Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИХИЙ [греч. Ησχιος] († 788-797), прп., чудотворец (пам. 5 марта; пам. греч. 6 марта). Сохранилось только краткое синаксарное Житие этого святого. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) оно помещено под 10 мая, в стишных Синаксарях - 6 марта. И. происходил из Андрапы (ныне Везиркёпрю, иль Самсун, Турция). Подвизался в Вифинии, на горе Меон, недалеко от г. Адрианы (Адрания, ныне Орханели, иль Бурса, Турция). Жившие на горе демоны решили прогнать святого, послав к нему 2 одержимых мужей Иоанна и Илариона. Наущаемые злым духом, они стали пугать И., говоря, что это место - «лоно смерти», где обитают кровожадные звери и свирепые разбойники, поэтому никто из пришедших сюда не прожил более дня. Однако святой изгнал из них беса и поселился на горе. Рядом с хижиной И. разбил небольшой сад. Птиц, склевавших плоды, постигла божественная кара - они упали замертво. Увидев птиц в др. раз, преподобный запретил им разорять сад, они улетели и больше не появлялись в этом месте. Впосл. И. переселился ниже, на склон горы, и построил ц. во имя ап. Андрея Первозванного. Когда к нему привели бесноватую девицу, он исцелил ее и предрек, что на этом месте после его смерти будет жен. монастырь. Автор Жития упоминает и о других чудесах святого, в т. ч. он подробно описал, как И. исцелил вола. И. достиг столь высокой степени добродетели, что сподобился беседовать с ангелами. За 30 дней ангел предсказал ему кончину. И. был похоронен в каменной раке в основанной им церкви. В правление имп. Константина VI (780-797) и его матери Ирины мощи И. были перенесены в Амасию епископом этого города Феофилактом. По мнению болландистов, И. скончался ок. 790 г., а перенесение мощей состоялось в 808 г., но в тексте греч. стишного Синаксаря указан 6300 г., т. е. 792/3 г. В визант. календарях память И. празднуется 4, 5, 6 марта, 7 и 10 мая. Ист.: BHG, N 2174k; ActaSS. Mart. T. 1. P. 455-456, 886-887; PG. 117. Col. 340; SynCP. Col. 505, 512, 515-517, 661, 673-674; ЖСв. Март. С. 129-131; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 38-41. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 64, 66, 138; Т. 3. С. 94-95; Ησχιος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 89-91; Janin R. Esichio il Taumaturgo//BiblSS. Vol. 5. Col. 90; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 169; Aubert R. Hésychius (9)//DHGE. T. 24. Col. 297. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

http://pravenc.ru/text/674928.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР ВЛЕММИД [Греч. Νικηφρος Βλεμμδης] (1197/98, К-поль - ок. 1272, Эмафия близ Эфеса, М. Азия), визант. богослов, полемист, ученый, церковный и общественный деятель. Жизнь Основным источником сведений о жизни Н. В. являются его «Автобиография» ( Munitiz. 1984), а также письма и другие сочинения (подробный очерк жизни и деятельности Н. В.: Stavrou. 2007. T. 1. P. 35-80; см. также: Беневич. 2009). Н. В. род. в знатной семье. Его отец занимался врачеванием. Н. В. был вторым из пяти детей ( Stavrou. 2007. T. 1. P. 35). После взятия К-поля крестоносцами в 1204 г. семья Н. В. была вынуждена покинуть родное имение и переехать в Вифинию, в г. Прусу (ныне Бурса, Турция). В течение 4 лет Н. В. получал начальное образование (ερ γρμματα) под рук. Монастириота (впосл. архиепископ Эфесский). Добившись больших успехов в обучении, Н. В. переехал в крупнейший город М. Азии - Никею, где было создано правительство империи в изгнании. Здесь Н. В. продолжил образование (γκκλιος παιδεα): изучал грамматику, риторику, поэзию и арифметику. Логику на основании комментариев к «Органону» Аристотеля он изучал под рук. «ипата философов» Димитрия Карика. В 17 лет Н. В. переехал в Смирну (ныне Измир, Турция), где в течение 7 лет изучал медицину и имел врачебную практику. Как сообщает Н. В. в «Автобиографии», в его жизни до 1217 г. был 3-летний период «помрачения», когда он состоял в любовной связи с некой женщиной, к-рую он называет «менадой», и никак не решался на разрыв ( Niceph. Blemm. Autobiogr. I 5). Желая посвятить себя науке, Н. В. на время поселился в Нимфее (близ Смирны), где любил останавливаться со своим двором имп. св. Иоанн III Дука Ватац . Затем, чтобы завершить образование, Н. В. переселился в Троаду, к-рая была под властью Латинской империи , и посещал там школу известного ученого Продрома, где изучал науки «квадривиума»: арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки ( Stavrou. 2007. T. 1. P. 37). Вернувшись в Нимфей, Н. В. принялся за углубленное изучение богословия. Его способности были замечены Иоанном III. Император захотел взять Н. В. к себе на службу, но тот предпочел удалиться от двора, т. к. желал посвятить жизнь Церкви (под влиянием патриарха К-польского Германа II , которого Н. В. знал лично - Ibidem).

http://pravenc.ru/text/2565526.html

В патриаршество Иоанна Векка Константинопольский Свящ. Синод издал ряд постановлений по частным вопросам. Среди них: судебное разбирательство по делу хартофилакса митрополии Смирны (ныне Измир, Турция), обвиненного в блуде и убийстве (7 сентября 1278), разрешение на брак между деспотом Михаилом и дочерью императора Анной (ноябрь 1278), решение по поводу правильного чтения одного места в гомилии на " Отче наш " свт. Григория Нисского (3 мая 1280). В " Синодальных решениях вопросов, представленных епископом Сарайским " от 12 августа 1276 года, разъясняются различные, преимущественно литургические, проблемы (нужно ли служить литургию в Великую пятницу, можно ли служить священникам без диакона и т. п.). Со смертью имп. Михаила VIII (11 дек. 1282) Иоанн Векк лишился покровителя и стал главным объектом нападок противников унии. Возмущение было столь всеобщим, что на Рождество 1282 года с согласия нового имп. Андроника II Палеолога в храме Св. Софии была отменена литургия, чтобы не поминать на ней имя Иоанна Векка. 26 декабря он был вынужден отречься от престола и удалиться в монастырь Пресв. Богородицы Парахранты. 31 декабря на престол вернулся патриарх Иосиф I . В январе 1283 года на Соборе в Константинополе по предложению имп. Андроника II Иоанн Векк был обвинен в отступлении от святоотеческих догматов, лишен патриаршего достоинства и отправлен в ссылку в г. Прусу (ныне Бурса, Сев.-Зап. Турция) . После смерти патриарха Иосифа I (23 марта 1283) его преемник патриарх Григорий II Киприот осудил постановления Иоанна Векка как незаконные, но оставил в силе рукоположения клириков, покаявшихся в принятии унии. В ответ на критику своих действий Иоанн Векк опубликовал послание, усугубившее раскол в Константинопольской Церкви, и обратился к имп. Андронику с просьбой созвать Собор, на котором он мог бы выступить в свою защиту. Осенью 1285 года был созван Собор во Влахернском дворце в Константинополе , на котором Иоанн Векк, отказавшийся войти в общение с Церковью, а также его соратники Константин Мелитениот и Георгий Метохит были вновь осуждены как еретики и отправлены в ссылку. Последние годы жизни Иоанн Векк провел в заключении в крепости св. Георгия близ Никомидии, где продолжал заниматься богословием и отстаивать свою униатскую позицию.

http://drevo-info.ru/articles/13679901.h...

Трилья. Иоанна Богослова, монастырь. Пелекет /// Епархия неизвестна Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 709. Адрес: Турция, Бурса, Трилья Координаты: 40.389418, 28.753284 Проезд:Добраться возможно как пешком, так и на автомобиле. Грунтовая дорога ведет из Трильи от кафе, расположенного в самой высокой точке города. Через примерно 4 км. от города единственный поворот направо (ориентир - большой бетонный водосборный пункт слева от дороги). затем дорога ведет прямо к развалинам монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Согласно византийским источникам, существование монастыря прослеживается с VIII в. Встречается (в житии одного из его игуменов) дата 709 г. Во время гонений императора Константина Копронима на иконопочитателей в середине VIII в. монастырь, к тому моменту уже довольно крупный (братия достигала нескольких десятков человек) был разорен отрядом под началом Михаила Лаханодракона. Часть монахов погибла при набеге, часть была отвезена в Эфес и там предана смерти или пыткам. Возможно, монастырь разорялся во время иконоборчества не единожды, так как среди пострадавших за иконопочитание называют нескольких его настоятелей: священномученик Иларион Новый (Пеликитский) - согласно житию, прославился многочисленными чудесами и погиб во время разорения монастыря иконоборцами в 754 г. (согласно житию, святой Иларион принял мученическую смерть в Великий четверг, хотя в тот момент иконоборческий собор еще не завершился); священномученик Феостирикт Пеликитский - считается (из жития священномученика Стефана Нового), что погиб в 763/764 г., во время нападения на монастырь Михаила Лаханодракона; святой преподобный Макарий Пеликитский - был настоятелем в начале IX в. и пострадал во время гонений императора Льва V Исавра (но не погиб, а был арестован и позже сослан на остров Афусию; игуменом вместо него был избран инок Сергий). От монастыря сохранились руины собора и хозяйственных построек вокруг. Здание собора неоднократно перестраивалось. Наиболее старую, восточную часть датируют Х в. В 1855 г. собор сильно пострадал от землетрясения и был восстановлен в 1856 г. Тогда же была пристроена западная часть (ранее над входом имелась каменная табличка с этой датой). В 1880 г. монастырь сильно пострадал от пожара и после восстановления перешел под управление семинарии на о. Хейбелиада. После депортации греческого населения монастырь был заброшен, на его руинах устроена ферма. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=59610

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИКИЙ Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из Феодоровской Псалтири. 1066 г. (Bond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 76v) Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из Феодоровской Псалтири. 1066 г. (Bond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 76v) [Греч. Πατρκιος], сщмч. (пам. 19 мая; пам. греч. 19 мая), еп. Прусы (ныне Бурса, Турция). Сведения о П. содержатся в Мученичестве, написанном на греч. языке и сохранившемся в неск. редакциях. Одна из редакций (BHG, N 1432) и ее лат. перевод были опубликованы в «Acta Sanctorum» в 1675 г., греч. текст взят из поврежденной рукописи X-XI вв. (Laurent. IX. 14. Fol. 19-22). Ф. Алькен в 1960 г. переиздал 1-ю ред. Мученичества, опираясь на 5 манускриптов IX-XII вв., а также впервые опубликовал еще одну версию (BHG, N 1432a), известную по единственной рукописи XII в. (Bodl. Baroc. 240. Fol. 161v-164v). Алькен отметил, что сюжет Мученичества отличается оригинальностью, тогда как его историческая достоверность ничем не подтверждается. И. Делеэ отнес Мученичество к «легендарным», но имеющим в основе исторический документ ( Delehaye. Légendes. P. 114-115). Мученичество сщмч. Патрикия, еп. Прусского. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1302 г. Мученичество сщмч. Патрикия, еп. Прусского. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1302 г. Согласно 1-й ред. текста, П. был епископом Прусы в Вифинии (область в М. Азии) при проконсуле Иулии, к-рый ревностно почитал языческих богов. Однажды проконсул, придя к горячим источникам, принес жертву Асклепию и его дочери, богине здоровья Гигии. Омывшись в источниках и воссев на судейском кресле, Иулий приказал привести П. для допроса и стал убеждать его поклониться идолам. Вместо того чтобы подчиниться, епископ начал проповедовать Христа, подкрепляя свою речь отрывками из ВЗ и НЗ. Затем проконсул спросил П., кто, по его мнению, создал горячие целительные источники. Епископ попросил допустить на допрос народ и подробно изложил христ. учение о сотворении мира, рае и аде и о Страшном Суде, при этом цитируя «Илиаду» Гомера. Тогда Иулий повелел ввергнуть П. в кипящую воду, сказав, что, если Христос и вправду Истинный Бог, Он избавит епископа от смерти. Капли, брызнувшие из источника, сильно обожгли солдат, исполнявших приказание Иулия, П. же, проведя в источнике много часов, остался невредим. Видя это, разгневанный проконсул повелел отрубить епископу голову. Святой скончался 19 мая и был похоронен христианами в «общественном водном канале» (возможно, имеется в виду место мученической кончины святого, недалеко от резервуара с водой или общественных бань - Halkin. 1960. P. 138. Not. 3).

http://pravenc.ru/text/2579768.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ворота «Лефка» в вост. стене крепости Никея. Фотография. 2016 г. [Греч. Νκαια; лат. Nicaea; ныне Изник (Турция)], древний город в области Вифиния , митрополия Константинопольской Православной Церкви , место проведения Вселенского I Собора (325) и Вселенского VII Собора (787). Точных сведений об основании города в районе Н. не сохранилось. Античная историографическая традиция утверждала, что город был основан либо племенем боттеев в классическую эпоху (ок. V в. до Р. Х.) и носил название Анкора или Геликора (Стефан Византийский), либо воинами Александра Великого, который с армией проходил через Вифинию в 334 г. до Р. Х. Возникновение Н. связывалось также с мифологическими сюжетами. Так, географ Менекрат Элейский (IV в. до Р. Х.) утверждал, что на месте Н. царь Тесей встречался с амазонкой Антиопой (FHG. Vol. 2. P. 345). В сочинениях Мемнона Ираклийского (ок. I в. по Р. Х.), Диона Хризостома (кон. I - нач. II в.), Нонна Панополитанского (V в.) пересказывался миф об основании города Дионисом, к-рый назвал его в честь своей возлюбленной нимфы Никеи ( Phot. Bibl. Cod. 224; Dio Chrysost. Or. 39.8; Nonn. Dion. XVI 403-405). Дионис и Никея часто изображались на монетах, отчеканенных в Н. Достоверные сведения об истории Н. появляются в кон. IV в. до Р. Х. Ок. 315 г. на месте Н. правитель одной из ближневост. сатрапий державы Александра Антигон Одноглазый основал город Антигонию. В 301 г., после поражения Антигона в борьбе с др. диадохами, Вифинией стал владеть Лисимах, к-рый переименовал Антигонию в Никею. С 80-х гг. III в. до Р. Х. Н. принадлежала Вифинскому царству и вскоре стала одной из царских резиденций. С ней соперничали в эллинистическую эпоху Никомидия (основана ок. 264 г. до Р. Х.; ныне Измит) и Пруса (основана ок. 202 г. до Р. Х.; ныне Бурса); ставку вифинских царей время от времени переносили из одного города в другой. В 74 г. до Р. Х. Н. перешла под контроль римлян, образовавших провинцию Вифиния.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

V 24). Настойчивость И. В. вызывала неудовольствие Михаила. Император был вынужден назначить специальный день недели (вторник), чтобы И. В. мог лично докладывать дела о бедных (Ibid. V 25), а также выделил особого чиновника для составления документов по таким делам (эту должность занял грамматик Михаил Ксифилин). В Патриаршество И. В. К-польский Свящ. Синод издал ряд постановлений по частным вопросам. Среди них: судебное разбирательство по делу хартофилакса митрополии Смирны (ныне Измир, Турция), обвиненного в блуде и убийстве (7 сент. 1278), разрешение на брак между деспотом Михаилом и дочерью императора Анной (нояб. 1278), решение по поводу правильного чтения одного места в гомилии на «Отче наш» свт. Григория Нисского (3 мая 1280). В «Синодальных решениях вопросов, представленных епископом Сарайским» от 12 авг. 1276 г., разъясняются различные, преимущественно литургические, проблемы (нужно ли служить литургию в Вел. пятницу, можно ли служить священникам без диакона и т. п.). Со смертью имп. Михаила VIII (11 дек. 1282) И. В. лишился покровителя и стал главным объектом нападок противников унии. Возмущение было столь всеобщим, что на Рождество 1282 г. с согласия нового имп. Андроника II Палеолога в храме Св. Софии была отменена литургия, чтобы не поминать на ней имя И. В. 26 дек. он был вынужден отречься от престола и удалиться в мон-рь Пресв. Богородицы Парахранты. 31 дек. на престол вернулся патриарх Иосиф I. В янв. 1283 г. на Соборе в К-поле по предложению имп. Андроника II И. В. был обвинен в отступлении от святоотеческих догматов, лишен патриаршего достоинства и отправлен в ссылку в г. Прусу (ныне Бурса, Сев.-Зап. Турция; Niceph. Greg. Hist. VI 1). После смерти патриарха Иосифа I (23 марта 1283) его преемник патриарх Григорий II Кипрский осудил постановления И. В. как незаконные, но оставил в силе рукоположения клириков, покаявшихся в принятии унии. В ответ на критику своих действий И. В. опубл. послание, усугубившее раскол в К-польской Церкви, и обратился к имп.

http://pravenc.ru/text/469598.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН VI (Арабоглу или Карадзопулос; 1857 или 1859 - 28.11.1930, Афины), патриарх К-польский (17 дек. 1924 - 22 мая 1925). Род. в сел. Сийи (ныне Кумьяка, Турция) на берегу Мраморного м., обучался в греч. школе г. Пруса (тур. Бурса), а затем продолжил образование в богословской школе на о-ве Халки (1877-1885). В 1885-1886 гг. преподавал в школе греч. общины в Софиане (Софианах, ныне Ченгелькёй, в черте Стамбула). В 1886 г. он принял монашеский постриг, был рукоположен во диакона и затем получил должность архидиакона Прусского митр. Нафанаила. Через нек-рое время ему было поручено исполнять обязанности протосинкелла и он был рукоположен во иерея. 5 марта 1896 г. К. был избран епископом Родостольским, викарием митрополита Адрианопольского. 22 июля 1899 г. он стал митрополитом Велльским и Коницким, 29 июня 1906 г. был переведен на Трапезундскую кафедру, 2 апр. 1913 г.- на Кизическую, 10 февр. 1922 г.- на Прусскую. Греко-турецкая война помешала К. приступить к исполнению своих обязанностей в Прусской епархии. 8 мая 1924 г. он был избран митрополитом Деркским. За годы архиерейской службы К. 4 раза входил в состав Свящ. Синода (1905-1906, 1912-1913, 1919-1921, 1923-1924). После смерти К-польского патриарха Григория VII (17 нояб. 1924) началась подготовка к выборам нового предстоятеля. 20 нояб. К. был арестован как лицо, подлежащее депортации по принятому закону об обмене населением между Грецией и Турцией, к-рый коснулся всех греков, кроме поселившихся в К-поле ранее 1918 г. (в предъявленном документе К. числился жителем К-поля с 1921). К. опротестовал это решение, возразив, что является жителем К-поля с 1902 г., когда его избрали митрополитом, и был отпущен. 17 дек. 1924 г. Свящ. Синод избрал К. К-польским патриархом. В тот же день состоялась его интронизация. Но К. смог исполнять свои обязанности только в течение 43 дней. В тур. печати разразилась кампания против нового патриарха. Тур. власти обратились к Смешанной комиссии для контроля над проведением в жизнь греко-тур. конвенции 1923 г. с требованием выслать К. из Турции. Греч. сторона пыталась доказать, что К. не подпадает под закон об обмене населением. Во-первых, по церковным правилам он уже много лет считается членом братства мон-ря вмч. Георгия Победоносца в к-польском квартале Фанар. Во-вторых, в султанских бератах, выдаваемых митрополитам, в качестве их места жительства также указывался Фанар. Кроме того, в случае применения аналогичных критериев к др. членам Синода К-польская Патриархия будет вынуждена переехать в Грецию.

http://pravenc.ru/text/2057026.html

Прп. Михаил Малеин. Гравюра иером. Памвы Берынды из кн. «Лексикон славенороссийский и имел толкование». Типография Киево-Печерского мон-ря, 1627 г. Прп. Михаил Малеин. Гравюра иером. Памвы Берынды из кн. «Лексикон славенороссийский и имел толкование». Типография Киево-Печерского мон-ря, 1627 г. В течение 2 лет (ок. 913-915) М. М. исполнял в мон-ре должность трапезита (повара), затем принял схиму. Его вновь посетил отец, но на этот раз он встретился с М. М. с радостью и сокрушенным сердцем и благословил его на монашеский подвиг. Отец просил М. М. ревностно служить Господу Богу, Которого М. М. возлюбил более родных и жизни в миру. Вскоре Евдоким скончался, и М. М. был на похоронах отца; мать разделила имение между детьми. М. М. освободил своих слуг и раздал им движимое имущество, доставшееся ему, земельные же владения и дома передал брату Константину, а вырученные деньги вложил в мон-рь. Мать М. М. приняла монашество и прожила еще долгое время. Ок. 918 г. М. М. решил искать еще более уединенного места и с благословения мон. Иоанна поселился в скале за пределами мон-ря, где проводил 5 дней в неделю, питаясь раз в сутки, и возвращался в монастырь по субботам и воскресеньям. Через 4 года вдвоем с родственником мон. Агапием М. М. покинул Кимин и переселился в хижину у оз. Ксиролимни (Сухое озеро) близ г. Пруса (ныне Бурса, Турция). Оставив своего спутника, он ушел на некую скалу, где жил в одиночестве и молчании ( Petit. 1902. P. 558-559). Аскетические подвиги М. М. постепенно стали широко известны; к нему приходило все больше мирян-паломников, а возле скалы образовался монастырь более чем из 50 учеников М. М. Ок. 925 г., по-прежнему взыскуя уединения, М. М. оставил монастырь Ксиролимни на попечение мон. Агапия и c немногими учениками вновь отправился на гору Кимин, где нашел новое удобное место и принялся за строительство лавры. Монастырский храм он посвятил Пресв. Богородице (Ibid. P. 559-560). В последующие годы новая лавра на Кимине превратилась в один из наиболее крупных визант. мон-рей. Ок. 930 г. М. М., после изучения Свящ. Писания и творений отцов Церкви, был рукоположен во пресвитера (Ibid. P. 561-562).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский; греч. Μακριος Νος] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных). Неизданное первоначальное (?) Мученичество М. Н. (BHG, N 2244) содержится в рукописи Neo-Eborac. Plimpton 14, 1644 г. Гимно- и агиографические тексты в честь М. Н. составлены протосинкеллом К-польской Патриархии Мелетием Сиригом в сер. XVII в. (служба с синаксарным Житием). Житие М. Н. включено в состав сб. «Новый Лимонарь». Святой род. в г. Киос (Кий, ныне Гемлик, Турция) и получил в крещении имя Мануил. Его родители, Петр и Анфуса, отдали мальчика на обучение портному. Когда Мануилу было 18 лет, его отец добровольно отрекся от Христа и принял ислам, а затем переехал в Прусу (ныне Бурса). Однажды Мануил отправился в этот город по делам и на базарной площади случайно встретился с отцом. Тот схватил сына и насильно отвел к судье, крича, что пришло время и Мануилу стать мусульманином. Юношу избили и ему насильно совершили обрезание. Через неск. дней Мануилу удалось тайно бежать из Прусы, и он отправился на Св. Гору. Обойдя все мон-ри, Мануил стал послушником у одного добродетельного старца в скиту прав. Анны. Там он принял постриг с именем Макарий и провел 12 лет, по прошествии к-рых стал просить у старца разрешение вернуться в Прусу, чтобы прилюдно исповедать Христа. Старец не хотел отправлять М. Н. на мученическую смерть, но, видя горячее желание своего ученика, посоветовался с др. старцами, и они отпустили его с благословением. Сначала М. Н. отправился в К-поль и получил у тур. законоведа судебное решение о том, что он может беспрепятственно вернуться к исповеданию прежней религии, поскольку его принудили отречься от своей веры. После этого М. Н. навестил свою мать, но не открыл ей своего намерения пострадать за Христа. Затем он прибыл в Прусу и в иноческой одежде отправился на рынок. Турки узнали М. Н. и спросили, как он, став мусульманином, принял монашеский постриг? Святой бесстрашно ответил, что вернулся к истинной вере и посоветовал им также оставить ложную религию и уверовать во Христа, чтобы избежать адских мучений и наследовать вечную жизнь.

http://pravenc.ru/text/2561448.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010