Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТА И РУФИНА [Юста и Руфина; лат. Iusta et Rufina], мученицы (пам. зап. 17 июля), пострадали в г. Гиспалис (ныне Севилья, Испания). Мученичество И. и Р. (BHL, N 4566-4567; CPL, N 2070aa) сохранилось в составе «Испанского пассионария» - сборника житий мучеников, к-рый использовался в богослужении испано-мосарабского обряда (изд.: Tamayo Salazar. 1656. P. 164-166; Pasionario Hispánico. 1953). Краткие версии Мученичества (BHL, N 4568-4569), опубликованные Э. Флоресом и болландистами, долгое время ошибочно считались более ранними (напр.: Quentin. 1908. P. 176-177). Они были составлены в XIII в. Винцентием из Бове и испан. агиографом Родриго из Серрато (см.: Cumont. 1927. P. 331-332). Др. поздние версии Мученичества, составленные для богослужебных целей, содержатся в бревиариях еп-ства Бургос (1502), архиеп-ства Эвора (1548) и др. диоцезов. Мученицы Иуста и Руфина. 1817 г. Худож. Франсиско Гойя (собор Санта-Мария-де-ла-Седе, Севилья) Мученицы Иуста и Руфина. 1817 г. Худож. Франсиско Гойя (собор Санта-Мария-де-ла-Седе, Севилья) Согласно Мученичеству, христианки И. и Р. зарабатывали на пропитание изготовлением и продажей глиняной посуды. Они вели скромный образ жизни, отличались благочестием и твердостью в вере. Однажды, когда И. и Р. продавали посуду, по улице проходило шествие язычников, к-рые несли идола Саламбона (occurrit eis nescio quod monstrum et immane portentum quod perditorum gentilium turba Salambonem appellat). Язычники потребовали от И. и Р. сделать идолу приношение, но те отказались, объявив, что исповедуют христ. веру. Один из носильщиков, разъяренный отказом, набросился на женщин и перебил выставленную посуду. И. и Р. сбросили идола на землю, и тот разбился на куски. Язычники схватили христианок, обвинили в святотатстве и привели к президу Диогениану, почитателю языческих богов. Презид велел доставить И. и Р. в Гиспалис и заключить в темницу, а затем подверг их мучениям, в т. ч. заставил идти босиком по каменистой дороге. Вскоре И. скончалась в заточении, и Диогениан велел бросить ее тело в глубокий колодец. Однако еп. Сабин извлек тело мученицы из колодца и предал достойному погребению. Р. умерла от пыток, ее тело по указанию презида сожгли в амфитеатре, но христиане похоронили останки мученицы.

http://pravenc.ru/text/1237925.html

Первой обязанностью дель Кано, едва он вступил на берег, было послать императору письмо с великой вестью. А тем временем его моряки жадно поедают свежий, сейчас только испеченный хлеб, которым их здесь щедро потчуют. Годами их пальцы не прикасались к милому теплому караваю, годами не вкушали они ни вина, ни мяса, ни плодов родной земли. Потрясенный, вглядывается в их лица сбежавшийся народ, словно они возвратились из царства теней, и хочет и не может поверить чуду. А истомленные моряки, едва утолив голод и жажду, уже валятся на циновки и спят, спят всю ночь, спят впервые за все эти годы безмятежным сном, впервые опять прильнув сердцем к сердцу родины. На следующее утро другое судно буксирует победоносный корабль вверх по Гвадалкивиру, до Севильи. Совершившая кругосветное плавание «Виктория» уже не в силах идти против течения. Удивленно окликают их с встречных барж и лодок. Никто не помнит этого корабля, три года назад отплывшего за океан; давным-давно Севилья, Испания, весь мир считали флотилию Магеллана погибшей — и что же? Вот он, победоносный корабль. С трудом, но все же гордо плывет он навстречу торжеству! Наконец вдали блеснула хиральда — белая колокольня — Севилья! Севилья! Уже видна гавань Жерновов, откуда они отплыли. «К бомбардам!» — приказывает дель Кано; это последняя команда в этом плавании. И уже грохочут над рекой орудийные залпы. Так моряки три года назад рыком чугунных жерл прощались с родиной. Так они торжественно приветствовали пролив, открытый Магелланом, так они салютовали неведомому Тихому океану. Так они провозгласили победу, завидев неизвестные Филиппинские острова, так громовым ликованием возвестили, достигнув цели, поставленной Магелланом, что долг ими выполнен. Так они отдали прощальный салют товарищам, оставшимся на Тидоре, когда пришлось покинуть братское судно в гибельной дали. Но никогда еще их медные голоса не звучали так победно, так ликующе, как ныне, когда они возвещают: «Мы вернулись! Мы свершили то, чего никто не свершил до нас! Мы — первые люди, обогнувшие земной шар!»

http://azbyka.ru/fiction/podvig-magellan...

Исидор Севильский Ириней Лионский Эразм Роттердамский Правильный ответ: Именно Исидор Севильский в 1998 году был провозглашен покровителем Интернета, день его памяти 4 апреля. Католический святой жил в раннесредневековой Испании, в южном городе Севилья, создал первую в мире энциклопедию. Кстати, у католиков даже есть «Молитва перед выходом в Интернет», где упоминается имя Исидора. Правильный ответ: Именно Исидор Севильский в 1998 году был провозглашен покровителем Интернета, день его памяти 4 апреля. Католический святой жил в раннесредневековой Испании, в южном городе Севилья, создал первую в мире энциклопедию. Кстати, у католиков даже есть «Молитва перед выходом в Интернет», где упоминается имя Исидора. Правильный ответ: Именно Исидор Севильский в 1998 году был провозглашен покровителем Интернета, день его памяти 4 апреля. Католический святой жил в раннесредневековой Испании, в южном городе Севилья, создал первую в мире энциклопедию. Кстати, у католиков даже есть «Молитва перед выходом в Интернет», где упоминается имя Исидора. 3. Мы все слышали о Христофоре Колумбе, но, возможно, мало кто из нас задумывался о его происхождении. Откроем Америку вместе, ответив на простой вопрос: Христофор Колумб по происхождению был: испанцем немцем итальянцем Правильный ответ: Известно, что Христофор Колумб родился в итальянском городе Генуя, в 25 лет переехал в Португалию, а затем поселился в Испании, где ему удалось поступить на королевскую службу, за это время он побывал в нескольких экспедициях и открыл Америку, поэтому испанцы по праву считают его своим мореплавателем. Кстати, в Испании торжественно отмечают день открытия Америки, этот праздник называется «День Испанидад». Правильный ответ: Известно, что Христофор Колумб родился в итальянском городе Генуя, в 25 лет переехал в Португалию, а затем поселился в Испании, где ему удалось поступить на королевскую службу, за это время он побывал в нескольких экспедициях и открыл Америку, поэтому испанцы по праву считают его своим мореплавателем. Кстати, в Испании торжественно отмечают день открытия Америки, этот праздник называется «День Испанидад».

http://europe.foma.ru/ds_quiz/victorina-...

Это девяностолетний почти старик, высокий и прямой, с иссохшим лицом, со впалыми глазами», облаченный не во вчерашний пурпур Римского кардинала, но в грубую жесткую монашескую рясу. «Он останавливается пред толпой и наблюдает издали. Он всё видел, он видел, как поставили гроб у ног Его, видел, как воскресла девица, и лицо его омрачилось. Он хмурит седые густые брови свои, и взгляд его сверкает зловещим огнем». Триумф Христа движется к своей противоположности. Севилья — ещё не новый Иерусалим, где Он сможет беспрепятственно праздновать свой триумф. Севилья — всё ещё обычная повседневность, находящаяся в ведении и во власти инквизитора. Даже кардинальский пурпур — этот символ любви и крови — здесь надевается крайне редко. Грубая монашеская ряса здесь является выражением этой повседневной жизни. И Севилья ещё под властью хозяина этого одеяния. «Он простирает перст свой» и велит страже схватить Христа. Его власть настолько велика, а толпа настолько ему послушна, что она безмолвно раздвигается перед стражей, которая среди гробового молчания хватает и уводит Христа. И толпа, как один человек, склоняется перед старым инквизитором. «Тот молча благословляет народ и проходит мимо». В этой сцене задержания диалектика достигает своей вершины. Поведение противоположностей почти идентично. Они оба -- инквизитор и Христос — молчаливы, оба пожинают лавры, обоим поклоняется толпа, оба владеют этой толпой и благославляют её. Толпа, человеческая масса — это то пассивное историческое поле, на котором происходит столкновение идейных начал. Та же самая толпа, которая здесь вопиет Христу — Осанна, здесь же падает ниц перед инквизитором, а завтра подбросит пылающие уголья в костер, горящий под ногами Христа. Толпа осталась всё той же, какой она и была шестнадцать столетий тому назад: в Вербное воскресенье она устилала путь пальмами и одеждами под ногами ослицы Христа, а в пятницу издевалась над Ним на всем пути на Голгофу. Поэтому ни один участник этой всеобщей мировой диалектики не может быть уверен том, как поведет себя эта непреображенная толпа, услышав голос противоположного начала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

В Испании на Ингунду выпала миссия подготовить страну к официальному принятию Православия, но миссия эта стоила многих жертв, скорбей и потерь. Преследование православных, начатое Леовигильдом, как и следовало ожидать, вместо того, чтобы укрепить единство страны, стало причиной более глубокого разделения. До достижения политического спокойствия визиготам было еще далеко. Испаноримляне считали вестготов не своими соотечественниками, а скорее оккупантами; варвары занимали все главные должности и при дворе, и в армии. Только германские имена встречаются в официальных документах той эпохи. В этот период в государстве было множество внутренних нестроений, сопровождаемых многочисленными восстаниями, которые Леовигильд был вынужден с жестокостью подавлять, будучи не в силах мирно потушить их горящие очаги. Баски, кантабрийцы, левантийцы, жители Ороспеды представляли серьезную угрозу готской монархии. И более всего угрозу представляли такие регионы как Севилья и Кордова, совсем недавно отобранные у византийцев, ставшие пристанищем противников вестготов, всегда готовых проявить свою непокорность. С той же проблемой столкнулись готы полтора века спустя при борьбе с арабским вторжением. Храм, в котором почивают мощи святого Обращение св. Ерменингельда в Православие повлекло за собой волну негодования арианской знати: Толедский двор разгневался на короля Леовигильда, подстрекаемый неописуемым гневом королевы Годсвинты и ее фанатичного арианского окружения. По-видимому, желанием короля преградить путь возможным последствиям такого неожиданного для двора обращения королевича, объясняется ужесточение гонений, до этого времени скрытых. Король стал опасаться распространения Православия среди вестготов. В Бетике, напротив, собиралось сопротивление вокруг правителя области – св.Ерменингельда, в котором они видели защитника своих религиозных убеждений и политических интересов. Его поддерживали Севилья, Кордова и Мерида. Ерменингельд чеканит собственную монету в Севилье. Противостояние с самого начала развивалось трагически. Пограничные православные народы - свевы, византийцы и франки - почувствовали уникальность совпадения ряда событий и были наготове, чтобы извлечь из них лучшее для себя.

http://pravoslavie.ru/1731.html

374, 376 Антиохия, в Карии Рим, Милан Сарагосса Константинополь, Второй Вселенский собор Аквилея, Милан Константинополь 386, 390 Карфаген, Милан, Антиохия Ним (Nimes) Константинополь Багай (Bagai) Карфаген 394,397, 398, 399 Александрия, Иерусалим, Константинополь и Кипр (Эфес) Толедо В пятом веке Карфаген, Турин При дубе Константинополь 403, 404 Карфаген 403–410 Италия Селевкия Птолемаид, Карфаген 408, 411, 412 Карфаген Иерусалим Диосполис Карфаген 416–417 Телепте, Карфаген Равенна, Карфаген, Селевкия Карфаген Нумидия Киликия, Антиохия Карфаген Константинополь Галлия Александрия Эфес, Третий Вселенский собор Карфаген, Антиохия Аназарбе Антиохия Оранж (Arausio? Orange) Арелат Везон (Vaison) Безансон Антиохия Асторге Толедо Антиохия 449–451 Константинополь 449–450 Халкидон, Четвертый Вселенский собор Арелат 451–453 Анжере (Angers) Арелат Константинополь Таррагон Ванне (Vannes) Ирландия Антиохия Бурже (Bourges) Арелат и Лион 475–480 Константинополь Александрия и Антиохия Константинополь 483, 484, 485, 487 Карфаген Селевкия Константинополь 495, 496 Константинополь 497, 499 В шестом веке В Риме три собора, из которых третий Palmaris 502, 503, 504 Бизацене, собор в Африке 504 или 507 Тулуза Антиохия Орлеан Британия 512 и 516 Иллирия Таррагона Галлия (два собора) Около 514–517 Герунда Константинополь Иерусалим Константинополь Валлис (Wales) и Турнее Юнк и Суф в Африке Арелад, Лерид, Валенция Карфаген Карпентр Довин в Армении Оранж, Валенция Толедо Рим, Ларисс, Константинополь Константинополь Клермон Карфаген Константинополь Иерусалим Орлеан 538, 541 Антиохия, Газа Константинополь 543, 547 Орлеан Клермон Иллирия Мопсуестия Константинополь Пятый Вселенский собор Иерусалим Арелат Сент (Saintes) 573, 577 Шалоне Брен или Бернс 577–581 Маконе Валенция Маконе Оксерре (Auxerre) Клермон Около 585–588 Толедо Нарбонна Севилья Сарагосса Карфаген Пуатерье Толедо Гуеске (Osca, в Испании) Барцелона В седьмом веке Рим, Британия и Сенсе (Sens) В Африке Шалоне Англия 606, 610 Толедо Гент, Севилья

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тереза Авильская. XVI в. Худож. Ф. Х. де Мисерия (мон-рь Сан Хосе, Севилья) Тереза Авильская. XVI в. Худож. Ф. Х. де Мисерия (мон-рь Сан Хосе, Севилья) Помимо предписаний, изложенных в декретах 1625 г., важные нормы для канонической процедуры К. содержатся в бреве Урбана VIII «Caelestis Hierusalem» cives от 5 июля 1634 г. Прежде всего запрещается распространение в частном порядке (с целью подготовить буд. К.) информации о жизни, добродетелях, чудесах или мученичестве того или иного подвижника, от кого бы она ни исходила. Сбор такой информации может иметь место только в рамках канонического процесса К. Что касается древних культов, признающихся легитимными, для них устанавливался временной барьер - 100 лет до 1634 г. Т. о., публичное почитание всех древних святых и блаженных допускается, если может быть доказано его существование с 1534 г. или ранее. В этом случае речь шла не столько о формальной К. или беатификации, сколько о простом признании культа (confirmatio cultus). Бреве «Caelestis Hierusalem cives» содержит формулы различных оговорок, к-рые должен сделать автор жизнеописания неканонизированного подвижника при его публикации. Для декретов 1625 г. устанавливаются 2 канонические процессуальные возможности: К. на основе почитания (per viam cultus) и К., не основанная на почитании (per viam non cultus). Последняя со времени Урбана VIII считается обычным, нормативным видом К.; 1-я рассматривается как исключение (casus exceptus). Основное отличие 2 видов К. заключается в наличии или отсутствии народного почитания подвижника до начала процесса К. По мысли Урбана VIII, нормальным и обычным является случай К., которой не предшествует спонтанно возникший и не санкционированный церковной иерархией культ. Урбан VIII устанавливает порядок рассмотрения документов по К. Конгрегация обрядов должна была заседать 3 раза в году (в янв., мае и сент.) в «присутствии Святейшего» (coram Sanctissimo), т. е. папы. На этих заседаниях, или консисториях, помимо кардиналов Конгрегации обрядов должны были присутствовать протонотарий Конгрегации, ризничий и секретарь папы, аудиторы Rota Romana (назначаемые поочередно в случае наличия спорных вопросов).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Кроме этого труда, ал-Йа‘куби написал «Историю» («Та’рих»), начинающуюся с жизнеописания библейских патриархов и доведенную до 872 г. В сочинении есть сведения о славянах, связанные с арабохазарскими войнами IX в. Издания: Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja‘qûbi. Historiae/M. Th. Houtsma. Leiden, 1883. T. I–II; Kitab al-boldan auctore Ahmed ibn abi Jakûb ibn Wadhih al-Katib al-Jakûbi/M. J. de Goeje. Leiden, 1892 (BGA. T. VII). Переводы: Ya‘kubi. Les Pays/Trad, par G. Wiet. Le Caire, 1937. Переводы фрагментов: Гаркави 1870. С. 63; Караулов 1903; Йа‘куби 1927. Литература: Крачковский 1957. С. 151–154; Гибб 1960. С. 57; Новосельцев 1990. С. 10–11; Семенова 1997; Семенова 2000; Калинина 2001. Книга стран I.3.2.1 Западнее города, который называют Джазира 148 , [есть] город, называемый Севилья, на берегу большой реки. И в эту реку Кордовы 149 вошли маджусы 150 , которых называют русами 151 , в году 229/843–44, и грабили, и жгли, и убивали (...). Это – Андалусия на западе, на море, которое начинается в море Хазар 152 . (Перевод Т. М. Калининой по: BGA. Т. VII. Р. 354) История I.3.2.2 Поселился Яфет, сын Ноя 153 , между востоком и западом. Родился у него Джумар 154 , Тубал 155 , Маш 156 , Маших 157 , Маджудж 158 . Произвел на свет Джумар – славян, Тубал – бурджан, и произвел Маш – тюрок и хазар. (Перевод Т. М. Калининой по: Йакуби/Ист. Т. I. С. 13) I.3.2.3 (...) Затем принадлежит [Византии] то, что позади горного прохода 159 вплоть до страны славян, алан, франков и тех городов, что в стране Византия, славных и знаменитых, как Рим, Никея, Константинополь (...). (Перевод Т. М. Калининой по: Йакуби/Ист. Т. I. С. 117) I.3.2.4 (...) Буга Старший 160 ... двинулся против (народа ас-санарийа. – Т. К.) 161 , воевал с ними, но те разбили его и обратили в бегство. Отступив от них, он стал преследовать тех, кому даровал помилование [ранее]. Некоторые скрылись и написали владетелям Рума, хазар и владетелю славян 162 . Собрались они с большой армией. (Буга. – Т К.) сообщил об этом ал-Мутаваккилу 163 , и он назначил править страной (Арминией. – Т. К.) Мухаммада ибн Халида ибн Йазида ибн Мазйада аш-Шайбани 164 . С его прибытием восставшие успокоились, и он даровал им помилование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кордова стала резиденцией Мугиса, воины получили наделы внутри города, и что отмечается особо, в Кордову были собраны евреи со всего округа. 299 Второй отряд завоевал Мурсию и Гранаду, видимо не встретив серьезного сопротивления, сообщается только, что все евреи были собраны в Гранаде, а в Мурсии их не было. Оставив с ними небольшой гарнизон, отряд двинулся на север вдоль побережья. Серьезное сопротивление он встретил только в области Мурсии у городка Оруэла, в 20 км северо-восточнее Мурсии. Правитель города встретил мусульман в поле, после короткого сражения, потеряв часть войска, отступил в город. Далее на сцену выходит расхожий сюжет: правитель города, чтобы скрыть от осаждающих малочисленность защитников, посылает на городские стены женщин, «вооруженных» палками, и вступает в переговоры с мусульманами и выторговывает благоприятные условия сдачи города. Обман раскрывается, победители сожалеют, но остаются верны договору. 300 После этого отряд присоединяется к Тарику, занявшему к этому времени Тулайталу. На этом кончается более или менее достоверная часть сведений о завоевании ал-Андалуса. Как была взята столица, не сообщается, говорится только, что Тарик пересек Гвадалахару (Вади ал-Хаджар) и дошел до городка, фигурирующего как Мадинат ал-Ма’ида («Город стола»), в котором будто бы был найден пресловутый стол, сделанный по приказу царя Соломона (Сулаймана б. Дауда) из драгоценных камней. Что это за город и где был найден стол, ставший легендой, вокруг которой вращается все изложение последующих событий, неясно. Головокружительный успех вольноотпущенника вызвал у его патрона Мусы б. Нусайра ревность и недовольство. Весной 712 г. он покинул Кайраван, где оставил вместо себя своего сына Абдаллаха, и с восемнадцатитысячным войском направился в ал-Андалус. Упоминаются раджаб (13.IV12.V.712 г.) и рамадан (11.VI10.VII.712 г.). 301 Дальше вступает в силу версия событий, призванная прославить араба Мусу б. Нусайра и этим как-то принизить роль бербера Тарика. Муса повторяет в Андалусии путь Тарика. Он осаждает и берет с боем Сидону, затем хитростью, с помощью людей Юлиана была захвачена Кармона. Следующей, как у Тарика, была осаждена Севилья, сдавшаяся через несколько месяцев, и здесь также повторяется фраза о том, что евреи были собраны в Севилье. Только после этого дублирование прекращается – Муса идет к Мериде и осаждает ее. Осада затягивается. Попытка подкопаться под одну из башен под прикрытием большого щита (даббаба – «черепаха») закончилась неудачей: на людей, находящихся в почти завершенном подкопе, напали осажденные, и под обвалившейся черепахой погибло много мусульман. Крепость была взята только в рамадане 94/30. V29.VI.713 г.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В научной литературе безраздельно господствует мнение, что эпоха раннего Средневековья на Западе была временем забвения культурных достижений прошлого. Одним из ярчайших показателей этого процесса выступает забвение греческого языка и полное незнание сочинений греческих писателей, поэтов и, что особенно важно, философов, чьи построения во многом легли в основу христианской доктрины. Эта точка зрения без оговорок распространяется учеными на культуру Толедского королевства (565/567 – 711/713 гг.). 321 Американский ученый Э. Брехейт, французский П. Сежурне и испанский X. Мадос утверждали, что епископ Севильи вовсе не знал греческого языка, а сведения о произведениях греческих авторов получил из вторых рук. 322 Их мнение разделяет и В.И. Уколова. 323 Другие выдающиеся исследователи культуры Вестготского королевства: французы Ж. Фонтен и П. Рише и испанец М. Диас-и-Диас – считали, что Исидор знал лишь самые элементарные основы греческого. 324 В любом случае, он не мог читать сложные философские тексты. Тем не менее, Исидор приводит мнение отдельных философов. Откуда он мог их знать? Ссылался ли он на их идеи под влиянием античных римских авторов или христианских богословов? Кроме того, неясна роль, которую высказывания философов и ссылки на них играют в структуре «Этимологий». Все философы, о которых упоминает и на которых прямо ссылается Исидор, – Демокрит, Фалес, Анаксимандр, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель и некоторые другие – являются символами учености, но какой учености? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить источники соответствующих положений «Этимологий». Сначала – несколько слов о степени знания Исидором греческого языка. Оба города, в которых прошла жизнь Исидора, находились под сильным влиянием Византии: Картахена входила в состав византийского экзархата в Испании, а Севилья поддерживала с Империей прочные торговые связи. Имена Исидора, как и его старшего брата Леандра, несомненно, греческого происхождения (хотя их сестру Флорентину назвали латинским именем). Английский исследователь Р. Коллинз даже высказал предположение о византийских корнях семьи Исидора. 325 Известно, что Леандр некоторое время проживал в Константинополе, где познакомился с будущим папой Григорием Великим и, как считается, вдохновил его к написанию «Моралий». 326 Все это косвенно свидетельствует в пользу того, что греческий язык в семье знать могли. Вопрос только в степени этого знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010