Благодаря всем указанным свойствам, увенчание этих трудов премией преосв. Макария будет делом непререкаемой справедливости“. в) Представление экстраординарного профессора И.В. Попова: „На основании § 10 Правил о присуждении премий Митрополита Московского Макария честь имею обратить внимание —24— Совета Московской Духовной Академии на книгу проф. С.И. Смирнова – „Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины“, вышедшую в конце 1912 года в издании Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Новый труд проф. С.И. Смирнова стоит в связи с его давнишними исследованиями о духовном отце и представляет собой собрание материалов для имеющего в скором времени появиться сочинения о древнерусском духовнике. Целью и замыслом автора определяется характер и состав его книги. Она содержит в себе памятники, до сих пор мало известные или совсем неизвестные в науке, и опускает те, которые хорошо изучены и доступны всякому в хороших изданиях. Так как покаянная письменность, вошедшая в состав древне-русских кормчих, в достаточной мере обследована целым рядом выдающихся канонистов и историков русской церкви и литературы, а относительно покаянной письменности богослужебного характера, нашедшей место в древнерусских требниках, также имеется капитальное исследование проф. А.И. Алмазова , то автор сосредоточивает своё внимание на слабо освещённых сборниках канонического характера, в которых покаянная письменность занимает господствующее положение. Но так как он собирает материалы не для истории канонического права на Руси, а для истории бытовой стороны покаянной дисциплины, то в состав его собрания естественно вошли памятники не одинакового канонического достоинства. Среди них, находятся более или менее авторитетные фрагменты не вошедших в кормчие постановлений древнерусских соборов и отдельных иерархов, статьи сомнительной авторитетности, исходившие от неизвестных духовников того времени, и, так называемые, „худые номоканунцы“, отступавшие от освящённых церковью норм и потому решительно осуждавшиеся ею. Но для истории бытовой стороны исповеди эти „худые номоканунцы“ как раз и являются наиболее важным источником, так как гораздо полнее и живее прочих отражают в себе породившую их среду с её миросозерцанием, нравами и каноническим сознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обсуждаемые ограничения производят весьма неблагоприятное, несоответственное целям церкви, влияние в состав клира или духовенства. При действии узаконений о них – 1) многие лица, подготовленные и способные к пастырскому служению, но энергичные и дорожащие свободою своей личности, совести и убеждений, удерживаются от вступления в состав духовенства, на желая и не рискуя, в случае выхода по каким либо несчастным обстоятельствам, подвергать себя на многие годы правоограничениям не только в церкви, но и в государстве, обществе, и семье; 2) многие лица, уже вступивши в клир, стесняются в свободном выражении и развитии своих убеждений и своей деятельности из опасения подвергнуться признанию со стороны власти иерархической их убеждений вольными, либеральными, несогласными с политикою и принципами «ведомства»; 3) все почти священнослужители находятся среди некоторых классов населения в подозрении, что они состоят в сане, служат и действуют не по призванию, а под страхом ограничения в общих правах гражданства, в случае неудовольствия на них власти и выхода из духовного состояния; такое подозрение крайне обидно для лиц, по призванию и искренне служащих в церкви, но устранение подозрения встречает возражения в указаниях на затруднения выхода из звания; 4) многие лица, сознающие свои слабости и не достоинство в надлежащем прохождении церковных должностей, обязанностей и подвигов, не решаются просить власть о снятии с них сана, остаются в нем, опасаясь трудностей борьбы в жизни при ограничении и прав, в случае выхода из состава клира, и заграждают путь к вступлению в клир достойным сана лицам, – более, чем они энергичным и сильным; 5) были примеры такого рода: духовные лица, из опасения подвергнуться действию постановлений об ограничениях в правах, в силу предполагаемых ими или действительно угрожающих им неблагоприятных отношений начальства, обращались в беглопоповцев, охотно принимавшихся отделившимися от православной церкви обществами и, 6) административная и судная церковная власть иногда терпит, из сожаления, в составе клира таких лиц, которые по своим «неблаговидным поступкам и порочному поведению» заслуживают лишения сана. VIII

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В действительности, однако же, мы не имеем достаточных оснований констатировать ни полного тождества, ни резкой, прямой противоположности внутреннего содержания двух различных актов, обязанных своим происхождением правящей иерархии и белому духовенству. Несомненно лишь одно: что, одинаково с св. Синодом, настаивая на необходимости возвратить церкви древнюю каноническую свободу и организовать церковное управление на соборных началах, Петербургское духовенство в своей “записке“ пошло уже значительно далее правящей иерархии в самом понимании принципа соборности церковного управления. Но обстоятельства происхождения “мнения группы столичных священников“, предназначенного к представлению высшему духовному начальству, видимо, оказали довольно неблагоприятное влияние на желательную ясность и определенность заключающихся в. нем взглядов и стремлений белого духовенства. Эта неясность и неопределенность наиболее ценных для нас мыслей о том, что, собственно, разумеется здесь под принципом соборности и как следует представлять себе нормальный состав и программу занятий будущего поместного собора, и составляют один из главных и существенных недостатков известной записки 32 столичных пастырей о необходимости перемен в русском церковном управлении. Более определенное и ясное отличие преобразовательных стремлений низшего, белого, духовенства от таких же пожеланий высшей правящей иерархии и более широкое понимание принципа соборности, который должен быть положен в основу всего реорганизованного церковного строя, проявились уже в последующих частных проектах и записках белого духовенства, вызванных газетными слухами о мнимо-предрешенном Синодом характере предстоящей церковной реформы. В этом отношении особенный интерес должна представлять для нас вполне откровенная записка небольшой группы провинциальных духовных лиц, направленная не “по начальству“, обычным официальным путем, а на суд общественного мнения, в редакцию одного из повременных изданий. Заявив о своей радости по поводу газетных известий о восстановлении патриаршества, авторы интересующей нас записки писали, 79 что, к сожалению, радость их не полна и не прочна, так как намеченная реформа, по-видимому, далеко не удовлетворит всех существенных потребностей церковной жизни. “Разве о патриархе печалилось наше сердце, – спрашивали они. – Разве в нем видели мы исцеление всех церковных недугов? Мы хорошо знали нашу церковную действительность, болели о ней и, не будем скрывать, негодовали на наш церковный строй и всей душой ждали его падения. Но ждали не только уничтожения обер-прокуратуры, а еще более того, что заключалось в ней и вытекало из нее – абсолютизма в церковном управлении“.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Такими образом высшее управление делами сербской церкви, по венгерскому закону, передано учреждению, похожему на парламент в котором участвуют не одни представители иерархии, но и лица светские, и притом же последние составляют преобладающее большинство. С первого взгляда может показаться, будто в этом узаконении нет ничего нового, будто в нём возобновлено прежнее национальное сербское учреждение в несколько новой форме. Но конгресс, узаконенный венгерской конституцией 1868 года, по своему значению представляет явление совсем отличное от древних сербских конгрессов. В прежнее время сербские конгрессы собирались очень редко, именно для выбора митрополита и для обсуждения при этом случае особых духовных и общественных нужд сербского народа. Они состояли из духовных и светских лиц, но такой состав их был совершенно естествен, так как при выборе митрополита в то время дело шло об избрании не только владыки духовного, но и главы народа сербского 34 , а также и рассуждения конгресса касались не одних церковных нужд, но и общественно-народных потребностей. Притом же рассуждения конгресса и основанные на них представления имели характер совещательный. Представления эти передавались на решение светского и духовного правительства по принадлежности. Не то сербский конгресс по настоящему закону. Теперь он представляет собою постоянный орган высшей церковно-правительственной власти в сербской церкви, регулярно собирающийся в известные сроки, если не помешает правительство. Ему принадлежит право законодательства в сербской церкви, с утверждением его законопроектов светской властью. Ему именно обязаны своим происхождением уставы, на основании которых производится теперь управление сербской церковью, из числа которых следует упомянуть, особенно так называемый императорский рескрипт 1868 года и статута конгресса 1875 г. В первом содержится положение об организации сербского церковного конгресса, о приходах, о содержании духовенства, о школах, о церковных имуществах, а во втором определяется пространство церковно-правительственных полномочий митрополита сербского, епископов и Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Первый из этих членов говорит о королевском церковном главенстве, а второй и третий читаются так: „что книга общих молитв и поставления епископов, пресвитеров и диаконов не содержит в себе ничего, противного слову Божию и законно может быть употребляема, а он сам при общественной молитве и совершении таинств будет употреблять форму, предписанную в этой книге и никакую другую“. „Что он признаёт книгу членов веры, установленную архиепископами и епископами обеих провинций и всем клиром в лондонской конвокации 1562-го года и изданную властью Её Величества, и верует, что все содержащиеся в ней члены согласны с словом Божиим“ 437 . Итак, в те самые годы, когда указывают исключительные примеры служения в англиканской церкви лиц пресвитерианского поставления, примас этой церкви решительно требует, чтобы никто не допускался к церковному служению иначе как по рукоположении согласно законам королевства, т. е от епископа, и по признании книги общих молитв и членов веры, т. е. и выраженного в них учения об иерархии. Правда, требования Уайтгифта не были актом парламента или конвокации, а потому пуритане желали видеть в них личное дело примаса и всеми силами старались ему противодействовать; однако их оппозиция не привела ни к чему. Епископы были на стороне примаса и строго настаивали на подписи этих, так называемых, „трёх членов“ (three articles), а отказывавшиеся от подписи лишались своих должностей 438 . Действовавшая в то время общецерковная практика не обнаруживает таким образом ни малейшего стремления уклониться по вопросу об иерархии хотя сколько-нибудь от установленного учения. Мало того, – впоследствии она получила и торжественное подтверждение. В начале царствовании Иакова 1 -го, на конвокации 1604-го года выработан и утверждён быль кодекс церковных законов, или так называемые ,,каноны“, которые, в количестве 141, и доселе пользуются в англиканской церкви признанным авторитетом. „Три члена“ архиепископа Уайтгифта полностью вошли в состав 36-го канона этого кодекса и получили таким образом формальное общецерковное признание 439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Должность эта возлагает на меня высшее духовное руководство религиозным обществом, члены которого насчитываются миллионами. Руководство же предполагает постоянные сношения во всесоюзном масштабе. При всем уклонении моем от всяких административно-правовых функций, деятельность моя требует известных форм и известных вспомогательных органов, существование которых невозможно без законной регистрации. Между тем иерархия нашей Православной Церкви (так называемой Тихоновской, т. е. Патриаршеской) до сих пор не имеет регистрации. Это не может не сопровождаться многими органическими неудобствами, придавая всей нашей деятельности характер какой-то нелегальности, хотя мы и не совершаем ничего, запрещённого законами республики. Все эти соображения, а также и то, что исправление мною должности грозит затянуться на неопределённое время, побуждает меня просить о регистрации иерархии Православной Русской Патриаршей Церкви, или так называемых староцерковников (в отличие от обновленцев, самосвятов и др.), и тем дать нам возможность совершенно легально и открыто осуществлять возлагаемые на нас правилами нашей веры обязанности духовного руководства нашей паствой, т. е. теми, кто добровольно признает нас своими руководителями. В частности, я прошу: 1 . Зарегистрировать меня, Сергия, митрополита Нижегородского (гр. Страгородского) в качестве временно исправляющего должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола (я подписываюсь за Патриаршего Место- блюстителя) и мою Канцелярию Московской Патриархии в составе заведующего и секретарей от двух до четырёх, а также переписчиков в нужном количестве, с правом иметь бланки и печать. Местопребывание моё и Канцелярии в Нижнем Новгороде временно с тем, чтобы по мере надобности впоследствии Канцелярия могла переселиться в Москву. Личный состав Канцелярии будет представлен по получении общего разрешения дополнительно. 2 . Дать распоряжение о зарегистрировании местными административными органами местной староцерковнической иерархии: епархиальных и викарных архиереев с правом иметь при себе Канцелярии (если нет других вспомогательных органов управления, как-то: епархиальных, викариатских, пресвитерских советов и под.), пользоваться бланками и печатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Итак, религиозный строй московского общества не был в заметной зависимости от устного проповедничества в храме. В древней Руси импровизация была весьма редким посетителем церкви, о котором мы узнаем главным образом по начальным страницам русской истории. В столетия, более близкие к эпохе преобразований народное сознание соединяло с храмом слишком возвышенное представление, которое не допускало сюда спешных и заурядных произведений человеческой мысли. В часы богослужения он был земным небом, на котором присутствовали сонмы ангелов и архангелов, принимавших участие в священнодействиях и в таинственном возношении молитв к Богу. Все человеческое исключалось отсюда, а потому и импровизация с ее постоянными недомолвками не имела доступа в земное вместилище божественной славы. Оберегая учение, которое в храме преподавалось в качестве общецерковного верования, иерархия не могла решиться на замену его случайными мудрованиями, и в состав богослужебного чина памятники учительного слова она привносила с раз­борчивостью 4 подобно тому, как с осмотрительностью новые памяти и службы допускала в оборот богослужебной практики. Было бы смелым в настоящее время предлагать употребление в церкви импровизированных молитв. Точно также в старину не могло быть и речи о повсеместном обычае устной проповеди за богослужением. Распространением христианского просвещения и церковностью быта наша древняя, отсталая Русь была обязана более книге, чем устному слову. Богослужебную проповедь в московские века заменяли так называемые уставные или соборные чтения, состоявшие из творений знаменитых отцов и учителей церкви, из житий святых и из других назидательных сочинений. Распадаясь на три главных и обширных отдела: житийный (минеи-четьи), похвальный (торжественники) и нравоучительный (златоустники), эти чтения, со стороны дидактических памятников, входивших в их состав, были шире преобладающего типа современной проповеди: уставное житие выдвигало живой образец христианского поведения, в похвальном слове отмечались светлые черты жизнедеятельности прославившегося подвижника, или же излагалась история праздника, возвышавшая настроение собравшихся; в нравоучительных наставлениях преподавались правила христианского образа жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

После получения отзывов и по итогам дискуссии проект «Временного положения о социальной и материальной поддержке епархиального клира, причта, сотрудников церковных учреждений, духовных учебных заведений и их семей», а также проекты документов «Критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов», «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви», «Предложения Церкви, государству и обществу относительно увековечения памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений», «Общественная деятельность православных христиан», «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных компаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» будут рассмотрены на пленуме Присутствия, который пройдет в Москве в с 28 по 30 января 2011 года в преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (журнал 61 от 26 июля 2010 года). Остальные документы, подготовленные комиссиями, будут рассмотрены на следующих заседаниях президиума Присутствия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить деятельность Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в 2010 году. 2. На основании предложений президиума Межсоборного присутствия включить в состав Присутствия по должности следующих лиц:   ЖУРНАЛ 118 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (Москва, 15-18 ноября 2010 г.). Справка: С 15 по 18 ноября 2010 года согласно постановлению Священного Синода (журнал 87 от 10 октября 2009 года) в Москве прошла VI Международная богословская конференция Русской Православной Церкви на тему «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». Организатором форума выступила Синодальная библейско-богословская комиссия.

http://patriarchia.ru/db/text/1368308.ht...

Синоним С. – минологий (см.: литургия). Наиболее известный – С. Константинопольской церкви, созданный, вероятно, в середине Х в. Впервые издан известным французским агиологом Ипполитом Делайе в 1902 г. Синаксис – собрание верующих христиан, которое сопровождалось божественной литургией; иногда сама религиозная церемония. Сингенис – дословно с греч. «родственники», большая византийская семья, нередко насчитывавшая до 20–30 человек. В ее состав входили не только муж и жена, но и их женатые родственники, усыновленные, принятые дети, братья, сестры, крестные-анадохи. См.: иофесия, адельфопойя. Синдота – снаряжение стратиота в складчину. Синергия – возможность путем саморегуляции приобщаться к божественной благодати, часть византийской картины мира, идеи всеединства. Синесий Киренский (ок. 370/375 – ок. 413/414 гг.) – выходец из древнего аристократического рода, язычник, принявший христианство, ритор, поэт и писатель, церковный и общественный деятель эпохи императора Аркадия I (395–408 гг.). Оказал важные услуги своему родному городу Кирене. В 410/411 г. избран епископом Птолемаиды, крупнейшего города провинции (эпархии) Верхняя Ливия на североафриканском побережье Средиземного моря. Его труды представляют собой смешение христианства и неоплатонизма. К ним относятся «Дион Хрисостом, или О его образе жизни» и гимны. Кроме того, до нас дошло около 170 писем С. К., большинство которых относится к последним годам его жизни. Некоторые из них содержат тексты проповедей, произнесенных им как архиереем. Деятельность С. К. может служить примером сосуществования христиан и язычников в переходное время. Синетейя – дополнительная денежная подать; см.: парколутемата. Синисфора – чрезвычайный налог золотом, который с согласия Патриарха Константинополя брался ромейским государством со всех церквей в пределах их возможностей. Синифия – дословно с греч. «обычай»; 1) плата за диплом на должность, исчисляемая по доходности поста; 2) плата за возведение в сан священника или производство в должность церковнослужителя (см.: церковная иерархия); 3) «обычное», пошлина в пользу сборщика налогов (1 милиарисий с каждой номисмы подати); 4) обозначение феодальной ренты в поздней Византии. Синкел – 1) византийский титул, чаще всего жаловавшийся высшим духовным лицам столицы и провинций; его обладатели входили в состав синклита; 2) советник при епископе или Патриархе; как почетное звание появился в Х в. В X-XI вв. С. был первым после Патриарха духовным лицом и являлся как бы его наследником. В Тактиконе Филофея 899 г. стоял выше митрополита. С середины XI в. и особенно при Комнинах этот титул теряет свое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учрежден Церковно-общественный оргкомитет празднования 1025-летия Крещения Руси 12 марта, 2013. Новостная служба Синод постановил просить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по изучении поступивших предложений, сформировать состав Организационного комитета. 12 марта. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 12 марта постановил учредить Церковно-общественный организационный комитет по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси (Журнал 11). Об этом сообщается на сайте Московского Патриархата . В оргкомитет под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла войдут митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, иерархи и представители общественности России, Украины и Белоруссии. Синод постановил просить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по изучении поступивших предложений, сформировать состав Организационного комитета. Синод также поставил направить Президентам России, Украины и Белоруссии предложения о взаимодействии государственной власти трех стран с Церковно-общественным оргкомитетом по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 августа, 2020 25 августа, 2020 28 декабря, 2023 17 июня, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 30 декабря, 2020 29 декабря, 2020 8 декабря, 2020 25 августа, 2020 25 августа, 2020 28 декабря, 2023 17 июня, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/uchrezhden-cerkovno-ob...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010