Присносущный свет божества ныне, вещественнее проник наши очи, наши души, наши сердца и утробы, нежели сердца и очи святых Апостолов на Фаворе. Но потому самому, что мы теперь стоим на такой высоте благодати, упиваясь сладостью от тука дома Божия, и сознанием, что с нами и в нас Господь славы, потому самому да не смежим, братия, очей наших, подобно ученикам Фаворским. Помните слово Пророка: есть мрежи и на высотах Итаврийских ( Ос. 5:1 ), точно также, как и в долинах Самарийских. Помните, что эта самая высота благодатного состояния требует от вас сугубого бодрствования и полного духовного трезвления, чтобы не пасть долу. Вы приняли в себя святейшую Евхаристию, умейте же сохранить в себе эту неизреченную тайну в чистоте боголепной. Я не говорю, чтобы вам, при содействии сего божественного дара, восстановить себя всецело и утвердиться непоколебимо и навсегда в состоянии святости и правды; знаю, что такое состояние есть удел обновленного неба, а не этой растленной земли; знаю, что там, за пределами земли и времени, когда мы истее причастимся пашей пасхи – Христа, Сам Бог даст нам блаженную невозможность оскорблять Его величество нашими неправдами. Но я хочу сказать, что, приняв святые и животворящие тайны Христовы, вы неотменно должны усугубить, сколько возможно, ваше внимание к своему поведению. Спасительный страх Божий, отрезвляя ваш ум, вашу волю и ваше сердце, пусть предизмеряет и все ваши шаги на обновленной стезе жизни, чтобы не преткнуться, а тем паче, не обратиться вспять, к прежним греховным наклонностям и привычкам «Отшед от алтаря святого, говорит св. Златоуст при подобном случае: противопоставь соблазнам чувств, более (чем когда-либо) твердости, а опасностям, – бдения и осторожности; удаляйся от всех предметов и лиц, некогда прельщавших твое сердце; находи удовольствие в занятиях святых и в исправлении твоих обязанностей». Братия, слова Богопрославленного витии объемлют собой все, о чем бы я мог и хотел сказать вам еще, и потому, заключая мое приветствие, прибавлю только одно: если вы хотите сохранить в себе навсегда принятую вами часть Господню, если для вас вожделенно удержать себя на той духовной высоте, на которую поставлены вы принятой вами святыней: то, усилив внимание к себе самим и умножив духовное бодрствование над движениями мысли и чувства, умножьте и ваши воздыхания и молитвы к Сладчайшему Господу Иисусу, чтобы Он, Святейший, благоволив внити под кров душ наших, умножил в вас силу благодати Своей, Сам предохраняя вас от соблазнов и преткновений, и Сам же поддерживая и возгнетая, по временам, в духе вашем благодатный огнь стремления и любви ко всему, что истинно и честно, праведно и свято. Тогда принятый вами дар небесный сохранится в вас и сохранит вас во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

В каждой работе иконописец старается создать законченный, сложившийся колористический строй, и, несмотря на различные комбинации цветов, этот строй всегда будет отражать то состояние души, в котором художник сам пребывает. Поэтому древние иконы своим прекрасным, одухотворенным колоритом, можно сказать, свидетельствуют о чистоте души своих авторов. Символическое толкование цвета, когда мы говорим о том, что этот цвет означает это, а вот этот – то, не отражает весь спектр задач, стоящих перед иконописцем. Мне всегда казалось, что отношение цветов в иконе несет в себе некий психологический импульс. Постимпрессионисты, жившие в конце XIX века, считали своим открытием то, что цвет можно воспринимать не только ассоциативно, но и психологически, то есть цветовые сочетания рождают эмоциональный посыл, и, если это сочетание тонко прочувствовано и передано, возникает цветовая содержательность и гармония. Но это «новое» оказалось, как часто бывает, «забытым старым», потому что и средневековое, и более раннее искусство пользовалось такого рода принципом цветовых построений. Кто-то может сказать, что, мол, любые сочетания цветов рождают свои импульсы. С этим даже можно согласиться, но только нужны-то не любые, а передающие красоту, духовность Божественного мира. Сошествие Духа Святого на Апостолов. Мозаика купола в монастыре Осиос Лукас в Фокиде. XI век – Иногда архитектура диктует композицию. Вы писали Сошествие Святого Духа на апостолов в куполе Троицкого Собора в Дивеево, как раз используя вариант из Сан-Марко или более раннюю мозаику в монастыре Осиос Лукас в Фокиде. Но для народов просто не хватило места в архитектуре, правильно? – Да, без внимания к архитектуре не обойтись. Но мы подумали, раз не получается изобразить народы земные, может быть мы – те люди, которые приходят в церковь, стоят под куполом, тоже тот народ, который уловляется апостолами. – Расскажите, какие варианты Пятидесятницы вы еще писали. – Дважды я писал Пятидесятницу в Троицком соборе Пахомиево-Нерехтского монастыря: на западной стене алтаря и в одном из лепестков свода. На всех четырех лепестках – различные изображения Троицы: Троица в виде трех Ангелов, затем Пятидесятница, которая тоже являет нам образ Троицы, Крещение Господне, где Отец является в Гласе, Сын – в образе Человека и Святой Дух – в виде голубя, и Преображение.

http://pravoslavie.ru/146637.html

Снимать свечи с подсвечников можно было только тогда, когда они догорали. Владыка всегда строго следил, чтобы антиминс, богослужебные сосуды, престол и жертвенник содержались в должной чистоте. Помню, как владыка служил в будний день на одном приходе. Раскрыв антиминс, владыка покачал головой и начал губой (так называется напрестольная губка) собирать частицы. Настоятель, повернувшись к стоявшим в алтаре, взволнованно спросил: – Что он там нашел? Я вчера специально всё почистил. Владыка, узнав потом об этом вопросе, сказал: – Хотелось бы знать, что он сделал с теми частицами, он ведь вчера не служил. На Пасхальной седмице, в Светлую Субботу, царские врата после литургии не затворялись. Перед всенощной 9-й час пелся по-пасхальному. Царские врата затворялись на «Господи, воззвах» при словах «Дверем заключенным...» Вечерня и утреня на отдание Пасхи совершались по уставу Пасхальной седмицы. Часы пелись, в том числе и 9-й час, перед самой всенощной; этим заканчивалось отдание Пасхи. На литургии Вознесения возглас «Всегда, ныне и присно и во веки веков» владыка делал сам, и во время него батюшки снимали плащаницу с престола и полагали на горнее место. При словах: «С миром изыдем» – владыка благословлял молящихся. Во время всенощной на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, перед полиелеем, владыка посылал меня пригласить всех трех- и четырехлетних девочек со свечами стоять у подножия солеи. В начале полиелея владыка выносил из алтаря икону праздника, и девочки сопровождали его до аналоя, оставаясь по сторонам до прикладывания (к иконе). К сожалению, этот обычай не привился. За литургией, во время «Верую», когда по уставу положено священнослужителям говорить друг другу: «Христос посреди нас», владыка учил, что младший должен приветствовать старшего, на что старший отвечает: «И есть, и будет». В пасхальный период младший приветствует словами «Христос воскресе», на что старший отвечает: «Воистину воскресе». Во время евхаристического канона, при благословении Даров, все сослужащие должны были подходить к престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

С другой стороны, эти блаженства указывают, что подражающие Спасителю приемлют их от Него. Они достигают блаженств в том порядке, как Он изрек их. То есть: сделавшись сначала нищими ради Христа, уже потом они являются кроткими; точно так же, явившись кроткими и бесстрастными, алчут правды; от правды переходят к милости; от милости же – к чистоте души; от чистоты души – к любви к ближнему и заботливости о мире его. Потом возводятся и к совершеннейшей любви, любви к Богу, и, ревнуя о Его истине и правде, терпят гонения, ещё более страдают, подвергаются поношению и изгоняются за благочестие и веру, переносят клевету за имя Господне и, страдая, радуются. И возрадуются, и взыграют тогда, потому что велика их награда на небесах ( Лк. 6:23 ). Итак, эти блаженства читают как учение Спасителя и Евангелие и вместо отрывков из Апостола и Божественного Евангелия. Затем трижды поют о словах разбойника Господу, сказанных на кресте, о его молитве, через которую он обрёл рай, относя его вопль к Троице и прося у Неё рая. Далее читают то, что читается всеми вне алтаря и на литургии, – троичное славословие Ангелов: «Свят, Свят, Свят», потом « Символ веры », молитву об оставлении нам всех согрешений, молитву, данную Спасителем, за которой следуют сообразные с днём тропари, сорок раз «Господи, помилуй», по чину последований. После этого идут псалмы в благодарение за все дары Божии и за потребное для пищи: «Благословлю Господа» и: «вознесу тя, Боже мой». Между тем раздается для нашего освящения антидор, и затем делается отпуст. 295. О вечерне и о том, что преимущественно три службы начинаются у престола и у него заканчиваются: утреня, Божественная литургия и вечерня Вечерня, как и утреня, совершается торжественнее и важнее, так как трижды днем три славословия Святой Троицы возносятся для Её исповедания и прославления, как мы только что сказали. Они начинаются у престола, у престола же священником и оканчиваются. Это – утреня, таинство таинств – священная литургия и вечерня. Потому каждый из верующих обязательно должен слушать упомянутые славословия ежедневно и по возможности заботиться о других.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

В 7-м часу за о.Иоанном приехал сам губернатор. Батюшка уже был на пристани с народом. Утреню и вслед за нею литургию – конечно, при огромном стечении народа – он совершал в соборе, в сослужении десяти священников; а по окончании литургии – молебствие на особо устроенном помосте среди площади. Выход на площадь снова напомнил что-то библейское. Это было умилительное, чудное зрелище: бедные и больные бросились к ногам о.Иоанна; матери со слезами умиления поднимали на руках своих детей; дети простирали к нему руки; все взывали к избраннику Божию о помощи и утешении. Отец Иоанн, видимо, сильно возбужденный и как бы приподнятый над уровнем обычного состояния духа после высочайших моментов живого, сердечного общения с Богом через умиленную молитву, исполненный Духа Святого от теснейшего общения с Ним в таинстве искренно совершенной им Евхаристии (Причащения), предстоял народу в величии бесхитростной прямоты веры, в неотразимой обаятельности небесной чистоты и в могуществе всепобеждающей силы Божественной любви! Это был момент, наиболее ясно и наглядно показывавший, в чем кроется сущность и сила неотразимого обаяния сего молитвенника Церкви Христовой и почему таким естественным является повсеместное, не иначе как восторженно-умиленное всенародное преклонение пред этой могучей христиански-нравственной силой. Этот момент достоин того, чтобы на нем остановиться, – хотя слово человеческое здесь является бессильным. Отойдя от алтаря Господня, где о.Иоанн только что пребывал в личном, живом общении с Верховным Личным Существом, он казался явившимся из иной страны, страны Света и Правды, Милости, Любви и Добра. Глядя на истинного Божия служителя в этот момент, всякий беспристрастный человек видел, что это был... просто истинный человек, посланный Богом в мир грешных и скорбных людей; весь прозрачный в детской чистоте; доверчивый, благожелательный, любвеобильный; но сильный и твердый в своей чистоте. На нем был отпечаток того Личного Духа, Который с кроткою любовию, но вместе и с властным спокойствием свободно взирал через него на мятущуюся в грехах и скорбях, в земных заботах и вожделениях толпу людей; людей, удрученных бременем самохотных стремлений, но теперь склоняющихся пред обилием духовного света и величием нравственной силы, и ищущих – лишь как милости – прощения и освежения, утешения и подкрепления.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Несомненно имеют, потому что каждая молитва есть сама по себе утешение, а молитва литургическая есть не только молитва, но само слово Божие, с принесением бескровной жертвы. 1081. Имеют ли духовное утешение те верующие, которые не по своей вине не могли присутствовать при совершении Святой Литургии? Также имеют, потому что бескровная жертва приносится за всех людей, и в возносимых молитвах верующие молятся за живых и умерших, а также и за тех, которые отсутствуют по своим немощам и болезням. 1082. Кто при Святой Литургии имеет наибольшее духовное утешение? Наибольшее духовное утешение имеют те, которые удостоились принятия Святых Таин. 1083. О чем нам напоминает песнь «Видехом свет истинный»? Эта песнь нам напоминает: 1) что Господь Иисус Христос есть истинный Свет; 2) что мы обрели веру истинную, преподанную нашим предкам святыми Кириллом и Мефодием, и потому эту веру мы должны сохранить в чистоте и неповрежденности, как дар Божий. 1084. Чем кончается Святая Литургия? Святая Литургия кончается: 1) благодарением; 2) заамвонной молитвой; 3) пением «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века»; 4) благословением; 5) отпустом. 1085. Почему мы благодарим Бога при окончании Святой Литургии? При окончании Святой Литургии мы должны благодарить Бога за то, что Он удостоил нас участвовать при принесении бескровной жертвы. 1086. Почему последняя молитва Святой Литургии называется заамвонной? Эта молитва называется заамвонной потому, что произносит ее священник вне алтаря, за амвоном. 1087. Почему священник произносит эту молитву за амвоном? Священник произносит эту молитву за амвоном, чтобы показать, что он с верующими находится в полном единении. 1088. Какие Литургии служатся в Православной Церкви? В Православной Церкви служатся три Литургии, а именно: 1) Литургия святого Иоанна Златоуста ; 2) Литургия святого Василия Великого ; 3) Литургия Преждеосвященных Даров. 1089. Какая разница между Литургией святого Иоанна Златоустог о и святого Василия Великого ? Разница между этими Литургиями та, что некоторые молитвы Литургии святого Иоанна Златоустог о короче.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем!» Пресвитер продолжает воспоминать втайне Предтечу Крестителя Иоанна и славных Апостолов, и всех Святых, коих молитвами просит Бога посетить нас и помянуть всех усопших в надежде Воскресения живота вечного. Потом же поминает и всех живых, всякое епископство православных, и весь священнический чин, всю Кафолическую Церковь , Благочестивого Государя, и Августейший Дом Его, палату и воинство, дабы мы в тишине их пожили тихое и мирное житие во всяком благочестии и чистоте, и возглашает, как служитель алтаря, о своих духовных властях: «в первых помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод, их же даруй святым Твоим Церквам в мире целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея Истины». Лики ответствуют: «и всех и вся», ибо в сие время Диакон читает втайне у Престола имена живых, о коих приносится жертва. Священник же, не преставая от ревностной молитвы за всю Вселенную просить Господа ниспослать на всех Свои милости и помянуть град, в коем живем, и всякой град и страну, и верою в них живущих, плавающих, путешествующих, недугующих, страждующих, плененных, плодоносящих и добродеющих во святых церквах и поминающих убогия. «И даждь нам, – возглашает он, – наконец едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». Ибо сия есть христианская цель всякой молитвы, достойной Господа, «желающего всем спастися и в разум истины приити» ( 1Тим. 2:4 ). И поскольку нет спасения, без веры в распятого за нас Искупителя, Священник оканчивает молитву Апостольским желанием: «да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Опять исходит к народу Диакон, опять повторяет молитвы, произнесенные после Великого Входа, прежде всего приглашая верных, помянувши всех Святых, помолиться о принесенных и освященных Дарах: «дабы человеколюбец Бог, приняв их во святый и пренебесный мысленный свой жертвенник, в воню благоухания духовного ниспослал нам Божественную благодать и Дар Святого Духа» и оканчивает ектению, испрашивая соединение веры и причастия Святого Духа, чтобы предать самих себя и друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В толковании на 15-е пр. Халк. соб.: «В диакониссы поставляти жену, не прежде четыредесяти лет возраста, и притом по тщательном испытании...» объясняет, почему настоящий собор, а также и Трулльский (в 14-е и 15-е пр.) установил для рукополагаемой в диакониссу 40-летний возраст, тогда как Ап. Павел в послании к Тимофею говорит: «вдовица да причитается не меньши лет шестидесятих». «... Говорят, – пишет Зонара, – что Апостол определил о вдовах, а этот собор о девах. Та женщина, которая до 40-летнего возраста соблюла себя в чистоте и пребыла не испытавшей удовольствия от сообщения с мужем, и приняла служение диакониссы, кажется, не легко может склониться к браку и придти к желанию смешения, которого еще не испытала. А вдова, наслаждавшаяся ложем мужа и вкусившая удовольствия с мужем, может быть более склонна к этой страсти...» В толковании на 7-е пр. Трул. соб. Зонара указывает, как можно объяснить то обстоятельство, что в настоящем правиле, по-видимому, за одно и тоже преступление, которое предусматривается и в 18-м пр. 1-го всел. соб., положено иное наказание, чем в этом последнем. Вот подлинные слова Зонары: «18-е пр. первого Никейского соб. повелевает, чтобы диаконы не сидели среди пресвитеров, а не повинующиеся должны прекратить свое диаконство. А настоящее правило тем, которые дерзновенно и бесстыдно садятся выше пресвитеров, в наказание за их дерзость полагает не лишение диаконства, а понижение в собственной их степени. Ибо если, напр., оказавший подобное бесстыдство и занявший место выше пресвитеров состоял в высшей степени между остальными диаконами; то должен быть низведен на последнее место и быть ниже всех ... Итак, каким же образом первое из сих правил наказывает строже того, кто сел среди пресвитеров, так как отставляет его от диаконства, а это назначает более легкое наказание тому, кто сел выше пресвитера, и только низводит его на последнее место в собственной его степени? Говорят, что правило первого собора говорит о тех, которые садятся среди пресвитеров в алтаре во время священнодействия, когда они в особенности обязаны исполнять обязанности диакона и служить священникам и предстоять пред ними; а правило этого собора говорит о тех, которые вне алтаря, на каком-нибудь седалище займут место выше пресвитеров, ибо хотя и повсюду диаконы обязаны воздавать честь священникам, но особенно при священнослужении».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

1 Декабря 1836 года. 3. Вы устрашились страха тамо идеже не бе страх. Загляните в свою совесть, согласны ли клеветы, будто бы наносимый на вас о монашестве? Благодарении премилосердому Господу! вы пребываете во исповедании Православной веры , несомненно со святою Церковью всегда сообщаетесь, и никакого противного оной мудрования, – не имеете; все это Бог Сердцеведец видит и не попустит торжествовать лжи, восстающей против вас. Разве грехов ради или испытания ради веры вашей и любви к Нему пошлет какую скорбь, но Он же силен и паки свободить; только вы будьте великодушны и веруйте, что без Его воли и попущения ничего не будет; малодушием же себя повреждаете. Равно и о пострижении вашем вы должны быть спокойны: вы не сами на себя падали образ сей; но на сие была воля Начальницы, и не в угле сие учинено, но торжественно в церкви священно-монахом, служителем алтаря Христова; вы тут вины никакой не имеете, ежели и без позволения это сделано, все не ваша воля была; хоть бы вздумали и лишить вас сего образа, примите великодушно, не по вине какой, но вменяя себя недостойными грехов ради, и не без воли Божией случится, воли же Его кто противится может? а между тем премилосердый Господь силен избавить вас от всех сих искушений и скорбей; только живите мирно между собою, а ненавидящих вас прощайте. Вручая вас покрову Божию, посылаем вам и всем вашим о Христе сестрам недостойное наше благословение, и остаемся ваши недостойные богомольцы многогрешный И. Л. и многогрешный И. М. 31 Марта 1837 года. 4. Достопочтиннейшая о Господе мати Павлина! Сердечно радуемся, что удостоила, тебя Господь облещись во образ Ангельский, поздравляем тебя с ним, и всеусердно желаема, да поможет тебе Господь сохранит звание сие в чистоте душевной и телесной; и сподобит. Причастницею быти духовных Своих дарований, а в будущем веке сопричтет части святых и преподобных. Своих отец и матерей: Олимпиады, Евпраксии, Февронии, Феоктисты, Матроны, Макрины, Анастасии, Мелании, Ефросинии, Феодоры и прочих святых матерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Такие успехи убедили архиереев РПЦЗ в необходимости скорейшей архиерейской хиротонии Русанцова., которая и состоялась 10 февраля 1991 г. По сообщению журнала РПЦЗ, " В хиротонии участвовали: преосвященный Антоний, архиепископ Женевский и Западно-Европейский, Марк, архиепископ Берлинский и Германский, Варнава, епископ Каннский, и епископ Григорий. После торжества хиротонии и вручения владыке Валентину архиерейского жезла, за праздничной трапезой, были оглашены поздравления новопоставленному архиерею. Владыка Валентин был весьма тронут проявленным к нему вниманием и тепло поблагодарил всех преосвященных участников хиротонии и вообще всех потрудившихся для устройства этого торжества " В июне 1990 года в Суздале богослужение в Цареконстантиновском храме совершили епископы Берлинский и Германский Марк, Тамбовский и Моршанский Лазарь и Манхэттенский Иларион. Это был первый случай открытого служения в России иерархов РПЦЗ. Затем иерархи РПЦЗ, в том числе архиепископ Марк, не раз бывали в Суздале и служили вместе с Русанцовым. Рукоположенный Валентином епископ Феодор Гинеевский вспоминал об особенностях богослужебной практики архиепископа Марка, во время его служения в Суздале: " Потом были там священнослужители Моск. Патриархии. И он чтобы показать, как он всегда поступает канонически, велел их всех выгнать из алтаря, у нас нет общения, и они не могут выйти на литию и в церкви стоять. Правда... потом разрешил им облачиться. Но зато показал нам, как он ревнует, якобы, о чистоте Церкви. Когда рукополагали такого о. Иннокентия (Вениаминова) в сан диакона, то после рукоположения нужно было дать ему служебник. Священник говорит: дайте служебник владыке. И подали ему служебник Моск. Патриархии. Он так брезгливо двумя пальчиками взял и говорит: " Возьмите эту пакость от меня. Дайте настоящий служебник " . И ему дали служебник дореволюционного издания. " Вот это настоящий служебник. Вот только этим нужно пользоваться " Вскоре РПЦЗ поручила Русанцову заботиться о душах всех православных жителей России, признав его законным главой российских приходов. 7 мая 1991 г. он получил указ главы РПЦЗ: " Ваш титул епископа Суздальского и Владимирского Российской Православной Церкви указывает на область, вверенную Вашему архиерейскому попечению. Напомню Вашему Преосвященству, что Архиерейский Синод нашей Церкви Вам поручает окормлять духовно и административно все приходы и общины на всей территории РСФСР "

http://ruskline.ru/analitika/2006/04/24/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010