Орша. Богоявленский Кутеинский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Начало Кутеинской обители было положено 19 мая 1620 г., когда Могилевским братством Святого Богоявления было получено благословение от Патриарха Иерусалимского Феофана на строительство мужского монастыря около города Орши. Из-за восстания жителей Могилева против греко-католического духовенства в декабре 1618 г. строительство монастыря в городе стало невозможно. Тогда члены православных братств городов Орши и Могилева выкупили у Каспера Швейковского имение Кутеино и село Поддубцы, находившиеся за городской чертой, около Днепра. Фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. паном Богданом Стеткевичем, активным членом братства и строгим поборником православной веры и женой его, княгиней Еленой Соломорецкой. Эта дата считается днем основания монастыря. От протекающей рядом небольшой речки Кутеинки монастырь получил название Кутеинский, а по главному храму – Богоявленский. Строительство возглавил иеромонах Иоиль (Труцевич), ставший впоследствии игуменом монастыря. Его лучшие времена пришлись на первую половину XVII в. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

http://sobory.ru/article/?object=49488

На третьем году обучения в КДА Василий Богоявленский написал кандидатскую диссертацию «О праве церковного отлучения». Это сочинение было рассмотрено в совете академии 8 июня 1873 года. Профессор П. Лашкарев в своем отзыве отмечал, что Василий Богоявленский показал «основательное знакомство с канонами, законами и практикой Церкви». Совет академии положительно оценил диссертацию. В мае 1874 года Василий Богоявленский сдал магистерские экзамены, а также прочитал пробные лекции по гомилетике, литургике и церковному праву. Решением совета КДА от 10 мая 1874 года он был выпущен из академии в звании кандидата богословия 4 и рекомендован в качестве преподавателя на вакантные кафедры гомилетики, литургики и церковного права в духовных семинариях 5 . Духовно-просветительская деятельность По окончании Киевской духовной академии Василий Богоявленский самоотверженно посвящает себя преподавательской и духовно-просветительской деятельности 6 . Через несколько дней после выпуска он уже назначен на должность преподавателя гомилетики, литургики и канонического права в родную ему Тамбовскую духовную семинарию, а чуть позже становится также преподавателем Священного Писания и немецкого языка. Поскольку зарплата в семинарии была довольно скромной, Василий Никифорович трудился и в других учебных заведениях. В частности, он преподавал географию в епархиальном женском училище и в женской гимназии 7 . В 1876 году Василий Богоявленский вступил в брак с Александрой Васильевной Салтыковой (дочерью протоиерея из г. Кирсанова). Хотя было естественным после женитьбы ожидать скорого принятия им священного сана, Василий Никифорович долгих пять лет не решался на этот шаг. Только 30 января 1882 года епископ Тамбовский и Шацкий Палладий (Ганкевич) рукоположил Василия Богоявленского в диакона, а на следующий день во иерея. Молодой священник был назначен на служение в Покровский собор города Козлова (ныне г. Мичуринск Тамбовской области), став там помощником настоятеля. Ситуация на приходе была сложной, но ему удалось завоевать доверие прихожан; быстро приобрел он авторитет и среди своих собратьев. В эти годы раскрывается его талант как проповедника. Священнослужитель начинает произносить проповеди «без бумажки», что для того времени было в диковинку.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых» 1-я пол. 90-х гг. ХХ в. (Богоявленский Анастасиин собор, Кострома) Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых» 1-я пол. 90-х гг. ХХ в. (Богоявленский Анастасиин собор, Кострома) Макариева пуст. была упразднена до 1764 г. и в дальнейшем существовала как погост. В сер. 80-х гг. XVIII в. Преображенский храм сгорел, но деревянный сруб, устроенный в подклете храма над погребением святого, не пострадал. После пожара некий местный житель хотел вскрыть погребение М., но ослеп в наказание. В 1786 г. над мощами М. был построен новый деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В нач. XIX в. рядом с деревянным был возведен каменный Преображенский храм, освященный в 1821 г. Храм имел 3 престола: в честь Преображения Господня, во имя прп. Павла Обнорского и во имя святых Космы и Дамиана. В 1907 г. деревянный храм вновь сгорел, и на его месте в 1909-1912 гг. возвели деревянный холодный храм, освященный во имя прп. Макария Писемского в 1912 г. В подклете церкви над погребением М. находилась рака святого. В 1916 г. на раке под пеленой хранился посох преподобного. Существовала молитва святому, составленная ок. 1750 г. (ЖСв: Русские святые/Ред.: С. И. Смирнов. Кн. 2. Доп. М., 1916. С. 98). Гробница с иконой М., установленная в Преображенском храме, имела символический характер. В кон. 30-х гг. XX в., в период массового закрытия сельских храмов в Буйском р-не, приход в бывш. Макариевой пуст. сохранился. В 1951 г. Макариевский храм был закрыт, прекращен доступ к мощам святого. Часть икон перенесли в Преображенскую ц., которая в 50-80-х гг. XX в. оставалась одной из немногих действующих в Буйском р-не. В дек. 1990 г. по благословению еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) из Макариевского храма в Воскресенский кафедральный собор в Кострому была перевезена рака М. В 1991 г. ее перенесли в Богоявленский собор Анастасиина монастыря, где она находится в наст. время.

http://pravenc.ru/text/2561304.html

Собор в честь Богоявления Господня (Смоленск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор в честь Богоявления Господня в Смоленске построили в 1781-1787 годах по проекту губернского архитектора М. Слепнёва. Основные средства выделила епархия, часть собрали жители города, а 4500 рублей пожаловала императрица Екатерина II, на деньги которой Собор достроили и в том же году освятили. Содержание История и описание [ править править код ] Богоявленский собор до 1917 года На месте надвратного Богояв­ленского собора ранее находился деревян­ный храм, построенный в 1708-1712 годах над въездными воротами архиерейского двора и считавшийся кафедраль­ным до окончания строительства Успенского собора. В 1781 году деревянный Богоявленский собор разобрали. Но поскольку недавно построенный Успенский собор не отапливался из-за величины здания (его отапливать стали только в конце XIX века), решили возвести новый Богояв­ленский, но уже каменный, который был тёплым, службы в нём проводили зимой. Его строили по проекту губернского архитектора М. Слепнёва, как говорится, всем миром. Ос­новные средства выделила епархия, часть собрали жители города, а 4500 рублей пожаловала императрица Екатерина II, посетившая Смоленск по пути из Санкт-Петербурга в Крым (Тавриду) в 1787 году. На её деньги собор достроили и в том же году освятили. Богоявленскому собору была «дана богатая внутренняя обстановка». Стены оштукатурили под мрамор, на них поместили изображения 12 Апостолов во весь рост. Вся утварь и сосуды «были из благородных металлов и укра­шены драгоценными каменьями». А основным украшением являлись царские врата весом 3 пуда 10 фунтов (пуд равен 16,3 кг, фунт — 4093 г), отлитые из чистого серебра. Но во время Отечественной войны 1812 года французы сняли с петель царские врата, одну их половину разбили на куски, а другую — похитили. Похищена была и почитаемая икона Божией Матери «Тихвинская» в серебряном окладе стои­мостью 300 рублей серебром. К счастью, многое из ценно­стей Богоявленского собора тогда уцелело благодаря клю­чарю Соколову — он успел спрятать утварь и многие иконы в «тайнике Успенского собора», а сам же уехал из города сопровождать увозимую икону «Одигитрию». Его обязан­ности исполнял ключарь Щировский, которого французы долго пытали, требуя показать тайник. Щировский тайник не выдал, и вскоре скончался от истязаний. Вызывает восхищение мужество людей, жертвовавших собой ради Родины и веры.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_в_честь_...

Богоявленский собор (Иркутск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Богоявления Господня (Богоявленский собор) — православный храм в Иркутске, расположенный в историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары. Является вторым старейшим каменным зданием Иркутска. В XVIII—XIX веках — кафедральный собор Иркутской епархии. Содержание История [ править править код ] Собор Богоявления был основан в 1693 году за восточной стеной Иркутского кремля. Первоначально храм был деревянным и носил название Петропавловская церковь. Её имя носила одна из башен кремля. Все постройки этого храма сгорели во время пожара 1716 года. Спустя два года было решено восстановить собор, но уже из кирпича. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска. Через шесть лет после закладки первого камня был построен Петропавловский придел во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1727 году, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма: «В 1727 г. подрядчиками Петром Пахаевым, Насильем да Иваном Кирпишниковыми, посадским человеком Иваном Корюкиным да служилым Иваном Поповым поставлено кирпичей, первым 30 тысяч, вторым 20 тысяч и последними 20 тысяч, по 3 рубля за тысячу. В следующем 1728 г. плачено за возку кирпичей с заводов на место постройки Павлу Кучумову за 50 тысяч и Федору Максимову за 40 тыс. по 24 коп. с тысячи... Декабря 3 числа 1730 г. посадский человек Петр Пахаев взял на себя подряд сделать на своем заводе для церковного строения 55 тыс кирпичу доброго на сроки к 20 числу июля будущего 1731 г. 30 тыс., а остальные 25 тыс. к 15 числу августа. Цены рядили с каждой тысячи по два рубля с полтиною. В случае же непоставки к сроку кирпичей подрядчик обязывался сделать их вдвое. 12 числа же месяца принял на себя подряд поставить такое же количество кирпича и на тех же условиях иркутский служилый Василий Гилишев. 23 декабря на тех же условиях взял подряд на 12 тыс. кирпичей иркутский служилый человек каменщик Афанасий Курно сов. 17 числа января 1731 г. посадский человек Семен Ефимов Ракин подрядился сделать к Ильину дню 20 тыс. кирпичу доброго красного по той же цене, по 2 руб. 50 коп, за тысячу. 20 числа января посадские люди Иван Михайлов Мальцев и Леонтий Данилов Ярыгин подрядились на тот же срок и по той же цене доставить 10 тыс. кирпичу. Апреля 7 числа 1731 г. вышеупомянутый Павел Кучумов подрядился возить кирпич из-за полисаду от кирпичных сараев Пахаева уже не по 24 коп., как прежде, а по две гривны с тысячи. Последним сроком было 1-е число октября 1731 года». Собор Богоявления в начале XX века

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Богоявленский Угличский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богоявленский Угличский женский монастырь – православный мужской монастырь. Основан в конце XIV века женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросиньей. Закрыт 1930, вновь открыт в 2000 году. Содержание История [ править править код ] Богоявленский монастырь основан в конце XIV века женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросиньей. Располагалась обитель в северо-западной части кремля. В Богоявленском монастыре 20 ноября 1591 г. была пострижена в инокини царица Мария Федоровна Нагая, мать царевича Димитрия. В то время обитель была деревянной и имела два храма – Богоявленский и Смоленский. В 1609 г. поляки сожгли монастырь, убив игуменью Анастасию и пять сестер. В 1629 г. при участии инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, монастырь восстанавливается на прежнем месте. Великая старица жаловала возрожденной обители деньги, села, пустыни, мельницы. В 1661 г. игуменья Пелагея обратилась с просьбой к царю Алексею Михайловичу о перенесении построек монастыря на пустопорожние земли, принадлежавшие Ростовскому Архиерейскому дому. Такое разрешение было получено. К 1670-м годам на новом месте уже стояли деревянные церкви во имя Богоявления Господня и во имя иконы Божией Матери, именуемой «Страстная». Богоявленский собор От удара молнии 26 сентября 1677 г. сгорела деревянная церковь Богоявления. В 1689 г. митрополит Ростовский Иона Сысоевич выдал грамоту на строительство нового, каменного храма. В 1700 г. бригадой строителей из местных посадских людей возведена пятиглавая церковь во имя Богоявления Господня – на подклете, с трапезной и колокольней (сломана в 1834 г.). Главный престол был освящен во имя Богоявления Господня; придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери. В подклете храма было освящено еще два престола – во имя славных и всехвальных апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; а в 1775 г. – во имя Иоанна Милостивого и святителя Димитрия, митрополита Ростовского .

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

На литургии  –  вместо изобразительных праздничные антифоны, вместо Трисвятого  –  «Елицы...». Особое «Входное». «Аще праздник Рождества Христова случится быти в среду или пяток, разрешаем убо миряне на мясо, монаси на сыр и яйца, и ядим убо от Рождества Христова по вся дни до навечерия святаго Богоявления» 296 . Коленопреклонения, как в церкви, так и дома, в это время отменяются. Это время святок, т. е. святых дней. Посему нельзя проводить его по-язычески. (Ср. наши маски, эти древнеславянские «скураты», «хари», «обличья», визиты, подарки, елки и прочее. Все это только более благородная форма увеселений (западная), чем народное и древнеязыческое «бесовское»и «кумирное» гулянье, «возжигание огней» и т. д.) Праздник имеет пять дней предпразднства (20–24 декабря) и шесть дней попразднства (отдание 31 декабря). 26. Собор Пресвятой Богородицы  –  в честь Божией Матери, послужившей великому таинству воплощения Сына Божия. На вечерне: вход, прокимен великий (в субботу: «Господь воцарися...»). На утрене «Честнейшей» нет, но поются припевы праздника. Великое славословие. Январь 1. Обрезание Господа нашего Иисуса Христа. Память святителя Василия Великого 297 . Всенощное бдение  –  общее для обоих праздников, но величание только святителю 298 . Катавасии две: «Глубины открыл есть дно...» и «Шествуют морскую...». Первая поется во все время с этого числа до 14 января, то есть до отдания Богоявления. «Честнейшей» нет (если не воскресенье), но поем припевы обоих праздников.  2–5. Здесь должно отметить поемые на повечерии замечательные трипеснцы (и каноны предпразднству Богоявления), составленные в подражание таковым же, поемым на Страстной седмице. Совершение повечерия на приходах хотя бы только в эти дни, ради пения сих трипеснцев, доставило бы молящимся большое духовное наслаждение. 5. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Особенности: пост и богослужение те же, что и в канун Рождества Христова. На вечерне, впрочем, вместо восьми тринадцать паремий. В этот день совершается великое освящение воды. К тому, что сказано об этой святой воде выше 299 , добавлю еще слова св. Иоанна Златоуста о чудесном свойстве ее не портиться в течение долгого времени (нескольких лет). Еще более 1500 лет тому назад сия словесная ластовица свидетельствовала:

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 14 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа. 15 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368. 16 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368). 17 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. 18 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благословенную нарекий…». 19 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 20 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов). 21 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 22 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-23/

Архив Пн Богоявленский кафедральный собор г. Томска 22 сентября 2013 г. 11:41 Богоявленский собор — один из древнейших в городе Томске. Это самое старинное каменное здание в Томске. На месте, где стоит церковь, в начале XVIII века располагалось древнее кладбище. Храм берет свое начало от небольшой церкви Крещения Господня, построенной в 1633 году. Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. 31 декабря 1776 года было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Храм имеет особое значение для истории Томской земли. Несмотря на незавершенность строительства именно Богоявленскую приходскую церковь выбрал первый Томский губернатор, действительный статский советник Василий Семенович Хвостов в качестве главного храма города, в котором предстояло в праздник Преображения Господня 6 августа 1804 года всенародно огласить торжественное открытие Томской губернии. В 1929 году храм был закрыт. Еще некоторое время богослужение в храме продолжалось, но недолго, до января 1930 года. В здании храма разместились курсы «Сибжелдорстроя». В 1942 году все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода «Красный богатырь». С 1947 по 1994 гг. здесь размещались корпуса Томского завода резиновой обуви. За это время здание храма было практически уничтожено: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон. В 1994 году Богоявленский храм был передан Русской Православной Церкви. Начались широкомасштабные работы по разборке цехов бывшего завода и высвобождению двухэтажного здания храма из массы заводских пристроек и надстроек, которые продолжались несколько лет. Собор буквально был восстановлен из руин.

http://patriarchia.ru/db/text/3252772.ht...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви посетил Богоявленский собор в Нарьян-Маре 17 августа 2018 г. 23:24 17 августа 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богоявленский кафедральный собор города Нарьян-Мара. По прибытии Его Святейшества в храм было совершено молебное пение. В соборе находились управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков , духовенство Нарьян-Марской епархии . Также в храме присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе А.Д. Беглов, временно исполняющий обязанности губернатора Ненецкого автономного округа А.В. Цыбульский, жители города. Святейшего Владыку приветствовал епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме со словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Иаков! Дорогие отцы, братья и сестры! Я рад, что Господь привел меня в Нарьян-Мар для того чтобы вместе с вами помолиться, разделить с вами радость совместного общения и познакомиться с церковной жизнь здесь, на северном побережье и рубеже нашего Отечества. Я придаю очень большое значение таким поездкам, потому что они дают мне возможность увидеть верующий народ, почувствовать биение церковной жизни, познакомиться с жизнью людей, а значит — получить и нечто очень важное для понимая тех задач, которые сегодня стоят перед нашей Церковью. Я рад тому, что завтра мы все вместе с вами совершим Божественную литургию и будем иметь еще возможность общения. Сейчас же призываю на всех вас благословение Божие, и пусть сила Господня укрепляет наши немощные человеческие силы, помогая нам достойно идти по жизненному пути. Аминь». Богоявленский кафедральный собор города Нарьян-Мара построен по проекту группы московских специалистов на пожертвования горожан при финансовой поддержке администрации региона и различных хозяйственных организаций округа. Относится к типу восьмерикового одноглавого одноапсидного центрического деревянного храма. Такого типа храмы характерны для севера России. В цокольной части здания с северной и южной сторон расположен нижний придел с арочными порталами. Стены храма сделаны из лиственницы. Храм имеет шатровую кровлю; каркас шатра состоит из бревен, бруса и доски.

http://patriarchia.ru/db/text/5252778.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010