Рис. 187. Ранневизантийские бронзовые дверные ручки-кольца из раскопок потестарных зданий в районе малой агоры Надо полагать, он не был одинок в этом важном районе города. Напротив ворот «здания Г», через улицу, находились очень похожие на них по размеру и конструкции еще одни ворота (н) и две калитки (о – о), ведшие через ограду, видимо, в столь же большое здание «римско-византийской эпохи», разместившееся на месте смежных кварталов XXXIII и XXXIX, которое Κ. К. Косцюшко-Валюжинич открыл в 1905 г., но не смог продолжать раскопки по причине застроенности участка монастырскими строениями, в частности, церковью Семи священномучеников Херсонских (см.: рис. 185) 61 Ему удалось лишь установить, что проходивший здесь по центру главной улицы античный коллектор цемянкового водостока (г) был в раннее средневековье отчасти разобран и заменен на новый, состоявший из цемянкового канала яйцевидной формы, подобно обнаруженному в 1893 год у Западных городских ворот. Он проходил вдоль северной стороны улицы через короб очистительного колодца (ж), сложенного из каменных плит на прочной цемянке (рис. 189). Рис. 188. Находки, сделанные в 1903 г. во время раскопок помещений «здания Г» Особого внимания заслуживает частично раскопанное Κ. К. Косцюшко-Валюжиничем здание напротив отрезка 15-й поперечной улицы, шедшей от Южных ворот. Оно имело мощные стены толщиной от 2 до 5 м с контрфорсами, сложенными на известковом растворе, цемянковые и мощеные плинфой полы и небольшую внутреннюю баню с гипокаустом. Л. А. Голофаст предлагает интерпретировать его как еще одну правительственную резиденцию или преторий средневизантийского времени, который с перестройками просуществовал, как и «здание Г», до XIII в. 62 . Рис. 189. Водосток и каменный очистительный колодец византийского времени на главной продольной улице около малой агоры. Раскопки 1905 г. Еще одно здание с многочисленными помещениями бутовая на извести кладка которых сохранилась на высоту 0,8–1,42 м, занимало большую часть пространства к юго-западу от главной поперечной улицы (см.: рис. 185) 63 . Оно подверглось перестройкам в поздневизантийское время, но было сооружено, судя по всему, одновременно со «зданием Г». Как и у него, вдоль поперечной улицы следовал ряд помещений квадратной и прямоугольной формы 11, 15, 18–21, 23), тянувшихся до самых Мертвых ворот, причем два из них и 18) имели выходы на улицу и, следовательно, тоже могли быть самостоятельными эргастириями. Подобное прослеживается в византийских Сардах VII в., где, как показывают раскопки, было обнаружено множество эргастириев на основной улице – decumanus maximus, вполне аналогичной херсонской 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С захватом в 1460 г. турками Морейского деспотата на п-ове Мани начался период османского господства, во время к-рого постепенно сформировался градостроительный и культурный облик региона. Полуостров стратегического значения, его опытные в военном деле жители интересовали и турок, и венецианцев. До основания нового Греческого гос-ва в 1830 г. п-ов Мани сохранял относительную автономию в рамках Османской империи, т. к. для тур. властей было затруднительно контролировать эту местность. Жители имели права на ношение оружия и на аккордную уплату налогов. С сер. XVII в. из числа местных уроженцев назначался бей М. Привилегированное положение и приток беженцев из соседних областей привели к росту населения. В результате п-ов Мани стал самой густонаселенной областью Пелопоннеса с большой концентрацией жителей в южной, неплодородной части. Сложилась патриархальная система с особыми чертами, для к-рой была характерна боеготовность (маниоты считали себя потомками древних спартанцев), основными группами социально-общественной жизни стали вооруженные кровнородственные группы (роды) с наследственным устройством. Для продолжения рода допускалось двоеженство. Родовая организация имела отличия в Меса-Мани и Эксо-Мани, что отразилось на типах поселений. В Меса-Мани уже с визант. периода население было раздроблено на небольшие по числу жителей объединения - от 1 до 5 родов, которые жили гл. обр. в приморской местности, строили военные башни, имели коллективную собственность. В Эксо-Мани о более продвинутом социальном и экономическом развитии свидетельствуют довольно большие и средние по размеру поселения, где выделяются башенные жилища - укрепленные комплексы т. н. капитанов (местных наследственных предводителей). Перенаселение М. вызвало в XVI-XVII вв. поток эмигрантов в Италию и на принадлежавшие Венеции Ионические о-ва. Так, в 1674 г. род Ятрианосов-Медикосов переселился в Ливорно, в 1675 г. Стефанопулосы отправились на Корсику. Маниоты играли выдающуюся роль в антитур. восстаниях на Пелопоннесе.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

Но если так, то это было бы ещё бесспорнее при единичности описания для единого события. Здесь естественно возникает вопрос: почему же последнее не нашло своего выражения в одной редакции или в большем количестве изложений, аналогичных по своей взаимности теперешним Евангелиям? Ближайший ответ на это может быть, конечно, тот, что только четыре Евангельские истории написаны «самовидцами и слугами слова» и потому лишь они имеют авторитетно-обязательное значение. Само собою понятно, что этим собственно удостоверяется факт, но объяснения ещё не дается так как – далее – нам желательно бы знать причину, по которой не все Апостолы передали в письмена свои πομνημονεματα, а только четыре, причем двое из них даже не были непосредственными спутниками Господа в период его земного служения. В этом случае речь, очевидно, идет о внутреннем мотиве священнописательской деятельности, руководимой Духом Божиим, намерения Коего неисследимы для нас и не могут быть постигнуты вполне. Посему мы должны ограничиться приблизительно-вероятным решением, несколько освещающим этот предмет. Для этого возьмем за пункт отправления известное нам понятие о Евангелии. Оно есть божественное дело искупления всех людей и, следовательно, должно быть достоянием всего мира. К достижению именно этой цели и служила апостольская проповедь , бывшая по заповеди Спасителя главнейшею и существеннейшею целью их благовестничества; литература не составляла для них прямой обязанности и явилась позднее, по особым требованиям времени и обстоятельств в восполнение и замену устного оглашения. Для выполнения этой задачи, там и тут необходимо было раскрывать совершённое Христом избавление человечества в такой форме, чтобы оно стало доступным для всех и в Иерусалиме, и в Иудее с Самарией, и даже на краю земли ( Деян. 1:8 ), а по содержанию и размеру должно было обнимать исторический факт с возможною всесторонностью. При рассуждении о четверичном числе Евангелий и надо специально соображать эту двоякую миссию – стремление удовлетворить нуждам всего тогдашнего мира и дать ему самый предмет во всей полноте, дабы все люди сделались причастниками всего богатства спасительной благодати Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Рассудив так, Алиса спокойно стала спускаться по трубе. Изнутри труба была покрыта сажей и постепенно сужалась. Но Алисе не было страшно. Неожиданно труба расширилась так, что Алиса чуть не грохнулась вниз. Внизу стало светлее. Алиса догадалась, что добралась до конца трубы, под ней уже камин — большая, подобная туристической палатке по форме и размеру, холодная печь. Теперь надо спрыгнуть. И как можно тише. Но как можно тише не получилось. Алиса сорвалась и грохнулась в пепел. — Ой! — послышался крик. И тут же раздался второй детский голос: — Скорее вызывай стражу! Это убийца! Алиса догадалась, что слышит голоса перепуганных ее падением принцев. Но появление стражи ее совсем не устраивало. Алиса попыталась как можно быстрее выбраться из камина. Ей удалось высунуть голову наружу и громко прошептать: — Спокойно, детки! Это я — Алиса! Младший принц Дик заплакал. Эдуард сообразил, что шума лучше не поднимать. — Какая Алиса? — спросил он негромко. — Помоги мне вылезти… и поймешь. — Я ее знаю! — Маленький Дик перестал плакать. — Это наша Алиса. Это мой друг Алиса! Алиса пришла! Она нас освободит! — Утихомирь ты его, а то стража прибежит, — сказала Алиса и стала вылезать из камина. Дик подбежал было к ней, но при виде черного человека с белыми зубами замер и принялся рыдать. — Это же сажа! — Алиса догадалась, почему Дик испугался. — Это черная сажа из трубы. Я же к вам с крыши пробралась — иначе ваших стражников не обмануть! — Алиса, — бросился к ней маленький Дик, — уведи нас к маме! Они здесь такие злые! Я боюсь! Эдди был старше и старался держать себя в руках. Этот мальчик никогда не забывал, что он — король Англии. — Ты молодец, — сказал он, — что пробралась к нам. Я тебя награжу. — Эдди! — улыбнулась Алиса. — Мы с тобой не во дворце и даже не на свободе. И я не могу здесь долго задерживаться. У вас есть бумага и перо? — Зачем? — удивился Дик. Он стоял рядом с Алисой, крепко взяв ее за руку, и смотрел снизу вверх. — Зачем? — повторил Дик. — Написать письмо маме. Она так переживает.

http://azbyka.ru/fiction/alisa-i-ee-druz...

Курант – приспособление с плоским основанием, которым мастера растирают на твердой поверхности пигменты для порошкового состояния. В старину иконописцы использовали каменные куранты, современные художники чаще применяют стеклянные. Курант по размеру руки называется ручником. Лампемзель (лапка) – веерообразная кисточка из беличьего хвоста длиной 4–5 см, с приклеенным в центре кусочком картона, на длинной ручке. Лампемзелем мастер поддевает лист золота и накладывает его на поверхность иконы при золочении. Левкас – иконный грунт из хорошо просеянного мела, замешенного на жидком рыбьем (мездровом) клее, с добавлением растительного масла для прочности и меда для эластичности. Вместо мела иногда используют алебастр или гипс с добавлением сухих белил. Левкас наносят на иконную доску или паволоку в несколько слоев специальной деревянной лопаткой – палемкой, а затем выравнивают металлической пластинкой – поскребаночкой или гремком. Паволокой (поволокой) иконописцы называют шелк, холст, серпянку или любую др. ткань с редким переплетением нитей, смоченную в клее. В XVIII–XIX вв. для маленьких икон в качестве паволоки применяли писчую бумагу, а для больших – редкую льняную ткань, тонкое льняное полотно фабричной выработки или разные сорта хлопчатобумажной ткани. Паволоку накладывают на доску для предохранения иконы от растрескивания. Побел – жидкая смесь клея и мела, которую наносят несколько раз тонкими слоями на иконную доску перед левкасом. Побел улучшает прочность иконного грунта. Подпуск (подпуст, попуск) – клеящий состав под золото. Подрумянка – составная краска, состоящая чаще всего из смеси охры и киновари, для наведения румянца при написании ликов. Подручник – приспособление в виде небольшой скамеечки для упора руки во время написания иконы. Полимент – жидкий, быстро сохнущий состав из красно-желтых земляных, мелко растертых красок (охра, сиена, умбра) и яичного белка с добавлением небольшого количества растительных или животных жиров. Его накладывают кистью на левкас под позолоту для усиления золотого блеска. Полимент применяется с конца XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Автор должен серьёзно поработать над собою в этом отношении. При отмеченных недостатках, сочинение, как сказано, отличается выдающимися достоинствами, а потому для степени кандидата более чем достаточно». 35) Исправляющего должность доцента Евгения Воронцова о сочинении студента Смирнова Алексея на тему: «Культ Ваала по данным Библии и истории древних культов»: «Сочинение Г. Смирнова представляет всестороннее исследование о культе Ваала. В предисловии автор занимается вопросом о значении изучения культа Ваала для историка античной культуры и в частности для библеиста-археолога, перечисляет источники для изучения баализма и их критикует. Самая трактация предмета исследования распадается на 3 главы: в первой главе автор даёт исторический очерк баализма у народов древнего востока, во второй главе, наибольшей по размеру и центральной по содержанию, он излагает доктрину баализма и описывает его культовые формы и, наконец, в 3 главе – сообщает о модификациях культа Ваала, точнее, его девиациях. Сочинение г. Смирнова как в своей схеме, так и в детальном изложении предмета исследования производит самое благоприятное впечатление, как труд, безусловно, тщательно продуманный и опирающийся на обширное изучение источников —185— и пособий на русском и немецком языках. Из частных погрешностей укажем на возможность опустить без существенных влияний на концепцию сочинения внешней (политической) истории Финикии и на некоторую неточность в транскрипции еврейских слов. Степени кандидата богословия г. Смирнов вполне заслуживает с нарочитою похвалою его научной любознательности». 36) Ректора Академии Епископа Евдокима о сочинении студента Соколова Дмитрия (Виф.) на тему: «Значение творений древних подвижников Церкви для современного пастыря-учителя»: «Мне давно хотелось заняться изучением аскетической литературы. Когда я был ещё в семинарии, при встрече, знакомстве и посещении сельских священников я часто заглядывал в их библиотеки и, к моему удивлению и разочарованию, очень редко и редко находил в этих библиотеках творения св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§ 17. Помощь может быть оказываема преимущественно натурой: вещами, земледельческими орудиями и пр. Высшая по размеру помощь – это покупка скота: рабочей лошади или коровы в крайне нуждающуюся семью: вообще, пока средства „взаимопомощи” скудны, возможна лишь необходимая для крестьянина насущная помощь; денежная помощь не желательна и возможна в редких случаях. § 18. Пользоваться средствами „взаимопомощи” могут лишь лица безукоризненного поведения, каковы должны быть все христиане; кроме того, раз допустивший обман навсегда лишается общественной помощи. § 19. Помощь от Общества может быть оказываема по преимуществу заимообразно без процентов: тогда расписку получивший помощь оставляет (только на память) в книге расходов у председателя Общества. И пусть хранит данное слово обещания; а если не возвратит взятое, Бог да рассудит его с братией его, которых он обмануть решился. § 20. Сообразуясь со средствами „взаимопомощи”, в исключительных обстоятельствах, председатель общества входит в Совет Братства Св. Гурия за разрешением истратить денег свыше ста рублей по мере необходимости из сумм, хранящихся в Сберегательной Кассе. V. Управление делами Общества. § 21. Управление текущими делами „взаимопомощи” лежит на председателе под постоянным контролем Совета Братства Св. Гурия. § 22. Ввиду того, что т. н. „общих собраний” членов общества быть не может по невозможности собрать „общественников”, председатель должен стремиться всеми средствами свою деятельность отдавать на общественную проверку. Епархиальный и уездный наблюдатели, епархиальные и уездные миссионеры, благочинный должны помочь председателю в этом деле, так, что ежемесячно деятельность „взаимопомощи” должна быть проконтролирована, и подпись смотревшего общественные книги должна быть оставлена в особой памятной книжке. § 23. Выдача пособий производится председателем Общества при участии двоих (кроме него) членов благотворителей. Постановление о выдаче утверждается подписями членов в приходо-расходной книге. VI. Делопроизводство в „обществе взаимопомощи”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, перефразируя известную поговорку про Юпитера и быка, мы можем с полным основанием сказать: – Что позволено бактерии, не позволено быку. То есть, приводить в качестве доказательства возможности эволюции быков по механизму случайные мутации+естественный отбор – примеры мелких генетических изменений у бактерий – не слишком корректно (или даже совсем не корректно). 11.1. Трудно быть Богом? А теперь предлагаю немного потренироваться, попробовав себя в роли создателя живых организмов. Представьте, что Вам дали задание – создать животное размером примерно с тигра. Понятно, что популяции таких животных в дикой природе не смогут составлять многие миллиарды особей. Иначе никакой еды на них не напасешься. И так же понятно, что достигать половозрелости всего за несколько часов такие животные тоже не смогут. Животные подобного размера должны будут долго расти, чтобы достигнуть размеров, близких к размеру тигра. То есть, созданное Вами животное подобного размера просто обязано будет иметь низкую численность популяций, и низкую скорость смены поколений. Но ведь в окружающей среде, в которую Вы должны будете выпустить это животное, наверняка происходят какие-то колебания. И если Вы хотите, чтобы созданное Вами животное, выпущенное в дикую природу, не вымерло сразу же после выпуска, Вы обязаны предусмотреть для этого животного какие-то специальные механизмы , которые позволят ему быстро и эффективно реагировать на неизбежно появляющиеся новые вызовы среды (в том числе, и непредсказуемые). Понятно, что тупой естественный отбор случайных мутаций, с попыткой поиска именно того мутантного «тигра», который сумеет выжить в новой ситуации, здесь не подойдет . Этот механизм в данном случае недопустимо медленный и расточительный. Здесь можно провести хорошую аналогию с хакерскими атаками. Допустим, имеется задача взломать какую-нибудь систему безопасности, подобрав к ней ключ доступа. Профессиональным хакерам хорошо знаком термин « brute force search», то есть, взлом пароля методом «грубой силы». Это когда необходимый пароль подбирается наиболее тупым способом – путем полного перебора всех возможных вариантов (вплоть до того момента, пока нужная комбинация не совпадёт с одним из вариантов перебора).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Напротив дома – небольшой причал в воде с привязанной к нему лодочкой. В общем такая приятная «идиллия», мечта каждого уставшего от суеты двадцатого века обычного горожанина. Все детально прописано на этой картине, пусть она даже огромна по размеру, нет в ней ни малейшего недостатка, но тем не менее это все еще не реальность, это только иллюзия, поскольку она всего лишь на плоскости картины. Ей не хватает еще одного измерения – объема, которое превратило бы ее в действительно существующее пространство. Итак, мы можем только смотреть на этот прекрасный вид гор и озера, можем только воображать, только мечтать об этом чудесном месте, где нам было бы так хорошо пожить, только представлять плеск воды, свежий ветерок, дыхание леса, пение птиц и тому подобное. Однако если бы мы могли каким-то чудесным образом – не мечтательно и не иллюзорно, а действительно – приложить к этой плоской картине третье измерение, дать ей глубину, то она стала бы настоящим жизненным пространством и мы смогли бы гулять по этому лесу, плыть по озеру на той лодочке, удить рыбу, отдыхать в том домике, да и вообще остаться жить до конца дней в этом прекрасном уголке. Это новое измерение дало бы нам область для деятельности, открыло дверь в новый мир, предоставило возможность пользоваться свободой избирать одно, отвергать другое, жить в том мире, который был для нас до сих пор только мечтой, только сладким сном. Или вот еще один образ. Мы сидим в купе поезда, который монотонно и лениво ползет по рельсам; однообразно стучат колеса. Влечет он нас в далекий город, где мы должны будем продолжать свою полную скучных забот жизнь. Где-то далеко позади, в том городе, где мы родились и жили, остался «путаный клубок» бессмысленных дел, слов, знакомств, радостей-горестей, много всяких мелочей житейских, а где-то далеко впереди, там, куда везет нас этот поезд, опять ждет нас все то же «фараоново рабство», «плинфоделание», опять та же хлопотливо-суетная возня, нагромождение пустых фраз, дел, знакомств. И вот полусонно, безучастно смотрим мы в запыленное окно, вздрагивая в такт толчкам поезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Свет же, падающий из купола и гранящийся в мелких формах тромпов и парусов, кажется пронзительным, вызывает ощущение диссонанса. Снаружи преобладают те же эффекты, лишь «разбавленные» большей нарядностью здания, связанной с употреблением резных рельефов. Важно, что пропорции декора (имеются в виду пилястры, полуколонки, аркатурные пояса и обломы) были определены уже в самой первой работе пришлой артели, а затем оставались неизменными независимо от размера зданий. Именно это сопоставление – стандарта декора с размерами храмов – во многом определяет несхожесть памятников, имеющих идентичную общую схему. Особенность Андреевского собора в этом ряду – необыкновенная высота прясел, контрастирующая с низко поставленными узкими оконными проемами простого профиля, а также с имеющей широкий шаг, а потому кажущейся очень хрупкой аркатурой. В результате прясла между завершениями закомар и оконными проемами оказываются пустыми и невероятно напряженными. Размещение в люнетах закомар немногочисленных и небольших по размеру рельефов (некоторые из них сохранились, но трудно установить их реальное положение, поскольку собор был перестроен и рельефы демонтированы) не уменьшало этого напряжения, а скорее подчеркивало его. Аркатурный пояс, как обычно, размещен в уровне отлива стен и даже его консоли совпадают с уровнем пят сводов под хорами. Шаг аркатуры, повсюду одинаковый, на всех фасадах и во всех пряслах становится более широким в одной арочке над порталом, по центральной оси. Это уширение вынужденное: оно произошло из-за невозможности вписать в центральное широкое прясло кратное число колонок без сбивки ритма (как это случилось, например, в Кидекше). Здесь аркатура идеально вписана в киоты» (внутренние поля) прясел, образованные лопатками, переходящими в нижней части стен в стилобат. Выше аркатурного пояса профилей лопаток и совпадающих с ними обводок закомар становится в три раза больше: как уже говорилось, эта черта станет обычной, разница лишь в количестве умножения. В Успенском соборе впервые употреблены положенные на пилястры полуколонки с коринфскими капителями и базами: их введение придало фасадам большую завершенность и нарядность. На углах полукололонки отсутствуют, остро выступающие лопатки выявляют четкость очертаний основного куба здания. Широкие романские перспективные порталы с полуциркульными резными архивольтами оснащены базами и капителями. Апсиды (они не уцелели) также имели полуколонии, завершенные аркадой. Особенно сложно и нарядно был убран барабан, окна которого вписаны в спаренные колонки с капителями и арочным завершением. Все в целом, конечно, делало облик Андреевского собора роскошно украшенным, «стильным», соответствующим высоким вкусам столичной культуры, олицетворением которой Андрей мечтал сделать Владимир. Собор имел и наружную роспись, счастливо уцелевшую благодаря обстройке 1185 г.: в арках колонного фриза были изображены пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010