" Праздник веры " апреля 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова " Поздравляю вас с Неделей Антипасхи, памятью апостола Фомы, - сказал владыка в проповеди. - Сегодняшний день посвящен вере. Вера или неверие - это жизнь или смерть, от веры многое зависит в нашей жизни. Мы помним, как Господь явился в первый день по Своем Воскресении ученикам, и среди них не было апостола Фомы. Господь дунул и сказал им: " Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Ин. 20:22-23). Апостолы в первый день уже получили первую благодать веры. Они увидели Христа, уверовали в Него и получили благодать Святого Духа. Фомы среди них не было, он благодать веры не получил и остался в сомнении. Всю неделю он с этим сомнением жил. А апостолы получили власть прощать грехи - Господь дал им этот дар, потому что вскоре должен был покинуть этот мир. В вечную жизнь с грехами войти невозможно. Кто же будет тогда отпускать грехи? Прощать грехи будут апостолы, ученики Иисуса Христа, Его именем, Его силой " . " Но апостол Фома сказал, что пока не вложит свои руки в раны Господа, не поверит (Ин. 20:25), - продолжил архипастырь. - Господь принял эту просьбу и решил исполнить ее, потому что Фома был хороший ученик. И вот сегодня, на восьмой день, Спаситель является и обращается к апостолу Фоме: " Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои " . Апостол сказал в ответ: " Господь мой и Бог мой! " (Ин. 20:27, 28). Он увидел, что Господь воскрес во плоти таким, каким был до Распятия. Господь сказал ему: " Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие " (Ин. 20:29). Спаситель сказал ученикам, что люди, которые придут после них, должны поверить их словам, что они были свидетелями Его Воскресения, могли к Нему прикасаться, разделять с Ним пищу. И в день Пятидесятницы, когда ученики получат благодать Святого Духа, они пойдут к народу и будут проповедовать везде о Христе распятом и воскресшем " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

И вот, как Послание к Евреям обратило наше внимание на таинственную связь ветхозаветной истории о Мелхиседеке с евангельским откровением об Иисусе Христе, так и создатели круга праздничных литургических чтений обратили наше внимание на связь этих богословских размышлений Послания к Евреям с церковным праздником Сретения Господня. В истории, которая рассказана в Евангелии от Луки, и которая исполнена духовной символики, ветхозаветное священство в лице престарелого праведного Симеона встречается в Иерусалимском храме с Богомладенцем Иисусом. И священник благодарит Бога за исполнение обещанного откровения. Старец видит, что Младенец Иисус, руце Симеоне благословивый, – обетованный Помазанник Господа, слава народа Израиля, свет язычникам и спасение всем людям. Младенец благословляет старца, ибо Он – больший, Он – старший. Законное храмовое священство уступает место Первосвященнику вечному, не в силу закона плотской заповеди поставленному, но в силу вечной Божественной жизни Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Успение Пресвятой Богородицы, 28 августа 2007 г. ( Флп.2:5-11 ) 5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Во дни, когда Церковь отмечает память Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией читается отрывок из Послания к Филиппийцам святого Апостола Павла. Это очень известное место – гимн Иисусу Христу, гимн Боговоплощению и его спасительным следствиям. Бог явился во плоти, как Человек, как один из нас. Вочеловечение Бога было и остается совершенным откровением Бога людям, откровением в Слове Божием, в Слове не просто сказанном и даже не в Слове написанном, но в Слове, воплощенном в величайшей Личности, в Богочеловеке Иисусе из Назарета, родившемся от Девы Марии, жившем среди нас, учившем, страдавшем, распятом, воскресшем и вознесенном к небесному престолу, откуда Он и сошел на землю через Пресвятую Деву. Вот это, повернувшее весь ход мировой истории событие и отражает один из самых древних церковных гимнов.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Скачать epub pdf Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией в Великую субботу 26 апреля 2008 года. 02 апреля 2010 г. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Братья и сестры! Сегодня – Великая Суббота, и мы вспоминаем телесное погребение и сошествие во ад Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Шесть дней назад, в первый день недели, Господь входил в Иерусалим как победоносный Царь Израильский. При всеобщем ликовании, с необычайным торжеством входил в Свой град Царь мира, несущий Своему народу спасение. И вот, то, ради чего Он пришел в Иерусалим – совершилось. Совершилось! – с такими словами предал дух Своему Отцу Божественный Страдалец 1 . Что же совершилось? В Иерусалиме в эти дни, вместо ожидаемого царства правды и мира, торжествовала вражда и ненависть, ложь и измена. Христа предал один из ближайших учеников; другие ученики, оставив Его, бежали 2 ; под крики народной толпы Иисус Назорей, Царь Иудейский 3 , как последний раб и злодей приговорен к мучительной и позорной казни на кресте, и лишь немногие самые близкие люди остались с Ним до конца и оказали последние почести почившему Праведнику. Его бездушное и неподвижное тело снято с креста, помазано благовониями, погребено и запечатано в гробе 4 . Для ослепленных завистью и злобой врагов Христа, да и для Его растерянных и недоумевающих учеников, еще не облекшихся силою свыше 5 , то, что совершилось, выглядело горьким поражением и бесславной гибелью «галилейского пророка». Однако иначе судила Премудрость Божия, безумная в очах «сыновей века сего». Именно так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою 6 . Господь, торжественно вошедший в священный град Иерусалим, увенчал Свое служение блистательной победой: Своей смертью Он поразил нашу смерть; приняв на Себя тяготевшее над нами проклятие, Он снял это проклятие с рода человеческого 7 . Бесценная дидрахма, на которой начертан поистине царский образ, образ Бога невидимого 8 , уплачена за избавление двух народов, иудеев и язычников 9 . Искупление проданного под грех человечества совершилось 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Киновиальная жизнь обители подражает вечному богослужебному собранию по образцу славословия ангелов. Каждое проявление общежития носит не общий характер, но богослужебный, запечатлевая таинство Церкви. Сразу же после полуночи начинаются утренние службы. Божественная литургия совершается ежедневно. В полдень читаются часы, а за три часа до заката – вечерние молитвы. Торжественным богослужебным действом является всенощное бдение. Всенощная сохраняет разум неусыпным. Благозвучно и созвучно ликуют сердца, сопричаствуя Высшим Силам и радостному торжеству святого или празднуемого события. Рассеянность позабыта, сияние глаз сливается к отблесками свечей на вращающемся паникадиле и хоросе 306 . Они схватывают радость с Небес, впитывают влагу умиления и составляют один хоровод вместе с людьми и ангелами. Так подобно единорогу возносится разум на поднебесный жертвенник, и дух возвышается блаженно и благоговейно, чтобы таинственно найти место милости у священного ковчега и поучаствовать в том, что не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку ( 1Кор. 2:9 ). Когда в храме нет «бдения», то служат «канон» 307 , своеобразную литургию монаха, которая совершается в час, когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла середины ( Прем. 18:14 ). Тогда на зов монаха является всемогущее Слово, дабы воссиял свет истинный. Ибо приходящий среди ночи не будет иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их, и будут царствовать во веки веков (Опер. 22:5), и узрят лице Его ( Откр. 22:4 ). Встреча монаха с Богом в келье посреди ночи есть центр его жизни. Она задает ритм его повседневной деятельности: труд, отдых, трапеза и прочее. Верный монах выходит, словно из горящей, но не опаляющей печи. «Встреча с Богом» становится формирующим основанием каждого монаха в отдельности, а следовательно, и всего «Тела», то есть всей братии. Кроме обычных часов храмового богослужения, монахи собираются, согласно древнему обычаю, на своем собственном собрании, где братия встречается с духовным отцом «в простоте, искренности» и единении. Там ведутся благочестивые беседы, делаются необходимые объявления, совершаются наставления и тайноводственные поучения монахов, то есть «служение слова».

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Симонопетра обладает своими особенностями. Она сияет особой благодатью, озарена ярким светом основателя обители. Ибо труды праведного – к жизни ( Притч. 10:16 ), к жизни и радости, свету и вновь к свету и радости сердечной. Этим проникнута и конечная цель, то есть ожидание Бога в богочеловеческом обиталище. Киновиальная жизнь обители подражает вечному богослужебному собранию по образцу славословия ангелов. Каждое проявление общежития носит не общий характер, но богослужебный, запечатлевая таинство Церкви. Сразу же после полуночи начинаются утренние службы. Божественная литургия совершается ежедневно. В полдень читаются часы, а за три часа до заката – вечерние молитвы. Торжественным богослужебным действом является всенощное бдение. Всенощная хранит разум неусыпным. Благозвучно и созвучно трепещут сердца, сопричаствуя сотрясающей крепости Высших Сил и радостному торжеству святого или празднуемого события. Рассеянность позабыта, глаза бодры и следят за отблесками свечей на вращающемся паникадиле и хоросе 11 . Они схватывают радость с небес, впитывают влагу умиления и составляют один хоровод вместе с людьми и ангелами. Так, подобно единорогу, возносится ум на поднебесный жертвенник, и дух возвышается преподобно и благоговейно, чтобы таинственно найти место милости у священного ковчега и поучаствовать в том, что не видел... глаз, не слышало ухо, и не приходило... на сердце человеку ( 1Кор. 2:9 ). Когда в храме нет бдения, то служат канон 12 своеобразную литургию монаха, которая совершается в час, когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины ( Прем. 18:14 ). Тогда на зов монаха является всемогущее Слово, дабы воссиял свет истинный. Ибо приходящие среди ночи не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господъ Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков ( Откр. 22:5 ), и узрят лице Его ( Откр. 22:4 ). Встреча монаха с Богом в келии посреди ночи есть центр его жизни. Она задает ритм его повседневной деятельности – труда, отдыха, трапезы и прочего. Верный монах выходит, словно из горящей, но неопаляющей печи. Встреча с Богом становится формирующим основанием каждого монаха в отдельности, а следовательно, и всего тела, то есть всей братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

11:12 ). Понятно, как это исполнилось в Новом Завете. В Ветхом Завете содержатся пророчества о том, что на Христа будут лжесвидетельствовать. В 34м псалме Давида: «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня» ( Пс. 34:11 ). На Господа одно из лжесвидетельств было о том, что Господь собирается разорить Храм. Формально это как бы напоминало истину, это описано при эпизоде первой Пасхи общественного служения у Иоанна Богослова. Христа Спасителя спрашивают после описания изгнания торгующих из храма: «Каким знамением Ты докажешь нам, что имеешь власть так поступать?» Это таинственное описание из 2й главы Евангелия Иоанна Богослова, которое с трудом согласуется с синоптическим описанием, и произошло уже после Входа Господня в Иерусалим уже на Страстной, за неделю до Крестной смерти. О том, как можно понимать изгнание торгующих из храма в самом начале четвертого Евангелия, речь будет позднее. В данный момент нам интересно то, как исковеркали Его слова. И вот Христос им отвечал: «Разрушьте Храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Он не говорил: «Я разрушу этот Храм, и в 3 дня воздвигну его», как на него лжесвидетельствовали. Он говорил о храме Тела Своего, которое Он действительно воздвиг тридневно, как писано. О безгласии перед обвинителями говорится у прор. Исаии: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис. 53:7 ). Эти слова теперь читаются при совершении Проскомидии перед Божественной Литургией при приготовлении Святого Агнца, когда Его надрезают. Формально это место не цитируется в Четвероевангелии, но фактически все Евангелисты отмечают безгласие Христа, отмечают, что Христос Спаситель молчал, молчал Он на одре у Пилата, молчал на суде у Ирода, понимая, что все для вопрошающих уже заранее решено и нечего отвечать. О поругании и оплевании Господа говорит тот же ветхозаветный евангелист Исаия в 50й главе.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

28 мая 2020 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! О событии Вознесения мы знаем из Евангелия, а также из книги Деяний апостольских. Евангелист Лука достаточно подробно описывает это событие, и в Книге Деяний мы встречаемся с очень важным эпизодом, исполненным очень глубокого и спасительного смысла. Когда Господь возносился, апостолам явились некие мужи, ангелы Божии, и сказали с некоторым удивлением, словно ничего особенного не происходило: «Мужи Израильские, что вы стоите и смотрите, как Иисус возносится на небо? Будет время, когда Он снова явится вам, и вы будете видеть Его нисходящим с неба так, как видите сейчас восходящим на небеса» (см. Деян. 1:11). Как повествует Книга Деяний, слова эти так поразили учеников, что они с радостью возвратились в Иерусалим, прославляя Бога, ибо поняли, что никакая смерть не разлучит их со Спасителем. Даже удивительное видение восходящего на небо Спасителя не означало разлуки с Ним, и вера в скорое пришествие Господа была, наверное, самым сильным духовным переживанием в жизни первой христианской общины. Все ученики Спасителя и даже ближайшие к ним поколения с нетерпением ждали осуществления пророчества, услышанного на горе Елеонской. И это ожидание иногда настолько сильно захватывало христианскую общину, что многие впадали в ересь, утверждая, что пришествие Спасителя будет очень скоро, так что вся жизнь таких людей и христианских общин, ими возглавляемых, направлялась на скорое ожидание Спасителя. Но у Господа «один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3:8). Бог вне всякого времени, и слова «что вы стоите и смотрите на Иисуса, восходящего на небо? Он таким же образом снизойдет к вам с неба» не потеряли и не могут потерять своей актуальности до тех пор, пока не осуществятся.

http://pravoslavie.ru/131448.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Роману, епископу Якутскому и Ленскому 19 июня 2011 г. 15:30 19 июня 2011 года, в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением Святейший Патриарх возглавил хиротонию архимандрита Романа (Лукина) во епископа Якутского и Ленского. По окончании Литургии Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Роман! Ныне всеблагим Промыслом Божиим, направляющим стези человеческие, и решением Священного Синода ты призван к высшему церковному служению на ниве Христовой. В сей знаменательный час твоей личной Пятидесятницы возложением на твою главу святого Евангелия и архиерейских дланей ты тайнодействием Духа Святаго соделался нашим собратом и сослужителем. Это означает, что вместе с полнотой благодатных даров ты воспринял тяжкое бремя ответственности уже не только за себя самого, но и за ближних и дальних твоих пред Богом и Церковью. Ибо, по слову Спасителя, «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Приветствуя и поздравляя тебя с ныне явленной на тебе волей и милостью Божией, вместе с тобой и с православным народом мы молились о том, чтобы Пастыреначальник Господь всегда помогал тебе право править слово Его истины во спасение твое и твоей паствы, во славу Церкви и на благо Отечества. Ибо «таков нам подобает архиерей: преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от всякого зла» (Евр. 7, 26). Помни, что честь, которую отныне будут воздавать твоему сану, на самом деле относится к Богу. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» , — молитвенно восклицает Псалмопевец (Пс. 113, 9). И потому именно епископ Церкви в первую очередь призван быть по слову апостола «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12) и «для всех соделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (см. 1 Кор. 9, 22). «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» — восклицает апостол. «Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29), — вопрошает он, через века научая все новые поколения преемников самовидцев и учеников Христовых. Ныне и ты сопричислен к ним как новохиротонисанный правящий архиерей Якутской епархии нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1544760.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Иринею (Тафуне), епископу Орскому и Гайскому 22 ноября 2011 г. 14:54 22 ноября 2011 года, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», и день тезоименитства святой блаженной Матроны Московской, в Покровском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы торжественно отметили 130-летие со дня рождения старицы Матроны. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего Покровской обители, за которой была совершена хиротония архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа Орского и Гайского. По окончании Литургии Первосвятитель обратился к епископу Иринею с напутственным словом. Преосвященный епископ Ириней! Волею Всевышнего Архиерея и избранием Священного Синода призван ты к служению в епископском сане, к отеческому попечению о клире и пастве Орской и Гайской епархии. Ныне через возложение архипастырских рук и соборную молитву снизошла на тебя благодать Святого Духа, освящающая твое естество и возжигающая в нем пламень Божественной Любви. Апостол Иоанн говорит, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Архиерей же пребывает в сугубой любви к Богу, Его Святой Церкви и ближним, которые составляют его паству. Каким образом в наш век, когда уже заметно умножаются беззакония (см. Мф. 24:12), архипастырь может явить миру пример этой христианской любви? Бог, в Троице покланяемый, должен быть центром и целью твоего служения, содержанием твоего сердца и помышлений, Альфой и Омегой (см. Откр. 1:8) твоего бытия: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). Свидетельствуй миру свою любовь к Творцу, дабы по твоему примеру иные искали и стяжали это спасительное чувство. Только так — тебе в подражание — твои соработники будут воодушевляться на неослабные труды, а в народе сохранится сыновняя преданность Создателю и живая, деятельная вера.

http://patriarchia.ru/db/text/1750621.ht...

" Все мы - виноградник " сентября 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова Веселого поселка " Святая Церковь предложила нам сегодня в назидание отрывок из Евангелия о винограднике и виноградарях, - сказал владыка в проповеди. - Господь рассказал эту притчу, беседуя с иудеями, и в завершение спросил, что, по их мнению, сделает хозяин виноградника с виноградарями, которым был вручен этот великолепный сад и которые убили всех слуг, а потом и сына хозяина. Иудеи сказали: " Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои " (Мф. 21:41). Господь рассказал эту притчу про них, про иудеев, которым Бог посылал пророков каждый век. И в конце концов послал Сына Своего Единородного, которого они убили. Иудеи сами себе вынесли приговор: богоизбранным народом отныне стали христиане. Мы все - виноградник, Господь нас насадил в этом мире. А для чего насаждают сады? Чтобы деревья приносили плоды. Это цветы сажают просто так, для красоты, а от деревьев - яблонь, вишен, слив - ждут плодов. Если сад плодов не приносит, его вырубают и сажают новые деревья. Так вот, души наши - это виноград, который Господь насадил в этом мире, чтобы наши души приносили плоды духовные - веры, покаяния, любви, терпения, кротости, милосердия. Вот каких плодов Господь ждет от нас! Он нам все дал, даже самого Себя, Свои Тело и Кровь, чтобы мы питались этой благодатью, укреплялись ею и приносили Ему плоды. Господь явил такую любовь, которой никто не может показать: отдал Себя за весь род человеческий " . " Апостол Павел в сегодняшнем послании переживает за коринфян, боится, как бы после его ухода из Коринфа они не потеряли веру, - продолжил архипастырь. - Поэтому говорит им: " Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды " (1 Кор. 16:13). А мы находимся в вере? " Как же, - ответят многие, - мы же православные, крестики носим! " Но это не признак веры. Занимаемся ли мы стяжанием благодати Святого Духа? Если молимся, постоянно в памяти держим Бога, читаем Евангелие, упражняемся в исполнении заповедей Божиих, тогда можно сказать, что находимся в вере. Если у нас есть любовь, а это главная добродетель, тогда мы в вере, а если ее нет? Апостол Павел говорит: " Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы " (1 Кор. 13:3). Посмотрите, есть ли у нас любовь. Идем в гости - должны идти с любовью. Возвращаемся - несем с собой любовь. И так каждый шаг у нас должен быть пронизан любовью. Она - свет во тьме ходящим. Фонарик зажжешь ночью - и с этим светом ходишь. Так и любовь: где бы мы ни шли, что бы ни делали, она всегда должна нам светить. Если любви у нас нет - значит, нет и веры. Значит, надо веру укреплять через подвиги - поста, молитвы, чтения слова Божия, житий святых. Вот апостол Павел и беспокоится: вдруг коринфяне потеряют веру? А ведь многие теряли от искушений и испытаний " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010