Сегодня есть много православных храмов, где находится икона «Споручница грешных». Древний Корецкий образ так и остается одной из главных реликвий Свято-Троицкого монастыря в Корце. Помолиться перед старинной прославленной святыней, возвращенной Церкви, можно и в Николо-Одринской обители. А знаменитый список, привезенный в Москву, уже 175 лет доступен верующим в Никольском храме в Хамовниках. Икона «Споручница грешных» в храме святителя Николая в Хамовниках, телеканал «Союз» Интересно, что московский подполковник Бонческул не только передал список иконы «Споручница грешных» в хамовническую церковь, но и отправил еще один список в Троицкий собор города Троицкосавска (Кяхта) Иркутской губернии. Подаренная икона тоже скоро стала известна благодаря происходившим от нее знамениям. Забайкальский образ стал символом заботы Богородицы о сибиряках. Старинные списки есть в Успенском храме города Кяхта, в Вознесенском и Троицком храмах Улан-Удэ, а также Свято-Воскресенском храме Читы. Святыня добралась не только до Восточной Сибири, но и до Китая. В первой половине ХХ века храм в честь иконы Богородицы «Споручница грешных» был построен в Шанхае, но сейчас он не действует. Еще один список был передан в Рязанскую область, в Пронский Спасский монастырь, где вскоре верующие также стали замечать милость и помощь Божью по молитвам перед святыней. Сейчас в обители находится новая, написанная на Афоне икона, а привезенная в XIX веке исчезла после революции. Но сделанный с нее еще тогда список, также почитаемый чудотворным, находится в Казанском храме села Срезнево и привлекает большое количество паломников. Нередко храмы в честь образа «Споручница грешных» строятся при исправительных учреждениях. Молитва у иконы «Споручница грешных» Обратиться к Божьей Матери можно своими словами или словами любого знакомого и любимого славословия. Есть и специально составленные тексты молитвы у иконы «Споручница грешных». В них подчеркивается, что мы раскаиваемся и призываем Богородицу стать поручительницей нашего покаяния.

http://foma.ru/ikona-sporuchnica-greshny...

(80) Там же. (81) См.: Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Октябрь. - С. 332. (82) В дальнейшем В.А. Некрасов так характеризовал позиции по данному вопросу Г.С. Дебольского, П.С. Казанского и Д.Г. Булгаковского: «В 1710 году, - писал он, - священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия дома Романовых на царский престол - их семейный список чудотворного Казанского образа Богоматери - по повелению императора Петра I перенесён из Москвы в Санкт-Петербург, в освящение новой на берегах Невы столицы. Этими же словами говорит о перенесении Московского списка Казанской иконы Божией Матери в 1710 г. в Петербург и протоиерей Г.С. Дебольский в своей книге " Дни богослужения Православной кафолической восточной церкви " , т. I, 1901 г., издание 10, СПб, стр. 201 - 202. Но он не берётся судить, подлинная это казанская икона или же только список с неё (там же, стр. 198). Равным образом и в акафисте, составленном профессором Московской Духовной академии П.С. Казанским для Казанской иконы в Петербургском Казанском соборе и одобренном Синодом в 1867 г., говорится, что Пётр Великий взял Казанскую икону Богоматери из Москвы в Петербург - в Путеводительницы своему воинству... и, как ограждение и освящение новой столицы, в сердце города поставил (икос 5), но откуда и какую именно казанскую икону взял Пётр I, об этом в акафисте ничего не сказано. В анонимной книжке под заглавием " Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе " , изд. 5, СПБ, 1896 г., цензор архимандрит Мефодий, стр. 8 - 9, 13 - 14, и в иллюстрированном издании " Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская епархия " , СПБ, 1908 г., стр. 455 а, проводится тот же взгляд на петербургскую икону Богородицы, как и в указанных выше " Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии " . Священник Д. Булгаковский согласен с тем, что из Москвы Казанская чудотворная икона Богородицы перенесена в Петербург повелением Петра I, но, по его мнению, эта икона является списком с казанского первообраза». (Некрасов В.А. Почитаемый Петербургский список Казанской иконы Божией Матери//Казанский собор (официальное издание Казанского кафедрального собора) (г. Санкт-Петербург). - 2011. - 7 (67) (июль). - С. 3.)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

10 июля 2002 года патриарх освятил в честь Валаамской иконы Никольскую церковь (была упразднена в 1853). Служба Валаамской иконе на церковнославянском языке составлена в 2003 году схиигум. Серафимом (Бараделем) . Валаамская икона Божией Матери - одна из главных святынь Валаамского монастыря - находится в цекрви преподобных Сергия и Германа Валаамских. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления (в монастыре ведется запись о чудесах, происходящих от иконы). На деньги одного из благотворителей обители в благодарность за выздоровление от тяжкого недуга была расписана церковь во имя Валаамской иконы, устроен вызолоченный резной иконостас и написана точная копия иконы. Известны списки Валаамской иконы, отличающиеся от иконы иером. Алипия некоторыми деталями. 14 июля 1992 году православным обществом " Валаам " (Финляндия) Валаамскому монастырю был подарен список иконы, выполненный в 1992 году иконописцем С. Павловым. В 1995 году этот список по благословению настоятеля Валаамского монастыря архим. Панкратия (Жердева) был передан на Московское подворье Валаамского монастыря , где в настоящее время находится в киоте слева от центрального придела церкви во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. В Казанском храме Валаамского подворья в Санкт-Петербурге между главным престолом и правым Никольским приделом находится список Валаамской иконы, с образами преподобных Сергия и Германа в клеймах, написанный в 1997 году Юлией Боголюбовой. В мае 1974 году, во время визита патриарха Московского и всея Руси Пимена в Финляндию, ему была преподнесена Валаамская икона (в настоящее время местонахождение неизвестно), написанная специально к приезду первосвятителя финским иконописцем Петром Сасаки, японцем по национальности, принявшим Православие. Молитвословия Тропарь, глас 4 Богородице Дево, на Твою икону пресветлую взирающе, радуемся, пред нею бо на острове Валааме мольбы усердно молящихся исполняются; услыши, Пречистая, и нас молящих Ти ся, утверди нас в вере и любви, и испроси мирови мир и душам нашим велию милость.

http://drevo-info.ru/articles/13680467.h...

8. В 1880 году в Зимнем дворце народовольцы устроили чудовищный теракт: взорвано 30 кг динамита, в результате чего разрушено перекрытие между первым и цокольным этажами. Комната, где находился список с иконы, полностью уничтожена, но сам он не пострадал. 9. Очевидна помощь Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне. Маршал Жуков возил Казанскую икону по всем фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, Мария Георгиевна в своей книге «Маршал Жуков: сокровенная жизнь души».  10. В 2005 году учреждена новая праздничная дата в гражданском календаре: 4 ноября – День народного единства, который совпадает с днем почитания Церковью Казанской иконы Божией Матери. Так отмечено окончание еще одного смутного периода жизни России и ее вступление в новый век. 11. Список Казанской Божьей Матери есть даже в космосе. В 2011 году он был отправлен на Международную космическую станцию. Детективная история: святыня похищена и уничтожена В ночь на 29 июня 1904 года бандой вора-рецидивиста Варфоломея Чайкина (Стояна) было совершено дерзкое ограбление. Из Казанского Богородицкого монастыря была похищена величайшая российская святыня – явленная икона Казанской Божьей Матери. Преступники соблазнились богатыми ризами. Позже в печи квартиры Стояна были обнаружены следы сожжения икон. Следствие предположило, что явленная икона уничтожена. Но существует и другая версия. По рассказам современников, игуменья монастыря, опасаясь воров, имела привычку на ночь заменять икону. Вполне возможно, что вор похитил не саму икону, а лишь ее точный список. Московский список иконы, тот, с которым Дмитрий Пожарский въехал в Московский Кремль, вместе с драгоценным окладом был похищен из Казанского собора Москвы в 1918 году. Ее следы были сразу потеряны, и месторасположение неизвестно и ныне.  Был еще один чудотворный список, сделанный по заказу Петра Великого, так называемый «петербургский» – чудом уцелел. В 1922 году, когда большевики изымали ценности, настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков убедил чекистов, что это лишь копия, которая не имеет особой ценности. Благодаря этому в настоящее время она хранится в Казанском соборе Петербурга.  Надежда на чудо и свидетельства чудес

http://pravmir.ru/kazanskaya-istorichesk...

МОНАХ: А как Бог даст. Пока не знаю. СТАРИЦА: Оставайся. Места хватит. Издалека ты к нам? МОНАХ: Из-под Москвы, из Троице-Сергиевой лавры. СТАРИЦА: (изумленно-радостно) От самого Сергия Радонежского?! Вот обрадовал! Вот утешил! А к нам в Казань зачем пожаловал? МОНАХ: Послал меня наш настоятель по просьбе вашего воеводы. Люди ваши к нам приходили. Иконописец им нужен. Хочет ваш народ знатный список с Казанской иконы чудотворной самому царю Иоанну Васильевичу поднести. Вот я и пришел икону писать. СТАРИЦА: Так ты, знать иконописец? МОНАХ: Да, милостью Божией. С детских лет этому ремеслу учился. А ты, бабушка, икону-то Царицы Небесной во образе Казанском видела? СТАРИЦА: Как не видеть! Видела! Можно сказать, чуть ли не первая и увидела. Девочка-то Матренушка у меня вот на этой лежаночке спала, когда ей Матерь-то Божия во сне явилась. МОНАХ: А где теперь эта девочка? Хоть бы посмотреть на нее. Порасспросить про Царицу Небесную. СТАРИЦА: Матренушка? Да в монастыре она, в обители святой. Царь Иоанн Васильевич повелел женский монастырь на том месте поставить, где икону обрели. Вместе с матерью своей и Матренушка туда ушла – Богу служить и Царице Небесной. Стрелец Данила Онучин их с радостью отпустил. Если Сам Спаситель, говорил мне Данила, дочку мою и жену для чуда избрал, не могу Спасу противиться. (С тук в дверь. Входит СТРЕЛЕЦ ). СТРЕЛЕЦ: ( кланяется на святой угол, МОНАХУ, СТАРИЦЕ ) Добрый день, люди добрые! Вижу гость у тебя, старица! СТАРИЦА: Да, гость! И непростой! От самой Москвы к нам пожаловал. Будет с нашей чудотворной Казанской иконы список делать для самого царя-батюшки! СТРЕЛЕЦ: Вот твой гость мне и нужен. За ним меня к тебе сам воевода послал. Говорит: пойди, приведи ко мне иконописца. Пусть в моих палатах живет и образ Царицы Небесной пишет. СТАРИЦА: Жаль с хорошим человеком расставаться, да не как мы хотим, а как Господь велит. МОНАХ: А я вот икону напишу для царя и погостить к тебе приду, бабушка. СТРЕЛЕЦ: Сильно не загостишься! Со всей Руси в Казань ходоки пришли. Каждый в свою землю с нашей Казанской иконы хочет список унести. Много у тебя будет работы.

http://azbyka.ru/fiction/pesy-i-scenarii...

из собр. ЯХМ: Кат. выст. М., 2003. С. 289. Кат. 11. Ил на с. 28; Ярославский худож. музей. 2007. С. 136. Кат. 31. Ил. на с. 58). В 1610 г. был основан девичий ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь ; 72 сестры пришли сюда из разоренной обители Рождества Пресв. Богородицы. Романовцы жалели об утрате святыни и ходатайствовали о возвращении ее в Романов, однако по патриаршему и царскому суду она была оставлена в Ярославле, а в Романов было указано сделать список в окладе, «со всем прикладом», и поставить там же, где прежде стоял чудотворный образ, о чем говорится в грамоте патриарха Ермогена от 29 июня 1610 г. (Список с Патриаршей грамоты: О чудотворном образе Пречистыя Богородицы Казанския, что в Ярославле в девичьем монастыре// Лебедев. 1864. С. 79). Список отправили в Романов 2 марта 1611 г. Казанская Ярославская икона Божией Матери, с ярославскими святыми. Кон. XVIII в. (ИАХМНИ) Казанская Ярославская икона Божией Матери, с ярославскими святыми. Кон. XVIII в. (ИАХМНИ) К. Я. и. была небольшой и являлась ранним списком, 80-х гг. XVI в., обретенного в 1579 г. в Казани образа. В соборе ярославского Казанского мон-ря она стояла, по описаниям XIX в., как и явленная в Казанском Богородицком мон-ре , в местном ряду иконостаса, слева от царских врат, в раме с клеймами. По богатству убранства образ считался едва ли не первым в Ярославле. Судьба К. Я. и. в наст. время неизвестна. Сохранились фотография нач. XX в. (см.: Альбом видов Ярославского Казанского жен. мон-ря: 1610-1910 гг. Б/м., б/г. Ил.) иконы в драгоценном окладе и раме и эта же рама от образа 90-х гг. XVII в. с клеймами Повести митр. Ермогена и Сказания о К. Я. и. (ЯХМ). Рама, судя по манере письма, написана в Ярославле в 90-х гг. XVII в. Лаврентием Севастьяновым (?) ( Кузнецова. 2002. С. 71-73). По среднику рамы, куда вставлялась чудотворная икона, определяется размер образа (28,7×24,3 см). В 16 клеймах рамы кроме событий явления иконы Божией Матери в Казани в 1579 г. и 2 чудес от нее, описанных в Повести митр.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

При Иоанне Грозном († 1584) вокруг Успенского храма был устроен Тихвинский мужской общежительный монастырь. Привлеченные знамениями, совершавшимися от Тихвинской иконы, в монастырь собрались многие иноки. Тысячи паломников ежегодно посещали обитель. Особенно часто у чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери исцелялись больные глазами и прозревали слепые. В 1613–1614 годах шведские войска, захватившие Новгород, неоднократно пытались разрушить Тихвинскую обитель. Однажды во время осады Божия Матерь явилась благочестивой женщине Марии, получившей перед Тихвинской иконой исцеление от слепоты, и повелела обнести Свою икону с крестным ходом по стенам монастыря. Когда повеление Царицы Небесной было исполнено, на осаждавших напал «беспричинный» страх, они пришли в смятение и бежали от обители. В другой раз во время осады монастыря шведы увидели несметные полки русских, шедшие на них из обители. Так было неоднократно, об этом рассказывали пленные шведы. История свидетельствует о том, что после чудесной победы над шведами в монастырь прибыло русское посольство. Получив точный список с чудотворной Тихвинской иконы, послы направились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен договор о мире со шведами, известный в отечественной истории под названием Столбовского. Главной порукой мира с русской стороны был список с чтимой иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву, в Успенский собор в Кремле, а затем, по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород, в Софийский собор. Чтимые списки Тихвинской иконы Божией Матери, ознаменованные многочисленными благодатными проявлениями, получили особое распространение в Русской Церкви. В XIX веке совершались многочисленные крестные ходы по окрестностям монастыря с Тихвинской иконой, называемой «Выносной». К числу чтимых икон Божией Матери принадлежит «Тихвинская-Ополченная». В 1812 году, во время Отечественной войны, было сформировано народное ополчение, в котором находилась Тихвинская икона, взятая из Тихвинского монастыря и названная «Ополченной». После успешного окончания военных действий в память о победе воины вместе с иконой передали обители пожертвования. На иконе они сделали надпись: «Возлюбленные братия и соотечественники! Взирая на сие, помяните в молитвах подвизавшуюся дружину воинов за веру и Отечество и сохраните памятник сей до позднейших потомков к подражанию в напутствование самих себя на славу и защиту Отечества». Патриотический призыв тихвинцев был поддержан. Во время Крымской войны 1855–1856 годов эта святая икона вновь сопровождала Тихвинскую дружину в походах, а по окончании их была возвращена в обитель. Чудотворные списки с Тихвинской иконы были и в других городах России: Петербурге, Новгороде, Переславле Залесском, Цивильске, Казанской губернии и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вместе с тем, И.М. Покровский без каких-либо пояснений заявил, что «причислять к своим единомышленникам московского археолога Н. Снегирёва, прот[оиерея] Левшина и Невоструева у свящ[енника] Романского положительно нет никаких оснований».(81) Язвительно отметив, что у священника Н.А. Романского «в качестве пособия для историко критических исследований главную ценность имеют проповеди», И.М. Покровский, не вдаваясь в подробности, «прошёлся» и по сторонникам явленности («подлинности», «оригинальности») «Санкт-Петербургской» Казанской иконы Божией Матери. «Священники Сиземский, Сабинин, Якимов, протоиереи Войтковский, Грамматин, Дебольский,(82) архимандрит Владимир с их проповедями, - писал он, - являются единственными единомышленниками свящ[енника] Романского, такими единомышленниками, которые не разделяют взгляда о нахождении подлинной явленной иконы казанской Божией Матери в Казани, и с своей стороны переносят явленную икону из Москвы в Петербург».(83) При этом И.М. Покровский признавал, что «такого же ошибочного мнения» придерживался и архиепископ Казанский и Свияжский Павел (в миру - П.В. Лебедев), что нашло своё отражение в исследовании «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», изданном в 1869 г. Санкт-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом (в котором тот председательством в бытность епископом Ладожским, викарием Санкт-Петербургской епархии), а также «в своём слове, сказанном в Казани 22 октября 1890 г.».(84) Помимо этого, священник Н.А. Романский предположил, что летописец (летописцы) подразумевали под «списком» список (копию) Одигитрии, каковой признавалась явленная Казанская икона Божией Матери, а не список (копию) самой иконы. Любопытно, что ранее Г.З. Елисеев в «Кратком историческом сказании о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой» несколько двояко высказался на сей счёт: «Обретённая икона, - писал он, - была, как оказалось впоследствии, список с чудотворной иконы Богоматери, известной под именем Одигитрии».(85)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Б. Милькович связал возможное происхождение иконы с образом «М.» в росписи ц. Пресв. Богородицы Одигитрии Печской Патриархии. Известно, что икона извода «М.» в кон. XVII в. была заказана Максимом, монахом Печской Патриархии, позднее проживавшим при афонской карейской келии ( 2011). В 2005-2006 гг. была проведена реставрация иконостаса Типикарницы, в т. ч. образа Божией Матери «М.» ( Гулан. 2010). О почитании иконы на православном Востоке свидетельствуют серб. и греч. списки XVII-XVIII вв. ( Пятницкий. 2014. С. 169-170; напр., список 1769 г. в собр. ГЭ, см.: Афонские древности: Кат. выст. из фондов Эрмитажа. СПб., 1992. Кат. 54). В XIX в. получили распространение гравированные оттиски с изображением «М.», печатавшиеся для паломников. Медная печатная доска с образом «М.», выполненная афонским иером. Гавриилом с о-ва Скопелос в 1871 г., сохранилась в США в собрании ун-та Дж. Мэдисон в Харрисонберге, шт. Виргиния ( Brooks S. T. An Engraved Copper Plate of the Virgin Galaktotrophousa: Images from the Holy Mountain in the Modern Age of Reproduction//The J. of Modern Hellenism. 2009/2010. Vol. 27. P. 131-152). Икона Божией Матери «Млекопитательница». Сер. XIX в. (Ильинский скит на Афоне) Икона Божией Матери «Млекопитательница». Сер. XIX в. (Ильинский скит на Афоне) Чтимый список иконы Божией Матери «М.» из карейской Типикарницы находится в др. афонской обители - Илии пророка мужском скиту близ Кареи. В 1842 г. монах Ильинского скита Игнатий (Кравченко) получил этот образ от мон. Онисима из мон-ря Ватопед в обмен на список Казанской иконы Божией Матери. Этой же иконой настоятель Ильинского скита иеросхим. Паисий благословил в 1848 г. мон. Игнатия на поездку в Россию для сбора пожертвований. Мон. Игнатий взял икону с собой, во время пребывания в России образ прославился чудесами в Харькове, Туле, Ельце и Москве ( Феннелл, Троицкий, Талалай. 2011). Московский ктитор Ильинского скита Н. В. Лепёшкин пожертвовал для иконы серебряную позолоченную ризу с жемчугом, в С.-Петербурге к ней были добавлены драгоценные камни на полях; позднее к обороту иконы была прикреплена серебряная пластина с описанием чудес, происшедших от образа ( Пятницкий.

http://pravenc.ru/text/2563854.html

В заключение митрополит Феофан выразил глубокую признательность за содействие процессу включения архитектурных памятников Татарстана в Список Всемирного наследия Ирине Боковой, Минтимеру Шаймиеву и Владимиру Мединскому. «Любите эти места, передавайте детям культуру нашего народа и самое главное — храните мир и согласие», — подытожил свое выступление архипастырь. Далее состоялся осмотр участниками церемонии объектов монастыря, включенных в список ЮНЕСКО — Успенского собора, Никольской церкви и расположенного в нем музея Православия Казанского края. Позже генеральный директор ЮНЕСКО посетила древний город Болгар, Болгарскую исламскую академию и ознакомилась с ходом работ по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери. Вечером того же дня в КРК «Пирамида» в столице Татарстана состоялся торжественный прием по случаю включения Успенского собора и монастыря острова-града Свияжск в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На церемонии присутствовали президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, представители Министерства иностранных дел России, руководители министерств и ведомств РТ, муниципальных образований РТ, священнослужители Татарстанской митрополии. Открывая мероприятие, Р. Минниханов отметил, что правительство Татарстана осознает ответственность перед ЮНЕСКО за дальнейшую сохранность уникальных исторических объектов Татарстана. «Девятого июля 2017 года в польском городе Кракове состоялось историческое для Татарстана и России событие. Решением 41-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск были включены в список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, — сказал глава республики. — Это подтверждает исключительную мировую ценность собора и монастыря, которые подлежат сохранению. Мы с вами долго шли к тому, чтобы Болгар и Свияжск приобрели мировое признание. Мы гордимся тем, что на территории Татарстана сейчас находится три объекта Всемирного наследия — это Казанский кремль, Болгарский историко-архитектурный комплекс, Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск».

http://patriarchia.ru/db/text/4991173.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010