115. 1490 г. в октябре. Грамоты новгородского архиепископа Геннадия: I) к митрополиту Зосиме и II) к собору епископов – о немедленном принятии строжайших мер против новгородских еретиков (жидовствующих) Из сборника Импер. Публ. Библиот, Q, XVII, 15 (собрания Толстого, отд. II, 254), л. 396–401 и л. 401–404. Первая издана была в Акт. Археогр. Экспед., т. I, 380, небольшая часть последней – в Правосл. Собесед. за 1863 г., ч. I, отр. 476–481. I. Господину отцу моему, митрополиту Зосиме всея Руси, сын твой, архиепископ Великого Новгорода и Пскова владыка Геннадий челом бьет. Что еси, господин мой, прислал ко мне грамоту да списки с грамот с митрополичьих с Геронтиевых, а велел ми еси, господине, по тому же написать грамоты, каковы те списки: ино то ми, господине, велишь свершено от Москвы отписываться, да чтобы тебя, своего господина отца, не видать, ни паки тебе челом ударить; а и о тех ми, господине, грамотах много каятись, что есми дал Геронтию митрополиту; занеже того в постатие не бывало, что владыка на себе в другие Исповедание дает. 2939 Не молви так: «архиепископу бóльшему отписаться от митрополита и от владык» 2940 ; да той грамотой наше святительство под ногами положили! Коли архиепископ ростовский Асаф владычество оставил, и где было по нас по всех послать, да о том соборне накрепко обыск учинить, и они мене тут и в поминки не учинили; а се гонцы ежеден гоняют о мелких делах, с Москвы до Новгорода, в три дня. И аз того для и отписал о тех грамотах к своей братии, архиепископу и епископам, чтобы они извета не чинили теми грамотами, посылали бы по меня, коли им лучится митрополита ставить или которого владыку. А хотел есми того вельми, чтобы мне быта на твоем поставлении, господина отца, нашего. Здесь паки, господине, наказ 2941 государя великого князя о его о великих делах, а велел ми того беречь, а к Москве ехать не велел за своими делами; да и владыки ми писали в своей грамоте, что тебя уже избрали да и на митрополичий двор возвели, «а за коими делами будет ти, деи, нелзе ехать, и ты бы, деи, к нам прислал грамоту свою повольную». И аз к своей братии, архиепископу и епископам, о том о великом о божественном деле послал повольную грамоту, чтобы они то великое божественное дело свершили: и аз с ними в том великом божественном дели во единой воле и хотении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

74 74 См. у м. Иннокентия в «Прибавлениях к творениям св. отцев» XLIV 1889 г.), стр. 95, и у И.П. Барсукова II, стр. 167. 75 Неудивительно, что Евсевий поспешил сочувственно отозваться в пользу Миссионерского Общества, о чем ср. в письме м. Иннокентия в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1884 г., ч. III, отд. 3, стр. 36. и у И.П. Барсукова III, стр. 254–255. 77 См. Письма м. Филарета к Алексию Тверскому, стр. 225. Ср. «Богословский Вестник » 1904 г., т. I, стр. 588. 78 Об этом пастыре Иркутском преосвящ. Никодим (Казанцев ) писал 11 декабря 1864 г. Евсевию: «о. Прокопий Громов иногда прогремит статьей против слишком выдающейся наглости вольномыслящих. Его уважают и противники». См. «Чтения в Общества любителей духовного просвещения» 1884 г., ч. III, отд. 3, стр. 40. 79 См. у Н.М. Иващенко в «Могилевских Епархиальных Ведомостях» 1908 г., 12, стр. 452, где еще сообщается, как сам Евсевий отмечал, что при первом его служении «народа в церкви было довольно, но немного». 81 См. Собрание мнений и отзывов м. Филарета IV, стр. 296: отзыв обер-прокурору графу А.П. Толстому от 27 декабря 1857 года. 84 Преосвящ. Никодим (Казанцев ) писал 6 мая 1870 г. Евсевию: «Вашему Высокопреосвященству желаю во здравии продолжать вековую службу правящего святителя на кафедре не всякому легкой” (см. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения” 1884 г., ч. III, отд. 3, стр. 40). Кажется, и сам Евсевий не вполне одобрял своего предшественника, архиеп. Анатолия (Мартыновского , † 9 августа 1872 г. на покое), судя по выдержке (у Л. Cm. Мацкевича, К биографии Архиепископа Анатолия Мартыновского в «Трудах Киевской Духовной Академии» 1883 г., 11, стр. 52. и у о. М. Едлинского на стр. 135) из его письма от 15 сентября 1862 г. к архиепископу Кишиневскому Антонию (Шокотову, † 13 марта 1871 г.), подлинник которого хранится в библиотеке Киевской Дух. Академии Муз. рук. 562. Впрочем, Анатолий еще раньше спешил предупредить Евсевия о непорядках в Могилевской епархии, хотя вину сему указывал в недостатке там способных людей (см. у о. М. Едлинского на стр. 82–83).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Нельзя не сознаться, что все эти древние списки могли быть принесены к нам из Греции или с Афона уже в позднейшее время. 2454 Опис. Румянц. муз. 710–712 (246); Опис. рукоп. гр. Толстов. 6 (297); Пискарев. Собран, надписей с памяти, рязанской старины в Записк. Археолог, общ. 8. 271 (344); Сдав. Указат. Синод, библ. 262 (375); Извест. II Отд. Ак. наук. 7. 272, 273 (235). 2455 Варлаам. Обозр. рукоп. прп. Кирилла Белоезерского в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2.18–20 (241); Шевыред. Истор. русск. словесн. 3. Лекц. 13. Прим. 7,11 (421); пр. Филар. Обзор, песнописц. Греческ. Церкви. СПб., 1860. 336, 343, 348, 349 (415). 2456 Все три службы эти можно видеть ныне в печатных Минеях (326): канон св. Петру – 21 декабря; канон св. Алексию, написанный Питиримом (Степ. кн. 1. 445 (308)), – 20 мая; последование Пр. Богородице – 26 августа. Последнее сохранилось до настоящего времени в списке 1407 г. и именно в одном Каноннике, принадлежавшем прп. Кириллу Белоезерскому (138) (Варлаам. Обозр. в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2.19 (241)). 2457 Означенные кондаки и тропари помещены в церковном Уставе, пис. в 1429 г. в лавре прп. Сергия (35) (Прав. собес. 1865. 1. 10, 14 (396)). См. еще прил. 26. 2458 Горск, и Невос. Опис. рукоп. Моск. Синод. библ. 1. 238, 246, 260, 289–291, 299, 306, 309, 311 (254). 2460 Первый список Устава, принадлежавший графу Толстому (Опис. рукоп. С. 6 (297)) и упоминаемый в Описании рукописей Румянц. муз. (с. 711 (246)), находится в импер. Публ. библиот. в отд. рукописей, in f. 25 (127). Последний список – в той же библ., in f. 27 (128). В этом последнем списке, говоря, например, о пище в Страстную Седмицу, переписчик рассуждает так: «Божественная правила сухоедение повелевают, равно предваршим святыя Четыредесятницы. Рече бо иже в Лаодикии Сбор о Велицем Четвертце в главизне 8-й, яко недостоит в Четыредесятници последния недели что разрешати и всю Четыредесятницю безчестити сухоядущим. Божественный Златоуст Иоан в едином от Словес своих рече: яко аще разрешил еси предваршаа дни, разреши и сею; аще ли они разрешити не повелел еси, ниже сия разреши, но паче стягни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Грамота эта написана ранее послания к Иоасафу, а именно зимой 6996 года. Из самой просьбы Геннадия, обращенной к Прохору, видно, что ещё великий князь и митрополит не дали ответа на его донесение о еретиках. Ответ великого князя и митрополита Геннадия последовал в январе 6996 (1489) года. Послание же к Иоасафу написано не прежде 6997 года уже по оставлении им престола архиепископии Ростовской и Ярославской. л. 353. «Известие о жизни старца Фотия, бывшаго ученика Кассиана Босаго, Иосифова спостника». Состоит из трех частей: 1) сведения о жизни старца до поступления в монашество; 2) труды его и подвиги и, наконец 3) обычное послесловие: «како могу исписати от простоумия моего. Но Бога ради, отцы и братия, не по зазрите худоумию моему и грубости. Да не будет в посмеяние написание се недостойнаго и худаго и грубаго черньца Вассияна, что есми дерзнул», и т. д. Автор этого сказания, чернец Иосифова монастыря Вассиан, впоследствии игумен на Возьмище (в Волоколамске), был составитель многих сборников. III. Сборник XVI в., в 4-ку, Импер. Публ. библ., Q. XVII, 15, из собрания гр. Толстого, (Опис. Слав. Росс. рукописей, отд. II, 254), написан тем же Нифонтом, который потрудился и над составлением предыдущей рукописи. Этот сборник был им написан ещё в бытность его игуменом Иосифова монастыря. В начале помещено: л. 1. «Сказание Иосифа о ереси Новгородской и его же шестнадцать слов на еретиков». (Просветитель). л. 383. «Послание Геннадия архиепископу Новгородскому от Дмитрия стараго, 1486 г.». Находится также в сборнике XVI в., Моск, духов, ак. 136, л. 446, но с значительными пропусками. Год послания определяется следующими словами: «Латына держит от Христа до ныне 1486». Автор отвечает в своем послании, или, как он его называет сам, в «отписании» Геннадию на вопросы, занимавшие архиепископа, о том, нужно ли двоить или троить аллилуйю; как понимать одно выражение в толковой псалтыри (блаженни, им же отпустишася беззакониа и им же прикрышася греси) и как думать о седьмой тысяче? В середине послания автор дает следующие ответы на одно из требований Геннадия: «Да писал еси, господине, о слове том, что Юрьи переводит, его к тебе ранее отслати; ино, господине, тому толь вскоре нелзе быти, зан(е)же перевод медлен, а ещё Юрью мало досугу, и ты бы пожаловал, о том не бранил».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

611 Рукоп. сборник XVI в. (не разборчиво) из библ. Волоколамского монастыря, л. 425–426. Это послание напечатано в церковной Истории преосвященного Макария Литовского, ныне митрополита Московского, т. VII, кн. II, СПб. 1874 г. 393–394. 612 Рукоп. Соф. библ., ныне библ. СПб. Духов. Академии, 1480, скоропись XVII в. в 4 д. листа, л. 126–128. Послание находящееся в этом сборнике, не имеет пред собою точного указания имени его автора, последнее в звездочках обозначено только на поле: «Даниил митрополит». Особенности Соф. списка послания: в начале послания есть краткое приветствие, а в конце незначительная приписка, чего не достает первому московскому списку послания. 613 Рукоп. Импер. Публ. библ., Q. XVII, 15, из собран. гр. Толстого, отд. II. 254, л. 236. См. описание рукопис., хранящихся в библ. гр. Толстого. Изд. Калайдовича и Строева. 413. 614 Рукопись древлехранилища Погодина, прежде того принадлежавшая Строеву, 1563, л. 89. Напеч. в Актах Археограф. Экспед., т. I, 185. Список грамоты, принадлежавший Строеву и с которого затем напечатана была грамота, превосходит своими достоинствами список, прежде бывший в библ. гр. Толстого и затем перешедший в собственность И. Публ. библ. В Строевском списке есть такие, весьма важные в историческом отношении, выражения, каких нет в списке гр. Толстого. В нем, что всего замечательнее, м. Даниил, невольный автор грамоты, называет себя «бывшим» митрополитом, как действительно и было на самом деле, и чего не хотелось видеть в грамоте его врагам, искавшим в ней средство, для того чтоб избавить себя от нареканий в самовольном и незаконном смещении митрополита. Строевский список, равно как и список Москов. Духовн. Акад., прямо показывают, что Даниил в своей грамоте отрекался от того, чего он лишен был гораздо ранее. 615 Рукоп. Мос. Духовной Академии, по Волоколамскому каталогу 530, а по Академическому 164, л. 413. Сборник XVI в., писан полууставом, подходящим к скорописи XVI в., в 8 л. на 596 л. Рукоп. написана была Вассианом, архимандритом Возьмицким, учеником Фотия, который был учеником Кассиана Босаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

2793 Филиппа Пустынника: 1388 г. в библ. Чудова монастыря (36) (Горск. Опис. Синод, библ. 2. Отд. 2. 459 (254)); 1418 г., писанный для Троице-Сергиевой лавры по воле игумена Никона (25) (Опис. лавры. 154–155 (248)); 1426 г.– в библ. Царск. (207) (Опис. 25 (404)); вообще XV в. в Синод, библ. (36) (Горск. Оп. 2. Кн. 2. 449 (254)) и в Толстов. (86) (Опис. 3 (297)). Василия Великого : XV в. в библ. Толстов. (120) (On. 76 (297)). Феодора Студита : XIV в. в библ. Моск. Дух. Ак. 32 (165); XV в. в Синод, библ. (Опис. 2. Кн. 2. 347 (254)). Максима Исповедника и других в Синод, библ. (41) (283 (254)). Нила – в библ. Толстов. (93) (Опис. 212 (297)). Симеона и Петра Дамаск, в Синод, библ. (71) (Опис. 434 (254)). Григория Синаита в той же библ. (70) (Савв. Указател. 166 (375)). 2794 Кирилла Иерусалимск. в библ. Толстов. (113) (Опис. 5 (297)). Григория Богослова : XIV в. в Синод, библ. два (38) (Опис. 68 и 87 (254)) и в Сергиевой лавре (34) (Опис. 152 (248)), XV в. в Толстов. (121) (Опис. 195 (297)) и Рум. муз. (166) (Опис. 153 (246)). Иоанна Злат. в библ. Толстов. (94) (On. 29 (297)). О Бесед. Григория Двоесл. в списке XIV в. (24) см.: Горск. Опис. Синод, библ. 2. Кн. 2. 236 (254). 2795 Список XV в. в библ. Толстов. (90) (Опис. 171 (297)). О составителе этого собрания поучений и о времени переводаих на славянский язык см.: Горск., и Невостр. Опис. Синод, библ. 2. Кн. 2. 658 и 667 (254). 2796 Первый из этих трех сборников – в Рум. муз. (197) (Опис. 610 (246)), два последние – в Новг. Соф. библ. (Куприан. Обозр. ее в Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 307–310 (312)). 2797 Опис. Серг. лавры. 156–157 (248); Срезневск. Древн. памятн. русск. языка. С. 607 (397); арх. Савв. Указат. Синод, библ. 174, 177, 213 (375); Куприан. Обозр. Новг. Соф. библ. в Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 285, 309 (312); Опис. Рум. муз. 198 (246); Опис. рукоп. гр. Толст. 273 (297). 2798 Архим. Савв. Указат. Синод, библ. 221–222 (375); Опис. Рум. муз. 447 (246); Опис. рукоп. Царск. 319 (404); Опис. рукоп. Толстов. 62, 315 (297); Куприан. Обозр. Новг. библ. в означ. Извест. 51. 305 (312); Срезневск. Древн. памятн. русск. языка. С. 204. 303, 306 (397).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Присоединение иноверцев к православию в случае смертной опасности (отд. II, § 13). Запись присоединяемых в метрической книги (отд. II, § 14). Присоединение лиц духовного звания к православию (отд. II, § 15). Причащение Св. Тайнам детей после крещения и миропомазания (отд. III, § 25). Пролившееся миро (отд. I, § 5). С. Смертная опасность но отношению к вопросу о присоединении иноверцев к православию (отд. II, § 13). Сорокадневное обмолитвование или сороковая молитва как и когда совершается (см. Воцерковление). Позволительно ли женщинам, удостоенным причащения, в случае особенной опасности, до истечения сорокадневного очищения, входить потом в церковь ранее 40 дней (отд. III, § 24)? Старое миро (отд. I, § 5). Ф. Форма записи в метрической книги о присоединяемых к православию (отд. II, § 14; сравн. главу Дополнит., приложение, под буквою Б). X. Хождение восприемников с младенцем вокруг купели по миропомазании (отд. I, § 7). Как совершать этого рода хождение при восполнении обрядов крещения над лицами, крещенными прежде, или вообще когда нет купели, и т. п. (там же)? III. О причащении и совершении литургии А. Агнец если окажется негодным к совершению литургии, то что делать в этом случае (отд. IV, ст. 2, § 63)? Что делать, если священник узнает о каких-либо недостатках предложенного агнца непосредственно пред произнесением воспой и нательных слов Христовых (отд. IV, ст. 2, § 64)? Об агнцах, если бы какой из них был похищен мышами или по какому-либо случаю не оказался бы на престоле или на жертвеннике во время совершения литургии (отд. IV, ст. II, §§ 65, 66). Что делать с оставляемым агнцем, когда он заменяется другим (отд. IV, ст. 2, § 67)? Чем надобно занимать народ в церкви, когда один агнец заменяется другим (отд. IV, ст. 2, § 68)? О том, что должен делать священник, если заметить какие-либо недостатки во св. агнце по освящении даров, или во время самого причащения, и т. п. (отд. IV, ст. 2, § 69)? Что делать, если надо переменить агнец, а другой подходящей для этого просфоры отыскать нельзя (отд. IV, ст. 2, §§ 70, 71; сравн. ниже, отд. IV, §§ 73–78)? Что должен наблюдать священник, чтобы не было недостаточных агнцев для литургии (отд. IV, ст. 2, § 72)? Что делать с агнцем в случае, если бы священник, позванный для исполнения какой-либо не терпящей отлагательства требы во время совершения литургии, не мог вскоре возвратиться и окончить литургию в свое время (отд. VI, ст. 1, § 102)? О поднятии св. агнца или частицы его в случае, если бы они упали с дискоса (отд. VI, ст. 3, § 112). Что должен делать священник, если бы агнец зимою замерз на дискосе (отд. VI, ст. III, § 116)? Как должен поступать священник, если бы предложенный агнцев показался действительным Телом Господним (отд. VI, ст. 3, §§117, 118)? О заготовлении св. агнцев для литургии преждеосвященных даров и о хранении их (отд. IX, § 170).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Истории Церкви в России были посвящены работы Н. В. Терещенко «О трудах Максима Грека» (1834. 8. Отд. 2. С. 243-278), Д. Извекова «Отношение русского правительства в 1-й пол. XVIII в. к протестантским идеям» (1867. 9. Отд. 2. С. 59-81) и «Отношение русского правительства к католической пропаганде в 1-й пол. XVIII в.» (1870. 9. Отд. 2. С. 61-74), К. И. Костенкова «Распространение христианства у калмыков» (1869. 8. Отд. 4. С. 103-159), А. Р. Забелина «О распространении христианства между бурятами» (1870. Отд. 4. 1. С. 17-33; 2. С. 206-232), А. П. Демьяновича «Иезуиты в Западной России (с 1569-1772 г.)» (1871. Отд. 2. 8. С. 181-236; 9. С. 1-46; 10. С. 250-279; 11. С. 40-86; 12. С. 181-231), М. О. Кояловича «Ясон Смогоржевский, Полоцкий униатский архиепископ, впоследствии униатский митрополит» (1873. 1. Отд. 2. С. 31-59), Ф. М. Керенского «Древнерусские отреченные верования и календарь Брюса» (1874. Отд. 2. 3. С. 52-79; 4. С. 278-342; 5. С. 99-135), Н. М. Востокова «Святейший Синод и отношения его к другим государственным учреждениям при императоре Петре I» (1875. Отд. 2. 7. С. 52-85; 8. С. 153-198; 12. С. 358-378), А. Д. Галахова «Обзор мистической литературы в царствование императора Александра I» (1875. 11. Отд. 2. С. 87-175), Жданова «Материалы для истории Стоглавого собора» (1876. Отд. 2. 7. С. 50-89; 8. С. 173-225), Е. Е. Голубинского «Христианство в России до Владимира святого» (1876. Отд. 2. 9. С. 46-84; 10. С. 133-169) и «Обращение всей Руси в христианство Владимиром и совершенное утверждение в ней христианской веры при его преемниках» (1877. Отд. 2. 3. С. 100-163; 5. С. 26-47), И. Панова «Ересь жидовствующих» (1877. Отд. 2. 1. С. 1-40; 2. С. 253-295; 3. С. 1-59), Т. В. Барсова «О светских фискалах и духовных инквизиторах, учрежденных Петром I» (1878. 2. Отд. 2. С. 307-400), В. Попова «О Святейшем Синоде и об установлениях при нем в царствование Петра I» (1881. Отд. 2. 2. С. 222-263; 3. С. 1-51), Н. А. Астафьева «Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами» (1888. Отд. 2. 7. С. 50-81; 8. С. 296-335; 10. С. 260-320; 12. С. 208-231; 1889. Отд. 2. 2. С. 254-293), П. О. Бобровского «Русская греко-униатская Церковь в царствование имп. Александра I» (1889. Отд. 2. 6. С. 282-338; 7. С. 20-56; 8. С. 259-304; 9. С. 85-123; 10. С. 214-266; 11. С. 66-134; 12. С. 305-379) и др. Широкий отклик имела ст. «Состояние Православной Церкви в Российской Америке» (1840. 6. Отд. 5. С. 15-58) прот. Иоанна Вениаминова (см. свт. Иннокентий , митр. Московский), приехавшего в С.-Петербург с Аляски. Обер-прокурор Синода Д. А. Толстой напечатал в журнале ст. «Иосиф, митрополит Литовский, и воссоединение униатов с Православной Церковью в 1839 г.» (1869. Отд. 2. 7. С. 72-83; 8. С. 251-271; 9. С. 1-23; 10. С. 217-234).

http://pravenc.ru/text/182367.html

Антидор может ли быть раздаваем диаконом вместо священника (отд. VI, ст. 4, § 124)? Можно ли предоставлять получение антидора свободному разбору предстоящих в храме, – и как быть, если в храме будет народа много, а антидора мало (отд. VI, ст. 4, § 125)? Антиминс, как необходимая принадлежность литургии, – и можно ли служить без антиминса (отд. III, ст. 1, § 31)? Каковы именно должны быть антиминсы для совершения литургии (отд. III, ст. 1, § 32)? О приобретении новых антиминсов для священнодействия литургии (отд. III, ст. 3, § 54). Кто и как должен производить перемену старых антиминсов на новые в случае надобности (там же)? Если местный священник не может сам отправиться за получением антиминса, то может ли он вместо себя поручить это кому-либо другому (отд. III, ст. 111, §55)? Как служить в той церкви, из коей антиминс отправлен для перемены, а служить было бы непременно необходимо (отд. III, ст. 3, § 56)? Можно ли в такой церкви совершать таинство брака и другие священнодействия (там же)? Как удобнее отвозить старые антиминсы и привозить новые на место назначения (отд. III, ст. 3, § 57)? Нужно ли наблюдать какие-либо особые обряды при положении в церкви нового антиминса вместо старого (отд. III, ст. 3, § 58)? Что должен делать священник, если бы случилось пролить Кровь Христову на антиминс (отд. VI, ст. 2, § 107)? Как должны наблюдать священники, чтобы на антиминсе не оставалось никакой частицы Тела Христова после причащения (отд. VII, ст. 3, § 147)? Б. Болезнь если приключится священнику во время совершения им литургии, то как поступать тогда (отд. VI, ст. 1, §§ 95–97)? Больные священнослужители как должны быть приобщаемы Св. Тайнам (отд. VI, ст. 4, § 121; VII, ст. 2, §§ 140, 141)? О приготовлении больных вообще и умирающих к таинству причащения (отд. VIII, ст. 3, § 159). – Можно ли причащать больных, умирающих во всякую пору дня и ночи, когда они поели пищи или приняли лекарство (там же)? Как вообще должно быть производимо причащение этого рода больных (отд. VIII, ст. 2, § 160)? Может ли священник приобщить опасно больных, когда они находятся под запрещением или отлучением (отд. VIII, ст. 2, § 161)? Можно ли в смертной опасности причащать больных женщин, страдающих кровотечением (отд. VIII, ст. 2, § 162)? О причащении бесноватых больных (отд. VII, ст. 2, § 163). Должно ли удостаивать причащения больных, умирающих со рвотою (отд. VIII, ст. 2, § 164)? Как причащать тех, которые по болезни не могут принимать вина (отд. VIII, ст. 2, § 165)? Как причащать больных, страждущих заразительными болезнями (отд. VIII, ст. 2, § 166)? – Можно ли ради причащения больных прекращать литургию, и когда это допускается (отд. VI, ст. 1, §§ 98–101)?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Клятвы или так называемой брачной присяги употребление может ли быть допускаемо при браках православных (отд. IX, § 64)? Копии с документов, прилагаемых к обыску для правильного совершения брака (отд. VII, § 49). Кровное родство и его значение в браке (отд. III, § 17). В каких видах и степенях этою родства браки положительно запрещаются, и какие из них могут быть венчаемы с благословения архиерейского, и какие – без этого благословения (отд. III, § 19)? – Перечень всех указанных видов этою родства (отд. V, §§ 32–34). Порядок счисления и изображения разных видов этого родства (отд. III, § 18; IV, §§ 24–29). Л. Линии в родстве , их значение и исчисление (отд. III, § 18; IV, §§ 24, 25 и др.). М. Магометан можно ли венчать с православными (см. Иудейская вера)? Марки гербовые в 60 коп. на прошениях и на телеграммах к архиерею о разрешении браков (отд. V, и § 33). Нужно ли наклеивать такого рода марки на свидетельствах, выдаваемых священниками об оглашениях (отд. VII, § 46) и об исповеди (отд. IX, § 59), а также и родителями с соизволением на брак детей их (отд. VII, §§ 42, 49) при заключении браков (сравн. выше, о крещ., отд. VII, §§61, 62)? О гербовых марких на документах, прилагаемых к обыску (отд. VII, § 49). Метрические записи и выписи или свидетельства о браках,. их производство и выдача (отд. VIII, § 57; сравн. о крещен., отд. VII, §§ 54–63). Какими доказательствами можно засвидетельствовать действительность брака в случае, если бы он не был записан в метрическую книгу или метрическая запись о нем подверглась сомнению (отд. VIII, § 57)? Молитва «на разрешение венцев» и молитва «первобрачней невесте, хотящей по браце ввестися в церковь », – и их употребление (отд. IX; § 68). Молитвенные дома в каких случаях могут быть местом для венчания брака (отд. VIII, § 52)? Место совершения брака (отд. VIII, § 52)? Мясопустная неделя в отношении ко времени совершения браков (отд. VIII, § 56). Н. Наказания , каким подвергаются священно- и церковнослужители за совершение неправильных браков (отд. X, §§ 72–75).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010