До 2-й четв. XVII в. применительно к региону уместно говорить не о почитании Л. у южных славян и на Афоне, а о знакомстве с его культом. В б-ке мон-ря Крушедол, вероятно, с нач. XVI в. хранился рус. сборник Житий и служб (типа «Минеи новым чудотворцам») кон. XV в. (Белград. МСПЦ. 63), содержащий среди прочего Житие Л., Слово на внесение мощей в новую церковь и службу ему ( С. Опис рукописа манастира Крушедола. Сремски Карловци, 1914. С. 27. 24). В ризнице серб. Хиландарского мон-ря на Афоне хранится икона-пядница раннего XVI в. с изображением Л., привезенная, вероятно, из Москвы одним из монастырских посольств. Появление памяти Л. в месяцесловах южнославянских (в первую очередь сербских) рукописей XVI-XVII вв. (напр., в серб. Псалтири с восследованием, переписанной в 1609 - Братислава. Б-ка ун-та. MS 1286) связано, очевидно, с копированием рус. оригиналов, но вопрос почти не разработан в литературе. Широкую известность в регионе святой получает только с распространением печатного Пролога (1-е полное издание - М., 1642-1643). А. А. Турилов Ист.: ААЭ. Т. 4. С. 156; ПСРЛ. Т. 15. С. 233-235, 357; Титов А. А. Житие св. Леонтия, еп. Ростовского. Ярославль, 1892 ред. Жития Л.] (отд. отт.: Ярославские ГВ. 1892. 23); он же. Житие св. Леонтия, еп. Ростовского//ЧОИДР. 1893. Кн. 4. Отд. 2. С. 1-36 ред. жития; с. 33-35 - служба без канона]; Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 250-254 [Синодальная и Троицкая редакции]; Древнерус. патерики: Киево-печерский патерик, Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21-22; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 403-413 [древнейшее Житие Л.]. Лит.: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847; Ключевский. Древнерусские жития. С. 2-22; Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке: с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864; Строев. Списки иерархов. Стб. 329; Описание о российских святых.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

“Ист. Росс. Иер.», 70; Ратшин, 552; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 138; “Опис. монаст.», 1817 г., 2; Проценко, “М-ри в России», 3; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 25; VIII, 14; “Словарь ист. о свят.», 10; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. губ.», 78; “Памят. Веры», 18; “Акты ист.», II, 236 (Челобитная 1609 г., игумена Вассиана Гетману Сапеге об удовлетворении его за грабеж и рану); III, 141 (Две памяти 1626 г. об убиении и погребеиии игум. Адриана, о исцелен., получен. на месте его погребения, и о перенесении мощей игум. Адриана в пустынь; игум. Лаврентий; в 1627 г. игум. Порфирий); “Извл. изъ отч. Об. Пр.», 1843 г., 98 (пожертв. земли); 1858 г., 12 (продан участ. земли и пожертв. земля); “Яросл. губ. в.», 1860 г., 8 (Опис. г-да Пошехонья); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 134 (преп. Адриан); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 349, 7; Ключевский, “Жит. свят.», 327, 372; “Акты юридич.», 128 (Вкладная 1669 г. Ив. Волкова; игум. Иосиф), 386 (Ставлены. гр. 1606 г. диаконам); “Прибавл. к Церковн. вед.», 1888 г., 46, 1285 (Открытие при м-ре школы); “Известия Археол. Общ.», 1861 г., III, 430 (рукопись о м-ре Волкова); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел крест. 1.486 душ.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 349 (в 1700 г. имел 369 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 254 (предписание 1722 г. настоятелю м-ря о назначении 2 крестьян вотчины села Пертомы в целовальники); III, 1723 г., 18 (в вотчине м-ря была дер. Ситникова Пошехон. у.), IV, 1724 г., 240 (приписка к Ипатиев. м-рю); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библиот.», I, 142, 14 (память 1626 г. игум. Порфирию о перенесении мощей игум. Адриана в пустынь); “Зап. И. Археол. Общ.», 1856 г., VIII, 129 (ист. русск. иконописи; игумен Андреян был иконописец); “Церковн. ведом.», 1889 г., прибавл., 3, 66 (игум. Вениамин устроил при м-ре церковно-приход. школу). 601. Акакиева, мужская пустынь, ныне погост Акакиева Пустынь, Ярославской губ., Ростовского у., в 42 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

249 Тогда переведены (в 1501 г.) сочинение на иудейское безверие, вероятно, Николая de Lyra: contra perfidiam Iudæorum, – и (в 1503 г.) Самуила учителя обличение на Иудеев (Указат. Матер. Русск. Ист. в Жур. Мин. Нар. Просв 1834 г., ч. I. Отдел. 2, стр. 164.). 250 Между Рк. Гр. Толстого, отд. II. 68 упоминается, послание Иосифа к Ивану Васильевичу против еретика Клёнова. Имя Клёнова в древнем списке стоит наряду с прочими новгородскими еретиками: «А от купцев Семен Кленов». 251 Об этом пр. Иосиф упоминает в письме к Митрофану, архимандриту Андронникова монастыря. Разговор Иосифа с В. Князем и письмо к Митрофану относятсяˆа) не ко времени митрополита Геронтия. Это видно из следующих слов Иосифа: «и аз ему (В. Князю) молвил: Государь! Только ся подвигнешь на нынешних еретиков, ино и в прежних тебе Бог простит», б) и не ко времени Зосимы; ибо Государь говорил Иосифу; «митрополит и владыки простили меня». Если б это было при Зосиме, то Иосиф объяснил бы В. Князю, как должно смотреть на митрополита в сем случае. Притом В. Князь, как видно из письма Иосифа, говорил ему, что он знал, какую ересь держал протопоп Алексий, какую держал Фёдор Курицын. По образу выражения видно, что этих людей уже не было в живых. Алексий умер ещё до низведения Зосимы, а Курицын упоминается в актах 1497 г. И так как он не подвергся казни вместе со своим братом после Собора 1504 г., то надобно думать, что он умер между 1497 и 1504 годами. К сему же времени должно относиться и письмо пр. Иосифа к Митрофану. 253 В этом случае правительство действовало на основании законов Греческой Империи против совратителей и отступников от веры. См. в Кормчей Закона Градского грань 39. гл. 30–33. 1810 г., ч. II, л. 113. 254 Ко времени самого Собора относится послание пр. Иосифа к инокам, писавшим против его мнения, где он оправдывает строгие меры против еретиков, присовокупляя, что должно покориться суду соборному и начальному святителю. Рк. МДА, л. 350. 171. 255 См. письмо пр. Иосифа к Великому Князю Василию Иоанновичу, и ответ на него Белозерских старцев (Древ. Вивл. XVI, 493). В оправдание строгих мер против еретиков Иосиф написал Слова 15 и 16 против жидовствующих, составляющие заключение его книги: Просветитель. В 16 слове он уже упоминает о соборном определении против еретиков в 1504 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1914 . Покровский – Шухтовский, мужской, ныне погост Шухтов, Нов­городской губ., Череповецкого у., в 50 вер. к сев.-зап. от Череповца, при рч. Шухтовке, впадающей в р. Андогу слева. Основан в 1603 г. преп. схимонахом Сергием, принявшим схиму в Воскресен­ском Череповец. мон. и скончавшимся в 1609 г. 19 мая, в каковой день и чтится его память. Мощи его находятся под спудом при Покровской церкви, которая построена в 1794 г. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 668; Ратшин, 404; “Словарь ист. о свят.”, 245; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 51; “Новгор. губ. в.”, 1853 г., 30 (ист. памятн.). Павлов, “Ист. описание святыни Новгор.”, 1848 г., 38. 1915 . Положения пояса Пресвятой Богородицы – Авраамиев Великой Пустыни, мужской, ныне село Великая Пустынь, иначе Илья Про­рок в Пустыне, Костромской губ., Чухломского у., в 30 вер. к вост.-юго-вост. от Чухломы, при рч. Мелше. Осно­вание ему положили в XIV ст. преп. Авраамий, Чухломский чудотв. По соборному постановлению 1681 г. отдан на содер­жание Галицкого архиер. дома и здесь на­зван просто Пустынь. В 1740 г. в числе других монастырей принадлежал к Синодальной области под настоящим названием. “Ист. Росс. Иер.”, 63; V, 590; “Акты истор.”, V, 75 (собор. постановл.); “Костр. губ. в.”, 1854 г., 2 (Авраамий); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 201, 375; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 870, 16; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 86 (Патриарш. гр. 1655 г. о высылке лошад. в Моск.); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содер­жании архиереев); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 196; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 254 душ. крест.). 1916 . Полонский – Григорьевский, мужской, ныне село Полонное, Волынской губ., Луцкого у., в 85 вер. к сев.-сев.-вост. от Луцка и в 15 вер. к югу от мест. Рафаловки, при р. Стыре. О нем упоминается в описании похождений Войшелека, сына Вел. кн. Ли­товского Миндовга и удельного кн. Новогрудского. Под 1262 г. в летописи за­писано: «И посем (т. е. по принятии крещения) иде Воишелк до Галича к Данилови князю и Василкови, хотя прияти мнишеский чин; тогда же Воишелк хрести Юрья Лвовича; тоже потом иде в Полонину ко Григорьеви в монастырь, и пострижеся во черньцы, и бысть в монастыри у Григорья 3 лета, оттоле же пойде во Святую Гору, прием благо­словение от Григорья. Григорий же бяшевт человек свят, акого же не бысть перед ним и ни по нем не будет». “Полн. собр. лет.”, II, 201; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 171, 226; “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; Ба­тюшков, “Волынь”, 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Но перевод книги на Славянский язык, по некоторым показаниям, принадлежит Русскому иноку. В послесловии л. 283 переводчик говорит: как не прилично хвалиться похищающему чужое. сице же мню похвалы. тщетныхъ трдовъ таковы и мъзды. инн бо трдишас. имже лпо и плдомъ причастити. азъ же како деръзн на дргаго нованьи. начати. бо красота. наченшаго азъ бо не възмогаю сихъ. ми трдолюбьствовати нкыи глю ( 171 нки глы) словесъ. къ наченъшем и съвершившем бжтвеню книг. глемю рчью. диптр. нашею же рекше рскою зерцало. но иже по бз дати. стмь дс възлюбленыи брате кръ. – В другом списке Диоптры 171 и в Макарьевской Четьи-минее за февраль, где помещена эта книга, к последнему слову: кир прибавлено: Зиновие, и тоже имя повторено ещё раз в послесловии ниже. А в пергаменном списке Диоптры XV в. из библиотеки Графа Толстого (отд. 1. 7.) прибавлено ещё, что книга переведана в Ростове. – Из предисловия видно, что Зиновий просил переводчика о пополнении книги Диоптры собственными рассуждениями. Не принимая на себя такого труда, в красноречивом послесловии переводчик объясняет, что и приступить к переводу готовой книги побудили его только настойчивое требование брата инока и долг братолюбия. В разрешении предлагаемых вопросов сочинитель пользовался словами и свидетельствами св. Афанасия Александрийского л. 254 об., Василия Великого л. 17. 94., Григория Нисского л. 76. 115 об. 124. 234., Григория Назианзина л 94., Иоанна Златоустог о л. 94. 158 об., Кирилла Александрийского л. 252 об., Анастасия Синаита л. 200 об., Иоанна Дамаскина л. 102 об. 244 об., Феодора Студита л. 155 об. Неоднократно также указывает на Иппократа и Галена л. 76. 204 об. 282. Любопытна выписка из Богословия Иоанна Дамаскина о разных проявлениях и действиях мыслительной силы в человеке: л. 244 об. вдти. ко глетс ( νησις). нчьсомже мысль наричетс ( ννοια), же пребывши въбразивши. дшю къ ( νθμησις), же въ томъ пребывъ. и себе истзавъ и разсдивъ. ( φρνησις). же разширившис. творитъ помыслъ слово ( νδιθετον λγον), ставлюще глемъ ( ν ριζμενοι φαμν). дши исполънено. в помыслънмъ ( ν τ διαλογιστικ). безъ негоже слово глеть происходити. зыкомъ

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

2786 О Псалтири – Срезневск. Древн. намята, русск. письма. С. 200 (397). О Песн. песней – библиот. Моск. истор. общ. 171. С. 61 (160, 401). 2787 Первое Толкование – в библ. Толстов. (125) (Опис. 98 (297)). Второе – в Синод. библ. (73) (Горск. Опис. Отд. 2. Кн. 1. 128 (254)). Свидетельство митрополита Киприана – в Акт. истор. 1. 478 (228). 2788 Толк. Апостол – в Синод, библ. (74) (Горск. Опис. Отд. 2. Кн. 1. 154 (254)). Списки толков. Апокал.– в Рум. муз. (201) (Опис. 11 (246)), библ. Царского (225) (Опис. 1 (404)) и у Среднее. (Древн. памятн. русск. языка. С. 200 (397)). Означенные сборники – в библ. Толстов. (114, 91) (Опис. 213 и 276 (297)). 2789 Списки помянутых Толков. на Иова и бесед Златоуста – в Синод, библ. (72) (Опис. 2. Кн. 1. 45–50 и 53 (254)). Свидетельство Киприана – в Акт. истор. 1. 478 (228). 2790 Первая рукопись – в Рум. муз. (200) (Опис. 161 (246)), вторая – в Синод. библ. (64) (Горск. Опис. Отд. 2. Кн. 2. 32 (254)), третья – в той же библ. (53) (247 (254)). 2791 Списки: XIII в. – в Рум. муз. (182) (Опис. 255 (246)); XIV в.– в Синод. библ. (49) (Горск. Опис. 2. Кн. 2. 193 (254)) и другой, переписанный 1387 г. в Студийской обители митрополитом Киприаном – в Моск. Духов. Акад. 152 (164)); нач. XV в.– два в Троицко-Сергиевой лавре (27, 28) (Опис. 158 (248)) и один в библ. Моск. ист. общ. (158) (Опис. 47 (401)); 1419 г., переписанный по благословению митрополита Фотия для священноинока Саввы диаконом Стефаном – в библ. Толстов. (93) (Опис. 212 (297)); 1422 г., переписанный по повелению преподобного Кирилла Белоезерск. иноком Феогностом – в Кирилло-Белоезерск. монастыре (141) (архим. Варлаам, в означ. Опис. 20–21 (241)); 1431 г.– в Рум. муз. (183) (Опис. 255 (246)); вообще XV в.– в библ. Царск. (211) (Опис. 149 (404)) и в Синод. библ. (50) (Горск. Опис. 2. Кн. 2. 205 (254)). 2792 Аввы Дорофея: XIV в. в Чудовск. библ. (37) (Горск. Опис. Синод, библ. 2. Кн. 2. 224 (254)), кон. XIV или нач. XV в. в Толстов. (94) (Опис. 65 (297)), 1414 г. в Сергиевой лавре (29) (Опис. 155 (248)), XV в. в библ. Царск. (217) (Опис. 27 (404)). Ефрема Сирина: кон. XIII в. (Среднее. Древн. памятн. русск. языка. С. 630 (397)), XIV в. в библ. Царск. (215) (Опис. 41 (404)), нач. XV в. в Толстов. (98) (Опис. 117 (297)). Исаака Сирина: 1381 г. в Серг. лавре (25) (Опис. 154 (248)); 1416 г., перепис. в монастыре преп. Саввы по воле игумена Варсонофия – в Толстов. (101) (Опис. 323 (297)); 1431 г., переп. в новгородском Лисицком монастыре иеромонахом Симеоном (31) (Горск. Опис. Синод, библ. 2. Кн. 2.176 (254)); вообще XV в. в Рум. муз. (185) (Опис. 235 (246)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2780 Список 1296 г. в Синодал. библ. (57) (Горск. Опис. рукоп. ее. 1. 181 (254); архим. Саввы Указат. для обозр. этой библ. М., 1858. 223 (375)). Списки: XIII в.– в бывшей библ. Толстова (105) (Второе Прибавл. к Опис. рукоп. гр. Толстова. С. 1 (297)); XIV в. в той же библ. (106) (Первое приб. к Опис. ее. С. 5 (297)), в Румянц. муз. (190) (Опис. 463 (246)), в библ. Воскресенского монастыря (20) (Опис. ее архим. Амфилохия в Изв. II Отд. Ак. наук. 7. 263 (235)) и в библ. Московского исторического общества (159) (Опис. ее. 59 (401)). Список 1424 г. в библ. Кирилло-Белоезер. монастыря (142) (архим. Варлаама Обозр. рукоп. прп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. Отд. 3. 12 (241)). Другие списки XV в.– в Рум. муз. (191) (Опис. 464 (246)) и в бывшей Толстовской библ. (107, 108) (Опис. 213, 512 (297)). 2781 Один список в Синод, библ. (48) (архимандр. Савв. Указат. 222 (375)), другой – в Рум. муз. (175) (Опис. 35 (246)). А о книгах пророческих в 1275 г. упоминается в летописи (П. собр. р. лет. 2. 206 (351)). 2783 Список 1383 г., писанный в Константинополе в Синод, библ. (44) (Горск. Опис. 1. 224 (254)). Другой список XIV в. в Рум. муз. (168) (Опис. 181 (246)). Списки: 1401 г.– в Рум. муз. (171) (182 (246)), кон. XIV или нач. XV в.– в бывшей Толстов. (99) (Опис. 170 (297)), в Сергиевой лавре (32) (Опис. 41 (248)), четыре – в Кирилло-Белоезер. монастыре (132, 133, 134, 135) (арх. Варлаам. Опис. рук. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. Отд. 3. 5–10 (241)). Списки: 1430 г., купленный на Афоне русским иеромонахом Афанасием, в Воскресенском монастыре (18) (Опис. архим. Амфил. в Изв. II Отд. Ак. наук. 7. 186 (235)), вообще XV в.– семь в Рум. муз. (169) (184–187 (246)) и два – в бывшей Толстовской (88, 89) (Опис. 212–213 (297)). 2784 Два первые – в бывшей Толстов. (82, 83) (Опис. 68, 211 (297)), последний – в Кирилло-Белоез. монастыре (131) (арх. Варлаам. в означ. Опис. 10 (241)). 2785 Списки Толков. на Шестодн. в Синод, библ. (80, 81) (Горск. Опис. Отд. 2. Кн. 1. С. 1 и 30 (254)). О списках Толков, на пророк, см.: Востоков. Предисл. к Остром. Евангелию. II–III (336) и Москвитян. 1843. 7 (349).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Перемышльского епископа Михаила Копыстенского неизвестно, на каком основании. 380 Голубев. Библиогр. замечания, в Труд. Киев. Ак. 1876. 1. 363–377 381 Сахаров. Обозр. сл.-русск. библиогр. 175 382 Летоп. Густынск. монастыря, в Чтен. М. истор. общ. 1848. 8. Отд. 2. С. 1–12 А. З. Р. 4. 214–216 383 Проект Рутского — в Архиве униат. митроп. при Св. Синоде. 3 и напечатан с русским переводом в Вестн. Западн. России. Год. 3. Окт. Отд. 1. 3 . 384 Почти обо всем этом нами, по местам, сказано было прежде. См. также речь Древинского на варшавском сейме 1620 г. (Бантыш-Камен. Изв. об унии под 1620 г. а о поступке Мороховского — Выпись из книг владимирских (Вестн. Западн. России. Год. 4. Кн. 10. Отд. 1. 3. С. 16 385 Harasiew. Annal Eccl. Ruthen. P. 254, 304, 311, 319 386 Максимович. Сочин. 2. 264, 265, 388 Муравьев. Сношен. России с Восток. 1. 304 Труды Киев. Акад. 1869. 2. 537 Вилен. археогр. сборн. 2. 28 Опис. старопеч. книг гр. Толстова. С. 147 Русск. историч. библиот. 2. 166. С. 602, 612, 635 387 Проект Рутского — в Вестн. Западн. России. Год 3. Окт. Отд. 1. 3. С. 69 388 Все, очень обширное, донесение Рутского и прочих униатских владык римской Конгрегации распространения веры напечатано у Гарашевича. Annal. Eccles. Ruthen. P. 254–293 389 Гарашевич. Там же. 256–258 На православные братства и особенно на их действия на сеймиках и сеймах Рутский с своими троицкими монахами весьма горько жаловался и в книге: Examen Obrony. Wiln., 1621. S. 49–51 390 Гарашев. Там же. 255, 292 Вилен. арх. сборн. 6. 77. С. 161 Бантыш-Камен. Изв. об унии под 1620 г. Присяжная грамота епископа Почаповского — в А. З. Р. 4. 221 391 Письмо генерала иезуитов Муция Виаллезиуса — в Архиве униатск. митроп. при Св. Синоде. Рукоп. 771 392 Гарашев. Там же. 263–266, 268–271, 287–291 393 Гарашев. Там же. 266, 293 Письмо Рутского к секретарю Конгрегации напечатано там же. 293–298. 394 Гарашев. Там же. 274, 281 395 Гарашев. Там же. 270, 281 Архив Юго-Западн. России. Ч. 5. Т. 1 в конце — Указатель городов. С. 593 и далее; Бантыш-Камен. Изв. об унии под 1620 г. Папский нунций в Польше Торрес писал в 1621 г. об униатах: «Киевское архиепископство приносит до шести тысяч злотых разного дохода и имеет шесть клясторов базилианских: в Киеве, Новогрудке, Гродне и в трех иных местах, а кроме того

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

1188. Спасский – Вожеозерский или Чарондский – Воздвиженский, мужской, ныне остров Спасский с деревнею Спасскою на озере Воже или Чаронде (см. «Военно-топограф. карта», 10 вер. в дюйме, лист 55), Новгородской губ., Кирилловского у., в 120 вер. от Кириллова и в 10 вер. от слоб. Чаронды. Основан в XV ст. преп. Мартимианом, учеником преп. Кирилла Белозерского и потом игуменом Ферапонтова монастыря, где он и ныне покоится. В 1694 г. приписан к Новгород. архиер. дому. При упразднении в 1764 г. имел церкви во имя образа Нерукотв. Спаса и св. Ап. Петра и Павла. “Ист. Росс. Иер.», III, 572 (Вожеозерский); IV, 553 (Кожеозерский); VI, 1053 (Чарондский); Ратшин, 403 (Вожский); “Словарь ист. о свят.», 177; “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры», 1842 г., 59; 1857 г., 69; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 139, 282 (преп. Мартиниан); Строев, “Спис. иер. и наст.», 125, 92, 128 (Адриан, 1670 г.); “Акты истор.», III, 76 (Ж. несудим. гр. 1618 г. старц. Вассиану и Ионе с братиею); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 209; Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 51, 128 (Дозорн. книга 1615 г. Чарондского посада; сказано: «дв. место Чюдинково Горохово, а тот Чюдинко служит в м-ре у Спаса»); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., II, Отд. 3, 14 (Архим. Варлаам, “Обозр. рукоп. в библиотеке преп. Кирилла»); III, Отд. 1, 151 (в 1744 г. за м-рем числилась только 1 душа крестьян); 1878 г., IV, ист. опис. Св. Тр.– Серг. лавры, 64 (преп. Мартимиан). 1189. Спасский – Входо – Иерусалимский, мужской, ныне церковь Входа во Иерусалим, при гор. Верее, Московской губ. Он уже существовал в 1631 г., когда здесь был настоятелем Антоний. В 1725–28 г. приписан к Николаевскому Возмицкому м-рю, в 1764 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.», III, 518, 623; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 88; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 254, 74; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел крест. 12 двор.); “Чтения в И. Общ. ист. и древ.», 1859 г., II, смесь, 23 (в 1754 г. с 178 душ крест. давалось 5 руб. 34 коп. на содерж. семинарии в Троиц.-Данил. м-ре); 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 178 душ. крест.); 1874 г., III, Отд. I, 57 (челобит. 1679 г. архим. Варсонофия о приписке к Воскр. Нов.-Иерусал. м-рю), IV, Отд. 1, 183 (книги приходн. 1659 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 48 (дело о приписке м-ря к Москов. Крестовоздвиженскому; в это время в м-ре было 10 челов. братии и 12 крестьян. дворов); VIII, 1728 г., 426 (дело об определении в м-рь игуменом иеромонаха Ефрема); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорные, патриар. и проч., 13, 14, 17 (1682 и 1683 г. был дозорчиком строитель иеромон. Гордиан), 26 (1680 г. игум. Адриан), 28 (1685 г. игум. Гор- диан), 30, 31, 32 (1693 г. игум. Иона), 33 (1694 г. игум. Афанасий), прибавл. к 29 (на земле церкви Воскр. Хр. в гор. Верее в 1692 г. были построены монастыр. кирпичн. сараи, а от м-ря до Воскрес. кладбища считалось ½ версты).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

и стат. опис. Твер. Успен. Желтик. м-ря», 1852 г., 22; Толстой, “Книга глагол. опис. о Российс. свят.», 36, 115 (архиеп. Моисей, постриженик Отроча м-ря), 67, 180 (св. митроп. Филипп); Жизневский, “Опис. Твер. музея», 1888 г., 124, 548 (оплечье), 125, 554, 555 (епитрахиль XIII или XIV ст.), 202, 1021 (чугун. квадр. плита, отлитая в 1702 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 452, 2; “Акты Арх. Эксп.», I, 5 (Ж. грам. 1361 – 1365 г. Кашин. В. кн. Вас. Мих. и удельн. Твер. кн. Всевол., Мих., Владим. и Андр. Александровичей и Симеона Констант. и Мих. Васил., об освобождении людей от пошлин и даней), 34 (Ж. гр. 1437 г. Твер. кн. Бориса и удель. Твер. кн. Феод. Феод., Ив. Юрьев., Андр. Димитр. и Феод. Алдр. об освоб. людей от княж. даней и пошл. и о подсудн. их мр. тиуну); II, 7 (избр. Бор. Годунова 1598 г.; архим. Феодосий); “Дополн. к Акт. истор.», XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 196 (Клятв. запись 1571 г. кн. Ив. Фед. Мстиславского; архим. Феодосий), 200 (Духовн. собор 1580 и 1584 г. о недвижим. собств. м-рей; архим. Никандр); II, 59 (Освящ. собор 1589 г.; архим. Феодосий); Макарий. “Ист. Р. Ц.», IV, 177; V, 67; VI, 195, 280, 311; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 2, 194 (влад. в Микулинск. уез.), 218 (влад. в волости Воловичи), 254 (вотч. в вол. Шестка), 256 (в вол. Чаглове), 281 (влад. в Шеском у.), 286 (в вол. Кавь); “Чтения в И. Общ. ист.», 1848 г., VI, смесь, 44 (опись книгам XVII ст.); 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.275 душ крест.); 1874 г., I, смесь, 184 (архим. Феофилакт, 1761 – 1768 г.); 1876 г., I, Отд. 1, 139, 197 (печалование духовен. за опальных), IV, Отд. 2, 99 (воспомип. архим. Пимена); “Полн. собр. лет.», III, 253 (убиение св. Филиппа 1569 г.); VII, 179 (игум. Андрей, с 1289 г. еписк. Твер.); X, 232 (в 1361 г. Феодор, еписк. Твер., остави епископью свою, и вниде в Отрочь м-рь); XV, 496 (в 1461 г. Моисея владыку свели в Отрочь м-рь), 497 (в 1468 г. погреб. влад. Моисей); “Дворцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010