Кротость есть лучшее средство для обращения грешника от заблуждения пути его 25 ноября (8 декабря) (Слово о Пафнутии монасе, како спасе разбойника) Апостол Иаков учит: братие! аще кто в вас блудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов ( Иак. 5:19–20 ). Эти слова Апостола значат то, что как велико несчастье человека, когда он грешит, так и велика добродетель того, кто отвратит его от греха и с пути погибельного поставит на путь правый. Если же велика эта добродетель, то, конечно, мы и должны прилежать ей. Каким образом? Самое лучшее, братие, – при посредстве кротости, милосердия, любви к грешнику. Выслушайте следующее краткое повествование, и вы убедитесь в истине слов наших. Преподобный Пафнутий, будучи великим постником, положил себе за правило никогда не вкушать вина. Однажды, ходя по пустыне, он встретился с разбойниками, которые пили вино. Старейшина разбойников знал Пафнутия, равно и то, что он никогда не пьет вина. Увидав Преподобного, старейшина поступил так: в одну руку он взял меч, а в другую – чашу с вином и, подавая последнюю Пафнутию, сказал: «Пей вино, а иначе я тебя убью!» Старец взял чашу и выпил вино. Тогда старейшина разбойников сказал: «Отче, прости меня за то, что я оскорбил тебя!» Пафнутий отвечал: «Верю, сын мой, что за сию чашу Господь окажет тебе милость и в сей век, и в будущий!» Разбойник этими словами Преподобного умилился и воскликнул: «Даю слово, что я с этих пор никого не обижу, не ограблю, не убью; но сейчас же с тобою пойду, раскаюсь в моих грехах и переменю мою жизнь». С этими словами старейшина разбойников оставил свою дружину, пошел за Пафнутием и «спасе, – сказано, – свою душу, пожив в покаянии». Ну, как же вы думаете, братие, благоразумно или неблагоразумно поступил Пафнутий, выпивши из рук разбойника вино и сказавши ему приведенные выше слова? Дело говорит, что благоразумно; ибо, после поступка и слов Пафнутия, разбойник обратился из волка в овцу, из чада гнева и проклятия в чадо святыни, любви и благословения. Поэтому, как поступил с великим грешником Пафнутий, так же поступайте с грешниками, которые вам встретятся, и вы. Помните, что кротость, любовь и милосердие – самый лучший бальзам на раны грешника, и противоположна сему не забывайте, что огонь маслом не заливают и что укоры, попреки и выговоры суровые грешнику приведут вас только к взаимному озлоблению с ним. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Как нужно поступать христианину во время болезни 10 (23) ноября (Чудо св. Иоанна Златоустог о о Археле и покаянии) Братие! Когда кого из нас постигнет болезнь, и особенно тяжкая и продолжительная, мы обыкновенно ничего не жалеем для ее излечения, ищем помощи у врачей, тратим деньги на них и лекарства; но очень часто случается, что помощь их бывает совсем бесполезна. Болезнь упорствует, дух упадает, и мы совершенно отчаиваемся в своем выздоровлении. Положение ужасное! Что нам делать в нем? В Антиохии жил вельможа, именем Архела. Раз лице его покрыла проказа, и он долгое время пробыл в ней и, несмотря ни на какие усилия, никак не мог избавиться от нее! Грустно было ему! Ближние смотрели на него с отвращением, и он принужден был поневоле постоянно скрываться от глаз их. Один из ближайших друзей его, сжалившись над его положением, однажды предложил ему следующее: «Неподалеку от нас есть монастырь, – сказал он, – в нем живет инок по имени Иоанн. Много я слышу о нем доброго, и много к нему из христиан обращаются за помощью; сходим к нему и попросим его молитв. Что будет?» Архела согласился, и оба они, пришедши в монастырь, где жил Иоанн, пали к ногам его и молили об исцелении. На просьбы друзей Иоанн сказал Археле: «Вперед дай обет Богу поступать отсель по заповедям Его; потом наполни руки бедных от имения твоего и, наконец, веруй, что Бог может исцелить тебя». Архела отвечал: «Что ты мне повелеваешь, все до конца сохраню, и если что взял у кого неправедно – отдам сугубо, только исцели меня, отче преподобне!» Иоанн после сего приказал братьям омыть Архелу священною водою, и последний стал совершенно здоров. Итак, вот что должно делать в состоянии болезни: укрепиться верою, развязать все досель связывающие нас греховные узы, дать обещание на будущее время исправить свою жизнь и облегчить, по возможности, участь страждущих. В совете Археле св. Златоуста, может быть, заключается и разгадка того, почему мы часто, при всевозможных пособиях со стороны врачей, не получаем от них пользы. Ясно, что потому и врачи не помогают, что отказывается помогать нам Бог . А это отчего? Оттого, что мы сами забываем о Нем, не надеемся на Него, не обращаемся к Нему за помощью. Итак, примем же на будущее время совет св. Златоуста и во время болезни будем руководиться им. Но что я говорю: во время болезни? Нет, лучше сделаем, если будем следовать ему и до болезни, и во всякое время. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

К обращенным из раскола в православие 31 января (13 февраля) (Память иже во святых отца нашего Никиты, архиепископа Новгородского, нового чудотворца) Нам, братие, приходилось иногда видеть обращенных из раскола в православие. Нельзя было не радоваться, смотря на них; но из них самих не все или мало радуются о возвращении в спасительный ковчег Церкви. Одни, как видно, страдали сомнениями, хорошо или нет сделали они, обратившись в православие; у других радость об обращении проглядывала, но она умалялась их мнительностью, раздумьем, простит ли их Бог за прежнее отступление от Церкви или нет? Обращаем слово к сим последним и говорим: не смущайтесь, братие! Несомненно, что Бог простил вас. Нижеследующий пример убедит вас в этом и вместе еще покажет, что Господь не только искренно обращающихся от заблуждения прощает, но иногда и возвышает и прославляет необычайно. Святый Никита, впоследствии архиепископ Новгородский, живший в молодости в Печерской обители, в Киеве, подвергся некогда великому падению. По наущению дьявола он впал в жидовскую ересь и отвергал воплощение Сына Божия. Что могло быть ужаснее сего? Но Господь не попустил дьяволу окончательно погубить его. Молитва преподобных отцов, игумена Никона и его преемника Иоанна и Пимена постника и иных многих Богоносных отцов, спасла его от демона; соблазнившего Никиту они отогнали от него и отступившего паки к православию обратили. Что же последовало за сим? «Блаженный Никита, – говорит описатель жития его, – помощью Божьею и молитв ради преподобных отец избыв диавольские прелести, стал упражняться в подвигах воздержания, послушания и глубочайшего смирения, в прилежном чтении Богодухновенных книг, в размышлениях об одном Божественном. Потом за богоугодную жизнь он возведен был в сан епископа Великому Новограду и проходил сие служение с великою пользою для пасомых. Кроме того, сподобился дара чудотворения». Так что же после сего, братие, сомневаться вам в том, простит ли вам Бог ваше бывшее от Церкви отступление? Видите, сколь благ и милостив Господь к обращающимся к Нему! Вспомните и другие примеры милосердия Господа к обращающимся. Он и Петру, трижды отвергшемуся Его, но паки обратившемуся, вручает ключи Своего Царствия, и Савла-гонителя делает Своим первоверховным Апостолом, и блудного сына приемлет, и мытаря милует, и разбойнику врата рая отверзает, и пришедшим во единонадесятый час награду дает. Всех обращающихся принимает, всех прощает, да еще и радуется. Радуйтеся, говорит, со Мною, яко обретох овцу Мою погибшую ( Лук. 15, 6 ). Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Пример кротости 12 (25) марта (Слово Иоанна Лествичника о терпении Кира монаха) В ряду ступеней лествицы, ведущей к небу, занимает необходимое место и добродетель кротости. Что она необходима нам, в этом убеждает нас Сам Господь, призывая к ней и говоря: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11, 29 ); а что она ведет нас к венцам, это видно из того, что Господь обещает награду кротким. Блажени, говорит Он, кротции, яко тии наследят землю. Что такое кротость, и что значит быть кротким на самом деле? Это вы увидите из примера: Иоанн Лествичник о преподобном Кире рассказывал, что он был настолько кроток, что, будучи каждый день оскорбляем и высшими, и низшими, будучи всеми всегда унижаем, каждый день от трапезы отгоняем, все терпел, и не только без ропота, но и с благодарностью. В таком положении он прожил в монастыре пятнадцать лет и, принимая от всех обиды, терпя гонения даже от рабов, никогда никому не возразил ни слова. Напротив, когда Иоанн спросил его, как он в состоянии каждый день переносить и голод, и унижение, Кир отвечал: «Поверь мне, брат, отцы не по злобе со мной так поступают, а только испытывают, подлинно ли я монах. Так, когда я и поступал сюда, мне сказали, что здесь до тридцати лет искушают отрекшихся от мира. Да ведь без огня и золото не светится». И вот, когда наступила смерть этого подвижника, прощаясь с братьями, он воскликнул: «Благодарю Господа и вас, отцы, что ради вашего искушения не искушаем был я от бесов, и все послужило к моему спасению». Итак, вот что, значит, быть истинно кротким! Как видите, это значит научиться побеждать благим злое ( Римл. 12, 21 ), укрощать в душе своей движения гнева, прощать оскорбления и обиды и искать мира у оскорбляющих. К сожалению, братие, в настоящее время нам именно и недостает этих свойств истинного христианина. В самом деле, что мы видим вокруг себя? Всюду в семьях у нас нестроения вражды, несогласия. Всюду видим неуважение к старшим, и тут, и там идут дележи, и тут, и там встречаем ненависть или желание подставить ближнему ногу. А отчего? Оттого, что в нас самих нет и тени боголюбезной добродетели кротости: а без нее-то мы и заливаем пожары не водой, а маслом, и не лечим раны, а растравляем их, не побеждаем зло, а сами бываем побеждены от него. Нет, братие, если желаете подлинно приобрести спокойствие на земли, то не забывайте, что без кротости вы никогда не найдете его, мало того, без кротости вы будете жить здесь, как в аде, и зла злом никогда ни остановить, ни пресечь невозможно ни вам, ни кому другому: оно может быть остановлено и пресечено лишь только кротостью, смирением и терпением. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Знамение крестное есть страх для злых духов 13 (26) ноября (Из жития св. Златоуста) Святой Кирилл Иерусалимский , рассуждая в тринадцатом огласительном поучении своем о крестном знамении, между прочим говорит, что оно есть страх для злых духов. Правда ли это? Когда св. Иоанн Златоуст сделался патриархом Цареградским и однажды говорил проповедь , в то время одного бывшего в церкви бесноватого бес сотряс, поверг на землю, и бесноватый стал кричать таким страшным голосом, что все бывшие в церкви ужаснулись. Иоанн же велел привести бесноватого к себе, сотворил на нем знамение честного креста, и бес тотчас же оставил человека. Другой случай. Некогда к святой мученице Иустине явился один из князей бесовских и стал прельщать ее многими словами к скверному браку. Иустина, поняв, кто с нею говорит, не входя в беседу с дьяволом, с благоговением положила знамение крестное на лице своем, и дьявол тотчас же с большим стыдом исчез от неё. Третий случай. Однажды мученик Киприан, увидев дьявола, сказал ему: «Пагубник, прелестник, вместилище всякой скверны! поскольку я знаю, что ты боишься крестного знамения и трепещешь имени Христова, то что же с тобою будет, если придет Сам Христос? Отступи от меня, проклятый; уйди, беззаконник и ненавистник!» Слыша это, дьявол устремился на Киприана, чтобы убить, и стал душить его. Не видя ниоткуда помощи, Киприан вспомнил о силе крестного знамения против бесов, оградил себя оным, и бес, сказано, «яко стрела напряженна, отскочи от него». Из этих примеров, как видите, слова Кирилла Иерусалимского о том, что «знамение крестное есть страх для злых духов», становятся несомненною истиною. А отсюда какой следует урок для нас? Тот, во-первых, что, зная теперь, что знамение крестное есть страх для злых духов, мы и должны, по слову того же Кирилла Иерусалимского , изображать крестное знамение и на себе постоянно. И будем изображать. «Будем изображать оное на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, и на чашах, из которых пьём; будем изображать его при входах, при выходах; когда ложимся спать и встаем; когда находимся на пути и отдыхаем». А затем, во-вторых, пусть выше приведенные примеры научат нас непрестанно помнить и то, что, хотя злые духи и ищут всегда делать нам зло, но они ничего не могут сделать с нами без попущения от Бога и не могут вредить благочестивым людям, которые всегда благоговеют пред Богом и все делают с молитвою. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Без причащения Тела и Крови Христовых спастись нельзя К ПРИХОЖАНАМ, ЖИВУЩИМ СРЕДИ РАСКОЛЬНИКОВ 3 (16) января (Слово о святем Василии Велицем и о Ефреме Сирине повесть душеполезна. Прол. Янв. 3) В Прологе на третий день января, в слове о святом Василии Великом и о Ефреме Сирине , между прочим говорится: «Святое причастие есть богатство неистощимое... и всего мира честнее есть Тело и Кровь Сына Божия». Что значат эти слова? По нашему мнению, то, что если Тело и Кровь Сына Божия честнее всего мира есть, то они и должны быть для христианина драгоценнее и необходимее всего и без них спастись нельзя. Но вы возразите мне: а как же раскольники – беспоповцы говорят, что со времен патриарха Никона причащения истинного нет и потому причащаться можно только духовно: читать писания, молиться, поститься и делать добрые дела. Что мне ответить вам на это? Апостол Павел говорит: елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет ( 1Кор. 11, 26 ). Какой хлеб и какую чашу? Конечно, Тело и Кровь Христовы. Что значит: дондеже приидет? До тех пор, пока приидет Спаситель на суд. Итак, вот уже здесь первая ложь раскольников, что со времен патриарха Никона истинного причащения нет. Оно, как видите, пребудет до Страшного Суда Христова, и какое-то особенное, духовное причащение поэтому выдумывать не следует. Посмотрим теперь далее: можно ли спастись без причащения Тела и Крови Христовых. Христос Спаситель говорит: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе ( Иоан. 6, 53 ). Слышите ли? Сам Господь говорит, что без причащения спастись нельзя. Что скажут нам теперь отцы и учители Церкви? Да то же самое, что и Христос Спаситель. «Для вечной жизни, – говорит Св. Василий Великий , – необходимо причащение Тела и Крови Христовых» (в нрав. правилах. Прав. 21е). Св. Златоуст: «Такое страшное Таинство может ли кто презирать (не употреблять), кроме человека, лишенного вовсе ума и чувств?» (О священстве, слово 3-е.) Наконец, св. Кирилл Александрийский : «Иже Церкви Божия и причастия Св. Таин удаляют себе, врази Божии бывают и бесом друзи» (Сборник в слове: боюся смерти, л. 118). Кажется, довольно. Да довольно и с раскольниками. Помыслим с св. Златоустом, какой чести удостоены мы, какою наслаждаемся трапезою! На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют воззреть без страха, по причине сияния, отселе исходящего; тем питаемся мы, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом. О, кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его ( Пс. 105, 2 )! Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Скорби для христианина полезны 5 (18) апреля (Слово о жене, молившейся Богу, ей же никая напасть прииде) Отчего, братие, во время скорбей мы большею частью малодушествуем, предаемся унынию, опускаем руки? Оттого, что не понимаем, что и скорби служат к нашему спасению и к нашему блаженству, если переносятся с упованием на Бога, в преданности Ему, со смирением. Посмотрите на пример святых Божиих. Поскольку они хорошо знали, что скорби необходимы и полезны для спасения души, то не только тогда, когда были в скорбях, не малодушествовали в них, но и когда не было последних, можно сказать, сами напрашивались на них, искали, просили себе их у Бога. Один из иноков, бывши в Александрии, вошел в церковь помолиться. Тут он увидел одну, в смиренной одежде, почтенную женщину, при которой был раб, и эта женщина, падши пред иконою Спасителя, восклицала: «Оставил мя еси, Господи, помилуй мя, Милостивый!» Слыша вопли ее и видя ее всю в слезах, инок подумал: «Видно, она вдова, и кто-нибудь обижает ее». Выждав, когда она кончила молитву, инок, подозвав к себе ее раба, сказал ему: «Передай своей госпоже, что мне нужно переговорить с нею». Раб передал, она подошла к иноку. Инок спросил: «Кто же это тебя так обижает, что ты так горько жалуешься Богу?» Женщина со слезами отвечала: «Я нахожусь в мире, и никто меня даже до сего времени ничем не обидел. И вот о том я и плачу, что за мое небрежение Бог оставил меня и три года никакою скорбью меня не посетил. В это время ни сама я не болела, ни сын мой, даже из домашней птицы ни одна у меня не пропала. И вот, размышляя о сем, я и думаю, что Бог прогневался на меня, и умоляю Его, чтобы Он хоть чем-нибудь посетил меня». Удивился инок боголюбивой и крепкой душе женщины и ушел от нее, славя за нее Бога. Так вот как смотрели на скорби святые Божии! Они видели в них даже милость Божию. Да оно и естественно. Скорби научают искать утешения в Боге. Когда мучительная скорбь томит душу, невольно сгибаются у скорбящего колена, и он в слезной молитве повергается пред Господом. Скорби укрепляют дух наш. В счастье душа слабеет; в несчастиях она приучается к терпению и нравственно крепнет. Из училища бедствий человек выходит, как золото из горнила; душа его свободно раскрывается для восприятия всего доброго и прекрасного. Итак, да будет святая воля Господня! Даст Он нам счастье – благословим Его; посетит скорбями – паки благословим. Да будет имя Его благословенно отныне и до века. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Человеколюбие и долготерпение Божии беспредельны 2 (15) августа (Слово святого Иоанна Милостивого о любви и долготерпении Божием. Прол. Авг. 2) Изумительна высота неба, поразительна глубина моря, бесконечно, необъятно пространство вселенной; но бесконечно изумительнее, поразительнее и необъятнее долготерпение и человеколюбие Божие к нам, грешным. Святый Иоанн Милостивый о сем говорит: «Если бы мы чаще и разумно размышляли о долготерпении Божием к нам, то не смели бы и очей своих возводить на небо, но в смиренном образе всегда ходили бы. Помните, что Господь из небытия в бытие привел нас и взыскал нас даже и после того, как мы согрешили, и Своей кровью искупил нас от смерти вечной. Всю землю и самое небо Он устроил на службу человекам. И ныне согрешающих не истребляет, но долготерпит на них, и милосердие Его удивительно. Он не наказывает и тех, которые многократно Его хулили, и утешает их Своим человеколюбием. Свыше дождь нам посылает. Не наказывает до времени и злодеев, идущих на злые дела, покрывает их до времени и заступает и не отдает их в руки правосудия. И разбойников, плавающих по морю, не потопляет и долготерпит на тех, которые ложно Его Телом и Кровью клянутся, и не предает их в сей жизни никакому злу. Иные на дорогах грабят, но и этих Он не предает зверям на растерзание. И тех, которые идут похищать чужие дома, до времени не предает стерегущим оные людям и псам. Иные сквернят себя блудом и пресыщаются удовольствиями; но Господь долготерпит и на них, ожидая к Себе их обращения. Воистину Он не только не хощет смерти грешника, но и всякую сладость ему подает. Пчела, облетая луга и поля, собирает мед, чтобы усладить им вкус человека. Всякое растение Господь солнцем согревает, чтобы им усладить наши уста и сердца возвеселить. Поэтому устыдимся благого Владыки – Бога, столько благ подающего нам, и покаемся в своих согрешениях и обратимся к Нему, Христу Богу нашему, с добрыми делами». Итак, подлинно, долготерпение и человеколюбие Божие к нам, грешникам, беспредельны, и поэтому тоже подлинно и то, что Господь есть и Отец наш и Он есть Отец всех, не только добрых, но и худых людей, не только верных, но и неверных; потому что велит солнцу Своему сиять для добрых и злых, для праведных и неправедных. Но посмотрим и еще: не на каждом ли шагу в жизни нашей вода бы могла потопить нас, огонь сжечь, земля пожрать, лютый зверь растерзать, но Кто же доселе хранил и хранит нас от всего этого? Конечно, одно лишь долготерпение и человеколюбие Божие. Слава же долготерпению Твоему, Господи, слава человеколюбию Твоему, слава милосердию, слава смотрению Твоему, Человеколюбче! Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

С кающимися грешниками должно обращаться кротко 2 (15) ноября (Из слова о святом Серапионе, како спасе блудницу) Случается, что на некоторых и из величайших грешников находят минуты глубокого раскаяния: и в эти-то минуты они, не находя в самих себе источника утешения, спешат к ближним, передают им скорбь о грехах своих и просят научить: что им делать? как спастись? и т.п. Братие! Если бы к кому-нибудь из вас пришел подобный человек и стал просить у вас помощи, – как бы вы поступили с ним? Не знаю: но только вообще заметить должно, что у иных принято тех, которые заклеймены именем великих грешников, или вовсе гнать, или уже читать им такие наставления, после которых в другой раз они уж и сами к нам ни ногой. А поступать так не следует. Мне кажется, мы много бы поубавили этих великих грешников, если б обращались с ними кротко и снисходительно и возливали на раны их бальзам милосердия. Однажды преподобный Серапион, пришедши, по нужде, из пустыни в город, увидел блудницу, сжалился над ней и стал усердно просить Бога о ее спасении. Молитва его была услышана: блудница пала к ногам его и с воплем сказала ему: «Отче будь милостив, куда хочешь, отведи меня, только бы мне спастись; ведь ради этого Сам Господь послал тебя ко мне!» Серапион исполнил ее просьбу, взял ее с собою и привел в женский монастырь. Там, поручая ее попечению игумении, он последней сказал: «Не накладывай на нее никакого запрещения, но пусть спасается как ей угодно; не трогай её». Что же? благое распоряжение принесло и благие плоды. Чем более грешница видела кротости и любви в других, тем глубже сознавала недостатки собственные и потому тем скорее старалась загладить их. Немного поживши в монастыре, она сама сначала пожелала вкушать пищу однажды в день, затем через день, затем пожелала уединения и, наконец, заключает сказание, «тако покаявшись, угоди Господеви и, спасшися, успе о Господе». Не со словом, посему, обличения сурового, а в духе кротости Евангельской будем обращаться с грешниками кающимися. Чтобы пересадить дерево из дурной почвы в хорошую, не вырывают его зря из дурной почвы, а выкапывают с величайшей осторожностью; иначе и совсем его загубить можно. Так точно и с грешником кающимся, как с деревом погибающим, но ожить еще могущим, чтобы удобнее пересадить его в вертоград Христов, мы должны обращаться кротко и осторожно. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

К женам, не имеющим детей 30 декабря (12 января) (Преподобныя матере Феодоры, яже от Кесарии. Прол. дек. 30) Жены, имеющие мужей, но не имеющие детей, – жены самые скорбные. У иной все есть: и добрый муж, и здоровье, и богатство, и почет от людей, а детей нет. И плачут таковые жены, и безнадежная тоска их грызет, и перед людьми им стыдно, и к отчаянию иногда они близки бывают. Чем утишить их? Вот чем: мы спросим их: а молились ли вы Богу, чтобы Он даровал вам чад? Скажете: молились. А Пресвятой Богородице? Нет? Ну, так вот молитесь и Ей, и молитва ваша, можно надеяться, не тща будет. Родители преподобной Феодоры, память которой св. Церковь совершает тридцатого декабря, были, сказано, люди рода светлого и преславного; но горе их было в том, что у них, за многие годы их супружества, не было детей. Что им было делать? Скорбная жена с горячею молитвою обратилась к Пресвятой Богородице и просила Ее со слезами испросить ей у Бога детище. Плакала и молилась, молилась и плакала. И молитва небесплодною оказалась, и у бездетных родителей родилась дочь, которую они назвали Феодорой. Но за одним счастьем, испрошенным Пресвятой Девой, последовало и другое. Новорожденная впоследствии сделалась великой подвижницей, постницей, молитвенницей и причтена к лику святых. Но вот и еще примеры. Мать блаженной Феофании, царицы, супруги Льва Мудрого, желая иметь плод от своего супружества, каждый день приходила с супругом к храму Царицы Небесной и изливала перед Нею сердце свое в прилежном молении и говорила: «О, Госпоже мира, неплодствие мое да разрешится Твоим ходатайством и чадородие да прииму от Создателя Твоим милосердием». И поскольку с верою просила, то и получила. И благодатью Той, Которой усердно молилась, приняла неплодства своего разрешение и родила дочь, которая в свое время прославилась христианскими подвигами великими (Чет. Мин. Дек. 16). Так же усердно молилась Царице Небесной и мать св. преподобномученика и исповедника Стефана Нового и также услышана была. В храме Влахернском Пресвятая Богородица Сама явилась ей и прорекла, что она родит сына, и пророчество исполнилось. У бесчадной дотоле жены родился сын, ставший впоследствии великим защитником православия и венца мученического сподобившийся (Чет. Мин. ноябрь. 28). Итак, жены, не имеющие детей, не унывайте, а скорее с пламенною молитвою тецыте к Владычице, и Она утешит вас, Она Сама испрошена молитвою и Сама, по собственному опыту, знает нужду человека в высшей помощи. Про милосердие же Ее нечего и говорить, и недаром же и называется Она не некоторых только, но и всех скорбящих Радостью. Смело же потому приступайте к Ней, и Она разрешит ваше неплодство. Богородице Дево! Упование христианам! Покрой, соблюди и спаси на Тя уповающих! Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010