В евангелических церквах Германии высшая церковная власть принадлежит государю страны, который осуществляет ее или непосредственно, или через центральные учреждения, или наконец привлекая к участию в церковном правительстве церковно-общественный элемент. В незначительных по объему территориях высшая церковная власть государя осуществляется через консисторию, которая составляет единственную инстанцию, в более значительных существует еще обер-консистория, а в Пруссии высшая над консисторией инстанция носит название высшего церковного совета (Oberkirchenrath). Он составляется из духовных и светских членов под председательством светского и есть учреждение церковное, в компетенцию которого входят только внутренние церковные дела, между тем как jura majestatis circa sacra, т. е. те права, которые принадлежат государству по отношению к религиозным делам, осуществляются через государственные учреждения. Привлекаемый к участию в правительстве церковно-общественный элемент образует из себя генеральный синод, большинство членов которого состоит из духовных и светских депутатов, посылаемых провинциальными синодами, а часть назначается государем, или имеет звание членов в силу самой должности, как генерал суперинтенденты. Генеральный синод есть вообще орган церковного законодательства и созывается периодически (через 6 л.) государем, который утверждает принятые им законопроекты. Подпись президента высшего церковного совета не есть контрасигнирование с таким последствием, чтобы из него вытекала ответственность за содержание церковных законов и указов, исходящих от имени монарха, а есть просто удостоверение санкционирующей подписи монарха. За управление внутренними делами церкви не только монарх сам не несет ответственности, но и никто другой не подлежит той ответственности, к которой, в порядке государственного управления, привлекается контрасигнировавший тот или другой акт министр. В промежуточное время между закрытием генерального синода и открытием нового действует так называемое синодальное представительство или синодальный комитет (GeneralSynodalvorstand, General-Synodalausschuss) из нескольких лиц, выбираемых при закрытии генерального синода. Этот комитет не только подготовляет дела для будущего генерального синода, но и участвует в делах администрации и суда, действуя вместе с высшим церковным советом и усиливая личный состав этого последнего. § 79. Б. Центральная организация православных церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Нижеподписавшийся с 14 декабря 1925 года исправляет должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола, т.е. временно стоит во главе иерархии Русской Православной Церкви или Московского Патриархата, пределы которого совпадают с территорией СССР. Должность эта возлагает на меня высшее духовное руководство религиозным обществом, члены которого насчитываются миллионами. Руководство же предполагает постоянное сношение во всесоюзном масштабе. При всем уклонении моем от всяких административных функций деятельность моя требует известных форм и известных вспомогательных органов, существование которых невозможно без законной регистрации. Между тем иерархия нашей Православной Церкви (т. н. «Тихоновской», т. е. Патриаршей) до сих пор не имеет регистрации. Это не может не сопровождаться многими практическими неудобствами, придавая всей нашей деятельности характер какой-то нелегальности, хотя мы и не совершаем ничего запрещенного законами республики. Все эти соображения, а также и то, что исправление мною должности грозит затянуться на неопределенное время, побуждают меня просить о регистрации иерархии Православной Русской Патриаршей Церкви, или т.н. староцерковников (в отличие от обновленцев, самосвятов и др.) и тем дать нам возможность совершенно легально и открыто осуществлять возлагаемые на нас правилами нашей веры обязанности духовного руководства нашей паствы, т.е. тем, кто добровольно признает нас своими руководителями. В частности прошу: 1. Зарегистрировать меня, Сергия, митрополита Нижегородского (гр. Страгородского) в качестве временно исправляющего должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола (подписываюсь «за Патриаршего Местоблюстителя») и при мне «Канцелярия Московской Патриархии» в составе заведующего и секретарей (от 2 до 4), а также переписчиков в нужном количестве, с правом иметь бланки и печать. Местопребывание мое и Канцелярии в Н.Новгороде временно с тем, чтобы по мере надобности Канцелярия могла переместиться в Москву. Личный состав Канцелярии будет представлен по получении общего разрешения, дополнительно.

http://fond.ru/kalendar/954/petr/

Так как культ скопцов, как замечено уже выше, почти ничем не отличается от культа хлыстов, то и изложение того и другого мы не имеем в виду разделять; там, где встретятся разности между культом хлыстов и культом скопцов, эти разности будут указаны. Изложение же хлыстовско-скопческого культа мы начнем с обозрения тех частей его, которые сами по себе предшествуют совершению всякого богослужения и всякой веры. Именно, прежде всего мы рассмотрим устройство хлыстовско-скопческих кораблей (состав последних, права и обязанности членов их и проч.); далее определим место богослужебных собраний хлыстов и скопцов (устройство моленной комнаты – внешнее и внутреннее, ее освящение) и время, в какое собираются хлысты и скопцы для своих богомолений; наконец, обратим внимание на ту одежду, какую хлысты и скопцы употребляют во время своих богомолений. Изложивши эти стороны хлыстовско-скопческого культа, мы обратимся затем к подробному рассмотрению самого богослужения хлыстов и скопцов. И, во-первых, определим его общий характер и подробно рассмотрим главные части, его составляющие. Во-вторых, укажем виды хлыстовско-скопческого богослужения и изложим каждое богослужебное действие так, как оно приблизительно совершается у хлыстов и скопцов. Наконец, в-третьих, определивши взгляд хлыстов и скопцов на таинства, совершаемые в православной Церкви, укажем примеры совершения хлыстами и скопцами некоторых из этих таинств. Часть I 1) Устройство хлыстовско-скопческих кораблей Общество хлыстов и скопцов, как мы замечали уже выше, разделяется на множество отдельных общин, называемых „кораблями“ 1027 . Каждый корабль в управлении и отправлении богослужения совершенно независим от других. Отрицая в принципе священство в смысле отдельного сословия людей, как противоречащее будто бы идее о всеобщем священстве, хлысты и скопцы тем не менее на практике, не избежали того, что обыкновенно соединяется с именем иерархии. В каждом корабле, как у хлыстов, так и у скопцов, существуют особые лица, которые являются как бы носителями благодати и совершителями богослужения и которые, таким образом, образуют из себя нечто в роде иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Новости Епископ Лонгин считает недопустимым ставить под удар взаимоотношения народов России и Грузии в угоду политическим интересам 23.10.2006 15:12 Саратов, 23 октября. Член Общественной палаты РФ, епископ Саратовский и Вольский Лонгин заявил о недопустимости ситуации, когда под удар ставятся взаимоотношения между народами России и Грузии, передает " Интерфакс " . " Это (конфликт между Грузией и Россией - " ИФ " ) печальная страница нашей истории, наших отношений. Я очень переживаю из-за того, что происходит, поскольку из всех народов, населявших когда-то Советский Союз, грузины к нам, пожалуй, наиболее близки " , - заявил иерарх в интервью, которое публикует газета " Саратовский расклад " . Эта близость не надуманная, отметил епископ, " ведь мы - два единоверных народа " . И что бы сейчас ни утверждали " в каком-нибудь " Музее оккупации " в Тбилиси... но грузины добровольно входили в состав Российской империи " , подчеркнул епископ Лонгин. По его мнению, " связи, которые установились за более чем двести лет между двумя нашими народами, нельзя ставить по удар при выборе стратегии политической борьбы " . На взгляд епископа, в политической борьбе должны быть табу - это вопрос политической культуры " противоборствующих сторон " . " К сожалению, сегодня эти табу сняты. Однако отношения между русским и грузинским народами - ценность гораздо более важная, чем удовлетворение чьих-то сиюминутных интересов " , - добавил иерарх Русской Церкви. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В мае 1946 г. оказавшиеся на территории Германии иерархи Белорусской митрополии перешли в состав Русской Православной Церкви Заграницей. Подвернув резкому осуждению данное деяние, лидеры белорусских общественно-политических организаций диаспоры взяли курс на формирование независимой Белорусской Православной Церкви. При этом следует отметить, что в эмиграции действовало два белорусских правительства в изгнании, находившихся между собой в состоянии жесткой конкуренции – Рада Белорусской Народной Республики (БНР) и Белорусская Центральная Рада (БЦР). Обе организации ориентировались на проведение антисоветской борьбы, сохранение белорусских культурных и политических традиций, восстановление белорусской государственной независимости и создание независимой от Московского Патриархата Белорусской Православной Церкви. При этом БНР и БЦР рассматривали Константинопольский Патриархат в качестве кириархальной Церкви для православных белорусов, ожидая от Вселенского патриарха получения Томоса об автокефалии. Основное различие конфессиональной политики названных организаций заключалось в способе приобретения белорусской церковной независимости. Если руководство БЦР поддерживало стратегию организации белорусских приходов и епархий в составе Константинопольского Патриархата с последующей постановкой вопроса о даровании им канонической самостоятельности, то Рада БНР пошла по пути формирования структур Белорусской Автокефальной Православной Церкви с надеждой на последующее проведение переговоров относительно ее признания. Итогом реализации политического курса БЦР в религиозной сфере стало произошедшее в 1950–1970-е гг. формирование сети белорусских приходов на территории США, Канады, Великобритании и Австралии, пребывавших в составе Константинопольского Патриархата и обладавших высокой степенью автономии . На заседании Священного Синода Вселенского Патриархата, проходившем 6 мая 1971 г. под председательством патриарха Константинопольского Афинагора, состоялось принятие решения о создании белорусской епархии, объединяющей белорусские приходы в диаспоре . Принятие данного постановления руководство БЦР рассматривало в качестве первого шага к формированию каноническим путем автокефальной БПЦ. Более того, в случае падения коммунистического режима в Беларуси данная белорусская структура Константинопольского Патриархата должна была начать свою деятельность на белорусских территориях и заменить собою церковные структуры Русской Православной Церкви. Весьма важно отметить, что принятое в 1971 г. решение базировалось на признании Константинопольского Патриархата Церковью-Матерью для православных белорусов и не отменялось, что является потенциальной угрозой единству Белорусской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6192171

Ряд документов, одобренных президиумом Межсоборного присутствия в первом чтении, будут отправлены в епархии на отзыв и опубликованы с целью проведения общественной дискуссии 16 декабря 2010 г. 20:20 16 декабря 2010 года в ходе своего второго заседания президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви принял решение отправить на отзыв в епархии восемь документов, подготовленных комиссиями Присутствия. С целью проведения общественной дискуссии эти документы будут опубликованы на Официальном сайте Русской Православной Церкви, научном богословском портале «Богослов.ru» и в официальном блоге Межсоборного присутствия mpr.livejournal.com . На двух последних ресурсах открыта возможность оставлять комментарии к размещенным материалам. После получения отзывов и по итогам дискуссии проект «Временного положения о социальной и материальной поддержке епархиального клира, причта, сотрудников церковных учреждений, духовных учебных заведений и их семей» , а также проекты документов «Критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве» , «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» , «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов» , «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви» , «Предложения Церкви, государству и обществу относительно увековечения памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений» , «Общественная деятельность православных христиан» , «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных компаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» будут рассмотрены во втором чтении на пленуме Присутствия, который пройдет в Москве в конце января 2011 года. Кроме того, несколько документов президиум постановил направить в епархии для получения отзывов и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии в 2011 году после окончания работы пленума в феврале будущего года. На втором заседании президиума Присутствия были утверждены новый состав комиссий , график заседаний весенней сессии комиссий, темы для рассмотрения в комиссиях , принципы информационного освещения деятельности Присутствия. Ряд документов, вынесенных на президиум, будут рассмотрены в его следующем заседании. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1343143.ht...

и был опубликован в «Сборнике сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества» 13 . Необходимо отметить, что структура данного отчета во многом копировала более ранние документы о. Ст. Ландышева. В период с 1870 по 1916 гг. отчеты составлялись ежегодно. Однако отчеты за 1878 и 1903 гг. нам не удалось обнаружить. Возможно, в эти годы отчеты по каким-либо причинам не были изданы, а в известных нам архивных фондах не сохранились. Не был опубликован и отчет за 1916 г., но он сохранился в машинописном подлиннике 14 . В большинстве случаев отчеты печатались в Томске или Бийске отдельными брошюрами, а также в журналах «Томские епархиальные ведомости» и «Православный благовестник». Как правило, они лаконичны, но емки. Они содержат статистические данные о численности «православной паствы» и язычников, проживающих на территории действия миссии, о количестве храмовых построек и школ, сведения о перемещениях по службе её работников. Включалась в отчеты и информация об освящении вновь построенных церквей, о состоянии обучения в школах, благотворительной помощи населению и др. Нередко в них публиковались рассказы о различных «замечательных случаях» из жизни миссии. Некоторые отчеты начала XX в. более обширны за счет включенных туда записок миссионеров. Кроме того, в отчеты включались описания поездок церковных иерархов и начальников миссии по станам и приходам и т. д. Отчеты за 1870, 1889 15 и 1910 гг. 16 ценны тем, что в них даются систематические сведения обо всех отделениях Алтайской духовной миссии. Среди статистических источников важную роль играли справочники по Томской епархии за 1898/99, 1902/03, 1909/10 и 1914 гг. 17 В них отдельным разделом даны сведения об Алтайской духовной миссии. Информация по станам (отделениям) представлена краткая, но разнообразная. Это и состав прихода вместе с указанием расстояния от населенных пунктов до самостоятельной церкви, к которой они приписаны, состав служащих и их денежное содержание, наличие церковно-приходских школ, приходских попечительств и приютов.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Для водворения и укрепления дисциплины, которой обусловливается порядок в Церкви, безусловно необходимо, чтобы управление Церковью, как человеческим обществом, для осуществления целей небесной жизни, составлено было, как сказано выше, из лиц, кои были правильно избраны и законным порядком получили соответствующия их положению права. Это последнее имеет особенное значение в Церкви, в которой управление совершается по божественному полномочию, данному особым лицам, составляющим церковную иерархию. Согласно такому характеру этого полномочия, лица церковной иерархии получают его только по божественной благодати и благодатными средствами, кои установлены Божественным законом, которыя вследствии этого имеют абсолютное значение: без них нельзя вступить в состав церковной иерархии. Употребление для этого других средств противоречит Закону Божию, о потому преступно и подлежит наказанию. Между такими преступными средствами первое и главное место занимает симония  – получение дара священства за деньги  19 , что считалось самым гнусным делом и величайшим злодеянием у первых христиан. Этот взгляд на симонию становится тем резче, чем более с течением времени оказывалось безсовестных людей, впадавших в это злое и мерзкое дело. Св. отцы и учители Церкви не находят в своих творениях достаточно слов, чтобы заклеймить наибольшим позором симонию и симонистов. Также относились к этому и соборы всех веков (IV Bc. 2, VI Bc. 22, 23, VII Bc. 4, 5, 19, Вас. Вел. 90 и др.). Находя незаконным священный сан, полученный за деньги, правила не считают достаточным наказанием для симониста извержеиие его из сана, потому что от виновника отнималось бы только то, что ему не могло принадлежать, а самое злодеяние осталось бы безнаказанным; правило предписывает  также и отлучить симониста от общения церковного, т. е. налагает двойное наказание, что в других случаях теми-же правилами не допускается. Точно такому-же наказанию подвергается и продавший святыню, т. е. рукоположивший кого-либо за деньги. Симонией далее считается рукоположение или награждение за личную услугу Епископу, вследствие родственных или приятельских отношений (Ап. 76, 23 Ант.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Авторитет духовенства в России действительно был невысок, но вызывалось это явление не безверием и безрелигиозностью русского народа, а как раз наоборот, его повышенными религиозными требованиями, не находившими удовлетворения со стороны русского духовенства в массе. “Богоискательство” – чисто русское явление, рожденное именно на этой почве религиозной неудовлетворенности и одиночества духовного. Авторитет духовенства и не мог быть высоким при той кастовой организации, какая если не исключала, то во всяком случае сильно затрудняла доступ в его среду представителей других сословий. Причины этого последнего явления сложны, и я не буду их касаться, однако тот факт, что состав русского духовенства был ограничен рамками кастовой к нему принадлежности, а между “духовными” и светскими учебными заведениями стояла непроходимая стена, чрезвычайно резко отражался на его общем уровне. Можно сказать больше того. За последние 25–30 лет перед революцией служение Церкви в России сделалось как бы привилегией для детей церковных причетчиков, зажиточных крестьян и мещан, потому что даже дети бедного духовенства, в особенности городского, получали обыкновенно образование в светских учебных заведениях и не шли по стопам отцов, а устраивали свою будущность на разных поприщах государственной и общественной деятельности. В связи с этим и епископат пополнялся преимущественно представителями мало тронутого культурой русского простонародья. Такие иерархи, не соприкасавшиеся вовсе с интеллигенцией и не знавшие ее вплоть до епископской хиротонии, открывавшей им доступ в чуждую для них среду, относились к последней не только отрицательно, но часто даже враждебно. Воспитанные на началах оппозиции “дворянству”, как к таковому, в специфической обстановке домашнего очага, а затем в условиях семинарского быта, русские иерархи в большинстве случаев не только не умели приблизить к себе паству, но и не желали этого и не собирались входить в более тесное общение со средой, чуждой им и по рождению и по воспитанию.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

В первой половине XVI века накопилась в пределах константинопольской церкви масса сочинений о степенях родства 50 . Сочинения эти своим разнообразием разрешения вопросов о влиянии некоторых степеней родства и свойства на возможность заключения брака и на юридическую крепость состоявшегося между находившимся в таковых степенях родства брака производили в понятиях общества, в судебной практике и в жизни народонаселенья страшную путаницу и открывали путь к произволу иерархов и других лиц в отдельных случаях. Разнообразие в разрешении одинаковых случаев относительно заключения и расторжения браков между родственниками некоторых степеней свойства и родства, допускавшееся в разных епархиях одной и той же поместной церкви, достигло около половины XVI века такой степени, что канонисты, состоявшие при константинопольской патриархальной кафедре, и сами патриархи находили необходимым, с одной стороны, принять меры к ослаблению разнообразия и к введению возможного единства в поместной церкви в разрешении вопросов брачного права, находившихся в зависимости от понятий об объеме родственного круга, – с другой – дать общее для всех епархий, входивших в состав константинопольской церкви, руководственное сочинение при разрешении вопросов о степенях родства в отношении к браку. Такое руководственное сочинение составлено было в первой половине XVI века, при патриархе Иеремии I, великим ритором и хартофилаксом патриаршей великой церкви иеродиаконом Мануилом. Иеродиакон Мануил считался знаменитым ученым и канонистом своего времени. Но сохранившиеся доселе биографические сведения о нем весьма не сложны 51 . По одним указаниям, он родился во второй половине XV века в Коринфе, – в Пелопонезе, – а по другим – на острове Ксанфе; поэтому одни писатели называют его, по месту его происхождения, коринфским или пелопонезским (Κορινϑινς, Πελοποννσιος), а другие – ксанфянином (Ξανϑινς). После домашнего образования, Мануил учился в патриаршем константинопольском училище: был непосредственным учеником ученого руководителя этим училищем Матфея Камариота 52 ; по окончании курса в училище, он оставлен был при нем в качестве учителя; по смерти Камариота, сделался его приемником в отношении руководства училища; вместе с тем он занимал должности и исправлял обязанности „великого ритора и хартофилакса великой церкви» последовательно при трех патриархах: Пахомии (1506–1511 г.), Феолипте (1512–1520 г.) и Иеремии I (1521–1543 г.). Греческие писатели XVI века и ближайшие к его времени называли его σοφτατος κα ϑεολογικτατος. Он скончался около половины XVI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010