Богоявление, урочище. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь; Крещенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Адрес на 1917 г. Тамбовская губ., Елатомский у., Богоявленский пог. Современный адрес Рязанская обл., Ермишинский р-н, ур. Богоявление (1,5 км ЮВ с. Большое Ляхово) С какой бы стороны ни ехала крестьянская подвода, ни шёл путник, ни ехали на ярмарку в село Богоявление купцы с товарами – отовсюду перед их взорами задолго до появления самого села подымалась в небе сначала маковка с золотым крестом, а потом вырастал во всей красе и весь собор. Жестокая история не сохранила очень многого. Известно только, что стояло на Рязанской земле богатое торговое село Богоявление, называемое по имени величественного храма, построенного предположительно, в 18 веке на средства купцов, пожертвовавших средства на строительство от прибылей, полученных ими в торговых рядах. Очень им хотелось, чтобы храм был особенным, неповторимым. И у них получилось. Кто был архитектором – неизвестно, но храм был построен по уникальному проекту. Шумела по вторникам крупнейшая в этих краях ярмарка. Текло время. Пришли лихие годы. Во времена революции и становления советской власти это село очень сильно пострадало. Когда пришли большевики и пытались местных жителей приобщить к новой власти и коллективизации - жители села подняли бунт. Но не смогли дать должного сопротивления. Часть жителей погибли, часть бежали, а часть принудительно расселяли по окрестным селам. Так со временем село и не смогло восстановиться и только стоящий на пустыре в поле храм напоминает о бывшем здесь существовании людей. И как только не использовали его во все времена. И как хранилище для зерна и для скота и для какой-то техники. Сейчас же все запустело. Окрестные села переживают не самые лучшие времена в своей жизни. И эта красота, которая должна радовать глаз, остается никому не нужной. Восстанавливать храм, насколько известно, не собираются в ближайшее время. А в скором времени, думаю, уже и нечего будет восстанавливать.

http://sobory.ru/article/?object=13370

В 1960 г. Богоявленский собор вместе со Спасской церковью были поставлены на учет и охрану как памятники республиканского значения. В 1967 г. хлебозавод вынесен из здания, и в нем начались реставрационные работы. Главным проектом реставрации и руководителем работ была назначена Г.Г. Оранская, сотрудница Всесоюзного производственного комбината Министерства культуры СССР. Здание собора находилось и аварийном состоянии. «Натурные обследования выявили многочисленные переделки, нарушившие древние конструкции. Были ослаблены междуэтажные перекрытия, разрушены своды, полностью разобрана трапезная собора, перестроена колокольня. Почти все арочные проемы были растесаны, первоначальные проемы заложены. Поздними, не характерными для памятников были крыши и главы». Реставрация Богоявленского собора велась с 1967 по 1985 г.г. Проделана огромная работа по восстановлению памятника. Восстанавливать следовало облик собора XVIII в. Но каким он был? Исследований истории строительства памятника, его архитектурных особенностей практически не сохранилось. Прежде всего, нужно было собрать исторические сведения, и Оранская работает в архивах Иркутска, Тобольска, Енисейска, Москвы, Ленинграда. Ей помогали энтузиасты Иркутска. Одновременно всесторонне исследовался, обмеривался, изучался сам памятник; выявлялся первоначальный облик собора, выяснились поздние дополнения, переделки, утраты. Затем началось практическое осуществление реставрации. Н.М. Полунина в книге «У истоков каменного града» справедливо отмечает подвижнический труд людей, связанных с реставрацией собора, - архитектора Г.Г Оранской, каменщика О.П. Кикаса, керамиста А.Н. Штанько и др., указывает на трудности реставрационного дела. Сейчас в соборе Богоявления расположен отдел сибирского искусства Иркутского художественного музея. Посетители этой экспозиции добрым словом благодарят людей, возродивших памятник. Но в интересах дела необходимо взглянуть на реставрацию собора Богоявления и критически. В Иркутске будут восстанавливаться еще десятки памятников архитектуры, и сейчас пора выявить ошибки в реставрационном деле, чтобы не повторять их в будущем. По законам реставрации восстанавливается, насколько возможно, первоначальный вид памятника, т.е. мы сейчас должны бы видеть собор Богоявления таким, каким он был в XVIII в. Но это далеко не так.

http://sobory.ru/article/?object=11662

Предположено было построить собор во имя св. Александра Невского, тезоименитого Благословенному Александру, освободившему Россию и целую Европу от общего поработителя. Но предположение это по разным обстоятельствам осуществилось только в 1855 г., когда произведена была закладка собора, причем настоящий храм заложен был во имя Богоявления Господня, а его придельные алтари во имя св. Николая и Александра Невского. В течение семи лет в 1855–1862 гг. собор был окончательно построен; заведывание хозяйственною частью при постройке собора предоставлено было соборному ц. старосте Вуколу Зотовичу Кузовлеву. Средства для построения собора слагались главным образом из добровольных пожертвований граждан города Тулы всех сословий и состояний. На постройку собора употреблено более 103-х тыс. рублей. На содержание собора получается из казны 350 р. и % по билетам 741 р. Причт соборный состоит из протоиерея, ключаря, двух священников, протодиакона, 2-х иподиаконов и 2-х псаломщиков. В пользу причта получаются: казенное жалованье в количестве 2801 р., арендных денег за церковную землю 1235 р. и с билетов 701 р. Церковной земли состоит: усад. 11 мест – 467 1/2 с., полевой 25 д. 1337 с., луговой 83 д. 1666 с.; итого удобной 109 д. 605 с.; неудобной: под речкою Рогожней 1692 с. и под постоянным разливом реки Упы 63 д. 510 с. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., стр. 10 В 1855-1862 г.г. на территории кремля был построен храм во имя Богоявления, или Крещения Господня. Собор сооружался как памятник воинам-тулякам, погибшим на полях сражений Отечественной войны 1812 г., на средства, собранные по подписке горожанами всех сословий. Проект храма-памятника разработал архитектор Тульского оружейного завода М. А. Михайлов. Величественный пятиглавый Богоявленский собор с приделами Николая Чудотворца и Александра Невского являлся вторым кафедральным храмом города Тулы. Он гармонично вписался в архитектурный ансамбль Тульского кремля, создав единый комплекс культовых зданий с Успенским собором и колокольней. Для входа в собор были сделаны три каменных крыльца; сооружён изящный и величественный иконостас известного московского мастера Н. Сафронова с иконами иконописца А. Борисова.

http://sobory.ru/article/?object=01473

В 1994 Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в бывшем приделе Петра и Павла. В 2002 была завершена роспись алтаря. Нынешний облик Богоявленского собора сильно отличается от его прежнего исторического облика. Источник: Изразцы Богоявленского собора - многоцветные керамические облицовочные плитки, часть архитектурного оформления Собора во имя Богоявления Господня в городе Иркутске. Характеризуются выразительными рельефами в виде лепестков и концентрических кругов. Желто-зеленые переливы изразцовых поясов в сочетании с богатым декором на фоне белых стен усиливают праздничность и нарядность Богоявленского собора, придают зданию обаяние. В Сибири известно лишь два памятника - в Иркутске и Енисейске, - украшенных многоцветными изразцами. Первые изразцы появились на Руси в конце XIV - начале XV в. Их применяли для украшения наружных стен, а также для облицовки печей. По технике исполнения различались изразцы красные - терракотовые без покрытия глазурями, муравленые - покрытые зеленой глазурью, и ценинные - украшенные цветными эмалями. Изразцы формовали в деревянных формах с вырезанным объемным рисунком (по аналогии со старинной технологией приготовления русских пряников) методом так называемой «набивки». Для украшения Богоявленского собора изготовили свыше трехсот изразцов. Часть их них составили изразцы-розетки с незатейливыми, но достаточно выразительными рельефами. На одних видны крупные лепестки, на других - концентрические круги. Особое внимание приковывают изразцы, сюжеты которых навеяны языческими преданиями и образами. В 1940 г. Богоявленский собор решением исполкома городского Совета передан Иркутскому хлебозаводу под механизированную пекарню. Это было очень тяжелое время для памятника архитектуры. Приспосабливая здание к промышленным нуждам, администрация хлебозавода многое перестроила. В 1960 г. Богоявленский собор был поставлен на учет и охрану как памятник республиканского значения. В 1968 г. хлебозавод был выселен из здания, что дало возможность начать восстановление храма. Реставрация велась 18 лет. Большая заслуга в восстановлении изразцов, которые почти все были утеряны за то время когда в храме располагался хлебозавод, принадлежит преподавателю Иркутского училища искусств Алексею Никитичу Штанько. Мастер несколько лет кропотливо экспериментировал, используя те изразцы, которые пощадило время и люди, подбирал оптимальный рецепт для глины и глазури. После его кончины дело продолжили прославленные мастера-изразечники из Ярославля - исторического центра этого искусства. Реставрация была закончена в 1985 г., и собор был передан Иркутскому областному художественному музею. В 1994 г. при иркутском епископе Хризостоме собор Богоявления был возвращен Иркутской епархии. Вскоре там, в бывшем Петропавловском приделе, был сооружен временный иконостас и начались богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=11662

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Собор Вознесения Господня расположен в Центральном административном районе областного центра на пересечении Тверского проспекта и улицы Советской. История возникновения собора уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 года возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась так же деревянная Богоявленская церковь - это были небольшие приходские соборы, теплый и холодный, обе сожжены во время польско-литовской интервенции. В 1624 году церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 году здесь опять стояли две церкви - Вознесения и Богоявления. Но в 1725 году Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась. Позже на этом месте, перекрестке дорог, была устроена так же деревянная церковь во имя Вознесения Господня с престолом Богоявления. Но и эта церковь простояла недолго - сгорела дотла во время сильного пожара. Через некоторое время прихожане просили разрешения строить на этом месте новую церковь, уже каменную, с тем же наименованием и с тем же приделом. Была дана храмосдательная грамота, и в 1751 году придел Богоявления был закончен строителями, " чистыми образами и всяким церковным облачением убран " и освящен. Строительство самого храма продолжалось еще почти 9 лет, а в 1760 году был освящен и главный придел. Новый храм простоял недолго. 19 мая 1763 года в Твери случился опустошительный пожар и погорела только что возведенная церковь. Прихожане сумели быстро восстановить придел Богоявления, и в сентябре придел был освящен, и служба возобновлена. Сам же храм восстанавливался долго. И только в 1768 году внутреннее убранство было восстановлено, церковь освящена, и строительство храма окончено полностью. В 1805 году у храма была возведена новая колокольня. Со временем находившийся в центре города храм с немодной уже " барочной " декорацией перестал удовлетворять сиятельных владельцев и прихожан, и встал вопрос о перестройке храма.

http://drevo-info.ru/articles/23634.html

Усмань. Собор Богоявления Господня. Собор. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:Между 2000 и 2015. Архитектор:А.Г. Федорец Адрес: Россия, 399373, Липецкая область, г. Усмань, ул. Вельяминова, 20а Координаты: 52.044343, 39.725814 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Описание церкви, прежде существовавшей в г. Усмань. Соборная церковь каменная, теплая, построена в 1812 г. на средства прихожан. Престолов три: главный - в честь Богоявления Господня и придельные – в честь чудотворной Корсунской иконы Божией Матери и в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Господня. Местно-чтимая Корсунская икона Божией Матери. Приход открыт в 1812 году. Дворов 520, душ муж. пола 1986, жен. пола 2000, великороссы. Школы две церковно-приходские: 1-я Кирилло-Мефодиевская, двухклассная, мужская, 2-я Корсунско-Богородичная, женская, двухклассная, в последней вознаграждения за преподавание закона Божия нет. Заведующий школами, он же законоучитель в первой школе, состоит сверхштатным священником при соборе, получает 900 руб. Опись церковного имущества имеется, метрические книги с 1808 г. При церкви три библиотеки: благочинническая, церковная и школьная. Штат: протоиерей, два священника, два диакона и три псаломщика. У причта полевая земля в двух участках: близ города 96 десятин 1524 кв. сажени, из них 26 десятин под топями и мелким ольховым лесом, 70 десятин пахотной, и в 15 верстах от города 87 десятин 987 кв. сажень, близ деревни Мансуровой, вся пахотная. Причтового капитала 17570 руб. и церковный капитал 1730 руб. А. Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Усманский уезд, стр. 368. Комментарии и обсуждение В 1645 году была построена оборонительная крепость Усмань. К этому же времени относятся первые упоминания о деревянной церкви на Базарной площади. В 1790-х годах построили каменную соборную Богоявленскую церковь. Это было первое кирпичное здание Усмани. Церковь была перестроена в 1812 году. Храм был снесен в 1930-е годы.  Летом 2000 г. с благословления митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия началось возрождение храма. 16 июля 2001 года была обретена утерянная Корсунская икона Божией Матери, которая прославилась многими чудесами. 25 мая 2005 года владыка Никон освятил придел нижнего храма в честь Царственных мучеников. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19328

Тотьма. Собор Богоявления Господня. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Главным зданием Тотьмы издревле был соборный храм Богоявления, расположенный на возвышенной части берега Сухоны, которая именовалась Соборной горой. Она имела с двух сторон крутые спуски к реке и к впадающей в нее маленькой речушке Песьей Деньге, а с третьей — глубокий овраг, некогда бывший рвом. В 1743 году большой городской пожар уничтожил все деревянные церкви на Соборной горе. Возведенный вскоре после пожара Богоявленский собор (1744-1749) был уже каменным. Он представлял собой характерную для своего времени двухэтажную бесстолпную постройку, увенчанную восьмериком и пятью главами. Рядом с собором находилась высокая ярусная колокольня, завершенная стройным шпилем. Однако этому собору не суждено было сохранить свои первоначальные формы. В 1811 году к зданию начали пристраивать обширную трапезную с крыльцом, но пожар 1815 года прервал работы. Губернский архитектор И.А. Фохт составил новый проект, по которому в 1816-1822 годах собор перестроили, превратив его в массивное сооружение, выдержанное в духе раннего классицизма. В 1863-1868 годах храм еще раз переделали по проекту некоего П.В. Иконникова, ключаря вологодского Успенского собора. Он, как сообщают документы, якобы хорошо знал строительное дело, однако произведенные им переделки свидетельствуют о невысоком профессиональном уровне этого зодчего-самоучки. Монументальный двухэтажный Богоявленский собор (ныне Дом культуры) тяжеловесен, непропорционален и сух. Его архитектура со слабо расчлененными фасадами и плоским декором еще во многом тяготеет к раннеклассическим формам XVIII века. Первый этаж на 2/3 высоты украшает характерная рустовка с замковыми камнями над окнами; в центре боковых фасадов расположены слегка выступающие портики с четырьмя парами полуколонн и небольшими пологими фронтонами. Завершение собора — цилиндрический барабан с куполом и четыре малых главы по углам — не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=06401

В 1931 году, после закрытия Успенского собора в Кремле и утраты Храма Христа Спасителя Богоявленский собор становится кафедральным храмом Московской епархии. В 1927 году Богоявленский храм сняли с учета, вычеркнув его из списков памятников церковной архитектуры под обычным революционным предлогом – «художественной ценности не представляет», поэтому перед его сносом не было сделано фотографий. Первые слухи о сносе храма поползли в 1928 году – за 10 лет до его гибели. В 1929 году рабочие ходатайствовали о закрытии храма и передаче его под клуб, но тогда их ходатайство было отклонено. В декабре 1937 года было арестовано все духовенство Богоявленского храма. Собор был взорван в сентябре 1938 году под предлогом освобождения места для нового социалистического строительства, там планировалось образцовое жилищное строительство. На его месте был выстроен «генеральский» дом, на углу Большой Дорогомиловской улицы и 2-го Брянского переулка, от которого началась дальнейшая застройка Дорогомилова. Этот дом имеет срезанный угол, который находится точно на месте алтаря. После дорогомиловского собора кафедра не сразу была перенесена в Елоховский собор. Кафедральным недолго был Преображенский собор на одноименной площади, который очень любил митрополит Сергий. А потом им стал собор в Елохово, освященный, как и его предшественник, в честь Богоявления Господня. По Богоявления Господня в Дорогомилове церковь (уничтожена) Первые документальные сведения о Богоявленском храме в Дорогомиловской ямской слободе, с приделом святителя Николая, относятся к 1620-м годам. В 1733 г. выстроили новое церковное здание. В 1835 г. к трапезной пристроили придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1862 г. храм капитально переделали, с северной стороны пристроили придел святителя Тихона Задонского, с южной – преподобного Сергия Радонежского, колокольня выросла на один ярус. В 1898 г. храм частично был разобран, и на его месте к сентябрю 1908 г. выстроили огромную церковь с четырьмя приделами (архитектор В.Е. Сретенский). Храм и его приделы украшали роскошные резные вызолоченные иконостасы оригинального рисунка, сооруженные П.А. Сизовым. В них и на стенах было размещено много икон XVIII века и высокохудожественные образа середины XIX века, исполненные иконописцами Палеха. Прихожанами особо почитался больших размеров Животворящий Крест Господень с изображением распятия, созданный мастером Е. Елкиным в XVII веке.

http://sobory.ru/article/?object=34503

Барнаул. Собор Александра Невского. Александровский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Строительство Александро-Невского собора было начато в 1991 году. В 1992 году была заложена церковь Богоявления, в 1995 году состоялось ее освящение. Одновременно был заложен собственно собор. По проекту это будет большой пятиглавый трехпрестольный собор с высокой четырехярусной колокольней. В дальнейшем были построены малая звонница, водосвятная часовня, иконная лавка и др. В комплекс собора входят: строящийся собор, церковь Богоявления, малая звонница, водосвятная часовня, иконная лавка, церковная сторожка в виде башни. Собор Александра Невского строится в городе Барнауле. Решение о строительстве в городе Александровского собора было принято в 1990 году, в 1992 году началась застройка. Первая Божественная Литургия была отслужена на месте возведения храма задолго до начала строительства. Первый камень, заложенный в основание, был освящен несколькими годами позднее. По проекту планируется, что собор Александра Невского будет большим, с тремя престолами, увенчанный высокой звонницей, состоящей из четырех ярусов. В настоящее время строительство идет медленными темпами из-за недостатка финансирования. Кроме главного здания, в церковный комплекс также входят церковь Богоявления Господня, малая колокольня, иконная и сувенирная лавки, небольшая часовня. http://www.novosibirskgid.ru/architecture/ В советское время верующие горожане, проживающие в Ленинском и Индустриальном районах Барнаула, ездили молиться через весь город в единственный действующий Покровский собор. С просьбой открыть храм поближе к месту их проживания верующие не раз обращались к властям города. В 1990 году по благословению правящего архирея они объединились в общину Александро-Невской церкви, настоятелем которой был назначен протоиерей Александр Войтович. Тогда же Алтайское благочиние Новосибирской епархии и Главное управление архитектуры и градостроительства Барнаула объявили конкурс на лучшее место для будущего храма и лучший архитектурный проект. Место выбрали не только удобное, но и очень красивое: в парковой зоне на пересечении трёх районов города. Решение вопроса о передаче выбранной территории было ускорено благодаря визиту на Алтай Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который 11 мая 1991 года освятил закладной камень во основание собора во имя Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=19898

Новый облик главного храма Тотьмы вызывал определённые вопросы у современников; Константин Случаевский, посетивший Тотьму в 1885 году, отзывался о Богоявленском соборе так: " ...О пяти куполах, с очень длинною колокольней, выкрашен желтою краской, а купола зеленые, что некрасиво; каменный купол только центральный, остальные деревянные на длинных шейках. Иконостас его в стиле Возрождения, с коринфскими колоннами; над царскими вратами, под высокою дугой, писанная масляными красками Тайная Вечеря; центральный купол внутри также на четыре ската. В храме было 7 престолов: в нижней тёплой церкви - во имя Богоявления Господня, в приделах: на правой стороне - во имя архистратига Михаила, на левой - святого Дмитрия Ростовского; в верхней: холодный - во имя Рождества Богородицы, в правом приделе - во имя Тумбовской иконы Божьей Матери, в левом - во имя апостолов Петра и Павла и великомученика Пантелеймона. При советской власти, после очередного пожара, оставившего собор без куполов, здание в 1929 году приспособили под кинотеатр " Октябрь " , а в наше время - под городской центр культуры, который и поныне пребывает в его стенах. Из книги: Кузнецов А.В. " По следам тотемского барокко: альбом-путеводитель " . - Вологда: Древности Севера, 2016. Тотемский Богоявленский собор. Современное местоположение: г. Тотьма, Вологодская обл. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Богоявленская соборная церковь, 1745 года, каменная. Престолы в честь: Богоявления - главный, Архангела Михаила, свт. Димитрия Ростовского, Рождества Пресвятой Богородицы (в верхнем этаже), иконы Божией Матери «Казанская» (находился под отдельно стоящей колокольней), иконы Божией матери «Тумбовская», апостолов Петра и Павла и вмч. Пантелеимона. Настоятелем Спасо-Суморина монастыря архимандритом Нафанаилом были освящены (после ремонта?): 31 октября 1864 г. - нижний тёплый храм во имя Богоявления Господня, 28 октября 1865 года - Димитриевский придельный храм, 17 октября 1871 г. - придельный храм в честь иконы Божией Матери Одигитрия (?).

http://sobory.ru/article/?object=06401

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010