Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дорофей (Маммелис), митр. Прусы (Маммелис) († 6.03.1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля. Происходил из сел. Сийи (совр. Кумьяка, Турция) в М. Азии. По рекомендации митр. Халкидонского Каллиника поступил в богословскую школу на о-ве Халки, к-рую окончил в 1883 г. Назначен директором народных школ в районе, прилегающем к Золотому Рогу в К-поле, впосл. архидиакон и протосинкелл Халкидонской митрополии при митрополитах Каллинике и Иоакиме. В 1892 г. по рекомендации митр. Ираклийского Германа единогласно избран Свящ. Синодом К-польского Патриархата епископом Каллиупольским и Мадитским. 7 дек. 1895 г. возведен в сан митрополита Гревенского. В 1899 г., в Патриаршество Константина V (1897-1901), введен в состав Свящ. Синода, участвовал в повторном избрании патриарха Иоакима III (1901). 18 сент. 1901 г. переведен на Никопольско-Превезскую кафедру. В 1908 г. повторно введен в состав Свящ. Синода. 25 окт. того же года переведен на кафедру г. Пруса в сане митрополита. В 1912 г. вновь избран членом Свящ. Синода; тогда же назначен председателем Постоянного национального смешанного совета (синодальный орган, существовавший до 1923, состоявший из 4 архиереев и 8 мирян; возглавлялся 1-м по чести митрополитом, решал вопросы экономического характера) и оставался на этой должности до апр. 1914 г. При новом патриархе Германе V (1913-1918) был введен в состав Свящ. Синода и назначен руководителем Высшей школы греч. общины Османской империи, Духовного суда и жен. школы Заппион. 12 окт. 1918 г. Герман V отрекся от Патриаршего престола вслед. народных волнений в связи с изгнанием тур. правительством греч. населения из М. Азии. Патриарх Герман принял это решение под влиянием Д., к-рый и был избран Местоблюстителем Патриаршего престола с перевесом в 1 голос. На этой должности он оставался до смерти, и это был самый длительный со времени падения Византийской империи период вдовства К-польской кафедры.

http://pravenc.ru/text/180261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XVI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XVI Том XVI ДОР в Библии город-порт в Ханаане, на побережье Средиземного м., к югу от г. Кармил (Кармель) ДОРЖИЕВ Агван Лобсан (1853/54 - 1938), буддийский религ. и общественный деятель, дипломат, реформатор буддизма ДОРОТЕЯ ИЗ МОНТАУ [Доротея Свартце] (1347 - 1394), католич. св. (пам. зап. 25 июня, перенесение мощей - 30 окт.) ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского) ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ДОРОФЕЙ Алексеевич Климашев (1869-1937), мч. (пам. 10 дек., а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ДОРОФЕЙ (Маммелис) († 1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля ДОРОФЕЙ (Дмитрий Георгиевич Филип; 1913 - 1999), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии в 1964-1999 гг. ДОРОФЕЙ еп. Гераклеи (Ираклии) Фракийской (ок. 365-375/6), Антиохии (376 - ок. 380), К-поля (386/7-407), арианин ДОРОФЕЙ II ибн ас-Сабуни (араб.- сын мыловара), патриарх Антиохийский (1497, менее вероятно - до 1484 - после 1500, по уточненным данным, 1522/23) ДОРТСКИЙ СИНОД [Дордрехтский синод] Голландской реформатской церкви, проходивший 13 нояб. 1618 - 9 мая 1619 г. в Дордрехте (совр. пров. Юж. Голландия, Нидерланды) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ почитается как архимандрит Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских святых, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь ДИОНИСИЙ (ок. 1722 - после 1792), иером., духовный писатель, насельник Димитрия Солунского вмч. скита (Ватопедский мон-рь, Афон) ДИОНИСИЙ I (до 1410 - 1492), свт. (пам. греч. 23 нояб.), патриарх К-польский (1467 - 1471 или 1472, 1488 - 1490) ДИОНИСИЙ IV СЕРОГЛАНИС [Муселимис Комнин] († 1696), патриарх К-польский (1671 - 1673, 1676 - 1679, 1682 - 1684, 1686 - 1687, 1693 - 1694) ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос) ДОРОФЕЙ (Маммелис) († 1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ЕВТИХИЙ (Угурлус Георгий; кон. XVIII в. - 1866), мон., мелург, певчий, автор транскрипций песнопений в нотацию Нового метода ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист ЕВХАИТЫ епископия в рим. и визант. пров. Еленопонт (М. Азия) (ныне Бейозю, иль Чорум, Турция), известна с V в. ЕЛГАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Рижской митрополии, учреждено в период бытия Латвийской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриарха, существовало в 1936-1943 гг. ЗАКХЕЙ болг. книжник, мон.-переводчик, представитель раннего этапа афоно-тырновской книжной справы, работавший в 1-й пол.- сер. XIV в. на Афоне ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола

http://pravenc.ru/rubrics/121496_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ДОРОФЕЙ (Маммелис) († 1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля ДОРОФЕЙ (Дмитрий Георгиевич Филип; 1913 - 1999), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии в 1964-1999 гг. ДОРОФЕЙ II ибн ас-Сабуни (араб.- сын мыловара), патриарх Антиохийский (1497, менее вероятно - до 1484 - после 1500, по уточненным данным, 1522/23) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДРАГАЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) ДРАГОМИРНА муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии, принадлежащей Митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви ДРАНДА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный ДРАЧА жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов ДУЖИ жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУРЭУ жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Ясской архиепископии митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121368_21.html

По всей видимости, Петр Магистрианович Кремлевский (Шайтанов; 1870–1943), в то время помощник инспектора. В дальнейшем священник в Санкт-Петербурге, участник «группы 32-х священников». Ильинский. Д. 1. Л. 262. Епископ Алексий (Соболев; 1836–02.02.1911) — правящий вологодский архиерей с июня 1895 г. по 1906 г. Ильинский. Д. 1. Л. 263. По предложению — об увольнении инспектора Вологодской духовной семинарии священника Петра Успенского и назначении ему пособия//РГИА. Ф. 796. Оп. 178. Д. 255. Л. 1. Иван Николаевич Суворов (1860–1926) — вологодский историк, археолог и краевед, редактор «Вологодских епархиальных ведомостей» (1896–1918), преподаватель Вологодской духовной семинарии (1882–1913), председатель Церковной археологической комиссии любителей истории и древностей при Вологодском древлехранилище (1896–1918). Евлампий Арсеньевич Бурцев (1858–20.11.1924) — многолетний преподаватель Архангельской и Вологодской семинарии, смотритель Никольского и Оренбургского духовных училищ, один из организаторов Великоустюжского краеведческого музея. См.: Чебыкина Г. Н. Устюжане. Великий Устюг, 1995. С. 72–74; Ильинский. Д. 1. Л. 383 об.; Л. 293 об. – 294. Суворов И. Н. Записи//ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 165. Л. 85 об. ЦВ. 1897. 6. С. 51–52. Документы дела об увольнении датируются 16–21 января 1897 г. Ильинский. Д. 1. Л. 263. Ильинский. Д. 1. Л. 263 об. По отчету ревизии Вологодской духовной семинарии//РГИА. Ф. 796. Оп. 176. Д. 300. Л. 11 об. По отчету действительного статского советника Нечаева о ревизии Вологодской духовной семинарии//РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1902 г. Д. 33. Л. 5 об. Лебедев В. К. Воспоминания//ВГИАХМЗ. Ф. 15. Оп. 1. Д. 7. Л. 253 об. Ильинский. Д. 1. Л. 264 об. Шаламов Т., прот. Наши иерархи//Церковная заря. 1922. 3. С. 5–7. Солодов Н. В., свящ. Повесть И. Г. Шадрина «Бурса»: источники и прототипы//Два века русской классики. 2021. 3. С. 172–189. Бурса. С. 42. Шадрин И. Г. Дневник//РГАЛИ. Ф. 556. Оп. 1. Д. 80. Л. 220. Бурса. С. 35. Бурса. С. 347–349. Бачалдин И. С. Второй товарищеский съезд бывших воспитанников Вологодской духовной семинарии 1894 г. выпуска. Вологда, 1915. См. также: Вологодские ЕВ. 1915. 3–6; Следников Н. Н. Товарищеский съезд питомцев духовной семинарии, через 10 лет после окончания ими курса//Вологодские ЕВ. 1904. 16. С. 440–444; 17. С. 462–473.

http://bogoslov.ru/article/6174946

Несколько из сидевших за столом семинаристов были одеты в подрясники. Они сегодня должны были пономарить за вечерним богослужением в кафедральном соборе. За самым дальним столом сидел скорбный и озлобленный келарь, а за первым " дембельским " столом веселая компания обсуждала последнюю новость епархиальной жизни. Семинарист по фамилии Камчадзе, возвращаясь в подряснике вечером после Всенощной в семинарию, решил прокатиться на трамвае. Билет, однако, решил не покупать, поберечь скудную стипендию: ехать-то одну остановку! А тут, как назло, контролер: – Где Ваш билетик? – А нэту денег! – Ну, тогда выходите! – А мнэ тут и надо! Ха! Торжественно покидая трамвай, Камчадзе думал о том, как он ловко перехитрил контролера. Но на следующий день в вечерней газете в разделе " Проишествия " появилась маленькая статья под названием " Заяц в рясе " , читая которую машинистка епархиального управления смеялась до слёз. Хотя вся бурса ожидала серьёзного разбирательства и карательных мер, начальство всё " спустило на тормозах " . Вместо справедливых репрессий было распространено " последнее предупреждение " инспектора Николая, сулившее самые решительные меры по отношению к тем, кто попытается сэкономить на трамвайном билете: " Если ещё хоть раз какой-нибудь раб Божий обтянутый кожей посмеет ездить на трамвае зайцем в рясе, огрызаться с кондукторами, то вылетит отсюда как пробка из бутылки! " . – Какой мэрзкий и лживый старик! Какие змеи пишут эти крокодильи статьи в этой сатанинской газете! – шипел " иже от прессы пострадавший " Камчадзе. День клонился к вечеру. После полдника обычно наблюдается какое-то затишье, время тянется медленно или даже совсем останавливается. Кто-то пытался поспать, кто-то – подготовиться к урокам. Но все неизменно ждали одного: полночи. Именно в полночь начинается настоящая жизнь бурсы, именно в полночь проходит последняя проверка, и каждый человек может выйти " на дело свое и на делание свое " . После ужина и вечерних молитв братия разошлись по келиям. Бурса была в полном составе – редкий момент, когда можно найти любого семинариста. Все ждут инспекторской проверки. Отец Николай " яко тать в нощи " с фонариком обходит келии, проверяя " наличие присутствия дарагих телезрителей " , и " чтобы все в это время находились в горизонтальном положении и в темноте " . Только в высшей степени беспечному и неопытному бурсаку может прийти в голову " поиграть с инспектором в прятки " . Бурса не помнила случаев, чтобы внимательный взгляд инспектора Николая кому-то удавалось обмануть при помощи примитивного муляжа с футбольным мячом.

http://religare.ru/2_17382_1_21.html

По отчету ревизии Вологодской духовной семинарии//РГИА. Ф. 796. Оп. 176. Д. 300. Л. 6 об. Ильинский. Д. 1. Л. 203 об. Там же. Л. 203 об. – 204. Фельдшера звали Филофей Константинович Воскресенский (Там же. Л. 407). Шадрин И. Г. Бурса. Петроград, 1917 (далее — Бурса). С. 69. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 89. Бурса. С. 38. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России. М., 2015. С. 231. Ильинский. Д. 1. Л. 222 об. Ильинский Б. В. Воспоминания//Личный архив О. Б. Ушаковой. Вологодские ЕВ. 1917. 7. С. 119. См.: Шадрин И. Г. Жизнь семинариста//Красный звон. 1909. 2. С. 107–108. Бурса. С. 89. Шадрин И. Г. Дневники//Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 556. Оп. 1. Д. 80. Архимандрит Василий (Лузин), ректор Вологодской семинарии с августа 1895 по ноябрь 1896 г., из вдовых священников, племянник известного толкователя Евангелия епископа Михаила (Лузина). «Высокого роста, толстый, с большой окладистой бородой, архимандрит Василий в своих движениях был неуклюж…» (Ильинский. Д. 1. Л. 259). «Пожилой человек, в академии учился после довольно продолжительной священнической службы в селе, не подходящий к административной должности, хотя считал себя настоящим начальником» (Лебедев В. К. Воспоминания//Вологодский государственный историко-архитектурный музей заповедник (ВГИАХМЗ). Ф. 15. Оп. 1. Д. 7. Л. 252). Через год после назначения «атмосфера для архимандрита Василия как в семинарии, так и в городе создалась неблагоприятная. Ученики, против которых за разные проступки ректор стал принимать строгие меры, открыто говорили о недостойном образе жизни самого ректора. Не молчали об этом и в городе. Несомненно, что слухи эти, а может быть и действительные факты, были известны и Преосвященному» (Ильинский. Д. 1. Л. 261). В ноябре 1896 г. (постановление от 13–15 ноября) ректор был «перемещен на должность настоятеля Арзамасского Спасопреображенского монастыря» (ЦВ. 1895. 33. С. 324; ЦВ. 1896. 47. С. 414).

http://bogoslov.ru/article/6174946

Бурса и бурсаки. День без начальства РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_17382.html 05 мая 2005 Бурса и бурсаки. День без начальства Редакционный портфель формируется иногда странным образом. Вот и рассказ " Бурса и бурсаки " был прислан нам " ниоткуда " , без имени автора, без имени отправителя. Прислан года два назад. Установить авторство мы не могли, но очевидно, что текст был написан не с чужих слов, человеком веселым, умным, наблюдательным и добрым. После двухлетних колебаний " Религия и СМИ " решила напечатать его, рассудив, что время между Пасхой живых и Пасхой мертвых – самое подходящее тому время, поскольку не знаем судьбы автора. Может быть, он жив и служит на приходе, а может быть умер, и мы никогда не прочтем других его текстов. Кого-то рассказ слегка удивит, кого-то развеселит, напомнив семинарскую молодость. Кто любит церковь, согласится, что здесь нет ни кощунства, ни злой насмешки. Немного грусти… Но ведь грусть есть неотъемлемая часть нашей православной души. А.Щ. Сумерки разрешились в утро. За давно немытым окном обильными хлопьями падал снег. Так начинался ещё один день, ещё один глоток бурсацкой жизни. Длинный коридор, вдоль которого располагались небольшие комнатки, оканчивался уборной, пыльным сейфом, оставленным съехавшими недавно бухгалтерами, и мусорным баком, из которого, как ствол пистолета, торчала бутылка. Тишина. Раннее утро – это самое тихое, святое и безмятежное время суток. Через каких-нибудь полчаса всё оживёт и придёт в движение, но сейчас даже протекающий кран не смел капать. Бурсаки спали и видели сны. Мишке-молдовану снилось, что он был возведён в сан протопресвитера Армии и Флота. Благословляя адмиралов и контрадмиралов, он чинно проходил по авианосцу, строго поглядывая на вытянувшихся по струнке моряков и офицеров. Его впалая грудь была увешана медалями и орденами за неподражаемую отвагу и непревзойдённую храбрость. Вдруг он видит, что в строю, пряча взгляд, стоит его старый знакомый Геннадий Гриханов. " Какая встреча! " – подумал он, и внезапно заныли суставы рук, которые ему выкручивали почти каждый день, мучительная боль злой обиды и многочисленных унижений разразилась в чахлой груди протопресвитера, увешанной тремя крестами.

http://religare.ru/2_17382_1_21.html

Прокошев Павел Александрович (1868–1942) – правовед, доктор права. Закончил Вологодскую семинарию (1888), Казанскую академию (1892). С 1893 г. преподавал греческий язык, словесность и историю литературы в Вологодской семинарии. С 1900 г. – экстраординарный, с 1914 по 1919 г. – ординарный профессор церковного права Томского университета, в 1918–1919 гг. – главноуправляющий по делам вероисповеданий в правительстве Колчака. См.: Свящ. Н.В. Солодов. Повесть И.Г. Шадрина «Бурса» как семинарское свидетельство//Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Вып. 2. М., 2022. С. 792 (775-811). События описаны в художественной форме в повести И. Шадрина «Бурса». Впрочем, Шадрин окончил семинарию годом ранее и описывает происшедшее со слов братьев или знакомых по семинарии. Семинаристы обвиняли ректора в «конкубинате». См. И. Шадрин. Бурса. Архимандрит Арсений (Тимофеев Аполлон Петрович; 28.11.1865 – 13.02.1917) родился в Санкт-Петербурге в семье турецкого подданного и при рождении был назван Алихан-бек-мурза. По смерти отца принял русское подданство. Окончил Императорский Гатчинский сиротский институт, Санкт-Петербургскую духовную академию (1890). Принял монашество, рукоположен в иеромонахи и назначен членом Российской духовной миссии в Японии. С 1893 г. инспектор Холмской духовной семинарии, с 1896 г. ректор Вологодской духовной семинарии. С 1897 г. настоятель посольской церкви в Афинах, с 1900 г. – член СПб духовного цензурного комитета. С 1902 г. епископ Владимир-Волынский, викарий Волынской епархии, с 1906 г. епископ Сарапульский викарий Вятской епархии, с 1909 г. – настоятель Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря, с 1910 г. – епископ Царевский, викарий Астраханской епархии, с 1911 г. – епископ Кинешемский, викарием Костромской епархии, с 1914 г. – епископ Омский и Павлодарский. По болезни вышел на покой (04.06.1915) и был назначен настоятелем Высокогорской пустыни Нижегородской епархии. Скончался в Москве на Сергиевском подворье. Похоронен 13 февраля 1917 г. в Новодевичьем монастыре. См. Е. Потехина. Епископы Кинешемские. Викарии Костромские. Уроки истории. Электоронное издание. ISBN 978-5-44-831922-8; Формулярный список о службе чина духовного ведомства иеромонаха Арсения (Тимофеева Аполлона Петровича) инспектора Холмской духовной семинарии//РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 152. Л. 1 об.; Преосвященный Арсений, бывший епископ Омский и Павлодарский (некролог)//Омские епархиальные ведомости. 1917. 10. С. 24.

http://bogoslov.ru/article/6175833

Давая слово последним, мы хотели бы тем самым придать портрету о. Петра большую рельефность. «Бурса» Илария Шадрина: инспектор Плакида «Воспитателем юношества, инспектором, был отвратительный ханжа и лицемер, священник Петр Успенский, по прозвищу Плакида. Казалось, он нарочно поставлен был для того, чтобы вытравить последнее религиозное чувство в своих учениках» , — писал в 1922 г. обновленческий протоиерей Тихон Шаламов, отец писателя Варлаама Шаламова, выпускник Вологодской семинарии 1890 г. Резкую реплику о. Тихона вряд ли можно объяснить лишь желанием обновленцев очернить все старые порядки. Созвучные мысли о жизни Вологодской духовной семинарии kohцa XIX b. мы находим в повести Илария Григорьевича Шадрина «Бурса», изданной в 1913 г. в Санкт-Петербурге. И. Г. Шадрин окончил Вологодскую семинарию в 1894 г. и в своем сочинении описал жизнь семинариста достаточно близко к действительности. Соответствие повести историческому материалу мы обсуждаем в статье «Повесть И. Г. Шадрина ‘‘Бурса’’: источники и прототипы» . Инспектор семинарии занимал значительное место в жизни учащихся. Приведем несколько зарисовок из повести «Бурса» с участием о. Петра Успенского. «Инспектора, низенького, толстобрюхого попика, с масляною физиономией, гладко причесанными, точно всегда смоченными, льняного цвета волосами, с мягким, ровным голосом, — звали Плакидой. И действительно, было что-то в о. инспекторе притворно-плаксивое, кислое»  (о. Петр описывается здесь в конце своего инспекторства, ср. выше его описание у Н. А. Ильинского, видимо не согласующееся с описанием И. Г. Шадрина в части полноты). То, что под именем Плакиды в «Бурсе» подразумевается именно о. Петр, явно подтверждается дневниковой записью Илария Шадрина «о. Петр Успенский — Плакида» : «У дверей стоял отец инспектор, именуемый “Плакидой”, и зорко следил: все ли крестятся, входя в церковь. Кто забывал это сделать, того он вызывал и делал внушение. “Вы, кажется, не перекрестились? — начинал он гнусавым голосом, не глядя на ученика. — Это нехорошо… Всегда надо креститься, входя в храм: это дом Божий… Значит, вы не понимаете куда идете и нет в вас благоговения”. Ученик стоял и злился, проклиная в душе Плакиду и не имея ничего сказать в оправдание. “Ну, идите, да чтобы впредь этого не было. Я буду наблюдать за вами”. Ученик уходил, чувствуя на себе тяжелый взгляд инспектора, от которого долго потом не мог отделаться» .

http://bogoslov.ru/article/6174946

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010