В Москве состоялось освящение Библиотеки украинской литературы Москва, 15 октября 2008 г. 14 октября 2008 г. на праздник Покрова Божией Матери в Москве состоялось освящение Библиотеки украинской литературы . Чин освящения совершил насельник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков). Пел хор учащихся Сретенской духовной семинарии. Во время освящения сотрудники библиотеки принимали участие в молитве. После освящения о. Игнатий обратился к собравшимся с проповедью, поздравил их в праздником Покрова Божией Матери и пожелал помощи Божией в их трудах. Затем в дар библиотеке была передана энциклопедия «Русская Православная Церковь. XX век»   и другие издания Сретенского монастыря, а также диски с записями песнопений монастырского хора, посвященными 1020-летию Крещения Руси, торжественное празднование которого проходило в этом году в Киеве. В заключение последовало дружеское чаепитие и беседа. - Книжная культура на Руси всегда была очень тесно связана с православным христианством, - отметила директор библиотеки Н.Г. Шарина. - Достаточно вспомнить, что первой написанной книгой было «Слово о законе и благодати» Митрополита Иллариона, а первой напечатанной – «Апостол» Ивана Федорова. - Само расположение нашей библиотеки не случайно, - заметил заместитель директора Б.А. Безпалько. – Улица Трифоновская названа так в честь храма святого Трифона, который является самым старинным каменным храмом в Москве. Н.Г. Шарина подарила братии монастыря издания, посвященные истории украинской книжной культуры, подготовленные научным коллективом Библиотекой украинской литературы. На прощание сотрудники библиотеки и братия монастыря договорились о дальнейшем сотрудничестве, а студенты Сретенской семинарии выразили желание записаться в библиотеку. Государственное учреждение культуры г. Москвы Библиотека украинской литературы была создана решением Правительства Москвы в 2000 г. В мае 2006 г. ей были переданы помещения на ул. Трифоновской, 61. Фонды библиотеки содержат до 50 тыс. единиц хранения – книг, журналов, газет, аудио- и видеодисков, видеокассет. В библиотеке регулярно проводятся встречи с писателями, общественными деятелями и представителями науки, проходят концерты, проводятся заседания Славянского молодежного клуба, Клуба любителей украинской песни, Генеалогического клуба и др. Православие.Ru 15 октября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27912.html

Состоялось заседание Святого Синода Белорусской Православной Церкви 30 июня 2009 г. 14:31 29 июня 2009 года под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего экзарха всея Беларуси, в Минском епархиальном управлении прошло заседание Святого Синода Белорусской Православной Церкви . В своем слове митрополит Филарет рассказал о состоявшемся 27 мая 2009 года заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — первом в новейшей истории Русской Православной Церкви заседании, которое прошло в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге. Патриарший экзарх рассказал также о своем участии в первом пленарном заседании Комиссии по образованию Межсоборного присутствия, которое состоялось 2 июня 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре . В ходе работы члены Святого Синода обсудили вопросы, связанные с подготовкой к предстоящему 25–28 сентября 2009 года первому визиту в Беларусь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви посетит Минскую , Полоцкую и Витебскую епархии Белорусского экзархата. На заседании было принято решение об открытии Зосимо-Савватиевского монастыря в деревне Великая Кракотка Новогрудской епархии и курсов катехизаторов при Полоцкой епархии. Члены Синода обсудили также итоги значимых событий, происшедших в республике и епархиях Белорусского экзархата в первой половине 2009 года: торжественных мероприятий в честь 25-летия установления празднования Собора белорусских святых; акций, приуроченных к 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Дню независимости Республики Беларусь; XV Международных научных Кирилло-Мефодиевских чтений и V Международных Свято-Пантелеимоновских образовательных чтений; совещания-семинара «Проблемы и тенденции развития православного образования и катехизации в Беларуси»; Республиканской выездной конференции «Православные святыни белорусского народа», посвященной Собору белорусских святых, новомученикам и исповедникам Беларуси; визита в Беларусь делегации города Лиона (Франция) во главе с примасом Франции кардиналом Филиппом Барбареном, архиепископом Лионским.

http://patriarchia.ru/db/text/682662.htm...

В Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие юбилейного года в честь Крестителя Руси 26 января 2015 г. 21:07 25 января 2015 года, в день святой мученицы Татьяны , в Смольном соборе Санкт-Петербурга состоялось празднование Дня российского студенчества и официальное открытие в северной столице года, посвященного 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Торжества в соборе посетили ректоры, преподаватели и студенты санкт-петербургских вузов.  Праздничное богослужение возглавил ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий . Его Высокопреосвященству сослужили благочинный храмов при вузах Санкт-Петербурга протоиерей Петр Мухин, клирики Санкт-Петербургской митрополии , а также священнослужители из числа сотрудников и учащихся СПбДА. На богослужении присутствовали: губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко ; глава Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров; глава Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Владимир Васильев;  сопредседатель Ассоциации содействия духовно-нравственному просвещению «Покров», ректор СПбГПУ им. Петра Великого Андрей Рудской; ректоры вузов — членов ассоциации «Покров»; представители администрации города, должностные лица, работники образования и культуры, студенты, курсанты и кадеты 19 высших учебных заведений города. За богослужением архиепископ Петергофский Амвросий зачитал обращение Святейшего Патриарха Кирилла, посвященное 1000-летию преставления Крестителя Руси. По завершении Литургии ректор СПбДА обратился к присутствующим с архипастырским словом, в котором объявил об открытии в Санкт-Петербурге юбилейного года, посвященного памяти равноапостольного князя Владимира. В своей речи ректор СПбДА обратился к теме истинного просвещения — «света Христова, который просвещает всех». По словам архиепископа Амвросия, церкви и монастыри всегда были теми местами, «где человек мог сам изнутри источать этот свет, получать то преображение, воспитание и изменение жизни, которое способна совершить только благодать Святого Духа, приходящая на землю по молитве святой Церкви».

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/3...

В Костроме состоялось торжественное празднование Феодоровской иконе Божией Матери 28 марта 2024 г. 11:14 27 марта 2024 года, в день празднования Феодоровской иконе Божией Матери, Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Костромского кремля совершили митрополит Ярославский и Ростовский Вадим , митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин , епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий , епископ Галичский и Макарьевский Алексий , епископ Североморский и Умбский Тарасий . Архипастырям сослужили клирики епархий Костромской митрополии . На Литургии молились губернатор Костромской области С.К. Ситников, представители областной и городской администрации, прихожане костромских храмов и гости города. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Костромской митрополии. На сугубой ектении были прочитаны прошения и вознесена молитва о русских воинах и победе Святой Руси, а также особые прошения о здравии «всех, в террористическом акте в Красногорске пострадавших». Кроме того, была совершена заупокойная ектения с прошениями «о рабех Божиих, безвинно убиенных в террористическом акте в Красногорске». По запричастном стихе проповедь произнес иерей Сергий Вихарев. По окончании Литургии было славление и прочитана молитва перед чудотворным Феодоровским образом. После многолетия митрополит Вадим обратился со словом к духовенству и молящимся. Митрополит Ферапонт поблагодарил архипастырей за совместную молитву, поздравил духовенство, прихожан и паломников с праздником и вручил церковную награду — во внимание к помощи Костромской епархии и в связи с 65-летием со дня рождения В.В. Катышев был удостоен ордена благоверного князя Даниила Московского III степени. Затем епископ Тарасий наградил клирика церкви Рождества Христова с. Сущево (Костромской район Костромской области) протоиерея Владимира Андрианова медалью Североморской епархии преподобного Феодорита Кольского I степени.

http://patriarchia.ru/db/text/6116307.ht...

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Торжество 500-летнего юбилея со дня кончины преподобного Сергия Радонежского (25 сентября 1892 г.) в дневнике проф. А. Д. Беляева В статье кандидата богословия, преподавателя кафедры церковной истории Московской духовной академии Кирилла Черепенникова рассматриваются события 130-летней давности, которые нашли отражение на страницах неизданного дневника профессора МДА Александра Дмитриевича Беляева. 25 сентября 1892 года состоялось празднование 500-летнего юбилея со дня кончины преподобного Сергия Радонежского. Мероприятия проходили во всероссийском масштабе, поэтому в Троице-Сергиеву Лавру прибыли высокие гости. Кроме того, был организован большой крестный ход из Москвы и соседних областей. В самый день праздника толпы народа окружили обитель, так что доступ внутрь пришлось ограничивать. После богослужения была организована раздача памятных подарков и трапеза для желающих. На следующий день торжества продолжились в стенах Духовной академии, где состоялся торжественный акт, на котором выступил ректор академии и профессора. Статья Фотография проф. МДА Александра Дмитриевича Беляева г.]//ОР РГБ. Ф. 172. Картон. 477. Ед. хр. 3. В основу нашей статьи легли дневниковые записи профессора Беляева, которые являются ценным источником по истории Московской духовной академии и Троице-Сергиевой Лавры. Александр Дмитриевич был непосредственным участником данных событий . Рассматриваемые события происходили ровно 130 лет назад, в сентябре 1892 года. Празднование 500-летнего юбилея со дня кончины преподобного Сергия Радонежского запомнилось необычайным размахом, огромным стечением верующих и великолепной организацией торжеств. Подготовка к празднику началась ещё в 1890 г., когда стали разрабатывать программу торжеств, и к августу 1892 г. она была окончательно подготовлена и утверждена Святейшим Синодом. Празднование проходило несколько дней — с 24 по 26 сентября . В честь юбилея были приглашены гости из различных городов России.

http://bogoslov.ru/article/6174771

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на заседании рабочей группы при Президенте РФ по подготовке мероприятий, посвященных памяти св. равноап. вел. кн. Владимира 20 сентября 2013 г. 21:25 20 сентября 2013 года под председательством полномочного представителя Президента РФ  в Центральном федеральном округе А.Д. Беглова в здании Московского епархиального дома в Лиховом переулке состоялось первое заседание Рабочей группы при Президенте РФ по подготовке мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в заседании принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Ниже приводится текст его выступления. Почитание святого равноапостольного князя Владимира, нашего Крестителя и родоначальника Святой Руси, имеет чрезвычайно важное значение для сохранения нашей национальной идентичности, основанной на ценностях православной христианской традиции, а также укрепления единства нашей восточнославянской православной цивилизации, сохранения целостности духовного и культурного пространства, сложившегося за 1025 лет, которые последовали за Днепровским Крещением. Не случайно Архиерейский Собор 2008 года, главной темой которого было сохранение и укрепления единства Русской Православной Церкви, постановил всецерковно и торжественно праздновать память святого князя Владимира как День Крещения Руси и призвал общество и государство включиться в это празднование. В результате указом Президента Российской Федерации День Крещения Руси был провозглашен государственной памятной датой. Предстоящее празднование 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира должно стать ярким событием или, вернее, чередой ярких событий, имеющих консолидирующее значение для народа России и раскрывающих объединительный потенциал наследия святого князя. Для нас важно, чтобы празднование затронуло не только столицу России, но и ее регионы. Важно найти подходящий и работоспособный формат нашего взаимодействия в этом общем праздновании с другими странами исторической Руси, прежде всего – Украиной и Белоруссией. Нужно найти способы поддержать общественные инициативы празднования и способствовать их рождению, чтобы праздник стал действительно всенародным.

http://patriarchia.ru/db/text/3248129.ht...

Во время своего посещения Валаама, в июне 1914 года, на " царском месте " близ Валаамской иконы молился вел. кн. Николай Николаевич . Позже для него была сделана рукописная копия Сказания и в иконописной мастерской Валаама выполнен список Валаамской иконы, посланный в С.-Петербург через духовника вел. князя иеросхим. Ефрема (Хробостова) . После вступления России в первую мировую войну вел. кн. Николай Николаевич в декабре 1914 года пожертвовал монастырю тысячу рублей " с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты от него были употребляемы на вечное возжение лампады перед образом Пресвятыя Богородицы Валаамския " . Валаамская икона пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 году к Финляндии , до 1940 года, когда после присоединения Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть остров Валаам, перенесли образ в монастырь Новый Валаам , в Преображенском соборе которого (за левым клиросом) Валаамская икона находится в настоящее время. Одно из последних чудес от Валаамской иконы зафиксировано со слов настоятеля Финляндского Валаамского монастыря архим. Сергия: в 1996 году получил исцеление сын греч. свящ. Илии, просившего молитв братии у Валаамской иконы. Празднование иконе Финляндской Православной Церковью совершается 7 августа   . Архиеп. Павел (Олмари) написал тропарь иконе. Кондак иконе по благословению настоятеля Финляндского Валаамского монастыря составила финская православная поэтесса Валентина (Туула) Пеннонен, которая, будучи слепой, духовно увидела образ Божией Матери. В России остался чтимый список иконы (135´ 82 см), созданный валаамскими монахами в 1900 году. Он находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове, затем, очевидно еще до ее закрытия в 1932 году, был перенесен в церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Образ особенно почитался прихожанами храма, были зафиксированы случаи исцеления. 9 июля 1992 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и валаамской братией икона была торжественно перенесена на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. В том же году 11 июля к празднику преподобных Сергия и Германа икону временно перевезли на Валаам, а затем вернули на подворье. 10 июля 1996 года по благословению патриарха Алексия II состоялось перенесение образа из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь . 13 июля 1997 года в связи со 100-летней годовщиной явления Валаамской иконы указом патриарха было установлено празднование иконе; первоначально оно совершалось в день обретения иконы - в первое воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и дня памяти апостолов Петра и Павла (29 июня); с 2003 года празднование установлено 1/14 июля .

http://drevo-info.ru/articles/13680467.h...

В сфере епархиальной жизни преосвященный более всего оставил по себе память своими заботами о просвещении тёмного народа путём общенародного церковного пения, постоянной церковной проповеди и церковных школ 363 . Рядом со светлыми страницами успехов в распространении Церкви приходится поставить и тёмную страницу об её уроне. Вследствие недостатка пастырей, от крайней религиозной темноты среди простого народа развивалось, несмотря на все правительственные стеснения, сектантство. Кроме прежних сект, частью разраставшихся, а частью и увядавших, возникли новые. Между последними особенное распространение получила штунда, унёсшая немало жертв. В Петербурге особенную известность получили пашковцы 364 , последователи отставного полковника гвардии, богатого аристократа Василия Ивановича Пашкова, увлёкшегося учением приезжавшего в Петербург англичанина, лорда Редстока. Учение носило в себе черты протестантизма, распространялось путём собраний в доме Пашкова, на набережной Невы, у литейного моста, и путём издания дешёвых книг и даже целого журнала «Русский Рабочий». В целях распространения учения основано было даже «общество поощрения духовно-нравственного чтения», на первых порах встреченное сочувственно обществом и только впоследствии распознанное. Раскол завоеваний в это царствование, по-видимому, не имел, но положение прежних раскольников было облегчено предоставлением им некоторых прав, из которых главными являются признание гражданской правоспособности раскольничьего брака и дозволение крестить детей помимо православной церкви. В 1859 году австрийское правительство признало законность белокриницкой раскольничьей митрополии, а в России раскольничья иерархия стала пользоваться терпимостью со стороны правительства. В среде раскола примечательны обращения к православию в разное время четырёх раскольничьих лжеепископов и в особенности раскольничьего наставника Павла Прусского , сделавшегося одним из ревностнейших и полезнейших миссионеров. 13 августа 1861 года состоялось торжественное открытие мощей святителя Тихона в Задонске, которые открыто почивали ещё с 1846 года, и в этот день, день кончины святителя, установлен церковный праздник. В 1863 году праздновалось тысячелетие со времени освящения нашего языка переводом Евангелия и верой Христовой, и 11 мая установлено празднование святым славянским первоучителям Кириллу и Мефодию. Через восемь лет этот праздник, впрочем, перенесён на ближайший воскресный день. В 1862 году из числа высоко-торжественных дней оставлено празднование рождения и тезоименитств только государя, государыни и наследника и дня коронации, а празднование дней рождения и именин прочих членов императорской фамилии и викториальных дней перенесено на ближайшее воскресные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Церковное прославление благоверной княгини Анны и торжественное открытие ее мощей состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. На перенесение мощей иеромонах Епифаний Славинецкий составил службу. Тогда же было установлено общецерковное празднование два раза в год: 21 июля, в день обретения мощей, и 2 октября, в день кончины. Ныне память святой Анны празднуется также и 12 июня, в день перенесения мощей. Житие благоверной княгини Анны написано вскоре после ее прославления старцем Соловецкого монастыря Игнатием (впоследствии митрополит Сибирский). В 1677 году Патриарх Иоаким (1674–1690) и Собор упразднили празднование памяти благоверной княгини Анны в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего ее имя в своих целях. Однако в народе почитание святой Анны не прекратилось. Память о святой поддерживалась чудесами от ее мощей. Во время воины 1812 года по молитвам благоверной княгини Анны Кашин был избавлен от разорения французами. Благодарные жители города в 1817 году перенесли святые мощи благоверной княгини Анны из древнего в новосооружаемый Воскресенский собор. В 1848 году во время холеры мор прекратился после крестного хода по городу с иконой святой Анны. К святым мощам приходило множество богомольцев из других губерний страны. В 1909 году, по многочисленным прошениям кашинцев, церковное почитание святой благоверной княгини Анны было восстановлено. Празднование приурочено к 12 июня, дню первого перенесения ее мощей. Ныне святые мощи почивают в храме в честь святых апостолов Петра и Павла в г. Кашине. Литература: Архангелов С., священник. Житие и чудеса святой благоверной великой княгини Анны Кашинской. СПб., 1909. Преподобнаго отца нашего Арсения, Коневскаго чудотворца НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Небесных радований причастника,/во славе святых Божественною славою озаряемаго,/всесветлаго светильника нашего,/Богомудраго Арсения,/на земли добродетельми просиявшаго,/наста днесь светлое торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Жители Болхова и паломники посещали место его погребения, где служились панихиды. В 1892 г. в России с особой торжественностью отмечалось 100-летие со дня рождения миссионера. В С.-Петербурге, Москве и Томске в церковной периодике появился ряд очерков и статей о жизни и трудах преподобного, вышли книги и брошюры о нем. В Томске было напечатано жизнеописание М. на рус. и алтайском языках. В дни празднования юбилея Болховский мон-рь стал местом стечения мн. тысяч богомольцев. Особые торжества прошли в Томске и на Алтае. Еще 19 янв. 1892 г., в день памяти прп. Макария Великого, в Улалинском стане АДМ торжественно прошел Братский съезд алтайских и киргизских миссионеров, к-рые вспоминали незабвенного основателя миссии (как они его именовали); литургию участники совершали в голубом парчовом облачении, пожертвованном миссии обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым . В конце литургии, на к-рой присутствовало неск. сот крещеных алтайцев, на середину храма были вынесены священные сосуды и др. церковные принадлежности для походной миссионерской практики - дар миссии, присланный наследником-цесаревичем Николаем Александровичем. Основные торжества прошли 8 нояб. 1892 г. Накануне празднования в Томске и Бийске были отслужены заупокойные всенощные бдения. В день памяти основателя АДМ торжества в г. Томске возглавил еп. Томский и Семипалатинский Макарий (Невский), в г. Бийске - еп. Бийский Владимир (Синьковский) . Духовенством были организованы лит. чтения, народные беседы, проведены торжественные собрания. В этот день в Бийске состоялось освящение каменной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Кроме того, Алтайской миссией была учреждена стипендия в честь М., которая предназначалась для обучения в духовной семинарии способнейшего из крещеных алтайцев, желавшего посвятить себя миссионерской деятельности. В 1897 г. столь же торжественно на Алтае и в Болхове прошли церковные празднования по случаю 50-летия кончины преподобного. В 1981 г. имя М. было прославлено в Соборе Костромских святых.

http://pravenc.ru/text/2561310.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010