Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (старообрядческая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Губине Орехово-Зуевского р-на Московской обл.) Губинская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (старообрядческая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Губине Орехово-Зуевского р-на Московской обл.) чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ), названа по дер. Губинской Покровского у. Владимирской губ. (совр. с. Губино Орехово-Зуевского р-на Московской обл.), хранится в старообрядческой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Губине. В нач. XVIII в. жители дер. Губинской, чтобы прекратить эпидемию моровой язвы, решили заказать Казанскую икону Божией Матери , для чего в близлежащую Гуслицу , славившуюся иконным письмом, были отправлены 2 посланника. На полпути им встретился мастер, пообещавший написать образ. Долгое время от него не было вестей, и губинцы вновь отправили односельчан за иконой. На прежнем месте они встретили того же мастера, к-рый передал образ и, не взяв платы, исчез. Икону поместили в Губинской моленной, где она находилась до 1847 г., когда моленная была повреждена пожаром. Список чудотворной Губинской иконы Божией Матери. 1899 г. (старообрядческая ц. во имя свт. Николая в с. Устьянове Орехово-Зуевского р-на Московской обл.) Список чудотворной Губинской иконы Божией Матери. 1899 г. (старообрядческая ц. во имя свт. Николая в с. Устьянове Орехово-Зуевского р-на Московской обл.) Г. и. прославилась в Гуслице и близлежащих селениях после чудесного избавления от холеры дер. Слободищи Богородского у. (ныне дер. Слободище Орехово-Зуевского р-на). Глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец и сообщал, что для прекращения эпидемии надо поехать в дер. Губинскую, взять там икону Божией Матери и отслужить перед ней молебен. Уста девушки чудесным образом разверзлись, и она рассказала о видениях. Когда Г. и. привезли в Слободищи и начали служить молебен, поднялся вихрь, вскоре эпидемия прекратилась, мн. больные исцелились. В 40-50-х гг. XIX в. усилились преследования старообрядцев властями, и образ тайно перевозили из Губинской в др. деревни, укрывая на дне телеги.

http://pravenc.ru/text/168229.html

(К. К. и.). Из составленного в XVII в. Сказания о К. К. и. известно, что она являлась списком Вязниковской Казанской иконы Божией Матери. В 1627 г. от Вязниковской Казанской иконы исцелилась от тяжелой болезни Евфимия Симеонова Судовщикова, жена калужского купца, «московского гостя», Тимофея Никитина Судовщикова по прозвищу Смирной. В память о чуде она повелела сделать список иконы с изображением чудес от явленного в Казани образа. Обложив новописаную икону драгоценным окладом, Судовщикова принесла ее в Калугу и поставила в деревянной Преображенской ц., что под горой, близ Оки. Здесь хранилось рукописное Сказание нач. XVIII в. о принесении иконы в Калугу, в к-ром имелись правки по списку Сказания XVII в. 22 окт., в день празднования «осенней Казанской», в Преображенскую ц. из Троицкого собора Калуги стали совершаться крестные ходы (Крестные ходы, ежегодно совершаемые в Калужской епархии с чудотворными и особо чтимыми св. иконами//Памятная книжка и Адрес-календарь Калужской губ. на 1916 г. Калуга, 1915. С. XX). Казанская Калужская икона Божией Матери. 1627 г. Оклад 2-й пол. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. Казанская Калужская икона Божией Матери. 1627 г. Оклад 2-й пол. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. К. К. и. была хорошо известна царскому дому. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича в хоромы царицы Наталии Кирилловны знаменитому царскому иконописцу Симону Ушакову велено было написать список чудотворной К. К. и. с указанием размера (50,6×42 см) ( Успенский А. И. Царские иконописцы. 1910. Т. 2. С. 352). В том же году боярин Б. М. Хитрово, в ведении к-рого с 1655 по 1680 г. находилась Оружейная палата Московского Кремля, приложил к К. К. и. в Преображенской ц. небольшой (16,5×13,8 см) гравированный Казанский образ Божией Матери на серебряной позолоченной пластине с вкладной надписью на обороте (КОКМ) ( Пуцко. 2009. С. 174-175; Чугреева. 2009. С. 178). Этот образ упомянут в описи Преображенской ц. 1800 г., составленной благочинным Калуги иереем Преображенской ц. Иоанном Сомсоновым. Подобный резной образ (21,7×18,1 см, ГИМ) с изображением К. К. и. в 1665 г. был вложен царем Алексеем Михайловичем и царицей Марией Ильиничной Милославской о здравии их сына Симеона в Успенский собор Тулы. Об особом значении К. К. и. для царской фамилии говорит то, что главной вкладчицей в строительство калужской каменной Преображенской ц. 1709-1717 гг. с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери была сестра царя Петра I, царевна Наталия Алексеевна, пожертвовавшая 1 тыс. р. К чудотворной К. К. и. несли св. реликвии, драгоценные приклады. По описи 1800 г., икона стояла в Казанском приделе Преображенской ц. (к-рую по приделу часто называли Казанской) с южной стороны от царских врат в большом, обложенном серебром деревянном резном кузове-киоте, имеющем вид храма с 7 главками. Икона имела серебряный позолоченный оклад с камнями и жемчугом, к 1800 г. он был уже ветхим, с осыпающимся жемчугом, о чем на полях листа описи была сделана приписка.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Казанском соборе на Красной площади в Москве 21 июля 2014 г. 15:38 21 июля 2014 года, в праздник в честь явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1589), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Казанском соборе  на Красной площади г. Москвы. Его Святейшеству сослужили:  епископ Подольский Тихон , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Николай Иноземцев , настоятель Казанского собора на Красной площади; протоиерей Александр Абрамов, благочинный Покровского округа г. Москвы; протоиерей Александр Фарковец, благочинный Донского округа г. Москвы; архимандрит Платон (Игумнов), профессор  Московской духовной академии ; протоиерей Андрей Милкин, руководитель Службы протокола Святейшего Патриарха; духовенство г. Москвы. На богослужении присутствовали директор АКБ «Пересвет» А.А. Швец и президент детского фонда ROY International д-р Захария (Чериан) Ипен. Пел хор Казанского собора на Красной площади (регент Н.В. Зазулина). После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх рукоположил диакона Михаила Мишкова, клирика храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес священник Игорь Левтринский, клирик Казанского собора на Красной площади. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление Пресвятой Богородице. От лица духовенства и прихожан Казанского собора Предстоятеля приветствовал протоиерей Николай Иноземцев. Настоятель Казанского собора преподнес Его Святейшеству список Казанской иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви и в связи с 55-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил директора АКБ «Пересвет» А.А. Швеца орденом святого благоверного князя Даниила Mockobckoro II cmenehu. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3693810.ht...

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Поселившись в Дивееве, первоначальница обители матушка Александра сначала занялась перестройкой старинной деревянной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана и пристроила к ней теплые приделы во имя Казанской иконы Божией Матери (1772 г.) и в честь святителя Николая (1776 г.). В своих горячих молитвах матушка Александра просила вразумления и помощи, как ей исполнить волю Божию, возвещенную Царицей Небесной. Несомненно, что Сама Матерь Божия указала ей построить новую каменную церковь в честь Казанской Ее иконы именно на том месте, где Она явилась матушке Александре, - рядом с деревянной. Строительство началось в 1773 году. Первоначальница обители сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывали неподалеку на берегу речки Вичкинзы. По сооружении храма, в 1779 году, матушка Александра привезла из Казани точный список с чудотворной и явленной иконы Казанской Божией Матери, из Киева - частицы святых мощей, из Москвы - колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь. В начале 1780 года саровский строитель Пахомий освятил церковь. В каменном храме, как и в деревянном, левый придел был освящен в честь свт. Николая. Однажды, когда мать Александра молилась, прося Господа указать, во имя кого освятить третий престол церкви, она услышала голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана». На подоконнике кельи обрела матушка чудесно и неизвестно откуда явившийся образ этого святого, написанный на простом, почти неотесанном обрубке дерева.Впоследствии еще крепкую деревянную церковь перенесли в село Большое Череватово. Новая каменная церковь была приходской, однако преп. Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма.

http://sobory.ru/article/?object=05361

О народном просвещении в Российской Империи «Непрерывность истории – это важная вещь, чтобы понимать, куда мы идем дальше. Я полностью с вами согласен. Если мы здесь в чем-то недорабатываем, я приношу свои извинения», – сказал Путин. Из вопроса депутата и ответа Президента осталось непонятным, будет ли всё-таки праздноваться 300-летие Российской Империи на государственном уровне. Но стоит поблагодарить Константин Затулина за то, что он обратил внимание Главы государства на это важное историческое событие, которое, действительно, замалчивается. Хотелось бы, правда, внести некоторые уточнения. К сожалению, в самом вопросе депутата прозвучала ошибка. Константин Фёдорович утверждает, что 300-летие Российской Империи нужно праздновать 2 ноября, исходя из Григорианского календаря. Но мы знаем, что собрание российских сановников, посвящённое окончанию кровопролитной тяжелейшей для России Северной войне со Швецией (мирный договор был подписал 30 августа по юлианскому календарю, сегодня это день памяти Александра Невского), состоялось в Петербурге в праздник Казанской иконы Божией матери – 22 октября по Юлианскому календарю. Романовы. 300 лет Российской империи. Праздник Казанской иконы Божией Матери мы отмечаем сегодня по Григорианскому календарю 4 ноября, и это государственный праздник – День народного единства. Понятно, что царь Пётр Алексеевич не случайно организовал собрание своих сподвижников в день Казанской иконы Божией Матери, который был установлен в память освобождения Москвы от поляков и спасения Отечества, окончанием в России Смутного времени. Установление самого праздника Казанской Божией Матери, как известно, связано с тем, что список с Казанской иконы, который ныне хранится в Елоховском соборе города Москвы, сопровождал Народное ополчение, и русские воины были убеждены, что именно Матерь Божия предводительствовала им, поэтому они и одержали победу над превосходящими силами противника. Никому в голову не приходит сегодня праздновать день Казанской иконы Божией Матери по григорианскому календарю, т.е. 1 ноября, – тогда, в XVII веке, Юлианский и Григорианский календари расходились на 10 дней. Но почему мы должны эту правильную логику искажать в вопросе утверждения даты провозглашения Российской империи?

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/22/ro...

Богородичные праздники русского происхождения отмечены следующие: сентября 16 – «Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы иже на Толге»; сентября 30 – «явися икона Пресвятыя Богородицы иже на Тихвине»; октября 1 – Покров; октября 22 – Сретение иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; мая 21, июня 23 и августа 26 Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы; июля 6 – «бысть знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде»; июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; июля 8 – воспоминание Знамения от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы в Велицем Устюге; июля 9 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы на Колоче; июля 16 – «бысть знамение от иконы Пресвятыя Богородицы. Слезы яко струя течаху се же бысть в лето 6601 в области Псковской в Чирской волости»; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы; июля 30 – «преставление Антония, епископа Ростовского»; августа 8 – Явление Толгския иконы Пресвятыя Богородицы; 2) ключ обращения Индиктионова («ключ вкратце со 157 лета) (66–67 об.), без конца; 3) Зрячая Пасхалия (68–80); 4) Лунное течение (80 об,–94 об.), без конца. 1147. Святцы , в восьмушку, 271 л., полууставом XVIII в., в дощатом с тисненою кожею переплете; 238 а и 271 листы чистые. Состав: 1) месяцеслов (1–234 об.), с краткими житиями святых; жития сходны с теми, что в 1156. Памяти русских святых, отмеченныя, а равно и неотмеченныя в современном Церковном Уставе, Богородичные праздники русского происхождения и славянские святые – те же, что и в 1156 и 1160; 2) Пасхалия Зрячая (235–253 об.) и 3) Лунное течение (254–269 об.). В конце рукописи выходная летопись какого-то сделаннаго в Киеве в XVIII в. издания святцев, повторяющаго московское издание 1646 года. Рукопиоь – список с этого киевскаго издания. 1148. Святцы , в восьмушку, 150 лл., плохим полууставом конца XVIII в., от дощатаго с кожею переплета сохранилась только нижняя доска с застежками; 133–136 и 148–150 листы без текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При перенесении сюда чудотворной иконы Казанской от нее истекло много чудес. Усердные ярославцы создали при новом храме женский монастырь, куда перешли 72 сестры из прежней разоренной поляками обители. В следующем году жители Романова испросили себе у царя Василия Ивановича Шуйского разрешение взять икону из Ярославля обратно в Романов. Но в эти дни в Ярославле совершились от иконы новые исцеления инокини Анисии, не владевшей руками и ногами, и умалишенного посадского человека Константина. Ввиду этих чудес ярославцы в свою очередь просили царя оставить икону у них. В Москву были затребованы подробные сведения об иконе, и было решено оставить икону в Ярославле, обязав при том ярославцев сделать с иконы точный список, украсить его совершенно таким же, как на чудотворном образе, окладом и отдать этот список в Романов. Все это было сделано; в 1611 году список с честью был отнесен в Романов и поставлен там в Казанской церкви, где первоначально стояла чудотворная икона. Ежегодно с великим торжеством чудотворная икона приносится в г. Романов. Казанская Высочиновская икона Икона эта пребывает в Высочиновском мужском монастыре, существующем с 1886 года. При Петре Великом местность нынешнего монастыря, в 3 верстах от города Змиева Харьковской губернии, была занята казенным сосновым бором. Его охраняли нижние чины и пушкари из Чудова, жившие в избах, стоявших на каждом участке. Одна такая изба была на берегу болотистой реки Мжи, прорезавшей бор. В хижине жил пушкарь с женой, детьми и старым слепым отцом. Старик с помощью внука и костылей едва двигался и больше лежал на печи. Однажды, обходя свой участок, сторож увидел на болотной кочке Казанскую икону, сияющую лучами. Когда он принял ее на руки, из-под этой кочки забил источник чистой воды. Сторож принес обретенную им икону Божией Матери домой и поставил ее со своими образами. Когда настала жатва, вся семья ушла в поле. В лесной хижине оставались только старик и его девятилетний внук. Вечером стоявшая в углу Казанская икона стала испускать свет, подобный солнечному и настолько сильный, что было больно смотреть на нее.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Участникам крестного хода «Владивосток-Москва» переданы список иконы Божией Матери Казанская и древний крест-мощевик 14 мая 2007 г. 09:54 13 мая, в 6 неделю по Пасхе, в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове (Москва), после праздничной воскресной Литургии, которую возглавил архиепископ Истринский Арсений , состоялась передача для участия в крестном ходе «Владивосток-Москва» списка чудотворной иконы Божией Матери Казанская и древнего креста-мощевика. Начинающийся 20 мая 2007 года  во Владивостоке крестный ход — первый из восьми крестных ходов Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы». Программа, проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и посвящена историческому воссоединению Русской Православной Церкви. В рамках программы с мая 2007 по июнь 2008 годов будут проведены крестные ходы, символизирующие собой восемь лучей звезды Богородицы. По благословению Святейшего Патриарха Алексия они должны выйти из шести городов России: Владивостока, Барнаула, Якутска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Архангельска, а также двух центров Вселенского Православия — Иерусалима и Афона. Пройдя по всей территории России, передавая как эстафету святыни программы «Под звездой Богородицы», освящая землю и молясь о России и единстве народа, участники крестных ходов преодолеют десятки тысяч километров и сойдутся в Москве в июне 2008 года. В Елоховском соборе перед иконой Божией Матери Казанская — великой святыней Православия, перед которой молились освободители Москвы князь Пожарский и Кузьма Минин и их воины в 1613 году, был совершен молебен и возглашена молитва о спасении России. Возглавивший молебен владыка Арсений в своем слове сказал: «Сегодня мы празднуем 6-ю неделю по Пасхе. На этой неделе будет подписан Акт о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. На этой неделе начинается и Богородичный крестный ход из Владивостока в Москву. Он посвящен грядущему воссоединению. Это первый из восьми крестных ходов в столицу нашего Отечества. Крестные ходы пойдут из шести городов России, а также Иерусалима и Афона. Они символизирует собой лучи звезды Богородицы, Небесной Покровительницы России.

http://patriarchia.ru/db/text/239099.htm...

В местных документах часто упоминаются иконы Божией Матери: Владимирская, Казанская, Тихвинская, «Троеручица», Смоленская «Одигитрия», Ахтырская, Курская «Знамение», «Всех скорбящих Радость», «Утоли моя печали» и др., принадлежащие к московской традиции. Местное предание относит к эпохе Петра I прославление одной из наиболее почитаемых в Дмитровске чудотворных икон Божией Матери - Корсунской из ц. вмч. Димитрия Солунского в Дмитровске и иконы «Спас Нерукотворный» (вероятно, список иконы «Спас Романовский», происходившей из Домика Петра I в С.-Петербурге) из ц. вмч. Димитрия Солунского в с. Мореве Дмитровского у. Обе иконы легенда связывает с царскими подарками кн. Д. К. Кантемиру. В 1-й пол. XVIII в. для крупных храмов края работали мастера Оружейной палаты, московский иконописец Егор Грек в 40-х гг. XVIII в. выполнил список иконы «Богоматерь Иерусалимская» из Успенского собора Московского Кремля для иконостаса Христорождественской ц. в Болхове (этот список утрачен, сохр. его местные копии). Икона «Успение Пресв. Богородицы, Киево-Печерская». 1-я пол. XVIII в. (ц. Св. Троицы на Кладбище, Орёл). Фото: М. А. Комова Икона «Успение Пресв. Богородицы, Киево-Печерская». 1-я пол. XVIII в. (ц. Св. Троицы на Кладбище, Орёл). Фото: М. А. Комова Принято считать, что с присутствием в регионе старообрядцев связано сохранение «дониконовской» иконописной традиции. Об иконных собраниях орловских старообрядцев-беспоповцев, к-рые стали формироваться лишь во 2-й пол. XVIII в., в источниках много упоминаний ( Абакумов С. Н. Эволюция старообрядчества в Орловской губ. в кон. XVIII - нач. XX вв.: Канд. дис. Орёл, 2010). В частных и церковных собраниях сохранились уникальные деисусные чины 3 иконостасов (новгородский - 1542 г., ростовский - 1-й трети XVI в. и костромской - 1-й четв. XVIII в.) из моленной филипповца Радина в Орле ( Комова М. А. Иконы XVI-XVII вв. из старообрядческих моленных Орла//ИХМ. 2009. Т. 11. С. 392-401). Но особой роли в сохранении древней традиции в местном иконописании эти иконы, видимо, не играли, учитывая распространенность произведений старообрядцев-поповцев, получаемых через московских старообрядцев, с Выги. В то же время местные старообрядцы-поповцы, связанные с общиной на Ветке, покупая иконы на ярмарочных распродажах, получали в качестве образцов произведения «совмещенной» иконографии, что постепенно приблизило икону Ветки и Стародубья к «поздней» иконописной традиции и повлияло на ее развитие в Верхнеокском регионе.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

«ОТ БЕЗЧАДИЯ СПАСАЮЩАЯ…» июня 2006 17 июня 2006 года в храм Казанской иконы Божией Матери на петербургском подворье Валаамского монастыря доставили три иконы, написанные афонскими изографами и освященные в скиту святой Анны на Святой Горе по просьбе игумена Валаамского монастыря епископа Панкратия. 17 июня 2006 года в храм Казанской иконы Божией Матери на петербургском подворье Валаамского монастыря доставили три иконы, написанные афонскими изографами и освященные в скиту святой Анны на Святой Горе по просьбе игумена Валаамского монастыря епископа Панкратия. Списки являются точными копиями чудотворного образа святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, который находится на Афоне. Сопровождал иконы из Греции насельник Афонского скита архимандрит Херувим. На подворье святыню встречали крестным ходом, а затем перед иконой был отслужен молебен. Один из списков в этот же день был отправлен на вертолете на Валаам, где 18 июня икону доставили крестным ходом до скита Всех Святых. Как сообщили нам на подворье, икона будет оставлена в обители. Второй список будет доставлен на московское подворье Валаамского монастыря, а третий останется на петербургском подворье обители. - " Известно очень много случаев чудодейственной помощи от этой почитаемой святыни. При молитвенном обращении к праведной Анне с глубокой верой и покаянием многие бездетные семьи получили исцеление от недуга бесплодия, смогли обрести радость чадородия " , - отметили валаамские иноки. Список будет доступен ежедневно в часы работы храма (с 08.00 до 20.00). Храм Казанской Иконы Божией Матери находится у ст. метро " Нарвская " (Нарвский пр., д. 1/29). Ю. Старцева Фото - Комсомольская правда Поделиться 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=176...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010