Сама Божия Матерь никуда не уходила: «Божия Матерь всегда с нами, главное, чтобы мы открыли для нее свое сердце». Новый список Казанской Чимеевской иконы Божией Матери написал иконописец протоиерей Андрей Ваньков, настоятель прихода Покрова Божией Матери села Колташево Кетовского района Курганской области. В список вставлены сохранившиеся фрагменты прежней иконы. «Как одна капля святой воды делает всю воду святой, так и здесь — несгоревшие частички органично вписались в новую икону»,сказал председатель совета директоров НПО «Курганприбор» С.Н. Муратов, один из самых активных участников финансирования восстановительных работ в монастыре. По его словам, новый образ — точная копия сгоревшего, даже в мелочах.

http://pravoslavie.ru/125305.html

Явление образа произошло в 1640 году, тогда молитва перед ней исцелила тяжелобольную женщину. Перед иконой молятся о преодолении физических и душевных немощей, об укреплении веры, об избавлении от пагубных страстей. Люди обращаются к иконе в надежде на заступничество Матери Божией, способной утолить всякие печали. Она находится в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе. Икона «Нечаянная радость»   В старину «нечаянной радостью» называли радостное событие, на которое уже и не надеялись. Чудотворный образ прославился многими исцелениями. Перед ней молятся о пропавших без вести, о прощении грехов, о здоровье и счастье детей. Она находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Чудотворная икона «Милостивая» Перед этой иконой бесплодные пары молятся о рождении ребенка. Молитва перед иконой помогает в исцелении больных, в обретении семейного счастья. Верующие обращаются и с просьбой помочь своим заблудшим родным. Икона находится в Зачатьевском Ставропигиальном женском монастыре. Сестры монастыря в специальной книге записывают многочисленные свидетельства чудесной помощи иконы в самых различных ситуациях. Икона Божией Матери «Всецарица» Чудотворная икона в Москве — это список иконы XVII века. Оригинал хранится в Ватопедском монастыре. Перед образом молятся об исцелении от онкологических заболеваний, о защите от колдовства. Икона находится в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Икону почитал преподобный Серафим Саровский. Перед ней молятся об исцелении. Список Казанской иконы Божией Матери Перед этой иконой молятся вступающие в брак. Икона «Млекопитательница» Перед этой чудотворной иконой молятся кормящие матери, беременные женщины о благополучном разрешении от бремени. Эти три иконы находятся в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Икона Божией Матери «Живоносный Источник» Перед чудотворной иконой в Москве молятся страдающие телесными и душевными немощами. Икона Божией Матери «Иерусалимская» Перед этим образом просят о защите от пожара, об исцелении от слепоты, паралича. Обе иконы находятся в храме во имя пророка Божия Илии в Черкизово. Чудотворная икона Николая Чудотворца

http://pravmir.ru/chudotvornye-ikony-v-m...

Ежегодно 6-7 нояб. в Казанской ДС проводится научная конференция «Богословие и светские науки», на к-рой работают секции богословия и философии, церковной истории, церковного краеведения, языковедения, психологии. Материалы конференций публикуются в альманахе «Православный собеседник». В 2011 г. состоялась 11-я конференция. В 2001 г. Ин-т перевода Библии совместно с переводческой группой из Казани подготовил и издал НЗ на татар. языке. В 2000-2009 гг. были опубликованы переводы на татарский неск. книг ВЗ. В наст. время в 9 приходах епархии совершается богослужение на татар. языке. Святыни и крестные ходы Главной святыней епархии со времени чудесного обретения 8 июля 1579 г. была Казанская икона Божией Матери. Крестные ходы с чудотворной иконой из кафедрального Благовещенского собора в казанский Богородицкий мон-рь, на место обретения иконы, совершались 8 июля и 22 окт. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. чудотворная Казанская икона участвовала еще в 11 традиц. крестных ходах, совершавшихся до 1926 г. Крестные ходы восстановлены в 2000 г. (из Петропавловского кафедрального собора), с 2005 г. совершаются из Благовещенского собора с Ватиканским списком. В епархии много чтимых списков Казанской иконы Божией Матери, наибольшим почитанием пользуются 2: список, хранящийся в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани, происходящий из казанского Богородицкого мон-ря, и Ватиканский список, хранящийся в казанском Богородицком мон-ре. Ватиканский образ, созданный в России, в 2004 г. был возвращен Русской Православной Церкви распоряжением Римского папы Иоанна Павла II и в следующем году передан в Казань патриархом Алексием II (вероятно, эта икона была приобретена в 70-х гг. XVIII в. прп. Александрой Дивеевской для Казанско-Богородицкой ц. в с. Дивееве). Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (ГПИБ) Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (ГПИБ) Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери прославилась в 1654 г., когда после крестного хода с ней в Казани прекратилась эпидемия чумы. С этого времени крестный ход с иконой совершался ежегодно 26 июня, десятки тысяч людей торжественно встречали икону на месте, где позже был построен Кизический Введенский мон-рь. 26 июня в Казань приходило множество паломников, в т. ч. чувашей и кряшен. В течение месяца икона находилась в приходских храмах и мон-рях Казани. После закрытия Седмиезерного Воскресенского мон-ря икона была спасена иеросхим. Серафимом (Кашуриным), к-рый в 1981 г. передал ее еп. Пантелеимону (Митрюковскому), сейчас она находится в кафедральном Петропавловском соборе, в Седмиезерном мон-ре имеется чтимый список.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Казанская - описание Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века после покорения царём Иоанном Грозным Казанского ханства. В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля. Мусульмане злорадствовали, думая, что Творец прогневался на христиан. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного утверждения Православия на всей златоордынской земле – будущем Востоке Российского государства. Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её икону. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Божией Матери. Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения иконы стало стекаться множество народа. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. Многочисленные чудотворения от новоявленной иконы начались с прозрения двух слепцов, Иосифа и Никиты. Чудотворная икона, которую прозвали по месту её обретения Казанской, стала на Руси одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы. Икона Божией Матери Казанская вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Пётр I молился о даровании победы русскому войску (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой молился князь Михаил Кутузов. К сожалению, в 1904 году чудотворная икона была похищена грабителями и, после снятия с неё драгоценных риз, ими уничтожена. После российской революционной смуты 1917 года многочисленные древние списки с чудотворной иконы разошлись по всему миру. Русская Православная Церковь прилагает все усилия для возвращения святынь на родину. В России самый ранний из известных списков чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы (1606 г.) находится в Третьяковской галерее. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская " .

http://pravicon.com/info-338

Московская Казанская икона Божией Матери является списком явленной в Казани в 1579 г. иконы. В 1611 г. этот список был принесен под занятую поляками Москву и поставлен в деревянный храм. В нач. зимы 1611/12 г. его отправили в Ярославль, откуда в 1612 г. с ополчением К. М. Минина и кн. Д. М. Пожарского он вернулся в Москву. После освобождения Кремля от поляков, вероятно 27 нояб., на Красной пл. произошла встреча чудотворных икон Божией Матери - Казанской и Владимирской. В 1632 г. «у стены» Китай-города построили деревянную ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, в к-рой икона хранилась до пожара 1634 г. После пожара ее перенесли во Введенский «Златоверхий» храм Китай-города, а в 1636 г.- в новопостроенный Казанский собор на Красной пл. В 1918 г. образ был похищен. С 1944 г. список (рубежа XVII и XVIII вв.) почитается в Богоявленском Елоховском соборе. Вероятно, этот список стоял в Аверкиевском приделе Казанского собора, в 1930 г. был перенесен в ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Введенскую) в Хлынове, близ Б. Никитской ул., а после ее сноса в 1932 г.- в Дорогомиловский Богоявленский собор (разрушен в 1938). Державная икона Божией Матери - чудотворный образ (кон. XVIII в.), обретенный в день отречения от престола имп. мч. Николая II Александровича, 2 марта 1917 г., в с. Коломенском (ныне в черте Москвы). Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято православными как свидетельство передачи Богородице попечения о России. Вероятно, в 1812 г. образ был вывезен из Вознесенского мон-ря в Московском Кремле, но в архивах мон-ря сведений о нем не обнаружено ( Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского мон-ря Моск. Кремля: Кат. М., 2005). С 1928 г. хранилась в ГИМ, с 1988 г.- в домовом храме МП во имя прп. Иосифа Волоцкого, в 1990 г. возвращена в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Согласно преданию, Моденская Косинская икона Божией Матери была привезена на рубеже XVII и XVIII вв. гр. Б. П. Шереметевым из итальянского г. Модены. В 1717 г. благодаря Петру I (вероятно, в качестве пожертвования) она оказалась в с. Косине (ныне в черте Москвы). В 1848 г. икона, носимая крестным ходом, защитила верующих окрестных сел от эпидемии холеры. В 1920 г. с образа была снята драгоценная риза. После закрытия храма в 1940 г. икону передали в Музей религии и атеизма, а после Великой Отечественной войны - в ЦМиАР, где в 1976 г. отреставрировали. В 1991 г. икона была возвращена РПЦ, находилась в соборе Спаса Нерукотворного образа Спасо-Андроникова мон-ря, затем - в Никольской ц. в Косине, с 1992 г. пребывает в Успенском храме в Косине.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Казанская Ярославская " Описания иконы Нынешнее местонахождение Казанской Ярославской иконы Источник: PRAVICON.COM На разных сайтах в интернете за Казанскую-Ярославскую икону выдают различные образы. Но на сайте Ярославской Епархии (http://www.yaroslavl-eparhia.ru/relic/relic.htm и указано, что местонахождение чудотворной Казанской-Ярославской иконы, чудесным образом привезеной из Казани в начале XVII века, ныне неизвестно, а в Казанском монастыре в Ярославле ныне находится чудотворный список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители в иконописной - золотошвейной мастерской монастыря до 1918 г. Описание иконы Казанская Ярославская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Об обстоятельствах прославления Казанской (Ярославской) иконы Божией Матери известно следующее. В 1588 году одному благочестивому христианину по имени Герасим, страстно желавшему иметь у себя икону Успения Пресвятой Богородицы, во сне явилась Богоматерь и сказала ему: «Герасим, в Казани, в торговом дворе у одного юноши на левой стороне в его лавке есть Моя икона. Возьми ее у юноши, и благодатью Сына Моего и Бога она станет источником чудес. Иди с иконой в город Романов и скажи жителям, чтобы храм во имя Рождества Моего, который был перенесен ими на гору, они вернули на прежнее место – под гору и назвали его во имя принесенной тобой иконы. Сам же оставайся в городе Романове до кончины твоей». Герасим выполнил волю Божией Матери, отыскав святую икону в указанном месте. Едва он взял образ, правая рука его (давно болевшая) сразу же исцелилась. С чудотворной иконой отправился Герасим в Романов (ныне город Тутаев Ярославской области) и все исполнил по повелению Пресвятой Богородицы. Дв[...] Икона Казанская Ярославская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников

http://pravicon.com/icon-154

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010