Церковно-правовую основу деятельности округов составили Устав Русской Православной Церкви (глава XIV «Митрополичьи округа» была внесена в церковный Устав определением Архиерейского Собора в феврале 2011 г.), а также внутренние положения (одобренные Священным Синодом для Митрополичьего округа в Республике Казахстан 26 июля 2010 г. (журнал 68), а для Среднеазиатского митрополичьего округа — 27 июля 2011 г. (журнал 67). Координация религиозно-просветительской, издательской, социальной, образовательной и миссионерской деятельности епархий, входящих в состав округа, была объявлена целью создания митрополичьих округов, согласно внутренним положениям . В качестве основной задачи церковных округов рассматривалась пастырская и миссионерская деятельность. Такова была главная мысль положений, разработанных Предсоборным присутствием о разделении Русской Церкви на округа от ноября 1906 г., Предсоборным совещанием в апреле 1912 г., июльского 1917 г. «Положения о церковно-соборном окружном управлении» Предсоборного совета. Эта мысль получила поддержку и большинства членов Отдела о высшем церковном управлении Всероссийского Церковного Собора. И хотя принятое Собором постановление «О церковных округах» от 20 сентября 1918 г. не упоминало о цели создаваемых региональных церковных структур, из пленарной дискуссии явствует, что пастырско-миссионерский характер церковных округов не был изменён. Однако декларируемое в современных церковных документах целеполагание деятельности митрополичьих округов вовсе не означает, что церковный законодатель начала XXI в. избрал путь отказа от предоставления округам административно-судебных полномочий. В начале XX в. предоставление судебно-административных функций митрополичьим округам было тесно увязано с вопросом децентрализации церковного управления. Несмотря на определённый запрос о передаче части властных полномочий из центра на места, прозвучавший ещё в предсоборной дискуссии из уст иерархов и поддержанный частью духовенства и церковной общественности, таковую передачу не удалось реализовать посредством проектируемых в то время региональных церковных центров. Тем более децентрализация церковного управления не получила поддержки в начале XXI столетия, когда в условиях угрозы церковного сепаратизма была востребована консолидация управленческих полномочий в церковном центре.

http://bogoslov.ru/article/6192329

НАРОДНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ СОСТАВ СТАРООБРЯДСТВА. Итак, раскол как религиозное настроение и как протест против западного влияния произошел от встречи преобразовательного движения в государстве и церкви с народно-психологическим значением церковного обряда и с национальным взглядом на положение русской церкви в христианском мире. С этих сторон он есть явление народной психологии - и только. В народно-психологическом составе старообрядства надобно различать три основные элемента: 1) церковное самомнение, по вине которого православие у нас превратилось в национальную монополию (национализация вселенской церкви); 2) косность и робость богословской мысли, не умевшей усвоить духа нового чуждого знания и испугавшейся его, как нечистого латинского наваждения (латинобоязнь), и 3) инерция религиозного чувства, не умевшего отрешиться от привычных способов и форм своего возбуждения и проявления (языческая обрядность). Но протестующее противоцерковное настроение раскола превратилось в церковный мятеж, когда старообрядцы отказались повиноваться своим церковным пастырям за их предполагаемую привязанность к латинству, а русские церковные иерархи с двумя восточными патриархами на московском соборе 1667 г. отлучили непокорных старообрядцев от православной церкви за их противление канонической власти церковных пастырей. С того времени раскол и получил свое бытие не только как религиозное настроение, но и как особенное церковное общество, отделившееся от господствующей церкви. РАСКОЛ И ПРОСВЕЩЕНИЕ. Раскол скоро отозвался и на ходе русского просвещения, и на условиях западного влияния. Это влияние дало прямой толчок реакции, породившей раскол, а раскол в свою очередь дал косвенный толчок школьному просвещению, на которое он так ополчался. И греческие, и западнорусские ученые твердили о народном русском невежестве, как о коренной причине раскола. Теперь и стали думать о настоящей правильной школе. Но какого она должна быть типа и направления? Здесь раскол помог разделиться взглядам, прежде сливавшимся по недоразумению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение и Соборное слово принять к сведению. 2. Благодарить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за концептуальное выступление на пленарном заседании Собора, задающее направление в развитии публичной дискуссии по вопросам, затрагивающим жизнь современного общества. 3. Отметить важную роль Всемирного Русского Народного Собора как постоянно действующей общественной организации и интеллектуальной площадки, в том числе в регионах Российской Федерации и на международном уровне.   ЖУРНАЛ 102 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о повестке дня предстоящего Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября 2 декабря 2017 года). ПОСТАНОВИЛИ: Предложить на утверждение Архиерейского Собора проект повестки дня Собора.   ЖУРНАЛ 103 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о регламенте и программе предстоящего Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября 2 декабря 2017 года). ПОСТАНОВИЛИ: Предложить на утверждение Архиерейского Собора:   ЖУРНАЛ 104 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о составе президиума предстоящего Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября 2 декабря 2017 года). Справка: Согласно пункту 7 главы III Устава Русской Православной Церкви: «Президиумом Архиерейского Собора является Священный Синод». ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора предстоятелей автономных и самоуправляемых частей Московского Патриархата, включить в состав Священного Синода на время работы Собора:   ЖУРНАЛ 105 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о составе рабочих органов предстоящего Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 года). ПОСТАНОВИЛИ: Предложить на утверждение Архиерейского Собора:   ЖУРНАЛ 106 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах изучения документов, принятых Собором Предстоятелей и иерархов десяти Поместных Православных Церквей, состоявшемся на острове Крит 18-26 июня 2016 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5071605.ht...

671 В чем именно заключались обязанности этих экзархов, или благочинных, это не раз объясняемо было Константинопольским синодом при посредстве патриарха. 672 Поставляемые в эту должность духовные лица давали собственноручные подписки, что они будут исполнять свои обязанности со всей тщательностью под страхом наказаний. Обращено было внимание на состав духовников для народа. В Греции и до настоящего времени духовниками считаются не все священники, а только те из них, которые своей духовной опытностью и благоповедением выделяются из ряда прочих и которые поэтому духовными властями утверждаются в звании духовников. До времен патриарха Каллиста, как можно догадываться, духовниками назначались лучшие из лиц белого духовенства. Но с течением времени бельцы–священники, проходившие должность духовников, перестали оправдывать те надежды, какие на них возлагало духовное начальство. Названный патриарх Каллист передает должность духовника лицам монашеского чина. Им вменено было в обязанность проходить это Сужение с самоотречением и благоговением, они должны были являться делателями добродетели, быть чуждыми корысти, и вообще они не должны были руководствоваться какими-либо посторонними соображениями, кроме служения правоте. В случае, если кто из них не оправдает благих ожиданий, такому угрожаемо было лишением церковного погребения. 673 В документе не указано, почему белые священники лишены были прав очищать совесть людскую 674 т. е. в каких отношениях они показали себя недостойными такой чести. Возможно думать, что Каллист распорядился так потому, что сам он вышел из среды монахов, в своей деятельности опирался на это сословие и, естественно, пожелал доставить какие-либо преимущества чернецам перед бельцами. Ввиду упадка народной нравственности и распространения суеверий среди общества, духовная власть обращает внимание на нравственные и религиозные потребности общества. Один из патриархов обозреваемой группы, Иоанн Калека, пишет для константинопольского духовенства инструкцию, которой оно должно было пользоваться в борьбе с нравственными беспорядками в народе, причем указывает на борьбу с волшебством и магией, как на одну из необходимейших задач в деятельности духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ [греч. Η Λειτουργα τν Προηγιασμνων Δρων/Η Θεα Λειτουργα τν Προηγιασμνων и т. п.], чин, заменяющий собой полную евхаристическую литургию в будние дни Великого поста (а в древности - и в нек-рые др. дни). В отличие от полной литургии в чине Л. П. Д. отсутствует анафора , т. е. главная молитва таинства Евхаристии . Тем не менее Л. П. Д. сохраняет др. важные аспекты евхаристического богослужения: собрание христ. общины вместе (т. о., Л. П. Д. является общественным богослужением, а не частной требой; уже одним этим она отличается от практик, с которыми ее ошибочно смешивали некоторые исследователи: келейного самопричащения, некогда принятого у аскетов, причащения больных на дому и проч.); преломление евхаристического Хлеба - освященного не за Л. П. Д., а заранее, за полной литургией; совместное причащение верующих. В устоявшейся литургической терминологии «Л. П. Д.» - это не только обозначение особого типа общественного богослужения, включающего совместное причащение верующих освященными заранее Дарами, но и наименование конкретного литургического формуляра, содержащегося в правосл. Служебниках. Однако в древности Л. П. Д. как особый тип общественного богослужения был известен не только в ареале распространения к-польской традиции: аналогичные чины существовали в Палестине, Сирии, Египте и Нубии, а также на Западе. К наст. времени за пределами правосл. (и копирующей ее униатской) богослужебной традиции собственный чин Л. П. Д. на Востоке сохраняется только в Маланкарской Церкви в Индии (находится в общении с Сиро-яковитской Церковью; существует также католич. униатская иерархия маланкарской традиции). У сиро-яковитов чин Л. П. Д. не совершается, но его текст хорошо известен в рукописях и даже включен в состав сиро-католич. редакции сиро-яковитского Служебника, изданной в Шарфе в 1922 г. У маронитов этот же чин совершался до XVIII в. и был официально оставлен по решению Собора в Лувайзе в 1736 г. ( Mansi. T. 38. Col. 125).

http://pravenc.ru/text/2110603.html

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обращение, в котором предлагает Его Святейшеству возглавить международный организационный комитет по празднованию данного юбилея при участии Предстоятеля Украинской Православной Церкви и Патриаршего экзарха всея Беларуси. В обращении также отмечена важность всесторонней поддержки празднования юбилея со стороны государственных властей и общественности России, Украины и Белоруссии. Обращение поддержано Преосвященным митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим экзархом всея Беларуси. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить Церковно-общественный организационный комитет по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при участии митрополита Киевского и всея Украины Владимира, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, иерархов и представителей общественности России, Украины и Белоруссии. 2. Просить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по изучении поступивших предложений, сформировать состав Организационного комитета. 3. Направить Президентам России, Украины и Белоруссии предложения о взаимодействии государственной власти трех стран с Церковно-общественным организационным комитетом по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси.   ЖУРНАЛ 12 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 3 сентября и 21 декабря 2012 года.   ЖУРНАЛ 13 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, о состоявшемся заседании Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа.

http://patriarchia.ru/db/text/2842953.ht...

Для «усмирения» ее пришлось вызвать наряд милиции, 200 дружинников, «а затем и подразделения воинской части, вооруженной автоматами» 1106 . В селе Ново-Збурьевка Херсонской области верующие выставили пикеты и более года не допускали к закрытой в приказном порядке церкви представителей властей. Даже в Киеве прихожане одного храма 2 недели «держали оборону», не позволяя вывезти церковное имущество и т.д. Совет отмечал, что в последнее время Патриарх, отдельные епископы, священники обращались с заявлениями о грубом произволе и предлагал обратить внимание местных властей на недопустимость администрирования 1107 . В начале 1963 г. последовали другие аналогичные отношения Совета в ЦК и в апреле особенно вопиющие случаи уже обсуждались на зональных идеологических совещаниях. К этому времени самостоятельная роль Совета по делам РПЦ значительно выросла, с конца 1950-х гг. он стал постепенно все более выходить из-под влияния КГБ, изменился и кадровый состав уполномоченных, теперь лишь единицы их являлись офицерами госбезопасности. В.Куроедов, имея тесную связь с членом Президиума ЦК А.П. Кириленко, нередко заставлял считаться с собой и местных партийных работников. В Совете понимали, что постоянное нагнетание антицерковных кампаний серьезно вредит появившимся широким международным планам. Начинали понимать это и некоторые члены партийного руководства. С конца 1962 г. антирелигиозная волна временно пошла на спад. Одним из первых симптомов стало появление 8 ноября указа Президиума Верховного Совета о награждении Патриарха Алексия к 85-летию четвертым орденом Трудового Красного Знамени. Вручен он был, конечно, за внешнеполитическую деятельность Патриархии, которая к тому времени значительно расширилась. Следует отметить, что с 1962–1963 гг. в Московской Патриархии началась определенная «модернизация» социально-этических воззрений Русского Православия 1108 . Ряд иерархов в своих выступлениях и богословских трудах стали проводить параллели между Христианством и коммунизмом. Появилась концепция «социального или коммунистического христианства», одобрявшая с позиций Православия социально-нравственные принципы и идеалы советского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Участие духовенства в государственных и общественных делах; назначение епископов в государственный совет; участие духовенства в городском и земском управлении (363–380). (Гл. 2). Отношение православной церкви к другим христианским вероисповеданиям и обществам, к ней не принадлежащим: свобода вероисповедания и охранение православной веры; приложение этих начал к положению в русском государстве римско-католического и протестантского вероисповеданий и раскола (381–412). (Ч. II). Филарет как толкователь церковных правил и законов: характеристические черты толкований митрополита Филарета: самостоятельность и правильность (414–427). Характер толкований со стороны практической (428–470). Филарет как составитель церковных правил и законопроектов (470–494). Общее заключение (494–498). Как видно из этих рубрик, автору присуще было стремление представить полную систему церковного права исключительно из воззрений Филарета: однако же система эта оказалась далеко не полна. Так: здесь совсем нет рубрики о епархиальном устройстве и управлении; говоря о предметах ведения церковной администрации, автор останавливается только на обозрении мнений Филарета о церковной собственности: нет рубрик о рукоположении и определении в должности иерархически-церковные и административно-церковные, – о миссионерских обществах, о духовных школах, о церковном суде и проч. Эту неполноту автор, правда, предвидел и сам, предварив о ней читателя… Так, на стр. 6–8 он говорит: «мы имеем очень мало данных в сочинениях Филарета для построения полной системы канонического права… ибо он писал свои канонические рассуждения, составлял ответы постольку, поскольку они вызывались потребностями жизни… Но практические потребности жизни как бы ни были разнообразны не могут обнять все предметы, входящие в состав канонического права». Конечно, это – совершенно верно, но тем не менее нельзя отрицать и того, что некоторые пробелы в системе автора явились потому, что он, сгруппировав —261— под известною рубрикою одною лишь стороною относящийся сюда материал, не решался – во избежание повторений – воспользоваться другими сторонами этого же материала для образования новых рубрик. Так, напр., говоря о церковном обычае (стр. 85 и след.) автор указывает на такие мнения Филарета, которыми он мог бы воспользоваться и снова для составления рубрики о нравственных качествах лиц, ищущих рукоположения. Под весьма общею рубрикою: участие мирян в делах церковного управления (стр. 256 и сл.) автор указывает на материал, из коего он мог бы составить и еще рубрику: о епархиальном управлении и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В начале XVIII в. по исчислению Хрисанфа, патриарха Иерусалимского, в его патриархате было 6 кафедр митрополичьих, 7 архиепископских и 1 епископская. Из данных, добытых нашим Палестинским обществом и относящихся к 90-м гг. XIX в., открывается, что и в ближайшее к ним время в патриархате насчитывалось опять то же самое число митрополий, архиепископий и епископий и с теми же наименованиями. Отсюда видно, что здесь с давних времен состав высшей иерархии вошел как бы в определенную норму, которой и старались придерживаться в силу предания. В числе вышеупомянутых архиепископий одна была лишь номинальная — Кесарийская, ибо никакой Кесарии в Палестине в новейшие времена не существовало. Сколько знаем, титул архиепископа Кесарийского давался тому лицу, которое еще при жизни патриарха Иерусалимского назначалось в старое время ему в преемники. Епископия в патриархате была одна — Филадельфийская, да и та номинальная. Полагаем, что Филадельфийская епископия появилась в патриархате единственно для декорума: духовная власть св. града желала, чтобы в Св. Земле имелась налицо вся полнота иерархических санов и наименований. Поэтомуто и появилась на свете Филадельфийская епископия, не имеющая практического смысла, но зато достойно восполняющая сонм иерархов, состоящий в Св. Земле из патриарха, митрополитов и архиепископов. В последнее время, впрочем, произошло следующее изменение в традиционном числе архиерейских кафедр патриархата: прибавилось еще несколько номинальных архиепископий, и между ними одна получила изысканное наименование Иорданской. Нужно сказать, что почти никогда не случается, чтобы все упомянутые кафедры в самом деле были заняты: часто пустует то та, то другая кафедра. Точно так же весьма редко палестинские архиереи, даже имеющие действительную, а не фиктивную паству, проживают в своей епархии. В прежнее время среди паствы проживали лишь митрополиты Птолемаидский и Вифлеемский, а в последнее время к числу таковых же присоединился и митрополит Назаретский. Все же прочие палестинские архиереи, как действительные, так и титулярные, не покидают пределов Иерусалима и не видят своей паствы, если она и существует на деле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

" Прошедший круглый стол – подтверждение горизонтальных связей, существующих между Нижегородским и Иерусалимским отделениями ИППО, – сказал Александр Корнилов. – Нижегородское отделение ИППО провело два семинара в Иерусалиме, теперь председатель Иерусалимского отделения приехал к нам в Нижний Новгород " .. Успешное " специальное событие " требует подготовки более серьезной, чем это обычно предполагается зрителями, участниками и приглашенными. Начать следует с четкого определения цели мероприятия, согласования его со всеми заинтересованными сторонами. Цель нужно довести до сведения всех участников подготовки события. Это помогает избежать разнонаправленности действий и достичь принципиальной скоордини-рованности усилий. Цель может быть конкретизирована перечнем задач. Например, целью круглого стола может быть поиск путей решения социально значимых проблем. Это предполагает решение задач: пригласить представителей заинтересованных сторон, построить схему обсуждения проблемы, обеспечить информирование общественности о ходе и результатах дискуссии. Цели и задачи " специального события " определяют круг участников и их роли, состав приглашенных. Далее разрабатывается детальная программа и сценарий, расписанный по минутам. Все возможные варианты отклонений от сценария необходимо предусмотреть заранее. События не должны выходить из-под контроля. Экспромтов и сюрпризов для организаторов специального мероприятия не должно существовать – их следует оставить только для публики. Специально организованные события могут быть самыми разнообразными по видам, поводам и форме проведения. В качестве особых событий могут быть представлены различные годовщины и юбилеи, памятные даты епархии, выставки, ярмарки, благотворительные вечера, культурные, науные, спортивные мероприятия и конкурсы. Особые епархиальные мероприятия для светских журналистов, пишущих на церковные темы Семинары При работе со средствами массовой информации можно столкнуться с проблемой непонимания светскими журналистами устройства Церкви, ее иерархии, смысла или значения определенных действий, в том числе при совершении богослужений.

http://religare.ru/2_82208.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010