Но если бы - невозможный случай - святых не было, и мы не имели бы ни одного достоверного случая богообщения (а мы имеем их тысячи) - и все же, каждый из нас имеет слабый, по нашей слабости, но достоверный опыт богообщения. Именно, когда мы говорим о богообщении, мы или знаем, о чем мы говорим, или говорим бессмыслицу. Говоря о Боге, мы Ему приписываем два признака - формальный, что Он объективно существует, и реальный - что Он - Любовь. " Что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его, " Из сего узнаем, что мы - в Нем " . " Кто любит брата, тот пребывает в Свете " . " Всякий любящий знает Бога " ... " ... потому что Бог есть Любовь " -все это из 1-го послания Св. Иоанна. Совершенно неосновательно ожидать, что Бог нам откроется несомненно и полностью таким, какие мы сейчас. Но в этих словах Св. Апостола нам дается нить, по которой (нет других путей) надо идти к Богу. Кроме того, все же невозможно откинуть всю евангельскую историю, чудеса и учение Христа, Его самосознание как сына Божия, Преображение, Воскресение и Вознесение, явное и объективное сошествие Св. Духа на апостолов, весь последующий сонм святых. Или придется встать на плоскую, философски несостоятельную точку зрения отрицания всего этого, или же, признавая объективность и реальность всех этих случаев Богоявления, спросить себя: " почему же мне трудно принятие всего этого? " , - а ответ на этот вопрос ясен. Была ли у меня, как у многих бывает, встреча отчетливая, несомненная с Объективным? - Прямо скажу - нет; но очень много частичных прикосновений: в редких случаях совершенно самоотверженной любви, иногда в молитве, особенно во время богослужения- определенно чувствуешь выход из себя и вхождение в тебя " не твоего " ; во многих случаях жизни, когда явная помощь Божия не может быть объяснена никак иначе; это - уже не вера, а знание - точные и понятные сигналы с того света. Все остальное - вера, " любовью к Богу споспешествуемая " . Особый наш крест - отдаленность наша - по времени, от времен Христа. Но " блажении невидевшие и уверовавшие " . Как труден путь ко Христу сейчас, когда мы не видим ни Христа, ни людей только что видевших Его, когда мы почти не видим людей, действительно любящих Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/204/...

Однако в редких случаях этим словом описывается в целом отношение одного человека к другому. И тогда мы можем предположить, что он особенно близок к Богу, он – хасид (/sîd). Он не просто поступает в соответствии с установленной Богом нормой, но повторяет действие Бога в мире. Как сказано в Бава Кама 100а: , что означает: перед лицом отступает суд, то есть поступок хасида выше закона. Хасид – главный персонаж Псалмов. Сложность этого понятия может быть видна уже из того, что древние переводчики LXX и Вульгаты отказываются от какой-либо содержательной интерпретации, передавая словами σιος – sanctus, «святой», которым естественно передать слово (qdôš), кадош, святой, которое только указывает на непосредственную связь всего, что (qdôš), с Богом. Однако в Псалмах взаимоотношения между людьми практически никогда не описываются в сюжетных подробностях. Поэтому особенный интерес для нас представляют те случаи, когда человек проявляет себя как хасид вне Псалтири, в повествовательных эпизодах 191 . Книга Руфи и Книга Ocuu 192 Есть знаменитая фраза в Книге пророка Осии. Обращаясь одновременно к своей гулящей жене и отступившему от Единого Бога Израилю, пророк говорит о грядущем: «И дам ей оттуда виноградники её и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваали» 193 ( Ос.2:15–16 ). В чём смысл такого переименования? Говоря о том, что в некоем эсхатологическом будущем в долине Ахор (Назад) – то есть в таком будущем, которое будет представлять собой преображённый и лучший вариант самого лучшего прошлого 194 , Израиль и жена будут называть Бога и пророка не хозяином, а мужем, – Осия, несомненно, говорит об отношениях между людьми и между Богом и человеком, которых в наличии не имеется, о небывалых отношениях. Мы выше упоминали об Ос.2:15 и Быт.2:24 как о возможных источниках КР. Поскольку общепринятая и, по нашему мнению, надёжная датировка Книги Осии – 750–720 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Павел учит: «Я писал вам не сообщаться с теми, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником; с таким даже и не есть вместе... Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор. 5:11–13 ). «О если бы были удалены возмущающее вас!» ( Гал. 5:12 ), говорит Ап. Павел, а вы грешников не удаляете из Церкви. 4) Это не верно. Церковь в неделю Православия торжественно отлучает от себя всех еретиков, она же и в другое время отлучает тяжких грешников, подвергает и эпитимии, но только в крайних, исключительных случаях, пользуясь этим сильным средством осторожно, с мудрой осмотрительностью, чтобы не оттолкнуть от себя навсегда грешника, еще могущего прийти к познанию истины и раскаянию в своих грехах. Так, например, наша церковь еще недавно всенародно отлучила от себя знаменитого писателя и, к несчастью, еретика, – графа Льва Толстого, недавно же отлучила бывшего профессора академии, архимандрита Михаила, священ. Громова, Г. Петрова и др. непокорных сынов своих, открыто восставших против Христа и Его Церкви. Но это, говорим, она делает в редких, исключительных случаях, помня, что Сам Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3:9 ). И во времена Спасителя были люди, которые, подобно нашим сектантам, укоряли Его учеников за то, что они «едят и пьют с мытарями и грешниками», и даже Самого Христа обвиняли в том, что он «друг мытарям и грешникам»; но Христос говорил им: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Лук. 5; 30–32 и 7; 34–47). У Коринфян было много грешников: были постоянно ведущие тяжбы со своими братьями, были обижающие и отнимающие чужое добро ( 1Кор. 6:1–8 ), были даже неверующие в воскресение мертвых ( 1Кор. 15:12 ); однако Апостол не отлучил всех их от Церкви, а отлучил одного лишь кровосмесника. 5) Мы отлучились от Церкви, наконец, потому, что в ней учение не евангельское, напр., об иконах, о кресте и о крестном знамении и о другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Под «бесславием же вдовства» разумеют обычно период вавилонского пленения, когда Господь, за грехи и блужение Израиля во след чуждых богов, снова оставил его и лишил Своего благодатного присутствия (разрушение храма и Иерусалима). Прямое подтверждение такого взгляда можно находить у пророка Иеремии: «вдовым не будет оставлен Израиль, и Иуда Богом Своим» ( Иер.51:5 ), и косвенное – у самого Исаии: «вы проданы за грехи ваши и за преступление ваши отпущена мать ваша» ( Ис.50:1 ). Ис.54:5 . Ибо твой Творец есть супруг твой; Го­с­по­дь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовет­ся Он. «Ибо твой Творец есть супруг твой». Лучше бы, по-русски, переставить эти определения: «твой супруг – есть Творец». Верный остаток Израиля, смущаясь своей малочисленностью, мог, в припадке малодушия, считать себя покинутым людьми и оставленным Богом. Пророк и утешает его, говоря, что для верного Израиля время бесславного вдовства уже прошло, и что у него снова есть супруг, который есть Творец и не только Творец, но и Искупитель. «Богом всей земли назовется Он». Это – одно из знаменательных ветхозаветных мест, где особенно ясно выражена идея универсальности Бога: Он – не Бог только Израиля и Иудеи, но Бог всей земли, Творец вселенной и Искупитель всего человечества. До такой высоты религиозное сознание ветхозаветного человечества могло подниматься лишь в редких исключительных случаях ( Пс.23:1 ; Пс.46:2, 7 ; и др.); более же широкое распространение и глубокое понимание всего этого постепенно сложилось лишь в новозаветные времена. Ис.54:6–8 . Идет повторение той же самой мысли – о новом союзе (завете) Бога с народом – выраженное в более подробном развитии уже не раз названного образа, сначала, временно расторгнутого, а затем снова восстановленного супружеского союза. Ис.54:6 . Ибо как жену, оставлен­ную и скорбящую духом, при­зывает тебя Го­с­по­дь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. «Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом». В последних словах нельзя не видеть намека на ближайший повод предложенного в этой речи пророчеством утешения малому остатку верного Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Подъярёмное следование Богу, иногда вопреки собственным взглядам и привычкам (в этом — послушание Ему тех, кого позвали с “распутий”), должно постепенно смениться согласием с Ним во всём, вплоть до исполнения одной из редких заповедей, говорящей об Отце: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48). Вот негасимый светильник в конце пути! Но как нам тяжко движение к этому подобию… В Евангелии от Луки заповеди о сучке и бревне предшествует определённый порядок поучений: “давайте, не глядя”, “не судите”, “слепой приведёт в яму” (Лк 6:30,34,37,39). И после этого сразу — сучок и бревно (Лк 6:41–42). Имеющий уши услышит… Из бездны немилосердия-зла — к Небу. Еле слышим нами глас Взыскующего. Не знаем, какими путями достигает нас… Он звучит везде, всегда и над всем, и кажется: как раньше не замечал и не знал этого? И как свидетельство — возносится Крест. Нам вручается это победоносное оружие милости. Отвергнуть его от себя — это больше, чем согрешить. Иуда раскаялся в предательстве, но не поверил в Милость — это причина его гибели. На этом рубеже идёт главная борьба Тьмы со Светом. Вспомним, как Пётр, когда впервые услышал о том, что Иисусу Христу “должно много пострадать и быть убиту, и в третий день воскреснуть”, отозвал Его и сказал: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:21–22), то есть: да не будет Твоего страдания за нас! Но ведь это значит — не хотим видеть эту милость! Об этом же, только как бы с другой стороны, слова книжников и фарисеев перед Крестом Господним. Внешне они говорили безусловно иронично и глумливо, но с внутренним смысловым требованием: Пусть теперь сойдет с креста… — и прямо — сойди с креста (Мф 27:42,40). И даже изнутри Сына Человеческого звучит: да мимоидет Чаша сия. Зло эгоизма, жизни “за себя”, а не “за другого”, крепко охватило падшую человеческую природу. Для нас оно не призрачно: отвергнув Отца, мы, рабы греха, представляем Его жестоким и всевластным господином, жнущим, где не сеял и собирающим, где не рассыпал (Мф 25:24).

http://pravmir.ru/ob-odnoy-zapovedi-hris...

После этого события Исаак еще прожил сорок три года, но он уже ничем не заявлял о себе в истории. Да и вообще это был один из тех редких людей, вся жизнь которых есть безграничная кротость, воплощенное смирение и безмятежное довольство. Будучи патриархом немалочисленного рода, он однако же избегал всего, что могло сделать его положение особенно видным, и тем доказал, что смирением и кротостью можно так же угодить Богу, как и жизнью, исполненною великих подвигов и тяжелых испытаний. Беспрекословное повиновение отцу, даже до заклания самой жизни; нежная привязанность к матери, в потере которой он утешился лишь женитьбой на Ревекке; безусловная преданность и верность своей жене в тот век, когда обычно было многоженство; терпеливое перенесение домашних испытаний, причинявшихся ему со стороны жены и сыновей; малоподвижность самой жизни, в течение которой он никогда не удалялся более чем на сорок верст от места своей родины (Вирсавии) – все это вместе рисует пред нами образ патриарха, который велик был не внешними громкими подвигами, а тем внутренним духовным миром, который невидим для людей, но который тем ярче Сияет пред Отцом Небесным, тою непреоборимою верою в Промысл Божий, которая всю жизнь его делала воплощением надежды, смирения и любви. После описанных событий судьба дальнейшей истории патриархальной эпохи сосредоточивается в руках Иакова, к которому перешло все наследственное благословение и обетование рода Авраамова. Глава 21. И а к о в Отправившись в далекий путь, Иаков в первый день, очевидно гонимый опасением своего свирепого брата, прошел более шестидесяти верст, и дойдя до местечка Луз, остановился там переночевать, так как солнце уже зашло и наступила ночь. Это было то самое место, где некогда Авраам воздвигал жертвенник Богу. Увидев нисколько камней, быть может остаток этого именно жертвенника, Иаков положил один из них себе под голову вместо подушки и от крайнего утомления заснул глубокими сном. И вот под влиянием только что пережитых событий они видит чудесный сон: видит лестницу, которая стоит на земле, а верх ее касается неба, и ангелы Божии восходят и нисходят по ней. Этот чудесный символ божественного промышления о земле заключился явлением ему Господа, который повторил ему обетование Авраамово: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака, (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной, и распространится к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Столь дивное видение пробудило Иакова и он устрашился присутствия Божества на этом святом месте, поставил здесь памятник из камня, на котором спал, сделал на нем возлияние елея и назвал это место Вефилем, т.е. «домом Божиим», каковое название и заменило навсегда прежнее название Луз.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Потеряв право первородства, Исав возненавидел брата своего Иакова и замыслил даже убить его, как только умрет отец. Ревекка узнала об этой опасности и, зная буйный и неукротимый нрав Исава, решила отправить Иакова на некоторое время в Месопотамию к родному брату своему Лавану в Харане, пока не утишится ярость Исава 44 . Но, чтобы не тревожить своего престарелого мужа, она не сказала ему о кровожадном намерении Исава, а выставила пред ним другую причину для временного ухода Иакова из дома, именно, чтобы он мог жениться на ком-нибудь из ее родства, что несомненно было вместе с тем и истинным желанием ее сердца. «Я жизни не рада от дочерей хеттейских (жен Исава), сказала она; если Иаков возьмет жену из дочерей этой земли: то к чему мне и жить?» Исаак внял ее жалобе и отпустил Иакова к Лавану для отыскания себе жены, но, вместе с тем, уже сознательно повторил ему благословение, которое раньше дал по неведению, и, притом, усугубляя его всею полнотою данных Аврааму обетований. «Бог всемогущий, сказал он, да благословит тебя, да расплодит тебя, и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов; и да даст тебе благословение Авраама (отца моего), тебе и потомству твоему с тобой, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!» Таким образом Исаак прозрел от духовной слепоты и дал свое благословение достойнейшему, а Исав все более и более предавался чувственности и взял себе третью жену Махалафу, дочь Измаила, заключая родственный союз с тем, кого изгнал Авраам. Так духовная неспособность Исава к первородству обнаружилась во всей своей полноте. После этого Исаак еще прожил сорок три года, но он уже ничем не заявлял о себе в истории. Да и вообще, это был один из тех редких людей, вся жизнь которых есть безграничная кротость, воплощенное смирение и безмятежное довольство. Будучи патриархом немалочисленного рода, он, однако же, избегал всего, что могло сделать его положение особенно видным, и тем доказал, что смирением и кротостию можно так же угодить Богу, как и жизнью, исполненною великих подвигов и тяжелых испытаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Потому и речи не может быть о том, что протестанты не против Церкви. К категории людей «кто не против вас, тот за вас» можно отнести всех тех, кто хотя не является активным и воцерковлённым членом Церкви, но и не воюет против Церкви, кто не хулит Её, кто не совершает никаких самочинных богослужений и таинств и приносит Ей какую-то пользу. К таковым можно отнести некоторых учёных, таких как, например, Сергей Аверинцев , который на протяжении почти всей своей жизни не был воцерковлённым христианином, как он и сам о себе свидетельствовал, но много потрудился в научном отношении с пользой для Церкви. Такими людьми нередко могут быть и сильные мира сего и власть придержащие, которые не являются во всём воцерковлёнными православными, чаще номинальными, но не противятся Церкви и помогают Ей в возведении храмов и других делах. Таковыми людьми в редких случаях могут явиться и протестанты. Например, в советское время, когда власти планомерно закрывали церковные храмы и монастыри, православные иерархи приглашали западных протестантов и корреспондентов посетить важные монастыри, после чего советская власть уже не решалась их закрывать. В подобных случаях протестанты могут быть отнесены к группе людей «кто не против вас, тот за вас». Но, в общем, они, как и все секты – штатные враги Церкви. А кроме всего прочего, в вышеприведенном отрывке говорится о тех, кто творит чудеса именем Христа. Протестанты же этого не делают, а если харизматы и «исцеляют», то факт лживости и самовнушимости этих исцелений вызывает смех даже у самих протестантов 7 ] . Возражение 19. Христос, уходя от земли, дал Своим ученикам заповедь проповедовать миру Евангелие: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19–20 ). Протестанты называют эти слова «великим поручением» и уделяют ему огромное значение, ставя его исполнение если не единственной, то главнейшей целью своей жизни 723 . И кроме того, Христос предсказал, что «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф.24:14 ). И поскольку, говорят протестанты, мы больше всех исполняем данное поручение и пророчество Христа, проповедуя Евангелие и распространяя его на разных языках по всему миру миллионами и миллиардами, то мы, конечно же, являемся Церковью – учениками и рабами Христа, творящими Его волю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Почему? Да потому, что всё наше Богослужение, вся церковная гимнография построены на Священном Писании. Это базис, краеугольный камень, на котором всё стоит и которого нельзя ниоткуда вынуть: ни из Писаний, ни из Церкви, ни из правил. Дальше ] И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. [Цебаот, буквально, это Бог воинств. Его Исаия и увидел в такой славе, сидящим на Престоле как Царь царствующих. И что человек ощущает, когда он сталкивается неожиданно с этим духовным который ему открывается? Он приходит в трепет, в ужас. И первое, что он видит, это свою нечистоту. Мы своей нечистоты не замечаем, поскольку сжились с ней. Она вошла в наши кости, в наше сознание, в нашу плоть, растворилась в нас, и поэтому мы её не ощущаем. Но вот в свете Лица Божия всё это видно. Горе мне! погиб я, ибо я человек с нечистыми устами, то есть с нечистыми мыслями, и живу среди народа такого же – погиб я. Считалось, что явление из запредельного связано со скорой смертью человека – такое было понимание] Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника [два жертвенника было: жертвенник всесожжения, на котором приносились жертвы, и алтарь кадильный, на который в кадильнице возлагались ароматические вещества. Очевидно, с жертвенника всесожжения он взял клещами уголь], и коснулся уст моих [опалив их], и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен [Человеку нужно очиститься, и это делает благодать Духа, и символизируется она в данном случае раскалённым углём. Вообще, все Богоявления Ветхого, да и Нового Завета, как правило, сопровождались огненными явлениями. «И беззаконие твое удалено от тебя»]. И услышал я [после всего этого] голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? [Удивительное выражение. Это одно из редких выражений в Ветхом Завете, которое таинственно указывает не на политеизм, а на Троичность Лиц в Божестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Почему Иоанн по отношению к Сыну Божию употребляет термин «Слово» (λγος), редко встречающийся у других авторов? В аналогичном значении мы находим его только в прологе Евангелия от Луки, где говорится об очевидцах и служителях Слова ( Лк.1:2 ). В апостольских посланиях, за исключением Иоанна, этот термин чаще относится к Священному Писанию Ветхого Завета (например, Еф.6:17 ) или учению Иисуса ( Кол.3:16 ) и лишь в редких случаях может быть истолкован как указывающий на Самого Иисуса, Сына Божия. Один из таких возможных случаев – Второе послание Петра, где говорится о том, что вначале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою… А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:5, 7 ). Употребление Иоанном термина «Слово» иногда связывают с влиянием греческой философии и Филона Александрийского. В греческой философии, начиная с Гераклита, термин «логос» (буквально означающий не только «слово», но и «смысл», «понятие») использовался применительно к вечному закону, определяющему бытие всех вещей, всеобщей целесообразности и осмысленности, лежащей в основе мироздания. В учении Филона доминирует стоическая концепция Логоса как разумного начала, лежащего в основании всего мироустройства 21 . В трактате «О сотворении мира» Логос представлен как умопостигаемый мир – тот образец, по которому Бог создавал мир материальный 22 . Согласно Филону, Логос – та сила, которая придает порядок и стройность хаотичному миру идей: «Подобно тому как образ града, созданный в уме зодчего, не имеет какого-либо места вовне, но запечатлен в душе его создателя, точно так же и мир, составленный из идей, не может иметь никакого другого места, кроме Божественного Логоса, упорядочившего это» 23 . Филон называет мир младшим сыном Бога, в отличие от Логоса, старшего сына 24 . Функции этого старшего сына, называемого также первородным, идентичны функциям Логоса: «Отец всего сущего повелел взойти старшему своему сыну, которого в другом месте назвал первородным, а тот, родившись, давал облик и форму вещам, взирая на первоначальные образцы Его и воспроизводя тем самым пути Отца своего» 25 . Логос – это «первообраз» (παρδειγμα) человеческого ума и «отражение» (πεικνισμα) Творца 26 , то есть он, «сам будучи отражением Бога, в свою очередь служит первообразом для человека» 27 . Логос также называется первородным сыном 28 и вторым богом (δετερος θες) 29 . По словам Филона, Логос является «богом нас, несовершенных» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010