Главным же предметом пастырской попечительности в этом отношении должны быть: бедные, бесприютные сироты и убогие. Если эти несчастные находятся, по словам псалмопевца ( Пс.9:35 ), под особенным покровительством Господа, то служителю алтаря Божия естественнее всего с отеческим участием входить в их положение и всеми мерами заботиться об облегчении их участи, по примеру святых апостолов и св. отцов Церкви Христовой, являвшихся образцами христианской благотворительности ( Гал.2:10 , Деян.20:35 ). Подражая пастырям Церкви апостольской ( 1Кор.16:1 ; 2Кор.8:19 ), священник должен располагать и прихожан своих к попечению о бедных, призывая их к учреждению на местные средства: дневных приютов для малолетних, первоначальных школ для обучения грамотности, больниц, богаделен, вспомогательных касс и т.п. б) Неправильность ухода за новорожденными младенцами, ненормальность дальнейшего физического воспитания детей и незнание прихожанами самых необходимых мер предосторожности во время появления заразительных болезней весьма гибельно отзываются на здоровье и жизни местного народонаселения. Долг пастыря, стоящего по своему развитию и познаниям выше большинства своих прихожан, оказать им, при таких обстоятельствах, возможное свое содействие благоразумным советом и практическою помощью. Он должен учить повивальных бабок главным приемам разумного обращения с родильницами и новорожденными; выяснять всем прихожанам необходимость своевременного привития оспы детям, содержания их в чистоте, тепле и опрятности; знакомить прихожан с правилами диэтетики, гигиены и главными мерами предосторожности при распространении заразительных болезней как среди людей, так и животных и т.п. в) Наконец, священник обязан учить своих прихожан трудолюбию, руководить их в благоразумном распоряжении рабочими силами и временем и дорожить теми сбережениями, которые составляют плод тяжелого их труда. Самым удобным случаем для подобного рода пастырских наставлений и практических указаний может быть, конечно, совершение священниками богослужения пред началом полевых работ; но внимательный к нуждам прихода пастырь воспользуется и всяким другим обстоятельством, открывающим ему повод к частным собеседованиям с его прихожанами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Клир (греч. клэрос – жребий), духовенство, причт – это совокупность всех священнослужителей и церковнослужителей одного храма. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов. Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослужение, называется церковнослужитель. Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными. Церковнослужитель – низший клирик, над которым Таинство Священства не совершается. Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. Другое название, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, – алтарник. Сейчас в обязанности алтарника входит: 1) возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения; 2) подготовка облачения для священников и дьяконов; 3) подготовка просфор, вина, воды и ладана; 4) разжигание угля и подготовка кадила; 5) помощь дьякону во время Причащения мирян; 6) необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб; 7) содержание в чистоте алтаря; 8) чтение во время богослужения; 9) колокольный звон до и во время богослужений. Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами. В первоначальной Церкви функции, аналогичные тем, что сейчас исполняют алтарники, были возложены на так называемых аколуфов, которые были низшими служителями. Слово «аколуф» означает «спутник», «служитель своего господина в пути». Церковнослужители (нынешние алтарники) делились на несколько групп, имевших определенные обязанности: 1) иподьяконы (в древней Церкви – субдьяконы); 2) чтецы (псаломщики); 3) пономари; 4) певцы (канонархи) церковного хора. Чтецы были известны еще в ветхозаветной Церкви. Во время богослужения они читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное ( Неем. 8; 8 ). Сам Господь Иисус Христос, придя в Назарет, вошел в день субботний в синагогу, и встал читать ( Лк. 4; 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Поэтому Вальсамон производит название сакеллия от σακλλα – темница, и по его словопроизводству сакеллий означает темничного стража – начальника темницы. Впоследствии времени нашли сходство между патриаршей темницей и монастырями, а потому и название великого сакеллария, управлявшего монастырями, своего рода темницами, стали производить также от слова σακλλα – темница («О должн. и учрежд. по церк. управлению в древней Вост. церкви» Иером. Павла. Спб. 1857 г. стр. 50–51, прим.). в) Скевофилаксы. С умножением церковных имуществу состоявших в поместьях и домах со всеми их принадлежностями, с умножением казны церковной, увеличивалось и благолепие храмов и число священных вещей, необходимых для богослужения и придававших благолепие оному. И сама Церковь , владея большими средствами, обращала внимание на благолепие храмов и заботилась о богатстве и красоте церковной утвари; и верующие с усердием жертвовали такие вещи, который могли служить к украшению храмов и. благолепию богослужения. Для хранения богатой утвари, содержания в порядке и чистоте и для лучшего и правильного употребления оной при богослужении нужны были особые лица, которые заведовали бы всеми церковными вещами, – сосудами, одеждами и пр. Такие лица и были учреждены под именем скевофилаксов (σχεος – сосуд, и φυλσσω – стерегу, охраняю) – сосудохранителей, а при церквях, наиболее богатых утварью, как напр. при великой Константинопольской церкви было даже но несколько скевофилаксов. По узаконениям императора Ираклия определено было в великой церкви Константинопольской быть 12 скевофилаксам, – 4 пресвитерам, 6 диаконам и 2 чтецам («О должн. и учрежд. по церковн. управл. в древневосточной Церкви». Проф. Спб. семин. соборн. иером. Павла. Спб. 1857 г. стр. 55). г) Начальники богоугодных заведений. По отделении имуществ собственно церковных, употреблявшихся на служителей алтаря и на разные церковные потребности, от имуществ, назначенных для дел благотворительности, последние перешли в ближайшее распоряжение начальников благотворительных заведений. Состоя под главным смотрительством епископа и под ближайшим наблюдением хорепископов и экономов, начальники богоугодных заведений принадлежали к клиру (св. Златоуст считал особенно приличными должности при этих заведениях для пресвитеров – бесед. 86 на Мф.; сн. IV Всел. Соб. пр. 8) и назывались по имени тех заведений, при которых служили: – странноприимцами, если служили при странноприимницах; попечителями о больных, если состояли при больницах; питателями бедных, сирот и попечителями о старцах, если пеклись о бедных, сиротах и старцах (там же стр. 59). IV. Должностные лица по суду церковному

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Преподобный Александр скончался в 1479 году, на 2–й день Св. Пасхи, 20 апреля, на 52–м году своей жизни. Почувствовав приближение кончины, преподобный созвал братию и, поручив попечение о ней и обители старшему брату Леонтию, предрек, что вскоре будут приходить в обитель иноки, клирики и игумены, которые расхитят и разгонят собранное им стадо – но претерпевшие до конца спасутся. «Молебников себе имейте, – говорил он плачущей братии, – великого чудотворца Николая, и когда Господь посетит вас скорбью, даст Он и доброго строителя. Вы свято исполняйте монастырские правила, и тогда обитель ваша исполнится обилием духовных благ и множеством братии». Благословив каждого инока и приняв св. Тайны, преп. Александр мирно почил, тихо произнеся такую молитву: «Владыко Человеколюбце! сподоби мя стать одесную Тебя, когда сядешь во славе Твоей судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его». И по смерти лицо его не почернело, свидетельствуя о чистоте его духа. Он был погребен по правую сторону алтаря в созданной им церкви. Последовавшие же чудеса ясно говорили о небесном ходатайстве почившего за призывающих его с верой и любовью. По преданию преподобный Александр были среднего роста. Волосы имел и небольшую бороду русые, густые, лицо его было «сухо», а кроткий взор его добрых очей сразу располагал к нему сердца обращавшихся к нему. Когда скончался преп. Александр (20 апр. 1479 г.), то, в течение следующих за сим 8 лет, в обители его происходили нестроения, как предрек преподобный, так и случилось. В Ошевенский монастырь стали приходить священники, клирики, монахи и миряне, которые, пожив недолго, уходили и уносили из монастырского имущества, кто что мог. Так было разграблено все имущество, земельные же владения стали расхищать соседние крестьяне. С расстройством хозяйства, оскудели и средства содержания, так, что иноки принуждены были разойтись. При опустелых церквах осталось только пять иноков, но и те были – частью больные, частью, преклонные возрастом, старцы. Оставшиеся часто горевали и не знали, как избавиться от бедности, но их утешал один инок, хотя и не ученый, однако, глубоко верующий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Ему посвящено несколько страниц «Журналов и Протоколов» 47 сего Присутствия. Так, на заседании IV отдела Присутствия 20 и 21 марта 1906 года были сообщены отзывы епархиальных преосвященных о восстановлении древнего церковного института диаконисс, и после обсуждения принято было постановление: «Желательно восстановление института диаконисс – в особенности в тех приходах, где существуют женские благотворительные кружки; из числа этих, преданных Церкви женщин достойнейшие девственницы или вдовицы, достигшие 40-летнего возраста, могли бы быть посвящаемы в диакониссы по чину, который существовал в древности. Круг их деятельности: забота о чистоте храма, особенно же научение взрослых грамоте и молитвам, и участие во всех делах благотворения в приходе». На заседании соединенных отделов IV и VII 20 апреля 1906 года был заслушан доклад протоиерея А. П. Мальцева «О внутренней миссии за границей, в том числе и диакониссах, как одном из органов этой миссии» 48 . На заседании, проходившем 7 июня, тот же отдел, рассмотрев проект «Правил для жизни и деятельности православных диаконисс», составленный протоиереем Ф. Успенским, одобрил его и постановил приложить к нормальному уставу православных приходов, к примечанию § 12, что и было сделано 49 . [Приводим эти правила 50 : 1 . Диакониссами называются православные христианки, изъявившие желание быть постоянными служительницами Церкви Христовой и принявшие на такое служение посвящение от архиерея. 2 . Причисляясь к клиру церковному, диакониссы служат храму Божию и приходу. 3 . Служение храму состоит в трудах по соблюдению чистоты в нем, по содержанию в исправности священных облачений и церковной утвари и вообще в содействии благолепию храма Божия. Примечание. Для уборки алтаря диакониссам, как посвящен-ным дозволяется входить в оный, но воспрещается касаться престола и напрестольной утвари. 4 . Присутствуя за богослужением, диакониссы наблюдают за поведением в храме женщин и детей, помогают подносить детей к причащению, в случаях крещения взрослых лиц женского пола диакониссы услуживают при крещении таковых и вообще содействуют поддержанию порядка при богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В этом году в жизни Марфо-Мариинской обители милосердия произошли важные события. 23 февраля исполнилось 105 лет со дня основания обители. 30 мая Священный Синод принял решение о присвоении Обители статуса ставропигиального монастыря. А 1 ноября в Марфо-Мариинской обители пройдут торжества в честь 150-летия со дня рождения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Об истории Марфо-Мариинской обители и о ее жизни сегодня мы беседуем с игуменией Елисаветой (Поздняковой). – Матушка Елисавета, как сообщалось на сайте Патриархии, 30 мая 2014 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразована в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елисавете. Что имеется в виду под «особым укладом жизни»? – Создавая свою Обитель, Великая княгиня Елисавета Феодоровна видела ее отличной от обычного монастыря. К монашеству она относилась очень трепетно и желала его для себя, но считала, что монашеское служение несовместимо с социальной деятельностью. Великая княгиня стремилась найти такую форму общежития и служения, которая позволяла бы сестрам соединить монашеский уклад жизни со служением ближним. После долгих поисков она обратилась к опыту древней церкви, к служению диаконисс. В древней Церкви диакониссами назывались женщины, решившие посвятить свою жизнь служению Богу и жившие при храме. Было две ступени посвящения диаконисс. Первая – диакониссы по одеянию – предполагала посвящение женщин от 25 до 40 лет, в обязанности которых входила в основном помощь нуждающимся членам церковной общины. Вторая ступень (после 40 лет) – диакониссы по рукоположению (хиротессии) – предполагала вступление женщины в клир, помощь священнику при совершении таинства крещения, поддержание порядка на женской половине (в древней Церкви мужчины и женщины стояли в разных частях храма, имевших отдельные входы), содержание в чистоте алтаря. Елисавета Феодоровна считала приемлемой для сестер своей Обители только первую, начальную ступень посвящения диаконисс, которые бы жили в Обители по уставу общежительного монастыря, носили особую одежду и занимались служением нуждающимся. В качестве второй ступени Елисавета Феодоровна предполагала постриг в мантию – монашество. Великая княгиня считала невозможным для современных женщин рукоположение, введение в клир, из-за их излишней самостоятельности и своеволия.

http://pravoslavie.ru/74777.html

Пусть же поймет православный народ, что его хотят лишить храмов Божиих с их святынями. Раз уничтожается всякая собственность Церкви, нельзя и жертвовать чего-либо в ее пользу, ибо все пожертвованное, по замыслу декрета, у ней отнимается. Содержание монастырей, церквей и духовенства становится тем самым невозможным. Но этого мало. Вследствие отобрания типографий стесняется самая возможность самостоятельного издания Церковью святого евангелия, всех вообще священных и богослужебных книг в должной чистоте и неповрежденности. Рядом с этим декрет посягает и на пастырей Церкви. Объявляя, что никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от своих гражданских обязанностей, он тем самым обрекает их к несению воинской повинности, воспрещенной им 83 правилом свв. апостолов. Вместе с сим служители алтаря отстраняются от воспитания народа. Самое преподавание Закона Божия в школах не только государственных, но и частных не допускается; тем самым все духовно-учебные заведения обрекаются на закрытие. Церкви пресекается самая возможность воспитывать пастырей. Объявляя, что «действия государственных или иных государственно-правовых и общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями», декрет тем самым кощунственно разрывает связь государства с какой бы то ни было святыней веры. На основании всего вышеизложенного Священный Собор постановляет: 1) Изданный Советом народных комиссаров декрет об отделении Церкви от Государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения. 2) Всякое участие как в … враждебного Церкви узаконения … так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к Православной Церкви и навлекает на виновных лиц православного исповедания тягчайшии церковные кары вплоть до отлучения от Церкви (в последование 73 правилу Свв. Апостол и 13 правилу 7-го Вселенского Собора). Памятуя о молитвах святых подвижников, коими неоднократно в дни тяжких испытаний народных спасалась Россия, Собор призывает весь народ православный ныне, как и встарь, сплотиться вокруг храмов и монастырских обителей для защиты попираемой святыни. Терпят поругание и пастыри и овцы стада Христова; но Бог поругаем не бывает. Да совершится же праведный суд Божий над дерзновенными хулителями и гонителями Церкви. И пусть помнят все верные ее сыны: нам приходится вести борьбу против темных деяний сынов погибели за все то, что нам православным и русским дорого и свято, за все то, без чего и самая жизнь не может иметь для нас цены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О себе Кронштадтский Чудотворец свидетельствует: «Когда я занимаюсь проповедничеством, тогда я счастлив и у меня отрада на душе» (2: 272). Кронштадтский Служитель Божий указывает и неисчерпаемый источник для проповедника. «Служебник, Требник и церковные книги после Священного Писания да будут у тебя главным источником и руководством при составлении катихизических бесед» (2: 33). «Церковные книги – богатейший рудник мыслей святых и возвышенных для проповедника. Но этот прекрасный рудник и малоизвестен, потому что его не понимают. Извлечь его из этой неизвестности и выставить его в общепонятной форме, выразить языком живым и общепонятным» (2: 484). Но какова бы ни была по своему содержанию проповедь, как бы она ни была построена – по всем правилам ораторства, останется кимвалом звучащим ( 1Кор. 13, 1 ), если слову проповедника не соответствует его жизнь. «Тебе дано право учительства – и ты учишь других всенародно, во храме торжественно, жить в чистоте и святости, по-христиански. А сам делаешь то, чему учишь других? – вопрошает святой Иоанн. – Ведь ты учишь других для дела, то есть чтобы они исполняли на деле то, чему учишь; что же ты сам прежде в своей жизни не осуществляешь преподаваемых тобой правил жизни? “Научая убо иного, себе ли не учиши”» ( Рим. 2, 21 ) (1: 125). «Если ты не возвещаешь истины Божией своей жизнью, своими делами, не только устами, чем ты отличаешься от бездушной персти? Что за пользы от твоей жизни? Лучше снизойди в нетление. Ты – бесполезный груз» (1: 51). Чтобы слово было действенно, сильно (2: 447), стремися «жить по заповедям до второго пришествия Господа Иисуса Христа» (1: 431), почитай волю Божию «выше всего» (2: 23), старайся «жить благочестиво: все благочестивые сильны в слове» (2: 227). В храме, дома, на улице – везде помни, думай, исполняй и говори себе: «На меня смотрит Царь Небесный, Пречистая Матерь Его, Воинство Небесное (и оно точно всегда тебя видит: от невещественных умов стены не закрывают нас) и все Святые, и старайся вести себя как можно святее, как можно осторожнее» (2:106). Короче, служитель Алтаря обязан привлекать к Церкви своим словом и примером жизни, подвизаться так, «чтобы за ним, как за Христом, народ ходил» (2: 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

—285— одного, имеющего балл ниже 4, именно студентам IV-ro курса Павлу Борисовскому и Ивану Попову. II. Занятия Правления Академии Занятия Правления, согласно требованию академического устава, состояли в приеме, хранении и расходовании сумм, поступающих на содержание Академии, в своевременном, наиболее выгодном заготовлении материалов и припасов, вообще в управлении хозяйственною частью, в наблюдении за порядком и чистотою в зданиях Академии и содержанием их в чистоте и исправности. Кроме того, предметом занятий Правления были и некоторые другие дела по административной, учебной и воспитательной частям. Главные источники доходов, оставаясь теми же, что и в предшествовавшем году, в течение отчетного года получили следующие приращения. 1) Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Леонтий Митрополит Московский и Коломенский, пожертвовал из сумм Московской кафедры на увеличение домовой академической церкви 3 тысячи рублей. Староста академической церкви Московский купец Николай Н. Дружинин принял на себя возобновление и восполнение иконостаса, икон, подсвечников, паникадила, сооружение престола и жертвенника и возобновление и восполнение всей утвари церковной. Почетный блюститель Академии Московский же купец Николай Мих. Федюкин принял на себя все работы с материалом по пристройке алтаря. От других благотворителей для той же цели поступило 1266 рублей. 2) Его Преосвященство, Преосвященнейший Иоанникий, Епископ Владикавказский представил в Правление Академии 5500 рублей, в 5% облигациях третьего Восточного Займа и 4% облигациях первого, третьего и четвертого внутреннего займа, для учреждения при Академии на проценты с сего капитала стипендии имени покойного Ректора Академии протоиерея Александра Васильевича Горского для одного из недостаточных студентов, преимущественно вдового, облеченного саном диакона. Расходование сумм производилось, по мере надобности, —286— согласно со сметою, назначением сумм и особыми постановлениями и предписаниями начальства. Главные предметы по содержанию студентов и академических зданий приобретаемы были с торгов, остальные – хозяйственным способом. Деятельность Правления Академии, как по экономической, так и по другим частям, была контролируема Высокопреосвященным Митрополитом Московским по журналам Правления, а по окончании сметного года – Ревизионным Комитетом по отчетам и другим документам, при чем Комитет производил экстраординарное освидетельствование наличности сумм, находящихся в ведении Правления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот же дух, естественно, должен был являться с особенной силой среди клириков, коль скоро они изначально призваны созидать человеческие души " во всяком благочестии и чистоте " . И поскольку епископы, пресвитеры и диаконы имели непосредственное отношение к приношениям мирян, то апостолы установили правило: " Повелеваем епископу иметь власть над церковным имением/имуществом/. Если драгоценные человеческие души ему вверены быть должны; то насколько важнее заповедать о деньгах, чтобы он всем распоряжался по своей власти, и требующим через пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим и со всяким благоговением..., чтобы они не терпели недостатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил, чтобы служащие алтарю от алтаря питались; так же как и воин никогда не поднимет оружие на врага для своего пропитания " (Апост. 41). Это правило не проводит никакой взаимосвязи между объемом служения и количеством выплачиваемых денег. Главный критерий размера выплат здесь, чтобы требующие содержания " не терпели недостатка ни в каком отношении " . Священник и диакон имеют право на необходимое содержание, которое должно отделятся им от приношений, но доля его определяется не от длительности или вида богослужений, а от их реальных потребностей. Эта мысль подтверждается и следующим апостольским правилом: " Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, кому-нибудь из клира нуждающемуся не подаст потребного: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, как убивший брата своего " (Апост. 59). Ныне в Русской Православной Церкви все более укореняется совершенно иной принцип материального обеспечения членов клира. Размер вознаграждения теперь ставится в зависимость от " объема выполненных услуг " . В иных местах установлена месячная " зарплата " (!) клирика, которая вычисляется путем перемножения общего времени его богослужебных действий на некий коэффициент в рублях, то есть производится " сдельно-повременная " (иногда и с учетом " разряда " ) оплата труда священнослужителя, превращающая Божию службу в торговый договор. Допустимо ли это с канонической точки зрения? Не является ли такая система оплаты грубейшим нарушением духа и буквы апостольских постановлений и узаконенной симонией? Несомненно является! И это не может в свою очередь не привести страшным последствиям в духовной жизни Церкви. Безблагодатное денежное служение лишает церковную общину жизни во Христе, обессиливает Церковь, как оплот совести и любви, как крепкое и авторитетное основание общественной нравственности и морали. Но самое главное, узаконенное богослужение " за мзду " удаляет Церковь от Бога, превращает ее в некую земную социально-финансовую корпорацию, которая уже не способна быть Христовым Телом и решать возложенную на нее Богом задачу спасения человеков.

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/03/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010