То же самое касается и многодетных семей. Основная их проблема – отсутствие необходимой жилплощади и нехватка денег. Пока у семьи есть кормилец, можно более-менее нормально существовать. Но если отец бросает семью или с ним что-то случается, приходится не жить, а выживать. Многие женщины, находящиеся в подобной жизненной ситуации, делают аборты. Нужно иметь очень сильную веру в Бога и в то, что если Господь посылает детей, Он о них позаботится и пошлет все необходимое. В октябре 2004 года я пришла на работу в Богоявленский собор, стала дежурить у раки святителя Алексия. Окончательное решение о создании благотворительной организации приняла после услышанной проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Спасая детей – вы спасаете Россию»! А уже в декабре при содействии председателя правления МОБОО «Будущее Подмосковья» Виктора Пронина, который предоставил нам помещение в городе Жуковский, создала православный комитет «Многодетная мать». Мы вместе с Виктором Прониным проводили три выездных мероприятия для раздачи материальной помощи малоимущим в близлежащие районы Жуковского. Затем комитет был преобразован в благотворительный фонд «Русская береза» имени Ю. А. Гарнаева, который зарегистрировали в июне 2005 года. Цель фонда – привлечение и объединение хороших и добрых людей для помощи детям-сиротам, детям-инвалидам, многодетным семьям, детям из неполных семей, семьям, взявшим на себя воспитание детей-сирот. – Конечно же, существование вашего фонда было бы невозможно без тех добрых людей, кто откликнулся на ваш призыв о помощи детям… – Несомненно! Спасибо всем тем, кто искренне считает, что в России не должно быть брошенных, обездоленных детей! Спасибо редактору городской газеты Жуковского «Инфограмма» Константину Евстафьеву, который предложил публиковать в каждом номере своего издания объявления фонда на безвозмездной основе. Постепенно «Русская береза», о которой многие узнали из статей в журнале «Сельская новь», из публикаций в областных газетах, приобрела известность в разных регионах нашего Отечества. Вокруг фонда стали объединяться не только благотворители и жертвователи, но и простые люди, которые часто звонят мне, предлагают свою посильную помощь, интересуются делами фонда, выражают благодарность за благотворительную деятельность.

http://pravoslavie.ru/4697.html

Эта работа стала настольной книгой русских педагогов более чем на целое столетие. Издание “Номоканона” Захария Копыстенского, “Грамматики” Мелетия Смотрицкого и ряда других книг, как, например, “Книга о вере” и “Кирилова книга”, показывало, что московские реформаторы не боялись пользоваться работами православных богословов из Белой и Малой Руси-Украины. Они даже не отвергли произведений таких писателей, как Мелетий Смотрицкий, который незадолго до издания его книги в Москве перешел в католичество и боролся против православия в русских областях Польши. Правда, и “Номоканон” и “Грамматика” подверглись в Москве некоторой переработке, но ввиду разницы, создавшейся к этому времени в восточнорусском, московском, и западнорусском, белорусском и украинском, литературных языках и в церковных обрядах, такая переработка была совершенно неизбежной. Издание школьных пособий отразилось на росте грамотности и начального образования в Московской Руси, которая, по сохранившимся по тому времени данным, получила значительно большее распространение, чем это думают. По интересным подсчетам Соболевского, во второй половике XVII века белое духовенство было уже поголовно грамотно, хотя за столетие до этого Стоглавый собор еще сетовал на наличие малограмотных и неграмотных священников и дьяконов. Среди монашества число грамотных было ниже, но тоже достигало 75 процентов; близка к ним была грамотность и дворян, колебавшаяся от 65 до 78 процентов на сто душ мужского пола. Среди купечества, наоборот, грамотность была выше и колебалась от 75 до 96 процентов. Среди посадских число грамотных на сто человек мужчин было от 16 до 43, а среди крестьян колебалась около 15 Новые подсчеты С.К.Богоявленского показывают, что среди низших классов населения в 1670— 1680-х годах грамотность была даже несколько выше и достигала 23—52 процента на сто душ мужского взрослого населения в зависимости от областей и социальных Большие тиражи изданий — так, например, за вторую половину XVII века было издано более 300 000 экземпляров букварей и 150 000 Учительных Псалтырей и Часословов — и дешевизна книг — буквари продавались по одной копейке за книгу, — несомненно, способствовали распространению грамоты. С каким интересом население относилось к книге и учению, видно уже из того, что нередко многотысячные тиражи распродавались в несколько Эта работа Печатного двора, особенно развившаяся во время господства там сторонников движения “церковного возрождения”, лучше всего характеризует их взгляды на просвещение и образование. Конечно, эта работа была еще скромна по своему уровню и масштабам и давала помощь людям лишь на уровне первоначального образования при богослужении, но она все же поднимала подготовку духовенства, облегчала его просветительную работу и помогала внедрению в мысль и совесть народа истин православия. К тому же она была первой попыткой массового, общедоступного распространения грамотности и

http://sedmitza.ru/lib/text/439484/

ЗРИ: Аще случится Обрезание Господне в святаго Василия Великаго в неделю. Творим бдение. На малой вечерни стихиры воскресны по обычаю. На стиховне стихира воскресна гласа едина. Таже стиховныя стихиры Василия, великия вечерни, глас 1, самогласны, с припевы их. Слава, глас 6: Излияся благодать: И ныне: Не устыдеся Всеблагий Бог: По Трисвятом тропарь воскресен. Слава, святаго. И ныне, праздника. И отпуст. На велицей вечерни: На Господи, воззвах: поем стихиры воскресны 3, и праздника 3, и святаго, на 4. Слава, святаго: Премудрости рачитель. И ныне , Богородичен 1-й гласа. Вход, прокимен. И чтения 3. На литии стихира храма. И святаго Василия, Слава, святаго. И ныне, праздника. На стиховне стихиры Октоиха. Слава, святаго. И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь святаго дважды и Богородице Дево: единожды. И чтение в посланиих Апостольских. На утрени: На Бог Господь: тропарь воскресен дважды. Слава, святаго. И ныне, праздника. По кафизмах седальны воскресны с Богородичны их. И чтение во Евангелии толковом, Недели пред Богоявлением. По полиелеи тропари: Ангельский собор: и ипакои гласа, и седальны святаго вси, по единожды. Слава, седален по полиелеи. И ныне, праздника. И чтение в Богослове, слово надгробное о Великом Василии. Степенна и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресно. Воскресение Христово: и псалом 50. Стихира воскресна. Канон воскресен со ирмосом на 4, и праздника на 4, и святаго на 6. Катавасия: Глубины открыл есть дно: и Шествует морскую: кийждо лик свой ирмос. По 3-й песни кондак праздника и седален святаго, дважды: Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни кондак святаго и икос. И чтем Пролог. На 9-й песни поем Честнейшую: Припевы же праздника и святаго не поем. Светилен воскресен. Слава, святаго. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4, и святаго подобны 4, со обычными припевы его. Слава, стихира Евангельская. И ныне: Преблагословенна еси. Славословие великое, тропарь воскресен. Ектении и отпуст. И оглашение Студитово. Дается же и елей, по обычаю, от кандила святаго, и исхождение в притвор, и час 1-й. И конечный отпуст. На часех тропарь воскресен. Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак праздника. На 3-м часе тропарь воскресен. Слава, святаго. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак святаго и праздника, пременяюще, глаголем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На мой недоуменный вопрос о причинах скорби Владыки по поводу этого назначения в стольный тогда город Владыка со свойственным ему смирением ответил: «я привык бывать там в качестве гостя, но я человек не этикетный, могу не прийтись там “ко двору”; там разные течения, а я не смогу следовать за ними, у меня нет характера приспособляемости». И, действительно, мы знаем, что он не применялся и не пришелся «ко двору». Следствием этого, равно как и других обстоятельств, о которых я не считаю благовременным теперь говорить, и было перемещение его в Киев. Эта застенчивость была причиною и того, что на новых местах служения встречали его и относились к нему сначала очень сдержанно. Так и Москва отнеслась к нему сначала. Но я был свидетелем того, как та же Москва чрез 14 лет провожала своего уже горячо любимого архипастыря в Петроград. Да и что говорить об этом, когда все вы – свидетели этого незабвенного расставания Владыки с Москвой. И настоящее многолюдное собрание, – разве не свидетельствует о той тесной связи, какая существовала между ним и его паствою? Москва поняла любящее сердце Владыки, и он раскрыл свое сердце, и ему тяжело было расставаться с Москвой. Но это смирение, эта скромность, застенчивость соединены были в нем с горением духа. На нем исполнились слова Св. Апостола Павла: работайте Господеви, духом горяще ( Рим.2:11 ). Он действительно горел духом, пламенел ревностию по Дому Божию, которая снедала его. Эта ревность выражалась прежде всего в неустанном проповедывании слова Божия. Самая манера его проповедывания свидетельствовала об этом горении духа. Слабый, болезненный телом, с тихим голосом, он во время произнесения проповедей преображался, воодушевлялся, голос становился крепким, и силою горячего слова он пленял умы и сердца слушателей. Будучи сам усердным служителем слова Божия и проповедником, он и пастырей церкви побуждал проповедывать. Основная мысль проповедей его состояла в том, что мы переживаем период не только политической борьбы, но и религиозной. Он предрекал грядущую опасность для Церкви от социализма.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Лишь в последующее время архитектура храмов изменилась, и жертвенник стали ставить в самом алтаре. Многоалтарность же храмов появилась в монастырях и была вызвана жизненной потребностью. Жертвователи непременно желали иметь храмы в честь различных святых. Отказываться от пожертвований монастырям не приходилось, но вместо особых храмов стали устраиваться в храмах по нескольку алтарей. В канонах, повторяю, святость алтаря особо охраняется. В 44-м правиле Лаодикийского Собора сказано: «Не подобает жене в алтарь входити», а в 69-м правиле VI Вселенского Собора сказано: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу». Вальсамон в толковании на это правило говорит: «Настоящее правило запрещает мирянам входить внутрь божественного алтаря, потому что он отделен для одних священнических лиц. Но царю, хотя он и мирянин, по некоему древнему преданию, дозволено, когда он пожелает, принести дары Богу. А каким образом в божественное святилище преславного храма Господа нашего Иисуса Христа на острове Халки беспрепятственно входит всякий желающий, я не знаю. А о латинянах знаю, что не только миряне-мужчины, но и женщины входят в святый алтарь. Заметь настоящее правило и никак не дозволяй на основании оного мирянам входить в святой алтарь». Комментатор, таким образом, с порицанием относится к такому нарушению канонов и говорит, что совершенно не знает, как могли произойти такие предосудительные явления. В настоящее время, при некотором упадке церковной дисциплины, когда иной раз не замечается должного благоговения к святости алтаря, что выражается в оставлении там платья, галош и т. п., надо быть особенно осторожным в проведении новых мероприятий. Даже мусульмане охраняют святость своих мечетей и не входят в них обутыми. Тем более нам следовало бы заботиться о поддержании благоговения к святости алтаря и избегать утверждения мер, способных повести к излишнему соблазну.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Храм рассыпается, ибо раствор, скрепляющий древние кирпичи в арках и стенах, растворён осадками – результат многолетнего отсутствия элементарной кровли. Это вывод экспертов. Старая кладка нуждается действительно в каком-то чуде, точнее не так – чудо, что храм еще вообще стоит, до сих пор не превратившись в груду строительного мусора с железными куполами, опрокинутыми поверх… Уму непостижимо, как и кем в 2015 году с московской строительной компанией “ЭШЕЛЪ” был заключен контракт на проведение реставрационных работ в несчастном соборе. Люди, друзья, сограждане, россияне – опомнитесь, что же вы делаете, ведь именно эти товарищи из Эшела угробили бесподобный архитектурный памятник в Борисоглебске, в 20 км от Ростова, превратив южные монастырские ворота с надвратной Сергиевской церковью в белое неопознаваемое нечто. В начале весны 2015 года были начаты реставрационные работы, “в ходе которых участки кирпичной кладки XVI века были раскрыты, временной кровли над ними не было, и кладка вымокала и вымораживалась. Раствор, скреплявший кирпичи, растворился, и здание держалось фактически на металлических креплениях 1990-х годов” (цитирую слова директора “Эшела” Евгения Загоскина). Состояние кладки реставраторы описывали так: “Висит стена, и она в любой момент может упасть”. По свидетельствам с объекта, обрушения опасались даже от порыва ветра. Гром грянул 13 августа 2015 года – прямо в процессе реставрационных работ рухнули своды южной галереи. Снова цитата из Загоскина: ”Обрушение конструкций произошло при демонтаже поддерживающей опалубки, которая держала свод и в свое время сильно прогнила, поскольку на протяжении длительного времени никакие работы не производились”. Почему перед демонтажом опалубки не было исследовано состояние кладки и не были подведены новые укрепляющие конструкции, не поясняется. Разве не нужно сначала укреплять кладку, а уже потом производить с нею какие-либо манипуляции? Теперь разрушившийся кирпич заменяют современным, дополнительно укрепляют стены и строят новые поддерживающие конструкции.

http://sobory.ru/article/?object=05699

Ворота эти – блестящий пример фантастической архитектуры, пресыщенного «барокко», попавшего на провинциальную почву. Все архитектурные формы этого стиля получили здесь самое курьезное развитие. Провинциализм этого барокко выражается и в приподнятой середине ворот с волютами, и в боках, украшенных двумя пирамидами, покоящимися на шарах, окрашенных в ярко-синий цвет и усыпанных крупными золотыми звездами. Все свободное пространство внутри ворот заполнено орнаментальной лепкой. Особенно любопытны два грифона посередине, по бокам арки; капители очень удлинены и украшены листьями каких-то небывалых растений. Изображения святых и ангелов, вставленные в ажур решеток, несколько портят общий вид ворот. Но вечером, выделяясь темным силуэтом на прозрачном фоне железной решетки, они увеличивают фантастический элемент того ensemble " я, который получается при рассмотрении архитектурной группы, состоящей из двух соборов, колокольни, ограды и ворот. Калиточка, ведущая на небольшую террасу – довольно большая, она простой, но чрезвычайно милой архитектуры; украшена двумя каменными вазами и подобием короны посередине. Очень жалко, что ограда приходит в ветхое состояние: «Триумфальные ворота» уже подперты бревенчатым лесом). Кроме этих сооружений, ограда охватывает еще с южной стороны два жилых флигеля, служивших когда-то для пребывания здесь епископа, для нужд семинарии и духовного училища, а ныне являющихся помещениями для соборного причта. Построены они были, вероятно, позже собора (в последних годах XVIII столетия). Стиль их архитектуры еще строже. Вся отделка стен исчерпывается рустовкой пилястр, «лопатками» и квадратами, разграфляющими стены; но, несмотря на эту простоту отделки, обе постройки – приятной архитектуры стиля Людовика XVI. Все пропорции их очень правильны, рустовка элегантна, и здания несомненно содействуют красоте получающегося с Волги общего вида на соборные постройки. Ограда построена в 1799 г., то есть, вероятно, еще позже зданий Богоявленского собора. Упомянутая выше (при описании Успенского собора) ротонда на углу собора построена в эти же годы.

http://sobory.ru/article/?object=35070

На цилиндрические барабаны установлены крупные луковичные главы. Декоративное убранство барабана собора, равно как и трапезной части храма, - минимальное. Архитектурно-декоративное убранство нижнего яруса колокольни аналогично декору церкви. Те же кокошники, что мы видим у притворов, процитированы и над входом в храм. Хотя трёхчастного деления фасада уже не наблюдается. В свою очередь, верхний ярус колокольни перекликается с завершением храма, дополняя картину стилистического единства. В ярусе звона изнутри видны следы разборки кладки - кирпичи вынимали в XIX веке, когда поднимали большой колокол. Храм прямоугольный в плане, композиционно объединён с алтарной частью и трапезной. Но два выступающих притвора, акцентирующие центральную часть с севера и юга, превращают план здания в крестообразный. Декор в целом сдержанный. Обратите внимние на характерную для русско-византийского стиля проработку притвора, трёхчастное деление фасада и " национальные " кокошники. Центральная часть алтарной апсиды выделена ризалитом. Он, как и фасады притворов, - наиболее богато украшенная часть храма, и завершён такими же килевидными ложными закомарами. Интерьер Богоявленского собора представляет собой единое обширное пространство, вытянутое по продольной оси и композиционно объединяющее в себе собственно храм, трапезную и алтарную часть (последняя отделена алтарной преградой). Несущие столпы не расчленяют внутренний объём, но, скорее, организуют его, представляя дополнительное пространство для размещения икон. Несколько обособленно выступают притворы, но они организуются в единое поперечное пространство друг с другом и с подкупольным пространством, образуя своего рода трансепт. Дадим слово авторам свода " Памятники архитектуры Тверской области " (составитель Г. К. Смирнов, Тверь, 2002). Вот что пишут о внутренней организации Богоявленского собора специалисты: " Интерьер имеет восьмистолпную трёхнефную структуру. Компартименты нефов перекрыты системой крестовых и коробовых сводов, которые разделены между собой подпружными арками.

http://sobory.ru/article/?object=00312

На отдельных участках обнаружены разрушенные фрагменты деревянного связевого каркаса. Наружные водоотводные конструкции отсутствуют. Гидроизоляция стен не обнаружена ”. И т.д. Выводы по большинству пунктов однообразны: состояние либо недопустимое, либо аварийное. Кратко и красноречиво описывает общую картину на 2013 г. Акт физического износа и утрат первоначального облика памятника : Износ и утраты: фундамента – 50 %, массива кладки кирпичных стен – 50 %, лицевой кладки фасадов – 70 %, столпов основного объема – 70 %, сводов и подпружных арок – 70 %, настенных росписей – 70 %, цоколя – 70 %, внутристенных деревянных связей – 100 %, конструкций кровли четверика и приделов – 100 %, конструкций деревянных каркасов и кровли глав – 100 %, заполнения оконных и дверных проёмов – 100 %, штукатурного слоя и известковой обмазки стен, а также обстановочного комплекса интерьеров – 100 %, полов подклета и основного этажа – 100 %. Иными словами, пациент скорее мертв, а исторических интерьеров нам даже после завершения реставрации не увидеть. Итоговый план работ (по состоянию на 2013 г.) состоял в следующем: В первоочередном порядке в 2014 году: усиление фундаментов и надземных конструкций памятника. Следующий этап, 2015 год: реставрация кирпичной кладки фасадов и внутренних стен здания: усиление и ремонт кладки в местах ее разрушения (или разбора в процессе эксплуатации) с восстановлением заполнения пространства швов кладки и восстановлением сечения кладки с заменой поврежденных кирпичей путем вычинки. Участки кирпичной кладки со значительными объемами вычинки наружной версты было рекомендовано усилить косвенным армированием (результат тотальной вычинки – посвежевший западный фасад); ремонт стропильной конструкции кровель и глав завершений, воссоздание утраченных перекрытий ярусов и лестниц, восстановление системы водостока кровли, водоотвода от здания, осуществление мероприятия по понижению уровня грунтовых вод, устройство отмостки. 2016 год: реставрация и консервация стенных росписей, устройство покрытий полов, отделочные работы стен интерьеров и фасадов, установка систем инженерного оборудования.

http://sobory.ru/article/?object=05699

В начале 1898 года последовало назначение Владыки Владимира из экзарха Грузии на Московскую митрополию. В это время я уже был ректором Московской академии и таким образом стал сотрудником его в этом звании. Свидетельствую пред всеми, что отношения его к академии были вполне благожелательные. Это выражалось в частых посещениях им академии, в обычные дни и в нарочитые академические праздники, а в особенности – в том, что он интересовался внутреннею жизнью академии, знал по имени и отчеству почти всех профессоров, помогал материально студентам и органу Московской духовной академии, «Богословскому Вестнику». Шесть лет я пробыл в качестве сотрудника Владыки, после чего Господь указал мне другие послушания – в Пскове и Новгороде; но связь моя с Владыкой не только не прерывалась, а все более и более укреплялась. С тех пор в течение 14 лет, до самого последнего времени, я имел утешение часто бывать в общении с ним в Петрограде, где я пребывал по званию члена Государственного Совета, а Владыка – по званию члена Святейшего Синода. Всегда я встречал от него ласку и любовь, и я был, быть может, одним из немногих свидетелей тех переживаний, которые испытывал Владыка и от внешних обстоятельств, связанных с переменами кафедр, и от внутренних потрясений, которых так много приходится на долю архиереев. Эти переживания не видны многим, судящим об архиереях по общей внешней, т. е. парадной обстановке; а если бы они знали, что часто переживают архиереи в тиши келлий или, быть может, даже и роскошных палат, они не были бы так легкомысленны в суждениях о них... Двадцатилетнее общение с усопшим Святителем запечатлело в душе моей его духовный облик, и мне хотелось бы, хотя и в кратких чертах, обрисовать черты этого образа, которые для многих были недоступны вследствие свойств характера Владыки. Основной стихией его духовной жизни являлось смирение, смирение евангельское, смирение мытаря, а не фарисея, – то истинное смирение, которое состоит в сознании своих немощей. И на нем исполнились слова Спасителя: смиряй себе, вознесется.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010